GA 164 —
Значение мышления для познания, удовлетворяющего человека. Отношение духовной науки к естествознанию
DOC (1.6 Mb)Перевод с немецкого — Л.Б. Памфилова
Содержание:
I. Значение мышления для познания, удовлетворяющего человека (4)
1 17.09.1915 Первая лекция
2 18.09.1915 Вторая лекция
3 19.09.1915 Третья лекция
4 20.09.1915 Четвертая лекция
II. Отношение духовной науки к естествознанию (6)
5 26.09.1915 Первая лекция
6 27.09.1915 Вторая лекция
7 02.10.1915 Третья лекция
8 03.10.1915 Четвертая лекция
9 04.10.1915 Пятая лекция
10 09.10.1915 Шестая лекция
III. Эпизодическое рассмотрение пространства, времени, движения(1)
11 20.08.1915 Первая лекция
«От этого (принципа причинности) в корне отличается мировоззрение Гёте, которое идёт не к причинам, а к прафеноменам. Это нечто совсем другое. Ибо Гёте что-либо, существующее в мире как явление, то есть как феномен, – скажем, феномен того, что в призме обнаруживается определённый ряд цветов, – он ведёт это назад к прафеноменам, к взаимодействию материи и света или, если материю мы берём как представителя тьмы, тьмы и света. Точно так же он детально останавливается на первоначальных формах растения, животного и так далее. Это мировоззрение, которое принимает факты, а не только логически, по нити логики плетёт дальше понятия, но группирует факты так, что они высказывают некую истину.
Мы должны брать явления и группировать их не так, как они существуют в природе, но так, чтобы они высказывали нам свои тайны. Находить прафеномен из феноменов – это существенно.
Итак, надо работать с фактами. Кто ищет мудрость, тот должен дать говорить фактам. Это конечно неудобно, ибо фактами надо заниматься, мыслями же, которые приходят безо всяких, можно не заниматься». (GA 164-II-2).