Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души33 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

В.С. Поляк

Причина арабских революций и израильских протестов: борьба "зелотов" и "иродиан"

21 августа 2011, газета "Вести" (Израиль).

Современная политология как наука давно уже находится в кризисе, еще более глубоком, чем кризис на Ближнем Востоке. Этот кризис стал проглядываться после революции в Иране, стал очевиден после распада Советского Союза и окончательный диагноз поставила серия нынешних арабских революций. Ни одно из этих глобальных событий не было предсказано ни одной теорией. Иранскую революцию и крах Союза объяснили постфактум: кто с точки зрения геополитики, кто геоэкономики. Так и "Арабскую весну" 2011 до сих пор пытаются с помощью этих теорий и тоже постфактум.

Собственно кризис политологии является отражением общего кризиса материалистической науки, пытающейся объяснить происходящие исторические события лишь с рациональной точки зрения. Таковы две из наиболее авторитетных на сегодня политологических теории (геополитика и геоэкономика), исходя из которых политологи, пытаются анализировать причины ближневосточных событий. Геополитические объяснения исходят из того, что США и Европа с помощью стран Персидского залива пытаются сделать весь Арабский Восток более подконтрольным Западу. Особенно забавно читать, что блок стран Персидского залива стал непотопляемым авианосцем США на Ближнем Востоке. Помнится раньше в советское время так любили называть Израиль. Геополитические клише оказались весьма живучи, ибо велик соблазн объяснять все события в мире борьбой между народами Суши и народами Моря.

Не более правдоподобной выглядит и чисто геоэкономическая теория о заговоре, устроенном коварными демократами- либералами-глобалистами совместно с либеральными исламистами для продолжения контроля за нефтяными ресурсами. При чем тут заговоры? Идет нормальная политтехнологическая работа. Как справедливо было замечено, США всегда играет с партию в две руки, сочетая работу и с правящим режимом и с оппозицией. Причем она ведется открыто, о планах по демократизации Большого Ближнего Востока известно почти десять лет.

В качестве более близкого примера можно привести работу США в отношении Украины. Збигнев Бжезинский в отличие от многих других деятелей работает по принципу: "Пацан сказал - пацан ответил". Он описал давным-давным в "Большой шахматной доске" стратегию отключения Украины от России и этот процесс происходит. Избрание Януковича здесь ничего не изменило, процесс пошел и Украина уже готовится вступить в ЕС.

Так и о том, что США регулярно проводит семинары для арабской молодежи тоже известно давно. Проблемы США в том, что и они пытаются решить проблемы не учитывая духовные или ментально-психологические аспекты национального вопроса.

Обратимся теперь к третьей теории - геокультуры. Сегодня она наиболее популярна. Ее основатель С. Хантингтон провозгласил "столкновение цивилизаций" - основной тенденцией нашего времени. Фактически он взял этот термин и само обоснование своей теории у А. Тойнби. Тезис о столкновении цивилизаций стал популярным, в частности из-за операциональности этой теории, подтвердившейся большим эмпирическим материалом. Но в случае, "Арабской весны" столкновения начали происходить в самом исламском мире (и лишь потом в них включился Запад). Потому политологи утверждают, что теория о столкновении цивилизаций в этом случае не подходит. На мой взгляд, это не так, и мы покажем, что истоки "Арабской весны" лежат именно в конфликте западно-христианской цивилизации и ислама. Однако за объяснением этого феномена мы обратимся не к Хантингтону, а к его непосредственному предшественнику Тойнби.

Хантингтон не рискнул поддержать Тойнби и не акцентировал внимание на том, что в основе цивилизаций лежат религиозные или духовные парадигмы, хотя классифицирует цивилизации в основном по религиозному принципу. Поэтому в своем анализе, он делает упор на рациональные объяснения и говорит о демографическом взрыве в исламском мире, который и порождает Исламское возрождение. Он оказался удивительно прав в своем эмпирическом прогнозе, указав, что очередной демографический пик в в 2010г. придется на Египет, Сирию и Йемен, то есть на три страны из шести, охваченных протестами. Но....

Как было указано выше, все три вышеупомянутые теории, включая геокультуру страдают односторонностью и лежат исключительно в рамках рационалистической парадигмы. А потому взятые отдельно не способны и не будут способны и и далее, дать удовлетворительный анализ и прогноз современных тенденций мирового развития, о чем говорилось и в начале статьи. Но на мой взгляд, историк Арнольд Тойнби, социолог Питирим Сорокин и философ Карл Ясперс сформировали теорию, которую можно назвать георелигией (восходящую еще к гегелевской теории о мировом развитии как развитии Мирового духа), в рамках которой можно объяснить происходящее. Как известно, Тойнби объяснял развитие цивилизаций в рамках теории Вызова и Ответа. Бог бросает вызов обществу и оно либо находит ответ либо гибнет. Запад и Восток в свое время нашли ответ в христианстве и исламе. Но затем Б-г сталкивает и цивилизации - это тоже вызов.

Мы назвали данную теорию георелигией, ибо Тойнби указывает, что возникновение высшей религии есть главный смысл развития той или иной цивилизации. Ясперс говорит об осевом времени ( времени появления и расцвета великих религий и философских течений) как причине развития цивилизаций и о том, что перспективы цивилизаций также лежит путях появления нового осевого времени. Сорокин говорит о возникновении общества интегрального типа в котором, кроме рационального и чувственного пути сознания будет также принят "сверхчувственный-сверхрациональный тип " и это будет ближе "к истине и абсолютной реальности всех религий" ..

В рамках теории георелигии можно выдвинуть следующую гипотезу для объяснения "Арабской весны". Это пример реакции внутреннего пролетариата арабских стран на неэффективный процесс "иродианского" ответа на вызов Запада. Поясним этот тезис. Говоря о перспективах столкновения ислама с Западом Тойнби показывает, что в истории известно два типа сопротивления более мощным цивилизациям. Он берет в качестве примера названия из истории Израиля, наиболее яростно противящегося Риму.

Первый тип "зелоты" - архаисты, готовы отстаивать с оружием в руках (причем обычно чужеземным) свои обычаи до последней капли крови. Они превращаются в реликты или уничтожаются. Второй тип - "иродиане" пытаются более или менее успешно перенимать иностранный опыт. Собственно весь путь современной истории вестернизации - это путь "иродиан". Он также по большему счету по мнению Тойнби ведет в тупик, ибо не несет в себе творческого духа. В качестве сравнительно успешных "иродиан" Тойнби приводит Турцию, но мы коснемся турецкой ситуации чуть ниже. Так вот, арабские массы восстали фактически против неэффективных "иродиан".

Если взять всю послевоенную историю арабских стран, охваченных сегодня протестами, то видно, что она протекала в рамках формального "иродианского" копирования западных по сути институтов политического и экономического управления с большой долей старых авторитарных механизмов или метаморфоз ( по Шпенглеру) Оттоманской империи, которые показали свою отсталость еще ранее. Египет и Тунис - выбрали западный путь после некоторых колебаний. Ливия запуталась в джамахириях. Кстати, это красивое слово переводится всего лишь как республика и официально присутствует в названиях и Египта и Сирии. Сирия и Йемен, хотя и позиционировали себя как близкие к социализму, фактически являются авторитарными диктатурами латиноамериканского варианта западной системы.

В поддержку гипотезы говорит и то, что исламисты, нынешние зелоты хотя может и не являлись зачинателями нынешнего "восстания масс", несомненно выходя из мечети на площадь были его основной боевой силой.

Куда приведет "Арабский протест"? Вот ключевой вопрос, интересующий сегодня очень многих людей и вне арабского мира, в том числе и Государство Израиль?

Те же пути, что и тысячи лет назад, и почти сотню лет назад предлагают аналитики для арабов и сегодня. Мусульманские - вновь толкают их в архаизм , то есть в сторону халифата ( ссылаясь парадоксально тоже на Тойнби, хотя он указывал, что халифат мертв, несмотря на поразительную живучесть). Западные - кивают в сторону либеральных иродиан: Турция, Малайзия, Индонезия. Пока неясно, что будет с Малайзией и Индонезией, но Турция явно вновь сворачивает на путь архаизма. Кто читал Орхана Памука, тому ясно со всей определенностью, что Турция - это не либеральный Запад и им никогда не будет.

И все же "камо грядеши"?

Как можно прогнозировать итоги столкновения цивилизаций? Тойнби дает ответ, опираясь на предыдущий исторический опыт. Христианство возникло как ответ на столкновение Эллинской и Сирийской цивилизаций ( на наш взгляд иудейской, но это не принципиально) и похоронило Римскую империю, создав западную цивилизацию. Ислам также возник как реакция на эллинизм и зачатки христианства и добил царство Селевкидов и Сасанидскую империю. О том, что подлинный ответ цивилизаций на вызов может быть дан только на путях духовного возрождения говорили и Ясперс и Сорокин. Что из этого следует?

Опираясь на опыт столкновения Эллинизма с Востоком Тойнби пытался сделать самый общий прогноз возможного ответа ислама на современный вызов Запада. В работах "Ислам и Запад" и "Ислам, Запад и будущее" он высказал ряд гипотез о возможных реакциях ислама, как позитивной, так и негативной. Она может быть позитивной в нескольких направлениях. Одно направление - путь духовных движений, могущих стать зародышем будущих высших религий. Второе - "Исламская традиция братства человеческого может оказаться более привлекательным идеалом, нежели западная традиция суверенитетов для десятков отдельных национальностей". Кроме того, историк говорил о том, что исламская духовность может оказать влияние на отказ от такого зла как алкогольная ( добавим от себя и наркотическая) зависимость.

Может показаться, что эти высокие идеалы некоторые исламские лидеры уже готовы реализовать на практике.

Например руководитель ХАМАса Халед Машаль следующим образом видит будущее арабского мира: Расцветет культура, и улучшится моральный климат во всех областях общества. Установится гармония между прошлым, настоящим и будущим, то есть восторжествует самоидентичность народов. В религиозной сфере сохранится плюрализм религиозных воззрений и верований. Толерантность станет нормой в отношениях между партиями, социальными группами, культурными и религиозными направлениями". Так, по словам СМИ он заявил в интервью Александру Проханову.

И все бы хорошо, если б не одна почти незаметная фраз в середине интервью: "Объединенная и возрожденная умма непременно победит в своем сражении с сионистами". И здесь приходится вспомнить о другом типе реакции, предсказанном Тойнби.

Негативная реакция последует в том случае, если творческое меньшинство в исламе не найдет достойного ответа на вызов и тогда ислам примет участие в "войне рас" в качестве " активного ингредиента"

Логичен вопрос, который почему-то никто не задает ни Халеду Машалю ни Махмуду Аббасу, требущим срочно признать Государство Палестина? Кто же мешает Машалю и Аббасу сегодня достичь братской арабской гармонии . Тоже коварные сионисты?

На самом деле по теории георелигии в принципе понятно, почему палестинцы не могут договориться. Одни - в секторе Газа не хотят отказаться от зелотской реакции, другие в Рамалле не могут свернуть с иродианского пути. Аллах им судья!

Правда, скажем прямо, израильские политологи тоже не знают чем дело кончится и на всякий случай готовятся к войне всех против всех. Д-р Эяль Зисер из Тель-Авивского университета предрекает, что Сирия распадется на 6 анклавов по религиозным и национальным предпочтения и там начнется резня, в которую может вмешаться Иран. Израильские генералы косятся на Египет и на всякий случай срочно укрепляют границы. Тем более, что палестинцы про которых в суматохе "Арабской весны" вроде все забыли, возникли с двух сторон. Одни предлагают срочно признать государство Палестина, которое и так имеет свои посольства во всех странах мира, но никак не может договориться с соседней Газой, другие стали вновь обстреливать во имя Аллаха автобусы и города.

Между прочим, социальные протесты в Израиле тоже неплохо укладываются в схему: зелоты - иродиане. Разве что, Израиль в свое время нашел более удачный ответ на вызов времени. Зелоты в лице "религиозных партий" получили в управление свой большой кусок власти, намного больше, чем в западных странах, иродиане - свой. Как и в других местах, иродиане утратили свою эффективность и получили волну протестов, пока не захлестнувшую власть. Сейчас перед лицом новой угрозы социальные протесты притихнут, но до поры до времени.

И все же какой же подход может дать решение этих проблем? Георелигия хороша в основном для анализа ситуации и дает лишь самые общие прогнозы развития событий. Вопрос о более конкретном подходе и возможных шагах, которые следовало бы предпринять - это тема дальнейшего обсуждения.



Дата публикации: 31.01.2012,   Прочитано: 5682 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды