Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души8 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Anthropos

Раздел 1. ЭВОЛЮЦИЯ

II. БЫТИЕ


 
Что есть сущее?

31. "Следует подчеркнуть, что, в сущности говоря, в мироздании нет ничего другого, кроме сознаний. Наличие помимо сознаний каких-либо существ и всего остального должно быть в конце концов отнесено к области майи, великой иллюзии". (GA 148, лекция 17)


32. "Необходимо, собственно говоря, только систематическое развитие сновидческого сознания, чтобы человек пришел к первому сознанию сверхчеловеческого рода...которому открыты события древней Луны. ...Если пробуждается глубокое сонное сознание (сна без сновидений), то оно становится сверхчувственным сознанием второго рода. ...оно достигает древнего Солнца". Конечно, есть и более высокие состояния сознания (3, 4, 5, 6 и до бесконечности), но их невозможно описать человеческим языком.

"Вошло в обыкновение называть различные состояния сознания "планами": обозреваемое физическим сознанием называть физическим планом, обозреваемое первым сверхсознанием - астральным планом, вторым сверхсознанием - нижним Деваханом, третьим сверхсознанием - высшим Деваханом. Далее к этому присоединились бы план Буддхи и план Нирваны". (GA 137, лекция 10)


33. Слово "Sein" - бытие, происходит от "sehen" - видеть. "И о том, что включается в понятие бытия, следует сказать не что иное, как: я однажды видел это". (GA 157, лекция 6)

"Но в физическом мире бытие видеть нельзя, оно покоится в духовном мире..." (GA 266-3, стр. 261)


34. "Истинно действительными во Вселенной являются только существа. ...существа в минеральном царстве, в растительном царстве, в животном царстве; истинно действительными являются люди, Ангелы, Архангелы и т.д. Это действительности; индивидуализированные существа являются действительностями. Все остальное есть нечто, разыгрывающееся между существами, и это есть видимость, а никакая не действительность. Итак, когда мы говорим о действительности, то мы имеем дело с существами". (GA 255, лекция 12)


35. "Сверхчувственный мир раскрывается, наконец, как мир существ; а то, что предстает в нем еще, кроме этих существ, раскрывается как выражение деяний этих существ. Но деяниями духовных существ являются также и миры чувственный и элементарный". (GA 17, лекция 10)


36. "Все, что имеется в духовном мире, обнаруживает себя в конце концов где-либо в физическом мире". (GA 107, лекция 2)


37. "Всякая мудрость есть форма ритма. ... В человеке все ритмическое, исполненное мудрости, пребывает в эфирном теле. ... Физическое тело есть представитель воли. Воля, в противоположность простому покою, носит творческий характер. Итак, деятельность, мудрость, воля представляют собой три ступени, на которых протекает все бытие". (GA 93a, лекция 2)


38.


Явления Силы
 Физический план   Действия  Арупа-план
 Астральный план  Чувства Рупа-план
Девахан Мысли  Астральный план 

(GA 93а, лекция 21)
 
Уровни бытия

39.


(GA 93а, лекция 5)

39а.

Деятельность в Пралайе иная, чем в Манвантаре."Значение планов Буддхи и Нирваны состоит в том, что на них существа между планетными воплощениями проделывают то же самое, что человек проделывает на высшем Девахане". В великой Пралайе эволюция проходит через план Нирваны. (H 78, стр. 36)


39б. На плане астральном царит желание, Паринирваны - любовь, Буддхи, ментальном, - познание, воспринимающее мысли, Махапаринирваны - творческое мышление. План Буддхи есть абсолютная, исполненная любви, отдача себя Богу; там блаженство; в противоположность ему в 8-й сфере - абсолютное злосчастие.


(H 78, стр. 37-38)

40. "В христианской эзотерике мир, в котором пребывает (групповое) "Я" животных, астральный мир, называется миром Святого Духа; мир, в котором пребывает "Я" растений, духовный, или деваханический мир, - миром Сына. Когда видящий начинает чувствовать этот мир, то к нему говорит Слово, Логос. Мир "Я" минералов называется миром Отчего Духа". (GA 100, стр. 16)


40а. "Повсюду в мире мы имеем троякое:

активное и пассивное мышление,
активную и пассивную жизнь,
активное и пассивное бытие.

Все, что для человека является пассивным бытием, называется физическим планом, это совокупность пассивного бытия.

Совокупность всей пассивной жизни называется астральным планом.
Совокупность всего пассивного мышления называется рупа-ментальным планом.
Совокупность всего активного мышления называется арупа-ментальным планом.
Совокупность всей активной жизни называется Буддхи-планом.
Совокупность всего активного бытия называется нирвана-планом.

Таковы шесть известных нам планов. Нирвана-план обладает интенсивнейшей деятельностью, ибо даже бытие создано на нем".

Мысль на нижнем ментальном плане рождает противообраз на высшем ментальном плане; чувство рождает противообраз на плане Буддхи; действие на физическом плане вызывает противообраз на плане Нирваны. Совокупность всех этих противо-мыслей, переживаний, действий называется Акаша-хроникой. (H 71/72, стр. 27)


40б. "Самые плотные стадии (в развитии) в каждом эоне - это средние 25-ые по счету". 7 х 7=49, 49 : 2=24,5". (H 69/70, стр. 11)

 
Состояния сознания

40в. В эволюции мира человек овладевает тремя (внутри семи; семеричность всегда восходит к троичности) состояниями сознания. Первое состояние, когда "Я" еще не рождено. Человек есть член более высокого Я. Во втором состоянии сознания рождается "Я"; в третьем - человек становится самосознающим ясновидцем.

"На языке оккультных знаков первое состояние сознания обозначается так: ; т.е. оно излучается из абсолютного, равного точке сознания, пронизывающего мир (круг). ...

Первая ступень сознания совершенно субъективна, т.е. человек ничего не воспринимает извне, а только то, что насаждает в него Бог..."; знак такого сознания , т.к. оно состоит из трех подчиненных ступеней. "Третья ступень сознания совершенно объективна, т.е. человек воспринимает весь мир как божественный: . Средняя ступень имеет поэтому знак: ".

Три состояния сознания состоят из 3x3 ступеней, и поскольку они постоянно переходят одно в другое, то получается картина того, как из девятиричности образуется семеричность:

     

Полученные семь ступеней сознания связаны с семью планетарными воплощениями (зонами). В соответствии с другим порядком земному зону соответствуют Марс и Меркурий. Вместе с тремя предыдущими зонами они дают пять ступеней земного сознания человека. Так образуется пентаграмма. Не доверяя водительству Меркурия, человек оказался в тупике развития.


Семь состояний сознания состоят из 7x7 состояний жизни и 7x7x7 состояний формы. Итого 343 ступени.

"Во время первого состояния сознания то, чем является зародыш человека, еще не способно развивать собственную жизнь". Это "дочеловеческая" жизнь; из нее постепенно формируется чисто человеческая жизнь.


"Таким образом, в человеческой эволюции есть точка, где во всеобщей системе планетарного развития на месте всего, что здесь присутствует из предыдущей (досатурнической. - Сост.) системы, возникает собственная жизнь системы. Этой точкой является явление Христа. Ею обозначена середина человеческой эволюции".

Также и состояния формы отчасти произошли из предыдущей системы. Они и образуют Макрокосм. "Те состояния формы, которые творит сам человек, образуют Микрокосм. О микрокосме можно впервые говорить с того момента, когда человеческий дух делается способен творить формы, как прежде их творил Божественный Дух (Мировой Дух). Переходом тут является Мировая душа - божественный Дух, который постепенно индивидуализирует себя.

В христианской эзотерике состояния сознания называют Отцом (А), состояния жизни - Сыном или Словом, состояния формы - Св. Духом". Таковы три Логоса.

1-й Логос открывается в человеке как Атма, 2-й -как Буддхи, 3-й - как Манас.


Критическим в эволюции является число 216 = 6х6х6.Это эон Венеры, ее шестое состояние жизни и шестое состояние формы. Тогда от эволюции все, смогшее стать совершенным, начиная с эона Земли, отделится от несовершенного. Таково число 666=6х6х6=216. Если Землю взять в аспекте Марса и Меркурия, то состояние станет критическим уже в 6-й подрасе 5-й коренной расы Земли.

"Понятия, берущиеся только из внешней природы, заманивают в человека элементарных духов, подрывающих свободу и делающих его игрушкой окружающего.

Понятия, образованные во внутреннем, призывают других элементарных духов, которые перерезают связь с миром". (H 15, стр. 15)


40г.


(H 34, стр. 10)

"Гиперфизическое", шестое состояние сознания, инспиративное. Созерцается принцип роста, самой жизни. "Спиритуальное" сознание - интуитивное.

"В каждом состоянии сознания (планеты) человек должен пройти через все царства жизни". На др. Луне он проходил их в сновидческом состоянии сознания. (H 67/68, стр. 43-44)

"До плана Нирваны сознание остается сознанием познания. Начиная с плана Нирваны, оно... есть внутреннее творение. На уровне Паринирваны оно является творением, направленным вовне. На плане Махапаринирваны оно есть сознание Логоса. Оттуда сознание Логоса идет через 8-ю сферу на физический план и становится там творческими силами природы. В действительности они есть выражение божественных мыслей, являющихся нам как силы, поскольку мы не можем их созерцать". (H 78, стр. 38)

 
Эволюция человека внутри эонов и рунд

40д. "Человек вступил в развитие как всесущество, но позже он стал отдельным существом. Сначала он, как отдельный шар, отделился от общего шара. ... На более поздней стадии превращений возникло так называемое дополнительное эфирное тело. Эту стадию называют первым себяобособлением от Всесущества, "погружением сознания в пропасть". Это совершилось в физическом состоянии формы первого эона (планеты)". Это была 25-я стадия из 49-ти, наиболее плотная. "Зачатки физического возникли тогда в виде плотного физического шара. Земля в том своем состоянии (как др. Сатурн) состояла из эфирной воли световой материи ее современного состояния и после низвержения сознания в пропасть имела форму тутовой ягоды.

Во втором планетарном состоянии... человек погрузился в число. Возникшие в первом эоне шары начали действовать в определенной закономерной гармонии. Отставание в этом состоянии возникло по той причине, что химический элемент (эфир) соединялся не каким угодно образом. Цвета и звуковые колебания были организованы сообразно их волнам. Таким образом, во втором эоне мы находим организацию, созданную согласно мере, числу и весу. ... Мера развития определена и задана в первом зачатке в первом эоне. Затем следует закон жизни, закон не равного, но полного развития: ничего нельзя взять, не отдавая. Первый долг эзотерика: отдавать назад.

На третьей планете развилось третье число: закон избирательного родства. Он состоит в том, что люди испытывают друг к другу симпатии и антипатии. Закон действует во всех царствах, например в химии, в минеральном царстве". Благодаря этому закону возникли другие царства природы.

На Земле возникают существа, не подлежащие действию закона избирательного родства. Возникают рождение и смерть, где недостаточно обособленного существования, нити жизни уходят в сверхчувственное. К разделению добавляется оплодотворение. Возникает человеческая карма. В следующем эоне человек обретет сознание не о карме, а в самой карме. Добро и зло станут явными.

В шестом эоне будет выделено все бессмысленное, "...все, что на низшем ментальном плане проявилось нелогично, бессмысленно. Шестая планета является планетой Логоса, Слова, ибо слово обретет смысл.

На седьмой планете царит совершенно очищенное состояние, где исполняются задачи предыдущих планет, они приносят свои плоды; это состояние блаженства в Боге". (H 69/70, стр. 11-13)


40е. Паразиты являются образованиями, которые при возникновении Земли "...стояли на ступень дальше, чем та, что была необходима для Земли". Они оказались на ней перезрелым плодом и не могли развить корней. Например, омела как сила была правомерна на др. Луне, а не на Земле. Нечто, развитое паразитом, должен развить и человек. "Что ныне является минералами, растениями, животными, должно изойти из него. Он должен наравне с собой вырабатывать эти три царства". В первых трех рундах они выделились из человека, чтобы не мешать его развитию. В будущем, во второй половине 4-й рунды человек вберет в себя все минеральное царство; сейчас он овладевает им через свои органы чувств. Жизненные силы растительного царства пока недоступны ему сознательно. Но все физически-минеральное он "преобразует с помощью своих мыслеформ"; он овладеет астральным. В последней глобе минеральное будет насквозь пронизано жизнью. Что-то, правда, отстанет и образует восьмую сферу, в которой "...больше не нуждается человеческое развитие, но - более высоко организованные существа. Для них она позже послужит материалом, который они превратят в мировую пыль и используют для новообразований новых миров. Все это будет втянуто в другой поток развития, который человек не может связать с собой".

В пятой рунде человек разовьет первую половину своих высших восприятий чувств, разовьет растительные мысли, будет сознательно жить в саду Эдема. Не будет силы тяжести, все превратится в растения. Во второй половине этой рунды человек вберет в себя растительное царство и растворит. То же самое произойдет с животным царством в шестой рунде. В седьмой рунде будет лишь человек, свободный от царств природы. В этот "день" Бог упокоится от трудов своих.

"В первой половине рунды человек образует органы, с помощью которых он стремится выйти вовне, во второй - он вновь втянет их в себя".

Семь рунд образуют "эпицикл". (H 69/70, лекции 16-19)


41. "Так отличаются существа по ступеням:


 Человек   Животное  Растение Минерал
 Высший Девахан  - - - Я
Нижний Девахан - - Я  Астральное тело 
 Астральный план  - Я  Астральное тело  Эфирное тело
Физический мир Я - - -

(GA 95, лекция 5)

42. "Физический мир существует по той причине, что духи высших Иерархий взаимопроникают друг друга своими мыслями, и поэтому - представьте себе, пожалуйста: утонченная часть воды поднимается и образует туман; ваше тело является как теневое образование, ибо мысли Духов Формы проникают в мысли Духов Мудрости, мысли-формы входят в мысли-вещества. В этом воззрении весь мир растворяется в духе. И нужно найти возможность представить себе мир действительно духовно и знать: это лишь видимость, что мои руки и ноги передаются Земле. В действительности здесь начинается метаморфоза моих рук и ног, и завершается она в жизни между смертью и новым рождением, а в следующей жизни мои руки и ноги становятся моей головой". (GA 183, лекция 6)

 
Логос эволюции

42а. Согласно учению гностиков (Базилид) все начинается от неведомого Бога, от первого Эона, не постижимого ни через какое слово или понятие. Из него формообразуется (не манифестирует себя) Нус - первое творение неведомого Бога; о нем говорит также Анаксагор.

По мере того, как Нус движется вниз, выступает Логос. Потом выступают другие принципы числом 364.Слово "день" было первоначально тесно связано со словом Бог. 364 бога работают над построением человеческой организации, и к ним добавляется еще один. Этот последний день года является символом Ягве. "Во Христе и в Мистерии Голгофы Нус является человечески воплощенной; не Логос, а Нус воплощается как человек". Но Нус не может говорить, не может проходить через смерть и воскресение. Созерцание Базилида помрачается, когда во внутреннем видении он приближается к последнему акту Мистерии Голгофы. Он думает, что распят был Симон из Кирены, несший крест Христа.

Далее гностики считали Отца менее совершенным, чем Сына, именно в силу того, что Ягве вставал последним в ряду 365 богов, а евреи в нем почитали Отчее начало. Св. Духа они находили на противоположном конце - в Нус. "Христос есть более высокое творение, чем Отец, Христос не единосущ с Отцом. Отец, нашедший свое наивнешнейшее, экстремальное выражение в еврейском Боге, хотя и является Творцом мира...", но был вынужден одновременно произвести и добро и зло, святое и дьявольское. Не из любви сотворил Он мир. Христос же пришел свыше, неся в себе Нус, и Он способен спасти мир, чего не может его творец. Отец породил Сына, чтобы усовершенствовать развитие мира. (GA 343, стр. 270-273)

"Необходимо различать между экзистенцией и субсистенцией (самостоятельное бытие, жизнь). Что субсистирует все вещи, есть основа, то, что имеет отношение к Отцу. ... Бог-Отец пребывает в основе пребывающего; Бог-Сын, Христос, как творческий Логос, пребывает в основе становящегося и в том, что есть становление. Поэтому понимание отца следует искать до ставшего (возникшего), а действие Христа - в становящемся". (GA 342, стр. 146-147)

О вещах мира правомерно спрашивать: откуда они происходят? Но так нельзя спрашивать о Логосе. Он был и есть всегда. "Он пребывает не во времени, до всех времен. ... в Себе пребывающий, в Себе основанный, в Себе покоящийся абсолютный Логос. Первый Логос - Отец - "Сат". Если принять один этот Логос, то он, покоясь в себе, здесь и не здесь, над бытием, никогда не воспринимаем, ибо выше всех восприятий, выше существования. Но отсюда следует, что этот Логос есть абсолютно сокровенное, оккультное, поскольку превышает всякое откровение. Если Он не оккультен, то должен открыть Себя. Тогда мы имеем дело с Его отображением, с открывшимся Логосом.

Обдумав сказанное, мы тотчас же в этом понятии распознаем два понятия; так что мы имеем троякое, ибо в том, кто открывает, должна содержаться открывающая деятельность.

1 Логос - открыватель
2 Логос - откровение, деятельность
3 Логос - открытое, зеркальное отображение
(в Индии) Сат - Ананта - Чит
(в Христианстве)
1 Отец
2 Сын, Слово
3 Св. Дух

Эти Трое столь возвышенны, что для всего, что в обычном смысле слова обозначается открываемым, воспринимаемым, должно быть опять-таки обозначено оккультным. Итак, три оккультных Существа. Они сначала должны быть явлены в откровении. Их только три, так что они могут лишь открыться друг другу:

Отец открывается Слову,
Слово открывается Св. Духу,
Св. Дух открывается Отцу.

Таковы три рода откровения. Мы решаем перенести их на три Существа, так что деятельность этих Существ состоит в том, что они берут это на Себя, это перенесение. Три могут войти в различные отношения:

Возможно, что Отец сокрыт в Слове и в этой сокровенности сообщает о Себе. Он облекается Словом и открывается Духу.

Далее возможно: Слово сокрыто в Св.Духе и открывается в этой сокровенности Отцу.

И еще возможно: что Св. Дух сокрывается в Отце и открывается Слову.

И теперь еще возможно лишь, что Отец сокрыт в обоих, в Слове и Духе и открывает Сам Себя.

Мы имеем нечто существенное - 1,2,3,4,5,6,7.

Так возникает сущностное, (семь) отношений трех Логосов, сущностные формы.
1-е отношение - Всесилие: Отец открывает СебяСыну.
2-е отношение - Всемудрость: Слово открывает СебяДуху.
3-е отношение - Вселюбовь: Св. Дух открывает СебяОтцу.
4-е отношение - Всесправедливость: Отец открывает Себя в Слове и открывается Духу.
5-е отношение - Всеспасение: Слово открывает Себя в Духе и открывается Отцу.
6-е отношение - Всесвятость: Св. Дух открывает Себя в Отце и открывается Слову.
7-е отношение - Всеблаженство: Отец открывает Себя в Слове и Духе и открывает Сам Себя.

Так возникли существа из обоюдного оплодотворения. Таковы семь Управителей, семь Сил, стоящих пред троном (Бога), и таковы их свойства. Свойства возникают из отношений трех Логосов. Их может быть только семь.

Всесилие (Всевластие) состоит в том, что Отец открывается Сыну. Это обозначается как первое творение или как хаос.

После того, как Всесилие исполнило свои задачи, начала править Всемудрость, упорядочивающая все в соответствии с мерой и числом. ... Вселюбовь вносит вовсе творение принцип симпатии и антипатии... Всесправедливость... приносит карму, т.е. рождение и смерть. ... Всеспасение... во все вносит спасение (избавление),т.е. последний Суд.

После действия последнего Суда за дело берется Всесвятость и приносит повсюду святость, а тогда начинается Всеблаженство.

Представим себе все это распределенным на семь планет. В действительности все они, все семь присутствуют здесь, но так, что одна правит (другие пребывают соподчиненными).

Четвертый шар (эон) - наш. Так что наш принцип таков: "Отец сокрыт в Слове и открывается Духу". Такдано Христианство. ...

Главное следующей планеты (эона) должно подготовляться в предыдущей. Слово, подготовляясь к Св.Духу, который тогда (на Юпитере) будет открываться, должно пребывать в процессе инволюции. Но здесь это смерть. Миссия может быть исполнена, если Слово погрузится вплоть до смерти; таков смысл смерти на кресте. ... Итак, в следующем планетарном воплощении Сын приведет к Отцу то, что теперь собирается благодаря Духу". (H 67/68, стр. 19-22)


42б. "Отдача собственной экзистенции, перенесение собственной жизни на отображение, - такова первоначальная жертва. ... Отдача жизни есть первая, свободно приносимая жертва. Это деяние первого Логоса.

Второй Логос есть точно то же самое, что и первый Логос, только Он всю экзистенцию сохраняет благодаря жертве. ... сущность второго Логоса состоит в том, что он сущность первого Логоса после того, как он излучился, отражает ему обратно. Таким образом, второй Логос есть отражение первого Логоса, от которого Он получил Свою жизнь, излученную первым Логосом.

Сначала первый Логос отражается, потом Он дает отражению Свою жизнь. В то время. как в первом Логосе все направлено вовне, экзистенция действует вовне, второй Логос, во-первых, получает экзистенцию и сохраняет ее и, во-вторых, Он имеет свойство - свое содержание отражать первому Логосу. Так имеем мы во втором Логосе двоякое; Его жизнь и содержание двояки. Его содержание то же, что и у первого Логоса, но жизнь - иная:


Линия в середине второго круга означает, что жизнь и содержание во втором Логосе... разделены. Если говорить о содержании, то образ и противообраз у них обоих идентичны, жизнь же - двойственна".

Но мировой системы из такого отношения не возникает. Для многообразия необходимо дальнейшее жертвование. "Отношение, которое они имеют, должно также отразиться. Во-первых, первый Логос отражается еще раз, во-вторых, отражается отражение.


Благодаря этому возникает третий Логос как отражение двух других Логосов. Так что третий Логос содержит в себе:

1. отражение первого Логоса;
2. отражение того, что первый Логос вызвал во втором Логосе, а именно Его жизнь;
3. отражение того, что второй Логос отражает первому.

Представим себе: первый Логос отражается в "а", и если Он есть стремящаяся вовне, творческая деятельность, то Его отражение в третьем Логосе прямо противоположно Его деятельности. В первом Логосе "а" есть наивысший, духовный свет мира; в третьем Логосе "а" есть самая внешняя духовная тьма.

Скажем, "б" есть жизнь во втором Логосе, полученная от первого. Это не жизнь, которая жертвует собой, но то, что принято. Жизнь, пожертвованная первым Логосом, есть любовь. Ее противоположность в третьем Логосе есть абсолютная потребность, желание, тоска, стремление к Логосу. ... "в" во втором Логосе есть отражение первого, которое второй посылает назад первому Логосу.


Так получаем мы три части, три гуны (филос. санкхья) третьего Логоса. В нашем собственном отображении мы в данной связи имеем:

1. излученный образ, приходящий назад из темноты;
2. что мы отдали, приходит назад как желание;
3. сам образ, который есть мы сами.

Если "а", как духовная тьма соединяется с "б", с абсолютным желанием, то возникает стремление к первому Логосу. При соединении "а" с "в" получается образ первого Логоса, сотворенный из тьмы". Возможны семь комбинаций трех гун:

а, б, в, аб, ав, бв, абв.

Таковы семь мировых творческих принципов". Эти семь Существ существуют в действительности... семь творческих Духов перед Троном Бога. ... Из этих семитворческих сил исходит все то, что мы назвали Праджапатис... на нижестоящих ступенях сознания, жизни и формы мы вновь получаем троичности: три раза "а", три раза "б"... "ав", "бв"... т.е. 21 Праджапатис... 21 Творец определенной Солнечной системы". (H 78, стр. 31-34)

"Отец, Сын, Дух.
Отец открывает Себя в Слове.
Слово открывается Духу.
Дух открывается Отцу.
Отец таится в Сыне и открывается Духу.
Сын таится в Духе и открывает Себя Отцу.
Дух таится в Отце и открывается Сыну.
Отец открывает Самого Себя".

(H 67/68, стр. 13)
(Это имеет отношение к категориям; из трех происходят другие семь. - прим. сост. наследия)

42в. "Третий Логос настолько бессамостен, что своему Существу Он дает звучать через весь мир. Второй Логос изливает себя в образах. Первый же Логос изливает самого себя, собственное тело. Это означает высшую стадию бессамостности, если можно дать излиться собственному существу.

В начале мира первый Логос дал изливаться своему Существу; тогда запах наполнил мировое пространство. Мировым ароматом является для нас первый Логос. Всё материальное имеет в нем свое происхождение, в Его теле. Он - аромат мира". Второй Логос наполнил мировой аромат образами и формами. "Тогда начал мир формироваться; засияли свет и краски. А затем третий Логос пронизал становящийся мир звуком".

Три Логоса действуют не только по отдельности, но и один в другом. Важно проследить время их истечений."Когда цепь наших планет выступила в свете, то одновременно началось излияние третьего Логоса. Он отзвучит лишь когда наша цепь планет достигнет цели своего развития. Волны же двух других Логосов действуют не с самого начала развития нашего мира; они перешли в наш мир из предыдущей стадии мирового развития".


Третий Логос - звук, тон - находится целиком на физическом плане. Мы можем воспроизвести звук сами и воспринять его".

Второй Логос (свет, мировой свет, Христос) пришел в наш цикл эволюции из предыдущего и достиг Земли. Первый Логос также пришел из предыдущего цикла и низошел лишь до Солнца.

Третий Логос (гармония сфер, мировой тон) начал свое развитие на Сатурне, а закончит в воплощении Вулкана. Отторгнутое первым Логосом (аромат) в ходе своего развития воплотилось в злых духов (зловоние) и нисходит в восьмое царство. Второму Логосу противостоят духи тьмы.


(GA 266/1, стр. 187-192)

43. "Вечное: мы приближаемся к нему, оно есть движущая сила, к которой мы стремимся, как круг есть движущая сила для вписанного многоугольника с возрастающим числом сторон. Круг подобен жизни ... Вечное - это сила, которая хотя и недостижима для сознания, но как жизнь является действенной силой в его деяниях". (GA 39, стр. 289)
 
Внутреннее Земли

44. О внутренних сферах Земли значительно труднее узнать что-либо, чем о Девахане и отдаленнейших планетах. Поэтому большинство из того, что говорится о внутреннем Земли, - просто вздор. (GA 107, лекция 12)


45. "Все на Земле является подобием того, что происходит внутри Земли". (GA 97, лекция 21)


46. Чтобы созерцать внутреннее Земли, необходимо достичь посвящения второй ступени. "Земля состоит из семи слоев, и исследование каждого из них соответствует семи ступеням христианского посвящения".

1-й слой Земли на языке посвященных называется минеральной Землей. Он тонок и хрупок.

2-й слой - мягкая Земля - обладает неким родом ощущения, наподобие растений. Если ее тронуть, то она обнаружит способность к ощущению.

3-й слой - парообразная Земля - обладает волеизъявлением. Ей свойственны безграничные силы экспансии, и первый, минеральный слой с трудом сдерживает ее.

4-й слой - водная, или формообразующая Земля. Все формы, существующие на поверхности Земли, имеют там свой негатив.

5-й слой - плодоносная Земля. Если понаблюдать частицу этого слоя то можно увидеть, как из одной формы возникает другая из нее третья, а предыдущая исчезает и т.д. Слой обладает как бы душой, способностью души, стремящейся к облику.

6-й слой - огненная Земля - ощущает удовольствия и страдания. Подобно человеку, она пребывает между наивысшим ликованием и унынием до смерти. На эту Землю сильно влияют страсти людей.

7-й слой - земное зеркало. В нем отражается все происходящее на поверхности Земли. Только там все происходит по-иному. Что здесь пассивно, там активно, и наоборот. Здесь металл звучит от удара, там - из себя. Затем есть еще два слоя.

8-й слой ученики Пифагора называли сферой чисел; современные оккультные школы называют его дробителем. Природные (кроме минеральных) и искусственные (художественные) формы там множатся. Все там негармонично, аморально, мятежно, стремится к разделению, образует буквально противоположность любви. Черные маги черпают там силу, если могут туда проникнуть. Восьмой слой имеет огромное влияние на человеческую мораль. Победа человеческой морали успокаивает его, что, в свою очередь, вновь действует на людей.

9-й слой - резиденция планетарного Духа. Он обладает двумя органами, подобными человеческому мозгу и сердцу. Этот Дух подвержен изменениям, тесно связанным с человеческим развитием. (GA 97, лекция 27)


47. Второй слой Земли имеет тенденцию разлетаться по всему небесному пространству. Его сдерживает верхняя земля. (GA 107, лекция 12)


48. Шестой слой под влиянием человеческих страстей может "...оказать сильное давление на вышележащую плодоносную Землю. От этого слоя, разветвляясь, идут каналы во все вышележащие слои. В минеральной Земле, на значительной глубине, имеются огромные пустоты. К ним подходят эти каналы, по которым в пустоты нагнетаются колоссальные массы, вызывающие либо землетрясения, либо извержения вулканов". (GA 97, лекция 27)

 
Восьмая сфера

49. Как люди мы принадлежим к 4-ой сфере развития, которая есть Земной зон. Наши творцы, Духи Формы, принадлежат к восьмой сфере развития, которой мы достигнем, пройдя через развитие Вулкана.

"Но обе указанные сферы мы должны представлять себе совмещенными проникающими одна сквозь другую ...Таким образом, мы живем не просто в 4-ой, но одновременно и в 8-ой сфере, благодаря тому, что вместе с нами в этой сфере живут наши божественные творцы. ...но, кроме того - и ариманические существа. ...В 4-ой сфере с нами живут, точно выражаясь, люциферические духи. ...Благодаря нашей 4-ой сфере развития мы являемся воспринимающими и интеллигентными существами. Но мы не должны забывать, что в этой интеллигенции, а также и в чувственных восприятиях... играют люциферические силы". Они находятся там по той причине, что их туда, в 4-ую сферу, сверг Михаэль. (GA 194, лекция 3)


50. В 8-ую сферу попадает все, что не смогло примкнуть к идущему вперед развитию. В своих задатках эта тенденция слагается уже в деваханическом состоянии. Если на Земле человек использует свою жизнь для себя одного, собирает все возможное, чтобы пережить возвышение своей эгоистической самости, то на Девахане такой образ действий ведет к состоянию авитхи. Человек, не преодолевший обособленности, приходит к авитхи. Все авитхи-люди станут однажды жителями 8-ой сферы. Авитхи является подготовкой к 8-ой сфере. В религиях это понятие известно как ад". (GA 93а, лекция 14)


51. Восьмая сфера имеет некоторое отношение к тому, что осталось от древней Луны. "На Луне истинное созерцание человека было визионарно-имагинативным, а все субстанциональное 8-ой сферы может быть найдено там, где человек открывает что-либо имагинативно-визионарно... 8-ая сфера может быть открыта на пути визионарных имагинаций". И вообще нельзя развить имагинаций, чтобы при этом не узнать что-либо о 8-ой сфере.

"Когда возникает минеральное, возникает 4-я сфера (Земля). А когда приходят Люцифер и Ариман, то вырывают из 4-й сферы минеральное и впечатывают его в 3-ю сферу (др. Луна), и Луна повторяется еще раз, но в материале, который, собственно, принадлежит Земле". Так возникла современная Луна. Она есть сгущенная благодаря земной материи имагинация.

Люцифер и Ариман в борьбе с Духами Формы постоянно стараются отрывать от Земли минеральную субстанцию и формируют из нее 8-ю сферу, надеясь со временем оторвать ее от Земли и увлечь на свой путь. Особенно остро идет борьба за наиболее благородную субстанцию, субстанцию нашего мозга и черепа. Поэтому своей головой мы должны особенно освобождаться от эгоизма, возвышать мысли, отличать доброе от злого. Если бы у Люцифера и Аримана дело шло гладко, то в определенный момент они уничтожили бы Землю и все мировое развитие перевели бы в 8-ю сферу; тогда земное развитие пошло бы другим путем.

Духи Формы противодействуют этим намерениям. "Мы повсюду окружены имагинациями, в которые должно постоянно всасываться минеральное, материальное. Поэтому была необходима жертва: выделение лунных сил через Ягве...". Он соединился с выделившейся материальной Луной, которая содержит субстанции более плотные, чем земные, дабы

Люцифер и Ариман не могли их растворять в своем имагинативном мире. (Об этой грубой материи и говорит Синнет). В физической области Ягве заботится о том, чтобы не все материальное было высосано Люцифером и Ариманом. И когда эта опасность минует, когда Земля станет достаточно сильной, Луна снова соединится с ней.

Что в небе является Луной, то в человеке - наследственностью, пронизанной естественной любовью, тем, что не связано с головой, что не продумывается человеком. Все, что на Земле составляет субстанцию наследования, не может быть взято Люцифером и Ариманом.

Люцифер и Ариман особенно ловят моменты, когда

свободная воля человека преобразуется в визионарное ясновидение. Тогда образующееся в человеке, становится их добычей и исчезает в 8-й сфере. Через связывание свободной воли, введение ее в заблуждение, творятся призраки 8-й сферы. Когда наивные люди полагают, что достигли бессмертия, они видят в действительности в своих видениях, как отрываются части их душевного существа и препарируются для 8-й сферы.

Оккультисты, введшие в середине XIX века спиритизм, обнаружили, что поток свободной воли вместо вечного утекает во время сеанса в 8-ю сферу". (GA 254, лекция 5)


51а. Пройдя через три элементарных царства (состояния жизни) эволюция человека в земном зоне вступила в четвертое, минеральное царство. "Здесь над формированием человека работали так называемые Дианис (Dhyanis) Мудрости; подступая извне, они строили тело в его минеральной вещественности. И когда был готов мозг, поток развития пошел от них дальше. Если бы в этот момент дианические существа мудрости продолжили свою работу извне и только для себя, то человек стал бы тверже минерального царства; ничего внутреннего, никакой духовности не смог бы он противопоставить материальному отвердению и был бы потерян для космической жизни. Он выпал бы из эволюции подобно шлакам, был бы выброшен из царств природы. ... Подобный гипотетический мир называется в оккультизме "восьмой сферой". "Положение было спасено тем, что вмешались отставшие Дианис, стремившиеся человека полностью одухотворить. "Человек оказался на распутье между путем в восьмую сферу и путем к полному одухотворению. ... Эти два течения развития работают одно против другого с середины Лемурийской эпохи. И так оно и осталось бы, если бы дианическим существам, работающим над человеком извне, и ведущим его в восьмую сферу, не было напечатлено Буддхи, Любовь, чтобы они любовью пронизали материю". Так возникло третье течение. Человек стал трехгранным (тело, душа, дух), а то, что не могло быть захвачено неравномерным действием трех потоков, выделилось как Луна. "Она есть часть восьмой сферы, шлак. В Луне мы видим предварительный символ того, чего могли бы достичь первые дианические существа.

...Всех их вместе в еврейской эзотерике называют Ягве, который есть Бог макрокосмической Мудрости, Формы. ...

С середины четвертой рунды действует Господь Любви, Христос, Любовь Мира, второй Логос.... Иегова является Духом третьего Логоса. Принцип Христа начал духовное действие с середины Лемурийской эпохи. Тогда же выступил и Люцифер". (H 67/68, стр. 36-37)

Дианические существа не могли бы реализовать ни одной мысли без человеческих тел, не наделив прежде человека мышлением.(H 69/70, стр. 25)


52. "Если бы все осталось при люциферической эволюции и Христос не вступил бы в развитие человечества, то со времени, в которое должна была совершиться Мистерия Голгофы - но она, допустим, не произошла бы, -люди в Мистериях смогли бы развиваться до той ступени, где им открывались бы Архаи. А затем они вступали бы в люциферический мир. На Земле же оставалось бы все то, что высшими Богами, например Эксузиаи, создавалось бы в земном развитии как земно-человеческое. ...Люди одухотворились бы аскетически и при этом, вступая в духовный люциферический мир, отвергли бы телесность. Души таких людей нашли бы свое спасение, но Земля потеряла бы свой смысл. Тела ничем не могли бы служить душам. Значение Мистерии Голгофы состоит в том, что она воспрепятствовала этому. ...Люцифер сначала земного развития имел намерение увести людей от Земли в свое духовное царство. Его не интересовало основное земное развитие; он хотел иметь для себя лишь то, что высшие боги соединили с человеком. Это, как душу, он хотел вывести из земного развития после того, как она некоторое время побыла бы в земной форме, пришедшей от Духов Формы. Но почему люди не последовали до Мистерии Голгофы за Люцифером в его мир света?

В земное развитие было введено то, что называют 8-й сферой. Один из ее аспектов заключается в том, что человек получает такую тягу, склонность к низшей природе, что Люцифер не в состоянии из этой низшей природы извлечь высшую".

"Если бы Земля не обладала силой притягивать Луну, то духовный коррелят этой силы не сковывал бы человека в низшей природе, ибо, рассмотренные духовно, обе эти силы суть одно... И можно сказать: Луна поставлена в мироздании как противник Люцифера, дабы мешать Люциферу. ...В эпоху материализма, в XIX в., эта истина была превращена в свою противоположность. В книге Синнета "Эзотерический буддизм" Луна описана как нечто враждебное человеку".

"Это материалистично - обозначать Луну 8-й сферой; т.н. 8-я сфера есть та сила, та сфера, которая притягивает Луну. Блаватская среди своих заблуждений имела одно особенно коварное, когда в своей "Тайной доктрине" оклеветала Бога Ягве как просто Лунного Бога и хотела поставить на его место Люцифера как друга духа. ...Бога Ягве она хотела представить как просто Бога низшей природы, а свойственное низшей природе враждебно Люциферу". (GA 172, лекция 10)


52а. Если какое-либо существо на каком-то плане отклоняется от эволюции, надеется идти своим путем, то оно падает в восьмую сферу и должно там ждать, пока не закончится весь эволюционный цикл. После того оно берется в следующую эволюцию как низшее существо.

Лишь первый Логос способен поднять, что упало в 8-ю сферу; он берет это с Собой вместе с мировой пылью. "Выпасть из развития означает приковать свою жизнь к тому, что безусловно отстало, и ждать там, пока эволюция не придет в соответствующее состояние". Представим себе развитое существо, душу, воплощенной в тело дикаря или собаки; это поистине проклятие.(H 78, стр. 38)

 
Миры эфирный, астральный, душевный

52б. Чтобы составить представление об эфирном, нужно представить себе систему координат, противоположную декартовой. Ошибка "обычной теории эфира" заключается в том, что эфир представляют себе то в виде жидкости, то в виде газа. "Как только соприкасаются с эфиром, должны исходить от сферы и всю систему (координат) строить не изнутри (отточки), а извне". В синтетической геометрии продуктивное представление о пространстве дает гипербола, в которой две ветви полярно противоположны одна другой.

"Четыре измерения имеем мы в сфере эфирного (астральный план), пять измерений - в сфере астрального (нижний Девахан) и шесть - на высшем Девахане.

Так образуется духовное многообразие. Девахан, отбрасывая тень в астральном пространстве, даёт астральные тела; астральное пространство как тень в эфирном пространстве дает эфирные тела и т.д.". (GA 324а, стр. 209-210,99)


53. "Как эффект света, идущего от Земли, ослабевает вдали, так деятельность мирового эфира наиболее слаба вблизи Земли. Но как только мы выходим в мировые дали, суть эфирной деятельности становится все более явным фактом".

Однако и у эфирного мира есть граница. "Мир -это замкнутое целое, и если дойти до его конца - это можно представить себе образно, -то человек тогда повсюду наткнется на внутреннюю поверхность шара. Там навстречу сияет астральное. Астральное начинает действовать извне, преодолевая эфирное". Далее идет со своими законами еще один мир, которому принадлежит наше "я". (GA 224, лекция 5)


54. "Когда здесь, на Земле, мы говорим об эфире, в котором мы живем, ...то мы описываем его различные свойства. Но это лишь одна сторона эфира. Другая его сторона заключается в том, что он является морально действующей субстанцией, что он повсюду пронизан моральными импульсами. Как он пронизан светом, так он пронизан моральными импульсами; но их нет в земном эфире". (GA 219, лекция 1)


55. "Приводящее к концу, к завершению происходит из астрального принципа, повторяющееся - из эфирного принципа". (GA 107, лекция 7)


56. "Три выражения: имагинативный мир, астральный и элементарный мир в розенкрейцерском смысле означают одно и то же". (GA 99, лекция 2)


57. "Логика астрального мира другая, чем физического. Там существа пронизывают друг друга. И если на Земле невозможно на одном месте построить две разные церкви, то там такое возможно. Когда на Земле сталкиваются разные мысли, то в астральном мире возникает борьба существ, действие, в результате которого одни существа изгоняют других. Мысли там борются, не дискутируют".

Есть два астральных мира: добрый и злой. Добрый астральный мир лежит над физическим миром (выше над астральным стоит Девахан), злой - под физическим миром. В оба эти мира идут добрые и злые проявления людей. На древней Луне был только добрый астральный мир; злой - возник на Земле, после выделения Луны. К злому астральному миру принадлежит Камалока. (GA 107, лекция 1)


58. "Кама означает вожделение, желание; лока-место, хотя в действительности это не место, а состояние". (GA 99, лекция 3)


59. "Ад есть не что иное, как полное застревание в личном". (GA 97, лекция 2)


60. "Как телесным образованиям свойственны протяженность и передвижение в пространстве, так душевным предметам и существам свойственна возбудимость, деятельное хотение. Поэтому мир душ называют также миром страстей или желаний или же миром "потребностей". ...(Порывы, желания, потребности являются обозначениями для вещественного в мире душ. Это вещественное мы назовем "астральным". Если больше внимания обращается на силы мира душ, тогда можно говорить о "существе вожделения". Но не следует забывать, что различие между "веществом" и "силой" здесь не может быть столь строгим, как в физическом мире. Порыв может быть назван одинаково и "силой", и "веществом")".(GA 9, лекция 8)


61. Поскольку душевный мир становится местом пребывания человека непосредственно после смерти, то он может быть назван "местом вожделений". Различные религиозные системы, называют его "чистилищем", "очистительным огнем" и т.д. (GA 9, лекция 9)


62. "Первое, что необходимо усвоить, если желаешь научиться ориентироваться в душевном мире, - это умение различать отдельные виды его образований ... надо узнать две силы, являющиеся здесь наиболее важными. Их можно назвать симпатией и антипатией. Сообразно тому, как они действуют в том или ином душевном образовании, определяется его вид. Симпатией должна быть названа та сила, благодаря которой одно душевное образование притягивает к себе другие, стремится слиться с ними, проявляет свое родство с ними. Напротив, антипатия есть сила, посредством которой душевные образования отталкиваются друг от друга, исключают одно другое, утверждают свою обособленность. Оттого, в какой мере обе силы присутствуют в душевном образовании, зависит та роль, которую оно будет играть в душевном мире. Прежде всего, сообразно действию в них симпатии и антипатии, надо различать три вида душевных образований. Они отличаются один от другого тем, что симпатии и антипатии в них пребывают в совершенно определенных соотношениях. Возьмем сперва образование первого рода. Оно притягивает к себе другие образования из своего окружения благодаря действующей в нем симпатии. Но кроме симпатии в нем в то же время есть и антипатия, в силу которой оно отталкивает от себя находящееся в его окружении. Вовне подобное образование предстает таким, как будто бы оно обладает только силами антипатии. Но это неверно. В нем есть и симпатия и антипатия, только последняя преобладает. ...Подобные образования играют себялюбивую роль в душевном пространстве. Многое вокруг себя они отталкивают и лишь немногое притягивают к себе с любовью. Оттого они как неизменные формы движутся через душевное пространство. Благодаря силе симпатии, которая в них есть, они являются алчными. Но алчность в то же время является ненасытной, как бы не находящей утоления, потому что преобладающая антипатия отталкивает столь многое из приходящего навстречу, что становится невозможным какое бы-то ни было удовлетворение. Если сравнивать душевные образования этого рода с чем-либо в физическом мире, то можно сказать: они соответствуют твердым физическим телам. Эта область душевной вещественности должна быть названа пламенем вожделений. - Примешанное из этого пламени вожделений к душам животных и людей определяет в них то, что именуется низшими чувственными порывами, преобладающими себялюбивыми инстинктами.

Во втором роде душевных образований обе основные силы находятся в равновесии; в них, значит, с одинаковой силой действуют симпатия и антипатия. Они подходят к другим образованиям с известной нейтральностью, действуют на них как родственные им, не притягивая и не отталкивая их особенно. Они как бы не ставят резкой границы между собой и окружающим миром, постоянно позволяют влиять на себя другим образованиям окружения, и поэтому их можно сравнить с жидкими веществами физического мира. И в том, как такие душевные образования притягивают к себе другие, совсем нет алчности. ...Та душевная вещественность ... совершенно пластическая, текучая. Не себялюбиво, как первая, движется она через душевное пространство, атак, что ее бытие везде получает впечатление и оказывается родственным многому из того, что ей встречается. Наиболее подходящим для нее названием было бы: текучая возбудимость. - Третий род душевных образований есть тот, у которого симпатия берет верх над антипатией. Антипатия приводит к себялюбивому самоутверждению, но последнее отступает перед склонностью к вещам окружающего мира. Представим себе подобное образование внутри душевного пространства. Оно является центром притяжения, распространяющимся на предметы окружающего мира. Подобные образования можно назвать вещественностью хотения. ...(ее) можно сравнить с газо или с воздухообразными телами физического мира. Как газ стремится расшириться во все стороны, так распространяется по всем направлениям вещественность хотения.

Для высших ступеней душевной вещественности характерно то, что в них совершенно отступает назад... антипатия, и действующей оказывается только симпатия. Проявляется она прежде всего внутри частей самого душевного образования, которые действуют взаимно притягательно одна на другую. Сила симпатии внутри душевного образования выражается в том, что называется радостью. А каждое уменьшение симпатии есть печаль. Печаль - это лишь уменьшенная радость, как холод -лишь уменьшенное тепло. Радость и печаль являются тем, что ... в человеке живет как мир чувств. Чувствование есть пряжа душевного в себе самом. Оттого, как в душевном прядутся чувства радости и печали, зависит то, что мы называем удовольствием.

К еще более высокой ступени принадлежат душевные образования, у которых симпатия не остается заключенной в пределах собственной жизни. Такие душевные образования, так же как уже и принадлежащие четвертой ступени отличаются от трех низших тем, что у них силе симпатии не приходится бороться с противодействующей ей антипатией. Лишь начиная с этих высших видов душевной вещественности, многообразие душевных образований сливается в один общий душевный мир. Поскольку существует антипатия, душевное образование стремится к чему-либо иному ради своей собственной жизни, чтобы усилить и обогатить себя самое при помощи другого. Где молчит антипатия, там другое воспринимается как откровение, как возвещение. Эта высшая форма душевной вещественности играет в душевном пространстве роль, подобную свету в физическом пространстве. Она обусловливает то, что одно душевное образование как бы впитывает в себя, ради них самих, бытие и сущность других, или можно сказать так: дает им осенить себя. Лишь благодаря тому, что душевные существа черпают из этих высших областей, пробуждаются они к истинной душевной жизни. Их тупая жизнь во мраке раскрывается наружу, светится и сама излучается в душевное пространство; вялая, тупая деятельность во внутреннем, стремящаяся замкнуться благодаря антипатии, когда имеются налицо одни лишь вещества низших областей, становится силой и подвижностью, которые исходят изнутри и струясь изливаются наружу. ...Таким образом, мы должны различать три нижние и три верхние области душевного мира, связанные четвертой областью. ...

1. Область пламени вожделений.

2. Область текучей возбудимости.

3. Область желаний.

4. Область радости и печали.

5. Область душевного света.

6. Область деятельной душевной силы.

7. Область душевной жизни".

(GA 9, лекция 8)
 
Девахан

63. "Существует мир гармонии сфер, проникающий в мир образов и цвето-существ. Его называют миром Девахана, или также ментальным миром, или миром Рупа-Девахан; в розенкрейцерском смысле мир гармонии сфер - это и мир инспираций, поскольку звук инспирирует, если для этого открыты чувства". (GA 99, лекция 2)


64. С Марса начинается Страна Духов, ее твердь. (GA 141, лекция 10)


65. "В духовном мире (праобразов) все находится в постоянной подвижной деятельности. Там нет покоя, остановки на одном месте, что имеет место в физическом мире. Ибо праобразы суть творящие существа. Они творцы всего того, что возникает в физическом и душевном мирах. Их формы быстро меняются, и в каждом праобразе таится возможность принимать бесчисленные особые облики. Они как бы порождают из себя отдельные облики, и едва порожден один, как праобраз вновь стремится к тому, чтобы излить из себя следующий. Праобразы имеют между собой большее или меньшее родство. Они не действуют обособленно. Для своего творчества один требует помощи другого. Часто неисчислимые праобразы действуют сообща для того, чтобы возникло то или иное существо в душевном или физическом мире.

Кроме того, что в "стране духов" может быть воспринято "духовным зрением", там имеется еще нечто иное, что можно рассматривать как переживание "духовного слуха". Как только "ясновидящий" поднимается из страны душ в страну духов, воспринимаемые им праобразы становятся также и звучащими. Их "звучание" есть чисто духовное явление. Оно должно быть представлено без всякой примеси мысли о физическом звуке. Наблюдатель чувствует себя как бы в море звуков. И в этих звуках, в этом духовном звучании находят себе выражение существа духовного мира. В их созвучии, в их гармонии, ритмах и мелодиях запечатлены их бытие, их взаимные соотношения и родство. Что в физическом мире рассудок воспринимает как закон, как идею, то для "духовного слуха" является духовно музыкальным. ...там, где царит звучание, не прекращается и восприятие "духовного ока". Звучание только присоединяется к свечению. Там, где в дальнейшем говорится о "праобразах", надо мыслить также и "первозвуки". ...Эта область образует остов, "скелет" "страны духов". Ее можно сравнить с твердой почвой нашей физической земли. Это материковая масса "страны духов". ...вообразим себе какое-нибудь ограниченное пространство, заполненное физическими телами самого разнообразного вида. Теперь представим себе, что все они исчезли, а на их месте остались полые области, имеющие их формы; промежутки же между ними, бывшие ранее пустыми, представим себе заполненными разнообразнейшими формами, состоящими с прежними телами в различных соотношениях. ...Кто смотрит в пространство одновременно физическим и духовным оком, видит физические тела, а в промежутках между ними - подвижную деятельность творческих праобразов. Вторая область "страны духов" содержит в себе праобразы жизни. Но здесь эта жизнь представляет собой совершенное единство. Как текучий элемент струится она в стране духов, пульсируя повсюду подобно крови. Ее можно сравнить с морями и водами физической Земли. Однако распределение ее ближе подходит к распределению крови в живом теле, чем к распределению морей и рек. Текучая жизнь, образованная из материи мысли, - так можно было бы обозначить эту вторую ступень "страны духов". В ее элементе обретаются творческие первосилы всего, что в физической деятельности возникает как живые существа. Здесь становится очевидным, что вся жизнь есть единство, что жизнь в человеке родственна жизни всех его собратий по творению.

Как третья область "страны духов" должны быть обозначены праобразы всего душевного. Здесь

находишься в гораздо более тонком и прозрачном элементе, чем в обеих первых областях. Пользуясь сравнением, ее можно определить как воздушную сферу "страны духов". Все, что совершается в душах обоих других миров, находит здесь свое духовное подобие. Все ощущения, чувства, инстинкты, страсти и т.д. еще раз появляются здесь, в духовном мире. Атмосферные явления этой "воздушной сферы" соответствуют в других мирах страданиям и радостям творений. Как тихое дуновение проявляется здесь тоска человеческой души; как бурный вихрь - взрыв страсти. Кто может себе образовать представление о том, что здесь рассматривается, тот глубоко проникнет во вздох каждого создания, если направит к нему свое внимание.

...Праобразы четвертой области не имеют непосредственного отношения к другим мирам. Это в некотором роде существа, которые властвуют над праобразами трех нижних областей и способствуют их взаимодействию. Поэтому они заняты распределением и группировкой этих подчиненных праобразов, и из этой области исходит более всеобъемлющая деятельность, чем из нижних.

Пятая, шестая и седьмая области существенно отличаются от предыдущих, ибо обитающие в них существа доставляют праобразам нижних областей побуждения к их деятельности. В них находятся творческие силы самих праобразов. Тот, кто может подняться до тех областей, знакомится с замыслами, которые заложены в основе нашего мира. Как живые зародышевые зерна лежат здесь праобразы, готовые принять разнообразнейшие формы мысле-существ. Когда зародышевые зерна вводятся в нижние области, они как бы начинают всходить и проявляются в самых различных обликах. Идеи, с помощью которых человеческий дух творчески выступает в физическом мире, суть лишь отражения, тени тех зародыше-мысле-существ высшего духовного мира. Наблюдатель, обладающий "духовным слухом", поднявшийся из нижних областей "страны духов" в верхние ее области, замечает, как звучание и звуки превращаются в "духовный язык". Он начинает воспринимать "духовное слово", через которое вещи и существа открывают ему свою природу уже в "словах", а не только через музыку. Они говорят ему, как это зовется в "Духоведении", свои "вечные имена".

Надо представить себе, что мысле-зародышевые существа обладают сложной природой. Из элемента мира мыслей берется, так сказать, лишь оболочка зародыша. И она объемлет собой истинное зерно жизни. Здесь мы подходим к границе "трех миров", ибо зерно происходит из еще более высоких миров.

...Из сказанного выше о трудностях словесного выражения само собою разумеется, что такие обозначения как "замыслы" есть также лишь "подобия". О возвращении к старому "учению о целесообразности" здесь речь не идет". (Дополнительные материалы о стране душ и духов см. в разделе, посвященном бытию души между смертью и новым рождением. - Сост.). (GA 9, лекция 9)


66. "...Праобразы всех физических форм = континентам,

всей жизни = морям,

всей душевной жизни, чувств ит.д. = воздушной сфере Девахана". (GA 100, лекция 4)


67. "В мире Девахана природные, моральные и интеллектуальные законы совпадают". (GA 143, лекция 5)


68. Мир разума и есть высший Девахан. (GA 119, лекция 7)


69. В движении, примыкающем к розенкрейцерству (имеется в виду духовное течение, а не ложи. - Сост.), мир интуиции называется миром разума. Этот мир настолько выше обычного, что лишь его тени отбрасываются в мир людей. Понятия разума - это лишь слабые тени по сравнению с тем, чем является тот мир в действительности". (GA 99, лекция 2)

 
Тройственный мир

70. "Тройственный мир (физический, мир душ и духа) расчленяется следующим образом:

1. Царство первообразных, лишенных формы существ (первое элементарное царство).

2. Царство существ, творящих облики (второе элементарное царство).

3. Царство душевных существ (третье элементарное царство).

4. Царство созданных обликов (облики кристаллов).

5. Царство, которое становится чувственно воспринимаемым в обликах, но над которым работают существа, творящие облики (царство растений).

6. Царство, которое становится чувственно воспринимаемым в обликах, но в котором кроме того действуют еще существа, творящие облики и изживающие себя душевно (животное царство).

7. Царство, в котором еще действуют существа, творящие облики и изживающие себя душевно, но в котором сам дух образуется в форме мысли внутри чувственного мира (царство человеческое)". (GA 9, лекция 12)9 (12)


71. "Третье элементарное царство упорядочено; прекрасные, пронизывающие друг друга линии выражают формы, обладающие в себе силой света. Они проносятся в пространстве в виде световых тел, светящихся изнутри. ... Второе элементарное царство лежит в основе третьего. Здесь мы имеем только формы, сотканные из мыслей, из мировых эфирных мыслей.

Представим себе мысль, принимающую форму спирали, затем восьмерки. Но погрузимся только в намерение, из которого могут возникнуть такие формы. Представим себе мир, заполненный такими мысле-зародышами. Этот лишенный форм мир и есть первое элементарное царство.

Четвертое элементарное царство - минеральное". (GA 93а, лекция 25)

 
Акаша-хроника

72. На Девахане пребывает Акаша-хроника. "Нельзя сказать, что она рождается на Девахане - это происходит в более высокой сфере, - но здесь начинает становиться видимым то, что называется Акаша-хроникой. ...Она может простираться и ниже, вплоть до астрального мира, нотам она ...обманчива".

"Вильям Скотт-Элиот описал не Атлантиду, а повторение ее событий в северогерманских областях, произошедшее задолго до христианской эпохи. В основе ошибки лежит переживание Акаша-хроники на астральном плане, где она обманчива". (GA 99, лекция 4)

Самое тонкое эфирное течение образует акашу. В виде эфирных колебаний она пронизывает человека. "Это субстанция, сотканная из наших мыслей". Ее форма имеет вид двух завихрений (крабовидная), постоянно переходящих друг в друга. У нее горький вкус и темно-синий до черного цвет. (GA 266/1, стр. 176)


73. С телесной смертью исчезает все вещественное. "Не так "исчезают" духовные силы, которые произвели из себя телесное. Они оставляют свои следы, свои точные отображения в духовной основе мира. И кто сквозь видимый мир может возвысить свое восприятие до невидимого, тот созерцает перед собою нечто такое, что можно сравнить с огромной духовной панорамой, в которой отмечены все прошлые события мира. Эти непреходящие следы всего духовного называются "Хроникой Акаши". Здесь словом Акаша обозначается все духовно-пребывающее в процессе мирового свершения, в противоположность преходящим формам бытия". (GA 13, лекция 4)


74. Граница духовного мира. "Как нам представляется небо в виде пустого шара, ограниченного венком из звезд, так обстоит дело с границей Девахана. Но это полная смысла граница, она называется Акаша-хроника". (GA 95, лекция 2)


75. "Утончение материального состояния может достигнуть такой степени, переступив которую кончают негативной материей; ее называют Акашей. В ней отражаются все события окончательным образом, и их можно найти там снова, даже если они произошли совсем давно.

Образы Акаши-хроники не неподвижны. Они постоянно разворачиваются как живые образы, где вещи и личности движутся и иногда даже говорят. Если позвать астральный облик Данте, то он бы заговорил в его стиле, как бы из его бывшей жизненной сферы. Это почти всегда образы, которые являются на спиритических сеансах и выдают себя за духов умерших.

Нужно уметь расшифровывать страницы этой книги с живыми образами, разматывать ролики этой хроники Вселенной, чего достигают, лишь научившись отличать явления внешних форм от действительности, отпечаток человека от живой души. Тут требуются ежедневные упражнения и долгое ученичество, прежде чем будет выработана способность избегать заблуждений в толкованиях. Ибо может, например, случиться, что от явившегося образа Данте человек получит ответы, идущие не от той индивидуальности Данте, которая в своем развитии пошла дальше, а от старого Данте, каким он был связан с эфирной сферой своего времени". (GA 94, лекция 12)


76. "Духовная наука образует идеи и понятия, которые затем навечно остаются записанными в Акаша-хронику.

Все знания, все познания, принадлежащие к опыту, полученному через чувства, к вещам техническим, к деловой, промышленной жизни человечества, действуют так, что когда эти знания записываются в Акаша-субстанцию, то Акаша-субстанция такой конгломерат идей и понятий выталкивает; иначе говоря, они стираются. ...в Акаша-субстанции имеет место спор между впечатлениями, полученными через человеческую оккультную науку... и тем, что возникает через чувства. ...Этот спор возник потому, что еще... в Лемурийскую эпоху... высшими духовными существами человек был предназначен к обретению Духовной науки. Но через люциферическое влияние... человек направил свою мыслительную силу... на изучение вещей, принадлежащих только физическому миру". (GA 152, лекция 1)


77. "В начале каждой рунды все находится в Акаша-Арупе". (GA 93а, лекция 10)


78.


(GA 95)

79. Схематический обзор уровней бытия (По книге Э.Хагемана "Эволюция духовных существ и царств природы в период развития Земли". Любек, 1959)


80. СЕМЬ ЭОНОВ РАЗВИТИЯ

Схематический обзор ступеней мирового развития (составлен по GA 13, GA 93а)


81. Вещи, подобные тем, что изложены в "Очерке тайноведения", весьма трудно добыть с помощью логики. "Но когда они найдены, то легко могут быть облечены в одеяния логики, протканы ею". (GA 61, стр. 328)



<< Предыдущий раздел   Следующий раздел >>
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды