Das Goetheanum, 1-2/2020
Пер. Г.А. Кавтарадзе
День за днём я переживаю чудесные вещи. Я не живу в сознании, что ситуация в мире катастрофична и становится всё хуже. Возможно, я наивен, быть может я вижу неверно, но у меня в самом деле такое впечатление, будто я свидетель солнечного восхода, а не захода Солнца. Область, в которой я вижу появление нового света, есть область встречи людей. Там я наблюдаю, что кое-что может делаться всё лучше, вести к новому соединению с божеством в нашем мире. Когда встречаются два человека или больше, между ними может возникнуть что-то вроде защищённого пространства, как будто вдруг вокруг них возник храм или собор и внутреннее пространство, в котором несомым и оберегаемым становится то, что достойным образом звучит от одного человека к другому
Я представляю это себе так, что есть существа, – мы можем назвать их ангельскими существами, – которые дожидаются такого момента. Если двое хотят встретиться так, чтобы вместе настроиться на что-то целительное, что-то, что может повести к свету, тогда такие существа быстро приближаются к ним и создают вокруг них световой заслон. Раньше я мог пережить это лишь в состоянии влюблённости. О любовных отношениях известно, быть может, уже много веков. Подобное, ощутимое вдруг присутствие Ангела сегодня может случиться во время спонтанно возникшего разговора в трамвае.
Позолоченный мир
В тот момент, когда между людьми возникает такое пространство, – легче всего между двумя, несколько труднее в группе, – становится заметно что-то вроде присутствия иного, лучшего мира. Мир кажется позолоченным, золотым во время такой встречи. Подчас у меня бывает даже впечатление, что в такое время не играет никакой роли уже электросмог и свет диодной лампы, которые я зачастую ощущаю помехой более глубокого видения людей и их мыслей. Вредоносное ничем не может нам повредить. Тут у нас другая, лучшая действительность.
У меня впечатление, что такие возможности, – вносить в повседневность более высокий мир благодаря глубине встречи с людьми, – увеличиваются. Кажется, что есть существа, невероятно готовые приходить на помощь в момент, когда люди хотят встретиться под знаком человеческого достоинства, и способствовать защите социального пространства, какое тогда возникает, так что оно освящается более глубоким смыслом. Мы можем вспомнить при этом слова Рудольфа Штейнера в знаменитой лекции «Что делает Ангел в нашем астральном теле?»: «В будущем всякая свободная религиозность, которая будет развиваться в человечестве, будет покоиться на том, что в каждом человеке в непосредственной жизненной практике, а не просто в теории, будет признаваться подобие Божие. Тогда […] встреча любого человека с любым человеком с самого начала будет религиозным действием, таинством, и никому не нужно будет поддерживать религиозную жизнь посредством особой церкви, внешних учреждений на физическом плане, так как вся жизнь станет тогда выражением сверхчувственного» [ GA182, 9 окт. 1918].
Можно сказать также: в том мире, в котором мы живём, находится второй мир, лучший, но в одиночку в него так легко не войти – разве что в особо благоприятный момент медитации или при сильном художественном впечатлении или переживании природы. Наиболее же простой вход в него – это встреча. Встреча, которой ищут в сознании собственного достоинства и достоинства другого, представляется мне теми самыми вратами в духовный мир, которые сегодня легче всего открыть.
Быть достойным
В различных историях рассказывается, как у входа в священное место стоит изречение: «Пусть войдёт достойный». Это надо правильно понимать. «Быть достойным» не значит быть прилежным учеником, делать домашние задания и так далее. Это хорошо показано в образе блудного сына в 15 главе Евангелия от Луки. Наверху интересуются, с чем мы пришли, что сумели мы пронизать сознанием и любовью. Они интересуются, много ли мы любили, многое ли мы изменили в себе. Это «быть достойным» не значит достичь совершенства. Человек ищет своего достоинства. И его сильней всего ищут, совершив какую-нибудь глупость, чувствуя себя прямо замаранным, – тогда достоинства ищут подчас сильнее всего, тогда быть может лучшим образом входят во врата
У меня следующий образ человеческого достоинства: мы представляем себе, что каждый человек шествует через мир со светильником в руке. Вопрос достоинства в том, чтобы сделать так, чтобы моя свеча не погасла. Когда она светит ярче, когда слабее? Как она трепещет при том или ином действии? Где то место, где её можно снова зажечь? Дело в том, чтобы уловить момент понимания и далее повторить его, а не в том, чтобы что-то уберечь. Наверное, источник света надо даже потерять, чтобы сознательно вновь обрести его. Таким видится всё человечество. Каждый в отдельности следует со своим светом по жизни. Многие не знают, что у них есть свет, и думают, что они во тьме. Они совершают всё не так, как надо. Таким нужно сказать: «Я вижу свет в тебе! Обрати на него внимание!» Тогда, быть может, они проснутся и поведут себя иначе.
Дело, стало быть, в том, что «быть достойным» не значит быть тем, чем уже являешься, а в том, что этого ищешь. Если это понимать так, то можно сказать: эти пространства, – я назвал бы их «социальными храмовыми пространствами», – открываются благодаря встрече людей, и войти в них можно в поисках достоинства. То есть если в другом человеке и вместе с ним ищут высшее, целительное, внутренне просветляющее. Тут не требуется удостоверения, членского билета, взноса, – всё зависит от внутреннего настроя. .
Волшебная сила слушания
У меня впечатление, что многое из того, что по судьбе тяготит человека, исцеляется, когда его видят. Я уверен, что терапевтические последствия того, что нечто видится и не игнорируется, усиливаются из года в год. Уже одно то, что кто-либо вслушивается в моё сердечное стремление, помогает этому сердечному стремлению уподобиться зерну, опущенному в добрую почву, дать первые зелёные ростки и получить оберегающую оболочку. Волшебная сила вслушивания в другого с сердечным участием становится всё значительнее и способна помогать.
Следующим шагом во вслушивании может быть подтверждение услышанного. Облекая в слова воспринятое в другом человеке как его достойное и ценное, мы укрепляем целительную силу, которую можно ощутить во встрече людей.
Что во многих местах пробуждается внимание в отношении Mobbing [ходовой английский термин, означающий, что в отношении нежелательного сотрудника, которого нельзя по закону уволить, создаются нетерпимые условия, заставляющие его добровольно уйти с работы. – Перев.,] это для меня часть данной темы. Если в отношениях между людьми совершается ещё много несправедливого и недостойного, заметно теперь особенно отчётливо, то это потому, что одновременно возможен был бы и сильный свет. Многие дети чувствуют, принимают ли их всерьёз и по достоинству, или же нет. Когда же они в этом разочаровываются, тогда в них отступает самое ценное. Наиболее чувствительные в этой области люди способны натворить много бед в своём окружении.
Кроме того. можно заметить, как страдает достоинство человека, когда видишь, что для родителей какой-либо прибор, например, смартфон, бывает важнее контакта с собственным ребёнком. В этом смысле приобретшее в последние годы эпидемический характер смещение прямого человеческого контакта в сторону опосредованного машиной нанесло ущерб человеческому достоинству целых поколений. Иллюзия, будто в аппарате можно найти другого, принадлежит к теням или, лучше сказать, к великому отвлечению внимания, заставляющему нас проспать то, что в настоящее время действительно важно.
Перемены при встречах людей и повышенная готовность духовных существ оказывать помощь, чтобы защитить встречи, проходящие под знаком человеческого достоинства, и при этом одарить человека переживанием мира лучшего будущего, – мне кажется, связаны с тем, что Рудольф Штейнер называет действием Христа в эфирном мире и что он предсказывал для эпохи, начинающейся с 30-х годов XX века. Это новое действие Христа засвидетельствовано с тех пор многими людьми.
Наше будущее
Будучи миром живого и сил жизни эфирный мир не принадлежит отдельному человеку. Это мир промежуточных пространств, временных процессов, мир жизни и прехождения. Мы узнаём эфирный мир прежде всего в пространстве между нами. Невозможно обладать монополией на эфирный мир. Эфирным образом каждый касается каждого, и каждый связан эфирно с каждым.
В этом «мире промежутков», в открывающемся посредством социальных контактов эфирном мире предчувствую я Христа. Великое Солнечное существо, живёт на земле, говорит Рудольф Штейнер, уже две тысячи лет. Я вижу внутренним оком, как Оно строит будущий мир. В холодном с виду, напичканном машинами и сотрясаемом катастрофами мире уже живёт золотое таинство будущего. Посредством встречи мы можем войти в этот другой, лучший и подготавливающий будущее мир. Уже можно, так сказать, слышать в воздухе запах того, что однажды сделается Небесным Иерусалимом, как это названо в Апокалипсисе, или «сознанием Юпитера» в «Очерке тайноведения» Рудольфа Штейнера.
Мы соучаствуем в его строительстве, когда стараемся воспользоваться возможностью входа и задерживаемся в этом другом мире. Неверно, что будущее наступит когда-либо вдруг, оно уже в Теперь. И Теперь уже содержит другой мир. «Иной мир существует, но он – в этом мире», – говорит Поль Элюар. Строительные камни для будущего мира собираются, формируются и группируются уже теперь.
В сегодняшнем мире много страшного. Однако золотой эфирный внутренний мир тоже здесь. В нём заключено наше будущее. Содействовать его разработке кажется мне драгоценнейшей задачей, какую можно сегодня себе поставить.
Будущее в руках человечества. Его важнейший со-исполнитель (Mitträger) – Солнечный Дух. Он соединяет всё ценное и пригодное и несёт его в будущее.