Граф фон Ботмер (1883 - 1941) создал в 1922 – 1938 годах гимнастику, названную впоследствии его именем. Она состоит из ряда упорядоченных движений (упражнений), которые соотносятся с различными ступенями развития ребёнка.
Это новейшее творение стало возможным благодаря его особой способности восприятия процессов, которые проделывает ребёнок в своём развитии.
Придуманные и описанные им упражнения используются не только в педагогической области, но также и в терапевтической работе с детьми и взрослыми, и в художественном творчестве.
Так как Ботмеровская гимнастика является единственным видом движения, который использует силы пространства, то занимающийся ей человек учится, исходя из архитектуры человеческого облика, расширять свои физические, психические и духовные границы. Она предоставляет практикующему её постепенный опыт развития движения в пространстве и, тем самым, возможность сознательно исследовать пространство.
Через переживание и обращение с пространственными силами упражняющийся учится развивать свои телесные и духовные движения и, таким образом, открывает себе новые перспективы в личной и профессиональной деятельности.
This text will be replaced
This text will be replaced
Из биографии графа фон Ботмера
После окончания первой мировой войны граф Фридрих Максимилиан Эдуард фон Ботмер оказался в ситуации, когда ему было необходимо придать своей жизни новый смысл и содержание. Ему, родившемуся в семье, которая уже столетия служила баварскому королевскому двору, уже с колыбели был предназначен путь в армию. Выбора у него не было. Так юный Фриц, который был третьим ребёнком своих родителей и родился 21 декабря 1883 года в Мюнхене, прошёл обучение в начальной латинской школе, чтобы в возрасте 12 лет быть принятым в мюнхенский пажеский корпус. Смена школы попала на тяжёлое время для его семьи, так как его отец, граф Мориц Отто фон Ботмер, неожиданно умер, оставив свою жену с четырьмя маленькими детьми. Графиня фон Ботмер должна была растить детей на пенсию офицерской вдовы.
На это самое время и пришёлся экзамен в пажеский корпус. Пажеские корпуса были школами, которые были организованы в средние века по образцу византийских придворных церемоний, и готовили 7-14-летних мальчиков для службы пажами при Дворе. Мюнхенский пажеский корпус основан в 1514 году и был одним из последних подобных учебных заведений. Он был закрыт в 1918 году. Фриц не выдержал экзамен. И всё же, из-за тяжёлой семейной ситуации, для него было выделено дополнительное место.
Молодые пажи получали образование в гуманитарной гимназии. Фриц имел хорошие знания в четырёх иностранных языках в течение всей своей жизни.
Молодые пажи получали образование в гуманитарной гимназии. Фриц имел хорошие знания в четырёх иностранных языках в течение всей своей жизни.
В пажеском корпусе мальчики получали основное военное образование, которое включало в себя верховую езду, фехтование, плавание, танцы, бег на лыжах и прочее, что должен был уметь молодой офицер при Дворе. К этому добавлялось интенсивное изучение искусств. Каждый год происходили «пажеские путешествия» к значительнейшим музеям Европы. В каждом путешествии паж должен был вести красиво оформленный дневник. Эти переживания очень рано пробудили любовь и понимание к искусству. Можно предположить, что это широкое и интенсивное школьное образование стало существенной основой для дальнейшей деятельности Ботмера.
В начале ХХ века молодой Ботмер закончил своё школьное и военное образование, стал офицером и смог, наконец, следовать своим собственным интересам. Он сблизился с группой молодых художников, которые собирались вокруг Василия Кандинского и Габриелы Мюнтер. Здесь встретился он с Максом Вольфхюгелем и Хансом Штраусом, с которыми его связала многолетняя дружба. С обоими друзьями он повстречался вновь позже в вальдорфской школе в Штутгарте как с коллегами.
В это же время молодой Ботмер встречается с Рудольфом Штайнером. Мать Ботмера брала его с собой на лекции, и он сразу же оказался под сильным впечатлением от личности и докладов Штайнера. Там находил он ответы на глубокие вопросы, которые его волновали. Он вступил в теософское общество и постоянно посещал лекции Штайнера. Они подружились. Как сообщил Фриц Ботмер, они сблизились во многих беседах.
Третьей существенной встречей того времени была встреча с его будущей женой. Хильдегард фон дер Танн происходила как и Фриц из офицерской семьи. Они поженились в 1913 году.
С начала первой мировой войны Ботмер был на фронте. Он едва избежал смерти после тяжёлого ранения, которое он получил в начале войны.
Когда в 1918 году война закончилась, и всё было в невообразимом хаосе насилия, голода и нищеты, перед ним встал вопрос новой профессии. К этому времени Ботмеру исполнилось 35 лет. У него была семья, четверо детей и вместе со своей женой он искал пути защиты детей от наихудшего. Жизнь в Мюнхене была, как и в большинстве немецких городов, опасна. На улицах стреляли и грабили.
Он ещё был в армии, желая помочь государству в установлении демократии. Со своими отрядами он был командирован к вспыхивающим повсеместно восстаниям спартакистов и других коммунистических групп, везде переживая социальную нужду.
Уже давно дремавшее в нём желание педагогической деятельности всё сильнее выходило на поверхность. Он посетил школу-интернат Германа Лица и был впечатлён. В Штутгарте он также посетил друга Макса Вольфхюгеля. Через некоторое время он присутствовал там на его уроках в основанной в 1919 году первой Вальдорфской школе. В своём дневнике того времени Ботмер написал о том, что школа Германа Лица ему в целом ему понравилась, но детям там недоставало духовного. И дальше в дневнике стояло: «На обратном пути в Линдау я посетил… мастерскую Макса Вольфхюгеля, и там я сразу же нашел решение загадки: Здесь живёт дух, духовное, здесь он работает сам над детьми и в детях…»
Но путь к работе в Вальдорфской школе был ещё долгим. Ботмер попросил Штайнера о разговоре. Через долгое время этот разговор произошёл в Мюнхене. В разговоре Штайнер задал вопрос, не мог бы Ботмер себе представить, обновление преподавания физической культуры в Вальдорфской школе. Этим был поставлен вопрос жизни. Ботмер согласился и принялся за работу в Штутгарте в сентябре 1922 года, в тяжёлых условиях, потому что физкультурный зал ещё не был достроен. Пока позволяла погода, уроки проходили на улице. В холодное время года Ботмер посещал занятия других педагогов.
Наконец физкультурный зал был готов, и с этого момента Ботмер мог непрерывно преподавать.
1922 по 1938 год развивал он гимнастику, названную позднее его именем, т.е. соответствующие возрасту движения, которые ведут своё происхождение не из интеллекта, а из совершенно особой способности восприятия. Как-то раз он сказал одному из коллег: «У Вас такие красивые мысли, у меня же всё становится жестами». И он показал коллеге движение со словами: «Это движение души из пирамиды в духовный мир». Или ещё: «Какова для меня разница, если я перед уроком гимнастики могут собраться, чтобы появиться перед детьми не как я сам с какими-то заготовками и уловками, но как, я хотел бы сказать, мне незнакомое существо, силы которого стоят в духовном мировом потоке и которое, неосознанно, может воспринимать то, что здесь через детей притекает ко мне сверху – или если я не могу для этого собраться!..
Один из учеников, учившихся в то время в Вальдорфской школе, а затемизвестный преподователь гимназии, гётеанист и учёный Фридрих Кипп (1908 - 1997), рассказал мне, что Ботмер на первом уроке выстроил учеников в колоны и шеренги и заставил их маршировать как на плацу. Ученки спрашивали себя: «Это чтож такое?» Но на следующих уроках им прешлось пережить совершенно новый элемент: упражнения. Через которые преобреталось реальное, живое соотношение с пространством.Юный Фридрих Книпп получил тогда глубокое переживание, котороедолжно было его сопровождать всю его жизнь, а именно, что человекесть существо, которое должно само себя развивать в пространстве. Фридрих Книпп говорил, что Ботмер был одним из немногих вальдорфских учителей, который из себя, то есть как бы из ничего, сотворил нечто абсолютно новое.
До закрытия Вальдорфской школы националистами в марте 1938 года ботмеровская гимнастика была показана во многих европейских городах. В 30-х годах на семинаре для учителей было организовано образование. Ботмер был одинок со своим творением. У него не было никого, кто мог бы перенять у него работу и преподавание.
Незадолго до своей смерти он смог издать свою книгу «Гимнастическое воспитание». Книгу, которая на глазах у тайной полиции (ГЕСТАПО) не могла быть написана так, как Ботмер этого хотел: «И я знаю, что в день, когда я отдам её в печать, должна начаться работа над «вторым, совершенно иным изданием». Первое для диких зверей, которым для пищи надо мясо и кости – львы не едят шпинат и шоколадные конфеты. Вторая книга будет больше для гурманов. Потому что высота, ширина и глубина это не только направления, это качества. И поворот это не только изменение направления – metanoeite (греч.), поверни своё чувство (смысл)! – и направление имеет цель. Все эти вещи живут в моральном мировом порядке и почти невозможно писать про гимнастику и ещё меньше делать её без того, чтобы выйти в область морального. Ведь уже «anthropos» (греч.), Выпрямившейся, есть моральное мировое явление».
Некоторые его антропософские друзья в то время были в концентрационных лагерях, государственная охрана была сурова.
В ноябре 1941 года, наконец, была определена причина многолетних болей в спине и груди, но было уже поздно. Граф Фриц фон Ботмер умер 13-го ноября 1941 года в специальной клинике для лёгочных болезней в Зальцбурге от рака лёгких.