· Главная · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Книжная лавка · Глоссарий ·   
Главное меню
Главная
Новости
Форум
Фотоархив
Медиаархив
Аудиотека
Каталог ссылок
Обратная связь
О проекте
Общий поиск
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
Содержание GA
Русский архив GA
Электронные книги GA
Печати планет
R.Steiner, Gesamtausgabe
GA-Katalog
GA-Beiträge
GA-Unveröffentlicht
Vortragsverzeichnis
Книжное собрание
Каталог авторов
Поэзия
Астрология
Алфавитный каталог
Тематический каталог
Книгоиздательство
Глоссарий
Поиск
Каталог авторов

Алфавитный каталог

Эл. книги GA

Г.А. Бондарев
Methodosophia
Die methodologie der anthroposophie
Философия cвободы
Священное писание
Anthropos
Антропософская жизнь
Мастерские
Инициативы
События
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
в свете духовной науки

КОММЕНТАРИИ К АПОКАЛИПСИСУ

Для понимания Апокалипсиса необходимо быть знакомым с характером эволюции мира в ее чувственно-сверхчувственном протекании, как об этом учит Духовная наука. Если суммировать все, чрезвычайно обширные, сообщения Рудольфа Штайнера на данную тему, то их можно свести в одну общую схему (см. ниже; ее отдельные, так сказать, "блоки" также даны им самим). Познакомиться с одной схемой, разумеется, недостаточно для того, чтобы разобраться в антропософском взгляде на эволюцию, но тому, кто с данной темой уже знаком, такая схема может оказать существенную помощь при изучении Апокалипсиса. В Духовной науке говорится о развитии мира, протекающем в семи эонах, или планетных воплощениях. Из них три уже пройдены, земной эон - четвертый, и три предстоит пройти в будущем. В каждом эоне развитие проходит через семь состояний жизни. В земном эоне мы достигли четвертого состояния и осталось пройти еще три, после чего земной эон кончится, наступит великая Пралайя, а затем эволюция продолжится на новой планете, которая в оккультизме называется "Юпитер", а в Апокалипсисе - грядущий Иерусалим (это не современная планета Юпитер).

Каждое состояние жизни проходит через семь состояний формы. Физический мир, в котором мы теперь живем, является четвертым состоянием формы, по завершении которого материя одухотворится и развитие перейдет в астральную форму. Каждое состояние формы развивается в семи периодах, а каждый период (коренная раса) состоит из семи культурных эпох. Современная, европейская, культурная эпоха является пятой по счету после великой атлантической катастрофы, которой завершился предыдущий, четвертый, период.

Таким образом, когда истечет наша, 5-я послеатлантическая, европейская культурная эпоха (в XXXVI веке), то наступит 6-я, славяно-германская, культурная эпоха. Она будет длиться 2100 лет. Столько же будет длиться 7-я, американская, культурная эпоха. Затем последует апокалиптическая война всех против всех и развитие перейдет в 6-ю коренную расу. В ней также будет семь культурных эпох. Затем наступит 7-я коренная раса со своими семью культурными эпохами. По окончании ее физическое бытие всецело одухотворится и перейдет на астральный план; затем оно поднимется в иное состояние формы - на Нижний Девахан, потом на Высший Девахан и, наконец, перейдет в состояние настолько высокое, что о нем в наших понятиях ничего нельзя сказать; его в оккультизме называют Пралайей. Потом развитие земного эона снова начнет нисходить к материальному бытию. И такое повторится трижды (рунды). Все рунды разделены пралайями. После 7-й рунды наступит Великая Пралайя и все развитие перейдет в новый цикл - на будущий Юпитер.

Об авторе Апокалипсиса. Словно на скале должен он был утвердиться, которая послужила бы ему крепким основанием, и он не колебался, стоя на ней, под влиянием всего, что волновалось вокруг него и в нем. И он погрузился в созерцание вечером 30 сентября 395 года на острове Патмос, на закате Солнца, когда оно уже исчезало за горизонтом, но действие его еще можно было чувствовать; на небе же проступили звезды и Луна. На западном небосклоне было видно созвездие Девы, еще в лучах заходящего Солнца, а под ногами Девы - Луна. Этот образ изображен на одной из печатей: Дева с сияющим Солнцем, а под ногами у нее Луна... В этом направлении приоткрыл Иоанн покров, отгораживающий нас повсюду от духа.

Тот момент времени вычислен Экзотерически, поэтому думают, что Хризостомас написал Апокалипсис. Но тут мы имеем дело с большой тайной. Апокалипсис возник, естественно, намного раньше, но его автор перенес себя в 395-й год. (ИПН. 266-2, с. 149, 144)

Если христианин, взирая на Христа, чувствует себя соединенным с Ним, то он воспринимает силу и жизнь для понимания воли Духа; если он взирает на Откровение, то он знает, в каком смысле ему следует применить силу, воспринятую от Христа. Апокалипсис - это книга. А всякая книга обладает ценностью лишь в том случае, если у людей есть сила ее понять. Жизнь во Христе должна христианам дать силу понять "тайное Откровение". Сила даруется милостью, ибо всякая духовная сила есть дар милости. И силу эту следует развить. Христос хочет соединить людей в общине детей божиих; дух откровения же должен привести детей божиих к зрелому развитию. (D. 16, с. 16-17)

Апокалипсис должен быть понят живо, не одним лишь познанием. (ИПН. 346, с. 150)

Через Апокалипсис приходят к Антропософии, поскольку необходимы антропософские средства, чтобы понять Апокалипсис. Ведь можно заметить: Иоанн получил Апокалипсис из сфер, где была Антропософия до того, как низошла к людям. (ИПН. 346, с. 139)

События, о которых говорится в Апокалипсисе, они придут. Но иное дело - как они будут протекать, - в смысле задуманной богами эволюции или вопреки ей. (ИПН. 346, с. 262)

Священникам: Вы тем больше будете священниками, чем больше станете вживаться во внутренний дух Апокалипсиса. (ИПН. 346, с. 152)

Апокалипсис следует назвать "тайным откровением" того, что человеческий дух должен пережить в своем будущем развитии. Но было бы неправильно думать, будто бы через такое предопределение подавляется всякая человеческая воля... Великие мировые законы духа даны не так, чтобы сверху нависать над человеком; они даны для того, чтобы человек мог воспринять их внутренне и развивать себя в их смысле. От соединения кислорода с водородом образуется вода, но условия для их соединения может создать человек. Углубляясь в закон природы, он сам становится его исполнителем... сам становится сотворцом с природой. Не иначе обстоит дело и с духовными законами... Человек может также и в духовной жизни стать деятельным только в том случае, если познает духовные законы. Без знания естественных законов мы оставались бы лишь притупленными, безвольными инструментами природного процесса.

Также и великие законы духа остались бы действенными в мире и без нашего познания. Сказанное в Апокалипсисе осталось бы истинным и в том случае, если бы человек не имел о нем никакого понятия. Человеку дано познать закон природы, чтобы, наблюдая его, он мог бы приблизиться к своей божественной цели. В его душе должен засветиться свет, божественной силой приходящий к откровению в мире... И любовь Бога к человеку состоит в том, что Его воля открывается в человеческой душе. Бог призвал человека к тому, чтобы он стал совершенным. Бог не только творит, Он еще открывает. Себя; и воля человека должна откровения Бога сделать своими побуждения ми. Что должно произойти, конечно, определено с самого начала; но определено также и то, что человек исполнит откровения Бога. Бог как раз не исключил из мирового плана действия человека, но с самого начала включил их в него. Разумеется, все совершилось бы, чему надлежит совершиться через (волю) Отца также и в случае бездействия его дитя. Но в таком случае дитя не имело бы части во всем (свершающемся). (D. 16, с. 16-17)

 
1. Послания общинам

В семи посланиях Апокалипсиса Иоанна выражено то, что принадлежит семи категориям физического мира, в семи печатях - принадлежащее астрально-имагинативному миру, в семи трубах - принадлежащее деваханическому, высшему миру, в семи чашах гнева - что должно быть отброшено, если человек хочет взойти в высшее духовное, достижимое для нашего тела, поскольку это высшее духовное еще связано с нашим миром, (18. 06. 1908 ИПН 104)

Что развивалось от эпохи к эпохе как послеатлантические культуры - это автор Апокалипсиса представил в виде маленьких общин. Распределенные в пространстве на внешней Земле, они стали для него представителями культурных эпох. Если он говорит об общине, или церкви, в Эфесе, то имеет в виду следующее: я понимаю, говорит он, что в Эфесе живет такая община, которая, в определенном отношении, охотно приняла Христианство, но поскольку все постепенно развивается, то от каждой культурной эпохи нечто остается. И хотя в Эфесе у нас есть школа посвящения, однако христианское учение там окрашено так, что повсюду можно распознать древнеиндийскую культуру.

Христианство в Эфесе носит окраску 1-й культурной эпохи, которая чуждалась внешней жизни, не была исполнена любовью к тому, что, собственно, составляет задачу послеатлантического человека. Что в Эфесской общине отказались от поклонения грубой чувственности, что они обратились к духовной жизни, - так говорит Инспиратор Апокалипсиса в письме к общине, - Ему в них нравится. Мы распознаем, что Инспиратор Апокалипсиса хотел этим сказать, поскольку Он знал, что в Эфесе отправляется мистериальный культ целомудренной Дианы. Он указывает, что там в особом расцвете отказ от материи, отказ от чувственной жизни и обращение к духовному. "Но имею против тебя, что ты оставил первую любовь твою" (II 4) - любовь, которую должна была иметь 1-ая послеатлантическая культура, выражавшуюся в том, чтобы рассматривать Землю как поле, на котором должно быть посеяно Божественное семя.

А как характеризуется Тот, Кто диктует эти письма? Он характеризуется как предшественник Христа Иисуса и в то же время как предводитель первой культурной эпохи. Христос Иисус как бы говорит через водителей, или Майстеров, 1-й культурной эпохи, той эпохи, в которую посвященные взирали вверх, на потусторонние миры. Он говорит о Себе, что в Его правой руке 7 звезд и 7 золотых светильников. Семь звезд суть не что иное, как символы семи высших духовных существ, являющихся водителями семи культурных эпох. А 7 светильников - это особое выражение, показывающее, что существа те - духовные, невидимые в чувственном мире. "Ты ненавидишь дела николаитов"... где особую ценность для человека придавали только внешней, телесной, чувственной жизни. И это правильно, - так говорит Тот, Кто инспирирует первое письмо. Но не оставляй и первую любовь, - так говорит Он, - ибо по той причине, что ты ненавидишь любовь к внешнему миру, оживляешь ты этот внешний мир, ведешь его к духовной жизни.

В обращении к Смирнской церкви имеется в виду 2-ая, древнеперсидская, культурная эпоха. Представим себе человека, который не использует свою жизнь так, чтобы извлекать из нее истинные плоды. Он не берет из нее никаких плодов в духовную жизнь. А лишь этими плодами может он жить в духовном бытии. И потому тот, кто не берет с собой никаких плодов, переживает "вторую смерть". Благодаря тому, что он обрабатывает земную ниву, спасается он от "второй смерти", "... побеждающий не терпит вреда от второй смерти" (II 11).

Тот, Кто повелевает написать третье письмо (Пергамской Церкви), указывает, что мощь этой эпохи (древнеегипетской) составляет острое слово, острый, обоюдоострый меч. Это слово Гермеса древних жрецов, это слово, которым исследовались силы природы и звезды в древнем смысле. Это та культура, которая до некоторой степени через внутренние астрально-душевные силы человека обреталась здесь, на физическом плане. И, обретаемая в той древней форме, она поистине является обоюдоострым мечом. Здесь мудрость стоит на самой границе между белой и черной магией, между тем, что ведет к блаженству, и тем, что кончается гибелью. Поэтому Он говорит, что хорошо знает, что там, где живут представители этой эпохи, стоит также и стул сатаны. Этим указывается на все то, что уводит прочь от действительно больших целей развития.

А "учение Валаама" - не что иное, как учение черных магов, которое есть учение народопожирателя. Народопожирателем, разрушителем народов является черная магия, которая ставится на службу только личному и разрушает всякую сущность и поэтому поглощает все, что живет в народе. Но доброе этой культуры состоит в том, что именно тогда человек начал очищать, просветлять свое астральное тело. Это названо "сокровенной манной>.... Человек очищает свою душу, чтобы сделать ее чистым носителем Манаса.

Фиатирскоя церковь - это 4-ая культурная эпоха, в которую является Сам Христос Иисус. "Сын Божий, у Которого очи - как пламень огненный, и ноги подобны халколивану (желтая медь)" (II 18).

Поэтому Сын Божий, Водитель будущего, должен сказать: "И вне общины должен познаваться "Я-Есмь", Который испытует сердца и почки" (II 33).

А что значит "утренняя звезда"? Земное развитие обозначается двумя звездами: Марсом (1-я половина эона) и Меркурием (2-я половина эона). Меркурий является звездой, представляющей собой силу, задающую направление; то направление, куда должен ступать человек. При этом следует иметь в виду, что в оккультизме названия Меркурия и Венеры переставлены местами для специальных целей, так что за Землей в планетной системе следует Меркурий, потом Венера.

"И Ангелу Сардийской церкви напиши - здесь мы должны чувствовать, что это относится к нам самим (к современной культурной эпохе): - так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд" (III 1). Семь духов суть семичленный человек. Согласно техническому выражению оккультизма, эти семь принципов называют семью духами Божиими в человеке. А семь звезд - это семь планетарных воплощений.

Шестая культурная эпоха братства представлена общиной, где само название выражает ее суть: Филадельфия. Все эти названия выбраны не случайно. В шестую культурную эпоху мы так разовьем свое "я", что ни одна внешняя сила не сможет войти в нас, если мы сами того не захотим. Это "ключ Давида". "Вот, я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее". - Это "я", которое нужно найти в самом себе.

В седьмую культурную эпоху разделение людей на два рода: на тех, кто предались духу, и тех, кто ни холодны, ни горячи, - будет весьма значительным. Человек спиритуальной жизни должен будет ощущать себя как конечное существо, на которое направляется все. И это конечное существо обозначено словом "Амен". "И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: Се говорит Амен", - Тот, Кто в своем существе представляет собой существо конца.

Так в Апокалипсисе Иоанна нам дано содержание посвящения,... посвящения воли. (20.06.1908 ИПН 104)


I 9. Человек др. Сатурна есть чистое изумление, испытываемое от мира, он был в равной мере как изумлением, так и теплом. Он жил в изумлении от собственного бытия, ибо он тогда впервые вошел в это бытие. Такова Альфа: живущий в изумлении тепловой человек Сатурна. Потом идет Бета - дом человека, кожа.

На Вулкане человек будет тем же, чем был на Сатурне, плюс весь мир. Он станет Альфой и Омегой, в нем соединится мир.

Чем отличается бытие Бога от бытия человека?... в череде времен Бог прежде есть то, чем человек станет позже. Только не говорите теперь, что Бог становится человеком.

Эти семь общин (церквей), разумеется, являются представителями разных нюансов язычества и иудейства. С помощью разных культов приближались они к божественным мирам. Христианство развивалось в них особым образом, из древнего языческого служения.

Жрец, служивший в Эфесе, мог бы с равным правом назвать себя и богом, и человеком. Он осознавал себя как носителя Бога. Все сознание религиозного в Эфесе - в Теофании, в явлении Бога в человеке. Именно это стремились там внести в души людей.Община в Сарде была христианским продолжением древнего астрологического служения звездам. Там исследовали тайны и импульсы жизни. Все там основывалось на полусновидческом ясновидении.

В Эфесе было служение дневному Солнцу как дарующему жизнь. Там, с одной стороны, говорили о пяти планетах и о Солнце с Луной - с другой. В Сарде служили "полночному Солнцу", которое почитали равным другим планетам. Поэтому в Эфесе - семь светильников, у Сарда - семь звезд (Апокалипсис 3, 1). Это не светильники, что стоят на алтаре, не свет, связанный с Землей, но это свет, что стоит вверху, в Макрокосмосе. Община в Сарде должна найти переход к дневному Солнцу, исходному месту Христа. (ИПН. 346, с. 49-50, 62 - 66)

Возможно, для кого-то из читателей после прочтения вышеприведенного комментария останется все же неясным, почему к давно прошедшим эпохам (культурам) обращение идет в настоящем времени. По этой причине мы даем пространное извлечение из одной лекции Рудольфа Штайнера, которое поможет ответить на этот вопрос и, кроме того, раскроет с особой глубиной тайну чудес, творимых Христом Иисусом, о которых нам повествуют евангелисты.

В цитируемой лекции говорится, что три волхва с Востока были хранителями мудрости трех предыдущих культурных эпох: древнеиндийской, персидской и халдео-египетской. В символической форме они сложили их сокровища к ногам Младенца, показав этим, что семя прошедших культур будет сохранено лишь в том случае, если человечество пронижет его силой Христа. Сами же они уже не понимали своего времени: "Они другим путем отошли в свою землю".

Первое. Христос пробудил семя древних культур, так что теперь 3-я послеатлантическая эпоха достоянием своей мудрости может оплодотворять 5-ю эпоху, 2-я - 6-ю, 1-я - 7-ю (т. е. в развитии мира имеет место определенная симметрия). Для осуществления этой деятельности Христова Импульса на Землю посылаются особые люди, несущие в себе мудрость одной из прошедших культур и способные вчленять ее в новую культуру. Одним из них был юноша из Наина. (Лк VII); он же является учеником из Саиса (см. Новалис. "Ученики в Саисе").

Юноша из Саиса пожелал, будучи неподготовленным, приблизиться к тайнам духовного мира; он хотел, как другие посвященные, стать "сыном вдовы", Изиды, пребывающей в трауре по потерянному супругу Озирису. И поскольку юноша был неподготовленным и пожелал здесь, на физическом плане, сам узреть образ Изиды без покровов и небесные тайны, то он подпал смерти. До времени никто из смертных не смел поднять покров Изиды. В юноше из Саиса символизировано бессилие мудрости Египетской эпохи.

Затем юноша рождается снова, на этот раз в Наине, и опять он "сын вдовы", и опять умирает в раннем возрасте. Но когда его выносят из городских ворот, к нему приближается Христос Иисус. И "много народу из города" было с его матерью; это, по сути дела, толпа египетских посвященных. Все они - мертвые, погребающие мертвого. "И когда Господь увидел их, жалость к ним охватила Его". Его охватила жалость к матери, которая стояла там, подобно Изиде, бывшей сестрой и женой Озириса. "И Он сказал: юноша, говорю тебе, встань!

И умерший встал и начал говорить; и Он передал его матери". Она же -низошедшая на Землю бывшая Изида; ее силы могут теперь быть пережиты на Земле. Сын снова подарен матери...

Великим пророком, потрясающим религиозным учителем стал юноша из Наина.... (это) Манес, основатель манихейства. Он был (затем) рожден как Парсифаль, сын Герцелоиды...

Второе. Заратустра, говоря об Аура-Маздао, возвещал Христа. Он учил ценить землю и не бежать от злых сил, но преодолевать их и тем спасать. Поэтому "я" Заратустры жило в Иисусе из Назарета до Крещения на Иордане (в течение 18-ти лет: от 12 до 30). Покинув три оболочки натанова Иисуса, он вскоре опять воплотился: его "Я" связало себя с эфирным телом соломонова Иисуса, которое после его смерти было взято матерью натанова Иисуса в духовный мир. Поэтому Христос Иисус не мог призвать Заратустру, как представителя 2-й послеатлантической культурной эпохи. Вместо Заратустры выступил Лазарь - вновь рожденный Хирам Абиф, первый из сыновей Каина. По поводу смерти Лазаря "Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним". (Ин XI 16). При воскрешении Лазаря присутствуют души, принадлежащие ко 2-ой культурной эпохе; они представлены Фомой-"Близнецом". Слова Фомы означают, что 2-я культурная эпоха уже готова к тому, чтобы быть пробужденной Христом, ее культурное семя не умерло. Совершается не воскресение, но посвящение Лазаря. И Христос произносит слова, которые указывают на то, что с этого момента посвященный (Лазарь) начинает действовать: "Развяжите (распеленайте) его и пусть идет". В отличие от юноши из Наина, Лазарь - человек, вполне владеющий своими духовными силами. С креста Христос говорит ему, указывая на Матерь - Софию: "Се Матерь твоя!" При этом следует вспомнить, что Заратустра как соломоновский мальчик Иисус действительно был сыном этой матери, и таким образом Лазарь-Иоанн находит отношение к "Я" Заратустры.

Лазарь-Иоанн в 5-ой (современной) культурной эпохе подготовляется к действиям в 6-ой, где будет достигнуто глубочайшее понимание Импульса Христа.

Среди 12-ти апостолов Лазарь-Иоанн как бы представлен другим человеком. Иоанн, брат Иакова и сын Зеведея, не является апостолом в точном смысле слова. Иаков и Иоанн в некоем смысле - одно; они представляют среди интимных учеников Христа Иисуса силы души рассудочной (или характера), которая человеке имеет двойную функцию и в то же время есть единство. Поэтому они названы "сыновьями грома": макрокосмически гром есть то же самое, что микрокосмически мысль в человеке. Но когда Лазарь становится Иоанном, он занимает место одного из сыновей Зеведея и как таковой присутствует на Тайной Вечери, возлежа у груди Иисуса Христа.

Третье. Когда Христос Иисус странствовал по земле, то от 3-й культурной эпохи оставались лишь пришедшие в упадок потомки. Еще менее того можно сказать о 2-ой культурной эпохе. Но 1-я, древнеиндийская, культурная эпоха, древнейшая и спиритуальнейшая, имела своих потомков не только во времена Христа Иисуса, но имеет их и в сегодняшней эпохе, болеющей материализмом. Это эпоха, которая воскреснет последней, и (поэтому) она должна ждать дольше всех. О ее воскресении рассказано в истории о 13-тилетней дочери Иаира и в истории о женщине, 12 лет страдавшей кровотечением. Эта женщина (а также дочь Иаира) - некогда цветущая культура Индии, которую теперь не могут спасти от упадка, исцелить и воскресить ни врачи, ни йоговс-кие методы, ни философия Веданты.

Женщина связана кармически с девочкой, которая вошла в тот возраст, когда развитие эфирного тела завершается. Древнеиндийская культурная эпоха была временем развития эфирных сил. Что в эфирном теле заложено как зародыш (семя), происходит из древнеиндийской культуры, - оно должно быть пробуждено и сохранено для 7-ой культурной эпохи. Но для этого нужно исцелить женщину. Она приходит к Христу из народа, "снизу" (Лк VIII 44), и касается Его одежды. Исцеляет ее вера в Дух, пришедший на Землю во плоти. В ней пробуждаются силы жизни, которые были уже готовы отмереть. Сами эти силы представлены дочерью Иаира, "начальника школы", ибо Индия была страной браминов и жрецов. Огромная плачущая вокруг девочки толпа - это представители первой культурной эпохи, стенающие о том, что прошло. Матфей упоминает свирельщиков (ІX 23), игравших возле умершей; вспомним, что Кришна играл на флейте и народ следовал за ее звуками. Но Христос от всего этого отказывается. Будет исполнена великая Мистерия, ибо пробуждение 1-ой культурной эпохи, с которой связано развитие эфирного тела, имеет дело с глубочайшими тайнами человеческой природы. Возле девочки остается семь человек: три душевных силы, три духовных силы и Христос - космическое Я. Так отражается культура семи Риши в этих семи присутствующих. Как Риши могли действовать лишь всемером, так может быть воскрешена девочка, если присутствуют семь сил. Христос велит дать ей есть: индийская культурная эпоха не нуждалась в питании, она получала свои знания непосредственно из духовного мира. Но то питание кончилось. Теперь она должна питаться тем, что дает окружение. Тайна этого воскрешения еще долго не будет раскрыта.

Четвертое. В Евангелии от Иоанна рассказывается о сыне царедворца, т. е. римлянина (IV 47-54). Это 4-я культурная эпоха. Сын ни воскресает, ни умирает, ибо культура тогда еще была жива, но была больной и нуждалась в исцелении верой.

Пятое. Вслед за тем в Евангелии от Иоанна идет рассказ о больном в Вифезде. Это 5-я культурная эпоха. Люди этой эпохи больны, ибо не имеют правильного отношения к духовному миру. Ангел - новое откровение - время от времени сходит в воду, но исцелиться успевают лишь близстоящие. Один ждал этого момента 2х19 = 38 лет: каждые 19 лет Солнце, Луна и Земля вновь приходят в прежнее отношение друг к другу, т. е. за это время мысль, чувство и воля человека проходят в своих взаимоотношениях через все оттенки. 19 лет - это своего рода инкарнация. Две инкарнации в среднем имели люди за истекшие со времени Голгофы 2 тысячи лет. Христос исцеляет больного, сказав: "Возьми постель свою и иди!" Это значит, что Он укрепляет в человеке силы, способные преодолеть болезнь. Но человек не знает, Кто его исцеляет. Вернее, так это было до настоящего времени. Теперь же исцелившийся возвещает, Кто его исцелил. (Ин V 2-15).

Шестое. В Евангелии от Луки есть притча, указывающая на духовные отношения в 6-ой культурной эпохе. После слов о добре и зле, о "служащих добру и Маммоне", Христос рассказывает о бедном Лазаре, страдавшем на Земле и после смерти взошедшем к Аврааму, тогда как богатый пошел в бездну. Так разделяются в 6-ой культурной эпохе добро и зло. Богатый говорит о пяти братьях. Это те части человечества, которые в 6-ой эпохе не примут в себя Христа и потому вынуждены будут подпасть злу.

Седьмое. 7-я культурная эпоха особенно в Евангелиях не упомянута. О ней можно судить по отношению между женщиной, страдавшей кровотечением, и 12-тилетней дочерью Иаира. Женщина исцеляется, когда девочка воскресает; одно не может произойти без другого. Так таинственно евангелисты изобразили исторический ход человеческого развития в своих писаниях. (ИПН 264, стр. 227-237)


II 23. Евреи - они не говорят о мозге, а о сердце и почках. (D. 39, с. 10)

В сердце концентрируется все то, благодаря чему человек приходит в связь с силами, образующими волевым образом его мысли... не содержание мыслей, а волевое начало в мыслях, волю в духе. В почках нам следует искатъ все то, что составляет элемент чувства человеческой души. Поэтому когда мы говорим: "испытует сердца и почки", - то наглядно и конкретно высказываем ставшее абстрактным в современной интеллектуализированной речи... испытуются воля и чувство, а не просто содержание мыслей, испытуется, собственно, настроение, убеждение, когда испытуются сердце и почки. ИПН. 343, с. 629

 
2. Печати

Содержание посланий в Апокалипсисе имеет отношение к физическому миру; печати относятся к астральному, имагинативному, миру, душевному миру; трубные звуки - к Стране духа. (ИПН. 346, с. 243)

Где автор Апокалипсиса говорит о неподвижных звездах, он ведет речь о божественном Духе; в таком смысле говорили в течение средних веков. А где он говорит о подвижных звездах, планетах, там речь идет об ангельских интеллигенциях, носящих ангельский, иерархический характер.... Везде, где он говорит о звере, имеется в виду сила и действия комет. (ИПН. 346, с. 232-233)

Блаженный покой и пребывающее предшествует состоянию Сатурна. Движение мировых тел впервые начинается с Сатурна. Их путь отмечается 12-ю знаками круга Зодиака. И когда планета приходит в один такой звездный знак, то говорят о мировом часе. Это рассматривают как мировой час. Двенадцать мировых часов, 12 дневных и 12 ночных! Каждому мировому телу, Сатурну, Солнцу, Луне причисляется ряд следующих один за другим мировых часов, группирующихся в мировой день; при этом семь из этих 12-ти временных пространств воспринимаемы внешне, а 5 протекают более или менее внешне невоспринимаемо. Поэтому различают 7 кругооборотов Сатурна, или 7 больших дней Сатурна. Вы можете также сказать: 5 дней и 7 ночей, поскольку первый и последний дни - это сумеречные дни. Обычно 7 кругооборотов, 7 мировых дней называют "Манвантарой", а 5 мировых ночей - "Пралайей". Кто желает привести сказанное в полное соответствие с нашим исчислением времени, тот должен взять по два планетных состояния вместе, т. е. Сатурн и Солнце, Луну и Землю. Тогда получают дважды по 24 кругооборота. Эти 24 кругооборота образуют важные эпохи в представлении о мире, и эти 24 эпохи представляются управляемыми в Мироздании существами, которые в Апокалипсисе представлены 24 старцами, 24 управителями мирового хода, мирового времени. На печати (2-ой) они изображены как мировые часы*. На этих часах некоторые цифры заменены двойными коронами старцев, чтобы указать, что это короли времени, ибо они регулируют ход мировых тел.

* Имеется в виду живописное исполнение апокалиптических печатей.

Когда человек покидает физическое и эфирное тела, то их уберегают от распадения те существа, что господствуют в них с древнего Сатурна и Солнца. Поэтому также понятно, что в тот момент, когда астральное тело касается эфирного тела, чтобы отпечатать в нем себя ... человек видит образ тех сил, которые символизированы во 2-ой печати. Что поддерживает и соединяет человека со всем Мирозданием - это светит ему в момент посвящения.

К данному символу древнего посвящения присоединяется другой символ, выражающий ступени Иоаннова посвящения, представленного в 1-ой печати. Агнец, изображенный на 2-ой печати, - это в христианском посвящении Сын Человеческий, господствующий над семью звездами, когда Он предстоит перед человеком в своем истинном Облике. Автор Апокалипсиса описывает нам здесь принцип посвящения в обратном порядке и по-иному: сначала явлен Лик Сына Человеческого, Кто был, есть и будет, а затем все другое.

В лемурийское время человек еще был тонким воздушным существом. И он имел вид, который в ясновидческом образе являл собой сочленение четырех групповых душ: с одной стороны это было как образ льва, с другой - как образ тельца, вверху - как образ орла, а в середине, несколько смещенным книзу, выступало уже нечто человекоподобное. Таким является ясновидческий образ. Так выступал человек из тьмы страны духов. А то, что как силы образовывало его, оно являлось в виде радуги. Более физические силы в виде радуги окружали все образование этого человека.

Символически это изображено на 2-ой из семи оккультных печатей. Но мы имеем тут более чем символ. Нам необходимо там еще понять, что означают 12 чисел. Если вы переживаете этот образ ясновидчески, то чувствуете, что он окружен тем, что в древности символизировалось в круге Зодиака, в его 12-ти знаках. (19.06.1908 ИПН 104)

Почему открытие первых четырех печатей являет нам столь безотрадную картину? Потому что здесь выходят те люди, которые хотят остаться при первых четырех подготовительных культурных эпохах, в которых находится старая форма Люцифера, которая их истончает, распыляет. Поэтому через снятие печатей нам показывается, какой облик они получат, выработают себе. Они проспали событие Христа Иисуса, и они воплощаются снова без влияния принципа Христа. Поэтому и выступает все снова то, что является просто как интеллигенция, просто как рассудок: раз за разом четырежды является лошадь! - Является старый облик человека, который он должен был получить, восприняв в себя природу лошади. Этот облик и является при снятии первых четырех печатей.

После войны всех против всех, т. е. в следующей, шестой, коренной расе, в ее первые четыре эпохи (подрасы) пострадают те, кто затвердел в материализме. И описанное в снятии печатей является не чем иным, как нисхождением в ад. В пятой эпохе нам лишь кратко указывается на избранных, а в остальном указывается на всех остающихся в материальности, кто нисходит в пропасть, кто принимает те облики, которые были здесь ранее, поскольку они не пошли вперед и не восприняли в себя силы для преобразования этих обликов. (24.06.1908 ИПН 104)

Проникновению магометанства в Европу соответствует снятие четвертой печати.

В эпоху крестовых походов снимается седьмая печать; это время крестовых походов, эпоха, в которую время печатей превращается во время труб. До крестовых походов хотели весь мир воспринимать как божественный. В эпоху крестовых походов появляются гении благочестия; не ценится печатное, написанное слово; все направляется вовнутрь. (ИПН. 346, с. 189, 191)

Открытие четвертой печати соответствует тайне четвертой послеатлантической эпохи. Здесь действительно смерть входит в среду человечества. (ИПН. 346, с. 74)


IV 6. И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу. Это "стеклянное море" указывает нам на выделение, зарождение минерального царства в его первом облике. (22. 06. 1908 ИПН 104)


IX 3 - 9. В наше время появляется некий род лишних (добавочных) людей, у которых отсутствует Я, которые в действительности никакие не люди. Это ужасная истина. Они ходят повсюду, но не являются воплощением Я; они поставлены в поток физической наследственности, получают эфирное и астральное тела; внутренне они, в известном смысле, оснащены ариманическим сознанием и производят впечатление людей, если мы не умеем точно наблюдать... В Апокалипсисе они появляются как эфирная саранча с человеческими лицами.

Священнику необходимо их отличать, чтобы община могла существовать. Как следует относиться к таким мнимым людям? Это, поистине, сложная задача, поскольку они, вообще-то, глубоко чувствующие существа... но можно заметить, что собственно индивидуальности в них нет. И это нужно от них тщательно скрывать, поскольку, узнай они о том, и неизбежным следствием будет безумие. Скрывая же их тайну, необходимо устроить все для таких душ - душами они все-таки являются, хотя и не духами, - чтобы они нашли отношение к другим людям, в среде которых они могли бы развиваться, т. е. могли бы неким образом идти вместе с другими. Такие люди почти точно проявляют природу и суть человека, пока не перешагнут за двадцать лет. Тогда начинает формироваться душа рассудочная, а с нею изживание земного Я.

Не прав, кто утверждает, что таких существ нужно отталкивать, поскольку у них нет будущих инкарнаций. Нужно разбираться в каждом отдельном случае, что коренится в таком человека. Порою младшие (postume) души коренятся в таких людях, младшие по отношению к человеческим душам, возникшим в определенную эпоху развития и, как люди, постоянно воплощающимся. Наравне с ними могут быть также отставшие души, которые позже вернулись с другой планеты (на Землю), куда в определенную эпоху ушло почти все человечество. Также и такие души могут корениться в человеческих телах. Нам поэтому следует с полным сознанием воспитывать этих людей как постоянно остающихся детьми*. (ИПН. 346, с. 185-187)

* В других лекциях Рудольф Штайнер говорит о том, что, оставаясь без надлежащего воспитания, ухода, такие люди, лишенные Я (т.е. лишенные духа), становятся жертвой Аримана, идеальными проводниками его воли. В них тогда проявляется колоссальная умность - "умность зверя", - совершенно не связанная с какой-либо нравственностью. В наше время немало таких "людей" занимает места у рычагов мировой политической власти, мировых финансов. Если позволить себе взять пример из мировых событий наших дней (а Апокалипсис тесно связан с социальным мышлением), то можно сказать, что именно в среде этих "людей" созревают решения посылать ежедневно сотни самолетов, которые тысячами бомб и ракет "жалят" немилосердно Сербию. Мы имеем тут дело с наисерьезнейшим вопросом поистине апокалиптического измерения: так кто же на самом деле задаст теперь ход человеческой истории и цивилизации? - Прим. русск. пер.

 
3. Книга

В Библии трижды говорится о "книге". В первой книге Моисея (VI) говорится: "Вот книга рода человеческого. Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал Он его, и создал Он его мужчиной и женщиной". (В русском переводе вместо слова "книга" стоит "родословие Адама"). Во второй раз слово "книга" встречается в І-ой главе первого Евангелия: "Вот книга рождения Иисуса Христа". (В русском переводе опять стоит "родословие"). В третий раз слово "книга" встречается в Апокалипсисе (VI): "И видел я в деснице Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и извне, запечатанную семью печатями".

В древности слово "книга" употреблялось в смысле изложения какой-либо последовательности, например поколений. В книгу записывалось то, что следует во времени: хроника, история. Книга жизни, что теперь заложена о основу человечества, в которой записывается развитие <я" человека от одной культурной эпохи к другой, того, что дает ему каждое время, - эта книга, написанная в душах людей и с которой будут сняты печати после войны всех против всех, и имеется в виду в Апокалипсисе. В этой книге зарегистрированы культурные эпохи. Как из поколения в поколение регистрируются рождения в церковных книгах, так делается это и здесь, только теперь в книгу заносится то, что человек выработал духовно.... Благодаря тому, что человек в индийской культурной эпохе жил с настроением, отталкивающим его от физического мира и направляющим его взор к духовному, он одержит победу над физически-чувственным в первую эпоху после войны всех против всех. Человек окажется победителем благодаря тому, что он усвоил, записал в свою душу в первой культурной эпохе. И далее: то, что во второй культурной эпохе было преодолением персами материи, - это преодоление во второй эпохе после войны всех против всех встает как меч, который означает инструмент победы над внешним миром. Что человек усвоил в вавилоно-египетскую культурную эпоху, научась мере, научась все обмерять, - это выступает в следующей эпохе после войны всех против всех как обозначенное весами. А 4-ая культурная эпоха указывает нам на важнейшее, что было усвоено благодаря явлению Христа Иисуса: на духовную жизнь, бессмертное Я. Все, что не усвоит бессмертия, что будет побеждено смертью, - отпадет, и случится это в 4-й период после войны всех против всех.

Понявшие "Я-Есмь" и Его призыв - суть те, кто победил смерть Они спиритуализировали интеллигенцию. И то, чем они стали, больше нет нужды символизировать в виде коня.... они выступают в белых одеждах, в оболочке бессмертия, - те, которые восприняли вечную, духовную жизнь. (21.06.1908 ИПН 104)


VII 4-8. Когда мы читаем в Апокалипсисе, что одни спасены, а другим спасения не будет, то, понимая все это так непосредственно, переживаешь некоторую подавленность. Однако нужно уяснить себе, что в прошлом ни один человек, индивидуум, не чувствовал себя как-либо подавленным, говоря о том, что из такой-то расы столько-то человек будет спасено, а остальные погибнут. Тогда понимали, что все эти количества не имеют значения для духовного мира. Числа помогают нам на пути до Порога. Числа в Апокалипсисе имеют отношение к развитию расы, а не индивидуальности. (ИПН. 346, с. 193-195)

 
4. Трубы. Колонны

В звуках труб мы имеем чистую жизнь 2-й Иерархии, в то время как 1-я Иерархия с гигантской мощью образует основу переживаний органов чувств. (ИПН. 346, с.247)

Как культурные эпохи после войны всех против всех (в 6-ой коренной расе) охарактеризованы с помощью семи печатей, поскольку видящий может их увидеть только в астральном мире, так через трубные звуки охарактеризованы культурные ступени (эпохи), которые последуют в дальнейшем, поскольку воспринять их можно из того духовного мира, где раздается музыка сфер. Как на астральном плане мир воспринимают в образах, в символах, так инспирирующая музыка сфер воспринимается на Девахане, где открывается вершина того, что последует за войной всех против всех. Семь труб - это семь культурных эпох 7-ой коренной расы. И здесь вообще находится граница нашего физического земного развития. (25.06.1908 ИПН 104)

Христос распят повсюду в низшей природе. Где эта низшая природа побеждает, там все мертво. Люди как трупы покрывают площади городов. Кто низшую природу преодолевает, тот приводит распятого Христа к воскресению и слышит трубный глас седьмого Ангела. (ИПН 8, гл. "Апок.")

С началом 40-х годов XIX в. (вершина материализма) вострубил шестой Ангел, и он будет трубить до конца XX в... а тогда затрубит седьмой Ангел. Мы, таким образом, стоим в сфере горестных провозвестий. Это второе горе (его в Апок. возвещает Ангел), что мы, как цивилизованные люди, несем в области души сознательной и чему уже полтора столетия предшествует то, что было пятым трубным звуком. А если мы трубы исследуем в связи с числом семь в эпоху души сознательной, то придем... к 1413 году. Вещи, правда, сдвигаются, прошедшие времена действуют в последующих; с трубами мы приходим к эпохе крестовых походов. Да, в истинно оккультных местах это время - от эпохи крестовых походов до нашего времени - всегда понимали как эпоху трубных звуков... В эпоху коперниканизма треть людей была, собственно, духовно убита, т.е. перестала развивать полную духовность. (ИПН. 346, с. 183-185)


X 2. Что обретается из космоса как сила, выражается Марсом, а что образуется из космоса как мудрость, выражается Меркурием. Сама Земля через свою миссию должна принять любовь. Эта любовь, как результат земного развития, должна открыться со славой. Тут нам предстает очень глубокая мысль Апокалипсиса, связанная со всем остальным земным развитием (см. 4-ю печать).

До середины Атлантиды развитие происходило в воде, силы Марса проявляла вода. Затем выступила земля (как элемент), - она проявляет силы Меркурия. Оба принципа выражены в виде двух колонн. (25.06.1908 ИПН 104)

Элия был тем, кто принес людям сведения, весть о колонне силы, а Моисей - о колонне мудрости. "Моисей" означает "мудрость", или "истина", "Элия" означает... указующую силу, которая дает направление, импульс. (26.06.1908 ИПН 104)


X 1-2. Дух человека происходит из Страны духов, душа - из Страны душ, тело - из физического мира. В человеке это становится единством, а когда он умирает - растраивается. Развивающееся человечество, оно ведь живет в подсознании каждого отдельного человека... и оно проходит через этапы своего развития, подобно отдельному человеку. Именно теперь, в наш век, в ходе развития человечество переступает через Порог и переживает расщепление натрое, проходит мимо Стража Порога.

В Апокалипсисе это событие дано в образе человека, стоящего одной ногой на море, другой - на суше (Апок. 10, 1-2). Его голова (окутанная облаками) - в Стране духов; радуга - это Страна душ; огненные ступни - земное, покрытое также и водой. Люди радуги живут преимущественно в чувствах; у других гипертрофированная воля - "огненноногие люди". Сейчас в России (1924 г.) мы наблюдаем людей облаков, у которых чувство и воля чахлые. Волю они хотели бы передать социальному механизму, а на чувства претендуют ариманические силы, поскольку сам человек не держит их в руках... Чем является стечение мыслей Ленина, Троцкого, Луначарского и др. ? В их головах живут те же силы, что в молнии, в облаках, т. е. не относящиеся к Земле. "Огненноногих" людей особенно много в Западной Европе и в Америке, людей с чахлым мышлением и чувствованием. В Средней Европе - люди радуги; таковыми они остаются и в большой противоположности Востока и Запада.

Трехчленным разделением человечества на Пороге обусловлено и возрастание национализма.

Книга в руках апокалиптического Ангела содержит все вышеописанное, что в древности хранилось в Мистериях Эфеса, Дельф и т.д. Мировые тайны записаны в ней. Подходя к духовному созерцанию, ученик переживает сладость, потом духовное постижение мира становится горьким. (ИПН. 346, с. 201 -208)


X 9. Чем выше восходит дух, тем труднее ему жить в теле. Возникает боль, и о ней говорят следующим образом: "быть распятым в любви". То же самое выражено в образе проглатывания книги, сладкой на устах и горькой в животе. (25.06.1908 ИПН 104)


XI 1. Жезл, поданый с Неба, означает необходимость все на Земле измерить заново. Ибо разделение человечества на людей головы, радуги и ног отжило свой век. Необходимо все обмерить с точки зрения духовной жизни. (ИПН. 346, с. 209)


XI 2. Это означает, что из храма должно быть исключено все, что было подготовлением. Человек сначала должен был обрести физическое и эфирное тела, прежде чем он смог работать в них. Эти физическое и эфирное тела, они и являются внешним двором: они должны отпасть, быть исключены. Что сделал сам человек - это он сохранит. И это есть храм, в котором должны жить новые существа в бытии Юпитера. (26.06.1908 ИПН 104)


XII 1. Луна (современная), которая была необходима для того, чтобы развитие не шло слишком быстро, она будет преодолена человеком, и нужда в ней отпадет. Тогда человек соединится с Солнцем. Он будет житъ в одухотворенной Земле и в то же время будет связан с сила ми Солнца и преодолеет силы Луны. Будучи увиденным, это представлено в символических фигурах пятой печати: жена, несущая в себе Солнце, а под ногами имеющая Луну. (26.06.1908 ИПН 104)

 
5. Чаши

XVI 1-2. Вселенная в своей внутренней субстанции и существе, поскольку она есть всё человека, состоит из одной лишь любви; она есть не что иное, как одна только любовь... Любовь эта является внутренней, она может быть пережита душой внутренне. Внешне мир является как свет. Вселенная, поскольку человек коренится в ней, есть через свет внешне приходящая к явлению внутренне сущностная любовь. Сущностная, поскольку мы имеем дело со Вселенной существ высших Иерархий, несомых этой любовью, переживающих эту любовь внутренне... Внешнее сияние существ есть любовь, а внешнее сияние любви есть свет. Представим себе кристально чистую воду, которая впитывается грязной губкой. Если губку потом выжать, вода будет грязная. Божественная, явленная в свете любовь, впитанная в эпоху развития души сознательной всеми ингредиентами зла, которые в эпоху развития души сознательной латентно или открыто неистовствуют в человечестве, будет божественным гневом.

Такова тайна ближайшей эпохи, что благодаря происходящему в среде человечества божественная любовь явится в форме божьего гнева, - божьего гнева, который защитит от всех материальных образований, возникших вследствие материалистической эпохи души сознательной, который благодаря тому, что он этим образованиям даст прейти, защитит от их дальнейшего вредного действия. Таково содержание апокалиптических чаш гнева. В сфере человеческих иллюзий божья любовь является в форме божьего гнева. В следующее за нашим время то, что сделает человек, будет сильнее влиять на природное свершение. Это влияние свойственно всей нашей коренной расе, начиная с атлантической катастрофы, вызванной черномагическими действиями людей.

Если бы божественная любовь проявляла сострадание к человеческим недостаткам, то погибли бы все необходимые плоды человеческих мыслей и дел. Единственно лишь через излияние божественного гнева, который ведь является метаморфозой божественной любви, может быть устранено все то вредное, что творится человечеством, что в ином случае вызвало бы немыслимый вред в дальнейшем развитии человечества. Восточная формула: "В сфере майи божественная любовь проявляется как божественный гнев". (ИПН. 346, с. 215-219)

Так являются центры выделения (железы и др.) как чащи божественного гнева, вотканные в ход мира. Духовное в человеке связано с процессами разрушения. (ИПН. 346, с. 252)

 
6. Звери. Число Зверя

Жена, облеченная в Солнце. Ее праобразы: Изида с Горусом на руках, Мадонна с младенцем Иисусом. До середины Атлантической эпохи посвященные видели внутри солнечной ауры "Жену, облеченную в Солнце", которая рождает младенца. Это есть рождение Христа в сфере Солнца. Так родилось мужское начало Солнца. Люди на Земле тогда понимали, что на Солнце совершилось рождение их Я. Но прежде они получили с Солнца астральное тело, несшее внутри себя животные эмоции. На Солнце образом этих эмоций был дракон под ногами Жены. И уже тогда Михаэль начал с ним борьбу и сверг его на Землю.

К концу Атлантической эпохи образ, созерцаемый на Солнце, стал меркнуть; на Земле из воды выступили континенты, человек пришел к различным заблуждениям. Из моря вышел зверь с семью головами (Апок. 13, 1), из моря поднялась суша, состоящая из семи частей. В форме выходящего из моря зверя дан образ атлантической катастрофы. (ИПН. 346, с. 175-179)

Так мы подходим к точке, где человек превращается в астральное существо, лучшая часть Земли переходит в дух, а отпавшее через божественный гнев проваливается в пропасть, но это не последняя, ступень, где уже нет спасения, хотя из пропасти выходит другое существо... с 7 головами, 10 рогами и 2 рогами. (25.06.1908 ИПН 104)

Четыре первых эпохи (Атлантиды) были таковы, что человек тогда был еще групповой душой. Затем, в 5-ой эпохе, возник первый импульс к я-душе. Итак,

на первых четырех ступенях развития в Атлантиде человек продвигался вперед как групповая душа, и каждой из первых четырех атлантических подрас соответствует типичный животный облик: льва, орла, тельца, или быка, и человека. С этим человек переходит в пятую эпоху, где типичные облики теряются. Подумайте о том, что человек в настоящее время пронизан Принципом Христа и благодаря этому все более и более преодолевает животное. И четыре типичные головы: льва, орла, тельца и человека, - они пребывают в нем как нечто такое, что снова примет свой облик, сможет выступить наружу; и к ним присоединятся еще три животных облика, оставшихся от трех последних подрас Атлантиды, когда человек начал становиться человеком. Эти три облика также снова выступят в человеке, если он не переработает свою душу так, чтобы животное в ней исчезло.

Когда Земля соединится с Солнцем и они оба одухотворятся, то отставшее выступит из астрального моря в виде зверя с семью головами, но появление зверя не будет уже правомерным, как это было в эпоху Атлантиды; теперь он явится как искуситель. "Голова" - это выражение апокалиптической Мистерии, имеющей отношение к эфирному в человеке, к его эфирной голове, выступавшей в прошлом из физической головы. А то, что эфирным телом вызывается в физическом теле человека, в апокалиптической Мистерии называют "рогом". Все физические органы суть сгущенные эфирные органы. Например, сердце получило свои первые зачатки в то время, когда человек в своей групповой душевности проходил через состояние, называемое львом. Сердце поэтому является "рогом" львиной "головы". Таким образом, человеческое эфирное тело состоит из "голов", а физическое тело из "рогов". Такова речь Мистерий. (26.06.1908 ИПН 104)

В последние три культурные эпохи Атлантиды на каждой ступени образовалось двоякое физическое: мужское и женское. На первых ступенях образовалось четыре головы и четыре рога, на последних трех - 6 рогов. Поэтому апокалиптический зверь имеет 7 голов и 10 рогов. Он явит собой отставшее человечество. (27.06.1908 ИПН 104)

Число нашего развития в оккультизме обозначается как 344 (читается: три, четыре, четыре). Это не десятичная, а семеричная система. Мы прошли через три состояния формы, четыре периода и четыре культурные эпохи, а теперь находимся в пятой, европейской. (См. общую схему эволюции).

Когда Земля одухотворится, она пройдет еще через ряд состояний и придет в положение, где будет 6 глоб, 6 периодов (коренных рас), 6 культур. Это далекое будущее. Тогда числом развития будет 666. Это число было зашифровано в Мистериях, чтобы до времени о нем не знали профаны. Его записывали так: 400 200 6 60, и еще с помощью букв древнееврейского алфавита, имеющих числовые значения, и получалось имя солнечного демона: Зорат. Его знак:


XIII 11. "И увидел я другого зверя... " Это и есть описание данного знака, где вверху изображены два рога. Сами люди не могут стать противниками Христа, но в них может действовать ложная сила, если они упустят воспринять в себя Принцип Христа. Однако существует и противник Христа - это, так называемый, солнечный демон. Он появится тотчас же, как только для него возникнет добыча. Пока добычи нет; пока не появятся люди с 7 головами и 10 рогами, ему некого искушать. Но когда люди с такими задатками появятся, появится и искуситель. Он появится как второй зверь и будет искушать.

Победителем Зората, дракона, искусителя людей выступает Лик Солнечного Гения, Михаил. (29.06.1908 ИПН 104)

В Апокалипсисе Иоанна говорится: "Число этого зверя 666, и оно есть число человека". Лучше сказать так: это число человека, который противится тому, чтобы сказать: "Не я, но Христос во мне". (11.10.1918ИПН 184)

Трижды низвергается зверь в Апокалипсисе и трижды появляется Ангел, ликующий по поводу следующих за этим низвержением мук. Чтобы понять это ликование, следует заметить, что автор Апокалипсиса не считает чем-то неправомерным аффекты и страсти, выходящие из сфер воли и души. Нет, он говорит о них отрицательно лишь в том случае, если они не подчинены господству спиритуального; они тогда представлены в образе города Вавилона, который низвергается.

В древнем Вавилоне были мистерии, в которых пользовались сновидческими силами, тем, что присуще современным медиумам, не способным отличать истину от заблуждения, лжи, а далее это перерастает в неспособность отделять мораль от аморальности. Медиум не понимает, сколь отличен сверхчувственный мир от чувственного и, возвращаясь своим я и астральным телом в физическое, хотя и приносит духовное знание о космосе, но при этом коррумпирует его, а вместе с тем - и чувства, и ощущения земного человека. Поэтому Вавилон был избран как представитель морального упадка. Вавилоном стал весь мир; мир пал жертвой вавилонского искушения, ариманического искушения. В том, что приходит к падению в Вавилоне, живет ариманическое; ему противостоит лициферическое. Какой образ избирается в Апокалипсисе для этого последнего? - Образ ликующего лициферического ангела. Не следует думать, что всему плохому всегда свыше непременно противостоит хорошее. Христос выступает как Выравниватель между ариманическим и люциферическим. Люцифер не желает брака духовности с бытием души в материальности и потому ликует, когда хотя бы часть земного бытия вырывается у Аримана и извергается из земной эволюции.

Первое низвержение зверя, сокрушение Вавилона, происходит благодаря заблуждениям, вызванным самим человеком, если даже они подвержены влияниям принципа инициации.

Во втором низвержении зверя и лжепророка участвует не один лишь человек; тут падает сверхчеловеческое, духовное. Здесь мы имеем дело с тем, что делает человека одержимым собой, где действуют не человеческие слабости, как в случае медиумов, а непосредственно сверхчеловеческое в человеке - побуждение к злу. Павшие с Вавилоном стремились к вещам, которых не способна вынести их организация. Такие люди хотя и воспринимают в себя Христа, но своим эфирным и физическим телом неспособны восходить к Христовым высям и потому предаются другим духам. В случае второго низвержения люди теряют свое Я и уже не могут быть людьми; в них по Земле будут странствовать демоны, непосредственно действовать ариманические силы. Для всего этого уже теперь созданы достаточные предпосылки. Через Ницше Ариман написал "Антихриста" и "Ессе homo", стал на время в Ницше писателем. Но коррумпированные духи будут низвержены.

Третье низвержение касается сатаны. Зверь и лжепророки суть существа, вводящие в заблуждение человека, уводящие его на интеллектуально и морально фальшивые пути. Сатана же стремится не только человечество, но и всю Землю сбить с ее пути. Он есть не только злая, но и высокая, хотя и заблудившаяся, сила; она принадлежит к рангу Архаев. Архангел Михаэль рассматривает сатану не как презренную, а как колоссально опасную силу, ибо Михаэлю эта же сила, принадлежащая к Иерархии Архаев, является более высоко стоящей, чем он сам. Но Михаэлъ избрал направление, ведущее в смысле земного развития.

Михаэль уже давно принял решение действовать в том круге планет, бытие которых предопределено бытием Солнца.

Сатана является силой, которая постоянно "сидит в засаде" (подкарауливает) в нашем Космосе. Нечто жуткое, зловещее заключено в этом подкарауливании сатаны. Это можно воспринять... наблюдая движение комет через наш Космос, как они проходят по совершенно иным путям, чем планеты. Это бессмыслица - утверждать, что кометы движутся по вытянутым эллипсам. И сатана "сидит в засаде", надеясь каждую комету, приходящую к нам, подкараулить и использовать в своем центробежном устремлении (Schwungrichtung), чтобы смочь единым махом сбить планеты с их путей, а с ними - и Землю... Благодаря этому вся система движущихся звезд (планет), чьими путями должен идти человек, могла бы быть отнята у божественно-духовных сил и перенесена в совершенно иное направление мировой эволюции. Такое намерение рассматривается Михаэлем как совершенно ужасное заблуждение, о котором, однако, он вынужден сказать: Я бы никогда не смог обзавестись таким намерением, поскольку для существа, стоящего в Иерархии Архангелов, оно с самого начала является совершенно бесперспективной, безнадежной задачей. - Только у существ, стоящих в Иерархии Архаев, может хватить сил исполнить что-то в этом роде. Михаэль, из сферы Солнца действующий внутри хода планет, он стал тем, кого в оккультизме называют Архангелом Хода Времени, или планетарным Духом. Он уже давно решил со своим действием остаться в этом кругообороте времени. Это является ангельским решением - остаться в кругообороте времени. Его еще в эпоху Атлантиды приняли и другие Архангелы: Орифиэль, Анаэль, Захариэль и др.

Могущественные сонмы, стоящие под водительством Сатаны, этого решения до сих пор не поняли; они еще и сегодня стремятся использовать движение каждой кометы, чтобы всей планетной системе придать иную конфигурацию. Тут имеют дело с супостатом Христа, который желает коррумпировать не только отдельного человека и не только некое количество людей, человеческое сообщество - к чему стремятся зверь и лжепророк, - но... планетную систему... Таково третье низвержение в Апокалипсисе. В двух первых мы имеем ликование люциферически образованных духовных существ.

Низвержением Вавилона указано на людей, вносящих заблуждения даже в свои физические тела, над которыми теряют господство астральное тело и Я. В будущем ими нельзя будет воспользоваться, а Я и астральное тело пойдут путями кармы. Выпадение таких тел из развития и есть низвержение Вавилона.

На втором этапе возникнут люди - и это станет видимым, - о которых будут говорить: в них обитают сами ариманические силы, зверь. На третьем этапе в самой природе выступит что-то неясное, необъяснимое, противоречащее ее законам. Та или иная планета не придет на положенное ей место. Крепкую спиритуальность потребуется развить людям, чтобы уравновесить возникающий беспорядок.

Необыкновенно важно искать встречи с Иоанном, автором Апокалипсиса. Он посвящен Самим Христом. (ИПН. 346, с. 154-165)

Земля поглощает субстанцию комет и, спиритуализируя, отдает ее обратно; она тогда соединяется с астральными телами людей в хорошем и дурном смысле. В кометах было открыто наличие циана. Будучи в мизерных дозах распределенным на Земле, циан способствует очищению астральных тел. Так в кометах заключен некоего рода космический врач. Если даже комета подходит совсем близко к Земле, она не падает на нее, а тонко распыляется, превращается в огненный звездопад (метеоров), соединяется с почвой, а потом через растения выходит наружу. Кометный фермент мы потом потребляем в нашем хлебе.

В Апокалипсисе говорится о звере, который освобождается из земной темницы. - Тут как раз имеется в виду указанное действие комет, которое бывает и неблагоприятным.

В начале века говорилось об опасном приближении кометы, которая в 1933 г. упадет на Землю и вызовет ее гибель. В смысле Апокалипсиса тут следует сказать: прежде, чем эфирный Христос (во втором Пришествии) может быть правильно понят людьми, человечество должно приготовиться к встрече со зверем, который поднимется в 1933 г. - Так следует тут выразиться апокалиптически... фактические природные явления имеются в виду в Апокалипсисе.

В 1872 г. комета пролилась на Землю золотым дождем метеоров. Это с изумлением наблюдали многие. В том "дожде" господство Михаэля низошло на Землю.

Так имеете вы явления природы, которые, собственно, являются явлениями духа, и духовные явления, обладающие силой быть природными явлениями. (ИПН. 346, с. 239-240)

Мы имеем дело, собственно говоря, с двумя супостатами добрых принципов - со зверем и с тем, кого традиционно называют сатаной. Сатана в настоящее время скован. Если бы он не был скован, то о материализме говорили бы не как о настроении и жизненной позиции, а как о злейшей болезни. Но вместо нее люди сегодня идут по миру, неся в себе цинизм и фривольность материализма, собственно, даже религиозный материализм, и с ними ничего не случается... поскольку сатана скован и Бог дает людям возможность приходить к спиритуальности, не попадая под власть сатаны. Будь он освобожден, исповедник материализма являл бы собой нечто ужасное. (ИПН. 346, с. 151-152)

 
7. Юпитер - Иерусалим

XVI 1. В 7-ой коренной расе нельзя будет ничего скрыть. Мысль не будет молчаливой, когда ее можно скрыть. Когда душа будет думать, мысли станут звучать вовне. "Для посвященных уже сегодня мысль звучит на Девахане. Но Девахан (нижний) тогда опустится вплоть до физического мира, как в 6-ом периоде времени (коренной расе) астральный мир низойдет вплоть до физического. Уже сегодня шестой период можно найти в астральном мире, а седьмой - в небесном мире.

Все материальное тогда растворится и перейдет в астральное состояние, возникнет круглое астральное мировое тело. А что окажется не в состоянии растворить материальное, образует, выделит иной материальный мир, на котором будут находиться существа, не смогшие восходить к духу.

Сила любви, обретенная через Принцип Христа, окажется способной растворить материю. Противоположное Божественной любви называют Божественным гневом. Это техническое выражение. В течение семи культурных эпох 7-ой коренной расы этот гнев скует вокруг себя материю, что в Апокалипсисе выражено в виде семи чаш гнева. (25.06.1908 ИПН 104)

Перед одухотворением Земли люди воплотятся в физические тела в последний раз. И смерть в том воплощении называется в Апокалипсисе первой смертью. Воспринявшие Принцип Христа увидят физическое тело отпадающим, подобно скорлупе. Для них в дальнейшем будет иметь значение эфирное тело. С помощью Христа оно будет так организовано, что астральное тело в нем больше не испытает вожделений к находящемуся внизу физическому миру. Не воспринявшие Принцип Христа также утратят физическое тело, т. к. оно растворится, и все вожделения физического тела они перенесут в эфирное тело. Земля далее взойдет к еще большему одухотворению, так что дальше не станет никаких эфирных тел. И первый род людей сможет жить в астральном теле, рассматривая отпадение эфирного тела как необходимость развития. Они будут чувствовать себя способными построить его вновь, ибо воспримут в себя Христа. Для них эта, вторая, смерть не будет иметь никакого значения. Другие же переживут вторую смерть. Им тогда не достичь сознания Юпитера, и в его бытии они станут как бы его спутниками. Однако и на Юпитере еще будет возможность обратить к добру часть впавшего в черную магию человечества. Последнее решение состоится в бытии эона Венеры, необратимое решение. (30.06.1908 ИПН 104)


XIX 14-15. Человеческое "я" - это обоюдоострый меч, оно ведет к свободе, но также и к эгоизму. Поэтому Тот, Кто принес людям полное Я-сознание, Христос Иисус... изображен в Апокалипсисе с острым, обоюдоострым мечом в устах. (25.06.1908 ИПН 104)

Новый Иерусалим описан в Апокалипсисе как куб. Нас далеко бы увело описание того, что дано в этом образе (см. седьмую печать). (30.06.1908 ИПН 104)


XVIII 8. Борьба земной цивилизации со своей кармой лишь скапливает ее, а не исключает ее действия.


XVIII 19. Так кончается земной эон, но при этом остаются души, которые не успели изменить свою природу в нем, и потому для них картина конца полна печали.


XIX 3. "Неисправившаяся" Луна - спутник в бытии эона Юпитера.


XIX 12,11. Кто в этом грандиозном образе выступает на белом коне, есть Единый Бог. Образ Бога-Сына мы должны по большей части видеть в форме свободного душевного развития человека на Земле.

... Тот, кто мир исцеления принести должен, кто мир справедливости принести должен, кто веру и познание истинными сделать должен. (ИПН. 346, с. 142, 144)


XX 2; XXI 6. Не путать сатану с чертом. Черт является более низкой силой. Сатана обладает рангом Пра-сил, Архаев, и он есть тот, кто в ходе эволюции мира захватил интеллектуальность, задолго до того... как она подступила к людям. Он в настоящее время является, так сказать, всеобъемлющим владельцем интеллектуальности, и он стремится человеческую интеллектуальность столь сильно связать с собственной интеллектуальностью, чтобы человек на этом пути выпал из своей эволюции. Иными словами, сделать Мистерию Голгофы не действенной - вот к чему стремится эта ариманическая сила. Она может воздействовать пока что только на человека, но придет время, когда ее искушениям будут подвергнуты Архангелы.

Доступ к человеку сатана получает лишь благодаря интеллекту, ибо интеллект таким образом сидит в человеке, что представляет собой в нем наисамостоятелънейшее; все остальное (чувства, ощущения и др.) зависит от тех или иных божественных сил. Поэтому человеку надлежит свободно соединиться с последними целями Апокалипсиса, с силой Альфа и Омега.

С особой силой сатана действует на востоке Европы, где людей любыми способами соединяют так, что делается необходимой групповая душевность. Все самое интеллигентное переводится в нижнюю сферу ариманического, и тогда образующиеся группы людей передаются лишь ариманической власти и открывается путь для сатанинских властей, стремящихся земную эволюцию перебросить в другую планетарную эволюцию.

Групповой душевности можно достичь лишь тогда, когда интеллектуальный элемент эмансипируется полностью. Для этого на Востоке создаются наиболее рафинированные предпосылки, но, впрочем, - и в Средней, и в Западной Европе: экспериментальная психология, Уильям Джемс, психология и статистика и т.д. (ИПН. 346, с. 257 - 260)

 
8. Благородные камни

Значительную ясность в понимание, если можно так выразиться, "минералогии" Апокалипсиса вносит книга д-ра Фридриха Бенеша (пастора Общины Христиан) "Апокалипсис" (Штуттгарт, 1981). Рассказать о ней в кратком примечании, конечно, невозможно, и потому мы коснемся лишь одного вопроса, который в книге поставлен как "проблема яшмы". Автор показывает, что в древности люди часто говорили не о предмете, а о душевном переживании предмета, т.е. о его внутреннем. И вот такое духовно-образное переживание яшмы в Апокалипсисе имеет четыре компонента: переживание внешней светлости и твердости, ведущее к алмазу; блеск, облачнообразное, ведущее к молочному опалу (яшпе); твердое связывание компонентов переживания, чистота, успокоение, вещественная структура (окраска, зернистость), ведущее к тому, что теперь называют яшмой; заканчивается это переживание в гелиотропе и его огненных, многоцветных вариациях.

Апокалиптическая глубина переживания ясписа - это еще один аспект откровения Иоанна. Сущность Отца светит из глубин мира; и в определенной мере это может быть названо явлением ясписа (в окружении сардра и смарагда) в переживании алмаза. Из Бога-Отца исходит откровение Сына. И это примыкает к первому из 12-ти камней небесного Града - к гелиотропу, где красное, как кровь жертвы, соединяется с зеленым, как с бессамостной телесностью живого растения. Что в свете алмаза-ясписа лучится, струится от Отца, из духовного тела в Сына, становится имагинацией яспо-опала. Когда Сын в человеке Иисусе получает тело, то тело и кровь становятся одним переживанием, находя свой образ в минерале гелиотропе. Что в теле и крови воскресшего Христа стало мировой действительностью - это уже в средние века находило свой образ в карбункуле: в гранате, рубине и балласрубине (разновидность алмаза). И в апокалиптическом переживании ясписа содержится также и переживание граната.

Образ Христа встает перед нами в разных знаках: Рыб, Овна, Льва (Лев из рода Давидова). В гелиотропе - первом камне основы - сходится для сверхчувственного созерцания одна часть двенадцатеричности и строится мост к более всеобъемлющему переживанию ясписа, пронизывающему весь Апокалипсис как жизнь и умирание, жертва и претворение, воскресение Сына Человеческого, Который есть Альфа и Омега. Тело и кровь Иисуса из Назарета Он через Свое воскресение претворил в парящий световой формооблик. И в 12-ти камнях основы грядущего Иерусалима, в 12-ти пилонах (XXII 12) с их 12-тью Ангелами и именами 12-ти родов народа становится действенным нечто от глубочайшей пра-основы тела воскресения. Ибо Тело Христова воскресения образует краеугольный камень (камни), зародышевое строение небесного Иерусалима. Переживание ясписа в Апокалипсисе должно содержать в себе также и эту тайну мира. Все двенадцатеричности сходятся там в единство. Они суть мир, воскресающий из зародышевых сил Тела воскресения. Возникает потребность минеральные образы алмаза, молочного опала, ясписа, гелиотропа и еще нефрита расширить, чтобы образовать в благородных камнях образ тела и крови воскресения, дать им отобразиться в благородных камнях. Для крови в средние века имелся образ граната в сопровождении рубина и шпинели; теперь для образа тела воскресения может служить турмалин.

Итак, яспис для автора Апокалипсиса - это, в первую очередь, Сущность Бога-Отца как источника Света, Любви и Жизни. Алмаз, сардр и смарагд служат Его отображением. В Отце яспис - алмаз. Далее он становится любовью Отца к Сыну в духе. Тут яспис - молочный опал. Любовь Сына к Отцу - в Сыне Слово стало человеком, телом и кровью - отображают алмаз, турмалин, гранат. Наконец, в каждом человеке Логос индивидуализируется и достигает воскресения. Это отражает гелиотроп. Во Христе и в человеке яспис - гелиотроп.

Если попробовать переживать яшму не как минерал, то, конечно, мы уходим от всякой научно-химической систематизации. Содержание переживания яшмы связано с высшим Единством, лишь специальным явлением которого выступает многообразие. Мы здесь постигаем не нечто феноменологическое, а то, что лежит в основе феноменов как процессуальное, сущностное. Такое понимание ведет нас к высшему сущностному, которое лежит в основе всех явлений как их метаморфоза. Сущностно общее благородных камней автор Апокалипсиса и обозначает ясписом. Яспис - это переживание глубочайшего Единства тройственного Бога в Себе, в Иерархиях, в мире и в человеке. Поэтому яспис в Апокалипсисе - благороднейший и драгоценнейший из камней, Божественная Сущность всех сил Отца, всех добродетелей Сына, всех творческих сил становления и всех сил света познания. Что образует он в своей множественности? - Силу духовного просветления, апокалиптическую силу духовного видения. Иоанн - это посвященный ясписа, что значит: созерцающий Бога вплоть до интуиции. Из ясписа сделана чаша Св. Грааля. Мистерия нисхождения и восхождения составляет истинное содержание апокалиптического переживания яшмы.

    Библиография>>
Дата публикации: 08.11.2010,   Прочитано: 4609 раз
· Главная · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Форум · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru       Рейтинг@Mail.ru Над сайтом работают Владимир и Сергей Селицкие
Вопросы по содержанию сайта:
Fragen, Anregungen, Spenden an:
WEB-мастеринг и дизайн:
        
Открытие страницы: 0.03 секунды