перевод с нем. А. Демидова -Буддийский оккультизм, - сказал Р.Штейнер, - не является ложным, хотя теософский - более всеобъемлющ. Его можно практиковать повсюду на земле. В наше время каждый человек поставлен на свое определенное место, и было бы неправильно насильно рвать свою карму и вживаться в прошедшую культуру, а именно в буддийскую. И в Индию ходить незачем.
- Неужели для этого нет причин? - спросил доктор Нолль.
- Совершенно никаких, если конечно, человек желает в более поздней инкарнации действовать сильнее. Зачем же ходить в Индию? Кто хотел бы продвинуться дальше, поступает в доминиканский монастырь, или, что еще много лучше - в греческий монастырь на горе Афон.
- В греческий православный монастырь? - спросил я, очень удивленно.
- Да, так как в греческом православии лежит зародыш будущего, и только в нем. Вообще будущая раса должна прийти из восточной Европы. В Смоленске у нас есть теософская ложа и ее руководитель - тамошний митрополит; перед открытием он сказал замечательную речь, которую я читал в переводе.
- В России?
- В России! Ведь в России запрещают только носить оружие, готовить покушения и ниспровергать государство. А в остальном Россия - самая свободная страна на свете. Конечно, если заподозрят, что вы замышляете что-то опасное, вас отправят в Сибирь.
- Но у нас мы ничего хорошего не слышим о греческом православии.
- Да, могут сказать, что оно никуда не годится: низший слой духовенства коррумпирован, а те путешественники, которые нас информируют, только на эту коррумпированность и смотрят.
- Но можно было бы также сказать, что римский католицизм, хотя и окостенел, содержит в себе еще много оккультного. Почему же с ним в будущем ничего не выйдет?
- Здесь дело обстоит иначе. Для римского католицизма теософия просто существует, как для мира существует, например, Платон. Римский католицизм в тупике. В греческом православии нет догмата о непогрешимости. Из существующих форм христианства: протестантизма, римского католицизма и греческого православия, - английскую церковь мы также должны рассматривать как особую форму, - только греческое православие имеет будущее. На Востоке все еще подвижно. В греческом православии заключена вся теософия.
- Итак, греко-православная церковь может стать христианством, которое будет целиком образовано в духе теософии?
- Да! Теософия, конечно, шире. Но тем не менее, это верно. Многие клирики глубоко проникнуты истинами христианства.
Этот разговор о будущем христианства и христианской церкви был весьма поучительным и указывал на перспективу.
Газета "Антропософский вестник" 1995г.№ 3