Предлагаемая вниманию читателей "Оккультизма и Йоги" статья о темпераментах человека дает в форме компиляции краткую суммарную структуру идей, освещающих взаимоотношение человека со вселенной. Эти идеи почерпнуты мною из разработанной д-ром Рудольфом Штейнером Духовной Науки (Антропософия), ими руководствовался я при изучении этой науки в течение долгих, долгих лет.
Большинство эзотерических учений признают, что человек представляет из себя глубокую загадку, ибо всякая личность по своей сложной природе является таинственным существом со своим особенным внутренним укладом, непостижимым для первого взгляда наблюдателя и для самого себя. Только люди с поверхностными интересами не считают нужным проявить достаточно усилий, чтобы изучить внутреннюю природу людей, с которыми они встречаются в лабиринтах жизни. Однако такое изучение чрезвычайно важно, так как общественные и социальные связи могли бы быть значительно улучшены, если бы люди смогли научиться лучше понимать друг друга. Борьба за существование потеряла бы тогда для них большую часть своей интенсивности и привела бы их к меньшей затрате всяких энергий, так безрассудно растрачиваемых большинством людей, пренебрегающих заняться этим вопросом.
Человек, задавшийся целью изучения темпераментов людей, с самого начала заметит, что изучение этого сложного вопроса требует большого внимания, терпения и воздержания от скороспелых заключений. Разрешение вопроса зависит главным образом не от рассудка изучающего, а от его чувства и способности проникновения и вживания во внутренний мир наблюдаемого субъекта. Хотя трудности решения вопроса несомненны, всё же правильно достигнутый результат щедро вознаградит настойчивого наблюдателя вящими преимуществами в его повседневном общении с людьми. Строго говоря, каждый человек создает наблюдающему новую проблему. Пытаясь разобраться в загадках существа человека, многие неопытные в этом деле люди думают о них в более или менее общем смысле, без распознавания разницы между той или иной личностью. Такое отношение сразу же онолит* возможности правильного решения вопроса. Мы же попытаемся разобраться в психологическом укладе отдельных группировок людей, на которые они могут быть разделены и подойдем к вопросу с эзотерических точек зрения.
* Онолить (от слова ноль или нуль) — малоупотребительный глагол, означающий приводить к нулю, сводить на нет, делать недействительным. Примечание Редакции
Люди, способные рассматривать человека с более глубоких аспектов, неминуемо находят, что в катакомбах души человека, кроме некоторых наследственных качеств его душевного мира, он знает нечто, присущее только ему одному. Это нечто, даже при самом тщательном исследовании, никак не связуется с качествами, полученными им от его предков. Духовная Наука (Антропософия) говорит о центральном ядре человеческой сущности, которое, в качестве его индивидуальности, частично проявляется в физическом его проводнике при повторных воплощениях. Эту воплощающуюся часть индивидуальности мы называем личностью. После смерти человека эта его личность в духовном мире опять сливается с его индивидуальностью, обогащая последнюю опытом прошлой физической жизни. Часть духовного ядра, (индивидуальности) человек приносит с собой в воплощение из духовного мира и соединяет её с теми качествами, которые передаются ему предками. Это центральное ядро человека, сопутствуя ему во всех воплощениях, связано с его индивидуальностью. Духовные качества человека, являясь плодами его предыдущих воплощений, должны приспособляться к тому, что передается человеку наследственностью от его предков. Темперамент служит ему посредником между личным духовным ядром и качествами, переданными ему предками.
Потоки индивидуальности и наследственности, влияя взаимно друг на друга, обуславливают темпераменты людей. Таким образом, в природе их душ сливаются вечное и переходящее. Человек, как четырехпринципное существо, состоит из тел: физического, эфирного, астрального и своей центральной сущности, Эго или Я. Из этих четырех принципов материалистическая наука признает только физическое тело, воспринимаемое чувствами. Но для эзотериков наличие других трех высших принципов не представляет сомнения. Эфирное тело служит для физического посредником, проводником созидающих и формирующих его сил, исходящих из более тонких миров. Оно ведет непрестанную борьбу против сил разложения и распада физического тела. В нормальных условиях до 35-ти летнего возраста человека, оно имеет перевес над силами распада; после этого возраста силы разложения постепенно начинают доминировать и физическое тело начинает стареть. Одною из причин надвигающейся старости является разрушительное влияние астрального тела, которое к этому времени перевешивает созидательные процессы эфирного. В период времени между рождением и смертью оно служит еще хранилищем мысли, после смерти же, отдалившись от физического тела, оно предоставляет силам разложения и распада разрушить форму и возвратить составные части физического тела в общий запас элементов материи.
Третий принцип человека, его астральное тело, служит носителем инстинктов, впечатлений, вожделений, страстей и чувств. Свое физическое тело человек имеет наравне со всеми окружающими царствами природы: минеральным, растительным и животным; свое эфирное тело — наравне с растительным и животным; свое астральное тело — наравне только с животным царством. И лишь четвертый принцип, Эго поднимает человека выше всех других созданий на Земле, делая его самосознательным существом.
Темпераменты человека проявляются в результате взаимного проникновения двух потоков. Один из них составлен из его Эго и астрального тела, другой же поток включает в себе эфирный и физический проводники. Таким образом темперамент зависит от индивидуальности человека, которая является ядром его существа и входит в линию наследственности. Если бы человек не имел возможности влиять на развитие своего внутреннего существа, то все потомки его были бы плодами своих прародителей; только присущие темпераменту свойства обуславливают внутреннюю формирующую активность, которая делает человека личностью.
Когда душа человека воплощается в физическом мире, обозначенные выше четыре элемента, составляя два потока его сущности, общаются, смешиваются и взаимодействуют друг на друга, создавая этим неисчислимые комбинации различий. Один из составных элементов, который преобладает над другими в той или иной мере, определяет главные черты или окраску характера, определяя этим темперамент человека. Если в прошлом судьба человека способствовала развитию в нем преобладающих сил физического тела и физические законы выявляются в нем настолько сильно, что личность его не в состоянии преодолеть некоторых препятствий, налагаемых физическим телом, то такой человек будет меланхолического темперамента. Если же влияние эфирного тела доминирует в укладе души человека, то его темперамент проявляется как флегматичный. Подобное же преобладание сил астрального тела создает сангвинический темперамент. Наконец, властное влияние Эго в личности обуславливает холерический темперамент.
Нормальная душевная жизнь людей выявляется еще в различных стадиях развития темперамента. Таких стадий три. В первой из них, обычно в молодости человека, сильно выражены эгоистические склонности; в средних летах приобретенный опыт заметно смягчает эгоистическую тенденцию молодости; позже, в периоде преклонных лет, кругозор и опыт человека, обогащенные школой жизни, достигают апогея развития, возможного в этой прожитой жизни. Конечно, нередко бывают и всевозможные исключения от неисчислимых иных причин. Но в общем темпераменты людей зависят от указанных выше обстоятельств.
Меланхолику в первой стадии проявления его темперамента все кажется мрачным и унылым. Он ожидает от других симпатии и понимания своего положения, хотя сам не способен дать это другим. Так выражается эгоизм меланхолика в начальной стадии развития-. В нем живет полуосознанное удовольствие "быть страдальцем". И было бы большой ошибкой попытаться его утешить, он ненавидит такое вмешательство, но охотно примет выражения жалости и сострадания других. Во второй стадии он колеблется между эгоизмом и самоотвержением, однако у него нет еще достаточной внутренней силы, чтобы самоотверженное отношение к другим сделалось бы у него постоянным. И только достигнув последней третьей степени, он найдет полное удовлетворение в служении, в отдаче себя другим. Он приходит к такому состоянию сознания, научившись чувствовать симпатию ко всем страждущим людям.
Флегматический темперамент, в котором доминируют функции желез физического тела и влияние эфирного проводника, склонен в своей первой стадии эволюции жить в себе, хорошо уравновешенной и организованной жизнью. Ко всему новому и незнакомому он относится с подозрением и недоверием. Его эгоизм заметен меньше, чем у меланхолика. В то время, когда меланхолик ворчит и предъявляет разные требования другим, флегматик молча отказывается принимать участие во всём том, что его не устраивает, желая оставаться в самом себе. Во второй стадии своего внутреннего становления он начинает понемногу, с неохотой и крайней осторожностью принимать новое — и то лишь тогда, когда это новое предлагается ему тем человеком, которому он уже доверяет. Достигнув же своего высшего развития на третьей ступени, он становится очень порядочным, надежным и консервативным членом общества. Тогда на него можно всегда положиться. Он строго и методично исполняет взятые на себя обязанности и дружба его продолжается до конца его жизни.
Сангвиник в первом периоде развития отличается большим непостоянством и изменчивостью. Его эгоизм выявляется в постоянных поисках новых впечатлений, главным образом удовольствий. В погоне за ними он способен очаровывать других своими хорошими манерами. Легко давая обещания, которых он не в состоянии исполнить, сангвиник не задумываясь не исполнит их, оставляя других расплачиваться за "музыку". На второй стадии развития сангвиник тоже полон благих намерений, как и меланхолик, но душа его также еще не выработала достаточной силы, чтобы их всегда выполнять. В таких случаях душевной слабости меланхолик горько упрекает себя, но не потому, что чувствует искреннее соболезнование по отношению к другим, а потому, что в нем еще живет остаток желания насладиться своей мизерностью. Сангвиник же в таком случае душевной слабости найдет всякие красноречивые извинения и обвинения своей неудачи исполнения благого намерения. В третьей стадии развития он приобретает поразительную безошибочную способность интуитивно вникать в запутанные обстоятельства жизни и его решения их почти всегда правильны. Широкая щедрость его становится бескорыстной и он легко завоевывает благожелательность и уважение людей, с которыми имеет дело.
Холерик в начальной стадии развития сильно склонен к деспотизму, настаивая, чтобы все люди, с которыми он входит в общение, подчинялись его требованиям. Он не считается с интересами других. Эгоизм туманит его способность оценки положения и он часто кажется другим "недалекого ума". Всякая оппозиция и противостояние ему приводят его к невоздержанности, грубости, в крайних случаях и к жестокости. Люди, раз имевшие с ним дело, после этого обычно сторонятся его. В следующей ступени развития он постепенно научается уважать других. Побуждением к этому служит его желание тоже быть уважаемым. После долгого времени его наблюдения показали ему, что уважение других людей основано на взаимности. Всякие перемены в душе холериков, находящихся на первых двух стадиях развития, происходят гораздо медленнее, чем у других темпераментов. Когда холерик, под давлением очевидности своих несомненных ошибок, будет принужден признать возможность своей вины, то в эти часы он переживает тяжелое боренье в своей душе, и когда такие часы повторятся несколько раз, то он наконец войдет в третью стадию и станет неоценимым вождем других людей и организатором важных предприятий. Работая неустанно и самоотверженно для общего блага людей, он заслуживает всестороннее признание всех, кто его знает. Его понимание других и благожелательная, трогательная снисходительность к слабостям других вдохновляет всех и его подчиненные охотно исполняют его указания и требования, потому что он сам всегда маячит им своим примером.
Каждый человек имеет в себе все четыре характера, образующие его темперамент — и тем не менее нет совершенно одинаковых людей, каждого человека приходится рассматривать отдельно, как различную личность, с разнообразными особенностями внутреннего уклада. Это не трудно понять, зная, что личность может иметь один доминирующий характер, другой стоящий на втором месте, третий на третьем и т. д. Затем каждый темперамент может быть на разных ступенях развития. Кроме того, темперамент подвергается еще бесчисленным колебаниям в зависимости от многочисленных причин, когда человек проходит через опыт жизни. Темперамент может измениться в течение одной жизни настолько, что темперамент молодости будет сменен другим, который сделается доминирующим в зрелом возрасте. В таком случае развитие человека значительно ускоряется, обогащая его внутренний опыт. Компетентные тайноведы, знающие процедуру перемены характера, могут со временем изменить свой темперамент в желаемом виде.
Душевно-духовная сущность человека до его воплощения долгое время существовала при совсем других условиях и строго говоря, не имеет ничего общего с тем, что он получает от прародителей. Чтобы установить связь через брешь между душевно-духовным и телесным, первое из них, как было уже упомянуто выше, должно приспособиться к тому, что больше всего может подойти ему из приобретенного через наследственность. Для такого приспособления нужно промежуточное звено, которое послужит посредником между этими двумя потоками. Такое звено существует и оно обладает более общими качествами со склонностью в то же время к обособлению. Это, стоящее на полпути между индивидуальностью и наследственностью звено и носит название темперамента. Как краски, к примеру, синяя и желтая, смешиваясь, становятся зеленой, так и индивидуальность и наследственность, соединяясь, проявляются определенным темпераментом. Можно также сказать, что темперамент есть касание вечного с временным. Многочисленные свойства людей разных темпераментов проявляются в их поступках, которые обусловлены темпераментами деятелей, из поступков которых ткутся события более обширного масштаба.
Теперь выясним еще с другой точки зрения вопрос человеческого Я. Пребывая в духовных сферах среди субстанции Любви, освещенной субстанцией Мудрости, душа человека крепнет, насыщаясь там импульсами морали и воплощаясь, вносит их в земную жизнь. Таким образом Я человека постепенно сознает себя на земле внедренным в моральном мире, несмотря на частичные и временные пребывания в мире материи. Такое сознание, вначале подсознательное, но осознанное в периоды сна, тоже имеет мощное влияние на жизнь и поступки человека.
Начиная понимать внутренний уклад людей, мы увидим, что внешние события физического мира являются выявлением духовного. Такое понимание проявлений духа в физическом мире, в его формах, событиях и достижениях имеет огромное значение для человека. Оно важно в особенности в вопросе воспитания детей. В них, как представителях новых поколений, идущих на смену старым, живет надежда каждого правильно думающего и чувствующего человека на более светлое будущее людей, сейчас еще погрязших в мракобесии материализма. Путь долгий и болезненный, но вдали его мерцает огонек надежды, разгораясь в неугасимый светоч, питаемый знанием порядка мироздания. Не легко человеку проникнуть пониманием в причины проявляющихся событий. Однако задача значительно облегчается, если он научится оценивать жизнь с космической точки зрения, отказавшись от ограниченных, эгоистичных тенденций и узких личных интересов. Исходя из всеобъемлющей положительной оценки и наблюдая порядок жизни, проявляющийся в макрокосмосе мира и микрокосме человека, он увидит во всем созидающую мудрость. Это станет возможным, если человек приобретет знание того, что представляет собою в действительности душа человека. В ней дух и материя соприкасаются для взаимной эволюции. Духовная Наука устами д-ра Р. Штейнера говорить "Человек нужен вселенной, ибо через него все снова и снова притекает к ней ее собственное содержание".
Сидней. Австралия
Примечание Редакции. «Темпераменты человека» — последняя статья Петра Николаевича Феофанова, написанная для нашего сборника незадолго до его ухода с физического плана. В сопроводительном письме своем он указывает, что в этой статье намеренно не дал подробного и четкого определения четырех классических темпераментов и воздержался от разбора их в связи с планетами нашей солнечной системы, так как решил упростить до минимума этот сложный вопрос. Поэтому он ограничился лишь самым кратким описанием четырех темпераментов. По его мнению, рассмотрение темпераментов в связи с планетами чрезвычайно осложнило бы вопрос, ибо Антропософия включает в Астрологию сонмы духовных существ и их работу, — видимые нами планеты представляют собою лишь проявление этих существ.
Редакция
«Оккультизм и йога», №48, 1971.