Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души33 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

В.С. Поляк

Опыт применения игрового канона
(как оригинальной версии ОДИ) для решения межнациональных конфликтов

Доклад на Международном дне философии в Санкт-Петербурге, 2011


Введение

Со времени проведения первой ОДИ в 1979 г. прошло тридцать лет и закономерно поставить вопрос: что изменилось за эти годы в теории и практике ОДИ. За эти годы изменилось многое - в последнее время даже появилось выражение ОДИ-образные игры. В данной статье мы представим десятилетний опыт проведения оригинальной версии ОДИ-образной игры названной Игровым каноном (в дальнейшем Канон). Разумеется, изменения произошли и в самой методологии, на которой базировались ОДИ. И представленный ниже опыт, хотя и вырос из методологии, но имеет ряд принципиальных отличий. Этот подход в силу его новизны не имеет полностью устоявшегося названия, одни предпочитают именовать его синергософией, другие методософией. Мы будем употреблять эти значения как синонимы.

Указанная парадигма включает три взаимоувязанных подхода: антропософское учение, системно-мыследеятельностную методологию и социальную алхимию. (Тем, кого удивит постановка вопроса о связи методологии и антропософии укажем на двух известных методологов В.М.Розина и А.А. Пинского. Первый провел много теоретических исследований в области антропософии, второй проявил себя как выдающийся практик вальдорфского образования, построенного на антропософском подходе. - Прим. авт.). Связь данных подходов видится нами следующим образом. Антропософский подход отвечает на вопрос как с точки зрения духовного мира устроен космос, социум и человек. СМД-подход позволяет ответить на вопрос, каким образом осуществить переход от идеальной картины к поставленным целям. Социальная алхимия показывает, как проводить необходимые преобразования или транссубстанции, не нарушая свободу другого человека и не разрушая природный мир. Мы также попытаемся показать, как эта теория воплощается в практику игры и социальной реальности. ( Данная статья обобщает теоретический и практический опыт международной группы исследователей из Израиля, Украины, Эстонии, Германии и Литвы- Прим. авт.).


Антропософский подход

Современная философия предполагает полимодельность истолкования мира. Число таких базовых моделей на сегодня достигает восьми и к ним в качестве равнозначных, наряду с остальными, в том числе эволюционистским или научно-материалистическим входит и эзотерический подход, в рамках которого принято рассматривать антропософское учение. (См. В.И Самохвалова).

Мы вначале скажем несколько слов об эзотерике, чтобы ввести наше обсуждение в более широкий культурный контекст и пояснить, каким образом эзотерика в принципе может сочетаться с методологией. Один из наиболее видных методологов В.М.Розин известен также и как глубокий исследователь вопросов эзотерики и, в частности, работ ее основателя Рудольфа Штейнера. Розин следующим образом характеризует его взгляды: "Для Штейнера подлинный мир - это мир духовный, куда человек проходит, нравственно совершенствуя себя уже в этом обычном мире. Духовный мир существенно влияет на последний. Эзотерическая личность, ставшая духовным существом, не только решает в духовном мире эзотерические задачи (духовно совершенствуется, готовится к воплощению в новое тело), но и участвует в духовных деяниях этого мира. "Мистика" - может сказать ученый-психолог или просто рационально мыслящий человек нашего времени. Отнюдь, скажет доброжелательный и вдумчивый гуманитарий, - это апофеоз (что по-гречески значит "обожествление") культуры, особая, превращенная (эзотерическая) форма ее сознания. Ведь именно в культуре происходит живая связь поколений. Именно в культуре образы и деяния умерших оказывают влияние на живых, т. е. прошлые состояния культуры поддерживают существующее." Но антропософия - это равноправная часть не только культурных и духовных деяний. Как эзотерическая практика, она часть современной науки и более того, как указывает не только Розин, но и многочисленные исследователи науки, именно эзотерика породила и древнюю античную науку (школа Пифагора) и современного новоевропейского человека. Не случайно Рудольф Штейнер и его последователи говорят об антропософии как о духовной науке.

Антропософия как самостоятельное философское течение возникло в начале 20-го века. Ее основатель известный немецкий ученый Рудольф Штейнер (1861-1925). Штейнер получил прекрасное естественно-научное и математическое образование в Венской высшей политехнической школе. Его приглашают написать комментарии к естественнонаучным трудам Гете, а затем работать в гетевском архиве в Веймаре. В этот же период Штейнер начал разрабатывать свой подход к философии и вскоре получает докторскую степень. По своим взглядам он относится к философам -космистам. Его идея заключается в том, что существует духовный мир, а космос и космические законы являются его проявлением. Познав эти законы, можно перенести гармонию Космоса и в человеческий социум. В качестве духовной науки ее выделяет стремление внести научный (в высшем сысле этого слова) подход к изучению явлений не только материального, но и духовного мира. В этом она развивает идеи гетеанистического мировоззрения, учившего видеть в любом материальном явлении его прафеномен. (Подробнее см. Р. Штейнер " Как достигнуть познания высших миров").

Нам представляется также важным отметить близость взглядов Штейнера и крупнейших русских философов-космистов В.Соловьева, П.Флоренского, С.Булгакова. Русская философия сама признавала эту близость и об этом в свое время убедительно писал Н.Бердяев. Близость эту отмечают и современные российские исследователи, в частности Н. Бонецкая. Антропософией увлекались виднейшие представители российской культуры: А.Белый, М.Волошин, М.Чехов. Однако в отличие от теософии, к которой Штейнер одно время был близок, от русских космистов и многих других философских систем, антропософия имеет практические доказательства жизненности своего подхода. Она действительно сумела ввести целый ряд, исследованных ею духовных закономерностей в социальную практику. В мире давно зарекомендовала себя вальдорфская педагогика, антропософская медицина, биодинамическое сельское хозяйство, новые виды искусства: эвритмия и рецитация. В Израиле есть даже антропософский кибуц Ардуф, где проходили описанные ниже ОДИ-образные игры. С 60-х годов развивается также авторитетная школа управленческого консультирования, в том числе конфликтменеджмента, основанная на антропософских принципах: Б. Ливехуд, Ф. Глазл и др. В Дорнахе (Швейцария) существует Высшая свободная школа духовных наук, где преподаются указанные выше дисциплины и ведутся исследования.


Системо-мыследеятельностная методология

Вторым элементом синергософии является системо-мыследеятельностная методология: подход, разработанный методологическим движением, возникшим на базе Московского методологического кружка. Это движение широко известно и мы не будем подробно разбирать его принципы. С 1979г. основной формой деятельности методологов становится организационно-деятельностная игра (ОДИ), а лидером движения стал Г.П.Щедровицкий. В СМД-подходе главной является идея о выработке технологии мышления. Для СМД- подхода знать значит одновременно: иметь картину объекта; быть способным воплощать возможное решение ситуации в средстве; осуществлять развернутое осмысленное поведение. СМД-методология смыкается с антропософией в том, что она также исходит из принципа первичности духовного мира, что отражено как в принятии концепции ноосферы, так и в признании идей мироустройства, выраженных в неотомизме, то есть, в концепции космической эволюции Тейяра де Шардена. (См. Метод: вчера и сегодня. Материалы I Методологического конгресса. 20-21 марта 1994 г. - М.: Школа культурной политики, 1995 - 186 с.). Говоря о связи методологии и антрпософии, не премину вновь сослаться на В. М.Розина. В своей книге "Мышление и творчество", да и в других работах, он неоднократно прямо называет Г.П Щедровицкого - эзотериком, тщательно аргументируя свою позицию.


Основы социальной алхимии

Третьим компонентом синергософского подхода является новое направление, получившее наименование "социальная алхимия". Говоря в терминах современной синергетической парадигмы, весь внешний, материальный мир, в том числе и социум, есть порождение сознания человека. С помощью рефлексии человек может оперировать своим знанием и мышлением. Социальная алхимия видит за социальными процессами их духовные прообразы, прафеномены. В этом заключается ее связь с антропософией. Уяснив эти прафеномены, она с помощью СМД- подхода строит новые формы в которых эти процессы могут выражаться, а затем алхимическим путем, то есть переживая и процессы, и новые формы в своем сознании, она проводит транссубстанцию, то есть творит новые социальные процессы. Цель земного развития - свобода и любовь. Земля - это новый космос, но прошлое должно выступать в качестве исходного пункта развития. Весь социум возник путем эволюции. Эти социальные структуры излучились из человеческой души. В человеческой душе идут процессы двух родов. Первый род сил исходит от зодиакальных созвездий. Они несут человеку все, что есть в нем твердого и неподвижного. А любые изменения, то, для чего необходимы обмен и взаимодействие, исходят от подвижных планет. И человек учится работать с этим силами. Он воспринимает от зодиакальных созвездий одни силы, а от планет - другие. Поэтому в социальной алхимии выделяются два направления. Первое - это алхимия влияния, которая работает с формами. Второе направление - работа с финансами, которые являются кровью социального организма. Корпус социальной алхимии выглядит следующим образом: все начинается с переживания четырех стихий и четырех принципов, пронизывающих все уровни мироздания. И то, что открывается нашему сознанию как процессы материальные, на других уровнях переживается как духовный процесс, происходящий в духовных мирах. С помощью оргинальной версии ОДИ этот процесс транслируется в социум. Опять же, сошлемся здесь на В.М.Розина, указывающего, что в мысленном анализе духовного мира нет ничего невозможного: "Как реальный предмет, дух воспринимается нашей мыслью наподобие того, как мы делаем заключение о реальности далеких звезд, элементарных частиц, государства, истории, самого мышления или культуры".


Практическая реализация методософского подхода

В качестве практического применение синергософского (или методософского) подхода в 2000г. израильский методолог И.Фишман разработал версию ОДИ под названием "Игровой Канон". Игровой канон полностью состоит из трех больших этапов: Исследовательского, именуемого Деловая игра, Аналитического, в котором проводится Организационно-деятельностная игра, и Проектного под названием Олимпийская игра. Развитие метода ОДИ заключается в том, что кроме материальных факторов здесь исследуется также влияние духовных и космических факторов. Это становится возможным благодаря синтезу системного и сферного подходов: созданию перед началом Игры искусственной микрокосмической системы, задающей структуру, процессы, функции и морфологию игрового поля через самоопределение игротехников по 7 планетным позициям. Сама игра построена как восхождение по планетным сферам, затем следует прохождение по позициям знаков Зодиака, а затем на последнем этапе происходит нисхождение к практическому решению проблем. (О методе Канона и его связи с методологией см. И. Фишман "Сумма методов").

В "Игровой Канон" включен также метод интуитивной драмы. Его разработал современный эстонский философ А.Тыугу также в 2000 г. (см. А Тыугу, К Соанс). Определенное влияние на создание интуитивной драмы оказали метод психодрамы и техника системных расстановок Б. Хеллингера. Интуитивная драма также использует метод визуализации ситуации в пространстве с помощью людей, участвующих в этой работе. Однако, в отличие от указанных методов в ней исследуется влияние не только материальных, но и нематериальных факторов. Кроме того, в интуитивной драме есть не только один ведущий, но часть участников берет на себя дополнительные роли, которые называются по именам планет. Это также отражает идеи Штейнера о необходимости трансляции космической гармонии в социум. Ведущий драмы берет на себя роль Солнца, его задача - гармонизировать групповые процессы. Функция Луны - следить за атмосферой работы, Венеры - обеспечить, чтобы каждый участник был выслушан. Юпитер - обобщает формулировки, Сатурн записывает, Меркурий следит за временем, а Марс за соблюдением темы работы. И.Фишман и А.Тыугу соединили свои разработки, и интуитивная драма была включена в Канон. В зависимости от конкретных обстоятельств используются различные версии Канона, зачастую это интуитивная драма с элементами Канона. Или только отдельные виды игр из полного Канона: ДИ, ОДИ или Олимпийская игра. Фактически то, что на обычной ОДИ разыгрывается на схемах, здесь воспроизводится непосредственно с помощью людей. Можно сказать, что схемы "оживают". Это производит весьма сильный эффект. В свое время В.М. Розин отмечал, что большой эффект имело введение В. Лефевром на методологических схемах вместо кружков - "человечков", обозначающих позиции. Теперь представьте, что живой человек занимают ту или иную позицию. (О методе интуитивной драмы см. К. С. Аристова). Канон предусматривает, что основное изменение происходит в душах и сознании людей, участвующих в игре. Эти изменения в духовном мире, сложившиеся на игровом поле оказывают влияние и на ситуацию в материальном мире. После нескольких лет исследований и внутренних игр, с 2003 г. начались игры и интуитивные драмы для широкой аудитории.


Современная практика применения Канона и интуитивной драмы

За период 2003-2009 гг. исследовательская группа, в которой состоит автор данной работы, провела множество крупных семинаров с использованием данных методов в Израиле, Германии, Эстонии, Литве, Украине, Армении, США на самые разные темы. В последние годы группа усиленно работает на проблемами разрешения межнациональных конфликтов с помощью методов игрового канона и использованием интуитивной драмы. В 2006 г. была проведен первый международный семинар по теме "Причины вспышки напряженности на Ближнем Востоке" (в период Второй Ливанской войны). В 2007г. международный семинар на тему: "Гармонизация последствий межнационального конфликта в Эстонии", в 2008г. - на тему "Миссия литовского народа". В 2008-2009 гг. в Израиле состоялась несколько драм с элементами игрового канона на тему: "Поиск путей разрешения арабо-израильского конфликта". Ниже будет подробнее изложен ход семинаров, посвященных теме межнациональных конфликтов, проходивших в Эстонии и в Израиле. Мы попытаемся показать, как практически применялся предложенный подход и какие результаты были достигнуты. Следует также отметить, что игры в Эстонии и в Израиле были связаны с идеей "Неделей мира" (см. приложение 1).

В мае 2007 г. власти Эстонии перенесли памятник советскому воину-освободителю, стоявший в центре Таллина (Бронзовый солдат) на окраину города в район воинского кладбища. Решение вызвало резкий протест представителей русскоязычной общины города. Демонстрации протеста перешли в массовые беспорядки, которые были жестко подавлены полицией. Происшедшее стало крайним выражением противоречий, накопившихся к тому времени между представителями русскоязычной общины, составляющей четверть населения республики и властями Эстонии. Исследовательской группой было принято решение провести интуитивную драму с элементами Канона по теме: "Гармонизация последствий межнационального конфликта в Эстонии" Она состоялась в июне 2007г. и в этой работе участвовало более 50 человек, среди них жители республики, в том числе представители русскоязычной общины, россияне, литовцы, немцы, шведы, израильтяне. Среди ключевых фигур были выбраны факторы нескольких видов. Первое - позиции, видимые на физическом плане, такие как Посредник в межнациональном конфликте, Эстонец и Представитель русскоязычной общины Эстонии. Вторая группа - факторы, выражающие эмоции, или ключевые понятия. Они получили наименования: Свобода, Болезненный опыт прошлого, Страхи, Обида, Врата истины, Любовь, Сострадание, Мудрость. К третьей группе можно отнести факторы духовного плана, которые ощущались всеми участниками как весьма реальные. Среди них Дух эстонского народа, Дух русского народа (впоследствии этот фактор получил другое имя) и Дух времени.

Драма продолжалась несколько дней и, разумеется, проходила весьма драматично. В ее ходе весьма адекватно воспроизвелись архетипические моменты имеющихся противоречий, но в то же время были найдены пути к разрешению напряжения. В конечном итоге состоялся ключевой диалог между русскоязычным жителем Эстонии и эстонцем, в ходе которого самоопределились люди, готовые взять на себя ответственность за эту работу. Один из главных выводов семинара заключался в том, чтобы дать возможность русскоязычной молодежи вернуться к своим этнокультурным корням. Другой, не менее важный вывод: предоставить возможность эстонскому населению восстановить в значительной мере утраченную связь с духовными ценностями народа. Третий вывод состоял в том, что значительная русская община выполняет в Эстонии миссию передачи эстонскому народу определенных качеств, присущих русской национальной духовности - через интеграцию культур. Если говорить коротко, у эстонцев очень силен страх смерти, растворения и исчезновения, тогда как у русских сильна традиция воскресения. Сосуществование двух народов необходимо для того, чтоб русские могли передать эстонцам определенные душевные качества, необходимые для их развития. Выявились также специфические способности, необходимые для посредников в конфликте или людей, несущих миротворческую инициативу. Первое - важно, чтобы это были , которых конфликт затрагивает непосредственно. Второе - посредник или исследователь конфликта должен обладать рядом определенных душевных качеств. Он должен уметь разбираться со своими страхами, внутренними противоречиями, находить в себе внутреннюю гармонию, быть способным к подлинному прощению. Важно подчеркнуть, что работа не ограничилась констатацией фактов. По каждому из шагов были намечены конкретные пути решения той или иной задачи. Для посредников подобраны методы, позволяющие развивать указанные качества. Чтобы уточнить архетипы - намечены дальнейшие семинары. Выводы, полученные на семинаре были озвучены в СМИ. Итогами работы также заинтересовалось министерство интеграции Эстонии. Продолжаются встречи рабочих групп со стороны эстонских исследователей и русскоязычных специалистов. Бесспорно, все это длительная работа, требующая множества усилий. Но осознание проблемы - первый шаг на пути к ее решению.


В 2006-2009г. мы провели серию семинаров, в том числе международных, посвященных арабо-израильскому конфликту. (Подробнее о предыгровой подготовке семинара 2009г. совместно израильскими и украинскими методологами путем проведения игры в интернете с помощью скайп-сессий и пространства шахматной доски - см. Приложение 2).

В самих играх участвовали израильтяне, в том числе представители израильских арабов, стран ЕС и России. В работе, прошедшей в октябре 2009 г. участвовало 80 человек. В этих работах, помимо видимых материальных факторов, исследовалось также влияние нематериальных факторов конфликта, таких как "судьба еврейского народа", "судьба арабского народа", "фактор страха", "прощение", "предрассудки", "духовный мир", "вечный ресурс, связанный с Иерусалимом" - то есть все, что оказывает влияние на ситуацию на ментально-психологическом плане.

В этих драмах также подтвердилась особая роль фигуры "посредника в межнациональных конфликтах" и тот факт, что истинные посредники должны сильно отличаться от тех, кто ныне ведет переговоры. Например, в Израиле ключевую роль в мирных переговорах играют адвокаты, действующие в основном по принципу бюрократической торговли. Например "Мы отдаем эту часть территорий, а вы идете на такие-то уступки. Признаете Израиль, прекращаете террор и т.д." При этом ничего не говорится о таких факторах, как например страх израильтян перед террором или чувство унижения у арабов. Такой чисто рациональный путь уже многие годы оказывается контрпродуктивным. В ходе наших исследований были сделаны выводы, разительно отличающиеся от стандартных рецептов современной конфликтологии.

Главный вывод: необходимо изучать духовную сторону процессов, происходящих как в Израиле, так и в арабских странах. Следует выяснить, какова на нынешнем этапе миссия государства Израиль. Если ему не дают стать таким же государством, как все остальные, следовательно должен быть какой-то высший смысл в его существовании. Возможно, он в том, чтобы вернуть социальным законам их духовное содержание, создать социум, пронизанный духовностью, ведь то, что сейчас наблюдается в стране - это механическое соединение религии и современной бюрократии. Точно также является проблемой и формирование миссии арабского мира на современном этапе. В свое время она была заменена в исламе идеей завоевания мира неверных, которая на сегодня трансформировалась в идею глобального джихада и других глобальных идей современный ислам пока не выдвинул.

Для выяснения духовных процессов, проходящих в арабском мире было поставлено две драмы: одна по теме "Миссия арабского мира", другая об истории Ицхака и Ишмаэля. Понятно, что Ишмаэль, как старший сын обречен бунтовать - он хотел, чтобы его права были признаны, чтобы его уважали и любили, но в конечном счете был изгнан. Можно представить и понять, какими были его чувства. Если эти чувства не учитывать, невозможно будет урегулировать данный конфликт.

Однако, чтобы разрешить межнациональный конфликт, необходимо видеть не только реальные различия между его участниками. Не менее важно сконцентрироваться на том, что объединяет евреев и арабов и, если этого не понять, невозможно будет двинуться навстречу друг другу. В ходе последней работы в октябре 2009г. были найдены первые четыре конкретных шага в работе миротворца. (Подробнее о том, как была организована работа и программу самой игры см. Приложение 3 и 4).

Первый шаг обретение мира в самом себе, второй - умение транслировать идею мира - в социум, третий - способность построить сообщество миротворцев, четвертый - принять в душу силы любви. Понятно, что человек, не обладающей внутренний гармонией, закомплексованный, не в состоянии прийти к миру с другой стороной. Аналогично не способен на это человек, не способный убедить общество в преимуществе мирного соглашения с другими. Не победить врага, не унизить его, не заставить капитулировать, не принудить к миру и выглядеть победителем в глаза своих. Точно также нельзя принудить принять несправедливый или неразумный мир и собственный народ, нельзя покупать голоса депутатов или допускать раскол общества, ибо в этом случае мир все равно будет непрочен. Далее, способность создать команду миротворцев, объединенных одной целью, но при этом представляющих все группы, заинтересованные в мирном соглашении. И наконец, умение принять в душу силы любви. Это требование, которое может показаться идеалистическим и утопическим - на самом деле является критически важным. Ибо только любовь к другому человеку вообще обеспечивает существование социума. Не случайно, по последним данным социологов, именно альтруистическая любовь, а вовсе не конкуренция, поставила homo sapiens на вершину эволюции. Известнейший американский социолог Питирим Сорокин посвятил феномену любви многолетние исследования. Так что способность любить другого, но не на уровне призывов и декламаций, а на уровне гуманитарной технологии - необходимое качество для посредника в межнациональных конфликтах.

Вопрос: где взять таких миротворцев? Как западных, так и российских конфликтологов готовят на примерах миротворческих миссий НАТО на Балканах, операций в Ираке и Афганистане и российско-грузинского конфликта. Между тем, если посмотреть на ситуации конфликта непредвзято, очевидно, что без этих качеств невозможно стать настоящим посредником. Однако о качествах израильских посредников уже говорилось выше и нет оснований полагать, что другие посредники принципиально отличаются от них в лучшую сторону. На наш взгляд, без развития подобных качеств регулировать глобальные конфликты в нашем глобальном мире будет невозможно.

Выше мы говорили, что в ходе работы над разрешением межэтнического конфликта в Эстонии удалось выяснить глубинный смысл совместного сосуществования русского и эстонского народов. То же самое следовало бы понять в отношениях арабов и евреев, и это - ключевая задача наших исследований. Когда мы сможем приблизиться к такому пониманию, можно будет разрабатывать конкретные методы решения конфликта.

Общий вывод, который был сделан по итогам данных работ заключается в следующем: чтобы правильно строить отношения между народами, проживающими на одной территории, лидеры государств (а предварительно эксперты и посредники, обладающие указанными выше качествами) должны правильно понять архетипы развития этих народов, миссию каждого из них, тенденции современного этапа развития цивилизаций или если говорить более высоким стилем: понимать Духи народов и Дух времени.



Приложения


Приложение 1.

Идея Недели мира

Обе игры в Эстонии и Израиле были связаны с идеей "Недели мира". Неделя мира или более точно "Идея упражнений в мире возникла 23 года назад. Первая "Неделя мира" была проведена в 1985 году. Это был период очередной вспышки напряженности между Востоком и Западом: Рейганом была провозглашена программа звездных войн, а Советский Союз усматривал в этом нарушение сложившегося равновесия вооружений. На Западе усилилось движение мира в противовес проектам звездных войн. В этот момент во Франции появилась группа исследователей, которые заявили, что политические движения и демонстрации протеста - это только внешняя часть проблемы. А основная проблема мира - проблема внутренняя: душевная и духовная. Она находится в сознании каждого человека. Мир - это не просто внешний договор между странами. Поэтому они решили - на неделю собраться вместе и делать упражнения, которые им самим позволят усилить силу мира, и тогда это будет воздействовать и на окружение. Идея состоит в том, что если человек нашел мир в себе, только тогда он может распространять его вовне. Поэтому эта группа решила упражняться в мире и это назвали неделей упражнений в мире. Первая встреча была во Франции, в Эльзасе, на границе между Францией и Германией. Это место было выбрано специально, потому что Эльзас был провинцией, где шли самые ожесточенные войны в Европе на протяжении почти тысячи лет, потому что это была пограничная провинция. Впоследствии "Неделя мира" стала проводится также ежегодно в самых разных странах. В последние пять лет "Неделю мира" стали проводить в нескольких странах, в разные недели. Встречи проходили в Бельгии, Франции, Германии, Эстонии, Чехии, Литве, Израиле. Вплоть до 2007г. встречи проходили в основном в форме чисто духовных практик, в том числе медитаций, а также молитв, ибо в числе инициаторов движения было много христиан. В 2007г. состоялась первая "Неделя мира" в Эстонии. К этому времени "Неделе мира" исполнился уже 21 год. У участников этой работы возникло ощущение, что настал момент выхода из внутреннего группового процесса выйти в социум. Это совпало со временем вспышки межэтнического конфликта в Эстонии, о котором говорилось выше. И было принято решение посвятить эту "Неделю мира" поискам решения реального конфликта между русскоязычной общиной и эстонцами. Группа израильтян, в том числе автор статьи участвовала в этой работе. Ее итоги произвели столь впечатляющий эффект, что было принято провести в 2009г. "Неделю мира" в Израиле, также в ОДИ-образной форме, с элементами канона и интуитивной драмы.


Приложение 2.

Игровая подготовка к "Неделе мира в Израиле". Скайп-сессии и шахматная доска как пространство визуализации игры.

Для осмысленного проведения игры и выделения ее идеи, инициативная группа из Реховота решила провести предварительную Деловую игру по канону. Тема игры была сформулирована так: "Встреча с идеей "Недели мира" в Израиле." Для проведения игры группа также привлекла к участию И.Фишмана, разработчика метода Канона, который к настоящему времени работает на Украине и руководит там работой украинского методологического клуба (УМКА), а также члена клуба С.Иванова. Это в свою очередь привело к решению провести игру дистанционным способом с помощью скайп-сессий. (Скайп - это одна из интернет-систем бесплатной письменной, голосовой и видеосвязи). Это совпало с тем, что УМКа как раз в это время обсуждало идею проекта Саттелит - некоего интерактивного медиа-пространства с использованием в том числе скайпа и начала практиковать игры с помощью скайп-сессий. Процедура Деловой Игры проходила в соответствии с этапами, описанными в (И.Фишман: Сумма методов"). В ходе интеллектуальной возгонки были проанализированы слова: Неделя, мир, Израиль. В ходе рефлексивной возгонки, состоящей из этапов: восприятие, суждение, представление, понятие - было получено понятие Недели мира. В итоге этапа Меркурия было получено интегрированное понятие Недели мира как семидневного процесса творения субстанции мира. Затем, на этапе Венеры была сформулирована идея Недели мира: установление мира в душе каждого участника миротворческой группы, установление мира с душой другого участника группа, вынесение этого опыта во внешний мир. Эти три процесса были зафиксированы в следующем алгоритме действий миротворца:

1. Видеть картину мира в целом, то есть прошлое, настоящее и будущее. Мира в духовном понимании как равновесия между силой любви Человека, которому противостоят как силы иллюзии, так и силы мирового зла.

2. Установление мира в своей душе (выход в рефлексивную позицию).

3. Видеть, переживать: какие силы действуют в душе другого человека и установить мир с другим Я.

4. Формирование позиций участников конфликтной ситуации.

5. Выход всех участников в рефлексивную позицию.

6. Поиск и переживание равновесия на новом этапе.

7. Передача полученного опыта во внешний мир.

Более кратко идея была сформулирована как творение мира из познающего Мир Я. На этапе Солнца были определены персонажи интуитивной драмы. Здесь была применена еще одна новинка - интуитивная драма на расстоянии проходила с использованием шахматных фигур и доски. Мне неизвестно, есть ли у других методологов такой опыт, но в любом случае, мне кажется это может стать новым словом в играх и, хотя отчасти уменьшает эффект от непосредственного участия в игре, зато позволяет проводить игры в условиях пространственных, временных и финансовых ограничений. На этом этапе было получено эмоциональное переживание миротворческого процесса.

Следует отметить еще один немаловажный факт. В ходе проведения игры в инициативной группе также возникали конфликты, связанные с разными взглядами. Поэтому в параллельно с проведением основной игры в группе постоянно проводилась рефлексия рабочего процесса. В какой-то момент даже была проведена параллельная игра по восстановлению мира в самой группе. И это, естественно ибо соответствует самому первому этапу работы - установлению мира в самом себе, в миротворце.


Приложение 3.

Организация игры

Для организации игры была использован трехсферная организация, основанная на теории Р.Штейнера о сферном устройстве социального организма, состоящего из трех сфер: духовной, государственно-правовой и хозяйственно-финансовой. В ходе самоопределения выявились те, кто взял ответственность за ту или иную сферу. В то же время за духовную сферу приняли ответственность все участники группы. Была также попытка представить игру и на основе 12-тиричности (более сложное деление, включающее деление, в свою очередь каждой из сфер еще на четыре раздела, см. В. Поляк, И. Фишман). Но это пока не удалось в полной мере.

Однако при разработке содержательной части игры 12- ричность была учтена. Было определено, что сама содержательная часть игры относится к духовной сфере. Духовная сфера состоит из эзотерики, религии, искусства и науки. Из этого вытекла и программа игра, где было место для всех 4 разделов. Хотя и это нельзя все строго отделить друг от другого. К отделу религии были отнесены службы, которые проводились для тех участников, которые были членами общины христиан-антропософов. К эзотерике - был отнесен метод использования планетарных ролей и интуитивной драмы, к научным методам - доклады, лекции, дискуссионные панели на темы, связанные с развитием мышления, историей арабо-израильского конфликта и межкультурного диалога. Также были предусмотрены группы различных искусств: рисование, скульптура, эвритмия, рассказывание сказок, работа с природой. Предполагалось, что результаты исследований, полученных в утренних группах будут затем интепретированы в художественной форме в группах искусства.

Сама работа была построена следующим образом. Утром после общей медитации в течении нескольких часов шла параллельная работа в двух группах: интуитивной драмы и традиционной дискуссии. Затем после перерыва шла работа в группах искусства. Затем рефлексия и вечерний ритуал. Кроме того, для лучшего вживания в ситуациию состоялись экскурсии в еврейские и арабские города, встреча с бедуинским шейхом, дискуссии с еврейскими и арабскими лидерами.



Дата публикации: 31.01.2012,   Прочитано: 5858 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды