Глубочайшая премудрость живет в мироздании. Человечество, на его теперешней ступени развития, не может своим пониманием объять всю эту Премудрость. И каждый человек должен временно довольствоваться частичным разумением ее, в зависимости от достигнутой им способности понимания. Но это отнюдь не значит, что он может, так сказать, почив на лаврах, не продолжать труда расширения своего разумения. Расширение сознания и сопряженного с ним разумения входит весьма важной задачей в его жизнь. Всё, что поступает в сознание людей, проникает в него через их Эго. Оно связует человека с окружающей его средой.
Люди нуждаются в аспектах истины, даже в тех, которые, в разные эпохи, не могут быть всецело объяты их пониманием. Усвоение аспектов истины имеет значение не только для приобретения человеком знания, оно способствует также проникновению в его душу благотворных космических элементов. В этом видно влияние зиждящей силы, содержащейся в Истине. Мощные животворящие силы присущи Истине. (Важнейшие аспекты духовных истин высказаны в учениях всех великих религиозных Откровений. В особенности в тех Откровениях религий, которые веками подготовляли приход на Землю Космического Духа Христа Логоса, которого во плоти Иисуса из Назарета мы знаем как Богочеловека Иисуса Христа. Он, пребыв на земле три года, с крещения на Иордане до свершения Мистерии Голгофы, дал человечеству глубочайшее Духовное Откровение - Христианскую религию. Она была дана Им во всей своей полноте. И только ограниченность сознания и понимания людей не дают еще им возможности постичь всю духовную глубину Его учения. Только
через тысячелетия, проектированные в будущее, люди, постепенно развившись внутренне к тому времени, смогут лучше понять Христианство. В настоящее время, вживаясь в духовно мертвые учения материализма, они убивают в себе потенциал развития духовных достижений в будущем.
Новый Завет - это запись учеников Иисуса Христа - содержит в себе все необходимые сведения для духовного развития человечества в настоящем и будущем. Четыре Евангелия, Послания Апостолов и Откровение Иоанна Богослова написаны в такой форме, что они могут быть поняты и усвоены постепенно разумением людей, дабы осветить им полноту учения Христа, Его импульса и Мистерии Голгофы. На протяжении веков оригиналы записей, включенных в Новый Завет, переводились с языков еврейского, греческого и латинского и меньшая часть с арамейского, на современные культурные языки, не говоря уже о недавних переводах на некоторые туземные наречия. Для русских людей были сделаны переводы с греческого, сначала на славянский язык, а потом на теперешний русский язык. К сожалению, в эти переводы на протяжении столетий вкрались ошибки, по причине людского несовершенства переводчиков, часть которых можно считать ошибками неумышленными. Тем не менее, эти неумышленные ошибки переводов сильно исказили смысл и дух оригиналов. Но что еще хуже, в некоторых случаях перевода были сделаны умышленные искажения подлинников.
Для лучшего понимания Христианских Священных Писаний сделаем краткий обзор истории Библии. По воле Провидения, находка древнейших записей полной Библии, известной нам теперь под названием Синайского кодекса, выпала на долю немецкого ученого Фридриха Тишендорфа. До этой замечательной находки древних рукописей Синайского Кодекса были известны: Ватиканский Кодекс (Codex Vaticanus) - рукописи 4-го столетия, хранящиеся в библиотеке Ватикана и послужившие основанием для перевода Библии на латинский язык (латинская Библия Вульгата) и 2)
Александрийский Кодекс (Codex Alexandrinus), находящийся в Британском Музее. Ученый и лингвист Тишендорф, владеющий латинским, греческим, еврейским и арамейским языками и еще некоторыми древними наречиями, в 1840 году начал свои поиски древних манускриптов в Германий, Франции, Англии и Италии, в библиотеках тамошних монастырей и Кафедральных соборов. Не удовлетворенный результатами своих поисков в Европе, он направился в Палестину, Египет и Сирию, где были монастыри греков и коптов, сохранивших свою веру и под мусульманским господством. В Каире он узнал, что в горах Синая, в монастыре св. Екатерины, основанном византийским императором Юстинианом, хранятся древние пергаменты Священных Писаний. Первое посещение Тишендорфом этого монастыря в 1844 году, после преодоления многих трудностей, принесло некоторые результаты и ему удалось приобрести часть одной из книг Ветхого Завета. В 1853 году он снова посетил тот же монастырь, - на этот раз без всякого успеха. Однако, третье посещение монастыря неожиданно увенчалось полным успехом. Благодаря помощи одного молодого монаха Тишендорф нашел связку, состоящую более чем из 350 листов пергамента, содержащих целиком Писания Ветхого, и Нового Заветов. Но только в 1869 году, после многочисленных затруднений, это сокровище Христианства перешло во владение Русской Публичной Библиотеки и стало известно под названием Синайского Кодекса (Codex Sinaiticus). Нуждаясь в иностранной валюте, Советское Правительство продало эти драгоценные рукописи Британскому Музею в Лондоне.
Духовная Наука (Антропософия), вошедшая в начале XX столетия в течение современной культуры, выработала точные способы исследований в духовных сферах посредством ясновидческого чтения записей Акаши. Многое было исследовано при помощи этого метода, в частности и древнейшие Христианские тексты. И оказалось, что в них встречаются искажения.
В конце 4-го столетия известному Отцу Христианской Церкви Иерониму было дано его епископом задание
перевести на латинский язык Евангелие от Матфея, подлинник которого был написан на еврейском языке. Тот экземпляр Евангелия, который находился в распоряжении блаженного Иеронима, был написан еврейскими буквами, которые в то время еще оставались в употреблении, но язык Евангелия не был обычным еврейским языком той эпохи. Делая перевод, блаженный Иероним пришел к заключению, что будет опасно перевести Евангелие от Матфея так, как оно было в подлиннике. Опасно потому, что в нем были изложены факты, которые считались священными теми, кто знал о них; тогда считалось, что эти факты необходимо сохранять в тайне от непосвященных. Потому блаженный Иероним и решил, что точный перевод может вызвать волнения вместо назидания. Исходя из этого соображения, он выпустил те факты, которые по его мнению и мнению его Церкви могли причинить беспокойство - и заменил их другими. Но это еще не всё, что он сделал. Он знал, что Евангелие от Матфея могло быть понято лишь теми, которые были посвящены в определенные тайны. Он знал и то, что сам он еще не был таким посвященным - и все же перевел Евангелие от Матфея, не понимая всей полноты его содержания.*
* Интересные указания относительно Евангелия от Матфея находим у Б. И. Гладкова, который пишет следующее: "Евсевий Кесарийский в своей "Истории Церкви" (V, 10) передает сохранившееся до сего времени (260-340 гг. после Р. X.) предание о том, что глава Александрийской школы Пантен путешествовал в Индию для проповеди учения Иисуса Христа и нашел там у местных учителей копию написанного на еврейском языке Евангелия Матфея; он узнал там, что в Индии проповедывал апостол Варфоломей, который принес с собой и оставил там это Евангелие. Евангелие, написанное Матфеем на еврейском языке было вскоре переведено на общеупотребительный в то время греческий язык; еврейский подлинник потерян и никто из древних писателей его не знал. Предполагают, что перевод сделан самим Матфеем" (Б. И. Гладков. - Толкование Евангелия. Четвертое дополненное издание. С. Петербург 1913 г., стр. 22).
Перейдем теперь к Евангелию от Иоанна. В главе
8 ст. 46 этого Евангелия находим такие слова, сказанные Иисусом: "Кто из вас обличит Меня в неправде?". Затем, в главе, где идет речь о Лазаре, мы снова читаем слова Иисуса: "Иисус, услышав то, сказал; эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий" (гл. 11, ст. 4). В той же главе находим и другие знаменательные слова Иисуса: "Сказав это, говорит им потом: Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его" (гл. 11, ст. 11). После этих ясных по смыслу и понятию слов Иисуса, в гл. 11, ст. 13 этого же Евангелия, читаем неожиданные слова, но не Самого-Иисуса, а пояснителя: "Иисус говорил о смерти его". Кто написал эти пояснительные слова, противоречащие словам Иисуса? И мыслимо ли предположить, чтобы Иисус мог сказать неправду дважды о состоянии Лазаря?
Далее в том же Евангелии читаем многозначущие слова Иисуса: "Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её; никто не отнимает её у Меня, но я Сам отдаю её; имею власть отдать её и власть имею опять принять её; сию заповедь я получил от Отца Моего" (гл. 10, ст. 17-18). Кроме того, в Евангелии от Луки находим такие слова; "Сын Человеческий идет по предназначению; но горе тому человеку, которым Он предается" (гл. 22, ст. 22).
Эти слова Иисуса в Евангелии от Иоанна и Луки снова ясно выражают события в жизни Его. А что сделали мы, христиане, в продолжении столетий? Поносили и ненавидели еврейский народ и обвиняли евреев, живших века после Мистерии Голгофы, за смерть Иисуса Христа. Этими чувствами в отношении евреев люди еще более перегрузили духовные сферы Земли отравою.. Ненависть к евреям приводила к погромам и насилиям над ними на земле. За земные последствия своих поступков люди ответят по законам Кармы; но загаженные ими духовные сферы Земли люди не будут в состоянии очистить. Этим люди обременяют Христа, ибо Он один может оздоровить загрязненные человечеством духовные сферы, жертвуя Собой. Человек своим ограниченным сознанием не в состоянии объять всю
глубину Его бесконечной любви к людям. Вспомним еще и то, что Иисус Христос Сам избрал двенадцать апостолов и среди них - Иуду предателя. Иисус Христос знал моральный уклад души Иуды и выбрал его потому, что из всех двенадцати апостолов только один Иуда был способен предать Его. Преступность Иуды была нужна для совершения предательства, чтобы состоялась Мистерия Голгофы, которая опять таки была необходима для спасения человечества Иисусом Христом через Его жертвенную смерть на кресте.
Чтобы лучше понять Мистерию Голгофы, нам надо перенести наше внимание в Лемурийский период Земли, в ту эпоху, когда людские существа, кстати сказать, совершенно не похожие на теперешнего человека, обитавшие в духовной периферии планеты Земли, в телах из духовной субстанции, постепенно опустились на отвердевшие части планеты, воплощаясь в земные человеческие тела. Ветхий Завет в третьей главе Книги Бытия аллегорически рассказывает об этом, как об изгнании из Рая, после искушения Змеем. Духовная наука называет этого искусителя Люцифером. Вмешательство Люцифера было нужно для того, чтобы дать людям возможность развития внутренней свободы и индивидуальности через способность выбора добра и зла. Духовные существа Благой Иерархии не могли дать этого людям. Это подтверждают слова Иисуса в Евангелии от Матфея: "Горе Mиpy от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит" (гл. 18, ст. 7). И это происходило с соизволения Бога Отца. С тех пор люди через повторные воплощения на земле приобретают нужный им опыт, но они не несут ответственности за свое падение или изгнание из Рая. Ответственность за падение людей несет Люцифер - высокая духовная Сущность. С одной стороны искушение и сопряженное с ним падение людей дало им возможность развития внутренней свободы, а с другой стороны привело их к злоупотреблению этой свободой поступками, противоречащими духовным законам, погружая этим себя еще глубже в материю.
Чтобы направить падшее человечество опять в правильное русло развития, предусмотренное Благой Иерархией, нужно было создать противодействие, которое дало бы равновесие эволюции человечества. И так как падение человечества было обусловлено высокими духовными силами, хотя и тормозящими развитие человека, то и поднятие человечества требовало тоже духовной силы, но силы целительной. Эту силу дал Христос-Логос, жертвенно излив Себя в духовные сферы Земли: вочеловечившись в подготовленное поколениями еврейского народа тело Иисуса из Назарета, Он совершил Мистерию Голгофы. Его Святая Кровь, упавшая на Землю из Его ран, послужила импульсом развития и для минеральной Земли. Земля, до сего момента пребывавшая в духовной темноте, в этот момент была пронизана духовным светом и воссияла сиянием, видимым духовным зрением.
Читая родословную Иисуса в Евангелии от Матфея (гл. 1, ст. 1-16) и сравнивая ее с родословной Иисуса в Евангелии от Луки (гл. 3, ст. 23-34), мы увидим, что эти родословные сходятся до 15-го порядка, а с 15-го начинается различие; удобства ради, лучше читать родословную с конца к началу. В Евангелии от Матфея указан Соломон, а в Евангелии от Луки - Натан. Относительно этого различия христианские теологи и богословы не дают удовлетворительного объяснения, тогда как Духовная Наука, основываясь на записях Акаши, подтверждает в этом случае, что обе генеалогии, данные Евангелистами, вполне правильны.*
* Пояснения этого вопроса каждый может найти в циклах лекций доктора Рудольфа Штейнера "От Иисуса к Христу" и "Евангелие от Луки". Эти циклы лекций изданы в виде книг, которые переведены с немецкого на многие европейские языки.
Обратимся теперь к Евангелиям от Марка, Матфея и Луки, где Евангелисты описывают поведение разбойников, распятых с Иисусом Христом. У Матфея (гл. 27, ст. 44) и Марка (гл. 15, ст. 32) описание события сходятся, но у Луки оно совсем иное (гл. 23, ст. 39-40). Глубоко и просто верующий человек, который не хочет
иметь ничего общего с объяснениями Евангелий, даваемых Духовной Наукой, имеет на это неотъемлемое право, которое Духоведение безусловно уважает. Однако, такой верующий окажется в невозможном и безвыходном положении, читая и сравнивая упомянутые выше места Евангелий. Теологи, которые по своему призванию должны знать Священное Писание, не дают удовлетворительного ответа по этому вопросу. Ибо их толкования исходят исключительно из личного понимания, которое основано на уровне достигнутого ими внутреннего развития. Подобным же образом толкуют они и одну из глубочайших по смыслу летописей Христианства - Откровение Иоанна Богослова. Духовная же Наука, черпая сведения из анналов Акаши, объясняет эти вопросы на основе вечных имманентных духовных фактов, отмеченных в Акаше, а не на шатком субъективном людском понимании их.
В начале текущего столетия естественные науки сделали поразительные шаги в своих сферах деятельности под влиянием сил, тормозящих духовное развитие человечества. В противовес материалистическим достижениям, Благая Иерархия дает возможность душам людей, которые созрели для служения духу, воплощаться на Земле для духовной работы. Число таких воплощений будет увеличиваться и они со своею способностью ясновидения окажут на Земле очень сильное влияние. Остальные люди, не обладающие еще этим даром созерцания событий духовных м1ров, будут принуждены под весом таких свидетельств принимать сведения о духовных фактах, как большинство людей настоящего времени принимают факты современных естественных наук, не обладая сами подробными знаниями их. И все недочеты и искажения, вкравшиеся на протяжении долгого времени в Священное Писание Христианства будут исправлены и правильно поняты людьми, принявшими Христа.
Этот обзор вопросов, имеющих огромное значение для эволюции человечества, не написан в духе недоброжелательства по отношению к руководителям Церквей, а в духе искания Истины и служения людям, алчущим
правды. Приведенные примеры помогут нам понять, что все это должно было войти в жизнь человечества. Рассматривая события прошлого и настоящего времени с правильным пониманием, не трудно будет увидеть, почему произошло разделение Христианских Церквей. Люди, обратившись к Богу, не сумели отвратиться от себя. Их узкие личные взгляды, желания и воля, несогласная с волей Бога, заглушали у них понимание духа Учения Христа. Говоря о Духе, припомним, что произошло на Вселенском Соборе Христианских Церквей в Константинополе в 869 году. Этот Собор отверг учение о троичности человека, объявив его ересью; было решено, что человек имеет только тело и душу. Однако, это решение противоречит словам апостола Павла к Галатам: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия" (гл. 6, ст. 18). И другим словам того же апостола: "Есть тело душевное, есть тело духовное" (1 Послание к Коринфянам, гл. 15, ст. 44).
История нашей Родины, России, полна многочисленными примерами жестокостей, насилия, кровопролития и гонений за веру, по велениям правителей Государства и Церкви. Кровавая борьба за власть, Малюты Скуратовы и Аракчеевы, революции и застенки чрезвычаек. Тоже и на Западе, - люди, тесно связанные с Христианством, холодят душу своими поступками, своим фанатизмом и зверством. Костры Торквемады и Кальвина еще пылают в анналах прошлого и жертвы Варфоломеевской ночи до сих пор заставляют нас содрогаться. Как мог покойный архиепископ Кентерберийский Англиканской Церкви публично оправдать употребление первых атомных бомб в конце II Bceмиpной войны? Кто из нас может правдиво ответить на этот вопрос?
Но не нам, христианам и эзотерикам, осуждать кого бы то ни было. Суд принадлежит не нам, мы можем только оценивать поступки людей, но не осуждать тех, которые совершают эти поступки. Мы знаем, что через временное зло и сопряженное с ним страдание, человечество медленно продвигается из времени в Вечность,
в лучезарные сферы Духа. Но прежде человеку нужно научиться уважать внутреннюю свободу других людей и отказаться от насилия над другими. Диалектика духовных вопросов очень сложна и правильное решение их требует, чтобы каждый человек, прежде всего, начал работать над самим собой, в согласии с учением Христа.
Современный образованный человек понимает и признает всю грандиозную сложность физического Mира: его законов, его стремления и взаимоотношения больших и мельчайших составных элементов всего, что входит в этот Mиp. В духовных же вопросах лидеры Христианских церквей имеют самые элементарные, туманные и часто ложные понятия о духовных Mиpax и их законах; наивное понимание работы Духовных Существ в связи с сотворением макро и микрокосмического физического Mиpa и ведения ими эволюции человечества по Божьему Плану.
Одною из самых тонких субстанций духовного Mиpa, доступных для созерцания человека, развившего в себе нужную для этого степень ясновидения, является Акаша. То, что человек приобретает через духовное знание, живет не только в его душе, но запечатлевается и в Акаше духовного Mиpa. Человек принимает из Mиpoвого запаса ясные мысли и идеи, даваемые ему духовными существами в согласии с духовными законами и с уровнем его внутреннего развития. Из духовного окружения планеты Юпитера эти существа посылают радиации Mиpoвыx мыслей для нашей планетной системы. Но призма внутреннего морального несовершенства и несовершенство приемников человека зачастую искажают приходящие к нему мысли. Когда человек пропускает их через организацию своего мышления, то эти идеи и мысли, если они согласуются с Истиной, немедленно запечатлеваются в субстанции Акаши. Это явление имеет важное значение не только для человека, но и для Вселенной. И ни одно существо в Mиpe, кроме человека, не способно этого сделать. Все мысли материалистического свойства, как, например, некоторые мысли,
относящиеся к техническим и индустриальным сферам деятельности человечества, отбрасываются Акашей. Души людей, прошедших через врата смерти к находящихся в духовном Mиpe, а также и духовные существа Иерархии, которые никогда не воплощаются на Земле, читают записи Акаши, относящиеся в этой летописи к человеку - и таким образом получают сведения о том, что происходит на Земле.
Здесь может возникнуть вопрос: нужны ли сведения из записей Акаши для развоплотившихся душ людей, которые до своей смерти жили на земле? Если живя на земле, эти души придерживались материалистических воззрений, то попав в духовную сферу, они ощущают и видят духовную обстановку, но не понимают значения ее. Другие же души, имевшие во время пребывания на земле общую духовную ориентацию, могут пополнить свое духовное знание подробностями, необходимыми для их продвижения в высшие духовные сферы или исправить свои ошибочные понятия относительно вопросов духа. Всем читавшим "Добротолюбие", написанное святыми и подвижниками Православной Церкви, известны описания их многочисленных видений и переживаний в духовных сферах. Апостол Павел тоже говорит о человеке, восхищенном до третьего неба и что он еще был восхищен в рай и слышал "неизречимые слова, которых человеку нельзя пересказать" (II Послание к Коринф., гл. 12, ст. 2-4). Эти неизречимые слова - космическая духовная речь, она исходит из духовных сфер планеты Марса, от духовных существ, посылающих космическую речь, которая воспринимается душами людей, способных подняться сознанием в сферы Девакана, а также и развоплощенными душами, пребывающими в нем. В духовных сферах планет работают сонмы духовных существ Иерархии разных подразделений, посылающих в Космос различные побуждения для развития людей и эволюции.
Здесь даны только краткие пояснения, относящиеся к поставленной теме. Недостаточно иметь только общее представление о духовной подоплеке физического Mиpa, нужно знать подробности обстоятельств и существ
тонких Mиpoв, ибо это приводит к ясной ориентации в тонких сферах после смерти на земле.
Для поднятия сознания в Девахан, живущему на земле ясновидящему недостаточны развитые цветы лотоса, которые служат сверхчувственными органами восприятия духовных
сфер,- он должен еще обладать способностью самостоятельно принимать определенные положения своих эфирным телом, чрез которое проходят сложные силовые потоки между
различными цветами лотосов. Люди, живущие на земле с развитою степенью нужного для того ясновидения, читают не только записи Акаши, но и грядущие события Земли в астрале
и Девахане. Будущие события подготовляются сначала в Девахане из духовных причин поступков людей, потом эти причины спускаются в астрал. Люди на земле, не обладающие
оккультными знаниями, не имеют никакого понятия о таких вещах. Откровение Иоанна Богослова основано на символических образах, проявленных в астрале и Девахане.
Души святых и подвижников христианских церквей, которые были глубоко проникнуты Импульсом Христа в их последней жизни на земле, когда они опять воплотятся,
будут мощными распространителями истинного учения Христа - и все застывшие догмы разрозненных по человеческому несовершенству Церквей понемногу отпадут.
Тогда истинный дух учения Христа станет понятным для всех людей, принявших Его. Христос, дав людям высочайшее моральное учение и пройдя чрез Мистерию Голгофы,
хочет спасти не только праведных и грешных людей, Он хочет спасти всё Свое творение. Всякое искреннее и честное намерение, еще немногих по числу людей, следующих
завету Христа познать Истину, чтобы сделаться чрез это познание свободными, - свободными от угнетающего дух догматизма, встречает часто со стороны некоторых глав
Церквей злопыхательство и поношение. Но Истину нельзя заглушить, она воссияет, когда придет к тому время. Всякое мышление, которое не соответствует реальности
и изживается в абстрактных идеях, приводит к шатким и неясным выводам. Но понимание относительной реальности физического порядка
и понимание реальностей духовных Mиpoв служит ступенью, подымающей человека ближе к Истине. Правильное понимание мироздания и места человека в нем требует от людей больших
духовных усилий и все заявления пастырей Церквей, когда у них нет ответа на вопросы паствы, вроде: "Пути Господни неисповедимы"- неудовлетворительны.
Пути Господни постепенно открываются тем, кто в глубоком смирении и с надеждой на Божью помощь работает над собой, исполняя заветы и заповеди Христа.
В Его заповедях нет призыва к недоброжелательности. Словами Нагорной проповеди Он сказал, как человеку нужно жить. Те, которые довольствуются одной крепкой верой
и не хотят понять глубоких истин мироздания, поступают правильно при своем уровне развития - и никто не должен осуждать их за это. Однако, и они не имеют права
поносить и осуждать тех, кто, исходя из менее глубокой веры, искренне стремятся чрез внутренний духовный рост и расширение сознания проникать к пониманию этих
глубоких истин, заключенных в учении Христа. "Познайте Истину и Истина сделает вас свободными" - не всуе были сказаны Им эти слова. Когда человечество примет
Христа и поймет правильно Его учение, оно пройдет стадию Переходящего и в далеком будущем, достигнув совершенства, вольется в поток Вечного, в чистых сферах Духа.
И все Творение претворится тогда в Космос Любви.
П. Н. Феофанов
Сидней. Австралия. Июль 1967 года.
Приложения:
Ответ на письмо читателя
Читаю и перечитываю 38-й сборник "Оккультизма и Йоги". Сильное впечатление произвела на меня статья П. Н. Феофанова "Непонятые Евангелия" (стр. 20-32), но к сожалению не все в ней для меня ясно. Что подразумевает автор под "духовными сферами", которые люди так загадили своею ненавистью к евреям, что их уже нельзя очистить? Думаю, что всякая ненависть, к кому бы то ни было, загрязняет прежде всего самих ненавидящих, независимо от того, справедлива ли эта ненависть или нет!
Что касается обвинения евреев в смерти Иисуса
Христа, то оно не так уже безосновательно, принимая во внимание вопли целого Иерусалима: "Распни Его!" Этими словами я совсем не хочу (Боже сохрани!) оправдывать и еврейские погромы. Ведь дети не отвечают за преступления отцов и злая карма постигает как тех, кто распинал Христа, так и тех, кто делали еврейские погромы! Я хочу только сказать, что "предназначение" крестной смерти Христа, о котором пишет автор статьи, и добровольная Его жертва, совсем не оправдывают мучителей Христа и не освобождают их от ужасной кармы!
Точно также Мистерия Голгофы, необходимая для спасения человечества и предуказанная всеми пророками, нисколько не уменьшает вины Иуды и беснующейся еврейской толпы! Тут возникает больной вопрос детерминации (предназначения) по отношению к принципу свободной воли. Этот вопрос требует особенно осторожного и вдумчивого к себе отношения.
Наконец, в "Непонятых Евангелиях" Люцифер является представителем развития свободной воли через
способность выбора добра и зла, в противоположность
"Благой Иерархии", которая, очевидно, представляет
принцип детерминации (предназначения). Так ли я понял? Интересно было бы прочитать на страницах "Оккультизма и Йоги" более подробное развитие этой темы.
Шравака
Бризбен. Австралия. 11 июля 1968 г.
* * *
Постараюсь ответить по существу на Ваши вопросы на основании тех данных, которыми располагает Духовная Наука (Антропософия).
Духовной Науке известно, что Солнце, Земля и все планеты нашей планетной системы кроме физической материи имеют еще и окружающие их тонкие сферы. Эти сферы сотканы (в буквальном смысле этого слова сотканы!) Иерархией Света из эфирной, астральной и чисто духовной субстанции. Все мысли, чувства и волнения людей создают в этих сферах отдельных сущностей; качество таких образований зависит от моральных
свойств тех мотивов, которые вызвали их к жизни. Эзотерики должны с этим считаться.
Да, эти тонкие образования обладают своей силой и жизнеспособностью, которые зависят от мощи и продолжительности созидающей их активности человека. Моральная активность человека отрицательного свойства порождает образования, которые вредны не только для своего времени, но и для будущей эволюции человечества и мироздания. Из мыслей, чувств и волений людей, наряду с другими энергетическими потоками, будет соткана Земля в своем будущем 5-ом проявлении, которое в Апокалипсисе названо "Новым Иерусалимом".
Человек на своей теперешней ступени развития способен кармически уплатить свои субъективные проступки, но эти субъективные недочеты оставляют еще в тонких Mиpax вредное загрязнение окружающей среды. Человек сам, по своей немощи, не способен исправить эти объективные последствия своих субъективных деяний. Эту чистку загрязненных тонких сфер берет на себя Логос, но это жертвенное служение Он берет на себя только тогда, когда человек добровольно, исходя из своего свободного решения, принимает Его как своего Спасителя. О подобном душевном состоянии говорит апостол Павел: "Не я, но Христос во мне".
В пятом проявлении нашей планеты будут две Земли, с двумя потоками людей. Один поток следующий за Христом и другой, идущий за тормозящими силами Люцифера и Аримана. Но это не значит, что второй поток людей уже окончательно обречен на гибель. Нет, в пятом и шестом проявлениях Земли второй поток человечества будет иметь много возможностей принять путь Христа. Людям поможет найти Христа организация эзотерического христианства, которая уже теперь готовится к этой миссии; она состоит из людей, называемых Манихеями (Manichees)*.
* Манихейство - религиозное учение, появившееся в III в. н. э. и названное так по имени своего основоположника Мани. Из истории христианской церкви мы знаем, что это учение появилось
на Востоке в царствование римского императора Гордиана (238-244 гг.), быстро утвердилось и получило широкое распространение; в течение нескольких веков христианство считало его одним из опаснейших своих врагов.
Мани (Манес) был великим персидским ученым-посвященным. В 240 г. он поехал в Индию для ее просвещения. В 241 г., по вызову царя Сопора, он вернулся в Персию и в следующем году создал свою обобщающую религию из элементов христианства, зороастризма и буддизма. Первое месте в ней он отводил Иисусу Христу, а самого себя считал лишь пророком. Он был прекрасным организатором и по всему тогдашнему культурному Mipy, от Испании до Индии и Китая, основал свои общины. Его учение отличалось широкой религиозной терпимостью, он признавал не только Христа ,но и Будду, и Зороастра. Успех нового религиозного учения был очень велик. К нему примкнули многие выдающиеся ученые, философы того времени, в частности гностики и все жаждавшие религиозного синтеза. Знаменитый греческий философ Плотин (203-270) присоединился в 244 году к римской армии, воевавшей против персов, только для того, чтобы проникнуть в Персию и познакомиться с учением Мани.
Сам Мани был убит при царе Бараме ,но учение его держалось в Африке и Азии вплоть до X века, когда следы его теряются. Но это не значит, что в X веке оно погибло: не исключена возможность, что верные его последователи, спасаясь от непрестанных преследований, ушли в глубокое подполье.
До последнего времени о манихействе было известно очень мало, ибо все книги манихеев уничтожались не только христианами, но и буддистами, и магометанами и даже китайскими властями, - все они считали учение Мани одинаково для себя враждебным. Только в 1930 году в Медине-Мади в Египте были найдены манихейские книги на древне-коптском языке. Эта библиотека папирусов середины IV столетия пока лишь частично освоена ученым миром. (Закон Божий. Пятая книга о православной вере. Издание ИМКА-пресс. Париж 1958 г., стр. 56-57).
Мани был действительно очень высокой индивидуальностью и создал религиозное учение большой глубины и силы, которое к сожалению до сих пор не понято ни церквами, ни даже многими дельными эзотериками. По свидетельству д-ра Рудольфа Штейнера, он довольно часто инкарнировался в прошлом и снова воплотится в будущем с особой задачей превращения зла в Добро. По учению Антропософии, подготовка к этой миссии уже началась,
но главная борьба развернется тогда, когда на земле будет жить
разделившееся человечество: одна часть без минерально - физического тела, а другая часть в телах животных начнет нисхождение
в бездну. Вот тогда манихеи и будут спасать заблудившихся овец
Христа. Это будет продолжаться и в 6-ом проявлении Земли -
до 666, когда возможности спасения иссякнут. Это конец 6-ой планеты по восточной терминологии, а по д-ру Штейнеру - конец
состояния Земли, названного Венерой. Примечание Редакции
Вы правы, дорогой Друг: всякая ненависть прежде всего загрязняет самого ненавидящего. Но в Камалоке у него будет возможность очиститься от субъективных недочетов и уплатить кармически свои долги прошлого в своём следующем воплощении на Земле.
Об оправдании Иуды и других виновных в распятии Иисуса Христа не может, быть и речи. Они прошли уже последствия Камалоки и кармический период уплаты долгов. Но распинание Христа продолжается всеми людьми, которые все еще грешат против законов Любви и Духа. В судьбе человека нет детерминизма, да и не может быть, потому что целью Провидения было создать человека для того, чтобы он сам смог заслужить свою внутреннюю свободу. Прямо создать свободное существо невозможно. Созданные временно всегда останутся на поводу и в долгу у создателей. Теперешний же человек, уже частично свободный, после конца текущей Махаманвантары достигнет своими усилиями ступени духовного существа, способного принимать участие в творческой работе с творящими духовными силами последующей Махаманвантары. Таким образом он сможет уплатить свой долг за то, что он сам был создан, и за данную ему возможность постепенно развиваться в свободную духовную индивидуальность. Благая Иерархия не представляет из себя принцип детерминизма, она просто, без тормозящих сил, не может создать человека и направить его к развитию внутренней свободы.
Так называемое "зло" есть явление временное и необходимое. Основанием зла было искушение людей,
внесенное Люцифером в эволюцию человечества. Поддаваясь искушению, человек грешил против законов Духа; от грехов он грубел и опускался из тонких сфер в материю на землю. На земле Христос дал человеку четвертый принцип (Эго или "Я"), который был внедрен в людей Духами мудрости, движения и формы. Эти Духи принадлежат ко второй триаде Благой Иерархии. Имея в себе четвертый принцип и продолжая грешить, человек был подвержен закону Кармы; раньше, пока он был только трехпринципным существом, этого не было. Существа, не имеющие индивидуального Эго, не подвержены закону Кармы, как, например, животные, которые не несут кармической ответственности за свои деяния. Человек же, пожиная кармические последствия за свои проступки против законов Духа, медленно учился жить в согласии с этими законами - и в то же время этим сам зарабатывал свою частичную, постепенно растущую внутреннюю свободу, через выбор "добра и зла". Здесь видна необходимость временного зла. Добро же вечно и свободно.
К первой триаде Благой Иерархии принадлежат Троны, Духи Воли, которые в самом начале нашей Манвантары под руководством Христа-Логоса начали создавать человечество. Но сами они достигли степени Тронов в предыдущей Махаманвантаре, после которой была Махапралайя. Все эти космические события происходят в неисчислимой продолжительности Пребывающего. В Махапралайе нет ни времени, ни пространства, как мы это понимаем, но есть ритм Вечного Становления (в Махапралайе этот ритм находится в состоянии непроявления, а в Махаманвантаре в состоянии проявления). Духовная Наука о вышесказанном выражается так: "Человек существует не только ради самого себя, человек существует ради Вселенной; он нужен ей, ибо через него все снова и снова притекает к ней ее собственное содержание". Прибавлю еще: Христос же стоит во главе нашего м1роздания, Он не принадлежит к Иерархии, Он ипостась Пресвятой Троицы.
П. Н. Феофанов
Сидней. Австралия. Сентябрь 1968 г.