Из истории вальдорфского движения
В самый разгар строительства Гетеанума, в 1914 году, разразилась катастрофа первой мировой войны. За годом 14-м последовал 17-й. Штайнер далек от того, чтобы безучастно, созерцательно относиться к трагическим событиям тех лет. Он набрасывает свой план выхода из войны и передает его ведущим политикам Германии и Австрии. В нем он описывает «среднеевропейскую программу» социального переустройства, подчеркивая культурно-духовную целостность народов Европы. Одновременно он подчеркивает опасность национализма, выразившегося в идее национальных государств, так как в Европе тесно сосуществуют на одной территории представители разных народов. Штайнер пророчески говорит и пишет о том, чем может обернуться для Европы соединение принципа государственности и принципа нации. «Освобождение народов возможно. Но осуществимо оно только в результате освобождения отдельного человека, а не наоборот. Если станут свободными люди, то через них станут свободными и народы». Принцип национального он рассматривает, как относящийся к культурно-духовной сфере. Последняя не может находиться под государственно-бюрократическим контролем и управлением. В ней должна господствовать свобода. Государство должно защищать эту свободу, дать ей возможность беспрепятственно развиваться. То, что Штайнер был прав, показывают начавшиеся в Восточной Европе после 1919 года столкновения на национальной почве, национал-социализм в Германии, кровопролитные национальные конфликты в Югославии и т.д.
В 1919 году Штайнер пишет «Воззвание к немецкому народу и культурному миру», где он впервые публично формулирует свой план переустройства общества в соответствии с требованиями современности. Под этим воззванием подписались многие видные деятели Германии того времени (профессор права Вильгельм фон Блюме, Томас Манн и др.). Профессор Блюме стал затем активным участником возникшего движения за «Трехчленность общественного организма», опиравшегося на идеи Штайнера.
Штайнер выступает с лекциями, посвященными социальному вопросу, перед образованной публикой, а также перед рабочими. В одном из таких выступлений он ярко обрисовал школу нового типа как непременную составную часть свободной духовной жизни общества, без которой никакие внешние социальные реформы не будут плодотворными на длительную перспективу. Рабочие фабрики — это была сигаретная фабрика Вальдорф-Астория — обратились к своему директору Эмилю Мольту с просьбой помочь создать такую школу. Мольт обратился к Штайнеру с просьбой взять на себя педагогическое руководство будущей школой. Штайнер с готовностью согласился. Это было 25 апреля 1919 года. Далее следует стремительное развитие событий: уже 13 мая было получено разрешение на основание новой школы от министра культуры Хаймана, в июне Штайнер читает лекции о народной педагогике, в августе он проводит интенсивные семинары с двенадцатью учителями — будущими коллегами Первой вальдорфской школы. 7-го сентября школа была уже открыта сразу с восемью классами и 256 учениками.
Поразительно то, что вальдорфская педагогика, нашедшая свое практическое воплощение в Первой школе, сразу создается со всеми теми инновациями, которые характеризуют ее и по сей день. Создается впечатление, что Штайнер лишь терпеливо ждал подходящего момента, чтобы осуществить годами вынашиваемые им педагогические идеи. Перечислим коротко те основные инновации, которые осуществил Штайнер в «материнской школе» вальдорфского движения:
-
специфически возрастная ориентация учебного плана и методов обучения; содержание образования ориетируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию ученика;
-
принцип классного учителя, который ведет свой класс с первого по восьмой год обучения; классный учитель ответственно в сотрудничестве со своими коллегами, в кооперации с родителями, выстраивает весь учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы; для ребенка младшей и средней школы учитель важней предмета;
-
возрождение традиции устного рассказа учителя, материалом для которого служат культурно-исторические предания человечества ( сказки, легенды о святых, басни, библейская история, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и проч.); рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время урока; интеграция театральных постановок этих сюжетов в учебный процесс;
-
особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, а также на рукоделие и ремесла; в учебный план включены живопись, пластицирование, музыка, эвритмия, рукоделие (также и для мальчиков), ремесла - работа по дереву и металлу,- (также и для девочек), садоводство; таким образом, через многообразную практическую деятельность, развивается волевая культура ученика;
-
совместное обучение мальчиков и девочек, а также отсутствие разделения по социально-материальному признаку; школа - есть школа для всех;
-
отмена цифровой оценки (отметок); отмена второгодничества; школа, таким образом, перестает быть местом раздачи социальных шансов и селекции - сортировки учеников на хороших и плохих; каждый может свободно и беспрепятственно развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями;
-
терапевтический аспект педагогики; введение гигиенической организации преподавания, ориентация на ритм дня, недели, года; предметы преподаются эпохами - в течение 3-4 недель один предмет на первом сдвоенном уроке; это ведет к концентрации учебного материала, а также дает возможность учителю для органического, последовательного развития материала в течении эпохи.
-
связанная с терапевтическим аспектом интеграция врача в жизнь школы; последний участвует в конференциях и преподает;
-
преподавание двух иностранных языков с первого класса по особым методам;
-
еженедельные конференции учителей с целью постоянного обновления педагогики через углубление познания человека и практического дальнейшего образования и профессионального развития учителя; этому служат обсуждения отдельных учеников или целых классов, а также обсуждение вопросов методики и дидактики;
-
коллегиальное самоуправление школы учителями;
-
совместная работа родителей и учителей, посвященная общей задаче воспитания;
Все эти инновации Штайнер выдвинул как требования к современной школе, а также практически осуществил их в Первой вальдорфской школе. Им также был дан ряд новых импульсов в методике и дидактике преподавания отдельных дисциплин. Само собой разумеется, что традиционному преподаванию естественных наук — математики, физики, биологии, химии — уделяется также очень серьезное место. Преподавание естественнонаучных дисциплин в вальдорфской школе, опирающееся на подход к естествознанию Гете, вызывает в последние годы особый интерес со стороны государственной системы образования ФРГ в связи с общим кризисом науки, проблемами гуманизации школы, а также экологическим воспитанием.
Вплоть до своей смерти, последовавшей в марте 1925 года, Штайнер интенсивно участвует в жизни школы, регулярно проводит конференции, участвует в обсуждении трудных учеников. Насколько конкретно было это участие, мы можем увидеть на следующих примерах. В одном классе был мальчик, вызывавший общее беспокойство. Штайнер посоветовал дать ему задание самому сшить себе новые башмаки. В результате этой работы трудности, испытываемые подростком и учителями, были в существенном преодолены. По поводу другого ученика с отклонениями в поведении Штайнер посоветовал учителю задавать тому каждый день вопрос и спрашивать на другой день ответ. «Удивительно, что тот факт, что его спрашивали каждый день, подействовал оздоравливающе на всю душевную жизнь мальчика, — вспоминает классный учитель, — у него появилась уверенность в себе, которая медленно начала возрастать». Каролина Хайдебрант, которая в своих воспоминаниях приводит множество подобных примеров, отмечает, что в первое время, когда речь заходила о трудных учениках, Штайнеру было достаточно просто сказать, где сидит ребенок, и он тотчас знал, о ком идет речь. Другая учительница, пожаловавшаяся Штайнеру на то, что ей трудно каждый день вспоминать перед сном всех учеников своего класса, то есть 30 детей, вспоминает, как Штайнер возразил ей на это: «А как же я имею перед собой каждый день всю школу?». Штайнер на своем личном примере показал, что значит искусство воспитания на основе познания человека.
Вскоре работа школы привлекает внимание педагогической общественности и Штайнера начинают приглашать в разные города Германии, Швейцарии, Англии для выступления с докладами об основанной им педагогике. Эти лекционные курсы были застенографированы и составляют вместе с семинарами для учителей штуттгартской школы 15 томов собрания сочинений о педагогике и воспитании.
Штуттгартская школа в своем становлении пережила ряд кризисов. Первая государственная инспекция, состоявшаяся в 1923 году, констатировала ряд недостатков в работе. Ознакомившись с критикой, Штайнер признал ее справедливой. Весь 1924 год он вместе с коллегией посвятил совершенствованию педагогического процесса. Во многом эта работа осталась незавершенной. Осенью 1924 года Штайнер планирует провести специальный семинар, посвященный моральному воспитанию, а также углубить художественный элемент в преподавании отдельных предметов. Однако болезнь, а затем последовавшая через полгода кончина, помешали ему осуществить эти планы.
Коллегия, воспринявшая смерть Штайнера, как призыв к ответственности, постаралась усилить свою работу в указанных направлениях. С удовлетворением можно констатировать, что это ей удалось. Отчетный документ государственной инспекции, проведенной осенью 1925 года — то есть спустя полгода после смерти Штайнера — советником школьного департамента Хартлибом, заканчивается словами: «Кто соприкоснется с вальдорфской школой, тот с первого мгновения не может не поддаться впечатлению, что школу ведет своеобразная учительская коллегия. Образцовым кажется мне взаимосвязь коллег между собой; один в любви служит другому; каждый излучает силы, чтобы опять-таки принять силы от другого; от этой коллегии далеки мелочная грызня, зависть и ревность».
К концу нашего столетия вальдорфская педагогика превратилась в мировое педагогическое движение. Она вышла далеко за рамки собственно педагогических учреждений, сделавшись особой педагогической культурой. Это выражается, например, в особой архитектуре школ, стиле отделки и оформления помещений детских садов и школьных классов, разработке специфической культуры празднования праздников годичного круга с детьми в детских садах, школах и дома. При школах и детских садах существуют родительские клубы, есть фирмы, выпускающие «вальдорфскую игрушку», особые восковые мелки, восковой пластелин, краски, музыкальные инструменты. Ряд издательств выпускает детские книги с иллюстрациями особого стиля — противовес антипедагогическим комиксам. Из вальдорфского движения вышло несколько знаменитых в Германии сказочников и толкователей сказок. Получили распространение «сказочные клубы», детские кукольные театры, детский цирк и другие формы творческой деятельности, вальдорфские летние лагеря с работой на ферме или в лесу и т.д. Знаменитый детский писатель Михаэль Энде — бывший вальдорфский ученик, автор книг «Момо» и «Бесконечная история», ставших бестселлерами детской немецкоязычной литературы, — в своих книгах воплощает живой «вальдорфский дух». Вальдорфские школы и инициативы становятся живыми педагогическими сообществами, «экологическими нишами» детства.
Загвоздкин В.К. "Основание первой вальдорфской школы в Штуттгарте 1919—1925 гг."
Ассоциация Вальдорфских школ России
Вальдорфские школы и сады
08.04.2010 - Школа "Со*творение" (Ярославль)
E-mail: mail@so-tvorenie.org , so-tvorenie@inbox.ru
Сайт: http://www.so-tvorenie.org
Дата основания: 2005 г.
Контактное лицо: Наташа Захарова 8-9023303286
Общее описание деятельности: С 2005 года в Ярославле работает школа "Со*творение". Она представляет собой инициативу группы родителей, которые хотят воспитывать детей, основываясь на вальдорфской педагогике. На сегодняшний день у нас работает группа детского сада, студия для дошкольников и два класса - пятый и седьмой; мы проводим самые разные семинары для взрослой аудитории. Вся жизнь школы освещается на нашем сайте Мы были бы рады, чтобы о нас знали разные люди, мы готовы отвечать на вопросы, а также к сотрудничеству.
10.12.2009 - Негосударственной вальдорфский детский сад в г. Санкт-Петербург
Контактное лицо: Петрова Ирина, директор
Телефон: 8-812-492-01-22
Дополнительная информация: Мы работаем с сентября 2000 г.
15.11.2008 - Вальдорфская группа "Зернышки" детского сада № 356 города Казани
Контактные лица:
Родительский комитет +7 987 296 64 11 Шамиль
Педагог Абрамова Е.Н. +79178759571
24.02.2008 - Образовательный центр «СОФИЯ»
E-mail: для зарегистрированных пользователей сайта
Почтовый адрес: г.Уфа Пр. Октября д. 5 кв. 14-15
Телефон моб.: 89174040445
Контактное лицо: Карлинский Вадим
06.01.2008 - Вальдорфская студия "Травушка-Муравушка"
E-mail: для зарегистрированных пользователей сайта
Почтовый адрес: Москва, Отрадное
Телефон: +7 915 249 09 93
Контактное лицо: Кристина Калашник
16.06.2006 - Негосударственное образовательное учреждение «Школа св. Георгия»
E-mail: для зарегистрированных пользователей сайта
Почтовый адрес: 109387, г. Москва, ул. Ейская, д.5/9
Телефоны:
+7 495 350 3381,
+7 495 350 3801
Факс: +7 495 958 8411
Контактные лица:
Исаева Тамара Николаевна - завуч
Бойко Раиса Михайловна - исполнительный директор
19.04.2006 - Воронежская вальдорфская школа "Радуга"
E-mail: для зарегистрированных пльзователей сайта
Почтовый адрес: Россия, г.Воронеж, ул.Космонавтов, д.44
Телефон: +7 4732 391329 (школа); +7 4732 316398
Контактное лицо:
Елисеева Наталья Павловна - руководитель школы
Рязанов Александр Викторович
14.03.2006 - АНО "Школа" Согласие" г.Зеленоград
E-mail: для зарегистрированных пользователей сайта
Почтовый адрес: г.Зеленоград 1625-202
Телефон: +7 495 5380750
Контактное лицо: Пузанова Наталья- исполнительный директор вальдорфской школы
15.01.2006 - Центр искусства воспитания, Свободная школа г. С.-Петербург
E-mail: для зарегистрированных пльзователей сайта
Почтовый адрес: Россия, Санкт-Петербург, 198184, Канонерский остров, 21
Телефон: +7 812 713 9489
Контактное лицо: Волкова Ирина Георгиевна
16.12.2005 - Смоленская вальдорфская школа (МОУ СОШ №41 г. Смоленска).
E-mail: для зарегистрированных пльзователей сайта
Почтовый адрес: 214018, г. Смоленск, ул. Раевского, д.4, кв.11
Юридический адрес: 214004, г. Смоленск, ул. Неверовского, д.11, каб 112.
Телефон:
+7 4812 55 70 77
+7 4812 31 98 97 (т/ф)
Контактные лица:
Ипатов Сергей Юрьевич, учитель 7-го класса, администратор школьного сайта
Директор школы Гамаюнова Ирина Владимировна
11.12.2005 - Адаптационно - педагогический центр "Прибайкальский Талисман" г.Иркутск
E-mail: для зарегистрированных пльзователей сайта
Почтовый адрес: 664035, Иркутск, ул.Котовского, д.23.
Телефон: +7 3952 242 469
Контактные лица:
Герасимова Татьяна Владимировна - координатор АПЦ "Прибайкальский Талисман"
Руководитель организации - Кокина Татьяна Викторовна
07.12.2005 - Клуб вальдорфской педагогики "Луч Солнца" г. Ростов-на-Дону
E-mail: для зарегистрированных пльзователей сайта
Почтовый адрес: 344010 г.Ростов-на-Дону ул.М.Горького 183-12
Телефон: +7 8632 264-21-57
Контактные лица:
Кочарова Наталия Анатольевна - педагог-психолог клуба
Салмыгина Елена Мирославовна - ведущий педагог, воспитатель вальдорфского детского сада, окончила семинар в Одессе.
04.12.2005 - Школа №164 г. Казань
E-mail: нет
Почтовый адрес: 420066,г.Казань,ул.Бондаренко Д.29А
Телефон: +7 843 543 9064
Контактное лицо: Добрынина Ольга
03.12.2005 - Вальдорфская школа "в Дачном" (С.-Петербург)
E-mail: для зарегистрированных пользователей сайта
Почтовый адрес: 198216, Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 12, Кировский район
Телефон: +7 812 377 6003; +7 812 377-94-98
Контактное лицо: Кузнецова Татьяна Николаевна - директор школы
25.11.2005 - Вальдорфская школа-сад "Станислава" г. Новосибирск
E-mail: для зарегистрированных пользователей сайта
Почтовый адрес: 630075 г.Новосибирск, ул.Б.Хмельницкого 31\1
Телефон: +7 383 271 2360
Контактное лицо: Мамонтова Ирина Юрьевна
17.11.2005 - НОУ "Школа-сад на ул.Вольная" (г. Ярославль)
E-mail: для зарегистрированных пользователей сайта
Почтовый адрес: 150014, Ярославль, ул. Вольная, д.10
Телефон: +7 0852 305 745
Контактные лица:
Поярков Владимир Будимирович; вальдорфская педагогика, вальдорфский детский сад;
исполнительный директор Волкова Галина Владимировна;
Огородникова Нина Максимовна, заведующая, социальный педагог
16.11.2005 - Иркутская вальдорфская школа
E-mail: для зарегистрированных пользователей сайта
Адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Марата, 11.
Телефон: +7 3952 203100
Контактное лицо: Ирина Платоновна Шендерова, и. о. директора школы.
15.11.2005 - Вальдорфский детский сад города Кирова "Веселинка"
E-mail: для зарегистрированных пользователей сайта
Почтовый адрес: 610000 г. Киров, ул. Горбачева 48-а
Телефон: +7 8332 673 934
Контактное лицо: Огородникова Нина Максимовна, заведующая, социальный педагог
06.11.2005 - Вальдорфская школа "Путь зерна" (г. Москва)
E-mail: только для зарегистрированных пользователей
Почтовый адрес: Москва, ул.Миклухо-Маклая, 20А
Телефоны:
+7 095 336 6866 (школа),
+7 095 434 7468 (дом),
+7 903 711 6544 (моб)
Контактные лица:
Федорова Наталья Павловна
Колесникова Алла Владимировна(директор)
05.11.2005 - НОУ "Общеобразовательная Свободная школа" (г. Жуковский)
e-mail: для зарегистрированных пользователей сайта
Почтовый адрес: г.Жуковский, Московская область, ул.Строительная д.10
Телефон: +7 09648 7 5062/ 8 248 7 5062
Контактное лицо: Наталья Алексеева
Сайты по вальдорфской педагогике
Ассоциация Вальдорфских школ России
Другие ссылки
Новости, события:
13.11.2005 Субботний курс по вальдорфской педагогике
24.05.2007 "Сексуальное воспитание в вальдорфских школах. Понимание юношеского возраста" - Встреча коллегии учителей старшей школы
10.06.2007 Модульный семинар для классных учителей и и учителей предметников средних классов. История 5-6 класс
18.07.2007 Летняя школа органического проектирования
01.04.2007 "Готовность к школе", "Проблемы в обучении" и другие семинары
06.10.2007 "Здравствуйте!"
06.10.2007 Киевский вальдорфский педагогический семинар
13.10.2007 Ботмеровская гимнастика в рамках семинара по вальдорфской педагогике
13.10.2007 Семинар для учителей старшей школы "Согласование методики и содержания преподавания физики, истории и биологии
14.10.2007 Модуль IV двухгодичного курса для классных учителей
23.12.2007 Модульный семинар для классных учителей. Физика.
23.12.2007 Курс для учителей иностранного языка вальдорфских школ
18.05.2008 База отдыха „Марилен” на Солотвинских озерах приглашает в волшебное Закарпатье на целебные озера
24.02.2008 Информационный проект "Гойда"
06.06.2008 Покутье-2008
07.09.2008 Курс для учителей иностранного языка вальдорфских школ
08.02.2009 Рязанская региональная общественная организация помощи детям-инвалидам «Свой путь»
07.03.2009 Программа дополнительного образования дошкольников средствами художественного движения "Солнцеворот".
02.05.2009 Круглый стол “Вальдорфская педагогика в начале ХХІ века” 7 мая 2009, Киев
27.05.2009 Детская экологическая экспедиция на оз. Cветлояр Нижегородской области (экологический лагерь).
06.06.2009 Покутье 2009.
12.06.2009 Одесса 7-11 июля 2009 "ПАРСИФАЛЬ". Михаэль Цех
15.07.2009 Рецитация, семинар в Казани
30.08.2009 Клуб семейного образования в Казани
26.02.2010 А.Цвелик. Семинар 2-5 марта в Москве, детсадовский семинар
08.04.2010 Семинар по витражам
08.04.2010 Педагог современной школы.
Классный учитель.