GA 001 | Естественно-научные труды Гете. (1883-1887) Einleitungen zu Goethes Naturwissenschaftlichen Schriften. |
Анонс: | Естественнонаучные труды Гёте с вводными статьями, пояснительными заметками и комментариями в тексте, изданы Рудольфом Штейнером, тома I-V, фотомеханический оттиск первого издания в "Немецкой национальной литературе". |
Содержание: | 1. Возникновение учения о метаморфозе. 2. Возникновение гетевских мыслей об образовании животных. 3. О существе и значении гетевских работ об органическом образовании.
4. Завершение рассмотрения гетевских морфологических воззрений. 5. Гетевский способ познания. 6. О структуре естественно-научных работ Гете. 7. От искусства к науке. 8. Гетевская теория познания. 9. Знание и действие в свете гетевской манеры мышления. 10. Отношение гетевского образа мыслей к другим воззрениям. 11. Гете и математика. 12. Основной геологический принцип Гете. 13. Метеорологические представления Гете. 14. Гете и естественно-научный иллюзионизм. 15. Гете как мыслитель и исследователь. 16. Гете против атомизма. 17. Гетевское мировоззрение в его изречениях в прозе. 18. Краткий обзор Антропософии.
|
GA 002 | Основные линии теории познания мировоззрения Гете с обращением особого внимания на Шиллера. (1886) Grundlinien einer Erkenntnistheorie der Goetheschen Weltanschauung, mitbesonderer Rücksicht auf Schiller. |
Анонс: | Миросозерцание Гете, теория познания которого должна была быть изложена в этой книжке, исходит из переживания целого человека. По отношению к этому переживанию мысленное, рассмотрение мира является только одной стороной. Из полноты человеческого бытия поднимаются словно мысленные образования на поверхность душевной жизни. Часть этих мысленных образований обнимает ответ на вопрос: Что есть человеческое познание? И ответ этот получается такой, что мы видим: человеческое бытие становится тем, к чему оно предрасположено, лишь проявляя познавательную деятельность. Душевная жизнь без познания была бы как бы человеческим организмом без головы, т. е. ее вовсе бы не было. Во внутренней жизни души вырастает содержание, которое требует восприятий извне, подобно тому, как голодающий организм требует пищи; а во внешнем мире есть содержание восприятий, которое сущность свою не несет в самом себе, а являет ее, лишь соединившись с душевным содержанием в процессе познания. Так процесс познания становится звеном в создании мировой действительности. |
Содержание: | Предварительные вопросы. 1. Исходный пункт. 2. Наука Гете по методу Шиллера. 3. Задача нашей науки. Опыт. 4. Определение понятия "опыт". 5. Содержание опыта. 6. Опровержение одной ложной концепции опыта. 7. Обращение к опыту читателя. Мышление. 8. Мышление как более высокий опыт внутри опыта. 9. Мышление и сознание. 10. Внутренняя природа мышления. Наука. 11. Мышление и восприятие. 12. Рассудок и разум. 13. Познание. 14. Основа вещей и познание. Познание природы. 15. Неорганическая природа. 16. Органическая природа. Гуманитарные науки. 17. Введение: дух и природа. 18. Психологическое познание. 19. Человеческая свобода. 20. Оптимизм и пессимизм. Заключение. 21. Познание и художественное творчество.
|
GA 003 | Истина и наука. Пролог к "Философии свободы". (1892) Wahrheit und Wissenschaft. |
Анонс: | Это произведение появилось впервые в 1892 году в качестве расширенного издания книги-диссертации Рудольфа Штейнера по теории познания, где уже рассмотриваются все основные моменты его метода, которые позднее расширенно проработаны в основной работе "Философия свободы". |
Содержание: | 1. Основы теории познания Канта. 2. Теория познания после Канта. 3. Исходные точки теории познания. 4. Познание и действительность. 5. Лишенная предпосылок теория познания и Фихте. 6. Заключение. 7. Практическое заключение.
|
GA 004 | Философия свободы. Основные черты одного современного мировоззрения. (1894) Die Philosophie der Freiheit. |
Анонс: | В основном философском произведении, которое образует в то же время основание антропософской духовной науки, Рудольф Штейнер разбирается с основными вопросами процесса познания и обосновывает свободную, умственную, индивидуальную этику. Разрабатывается понятие моральной интуиции и формулируется основной принцип свободного человека.
Эта книга, являясь продолжением докторской диссертации Р. Штейнера "Истина и наука", содержит в себе основы его беспредпосылочной теории познания.
Одновременно в них читатель познакомится с началами антропософской методологии, которую автор развивал в течение всей своей жизни как всеобщую методологию науки и органон новой культурной эпохи.
В своих многочисленных лекциях Рудольф Штейнер неоднократно подчеркивал, что основания своего монистического учения о единой чувственно-сверхчувственной реальности он заложил именно в философских сочинениях раннего периода своего творчества. (Г.А. Бондарев)
|
Содержание: | НАУКА СВОБОДЫ I. Сознательная деятельность человека II. Основное побуждение к науке III. Мышление на службе у миропонимания IV. Мир как востприятие V. Познание мира VI. Человеческая индивидуальность VII. Существуют ли границы познания ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СВОБОДЫ VIII. Факторы жизни IX. Идея свободы X. Философия свободы и монизм XI. Цель мира и цель жизни ( назначение человека ) XII. Моральная фантазия (дарвинизм и нравственность) XIII. Ценность жизни (пессимизм и оптимизм) XIV. Индивидуальность и род ПОСЛЕДНИЕ ВОПРОСЫ Выводы монизма Приложение I Приложение II
|
GA 004a | Материалы к "Философии свободы" (1994). Факсимиле первого издания с рукописными вставками для нового издания (1918) Dokumente zu "Philosophie der Freiheit". |
Анонс: | Факсимиле первого издания в 1894 написанного от руки, для выпуска нового издания в 1918 г. и следующих материалов. |
Содержание: |
Этот том содержит весь сохраненный материал к "Философию свободы" Рудольфа Штейнера из архива "Rudolf Steiner Nachlassverwaltung". Стержнем этого тома является факсимиле сохраненных страниц с 103 до 242 (финал) оригинала Рудольфа Штейнера, в который он внес корректировки, дополнения, отмены и переделки для нового издания в 1918. Подробные факсимиле страниц рукописи, полные выходные данные критических заметок на полях Эдуарда фон Гартманна, а также передача почти 30 объявлений и рецензий и хроника к "Философии свободы" делают этот дополнительный том ценным средством труда, дающее обширный материал изучающему авторскому цеху.
|
GA 005 | Фридрих Ницше - борец против своего времени. (1895) Friedrich Nietzsche, ein Kämpfer gegen seine Zeit. |
Анонс: | Высказывания о характере Ницше, его развитии и о развитом им типе "сверхчеловека", а также две работы о Ницше и психопатологии. Со списком упоминаний Ницше в произведениях Р. Штейнера и список литературы Ницше в библиотеке Р. Штейнера. |
Содержание: |
Предисловие.
Характер Ницше. Сверхчеловек. Путь развития Ницше (1895, Веймар).
Дальнейшие статьи:
Философия Ницше, как психопатологическая проблема (1900).
Личность Фридриха Ницше и психопатология (1900).
Личность Фридриха. Ницше. Речь в его память (1900).
Ницшеанство (1892).
Так говорил Заратустра (1892).
Курт Эйзнер. Духовная психопатия. Фридрих Ницше и апостол будущего (1893).
Ницше в свете полезного (1898).
Истинный молодой Заратустра (1898).
Ницше и "Берлинер Тагеблатт" (1900).
Ницше как поэт современного мировоззрения (1900).
Об Фридрихе Ницше (1900).
Фридрих Ницше. Некролог (1900).
Геккель, Толстой и Ницше (1901).
Первое изд.Веймар.
|
GA 006 | Мировоззрение Гете. (1897) Goethes Weltanschauung. |
Анонс: | Данная публикация является результатом многолетних интенсивных дебатов Р. Штейнера в качестве редактора естественно-научных трудов Гете. |
Содержание: | Место Гете в развитии западно-европейской мысли. 1. Гете и Шиллер. 2. Мировоззрение Платона. 3. Последствия платоновского мировоззрения. 4. Гете и платоновский взгляд на мир. 5. Личность и мировоззрение. 6. Метаморфоза явлений мира. Воззрение на природу и развитие живых существ. 7. Учение о метаморфозе. 8. Рассмотрение мира красок. 9. Явление мира красок. 10. Мысли об истории развития Земли. 11. Рассмотрение атмосферных явлений. 12. Гете и Гегель. |
GA 007 | Мистика на заре современной духовной жизни и ее отношение к современному мировоззрению. (1901) Die Mistik im Aufgange des neuzeitlichen Geisteslebens und ihr Verhältnis zur modernen Weltanschauung. |
Анонс: | То, что я излагаю в этой книге, составляло первоначально содержание лекций, прочитанных мною в минувшую зиму в Теософской Библиотеке в Берлине. Я был приглашен графиней и графом Брокдорф, чтобы говорить о мистике в кругу слушателей, для которых обсуждаемые здесь вещи являлись важным жизненным вопросом. Десять лет тому назад я бы еще не решился исполнить такое пожелание. Не потому, что еще не был жив во мне мир тех идей, которые я теперь излагаю. Мир этих идей уже вполне содержится в моей "Философии свободы". Но чтобы выразить эти идеи так, как я делаю это теперь, и положить их в основу целого исследования, как это сделано в этой книге, для этого нужно еще нечто иное, кроме непоколебимого убеждения в их логической истине. Для этого необходимо тесное общение с этим миром идей на протяжении многих лет жизни, и лишь после того, как общение стало для меня привычным, я решаюсь говорить в том духе, который можно уловить в этой книге." (Р.Штейнер) |
Содержание: | 1. Введение. 2. Майстер Экхарт. 3. Друзья Божии (Таулер, Сузо, Рэйсбрук и др.). 4. Кардинал Николай Кузанский. 5. Агриппа Неттесгеймский и Теофраст Парацельс. 6. Валентин Вейгель и Яков Беме. 7. Джордано Бруно и Ангел Силезский. 8. Заключение. |
GA 008 | Христианство как мистический факт и Мистерии древности. (1902) Das Christentum als mystische Tatsache und die Mysterien des Altertums. |
Анонс: | В данной ранней письменной работе Рудольф Штейнер показывает сущность христианства и его место в интеллектуальном развитии человечества. Жизнь Христа, смерть и воскресение, а также преодоление древних мистерий. |
Содержание: | 1. Точки зрения. 2. Мистерии и мудрость мистерий. 3. Греческие мудрецы до Платона в свете мудрости Мистерий. 4. Платон как мистик. 5. Мудрость Мистерий и миф. 6. Мудрость египетских Мистерий. 7. Евангелия. 8. Чудо Лазаря. 9. Апокалипсис Иоанна. 10. Иисус и Его историческая подоснова. 11. О сущности Христианства. 12. Христианство и языческая мудрость. 13. Августин и церковь. 14. Отдельные замечания. |
GA 009 | Духоведение (Теософия). Введение в сверхчувственное миропознание и назначение человека. (1904) Theosophie. Einführung in übersinnliche Welterkenntnis und Menschenbestimmung. |
Анонс: | В этой книге будет дано описание некоторых областей сверхчувственного мира. Тот, кто хочет признавать один лишь чувственный мир, сочтет это описание за несуществующее порождение фантазии. Но кто хочет искать пути, ведущие за пределы чувственного мира, тот скоро научится понимать, что человеческая жизнь приобретает цену и значение только через прозрение в иной мир. Таким прозрением человек не отчуждается - как опасаются многие - от "действительной" жизни. Ибо лишь благодаря ему научается он твердо и уверенно стоять в этой жизни. Он знакомится с причинами жизни, между тем, как без этого прозрения он, как слепой, ощупью пробирается через следствия. Лишь через познание сверхчувственного, чувственно "действительное" получает смысл. Поэтому, через такое познание человек становится пригоднее для жизни, а не наоборот. Действительно "практическим" человеком может стать лишь тот, кто понимает жизнь. Автор этой книги не описывает ничего, чего бы он не мог засвидетельствовать на основании опыта, такого рода опыта, какой возможен в этих областях. Лишь пережитое им самим в этом смысле будет здесь изложено. (Р. Штейнер) |
Содержание: | 1. Введение. 2. Существо человека. 3. Телесное существо человека. 4. Душевное существо человека. 5. Духовное существо человека. 6. Тело, душа и дух. 7. Перевоплощение духа и судьба. 8. Мир душ. 9. Душа в мире душ после смерти. 10. Страна духов. 11. Дух в стране духов после смерти. 12. Физический мир и его связь со страною душ и духов. 13. О мыслеформах и о человеческой ауре. 14. Путь познания. |
GA 010 | Как достигнуть познания высших миров? (1904-1905) Wie erlangt man Erkenntnisse der höheren Welten? |
Анонс: | "В этой книге выходят в свет мои исследования, которые первоначально были напечатаны отдельными статьями под заглавием: "Как достигнуть познаний высших миров?" Этот том составляет первую часть, следующий будет заключать продолжение. Появлению в новой форме этого труда о развитии человека, возводящем его к постижению сверхчувственных миров, необходимо предпослать несколько сопроводительных слов, которые и будут здесь сказаны. Заключающиеся в нем сообщения о душевном развитии человека имеют целью удовлетворить нескольким запросам. Прежде всего необходимо что-нибудь дать тем людям, которые чувствуют влечение к данным духовного исследования, и которые должны ставить себе вопрос: откуда же берут свое знание те, которые утверждают, что они могут давать ответы на высокие, загадочные вопросы жизни? Духовная наука дает на них ответы. Желающий наблюдать факты, приводящие к таким ответам, должен подняться к сверхчувственным познаниям. Он должен совершить тот путь, описание которого пытается дать эта книга.." (Р. Штейнер) |
Содержание: | Предварительные условия Внутренний покой Ступени посвящения Подготовление Просветление Контроль мыслей и чувств Посвящение Практические указания Условия ученичества О некоторых последствиях посвящения Изменения в жизни сновидений у духовного ученика достижение непрерывности сознания Расщепление личности во время духовного ученичества Страж порога Жизнь и смерть. Великий страж порога |
GA 011 | Из Акаша-Хроники. (1904-1908) Aus der Akasha-Chronik. |
Анонс: | Подробные описания пройденных этапов человеческого существа и земли. Развитие этой темы получило позже развитие в книге «Очерк тайноведения» и др.
|
Содержание: | Часть первая. 1. Наши атлантические предки. 2. Переход 4-й коренной расы в 5-ю. 3. Лемурийская раса. 4. Разделение на два пола. 5. Последние времена перед разделением полов. 6. Гиперборейская и Полярная эпохи. 7. Начало современной Земли. Часть вторая. 8. О происхождении Земли. 9. Земля и ее будущее. 10. Жизнь Сатурна. 11. Жизнь Солнца. 12. Жизнь на Луне. 13. Жизнь Земли. 14. Четырехчленный человек Земли. |
GA 012 | Ступени высшего познания. (1905-1908) Die Stufen der höheren Erkentnnis. |
Анонс: | Путь к высшему познанию прослежен в книге "Как достигнуть познания высших миров?" вплоть до встречи с обоими Стражами Порога. Теперь следует изобразить еще и отношение души к различным мирам при ее последовательном прохождении по ступеням познания. Тем самым будет получено то, что можно назвать "Учением о познании тайной науки". (Р. Штейнер) |
Содержание: | 1. Вступление. 2. Имагинация. 3. Инспирация. 4. Инспирация и интуиция. |
GA 013 | Очерк тайноведения. (1910) Die Geheimwissenschaft im Umri |
Анонс: | Впервые опубликован в 1910 году. Эта работа содержит наиболее полное описание Рудольфом Штейнером сущности и развития человечества, изменение членов человеческого существа в ритмах постоянно меняющегося космоса. В свое время в трудах "Духоведение" (GA 9) и "Как достигнуть познания высших миров?" (GA 10) Р.Штейнер представил выводы о характере человека и интеллектуальной дороге обучения, и в этой работе дополняет и расширяет до великих космических условий мира и развития человека. |
Содержание: | Глава 1. Характер тайноведения Глава 2. Сущность человечества Глава 3. Сон и смерть Глава 4. Развитие мира и человек Глава 5. Познание высших миров ( о посвящении ) Глава 6. Настоящее и будущее развития мира и человечества Глава 7. Отдельные частности из области духовной науки |
GA 014 | Четыре драмы-мистерии. (1910-1913) Vier Mysteriendramen |
Анонс: | Возникла необходимость изобразить в художественной форме духовные переживания, которые испытывали отдельные человеческие индивидуальности. Чем-то подобным была и "Сказка о Зеленой змее и Прекрасной лилии" Гёте, где в тонкой поэтической форме нашли свое выражение стремления душ к сознательному единению с духовным первоисточником. Современность настоятельно требовала адекватного художественного изображения индивидуализированных путей познания, но уже не в форме сказки, но в драматической форме. Это и привело к созданию четырех Драм-Мистерий. Сами драмы явились отображением духовного откровения, данного через Рудольфа Штейнера. Премьера Драм-Мистерий состоялась в Мюнхене; "Врата посвящения" - 15 августа 1910 г. в Доме актера; "Испытания души" - 17 августа 1911 г. в театре на Гершнерплатц; "Страж порога" - 24 августа 1912 г. там же; "Пробуждение душ" - 22 августа 1913 г. в Народном театре.
Всего планировалось написать и поставить семь драм, но осуществлению этого плана помешала Первая Мировая война. Задача современной духовной науки, антропософии, состоит в объединении науки, религии и искусства. Образом такого объединения и являются Драмы-Мистерии Рудольфа Штейнера. (А.А. Демидов) |
Содержание: | ВРАТА ПОСВЯЩЕНИЯ ИСПЫТАНИЕ ДУШИ СТРАЖ ПОРОГА ПРОБУЖДЕНИЕ ДУШ |
GA 015 | Духовное водительство человека и человечества.(1911) Die geistige Führung des Menschen und der Menschheit |
Анонс: | Изложенное в этой работе представляет собой содержание докладов, сделанных в июне этого года в Копенгагене. Доклады были прочитаны для слушателей, знакомых с духовной наукой. Здесь это знакомство также предполагается. Все построено на основе моих книг "Теософия" и "Тайноведение". Если эта работа попадет в rуки тому, кто не знаком с этими книгами, он должен будет счесть ее странным излиянием голой фантазии. Названные же книги содержат научные основания всего здесь сказанного. (Р. Штейнер) |
Содержание: | 1. Глава I. 2. Глава II. 3. Глава III. |
GA 016 | Путь к самопознанию человека. В восьми медитациях. (1912) Ein Weg zur Selbsterkenntniss des Menschen |
Анонс: | В этом писании стремилось дать духовно-научные познания о существе человека. Изложение так выдерживалось, что читатель может вростать в излагаемое, так что ему это станет как неким родом разговора с самим собой. Оформится этот разговор с самим собой так, что при этом проявится сокрытая сила, которая может быть проявлена в каждой душе, то так ведет тогда жизнь к некой действительной внутренней душевной работе. И таковая может видеть себя постепенно принужденной к душевному странствию, которое истинно вставляется в созерцание духовного мира. Поэтому сообщаемое было дано в форме восьми медитаций, которые действительно могут быть проведены. Свершается это, то они могут быть подходящими сообщать душе через собственное внутреннее углубление то, о чем в них говорится. (Р. Штейнер) |
Содержание: | Первая медитация: Медитирующий пытается получить верное представление о физическом теле Вторая медитация: Медитирующий пытается получить истинное представление о стихийном или эфирном теле Третья медитация: Медитирующий пытается составить себе представление о ясновидческом познании стихийного мира Четвертая медитация: Медитирующий пытается составить представление о "Страже порога" Пятая медитация: Медитирующий пытается составить представление об астральном теле Шестая медитация: Медитирующий пытается составить представление о теле "Я" или теле мысленном Седьмая медитация: Медитирующий пытается составить представление о характере переживания в сверхчувственных мирах Восьмая медитация: Медитирующий пытается составить представление о созерцании повторных земных жизней человека |
GA 017 | Порог духовного мира. (1913) Die Schwelle der geistigen Welt |
Анонс: | В этой книге даются в афористической форме некоторые описания тех частей мира и человеческого существа, которые становятся зримыми, когда духовное познание переступает границу, отделяющую мир чувств от мира духа. Здесь не преследуется ни систематичности в изложении, ни какой-либо полноты, но лишь дана попытка вольного описания некоторых духовных переживаний. В этом отношении эта книга также, как и выпущенный в прошлом году "Путь к самопознанию человека", должна служить дополнением и расширением других моих сочинений. Однако, и в этой книге сделана была попытка такого изложения, чтобы ее можно было читать самое по себе, независимо от знакомства с другими сочинениями. (Р. Штейнер) |
Содержание: | 1. О доверии, которое можно иметь к мышлению. 2. О познании духовного мира. 3. Об эфирном теле человека и об элементарном мире. 4. О повторных земных жизнях и о карме; об астральном теле... 5. Об астральном теле... 6. О Страже Порога. ... 7. О чувстве "я"... 8. О границе между миром чувств и сверхчувственным миром. 9. О существах миров духа. 10. О духовных мировых существах. 11. О первом зачатке физ. тела человека. 12. Об истинном "Я" человека. |
GA 018 | Загадки философии. (1914) Die Rätsel der Philosophie |
Анонс: | Изучение книги "Загадки философии" позволяет понять, насколько естественно и органично антропософия как духовная наука и философия вытекает из предшествующего развития философской мысли Гёте, Шиллера, Шеллинга, Фихте и Гегеля.
Четыре этапа мировоззренческой эволюции обусловлены по Р.Штейнеру тремя этапами эволюции сознания; 1 - образное представление, выраженное в мифологии; 2 - мыслительное переживание, обусловившее начало и расцвет древнегреческой философии и; 3 - пробуждение "я"-сознания, происходившее от первых веков христианства до наших дней.
Потребность "я"-сознания определить своё место в картине мира стала основной движущей силой немецкой идеалистической философии, которая после Гегеля была вытеснена материализмом, а в 20 веке на протяжении нескольких десятилетий третировалась в России как антимарксистская. Вот почему антропософские идеи, непосредственно вытекающие из немецкого идеализма, до сих пор встречают в России столь мало понимания. Впрочем, Р.Штейнер отдаёт справедливую дань и достижениям материализма; описывая самые различные мировоззрения с глубокой древности до наших дней, он следует правилу: не вносить своего, но вживаться в строй мыслей того или иного философа. Антропософ, по его мнению "должен уметь, имея дело с идеалистом мыслить идеалистически, а в случае материалиста - материалистически". (А.А. Демидов)
|
Содержание: | Том I. 1. К ориентировке в руководящих линиях изложения. 2. Мировоззрения греческих мыслителей. 3. Жизнь мысли христианского летоисчисления. 4. Мировоззрения средневековья. 5. Мировоззрения последнего периода развития мысли. 6. Период Канта и Гете. 7. Классики миро- и жизневоззрений. 8. Реакционные мировоззрения. 9. Радикальные мировоззрения. Том II. 10. Борьба за дух. 11. Дарвинизм и мировоззрение. 12. Мир как иллюзия. 13. Мировоззрения научной фактичности. 14. Современные идеалистические мировоззрения. 15. Современный человек и его мировоззрения. 16. Эскизно данный взгляд на Антропософию. |
GA 019 | Мысли во время войны. |
Анонс:   | |
Содержание: | (Работа дана в составе тома ИПН № 24) |
GA 020 | О загадке человека. (1916) Vom Menschenrätsel |
Анонс: | |
Содержание: | Очевидное и неочевидное в мышлении, взглядах, сознании ряда немецких и австрийских индивидуальностей.
Мир мышления, личность, народность.
Мировая картина немецкого идеализма.
Идеализм как пробуждение души: Иоганн Готлиб Фихте.
Идеализм как природо- и духовоззрение: Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг.
Немецкий идеализм как мыслесозерцание: Гегель.
Забытое течение в немецкой духовной жизни.
Картины из австрийской жизни мышления.
Перспективы.
|
GA 021 | О загадках души. (1917) Von Seelenrätseln |
Анонс: | При речах этого письма Рудольф Штейнер тянет "некоторые из научных нитей, которые должны тянуться антропософией к философии, к психологии и к физиологии". Знаменательное познание трехчленности человеческого организма находит здесь впервые свое изображение. |
Содержание: | I. Антропология и Антропософия. II. Макс Дессуар об Антропософии. III. Франц Брентано. IV. Эскизное расширение содержания этого сочинения. 1. Философское оправдание антропософии
2. Выступление "границ познания"
3. От абстрактности понятий
4. Важные признаки духовосприятия
5. О настоящей основе намеренного отношения
6. Физические и умственные зависимости человеческого существа
7. Расширение психического до сверх-психического благодаря Францу Брентано
8. Часто поднимающиеся возражения против антропософии
|
GA 022 | Духовный облик Гете и его откровение в "Фаусте" и в "Сказке о змее и лилии". (1918) Goethes Geistesart in ihrer Offenbarung durch seinen "Faust" und durch das "Märchen von der Schlange und der Lilie" |
Анонс: | |
Содержание: | Часть I. "Фауст" Гете как картина его эзотерического мировоззрения (1902) Часть II. Духовный облик Гете в его выявлении благодаря "Фаусту" (1918) Часть III. Духовный облик Гете сквозь призму "Сказки о зеленой змее и лилии" (в 1899/1918) |
GA 023 | Сущность социального вопроса в жизненных необходимостях настоящего и будущего. (1919) Die Kernpunkte der sozialen Frage in den Lebensnotwendigkeiten der Gegenwart und Zukunft |
Анонс: | Люди, склонные к утопическому мышлению, встретят эту книгу множеством вопросов. Художники и другие работники духовного труда будут с тревогой спрашивать: "А могут ли человеческие таланты в такой свободной духовной жизни процветать лучше, чем теперь, опекаемые государством и экономикой?" Такие люди должны понять, что эта книга по своему замыслу не имеет ничего общего с утопией. Поэтому в ней ничего не утверждается теоретически: надо, мол, устроить то-то и так-то. Здесь дается лишь импульс к созданию таких форм человеческих сообществ, в которых люди в своей совместной жизни могли бы создавать нечто социально положительное. Тому, кто судит о жизни не по предвзятым теориям, а на основании опыта, нетрудно понять: если существует свободное духовное сообщество, которое может участвовать в практической жизни, исходя всецело из своих собственных точек зрения, тогда всякий, кто свободно творит по своему дарованию, может рассчитывать на правильную оценку своих достижений. |
Содержание: | Предварительные замечания о цели настоящей книги I. Истинный образ социального вопроса, как он раскрывается в жизни современного человечества II. Кака подойти к решению социального вопроса на основе подлинных запросов и закономерностей общественной жизни III. Капитализм и социальные идеи ( капитал. человеческий труд) IV.Международные отношения социальных организмов |
GA 024 | Статьи о трехчленности социального организма и ситуации 1915-1921 гг. (1915-1922) Aufsätze über die Dreigliederung des sozialen Organismus und zur Zeitlage |
Анонс: | Центр этого тома образуют журнальные статьи 1919 - 1921 гг., которые Рудольф Штейнер издал еще кака книгу под заголовком "В исполнении трехчленности социального организма". Они освещают социалистические теории, марксизм, всемирно-исторические события и образования понятия этих для дальнейшего развития таких отчетливо бывших лет. Другие дополнения обращаются с приложением идеи трехчленности в практической жизни. Дополнительные статьи времен первой мировой войны, дальнейших статей из ежедневных газет, призывы, меморандумы и т.д., в которых отражается "движение трехчленности". |
Содержание: |
Трехчленность социального организма - необходимость эпохи.
Интернациональная жизненная необходимость и социальная трехчленность.
Марксизм и трехчленность.
Свободная школа и трехчленность.
Что необходимо.
Работоспособность, воля к труду и трехчленный социальный организм душевная слепота социализм.
Социалистическое подавление развития.
Чего требует "Новый Дух".
Экономика прибыли и дух времени.
Забота духа и экономическая жизнь.
Право и экономика.
Социальный дух и социалистическое суеверие.
Педагогические основы Вальдорфской школы.
Основная ошибка социального мышления.
Корни социальной жизни.
Почва трехчленности.
Истинное просвещение, как основа социального мышления.
Путь к спасению немецкого народа.
Жажда эпохи о мышлении.
Необходимо понимание.
1-е изд. Штуттгарт
Далее следует около двадцати статей.
Затем: мысли во время войны 1915 года.
|
GA 025 | Космология, религия и философия. (1922) Kosmologie, Religion und Philosophie |
Анонс: | Рукописный оригинал сохранился только для I, II, IV и VI рефератов. Но надо отметить, что Рудольф Штейнер просматривал корректурные гранки для печати в еженедельнике "Das Goetheanum". Для третьего (немецкого) издания текст был еще раз выверен. На стр. 36 в 14-й сверху строке было в соответствии со смыслом в скобках вставлено слово "nicht".
Названия рефератам были даны не Рудольфом Штейнером, а Марией Штейнер при подготовке первого книжного издания 1930 года. В дальнейшем, в издании 1956 г., подготовленном Эрнстом Видманом, были изменены названия IV, VII, VIII, IX и X рефератов. В данном (немецком) издании Полного собрания трудов восстановлены первоначальные заголовки.
Об общесерийном названии первого книжного издания "Медитативные процессы как духовнонаучные познания, изложенные Рудольфом Штейнером". Этим общим заголовком Мария Штейнер намеревалась объединить эти десять рефератов с такими книгами, как "Путь самопознания человека", "Как достигнуть познаний высших миров?", "Порог духовного мира". Она сообщала тогда о публикации данных рефератов следующее: "Как дополнение и расширение этих собственноручно изложенных результатов духовной науки появятся написанные Рудольфом Штейнером для "Дас Гетеанума" статьи - IV. "Космология, религия и философия"; V. "О жизни души". Четыре статьи под названием "О жизни души" в Полном собрании трудов включены в том GА 36 (Гетеанум-мысль посреди культурного кризиса настоящего времени (Der Goetheanum-Gеdanke inmitten der Kulturkrisis der Gegenwart)).
(Эдвин Фробезе)
|
Содержание: | Десять авторефератов "Французского курса" в Гётеануме. (Дорнах с 6 по 15 сентября 1922 г.) 1. Три шага антропософии 2. Упражнения души в мышлении, чувствовании и волении 3. Имагинативный, инспиративный и интуитивный - методы познания 4. Упражнение для познания и воли 5. Переживание души во сне 6. Перереход от душевно-духовного бытия в развитии человека к физически-чувственному 7. Христос и его связь с человечеством 8. Событие смерти в его отношении ко Христу 9. Судьба "Я"-сознания в связи с проблемой Христа 10. Переживания волевой части души |
GA 026 | Тезисы антропософии. Антропософский путь познания. Мистерия Михаила. (1924/25) Anthroposophische Leitsätze. Der Erkenntnisweg der Anthroposophie. Das Michael-Mysterium |
Анонс: | Данную работу Рудольф Штейнер, начал создавать после основания Всеобщего антропософского общества, произошедшего в Рождество 1923 года в Дорнахе, и трудился над ней до последних дней своей жизни. В письмах-статьях и кратких положениях представлен антропософский путь познания, который в смысле Архангела Михаила - Духа настоящего времени можно назвать Михаилическим путем к Христу. Работа будет необходима всем, кто честно ищет соответствующих Духу времени путей само- и миро- познания.
|
Содержание: |
Антропософские руководящие положения № 1-3 (l7 февр. 1924).
Дальнейшие руководящие положения № 4-5 (24 февр. 1924).
Руководящие положения № 6-7 (2 март 1924).
Руководящие положения № 8-10 (9 марта 1924).
Руководящие положения № 11-13 (16 марта 1924).
Руководящие положения № 14-16 (23 марта 1924).
Руководящие положения № 17-19 (30 марта 1924).
Руководящие положения № 20-22 (6 апр. 1924).
Руководящие положения № 23-25 (13 апр. 1924).
Руководящие положения № 26-28 (20 апр. 1924).
Руководящие положения № 29-31 (27 апр. 1924).
Руководящие положения № 32-34 (4 мая 1924).
Руководящие положения № 35-37 (11 мая 1924).
К ПРЕДШЕСТВУЮЩИМ РУКОВОДЯЩИМ ПОЛОЖЕНИЯМ ОБ ОБРАЗНОЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА (18мая 1924).
Руководящие положения № 38-4O (18 мая 1924).
Руководящие положения № 41-43 (25 мая 1924).
Руководящие положения № 44-46 (1 июня 1924).
Руководящие положения № 47-49 (8 июня 1924).
Руководящие положения №50-52 (15 июня 1924).
Руководящие положения № 53-55 (22 июня 1924).
Руководящие положения № 56-58 (29 июня 1924)
Руководящие положения № 59-61 (6 июля 1924).
НЕЧТО О ПОНИМАНИИ ДУХА И О ПЕРЕЖИВАНИИ СУДЬБЫ.
Руководящие положения № 62-65 (13 июля 1924).
Руководящие положения № 66-68 (20 июля 1924).
ДУХОВНЫЕ МИРОВЫЕ СФЕРЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ САМОПОЗНАНИЕ.
Руководящие положения № 69-71(27 июля 1924).
Руководящие положения № 72-75 (3 авг. 1924).
КАК МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ РУКОВОДЯЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Руководящие положения №76-78(10 авг. 1924).
В НАЧАЛЕ ЭПОХИ МИХАИЛА.
Руководящие положения № 79-81 (17авг.1924).
Руководящие положения № 82-84 (24 авг. 1924).
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУШЕВНЫЙ СКЛАД ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЭПОХИ МИХАИЛА.
Руководящие положения № 85-87 (31 авг. 1924).
АФОРИЗМЫ ИЗ ДОКЛАДА ЧЛЕНАМ ОБЩЕСТВА В ЛОНДОНЕ (24 августа).
Руководящие положения № 88-90 (7 сент. 1924).
Руководящие положения № 91-93 (14сент. 1924).
Руководящие положения № 94-96 (21 сент. 1924).
Руководящие положения № 97-99 (28 сент. 1924).
Руководящие положения № 100-102 (5 окт. 1924).
ДОМИХАИЛИЧЕСКИЙ ПУТЬ И ПУТЬ МИХАИЛА.
Руководящее положения № 103-105 (12 окт. 1924).
ЗАДАЧА МИХАИЛА В СФЕРЕ АРИМАНА. 10 окт. 1924.
Руководящее положения № 106-108 (19 окт. 1924).
ОПЫТЫ И ПЕРЕЖИВАНИЯ МИХАИЛА ВО ВРЕМЯ ИСПОЛНЕНИЯ ЕГО КОСМИЧЕСКОЙ МИССИИ. 19 окт. 1924.
Руководящее положения № 109-111 (26 окт. 1924).
БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИХАИЛА. 25 окт. 1924.
Руководящие положения № 112-114 (2 ноября 1924).
ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ МИХАИЛА-ХРИСТА. 2 ноября 1924.
Руководящие положения № 115-117 (9 ноября 1924).
МИССИЯ МИХАИЛА В МИРОВУЮ ЭПОХУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДЫ. 9 ноября 1924.
Руководящие положения № 118-120 (16 ноября 1924).
КОСМИЧЕСКИЕ МЫСЛИ В ДЕЙСТВИЯХ МИХАИЛА И В ДЕЙСТВИЯХ АРИМАНА. 16 нояб. 1924.
Руководящие положения № 121-123 (23 ноября 1924).
ПЕРВОЕ РАССМОТРЕНИЕ: ПЕРЕД ВРАТАМИ ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ. КАК МИХАИЛ ЧЕРЕЗ ПОБЕДУ НАД ЛЮЦИФЕРОМ СВЕРХЗЕМНЫМ ОБРАЗОМ ПОДГОТОВЛЯЕТ СВОЮ ЗЕМНУЮ МИССИЮ. 23 ноября 1924.
Руководящие положения № 124-126 (30 ноября 1924).
ВТОРОЕ РАССМОТРЕНИЕ: КАК СИЛЫ МИХАИЛА ДЕЙСТВУЮТ В ПЕРВОМ РАЗВЕРТЫВАНИИ ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ. 30 ноября 1924.
Руководящие положения № 127-130 (7 дек. 1924).
ПРОДОЛЖЕНИЕ ВТОРОГО РАССМОТРЕНИЯ: ПОМЕХИ И СОДЕЙСТВИЯ СИЛАМ МИХАИЛА В НАСТУПАЮЩЕЙ ЭПОХЕ ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ. Дек.1924.
Руководящие положения № 131-133 (14 дек. 1924).
ТРЕТЬЕ РАССМОТРЕНИЕ: СТРАДАНИЕ МИХАИЛА ИЗ-ЗА ХОДА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПЕРЕД ВРЕМЕНЕМ ДЕЙСТВИЯ МИХАИЛА В ЗЕМНОМ МИРЕ. 14 дек.1924.
Руководящие положения № 134-136 (21 дек. 1924).
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ МИСТЕРИЯ ЛОГОСА. На Рождество 1924.
Руководящие положения № 137-139 (28 дек. 1924).
НЕБЕСНАЯ ИСТОРИЯ. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ. ЗЕМНАЯ ИСТОРИЯ. МИСТЕРИЯ ГОЛГОФЫ. В рождественские дни 1924.
Руководящие положения № 140-143 (4 янв. 1925)
ЧТО ОТКРЫВАЕТСЯ, КОГДА ВЗИРАЮТ ОБРАТНО, НА ПОВТОРНЫЕ ЗЕМНЫЕ ЖИЗНИ. К новому - 1925 году.
Руководящие положения № 144-146 (11 янв. 1925).
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ РАССМОТРЕНИЯ: ЧТО ОТКРЫВАЕТСЯ, КОГДА ВЗИРАЮТ В ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ НА ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ МЕЖДУ СМЕРТЬЮ И НОВЫМ РОЖДЕНИЕМ? В канун Нового года - 1925.
Руководящие положения № 147-149 (18 янв. 1925).
ВТОРАЯ ЧАСТЬ РАССМОТРЕНИЯ ЧТО ОТКРЫВАЕТСЯ, КОГДА ВЗИРАЮТ В ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ НА ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ МЕЖДУ СМЕРТЬЮ И НОВЫМ РОЖДЕНИЕМ? Новый год - 1925
Руководящие положения № 150-152 (25 янв.1925).
ЧТО ПОИСТИНЕ ЕСТЬ ЗЕМЛЯ В МАКРОКОСМОСЕ? Янв. 1925.
Руководящие положения № 153-155 (8 февр. 1925).
СОН И БОДРСТВОВАНИЕ В СВЕТЕ ПРЕДЫДУЩИХ РАССМОТРЕНИЙ. Янв. 1925.
Руководящие положения № 156-158 (8 февр. 1925).
ГНОЗИС И АНТРОПОСОФИЯ. Янв. 1925.
Руководящие положения № 159-161 (15февр. 1925).
СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА И ЭПОХА МИХАИЛА. Янв. 1925.
Руководящие положения № 162-164 (22 февр. 1925).
ГДЕ НАХОДИТСЯ ЧЕЛОВЕК КАК МЫСЛЯЩЕЕ И ПОМНЯЩЕЕ СЕБЯ СУЩЕСТВО? Янв. 1925.
Руководящие положения № 165-167.
ЧЕЛОВЕК В СВОЕЙ МАКРОКОСМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ. Янв. 1925
Руководящие положения № 168-170 (8 марта 1925).
СИСТЕМА ОРГАНОВ ЧУВСТВ И ОРГАНИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОТНОШЕНИИ К ВНЕШНЕМУ МИРУ. Февр. 1925.
Руководящие положения № 171-173 (15 марта 1925).
ПАМЯТЬ И СОВЕСТЬ. Февр. 1925.
Руководящие положения № 174-176 (22 марта 1925).
КАЖУЩЕЕСЯ УГАШЕНИЕ ДУХОВНОГО ПОЗНАНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ. Март 1925.
Руководящие положения № 177-179 (29 марта 1925).
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОТРЯСЕНИЯ ПРИ ВОСХОЖДЕНИИ ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ. Март 1925.
Руководящие положения № 180-182 (5 апр. 1925)
ОТ ПРИРОДЫ К ПОДПРИРОДЕ. Март 1925.
Руководящие положения № 183-185 (12апр. 1925).
ПРИМЕЧАНИЯ.
|
GA 027 | Основы расширения искусства врачевания (Совместно с Итой Вегман). (1925) Grundlegendes für eine Erweiterung der Heilkunst nach geisteswissenschaftlichen Erkenntnissen |
Анонс: |
В этой книге мы укажем на новые возможности врачебного знания и
врачебного мастерства. Правильно оценить изложенное здесь можно лишь
поднявшись до тех точек зрения, из которых эти медицинские воззрения
возникли.
При этом речь идет не об оппозиции к современной медицине, работающей с
помощью признанных ею научных методов. Мы полностью признаем принципы этой медицины. И мы считаем, что применять изложенное нами во врачебном искусстве должен только тот, кто способен быть полноценным врачом в соответствии с этими принципами.
Однако, к тому, что можно узнать о человеке с помощью ныне признанных
научных методов, мы прибавляем дальнейшие познания, обретенные с помощью
других методов. Поэтому - исходя из этой более обширной области познания
мира и человека - мы считаем необходимым трудиться также и ради развития
врачебного искусства. (Р. Штейнер, И. Вегман)
|
Содержание: | Подлинное познание существа человека как основа медицинского искусства Почему заболевает человек Феномены жизни О сущности организма, одаренного ощущением Растение, животное, человек Кровь и нерв Сущность целительных воздействий Различные деятельности в человеческом организме diabtttes mellitus Роль белка в человеческом организме и альбиминурия Роль жира в человеческом организме и обманчивые местные симптомокомплексы Формирование человеческого тела и подагра Строительства и процессы выделения в человеческом организме О сущности заболевания и об исцелении О терапевтическом способе мышления Способ лечения Познания лекарственных средств Познание субстанций как основа познания лекарственных средств Лечебная эвритмия характерные случаи из практики Типические лекарственные средства Послесловие |
GA 028 | Мой жизненный путь. (1923-1925) Mein Lebensgang |
Анонс: | Оставшаяся незаконченой автобиография Рудольфа Штейнера, в которой становится заметна связь его жизни с началом антропософии.
Р. Штейнер описывает здесь свою молодость и время учебы в Австрии; интенсивное занятие произведениями и точкой зрения Гете, его деятельность для выпуска естественнонаучных произведений Гете, которой он занимался в Веймаре; погружение в культурные течения современности в Берлине на рубеже веков и, наконец, начало деятельности антропософски ориентированной духовной науки. Повествование доходит до 1907. Смерть (30 марта 1925) прервала окончание книги.
С многочисленными иллюстрациями и передачами рукописи, а также подробными указаниями, списком лиц и хроникой. |
Содержание: | Автобиография Р. Штейнера, разделенная на 38 глав.
|