Ученик Духовной Науки (Антропософии), разбираясь в вопросах учений восточных эзотерических школ, должен всегда подходить к этим учениям, руководствуясь принципом уважения к взглядам людей, принадлежащих к этим школам. Этот глубоко внедренный в сознание ученика принцип уважения к свободе мнений других людей основан на знании, что нынешние люди живут в эпоху развития души самосознательной. Кроме того, Антропософия, будучи христоцентричной, следует духу учения Христа, Который представляет людям право самим выбирать учения, касающиеся насущных вопросов жизни. Он дарует Земле то, что касается не только отдельного человека, но относится ко всему человечеству и ко всему Его творению. Ко Христу человек должен придти сам, чрез свою свободную волю, чрез свое свободное решение, поборов влияние тормозящих это сил, которые проявляются ныне как материалистические мировоззрения людей. Задачей Благих Духовных Сил, возглавлямых Христом, является развитие человечества в свободно-творящую духовную Иерархию.
В прошлом человечество проходило многие этапы своего развития, согласно Божественному Плану эволюции. Как отдельный человек в своей жизни проходит различные состояния развития, так и человечество как-целое проходило в прошлом разные ступени своего
роста, приобретая новые способности - и будет продолжать делать это и в дальнейшем.
Рассмотрим теперь вопрос о том, какая существует разница в методах развития сверхсознания в восточных и западных школах Оккультизма. Это весьма обширный вопрос и потому его можно осветить здесь лишь в сжатой форме, останавливаясь только на главных его аспектах. Для этого перенесем теперь наше внимание в далекое прошлое человечества, когда человек был тесно связан с Духовным Мирoм и находился в постоянном общении с духовными существами, которые помогали его развитию.
В тот период времени, который мы знаем под названием Древне-атлантической Расы, человечество обладало природным даром смутного атавистического ясновидения; тогда человек каждую ночь сознательно общался с руководящими его жизнью духовными сущностями. Это ночное общение он приносил, как яркое воспоминание, в свою дневную жизнь. В то время его физическое, эфирное и астральное тела не были так плотно соединены как у современного человека.
В следующую эпоху, которую мы называем После-атлантической, уже началось постепенное уплотнение тел человека; к слову сказать, эти эпохи имеют продолжительность немного больше 15.000 лет. В восточных школах Оккультизма они носят название Коренных Рас. После-атлантическая Коренная Раса, к которой принадлежит современное человечество, разделяется на семь подрас. Первая подраса называется Древне-индийской, вторая Древне - персидской, третья Древне - египетско-халдейской и четвертая Греко-латинской, во время которой произошло важнейшее для нашего Космоса событие - Мистерия Голгофы. Затем следует пятая англо-саксонская подраса нынешнего времени. В будущем последуют шестая и седьмая подрасы. В конце седьмой подрасы, которая закончит Послеатлантическую или Пятую Расу, произойдет (по свидетельству Антропософии) война всех против всех, которую Библия называет Армагеддоном.
Чтобы получить обоснованный ответ на разбираемый
нами вопрос, нам придется снова погрузить наше внимание в прошлое и, начав с него, постепенно разобраться в текущем настоящем и закончить наш обзор проекцией в далекое будущее.
Итак, первой подрасой Послеатлантической Коренной Расы была, как мы уже упомянули, первая индийская подраса, выступившая на историческую сцену после Великого потопа, когда Атлантида погрузилась на дно океана. Среди этой подрасы жили люди, которые еще помнили времена Атлантической Расы. Они смутно помнили, как до Потопа общались ясновидчески с духовными водителями Атлантической Расы, чего позже уже не в состоянии были делать. Тогда Великие Посвященные, Святые Риши, которые руководили эволюцией людей Индийской подрасы, выработали для избранных учеников методы Йоги, чтобы с ее помощью ученики могли бы снова восстановить связь с духовным м1ром, ибо физический Мир Риши считали иллюзией, Майей и блага его в их глазах не имели никакой цены.
Когда наступил период второй подрасы, Персидской, то Духи Времени* (* Все подрасы имеют своих Духов времени, которых христианские мистики называют Началами или Архаями.) этой подрасы стали развивать в людях интерес к физическому Мирy и ясновидческие контакты с духовным миром были сохранены через центры Мистерий и Оракулов, где Иерофанты и Высокие Посвященные говорили людям о духовном Мирe, от которого человечество в массе уже было оторвано. Этот период был зарей эпохи развития интеллекта или другими словами - души познающей. (Душа познающая представляет собою часть астрального тела человека, которую его Эго очищает и перерабатывает). Тогда постепенно начали создавать науки Астрологии, Астрономии и Геометрии. В общественной жизни люди руководились предначертаниями небесных светил. Как прежде люди Индийской подрасы отвращались от физического Мирa и жаждали возвращения в духовный, так и люди второй Персидской подрасы (и позже люди Египетской третьей подрасы), приняв физический Мир, направляли
через него взоры свои к небу, смотря на физические феномены и законы, как на проявления Духовных сил.
Четвертая подраса, Греко-латинская, в первой половине своей жизни привела скрепы физического и эфирного тел человека в равновесие. Тогда, в середине этой подрасы, и произошло событие космической важности - Мистерия Голгофы. Однако, еврейский народ, который целыми поколениями подготовлял физическое тело Иисуса из Назарета и столетиями ожидал прихода Мессии, не узнал и не принял Его, когда Он пришел на землю. Но лучшие из евреев (двенадцать Апостолов) приняли Его и начали распространять Его Учение. В это время принципы или тела человека (физическое, эфирное, астральное и Эго) были в таком взаимоотношении, что оно позволяло человеку из его состояния погруженности в материю начать восхождение к Духу, под мощным влиянием Импульса Христа, после Мистерии Голгофы. Со второй половины Греко-латинской подрасы, люди, принявшие Христа, исполнением Его учения постепенно ослабляют связь эфирного тела с физическим и их Эго очищает и перерабатывает другую часть астрального тела в душу самосознательную.
Итак, в нынешнее время пятой подрасы, которую называют Англо-саксонской, люди имеют в себе четыре принципа: физический, эфирный, астральный и Эго или Я. Причем Эго, в котором живут животворящие силы Христа у принявших Его людей, уже очистило и переработало части астрального тела в душу ощущающую и душу познающую, и продолжает работу над душой самосознательной. Когда в будущем, в шестой и седьмой подрасах, закончится развитие души самосозна-тельнсй, то Эго человека будет работать более сознательно, чем в прошлом, над своим эфирным принципом. Оно займется переработкой его в будущий пятый принцип человека, который Духовная Наука называет Само-Духом (Манасом), что сделает человека ясновидящим и он станет опять общаться с духовным МирoM и с духовными существами, - общаться при жизни
своей на земле, в физическом теле. И это достигнутое человеком ясновидение не будет временным и смутным, как это было во времена Лемурии и Атлантиды, а ясновидением ясным, заработанным самим человеком. Кроме того, оно сделает его сознательным соработником духовных сил для созидательной духовной работы. Зачатки такого развития уже были и есть у святых подвижников христианских церквей, а также у учеников оккультных школ Белого Пути. Духовная Наука развивает принципы человека сознательно, духовно-научным методом. Конечно, успехи людей на земле в достижениях развития разнятся, они зависят от зрелости души и от интенсивности работы человека над собой. Такая работа служит для оздоровления человечества и помощи Мирy. От нее будет зависить будущее развитие планеты Земли в ее пятом воплощении.
Отметим теперь некоторые подробности, относящиеся к Христианству. В нашей пятой подрасе (Англосаксонской) работает не как обычно Архай, но Архангел, который тесно связан с эзотерическим христианством и мистерией Св. Грааля. В прошлом Он был духовным водителем Кельтов и когда их духовное развитие было закончено, Он мог стать Архаем или Духом Начал по христианской терминологии, но пожертвовал своим продвижением, дабы, оставаясь Архангелом, лучше помогать развитию эзотерического христианства. Самопожертвование духовных существ всегда служит для вящей духовной пользы человечества.
После смерти человека на земле, которую можно также назвать рождением его души в духовном Мирe, физическое тело распадается и смешивается с элементами земли. Эфирное тело тоже в продолжение 3-4 дней растворяется в МирoBOM эфире, а астральное тело, в течение времени, равному приблизительно одной трети земной жизни, рассеивается в астральном Мирe. Но Эго человека, которое вечно, из распавшихся тел извлекает и сохраняет экстракты, представляющие духовные достижения этих тел - и уносит их с собою в духовные м1ры.
Духовное основание физического тела, его духовный
прообраз, тоже сопутствует Эго человека в духовном Мирe кроме одной части - его головы, которая после прохождения части духовного пути, в духовной сфере Солнца отпадает и растворяется в духовном окружении как бы в тумане. А из духовной формы ног и рук строятся новые духовные части будущей физической головы для следующего воплощения на земле. Растворившаяся прежняя голова послужит частью материала или субстанции, из которой будет соткана Земля в своем пятом воплощении. Это пятое воплощение Земли не будет иметь в себе ничего физического, а будет состоять из астральной материи, тогда как люди будут иметь свой низший принцип или тело из эфирного вещества. Кроме того, они приобретут к этому времени пятый принцип, который Духовная Наука называет Самодухом, а восточные эзотерические школы - Манасом. Оба названия определяют одно и то же -пятый принцип человека.
Ангелы христианства имеют уже этот пятый принцип, но у них нет внутренней свободы, которую человек будет иметь. Ангелы руководятся в своей деятельности побуждениями, которые они получают от внешней духовной обстановки, окружающей их. Человек же будет действовать из своих внутренних побуждений, исходящих из глубин его сущности. Каждый человек на земле имеет своего личного ангела-хранителя, развитие которого связано с развитием человека. Если человек растет духовно, то и его ангел тоже прогрессирует; если же человек морально опускается, то он тянет за собою и своего ангела. Ангел не может вмешиваться в волевые решения человека, но он пробуждает у человека совесть. Такое взаимоотношение человека и его ангела апостол Павел выразил словами: "Разве вы не знаете, что будете судить ангелов" Сократ тоже говорил о своем духе, который молчал, когда он был в сомнении, как поступить.
Обратимся теперь к восточным школам Оккультизма. Во время первой (Индийской) подрасы после атлантической расы, когда человечество находилось на совсем иной ступени развития, появились йоги, которые
под руководством опытных Посвященных стремились к сверхсознанию, чтобы снова связаться с духовным МирoM, потерянным людьми после конца Атлантической расы. Их не интересовал физический Мир и они стремились к возвращению в духовный через прекращение повторных жизней на Земле. В Йоге они чаяли найти личное освобождение от оков физического Мирa.
Затем прошли своим путем вторая (Древне-персидская) и третья ( Древне-египетская) подрасы. В них души бывших йогов, опять воплощаясь на земле, учили новые уроки жизни. В этих подрасах и даже в четвертой, Греко-латинской, становилось все меньше и меньше людей, обладавших сверхсознанием, и оно постепенно тускнело. Человечеству предстояло приступить к познанию физическими органами чувств, чтобы началось планомерное развитие души познающей и души рассудочной, что мы уже отметили под другим углом зрения. Мы, жившие в прошлом во всех четырех первых подрасах и воплощающиеся теперь в пятой подра-се, развиваем душу самосознательную, не помня ничего о нашем прошлом. Однако, весь этот опыт живет в нашем подсознании. По мудрости Провидения, прошлое скрыто от нас потому, что на нашем теперешнем уровне развития такая память подавила бы нас настолько, что мы не смогли бы выполнять свои задачи текущей жизни. Ведь в нашем прошлом много такого, о чем нам лучше не знать. Прошлое будет нам открыто тогда, когда наши души достаточно для этого окрепнут.
Приблизительно за 600 лет до рождения младенца Иисуса из Назарета, Владыка Будда, Сакия-Муни, дал людям Благородный Восьмиричный Путь, ведущий человека к Духу, в состояние блаженства Нирваны. Почему это учение Владыки Будды называется Восьмиричным Путем? Потому что он развивает 16-ти лепестковый лотос, находящийся у горла человека. Только 8 лепестков нужно было развить, а остальные 8 тогда сами приходили в движение. В прошлом, когда человек обладал атавистически смутным ясновидением, эти лепестки уже действовали, однако, ему пришлось потерять эту способность для развития интеллекта.
Благородный Восьмиричный Путь Владыки Будды развивал только один лотос, тогда как в нынешнее время Духовная Наука (Антропософия) развивает пять цветов лотоса в астральном теле и отпечатывает их в теле эфирном. Этого требует нынешняя эпоха. Продолжая и теперь искать личного спасения в Нирване, люди не создали бы нужней субстанции для 5-го воплощения Земли, которая должна претвориться в состояние Юпитера, чтобы человечество могло продолжать свое развитие на ней. Кроме того, оккультная анатомия принципов современного человека изменилась со времени Владыки Будды и требует других методов работы человека над собою. Человечеству и Земле нужен был импульс Христа и Он, вочеловечившись в теле Иисуса, излил Себя, через Мистерию Голгофы, во все сферы Земли. И принимая Его, люди будут создавать субстанцию, которая послужит материалом для пятого воплощения Земли.
Все расы и подрасы человечества имели и будут иметь своих духовных Водителей. Логос - Слово - Христос, который создал и ведет с самого начала и будет вести до конца наш космос, и в прошлом был известен великим Водителям человечества, В Индийскую эпоху святые Риши говорили о Нем людям как о Виш-ва-Кармане; в Персидскую эпоху Заратустра называл Его Агура Маздой - Великим Духом Солнца; в Египетскую эпоху он был известен под именем Озириса. Подготовленное для него поколениями еврейского народа физическое тело младенца Иисуса из Назарета было осенено Нирманакайей Владыки Будды, который столетия раньше покинул физический Мир. В свое время Владыка Будда дал учение о Сострадании и Любви, Христос же принес Мирy самую Любовь, которую теперь люди, принявшие Его, будут способны излучать из себя как субстанцию в Духовный Мир. Христиане не случайно родились в христианских семьях и с детства исповедывали христианскую веру. Их души, до нисхождения из духовного Мирa в текущую инкарнацию, сами выбрали себе обстоятельства жизни, включая своих родителей, народ и т. д. Но в сознании физического Мирa
души не помнят своего выбора, сделанного в духовной среде.
Итак, мы видим, что ход развития человечества в минувшие эпохи м1роздания был различным. Буддизм развивал человека самого по себе, отдельно от космоса, - так было нужно в то время. Мистерия Голгофы ввела импульс Христа в эволюцию человечества и Земли, дабы направить развитие всего Творения к общей Духовности. Ныне, в эпоху души самосознательной, уже потеряло свое значение и не может больше способствовать дальнейшему правильному ходу эволюции то, что было необходимо и полезно в свое время. Методы Йоги, Мистерий и Оракулов древности заменены теперь импульсом Христа. Теперь Христос ведет эволюцию Земли через стадии Юпитера, Венеры и Вулкана, или употребляя термины восточных школ Оккультизма, через пятую, шестую и седьмую планеты или воплощения нашей теперешней Земли. Конечной целью эволюции нашего космоса будет Космос Любви.
Что бы произошло, если бы Христос не излил Себя во все сферы Земли? Люди без импульса Христа перегрузили бы сферы Земли разрастающимся эгоизмом, смертоносною ненавистью и ужасающей жестокостью - - и из этих темных эманации создался бы мертвый Юпитер.
Духовная Наука предостерегает также о том, что крайне нежелательно одновременное употребление духовных методов развития разных школ, ибо это может привести ученика к серьезному расстройству физического и психического здоровья. Излагая современные способы духовного развития, для человека нашего времени, она не налагает на него никаких обязательств и представляет ему самому, исходя из его свободного волевого решения, накладывать на себя те обязательства, какие он найдет нужным. Обнародывая и освещая духовные факты, она дает всем людям возможность понять ход эволюции человечества и Космоса, чтобы поняв это, они могли бы придти к правильному выбору духовного пути.
Живя сознанием пространства и времени, люди еще
не в состоянии своим ограниченным умом осознать значение Беспредельности и Вечности и должны временно довольствоваться относительной реальностью их. Но перешагнув из Времени в Вечность люди найдут там свою обетованную родину, как свободнотворящие духи любви, с индивидуальным космическим сознанием.
П. Н. Феофанов
Сидней. Австралия. Сентябрь 1968 г.