Кирсанов Семен Исаакович (1906 — 1972)  Последний современник
 
 
                Итак, повернем истории карусель, 
                Как сказал Жан-Жак Руссель... 
                - Прстите, товарищ, не Руссель, а Руссо. 
                - Хорошо, повернем колесо. 
                                                    В о л ь п и н       [1] 
 
1 
 
Я свой корабль 
            на север вёл, 
на север... 
            далеко... 
Ворочался, 
            как черный вол 
на бойне, 
            ледокол. 
Крепился Цельсий 
            худ и хмур, 
и, сжавши ртуть 
            в комок,       [2] 
так низко пал, 
            что Реомюр 
его достать 
            не мог! 
На пуговицы и очки 
ветвистый 
            лег налет, 
и я, остекленев почти, 
как мамонт, 
            лег на лед. 
И чуял 
        зыбкой льдины 
                        крен, 
и тихо подмерзал, 
друзьями брошенный Мальмгрен -       [3] 
снежинками мерцал. 
Я дрыхнул 
            массу тысяч лет 
в постели 
            белых глыб, 
и оставляла 
             в небе след 
дорога 
            звезд и мглы. 
Когда же 
            я продрал глаза, 
(не дождь! 
            не лёд! 
                    не зной!) - 
белел пятиугольный зал 
            больничной белизной. 
- Спасли... 
            Не Красин ли?       [4] 
                        Но ах! 
Но - грудь моя нага... 
Сиделка - галка 
            в головах, 
и два врача 
            в ногах... 
- Ну, что же! 
            Выспался часок! 
Но этот дом - 
            он чей? 
Но голос 
            тихий, как песок, 
шуршащий шаг 
            врачей? 
Лежу, 
        и явно без кальсон. 
Опущен стыд 
            ресниц.... 
Я бы 
        подумал: 
                    - Это сон! - 
когда-б я не проснись. 
Вот календарь. 
            И отворя 
глаза, 
        взглянул наверх: 
Три пары букв 
            календаря - 
 
МАЙ. 
            ПЯТИСОТЫЙ ВЕК.  
 
- Вот это выспался! 
            Сия 
оказия чудна! 
Что ж! Пятисотый век! 
            И я 
рукой ищу судна. 
Но нет судна 
            у этих дядь! 
Невыносимо мне! 
Они-ж не пьют 
             и не едят, 
у них желудков нет. 
Я, озабоченный 
             бельем, 
ищу, хотя б забор! 
И вижу: 
            не забор - 
                        мильон, 
мильард! 
            бильардных лбов. 
Я голый 
            прячусь по углам, 
и слышу 
             крик врача, 
без помощи 
            катодных ламп 
сильней громов 
             крича: 
 
        "Аано дао 
                            Амбио 
        Эора паоадо, 
        Теаро? ао! аио, 
        Анабиои, ао! 
        Каиоэо? Эоту 
        Миэи аниою" 
 
            А я стараюсь 
                        наготу 
прикрыть 
            хоть простынею. 
Но два 
        безротых молодца 
берут меня 
            на вынос, 
зал щупает 
             мои глаза 
и руки, 
            и невинность. 
Глазеет 
            пятисотый век 
распущен 
            и разнуздан. 
Пустите! 
            Я же человек! 
Я только что 
            проснулся! 
 
А дальше 
            улицей текла, 
медлительно слаба 
в одеждах 
            тонкого стекла 
спокойная толпа. 
Их небледнеющие дни 
в стекло 
            погружены, 
глаза-ж 
            настолько холодны, 
что словно 
            не нужны. 
 
Растительности 
            никакой 
в стране 
            Стеклянных Дуг. 
На площади 
            под колпаком 
стоит 
        последний дуб, 
и движимые рычагом 
            Центрального Ума - 
как солнечные часы, 
            ворочаются дома!.. 
 
декабрь, 1927 г.       [5] 
 
 
2 
 
Я живу в пятисотом веке, 
в веке, канувшем далеко... 
В небе носятся человеки 
без пропеллеров и поплавков. 
 
От безмолвия охриплый, 
я живу без моих друзей, 
мне остались одни архивы... 
библиoтека и музей. 
 
В библиoтеке имени Ленина 
небо и пол тишиной оклеены. 
 
Много в хранилищах темных скрыто 
палимпсестов и манускриптов. 
 
Оком плафона глядит циклоп 
белых и бледных дней... 
Сколько воды и дней утекло, 
сколько осталось на дне? 
 
Много было боев и осад! 
Горы сходили вниз... 
Тысячу лет тому назад 
был коммунизм... 
 
Если бы жил и нес Иловайский       [6] 
этих столетий налоги, 
он потонул бы в супеси вязкой 
хронологии: 
 
ИСТОРИЯ МИРА 
III-й том 
Греция, Рим Египет. 
 
"В Нильской долине, иссохшей потом, 
(Гельмгольц. История Jbid) 
жил, процветал и шел вперед 
сильный и трудолюбивый народ, 
как сообщает историк Миронов, 
под властью фараонов. 
Но в результате частых измен 
(что подлежит проверке), 
был низложен Тутанхамен 
чернью в XX-ом веке. 
А фараоны (титул короля) 
сброшены были другими, 
под руководством раба Хвевраля       [7] 
(древне-еврейское имя). 
Памятники этих эпох: 
древне-латинско-скифский сапог, 
древне-египетский, рваный и грязный 
флаг белосинекрасный". 
 
            ---------- 
 
В бурсе, за это б трудилась лоза, 
взяли б студента в розги, 
а в Комакадемии все волоса 
рвал бы с себя Покровский...       [8] 
 
ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ 
Де-Ваб. 
 
"...известна легенда, будто 
жил великий писатель Вапп, 
но этот вопрос запутан, 
так как, как ни старались мы - 
От Ваппа остались: "Война и мир",       [9] 
и "Слово о полку Игореве"... 
 
            ---------- 
 
И только среди людей и дат, 
живших в веках когда-то - 
всегда, навеки одна и та, 
навек нерушимая дата, 
и долго седины земли серебря, 
ею нам осеняться: 
            25 октября, 
                        1917 г. 
 
Историки, сжатые в книжный плен, 
путают forum и plenum, 
но имя одно не тронул тлен 
и вечно живет нетленным. 
 
Июнь. 1928 
 
3 
 
Хуже чем боль, чем смерть, чем декофт. 
О, как тоска наверчена! 
В "Комсомольскую правду" ни сдать стихов, 
ни поужинать в "Доме Герцена"!       [10] 
 
Я от тоски превратился в тень. 
Мне - хоть бумаги десть! 
Писал бы по тысяче строчек в день, 
да некому их прочесть. 
 
Блестит земля, стеклянный лоск 
улицами стекает. 
С жизнью искусство уже слилось - 
все говорят стихами. 
Хочется слова простого, но 
где-то увязло и спит оно. 
 
Где ты, о, Коган? Приди, начинай!       [11] 
как прежде, круглые сутки, 
читай, прошу, в тишине ночной 
доклад "Гораций и Уткин"!       [12] 
 
Память о нем - до-красна горит 
и сердце лекцию просит! 
Где Луначарский? Пускай говорит 
о Гельцер и Наркомпросе!       [13] 
 
Нет великих! Вернуть нельзя. 
Речи великих стихли. 
Но сохраняет Колонный зал 
древних речей пластинки. 
 
Колонною стражею загнанный вглубь, 
в молчаньи громовом - 
на камышевом стебле, в углу 
цветет голубой граммофон. 
 
Солнечные системы пластинок 
на этажерках стынут. 
 
Лестничкой лезу на высоту, 
взял одну и приладил. 
И закружился черный сатурн 
на токой иглы 
                      брильянте: 
 
            Белей снег гор ли 
            марли у горл 
            орлы гор мерли 
            о вери май герл. 
 
Из гор май вырван 
ирландец запел, 
ирландия ирлэнд 
ты пери и перл. 
 
            Мы банк в бок дули 
            летели в галоп, 
            и пинг понг пули 
            спикеру в лоб. 
 
О том, Том Джони, быть вам в Чоне, 
                        том, том рооо 
ты наш нач бриттен, а мне быть вридом, 
            ври там рооо.  
 
Кружится пластинка, шуршит, шуршит, 
тихим спешит фокстротом. 
Звон фортепьяный, хрипок и шип, 
и я до глубин растроган. 
 
Взял другую, она залегла 
в шуршащий, странный всхлип. 
И вдруг застряла в звон игла. 
Слышу: 
 
            Вы ушли, 
                        как говорится, 
                                    в мир иной!.. 
 
            Владмир Владимыч! 
                        Сколько лет! 
(что кирпичей в мажанге),       [14] 
а впрочем, только 
            в феврале 
за чаем на Таганке. 
 
Вы дамы ждете 
            к королю, 
на стуле 
            храп бульдога. 
- Володя, хочешь 
            тюрлю-лю, 
конечно, 
            если много! 
 
А Лиля Юрьевна:       [15] 
            - Зачем? 
- Чтобы на всех 
            хватило. 
На Гендриковском, 
            между тем, 
в снегу 
            хрипит квартира, 
 
В морозах топчется Москва, 
Замоскворечье, 
            ругань... 
Звонок. 
            Пружиня на носках 
и потирая руки, 
            вошел Асеев: 
                        - Драсси, драссссь... 
И сел у самовара. 
С мажонгом, 
            Родченкой, 
                        борясь, 
в сенях стоит 
            Варвара.       [16] 
И как в кают-компании, 
            в морозный 
                        снежный шторм - 
свистит Москва 
            кабанья 
в щелях 
            сосновых штор. 
Москва 
            в шевре и юфти, 
бредут, 
            молчат, 
                        поют... 
- Где Ося? 
            - Спит в каюте, 
в одной 
            из трех кают...       [17] 
 
Бредет мороз 
            по Трубной, 
небо Москвы 
            в рядне. 
Кончается! 
 
                    Не трудно 
сделать жизнь 
                    значительно трудней...       [18] 
 
Колонный зал, 
            как был, 
                        и мертв, 
и глуховат, 
            как прежде. 
Москва -  
            огромный натюрморт, 
в морщинах 
            древних трещин. 
 
Музей - 
            где жить - 
                        не продохнуть, 
где все углы 
            в таблицах, 
а рупор тянется 
            к окну 
и шорохом 
            теплится! 
 
Тверже шаг держи колонна, 
            в даль смотри, 
слушай песню батальона, 
            ать, два, три, 
шаг второго батальо... 
второго батальона 
помни точно, брат, второго 
            ать, два, три 
 
Другая черная змея 
шипит какой-то вальс. 
Быть может, где нибудь моя 
пластинка завалялась? 
Хотя б обломок голоса! 
На крайней этажерке 
ищу, дрожу (от холода?) 
нашел - "Kirsanofs Werke" 
 
За горло ручки заводной! 
(Одесса... Море... Детство...) 
Тупа иголка! За одной 
другую! 
            Наконец то 
звук заворочался в тюрьме, 
и нет на мне лица - 
 
            "Мери-наездница, 
                        у крыльца 
            с лошади треснется 
                        цаца!"       [19] 
 
Врешь, пластинка! Читал не так, 
это чужая глотка. 
Моя манера не понятa - 
нужно легко и лётко. 
 
Нужен звон, а не мертвый лоск, 
который не уцелеет, - 
чтобы после стихов жилось 
выше и веселее. 
 
Я докажу, то что сказал, 
не дамся гнилью в растрату - 
сегодня полон Колонный зал, 
я выхожу на эстраду. 
 
В Колонном зале 
            тишь, 
и даже мухи 
            стихли. 
Ни лиц, ни стульев, 
            лишь 
на полках спят 
            пластинки. 
 
Июнь. 1928 
 
4 
 
Врос 
        в пятисотого века быт. 
В ихнем кружусь бомонде. 
Сплю под стеклом, ни дрязг, ни обид, 
и даже одет по моде. 
 
            Легко 
                    белье азбестовое, 
            пенснэ 
                        из бемских звезд, 
            как встарь 
                        стихи выплескивая, 
            былые рифмы 
                                    свез. 
 
Ночь, 
        как и прежде, чернеет, толпя 
немеркнущие созвездия, 
воздушный газетчик в оконный колпак 
сбрасывает "Известия". 
 
Чайную дозу шприцем вкрутив, 
сглотнув 
            витаминов таблетки, 
я погружаю хрусталик 
                        в курсив 
            статьи 
 
                        "О ПЯТИСОТЛЕТКЕ" 
 
Цифры, что кадры Пате текут, 
и тут же - нежно и плавно - 
поэт воспевает Патетику 
пятисотлетнего плана! 
 
"План пелиан паан лааано 
пла иово на! 
Лейся нежней, чем нарзанная ванна, 
вкусней витамина А. 
 
Будет в первом квартале плана 
Цвет небес улучшен, 
40 процентов озона землянам 
кинется а-лучем. 
 
За радио углем кинемся вместе 
на дальний Меркурбасс, 
по новой дороге на Семизвездье 
пойдут поезда, горбясь..." 
 
Душу мою 
            услаждает поэзия, 
но с неба 
             нежданный выблеск, 
и снова газетчик 
            швыряет лезвия: 
"Экстренный, 
            экстренный выпуск". 
 
Хватаю газету! 
            Скорее взглянуть 
на черных букв зиянье: 
 
ЮГОВОСТОЧНЫЙ ПЛАНЕТНЫЙ ПУТЬ 
                   ЗАНЯЛИ МАРСИЯНЕ. 
 
"В ответ захватчикам мы зовем 
немедленно подписаться 
на тысячу триста III-ий заем 
                        индустриализации".       [20] 
 
И небо века уже сопит 
воздушной канонеркою, 
и в арсенальных снарядах спит 
внутриатомная энергия. 
И верхом идут, и низом гудут, 
шаги опуская веские, 
как в двадцать девятом моем году, - 
солдаты древние советские. 
 
На шпалы дней столетья рельс 
клади, под звездным реяньем! 
Ты слышишь дальний крик, Уэлс, 
даешь 
        машину 
                    времени! 
 
Знамен ракетный фейерверк 
земля опять колеблет - 
на пять минут 
            в двадцатый век 
                        пусти меня, 
                                    о, Герберт! 
 
5 
 
Какие, правда, 
            ужасы - 
земля - глуха, 
            нема, 
как солнечные 
            часы, 
ворочаются дома. 
Куда иду? 
            Кому нужны 
шаги таких 
            веков, 
когда ни друга, 
            ни жены, 
ни пуховиков. 
Дошел до пристани, 
            Дымок 
какой то мчится 
            к пристани, 
я разобрать дымка 
            не мог, 
хотя вперялся 
            пристальней. 
Почти вплотную 
            луч дымка. 
Не верю. 
            Девс екс махина - 
из дыма вылезла 
            рука, 
лицо, манишка, 
            ах! Она - 
Машина. 
            Да! 
                Какой визит! 
Седок окликнул 
            окриком: 
- Алло, май дэр 
            ват яр из ит. 
И снял пылинку 
            с смокинга. 
 
Пошли вдвоем. 
            Идем, поем, 
почти друзья с британцем. 
Ну, как 
        твой серый Альбион? 
- О вэлл! 
            И ну брататься. 
А я хитер: 
            - За табачком 
схожу, 
        - пою мущине, 
а сам за угол 
             и бочком, 
бочком, бочком 
            к машине. 
 
Схватил машину, 
            сел, нажал, 
нажал, нажал 
            педаль... 
Тебя, о век, 
            не жаль, не жаль, 
лечу. 
        В какую даль? 
 
Эх, мимо Марсов, 
            мимо Вег, 
мимо 
        звезд засады. - 
Вот мелькнул 
            ХХХ век. 
Вот сверкнул 
            ХХ-й. 
Туже стягивай 
            ремни, 
подожди! 
            повремени! 
Не года - 
            зыбь, зыбь! 
Но куда? 
            - Сыпь! Сыпь! 
Я с лучами заспорю, 
            рычагами 
                        зазвеню, 
Ну-к машину 
            застопорю, 
и зайду 
            к Карамзину. 
Он чаек 
            пьет в сервизе, 
глаз 
        не обращает, 
пишет сказ 
             о Бедной Лизе 
и слезу 
            пущает. 
 
Не хотите, 
            и не надо! 
Стягивай 
            ремни, 
Перед Семкою 
            Эллада, 
стоп машина 
            времени! 
 
Льет на землю 
            мед луна. 
Три афинца 
            спрыгнуло, 
я кричу: 
            - Немедленно 
дать сюда 
            Перикла. 
 
А они: 
        - Периклов нет. 
Новых 
        не явилось. 
Если ж нужен 
            Архимед, 
он из ванны 
            вылезет. 
 
Мчи машина 
            времени, 
еду 
    на машине 
поболтать с евреями 
            в древней 
                        Палестине. 
 
Коло храма 
            римский пост, 
яма рядом 
            вырыта. 
В яме той 
            Исус Христос 
дует в кости 
            с Иродом. 
 
Стягивай 
            ремни, 
мчи машина 
            времени, 
время дует, 
            дует в бок. 
Вижу - бог. 
            Дядя бог, 
это что за дама? 
Отвечает хмуро 
                    бог: 
- Та? 
        Жена Адама. 
 
Дальше! 
            Дома 
                    буду завтра, 
в свой пинжак 
            оденусь, 
а пока 
        с динозавром 
гомо 
        примигениус; 
питекантропы 
            ползут, 
звери 
        об одном глазу, 
торможу 
            у дуба я, 
ан! 
    кинжалозубое. 
Лезет ящер 
            носат, 
поворачивай 
            назад, 
век-век, 
            год-год, 
средний ход! 
            Полный ход! 
Мимо 
        пещерного дыма! 
Во-на! 
        упала колонна, 
с вида 
        уйди пирамида. 
Упал 
        купол, 
сбили 
        готики шпили, 
ближе 
        московские крыши. 
Громом 
        на голову Бронной. 
Дома! 
        и сразу в софу - 
ффу! 
 
1929  
 
________________________________________ 
 
ПРИМЕЧАНИЯ С КОММЕНТАРИЯМИ 
(Подготовил Павел Маслак) 
 
[1]  
 
…Итак, повернем истории карусель... 
 
Это четверостишье часто цитируется в перефразированном виде. Начало этому, должно быть, положил В.Маяковский в своем выступлении 23 сентября 1929 года на Втором расширенном Пленуме Правления РАПП: 
 
"...Я могу привести прекрасное стихотворение эпиграфом, восьмистишье Вольпина: 
        - Поэтому, как говорил Жан-Жак Руссель, 
        заворачивай истории крусель. 
        - Не Руссель, товарищ, а Руссо. 
        - В таком случае, не карусель, а колесо." 
 
Кстати, не совсем логично в контексте выступления звучит само слово "эпиграф". Возможно, к осени 1929 года Маяковский уже был знаком с "Последним современником" и, приведя стихи Вольпина, машинально, по аналогии с поэмой Кирсанова, назвал их "эпиграфом". 
 
Вольпин 
 
Вольпин Михаил Давыдович (1902-1988) - советский поэт, сценарист. В двадцатые годы писал тексты для "Окон РОСТА", печатал в периодике сатирические стихотворения, работал для театров в соавторстве с В.Типотом, И.Ильфом и Е.Петровым, В.Ардовым и Н.Эрдманом. Несмотря на то, что с 1933 по 1937 год был в сталинских лагерях, с 1938 года вместе с Н.Эрдманом писал комедии и сценарии художественных и мультипликационных фильмов. Сценарист таких фильмов, как "Смелые люди", "Царевна-лягушка", "Морозко", "Огонь, вода и медные трубы", "Капризная принцесса", "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил", мультфильма "История одного преступления". В 1988 году погиб в автомобильной катастрофе. 
Михаил Вольпин всегда славился как мастер экспромта. Например, в 1974 году во время празднования десятилетия московского Театра на Таганке на подарок А.Вознесенского - щенка-волкодава - отреагировал экспромтом: 
 
        Не зря театру в юбилей 
        Поэты дарят кобелей.  
        Театру, трудная судьба чья 
        Была воистину собачья. 
 
[2]  
 
…и сжавши ртуть 
                      в комок... 
 
Речь идет о сильном морозе - ниже сорока градусов.  
В наше время мы практически не сталкиваемся с метеорологическими термометрами на основе ртути, но такой прибор более точен, чем обычный спиртовый термометр. Правда, он ограничен в своем нижнем диапазоне, поскольку ртуть плавится при -38,8°С.  
 
[3]  
 
…друзьями брошенный Мальмгрен... 
 
Мальмгрен (Malmgren) Финн (1895-1928) - шведский геофизик, исследователь Северного Ледовитого океана. В 1928 году был участником арктической экспедиции У. Нобиле на дирижабле "Италия". Погиб при попытке пройти по дрейфующим льдам с места катастрофы дирижабля к Шпицбергену, для того чтобы сообщить о катастрофе "Италии" и организовать спасение оставшихся в лагере. По версии следовавших с ним итальянцев Мариано и Цаппи, из-за полученой ранее конфузии плеча, поврежденной ноги и сильнейшей простуды Мальмгрен не мог двигаться дальше, отдал теплую одежду и продукты напарникам, а сам лег умирать в вырубленной в многолетнем льду нише. Оставшиеся в живых полярники были спасены советским ледоколом "Красин". Эти события отображены в фильме М. Калатозова "Красная палатка" (1971). 
Смерть Мальмгрена овеяна всевозможными подозрениями: его, обессилившего, могли просто бросить, забрав теплую одежду и остатки еды, а то и съесть (слишком уж цветущий вид был у спасенного офицера Цаппи!). Кроме того, непонятно, как Мальмгрен мог "забыть" отдать доверенные ему письма участников экспедиции, почему не написал ни единой прощальной строки своим родным?.. Эта тема активно распространялась в советской прессе того периода в первую очередь потому, что итальянцы (ядро экспедиции) воспринимались исключительно как "фашисты". В. Маяковский в июле 1928 года отреагировал на эти события стихотворением "Крест и шампанское": 
 
        …Мы ждем 
                           от Нобиле 
                                        живое слово: 
        Чего сбежали? 
                               Где Мальмгрен? 
        Он умер?  
                     Или бросили живого?.. 
 
Образ Мальмгрена появляется и в современной поэзии, например, у Б. Ахмадулиной: 
 
        О, смилуйтесь, хоть вы не обещали.  
        Совсем одна, словно Мальмгрен во льду,  
        заточена, словно мигрень во лбу.  
        Друзья мои, я требую пощады! 
                ("…Я думаю: как я была глупа…", 1967) 
 
[4]  
 
…Спасли... 
              Не Красин ли?.. 
 
Имеется в виду ледокол "Красин". 
Корабль "Святогор" был построен в 1916 году по заказу России в Ньюкасле (Великобритания). Во время гражданской войны был затоплен на фарватере в устье Северной Двины, чтобы преградить путь кораблям интервентов вверх по реке. Был поднят англичанами и в 1922 году продан Советской России за 20 000 фунтов стерлингов. В 1927 году постановлением ВЦИК РСФСР ледоколу было присвоено имя "Красин" (в честь политического деятеля, инженера Л.Б. Красина (1870-1926). В 1928 году ледокол сыграл главную роль в спасении полярной экспедиции генерала Умберто Нобиле. 
 
[5]  
 
декабрь, 1927 г. 
 
Дата под первой частью поэмы заслуживает особого внимания. В завязке поэмы явно прослеживается влияние событий, связанных с экспедицией У. Нобиле и ее спасением (Мальмгрен, "Красин"). Но события эти происходили ... в июне 1928 года! Так, кстати, датированы вторая и третья часть "Последнего современника", что полностью исключает возможность опечатки ("1927" вместо "1928"). Возможно у Кирсанова возник замысел поэмы о далеком будущем в декабре 1927 года? Но почему именно тогда? "Холодно-стеклянный" мир грядущего представлен поэтом фактически как сатирическая антиутопия, причем дух и реалии этого мира очень уж напоминают будущеe из романа Замятина "Мы"... А на русском языке роман Замятина печатался как раз в 1927 году, в Праге, в эмигрантском журнале "Воля России". Можно предположить, что в декабре к Кирсанову попали пражские журналы с романом "Мы", тогда-то и появилась идея новой поэмы, тогда же, возможно, были написаны первые наброски о "стране Стеклянных Дуг". Но активная работа над поэмой "Последний современник" началась не ранее июня 1928 года. 
 
[6]  
 
Если бы жил и нес Иловайский... 
 
Иловайский Дмитрий Иванович (1832-1920) - русский историк. Автор широко распространенных в конце XIX века учебников по всеобщей и русской истории для средней школы.  
Надо признать, что отношение к этим учебникам было неоднозначное - с одной стороны они имели глубоко консервативный характер, были написаны с позиций защиты монархизма, с предвзятостью и тенденциозностью. Потому-то и вышла в 1911 году книга-пародия "Всеобщая история, обработанная "Сатириконом". С другой стороны, многие ценили работы Иловайского за живость языка, яркость изложения, за передачу истории через личности, творившие ее. Эти качества отмечает, например, Марина Цветаева в автобиографическом очерке "Дом у Старого Пимена" (1934), где пишет о своем сводном деде - Д.И. Иловайском. 
 
[7]  
 
...под руководством раба Хвевраля... 
 
Невольно возникает ассоциация с заметками Маяковского из "Записной книжки Лефа": 
 
"...12 марта в "Правде" появилась поэма Орешина "Распутин", в "Известиях" появилась она же, но в сокращенном виде. 
В "Правде" кончалась словами: 
 
        "И царя со всею знатной дрянью 
                          сшибли Октябрем". 
 
В "Известиях": 
 
                "И царя со всею знатной дрянью 
                          сшибли Февралем". 
Все удивительно в этой двухвостой поэме. Почему "октябрь" и "февраль" оказались одним и тем же, почему вместо двух разных революций какой-то один общий комбинированный "дуплет" получается, почему на одного поэта целые две революции и две газеты пришлись и почему этот один - Орешин". 
("Новый Леф", 1927, №4). 
 
[8]  
 
...рвал бы с себя Покровский... 
 
Покровский Михаил Николаевич (1868-1932) - русский историк-марксист. С мая 1918 года - заместитель наркома просвещения РСФСР, по совместительству - председатель президиума Социалистической (с 1924 - Коммунистической) академии, ректор Института красной профессуры, председатель Общества историков-марксистов, заведующий Центрархивом. Сторонник и пропагандист воинствующего большевизма и беспрекословного исполнения партийных директив; считал, что исторические знания следует использовать в борьбе с политическими противниками. "История есть политика, опрокинутая в прошлое" - вот его главный лозунг.  
 
[9]  
 
...От Ваппа остались: "Война и мир"... 
 
ВАПП - Всероссийская ассоциация пролетарских писателей была создана в октябре 1920 года, а в 1928 году реорганизована и переименована в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Сначала ассоциацию возглавляли Г. Лелевич, С. Родов и И. Вардин, позже - Л. Авербах, Ю. Либединский, В. Киршон и В. Ермилов. ВАПП заявляла о себе не только как о пролетарской писательской организации, но и как о проводнике главной линии партии в литературе. В статьях журнала "На посту" вапповцы постоянно нападали на "попутчиков" и всю непролетарскую литературу в целом, в том числе классово-чуждыми считали и группу Леф, произведения своих же писателей всячески возвеличивали вне зависимости от их художественных достоинств. 
 
[10]  
 
...ни поужинать в "Доме Герцена"!.. 
 
Дом Герцена (Тверской бульвар, 25) - особняк Яковлевых в центре Москве, где родился русский писатель А.И.Герцен. Советской властью дом был передан писательским организациям - МАПП, ВАПП, ЛОКАФ, "Кузница". С 1933 года - здание Литературного интситута.  
В 20-х годах в ресторане "Дома Герцена" бывали многие литераторы, проводили дискуссии, читали стихи. Бывали здесь и лефовцы, но Маяковский, хотя и слыл завсегдатаем этого заведения, отозвался о нем так: 
 
        "Прав 
                   один рифмач упорный, 
        В трезвом будучи уме, 
        На дверях 
                      мужской уборной 
        бодро 
                    вывел резюме: 
        "Хрен цена 
        вашему дому Герцена". 
Обычно 
        заборные надписи плоски, 
но с этой - согласен! 
                                В. Маяковский" 
("Дом Герцена", июль 1928) 
 
[11]  
 
...Где ты, о, Коган?.. 
 
Коган Петр Семенович (1872-1932) - историк литературы, критик, профессор I и II МГУ, с 1921 года - президент Государственной Академии художественных наук, противник модернизма и эстетизма. Был популярным лектором по истории современной литературы, хотя не пользовался уважением ни у вапповцев, ни у лефовцев. "Петра Семеновича Когана Маяк. презирал, как воплощение всяческой тупости. Издевался над ним в стихах" (Дневник К. Чуковского от 24.06.1964). И подтверждение тому: 
 
        Чтобы разнеслась 
                              бездарнейшая погань, 
        Раздувая 
                         темь 
                                пиджачных парусов, 
        Чтобы 
                  врассыпную 
                                  разбежался Коган, 
        Встреченных 
                          увеча 
                                   пиками усов... 
(В. Маяковский. "Сергею Есенину", 1926) 
 
[12]   
 
...доклад "Гораций и Уткин"!.. 
 
Уткин Иосиф Павлович (1903-1944) - поэт, автор поэмы "Повесть о рыжем Мотеле, господине инспекторе, раввине Исайе и комиссаре Блох" (опубликована в 1926 году), сборников стихов, в которых революционный пафос сочетался с бытовыми чертами провинциального еврейства. Официальная критика называла Уткина "поэтом мелкой буржуазии" за то, что его лирика была пронизана сентиментальностью и романсной чувствительностью. В конце 20-х Уткина сравнивали чуть ли не с Байроном. 
Известна эпиграмма О.Мандельштама на И.Уткина: 
 
               Один еврей, должно быть, комсомолец, 
               Живописать решил дворянский старый быт: 
               На закладной под звуки колоколец 
               Помещик в подорожную спешит.  
 
[13]   
 
...о Гельцер... 
 
Гельцер Екатерина Васильевна (1876-1962) - легендарная русская балерина. На сцене Большого театра с 1894 года, там же продолжала работать и после октября 1917 года. Любимица московских театралов была сторонницей сохранения в неприкосновенности балетов наследия, "чистых" танцев классического балета, хотя, в то же время, охотно выступала в драматических спектаклях А.А.Горского, а в 1920-х годах в новых балетах, поставленных для нее мужем В.Д.Тихомировым. 
Еще в 1915 году София Парнок посвятила Екатерине Гельцер стихотворение ("И вот она! Театр безмолвнее / Невольника перед царем..."). 
Нельзя не упомянуть строк Ивана Бунина из "Окаянных дней" (1925-1927 гг.), где говорится о солдатском лазарете времен Первой мировой войны: "Солдатики" были объектом забавы. И как сюсюкали над ними в лазаретах, как ублажали их конфетами, булками и даже балетными танцами! И сами солдатики тоже комедничали, прикидывались страшно благодарными, кроткими, страдающими покорно: "Что ж, сестрица, все Божья воля!" - и во всем поддакивали и сестрицам, и барыням с конфетами, и репортерам, врали, что они в восторге от танцев Гельцер (насмотревшись на которую однажды один солдатик на мой вопрос, что это такое по его мнению, ответил: "Да черт... Чертом представляется, козлекает..."). 
 
[14] 
 
...что кирпичей в мажанге... 
 
Имеется в виду Ма-Джонг (мажонг) - китайская логическая игра Mah Jong, суть которой состоит в том, чтобы разобрать определенным образом сложенную многослойную конструкцию из фишек, снимая только парные. В полный традиционный набор для игры входит от 136 до 144 костей. Игра появилась в Китае в конце XIX века, а в 20-х годах ХХ столетия маджонговая "лихорадка" охватила весь мир.  
Ма-Джонг был любимой игрой лефовцев, о чем вспоминают многие современники. Упоминается маджонг и в посвящении Алексея Крученый Борису Пастернаку в сороковых годах: 
 
                …Но ханжа, 
                но маньяк - 
                дряхлых трынок, 
                ты маджонга 
                пил коньяк. 
 
[15] 
 
...А Лиля Юрьевна: 
                                      - Зачем?.. 
 
Вряд ли есть необходимость рассказывать о Лиле Юрьевне Брик - "музе Маяковского". В контексте поэмы Кирсанова "Последний современник" стоит присмотреться к стихотворению Алексея Крученых, посвященному Л.Ю.Брик и написанному в октябре 1929 года: 
 
        Л.Ю.Б. 
 
        Лечу! 
                   Тороплюсь! 
                                        Волнуюсь! 
        Жмаю сердца таксомотор 
        - как будто меня щекочет 
                                                        ЛУЭС - 
        прорвать последний затор! 
        Как будто с Марса сорвался 
        и упал в Гендриков 
                                          переулок, 
        о, славься, 
                         славься, 
                                     славься 
        сегодняшний день - новорожд - 
                                                                     счастливый турок!.. 
(30.X.29 г.) 
 
[16]  
 
...в сенях стоит 
                    Варвара... 
 
Степанова Варвара Федоровна (1894-1958) - художник, мастер конструктивизма. Жена и соратница А. М. Родченко, вместе с которым активно участвовала в деятельности ЛЕФа.  
В раннем периоде своего творчества (в то время - "заумь" и беспредметные стихи) использовала псевдоним "Варст". 
 
[17]  
 
...- Где Ося? 
                    - Спит в каюте, 
в одной 
               из трех кают... 
 
Брик Осип Максимович (1888-1945) - литературовед, драматург, критик, сценарист. Вместе с Маяковским редактировал журналы "ЛЕФ" и "Новый ЛЕФ". С 1926 с женой Лилей Брик жил у Маяковского в его трехкомнатной квартире в Гендриковском переулке (правильней - Гендриков переулок).  
Существуют противоречивые мнения о связи О.Брик с ЧК и ГПУ. С начала двадцатых годов, например, С.Есенину приписывают такую эпиграмму: 
 
        Вы думаете: здесь живет Брик, 
        Исследователь стиха. 
        Ошибаетесь: здесь живет шпик 
        И следователь ЧК. 
 
[18]  
 
                            ...Не трудно 
сделать жизнь 
                             значительно трудней... 
 
Этот парафрз из стихотворения Маяковского "Сергею Есенину" звучит едва ли не пророчески как и по отношению к самому Маяковскому, так и к СССР в целом. Следует помнить, что это был 1929 год... 
 
[19]  
 
..."Мери-наездница, 
                у крыльца 
      с лошади треснется 
                цаца!" 
 
Раннее стихотворение Семена Кирсанова "Мери-наездница" (опубликовано в 1925 г.) очень любил и ценил Маяковский. Первые две строфы звучат в нем так: 
 
        Мери-красавица  
        у крыльца 
        С лошадью справится -  
        ца-ца! 
 
        Мери-наездница  
        до конца 
        С лошади треснется -  
        ца-ца! 
 
[20]  
 
..."В ответ захватчикам мы зовем 
      немедленно подписаться 
      на тысячу триста III-ий заем 
                                    индустриализации". 
 
Государственный внутренний 6% выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР проводился трижды - с 1927 по 1929 год.  
В 1929 году велась активная агитация среди населения за подписку на III-й заем индустриализации. Особо широкий размах эта кампания приобрела после 10 июля, когда маньчжурские войска захватили Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), нарушив существовавшие советско-китайские соглашения о совместном ее управлении. Любопытен тот факт, что уже 6 августа в газете "Правда" появилась статья М. Горького со следующими словами: "...На      социалистическое     соревнование,     введённое     нами     в     работу строительства новой жизни, враги ответили нам разбойничьим налётом на Дальнем Востоке. Мы отвечаем ускоренной подпиской на заём индустриализации". 
 
 
 
 
 
  Дата публикации: 24.09.2010,   Прочитано: 6184 раз                            |