Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души33 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Антропософские инициативы

Ритмический массаж

Ритмический массаж

За тысячелетия своего существования человечеством накоплены знания по многим техникам влияния на тело посредством массажа, выделены десятки методов использования массажа. Каждая разновидность массажа завоевала своих почитателей, и для лечения каждого из заболеваний всегда находился массаж, в большей степени соответствующий потребностям человека.

Многие из видов массажа хорошо знакомы каждому человеку, однако существует метод массажа, который получил свою популярность сравнительно недавно и еще не так хорошо знаком большинству людей. Речь идет о ритмическом массаже, методе, разработанном на основе Шведского классического массажа в Германии в прошлом столетии. При создании ритмического массажа все основные движения Шведского классического массажа были значительно качественно модифицированы, а также была внесена ритмическая последовательность процессов расслабления-напряжения. В дополнение к этим модификациям произошло изменение направления массажа: если Шведский классический массаж предусматривал давление внутрь, то ритмический массаж предполагает движение на периферию. Основную часть ритмического массажа составляют аромамасла, благодаря использованию которых и достигается основной целебный эффект.

Ритмический массаж: показания к применению. Следует отметить, что список показаний к применению ритмического массажа значительно шире, нежели аналогичный ему список классического массажа. Это связано главным образом с тем, что в классическом массаже излечение проблемного участка тела достигается путем прямого физического воздействия на точки, соответствующие этому участку. Таким образом, значительно ограничиваются возможности классического массажа в случае поражения проблемных участков кожи, когда прямое физическое воздействие на эти участки противопоказано (например, при переломах суставов и воспалениях кожи). В отличие от классического массажа, ритмический массаж предполагает возможность воздействия на проблемные участки тела из других участков, за счет чего достигается равновесие жизненных процессов и стабилизируется общее состояние пораженной области.

Ритмический массаж замечательно применим в случаях проблем с периферийным кровообращением, проблем артериального и венозного характера, при отеках и сочетании различных видов заболеваний, на ранних стадиях заболевания (когда человек ощущает постоянную усталость и недомогание). Кроме того, ритмический массаж способен помочь в решении не медицинских проблем, таких как социальная адаптация человека, повышенная тревожность и снижение концентрации внимания.

Наиболее полный перечень показаний к применению ритмического массажа описан в книге Маргариты Хаушки "Ритмический массаж по доктору Ите Вегман. Основы общего человековедения" и имеет следующий вид:

1. Посттравматическое лечение (переломы и пр.)
2. Нарушения сна   
3. Бронхиальная астма
4. Венозный симптомокомплекс
5. Стенокардия и родственные состояния
6. Невриты
7. Артериальные нарушения кровоснабжения
8. Полиомиелит и параличи иного происхождения
9. Дегенеративные заболевания нервной системы
10. Головные боли различного происхождения
11. Запор
12. Ревматические заболевания
13. Периартрит плечевого сустава

К основным противопоказаниям применения ритмического массажа относится: 1) Туберкулез в активной форме, гангрена, сифилис; 2) злокачественная опухоль в активной фазе; 3) обширные высыпания на коже, инфекционные кожные заболевания; 4) острые лихорадочные состояния.

Прочие ситуации, абсолютно противопоказанные в классическом массаже, хотя и требуют от ритмического массажиста особой бдительности и знания стратегии проведения процедуры, допускаются к ритмическому массажу: тромбофлебит, хронический остеомиелит, трофические язвы, сердечная, почечная, легочная и печеночная недостаточность, ситуации из области дефектологии и психиатрии, атеросклероз, гипертония и гипертонический криз, нарушения развития в раннем возрасте. Это означает,  что от ритмического массажиста необходим полный анализ конкретной патологической ситуации, которая должна быть оговорена с главным врачом не только во время назначения процедур, но и в течение всего действия терапии.

История ритмического массажа.

Создателем ритмического массажа считается доктор медицинских наук из Индонезии Ита Вегман, родившаяся 22 февраля 1876 года.

В юном возрасте Ита переехала в Германию, где и началось ее активное изучение искусству массажа и лечебной физкультуры. Она успешно совмещала практику с учебой на военно-медицинском факультете в университете Цюриха. Там же будущий создатель ритмического массажа получила специальность массажиста.

Спустя несколько лет Вегман основала клинику, а после и клинико-терапевтический институт в городе Арлесхайм. Основной целью создания данных институций стала разработка и внедрение принципов антропосовской медицины. Через несколько лет Ита Вегман основывает одну из крупнейших в Швейцарии гомеопатических фирм “WELEDA”, к созданию которой ее подтолкнуло возможность испытания свойств новых лекарственных препаратов.

Ите Вегман была не чужда социальная сфера. Она приняла активное участие в разработке методов ухода за больными людьми, основное место в которых занимал ритмический массаж, а также в открытии дома терапии для детей с умственными отклонениями. Опираясь на новейшие разработки антропософской медицины Вегман провела видоизменение движений, составляющих основу шведского массажа. Главные принципы, лежащие в основе ритмического массажа, в дальнейшем преподавались на курсах для помощников врачей (медсестер), регулярно проводившихся в клинико-терапевтическом институте. В роли преподавателей данных курсов выступали участники врачебной коллегии клиники в городе Арлесхайм.

После ухода из жизни Иты Вегман в 1943 году учение о ритмическом массаже не только не кануло в лета, более того, оно нашло своих последователей, главным из которых была Маргарита Хаушка, врач и создатель одной из крупнейших немецких школ “Художественной терапии  ритмичного массажа”. Свою карьеру массажиста Маргарита Хаушка начала в отделении физиотерапии психиатрической антропосовской клиники профессора медицинских наук Хуземана, после чего, набравшись существенного опыта, перешла работать в Клинику Иты Вегман, где являлась главным помощником Вегман в создании методики ритмического массажа.

В 1972 году вышла в свет книга Маргариты Хаушки “Ритмический массаж по доктору Ите Вегман. Основы человековедения”. Это была не книга, а настоящий бестселлер, который и в наше время является настольной книгой каждого, кто так или иначе связан с ритмическим массажем. В книге детально, и в то же время простым доступным языком излагаются основы антропософской медицины. Данная книга предназначена для тех, кто стремится усовершенствовать и развить полученные за время обучения и медицинской практики знания и навыки.

На сегодняшний день изучение и применение на практике основ ритмического массажа активно проводится в рамках последипломного  врачебного образования в виде курсов. Тем не менее, для принятия участия в данных курсах человек должен: получить основное медицинское образование, иметь на руках свидетельство массажиста, а за плечами – практику проведения классического массажа от двух лет и более. Во время курсов наряду с изучением теории производится практика под пристальным руководством квалифицированных врачей.

В странах СНГ о ритмическом массаже по методу Иты Вегман  впервые узнали благодаря выступлению Федерики ванн Манен на семинаре по Антропософской медицине, проходившем в 1994 году в Москве.

В 1994 году в России началось регулярное обучение методу ритмического массажа, проводящееся на благотворительных началах лучшими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день ритмический массаж как часть медицины занял важное место с странах СНГ и получил широкую известность во всех общественных кругах.

Основные термины ритмического массажа.

Основными понятиями в ритмическом массаже считаются термины “поток”, “ритм”, “Лемниската”, “всасывающее качество”. Рассмотрим их более подробно.

Поток. Под потоком в ритмическом массаже подразумевается такое протекание процесса массажа, когда один массажный цикл плавно проистекает в другой, при этом происходит перемещение рук массажиста вдоль тела пациента. Также ритмический массаж может производиться без качества потока, в таком случае выполняется массаж одной проблемной зоны, после чего руки переставляются на другую зону.

Ритм. Все массажные движения выполняются с определенной ритмичностью, при этом массажные движения могут быть рассмотрены по аналогии с дыхательным циклом. Так, в процессе дыхания выделяются две основные фазы – вдох и выдох. В ритмическом массаже также выделяются две фазы – активная и пассивная, различные по своей продолжительности. В процессе массажа после короткого акцентированного напряжения, как правило, следует процесс длительного расслабления. Ритмичность массажных движений в процессе массажа отличается в зависимости от целей массажа и общего состояния пациента.

Всасывающее качество. Всасывающее качество – это то, что главным образом отличает ритмический массаж от классического шведского массажа, и заключается в качестве массажных приемов. В классическом массаже наиболее распространенной формой воздействия на проблемные зоны является надавливание на них, при этом считается, что чем более сильным и интенсивным будет надавливание, тем оно будет более эффективным. В ритмическом массаже главным инструментом воздействия на проблемные зоны является “всасывающее качество”. Образуется это качество следующим образом: массажист при помощи расслабленной кисти ладони соприкасается с кожей в области проблемной зоны и, не прерывая контакта с кожей начинает округляться, создавая при этом эффект “всасывания”. При этом кожа несколько оттягивается от центра проблемной зоны, после чего возвращается в исходное положение.

Лемниската. Лемнискат является одной из основных форм движения в ритмическом массаже. Лимниската представляет собой восьмерку, символизирующую бесконечность. При выполнении движения обеими руками каждая из рук выполняет свой круг, а соединение рук в восьмерке происходит посредством встречи рук в средней точке.

Техника и виды массажных движений в ритмическом массаже.

Так как ритмический массаж берет свое начало в Германии, названия основных видов движений также родом из Германии и непереводимы на русский язык. Рассмотрим их поподробнее:

1. Эффлераж – движение, являющееся начальным в ритмическом массаже и задающее тон всей процедуре. Главная задача движения – подготовка тела пациента к массажным процедурам. Эффлераж производится, как правило, по ведущим линиям, находящихся по ходу мышц по направлению к сердцу. Технология проведения эффлеража следующая: сперва производится вхождение в процесс при минимальном контакте, после чего контакт ладони массажиста и тела пациента увеличивается и становится более акцентированным на конкретных проблемных зонах; далее массажист производит расслабляющие движения, доходя до анатомического уровня (напр. локоть или колено), и после определенной паузы процесс напряжения-расслабления повторяется вновь.

2. Тепловые круги – движения, выполняемые в середине процедуры ртмического массажа, и, при необходимости, в конце. Эти движения производят соединение линий “кнетенов” на области массажа в одно целое. Также как и эффлераж, тепловые круги построены на чередовании фаз напряжения и расслабления. Когда производится массаж спины, движения выполняются между боковой линией и позвоночником. Руки, прижатые пальцами друг к другу, размещают так, чтобы одна была около области позвоночника, а вторая – на боковой линии. Сперва производятся акцентированные массажные движения в форме круга, когда ведущая рука замыкает один круг и с учетом незначительного смещения по направлению вниз по спине переходит к следующему кругу. Вторая рука тем временем оставшуюся половину круга чертит по воздуху над ведущей рукой.

3. “Лемниската”. Это один из наиболее употребляемых и универсальных видов поглаживания, который прекрасно применяется на  любой их стадий процедуры массажа. Более того, это единственный вид поглаживания, из которого может состоять вся процедура ритмического массажа.

4. “Абштрих”. Поглаживание, выполняемое на заключительном этапе ритмического массажа. Поглаживание выполняется преимущественно “на месте”, постепенно переходя в продолжительное плавное скольжение поперек всего участка массажируемой области.

5. “Кнетен”. Данный прием имеет два способа выполнения – одной и двуми руками. При ритмическом массаже одной рукой кисть руки контактирует с кожей в зоне кожной складки между большим и указательным пальцами, после чего округлившейся ладонью производятся движения в направлении, перпендикулярном поверхности, и далее приподнятая ткань возвращается в исходное положение. В дальнейшем начинается новый цикл. Центр ладони описывает круг вдоль дистальной стороны ладони, а после этого возвращается вдоль проксимальной ее стороны. При ритмичном массаже при помощи обеих рук ткани приподнимаются в области, расположенной между ними. Приподнимание производится следующим образом: одна рука начинает движение, а вторая рука подхватывает его. Руки массажиста передвигаются в одном направлении, однако вторая рука при этом на полкруга отстает от первой для того, чтобы в середине руки встретились, а после – разошлись.

6. “Валькен”. Это движение, производящееся по широкой амплитуде, заключается в ритмичном и глубоком проникновении вглубь ткани и разведению ткани в разные стороны. Движение “Валькен” применяется для массажа конечностей и области живота. Основная цель “Валькен” заключается в ослаблении мышечных зажимов и облегчении контакта мышц с костями. Если “Валькен” производится на области бедра, пациент ложится на спину, а массируемую ногу сгибает в колени, в упоре на пятку нога приподнимается. Врач располагается на кушетке на уровне голени пациента так, чтобы колено пациента опиралось на бедро врача. Свои руки пациент располагает  на заднюю и переднюю поверхность бедра, а ладони пациента полностью расслабились (чем более расслабленными будут ладони пациента, тем больше вероятности успеха приема “Валькен”).  “Валькен” должен выполняться при помощи обеих рук, движения – в одном направлении, круговые.

Изначально при выполнении “Валькен” центр ладоней движется к кости, по направлению внутрь. Далее ладони врача изгибаются внутрь, главный контакт из центра середины ладони перемещается на область подушечек пальцев рук, которые растягивают ткани от кости, что достигается закруглением рук и разведением локтей в разные стороны. В дальнейшем локти опять опускаются, а ладони раскрываются, плавно переходя к очередному валькену.

7. “Фрикцион”. Это круговые движения внутрь ткани в возвращением движения наружу. Для достижения успеха ритмического массажа эти движения должны выполняться кистью, находящейся в расслабленном состоянии, контакт с кожей должен присутствовать постоянно, а проскальзывание не должно допускаться. Чаще всего данный вид движений применяется для массажа правой и левой части живота. “Фрикцион” выполняется при помощи обеих рук, левая рука должна поддерживать тело снизу, а правая – непосредственно выполнять движения.

Во время выполнения приема расслабленная ладонь совершает процедуру выглаживания легкими движениями, начиная от области подвздошной кости и плавно доходя до правой половины живота. Пальцы должны быть направлены к голове, после чего лежащая плоско ладонь производит вращения по часовой стрелке, постепенно вращаясь все глубже в ткани живота и уменьшая диаметр проводимой окружности. Произведя 4 оборота, производится обратное действие – диаметр движения ладони увеличивается, а угол наклона, напротив, сокращается. Далее этот же прием повторяют на левой половине живота. Основная цель движения – стимулировать перистальтику ободочной кишки.

Процедура проведения ритмического массажа.

Необходимо отметить, что не существует одних общих правил проведения ритмического массажа для всех видов заболеваний, потому характер, область воздействия и направление движения подбираются профессиональным массажистом индивидуально, после анализа диагноза, фазы заболевания, степени поражения и общего состояния пациента. Массаж всего тела при ритмическом массаже не проводится.

Как правило, в качестве области воздействия выбираются от 2 до 4 проблемных областей. К примеру, в случае диагноза “астма” рекомендуется проведение воздействия на область живота в положении лежа, спины в положении сидя, массаж икр и нижнего края ребер, отводящий массаж плеч до уровня локтя. И это далеко не все области воздействия, рекомендованные при астме. Как правило, для каждого конкретного заболевания может быть рекомендовано от 5 до 15 областей воздействия, но выбирают для воздействия всего 2–4 области по принципу единства положения пациента, что связано с нежелательностью частой смены положения клиента во время проведения массажа, а также небольшой длительностью процедуры ритмического массажа (25 – 35 минут).

При запорах рекомендуется активный ритмический массаж бедер в положении лежа на боку с использованием глубокого массажа живота, который рекомендовано чередовать с массажем спины (основной упор  также следует сделать на массаж крестца и затылка). При обнаружении у пациента венозных проблем следует ограничиться 1 – 3 процедурами, включающих “втирание” печени и “подсасывающий” массаж рук, и в дальнейшем, переходя к массажу спины, все процедуры проводить в положении лежа на боку.

Когда у пациента имеет место острое воспаление, на воспаленную область нельзя воздействовать напрямую. Поэтому, воздействие на поврежденную область оказывают опосредованное, по принципу полярности. К примеру, при диагнозе “острый ишиас” вначале производится массаж противоположной руки с использованием отводящих приемов, после чего переходят к массажу верхней части спины, и в самом конце начинается массаж области крестца.

Как уже отмечалось ранее, длительность процедуры массажа не должна превышать 25 – 35 минут, ибо возможна чрезмерная физическая перегруженность мышц. В конце процедуры рекомендуется нанесение на массируемый участок при помощи движений, индивидуальных для каждой проблемы со здоровьем, специальных мазей либо масел. Использование масел обеспечит высокий терапевтический эффект ритмического массажа, позволит гармонизировать работу различных органов и протекающих в них процессов.

Значение масла в процедуре ритмического массажа.

Для повышения терапевтического эффекта ритмического массажа очень важным является использование в процессе массажа специальных масел, которые представляют собой экстракты лекарственных растений, смешанных с арахисовым или оливковым маслом. Следует помнить о том, что во время проведения процедуры ритмического массажа ни при каких обстоятельствах не допускается использование минеральных и синтетических масел. Лучшими натуральными эфирными маслами для проведения ритмического массажа считаются масла фирмы Weleda и фирмы Wala.

Ранее наиболее распространенными маслами являлись масла, в состав которых входил экстракт одного конкретного лекарственного растения, однако на сегодняшний день большую популярность приобрели эфирные масла, соединяющие в себе экстракты нескольких растений, что позволяет достичь большего терапевтического эффекта. Безусловно, одной из основных причин использования масла в ритмическом массаже является улучшение скольжения рук массажиста при выполнении процедуры, что никоим образом не умиляет свойств эфирных масел. В связи с широким многообразием массажных эфирных масел человек, приобретая его, может ошибиться и приобрести масло, не подходящее ему. Чтобы избежать подобных ситуаций, специальное масло для массажа должно быть прописано врачом во время консультации.

Очень важно при выборе количества используемого масла не переборщить и не применить чрезмерное его количество, так как это способно препятствовать верному выполнению “всасывающих” приемов. Для проведения эффективной процедуры ритмического массажа достаточно применить 1–2 грамма массажного масла.

Следует отметить, что свои особенности имеет и процесс приготовления лечебных масел для ритмического массажа. Так, процесс экстракции должен производиться при температуре 37 градусов, в затемненном помещении. Перемешивать емкость, в которой готовится массажное масло, следует два раза в сутки.

Автор: Антон Ясыр


Дата публикации: 07.04.2017,   Прочитано: 466 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.17 секунды