Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души6 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Anthropos

Раздел 1. ЭВОЛЮЦИЯ



I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О РАЗВИТИИ


 
Эволюция и инволюция

1. "Эволюция, инволюция и творение из ничего - это следует иметь в виду, оценивая величие и могущество человеческого развития". Если бы были только эволюция и инволюция, но не было творения из ничего, то было бы одно повторение, как у растений. (GA 107, лекция 19)


2. "Инволюция - это всасывание, эволюция - истечение, выпускание. Между ними происходит смена всех мировых состояний. Ныне вы вдыхаете природу, когда вы ее видите, слышите, обоняете, пробуете. ... и то, что вы увидели - останется".

"Эволюция - это экспансия духа во внешнее материального. Инволюция - это контракция духа во внутреннее душевного. Никакая эволюция невозможна без соответствующей одновременной инволюции". И наоборот. (GA 93, лекция 10)

"Образ развития человеческого духа.

В начале человек - это Бог.

В конце человек есть подобие Божие.


Мир есть спиралевидное движение.

Всякое закручивание должно превратиться в раскручивание.

Человек должен стать спиралевидным движением.

Все, совершаемое в смысле спиралевидного движения, есть магия". (GA 265, стр. 17-18)


3. Ребенок учится читать и писать. Когда он вырастет, то будет просто обладать этими способностями как плодами затраченного труда, а сам труд исчезнет. "То, чем мы обладаем в душе, возникло через общение с внешним миром. Антропософское мировоззрение называет это инволюцией. И когда человек усвоенное вновь вырабатывает из своего внутреннего, то это мы называем эволюцией. Между инволюцией и эволюцией протекает всякая жизнь. Что сделано душой в эволюции - это покоится на том, что как способности выступает из души. Эти способности были некогда выработаны через инволюцию". (GA 53, лекция 11)


4. "Чем дальше мы идем назад, тем больше находим знания о Христе, хотя Христа следует мыслить пребывающим (тогда) в сверхчувственных сферах. Это знание, которое может быть возвещено через Ангела. Это эволюция. Это знание, представление о Христе было разделено между многими людьми. Христос жил как Инспиратор многих людей: эволюция.

Но это знание постепенно отступает, исчезает, меркнет, и в одном существе, в Иисусе из Назарета концентрируется все то, что ранее было разделено. Представьте себе в эволюции одну каплю внутреннего Христа пребывающей в одном жреце Мистерий, другую - в другом, и т.д.В каждом посвященном Мистерий можно было найти нечто от Христа, когда посвященный со своим духом выходил из своего тела. Христос множественно присутствовал в них. И это все исчезло. И в одном-единственном месте, в теле Иисуса из Назарета, все, бывшее во многих, сошлось вместе, все, что было разделено: инволюция. Именно то, что исчезло во всех других, явилось водном теле. ...Это важнейшее событие. Внутри значительнейшей инволюции прекращается эволюция. Здесь начинается этап, где Христос живет с Землей, но знание Христа не живет в Земле, знание Христа должно быть вновь развито". (GA 65, лекция 4)


4а. "Взятие работы, совершенной на низшем плане, в способности существ более высокого плана есть эволюция".

"В греческой пластике: инволюция цвета, эволюция формы. Дадим из пластики развиться живописи, тогда форму мы имеем в инволюции, цвет в эволюции. Что прежде было инволюцией, позже переходит в эволюцию.

С XVI века начинается эпоха лично ментального и научного развития. Ей предшествует эпоха живописи и высокого ренессанса (с Чимабуе). В Микеланджелоличный кама-Манас (рассудочное сознание) является в инволюции; зато цвет и пластика - в эволюции. Принцип кама-Манаса заявляет о себе, но не через себя; он винволюции. С ходом развития кама-Манас (интеллигенция как субстанция и как интеллектуальность) должен развернуться в новом времени. Поэтому мы видим, как наука сменяет живопись. Люди словно бы сходят скартин и начинают говорить. Художник как бы предвидел будущее, но в форме и цвете. Люди нового времени переместились в науку, в ее инволюционное. Воскресший Микеланджело стал бы Галилеем. Поэтому, когда рассудок эволюционирует, мудрость инволюционирует -в поэзию. Поэзия становится хранительницей того, что исполнено мудрости. Поэтому завершение дается в видепосвященных не в теорию, а в поэзию (Гете).

Итак, распознающий свою миссию в современности, должен инволюционирующую в ней мудрость переместить в мыслимую мудрость. Мы находимся в периоде смены инволюции и эволюции.

Мы можем явление рассмотреть правильно лишь при условии, что обратим внимание не только на то, что эволюционирует, но также и на то, что инволюционирует. ...Что принадлежит этому миру, есть кама-рупа (астральное тело или тело вожделений), она есть данное. Кама-Манас является идеалом. Этот мир является идеалом для тех, кто идеалом рассматривает кама-рупу".

Не от этого мира имеет человек свой идеал. И кто советует ему держаться лишь радостей этого мира, является искусителем, сатаной, противозаконным князем сего мира. Поэтому Христос, указывающий на подлинный идеал, должен полностью преодолеть искусителя. "В образной форме (в Евангелии) указывается, что преодоление последней эволюционной ступени совершается благодаря искушению. Существо, врабатывающееся из инволюции в эволюцию, постоянно ведет борьбу с уже эволюционирующим существом: рыцарь и дракон; Зигфрид и змей". (H 67/68, стр. 37,24-25)

 
Сознание, жизнь, форма

5. Развитие мира являет себя в трех ступенях: сознания, жизни и формы.

"Три рода творения: комбинирование имеющихся частей (форма); произрастание нового образования с новым жизненным содержанием из существующей основы (жизнь); творение из ничего (сознание)". (GA 93а, лекция 27)


5а. "Бытие (форма), жизнь и сознание... бытие вступает во взаимодействие с жизнью, результатом чего является сознание. ...бытие переходит в жизнь, жизнь воспринимает бытие. Что таким образом жизнью взято у бытия, облекается в инволюцию, восходит в сознании. ... всякое сознание есть эволюция инволюционированных жизни и бытия. Если мы способны исследовать сознание, то должны спросить: что за жизнь заключена в этом сознании, что за бытие инволюционировало в это сознание? ... Сознание, являющееся ныне самосознанием, должно было прежде быть жизне-сознанием. ... Я есмь жизнь, - сознание впервые родилось из него. А поскольку мы стоим на ступени сознания, то вместо живого сознания имеем сознательное сознание. Прежде у нас было сущее сознание: Я есть бытие.

"Я есть Я" легко перевести: данный факт, который переживает человек.

"Я есть жизнь" необходимо рассмотреть поближе. Когда мы это делаем, то обнаруживаем, что выходим за пределы простого "я" к основе и должны спросить, как развилось "Я есть жизнь". Должен существовать взаимообмен между бытием и жизнью. Бытие инволюционирует в жизнь. Обдумав это мы приходим к понятию самого человека, ибо живущее тут в понятии есть человек до того, как он стал "я". "Человек" есть всеобщее, "я" - особенное. Человек инволюционирует в Я, приходит к эволюции в "я". На этой нижней ступени мы должны сказать: "Я есть человек". Сказав это, мы извлекаем внутреннейшее, оккультно заключенное в этом тезисе, и понимаем, чем мы больше не являемся, но чем некогда были, и что, инволюционировав, содержится в нас.

Третий тезис: "Я есть бытие." ...тут мы имеем сумму внешних отношений, целиком проскользнувших вовнутрь, ставших внутренним ядром, третьим слоем, сокрывшимся в наших глубинах. ...

Мы имеем сущность как таковую, лежащую в основе нас. Ибо прежде она не имела сознания и жизни, а только отношения, которые спустились и стали нашей внутренней сущностью. Затем мы должны тезис переформулировать еще так: "Я есть элемент." ... Итак, мы имеем три ступени сознания, которые можем проследить в себе:


1. Я есть Я

2. Я есть человек

3. Я есть элемент. ...


Четвертым является соединение. ... Я есть в соединении. ... Я-сознание, таким образом, вновь берется в бытие. Точно также бытие было уже прежде сознанием. Так что в первом бытии уже заключено предыдущее сознание. - Если теперь вернуться к тезису: Я есть бытие, элемент, - то мы придем к тезису: Я есть досознание (Vorbewusstsein). Это досознание можно еще выразить так: Я есть Дхиан Коан (божественные интеллигенции, которым вверено водительство космосом; христианские Архангелы. - прим. издат. наследия). В христианской эзотерике это называется так: Я есмь Бог


Я есмь Величие (элемент)

Я есмь сила (человек)

Я есмь Власть (княжество).

О том же мы говорили и прежде:

Всесознание (теперь досознание)


Жизне-сознание (или сознание растений, т.е. элементарное)

Человеко-животное сознание или сновидческое (Я есть человек, сознание человечества); (теперь достигнуто) интеллектуальное сознание (самосознание).

Так еще раз мы получаем макрокосмическую цепь. ... Я в соединении опять становится элементом.


Я есть Дхиан Коан - досознание

Я есть элемент - бытие

Я есть человек - жизнь

Я есть Я - сознание-самосознание

бытие - психическое сознание

жизнь - гиперпсихическое сознание

сознание - спиритуальное сознание.


Теперь самосознание возвышается до бытия. Таким образом, то, что мы сегодня схватываем мышлением, становится бытием, чтобы некогда мы могли овладеть сознанием человечества, охватив (накрыв) своим Я всех людей. Это называется психическим сознанием. На следующей ступени наше Я дает жить в себе каждому другому Я: гиперпсихическое сознание. - На самой высокой ступени мы вбираем в свое сознание весь мир: все в нас - спиритуальное сознание. (Все, что есть вовне, находится и внутри: божественное сознание.) ... Я есть Я


1. Я затем само

2. становится бытием и выступает вовне.

3. Оно озаряет жизнь.

4. Оно озаряет все элементарное бытие и затем вновь вступает в то, чем оно было. ...В Я заложена сильнейшая инволюция, так что оно может вобрать в себя совершенную триаду... Прежде в жизнь светило бытие, и в бытие было инвольвировано сознание. Откровение Досознания есть Слово. ... "В начале было Слово...". ... Я следует светить вовне тем, чем оно является внутренне, оккультно. - Ничто внешнее не должно вредить Я, оно должно быть сильным. Что внутренне оно имеет в себе, должно как сила выступить наружу. - Что найдет оно? То, что прежде было инвольвировано: искусителя, змею, что извивается там, вовне. Я должно преодолеть змею".И кто-то должен был родить в себе живого Христа, чтобы победить искусителя. (Мк.16, 17-18) (H 67/68, стр. 25-29)


5б. "Огонь - ступень бытия,

воздух - ступень жизни,

вода - ступень сознания".


Четыре агрегатных состояния. Их внутренняя сторона инволютивна, невидима, внешняя - эволютивна. В человеке они представлены бытием, жизнью, сознанием и вновь бытием. (H 67/68, стр. 30)


5в. Бытие, или тело - а, жизнь, или душа - б, дух, или сознание - в (= равно, > преобладает).

а = б = в

а = б > в

а > б = в

а > б > в. Других отношений нет.


Если бытие резко преобладает над другими состояниями, так что жизнь и сознание остаются зачаточными, то мы имеем состояние Арупа (высш. Девахан - Сост. ). Если жизнь содержит бытие, то мы имеем форму, рупу. Преобладание сознания (пропуск в тексте) дает астральное.

В состоянии Арупа инволюционируют бытие, жизнь и сознание. Астральное состояние: все три эволюционируют, но бытие и жизнь больше, чем сознание. В физическом - примерное равновесие отношений. ... Сначала ты есть бытие, потом жизнь в созданной тобой собственной форме, и, в-третьих, - сознание в жизненной форме, которую ты ассимилировал. - Или также: ты есть ты и должен в своей форме эволюционировать, чтобы потом эволюционировавшую форму в себе вновь инвольвировать". (H 67/68, стр. 31-32)

Эзотерически сознанием называют Солнце, формой -Луну, жизнью - Землю. (H 67/68, стр. 46)

 
Духовно-физическая природа законов эволюции

6. "В творящем духе (видна) сотворенная природа...". (GA 36, стр. 77)


6а. "Нисхождение из духа, жизнь в материи и возвращение в дух выражено в трех буквах: AУM". (GA 266/1, стр. 177)


6б. "Если развитие движется вперед, то развивается само понятие развития". (GA 324а, стр. 125)

"Закон циклического движения (периодичности) действителен для большого мира, а также человека". (GA 266/2, стр. 467)

"В духовном мире нет... вещей и фактов, а только существа и отношения существ друг к другу, деяния существ". Излучения тепла, света - все есть отношения. (GA 266/3, стр. 302)


7. "Брак прошлого с настоящим - это брак космоса с хаосом". "Земля была безвидна и пуста" - таково состояние хаоса, момент возникновения. Если в определенное время хаос не примешивается к космосу, то никакое становление невозможно. Из хаоса действует гений. Он вносит в жизнь новые импульсы, поскольку причины снова примешались к хаосу. "Благодаря тому, что все предыдущие законы причинности отброшены в хаос, возникает гений". Даже продукты выделения животных потому служат удобрением, что снова попадая в землю, они смешиваются с хаосом, некая суть возвращается к хаосу.

Представления, полученные из хаоса, суть символы и знаки. "Имагинации действуют из хаоса на человеческие души. И если они действуют живо, то хаос обручается с человеческой душой". Акаша - это тоже хаос. (GA 284, стр. 84-87)


8. "Сила самопроизведения: крийяшакти. Лишь в наивысочайших Мистериях она имеется теперь на Земле". (GA 93а, лекция 23)


9. "В действительности ни древний тезис Парменида о неподвижном бытии, ни тезис Гераклита о становлении не истинны. В мире есть бытие и становление, но только: становление - живо, бытие - всегда мертво; и всякое бытие есть труп становления". (GA 176, лекция 8)


10. "Движение - это также становление". (GA 201, лекция 3)


11. "Некогда в эволюции присутствовало Божественное Сознание. Оно пребывало в Своей безмерности. Так устанавливается начало бытия. Это Божественное Сознание образовало вначале отображения. Чем отличались эти отображения от Божественного Сознания? - Тем, что их было множество, тогда как Божественное Сознание есть единство; далее - тем что они были пустыми, тогда как Божественное Сознание было полно содержания. Так что, эти отображения были множеством и столь же пустыми, сколь пусто наше "я" по отношению к наполняющему весь мир Божественному Я. Но наши пустые "я" были сделаны ареной, на которой постоянно соединялись Божественные содержания, разделенные на две противоположные группы. И когда пустое сознание продолжало творить их соединение, то оно все более наполнялось тем, что первоначально пребывало в Божественном Сознании. Так идет эволюция: через постоянное выравнивание (соединение), происходящее в индивидуальностях; отдельные сознания наполняются тем, что вначале составляло содержание Божественного Сознания.

Нуждалось ли Само Божественное Сознание в этом развитии? ... - Нет, Божественному Сознанию развитие было не нужно. Оно имело в Себе все, но Божественное Сознание не эгоистично. Оно предоставляет неизмеримому числу существ то содержание, которым обладает

Само. ... в конце через прообожествление отдельных сознаний вновь возникнет единство.

В процессе дальнейшего развития то, что нуждается в оплодотворении, будет все больше жить внутри людей и все меньше вне их. ... Внешний мир человека станет его внутренним. "Овнутрение" (Verinnerlichung) - такова другая сторона поступательного развития. ...

На Вулкане все будет оплодотворено. Обожествление - это овнутрение. Овнутрение - это обожествление. Таковы смысл и цель жизни".

"Смысл жизни заключен во мне, - так может сказать человек. Боги поставили цели. Но им нужна была арена, на которой их цели могут быть достигнуты. Этой ареной является человеческая душа. Поэтому если человеческая душа достаточно глубоко заглянет в себя, но не для того лишь, чтобы решать загадки в мировом пространстве, то там, в глубине, она найдет богов, которые совершают свои деяния, и человек находится при этом".

"Чтобы вещи могли изживать себя в действительности, им необходимо полярно дифференцироваться, а затем, в развитии жизни полярности, соединиться. Таков смысл жизни". (GA 155, лекция 2)


12. "На физическом плане существует один основной закон, в силу которого все должно действовать через противоположность, полярность". (GA 165, лекция 11)


13. "Важных моментов развития природа каждый раз достигает благодаря тому, что совершает свои характерные прыжки". 39, с. 291



14. "Это должно быть элементарным знанием для всех: все на нашей Земле имеет шаровидную форму, и внутри и вне человеческого организма. Таков результат взаимодействия двух сил: одна действует в сторону жизни, другая против жизни". (GA 312, лекция 7)



15. "Когда обычное сознание придет к своему концу, тогда оно само сделает новый шаг, и тогда выступит новая полярность, которая поставит новые задачи ее соединения (как сейчас мы соединяем понятие с восприятием). И как долго придется соединять? - До тех пор, пока человек фактически не достигнет того, что в своем сознании повторит Божественное Сознание". (GA 155, лекция 2)



16. "В космической деятельности ничто не может существовать, если в силу света не будет внесена сила тьмы. В их сочетании, в мудром сплетении сил света и мрака кроется одна из тайн космического бытия и космической алхимии".

"Все, что совершается - достигают ли сущности своей цели или предпочитают, так сказать, оставаться на более ранней ступени развития, - совершается

по изволению

Космической Мудрости. И глубокий смысл содержится в том, что существа отстают на известной ступени".


17. "Успех вовсе не является мерилом правильного и истинного. Это должно стать законом Духовной науки". Например, духи, пребывающие в основе природы, не опечалены тем, что лишь немногие из семян, зародышей обретают дальнейшую жизнь. (GA 113, лекция 12)

"Это не более, чем человеческий предрассудок, будто каждое семя хочет взрасти". (GA 134, лекция 6)


18. "Стремление к совершенству через некоторое время претерпевает перелом к слабости. Доброжелательность становится через некоторое время отношением, полным предубеждений, предрассудков. Реализуйте сколько угодно и как угодно хорошего права: в ходе времени оно станет бесправием. В этом мире нет абсолютного. Такова реальность. Поэтому постоянно нужно стремиться к новому, к новым образованиям". 177 (4)



19. "Человечество не эволюционирует по простой прямой линии. Надо окинуть взором все течения, которые его несут, чтобы смочь найти среди них смысл его эволюции". (GA 326, лекция 8)


20. "Дуалистически противопоставили боги нам мир: вовне - объективная реальность, в нас - душевная жизнь ... в нас оба потока как бы сливаются, оба полюса соединяются. Это происходит в нас, на арене нашего сознания. Здесь к нам подступает наша свобода. И так мы становимся самостоятельными существами". (GA 155, лекция 2)


21. "Множественность и единство - это понятия, и они совсем не доходят туда, где постигается Божественно-духовное". (GA 58, стр. 195)


22. "Одно" - это не просто готовый атман, но живое деяние, ка`рман... эволюция" (GA 39, стр. 307)


23. "Для человеческих действий вечность есть рождение того, что` зреет во времени". (GA 113, лекция 1)


24. "Каждое время - переходное ... важно же, что` конкретно... переходит". (GA 157, лекция 6)


24. "Кажущееся готовым, законченным на самом деле есть ступень беспрерывной деятельности, проходной момент. Весь мир есть беспрерывная деятельность. Эта деятельность и есть, собственно, карма". (GA 93а, лекция 2)

 
Главные элементы (состояния) эволюции мира

25а. Семь состояний сознания (эоны) образуют "мировой год", семь состояний жизни - "мировой день", формы - "мировой месяц". (H 67/68, стр. 46)


25б. "Первое элементарное царство самое субъективное; второе - уже менее, третье - еще менее. Нужно различать три степени субъективности в трех элементарных царствах". Объективное выступает в четвертом, тут действие не только исходит изнутри, но видимо извне: минеральное царство. В первом царстве наружу проявляется бытие, во втором - жизнь, в третьем - ощущение или сознание; в четвертом бытие становится объективным, в пятом, растительном, - жизнь, в шестом, животном, - сознание, в седьмом, в человеке, - все три вместе. (H 67/68, стр. 43-44)


25в. Состояние формы начинается в действительности на плане Рупа. На плане Арупа еще не существует никакой формы, а только задатки к ней, а на плане архетипов форма сама себе дает форму, она там целиком есть жизнь. "Поэтому первое и седьмое состояния формы являются, собственно, состояниями жизни. ... Поэтому имеется, собственно говоря, только5 Праджапати Формы, поскольку 2 других принадлежат к более высоко стоящим Праджапати Сознания. Вероятно можно сказать, что стадии жизни и состояния формы являются лишь сгущенными состояниями сознания или пассивной стороной активного сознания, или также негативной стороной образа мира, тогда как сознание является его позитивной стороной. ...

Каждое существо проходит также через царства жизни. Тут мы приходим к Праджапати рунд. Рунд в действительности - шесть, поскольку седьмая рунда является следующим состоянием сознания. Значит и Праджапати Жизни тоже шесть. Праджапати Сознания - семь, но к ним нужнопричислить одного Праджапати Жизни и двух Праджапати Формы. В результате получится 10Праджапати Сознания. Всех их вместе - 21(10+6+5). Блаватская в "Тайной доктрине" говорит о числе 1065. 21 - ценность Иеговы.

Существа, переводящие одну глобу в другую, называются Праджапати. (H 71/72, стр. 29-31)

25г. "Семь глоб (состояний формы) существуют не раздельно, не как цепь... они образуют все вместе один шар, в котором они всесторонне пронизывают одна другую. ... в старой эзотерике их называли "состояниями фаз". ... Если человек стоит на своей ступени, то другие существа - на иных ступенях развития. На языке эзотерики говорят: здесь начинается высшая форма пространства. Эту область эзотерик называет областью проницаемости. Итак, выше физического находится область проницаемости". В астральном одно существо пронизывает другое, один мир - другие. Физическая видимость возникает постепенно, начиная с арупа-плана и исчезает в пра-образном. Всего таких "фаз" семь. (H 67/68, стр. 45)


"1. Арупа - ... форма в ее самом первом зачатке, где она, собственно, еще никакая не форма.

 2. Рупа... духовная форма, указание на внешнюю форму.

 3. Астральная форма, она начинает быть видима внешне.

 4. Физическая форма.

 5. Пластическая форма, уже более не жесткая, проявляющаяся изнутри; жизнь из нее пробивается наружу.

 6. Интеллектуальная, еще более подвижная форма, где наружу пробивается дух.

 7. Пра-образная форма. Она полностью овладевает собой, совершенно подвижная в себе. Все теснится наружу; она может образовать все, она деятельна". (H 67/68, стр. 44-45)


"5. Пластическое (физически подвижное: жизнь овладевает формой).

 6. Интеллектуальное (не только подвижное, но и проницаемое для мыслей).

 7. Пра-образное, архетипическое (Я совершенно открыто предстоит всему миру)". (H 69/70, стр. 11)


25д. Пройдя всю эволюцию (343 состояния), человекстанет "богом", "...но не высшим Богом, а тем, что называется 3-м Логосом, что в действительности является Логосом формы, прошедшей через 343 метаморфозы. Эти различные облики сознания на высшем плане опять являются формой. Как единство 343 форм мыслится, следовательно, 3-й Логос. Второй Логос есть жизнь в высшей стадии, первый Логос - сознание". (H 67/68, стр. 46-47)


Минерал Растение Животное Человек
Арупа  Самосознание 
Рупа Ощущение  Самосознание 
 Астральный план  Жизнь Ощущение  Самосознание 
 Физический план  Форма Жизнь Ощущение  Самосознание 
Форма Жизнь
Форма
Ощущение
Жизнь
Форма

(GA 324а, стр. 89)

25е. "Коренной расой в тайноведении называется день творения". 266-1, с.177

"Расчленение на семь без последующего возведения ктрехчленности ведет лишь к заблуждению. ... Понятие подрасы, строго говоря, имеет смысл лишь в период между серединой Лемурийской эпохи и концом нашего цикла (5-й коренной расы). Далее это понятие не имеет больше значения. Потом теряет свое значение и понятие коренной расы; но оно действительно для некоторых отношений лунной и солнечной эволюции, а ранее их - нет.

При более точном рассмотрении насчитывается лишь 16 человеческих рас: 5 лемурийских + 5 атлантических + 5 арийских + 1 послеарийская. Все, что выступает дои после того, есть нечто иное, чем "раса". И так обстоит со многим, что должно быть поправлено, поскольку представления, действительные для Земли, распространяют на весь ряд планет (эонов. - Сост.). Так возникает тот злосчастный схематизм, когда механически 7 земных отношений бездумно "навязывают" всем планетам. Вначале, действительно, невозможно прийти в связь с теософским (антропософским) Движением, не желая соучаствовать в вечном умножении на семь. Однако постепенно это механическое перемножение должно быть заменено живой духовной действительностью". (H 14, стр. 1)


26. "Примыкая к восточной интерпретации этих вещей, современная теософия называет такое состояние развития, в котором жизнь развертывается внешне, манвантарой, а промежуточное состояние покоя - пралайей. В духе европейского тайноведения для первого состояния можно употребить слово "открытый кругооборот", а для второго - "сокровенный, или закрытый кругооборот". Но употребительны также и другие обозначения. Сатурн, Солнце, Луна, Земля и т.д. - это "открытые кругообороты"; лежащие между ними периоды покоя - "закрытые". Было бы совершенно неправильным думать, что в периоды покоя всякая жизнь умирает, хотя такое представление встречается теперь во многих теософских кругах. Как во время своего сна человек не перестает жить, также не умирает его жизнь и жизнь его мирового тела во время "закрытого кругооборота". (GA 11, лекция 9)


27. Эволюция одного планетарного состояния делится на семь рунд. "Между последней рундой одного планетарного состояния и первой рундой следующего находится, по ту сторону сознания, еще пять состояний. Семь рунд и пять состояний пралайи вместе называют двенадцатью ступенями мирового года". (GA 93а, лекция 24)


28. Пралайя. "Это состояние подобно мгновеньям нашей задумчивости, когда мы забываем все окружающее. Так в пралайе все человечество вспоминает минувший опыт, чтобы затем использовать его" (GA 93а, лекция 14)


29. Пралайя - это Мировая Ночь, Мировой Девахан. (GA 112, лекция 3)


30. "Существует семь жизненных тайн, о которых до сего времени нигде, кроме оккультных братств не говорят. Впервые лишь в современную эпоху о них можноговорить экзотерически. Их называют также семью невыразимыми, или безымянными тайнами. ... Эти тайны следующие:


Первая: Тайна бездны.

Вторая: Тайна числа. Ее можно изучать в пифагорейской философии.

Третья: Тайна алхимии. Ее можно понять с помощью работ Парацельса и Якоба Беме.

Четвертая: Тайна смерти.

Пятая: Тайна зла, о которой трактует Апокалипсис.

Шестая: Тайна Слова, Логоса.

Седьмая: Тайна божественного блаженства; она сокрыта наиболее глубоко". 94 (17)



<< Предыдущий раздел   Следующий раздел >>
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.09 секунды