Письмо от 8 января 1927 года
...Спасибо за поздравления с Новым Годом... и вас поздравляю..Прежде всего желаю тишины, мира, ответственности, серьезности. По моим субъективным прогнозам мы вступаем в ответственное семилетие: 27-33; за ним семилетие, в котором для человечества могут быть большие свершения: семилетие предшествующее - семилетие подготовления, ожидания, тишины: для одних, уже созревших и не спящих вовсе, которые проходили свою Камалоку (для некоторых антропософов уже Камалока на земле ввиду их миссии скорей вернуться на землю и ввиду ускорения темпа времени), для одних уже в этом семилетии могут быть предвкушения больших событий духовных, для других это будет время очищения, вступления в Камалоку, и, стало быть, ряд испытаний впереди. Я желаю вам сознательности и мужества, чем темнее может казаться лик небес, тем громче запоют петухи утра для имеющих слух к этому инспирированному звуку. Думаю, что для большинства не желающих проснуться это будет семилетие потрясений, кармических ударов, разбитых надежд; будем же вооружаться сознательностью, будем слушать ритм времени, будем привыкать к новому кругу. Ведь год, каждый год - это упражнение в слухе, в развитии ритма.
Для меня все более и более умение найтись антропософски в жизни стоит в связи с умением ступать по времени, то есть знать, как осень, зима, весна, лето варьируют тональность поступка. Времена года, 12 месяцев - это данное вам непрестанное упражнение к развитию слуха и тональностям годового круга; это гаммы, без которых мелодии моих поступков в их социальной оркестровке будут фатально фальшивыми, хотя бы домыслы мои о поступках и были бы абстрактно правильны.
Я желаю вам обоим ритма, чтобы вы вели время в правде ритмов его; я желаю этой правды ритмов для вас, как и для всякого, потому что свершение поступка в правде ритма имеет прямое отношение к Карме и к инспирации: абстрактное амор фати есть знание тональностей, помогающих нести бремя времени, а Карма в одном разрезе и есть бремя времени.
Недавно провожал 12 дней (от 25-го декабря до 6-го января), дивовался красоте тональностей годового круга, вставали мысли, отзвуком которых хочется и с вами поделиться, ибо эти мысли касаются каждого из нас. Но до конца я их понял во всей конкретности лишь в этом году, потому что провел сознательно осень от сентября до Рождества.
Новый год начинается, собственно, в сентябре; в нем скрещивание двух ритмов, двух космических циклов; один год (Доктор называет его «Платоновым» годом - против Солнца) - есть год смены всех двенадцати знаков Зодиака в точке весеннего равноденствия (21 марта); когда-то в эпоху Персии 21 марта падало на знак Близнецов (Ормузд - Ариман Персии), потом - на Тельца (древний Египет), потом - на Овна (четвертый период); теперь мы около Рыб; 2000 с лишним лет проходит каждый знак Зодиака по точке весеннего равноденствия. Весь круг Зодиака проходит через весну 25000 лет, это и есть одно представление о Космическом Годе. Другой, большой Космический Год измеряется точками перигелия (ближайшая к Солнцу точка орбиты Земли), его амплитуда 110000 лет и он течет в обратном направлении. Так что есть две орбиты Космических Годов, текущих в обратном направлении друг к другу - орбита Года, равного "110000 лет течет посолонь (по Солнцу), это орбита знаков: Водолей, Рыбы, Овен, Телец, то есть, январь, февраль, март, апрель и так далее. «Платонов» год течет обратно, от весны через зиму к осени. И когда у нас развивается слух к ритму времени, мы чувствуем скрещение времени двух потоков, и наше задание - в умении управлять этими потоками, проходящими через «Я», в этом задании - сознательное овладение инспирацией. Последняя точка пересечения двух орбит, двух космических годов - была в середине атлантического периода, в знаке Весов, в нашем теперешнем сентябре; и оттого знак Весов - равновесие этих двух ритмов. Точка пересечения их в нашем Я, эту точку пересечения мы несем в себе как Год Космический, Новый Год, которым мы должны овладеть сознательно.
Вот отчего сентябрь - подлинное начало года. Но сентябрь - и время испытаний, вследствие нашего падения в четвертом периоде отсрочилось время схождения Логоса; сентябрь - начало падения, последнего падения в прошлом, от сентября до Рождества - труднейшее время нашего погружения (бессознательного) в воспоминания падения (грусть осени и трудности осени); мы должны сознательно овладеть сентябрем, октябрем, ноябрем, декабрем - труднейшими знаками Зодиака; Скорпионом (с Драконом, встающим на небе в это время). Стрельцом, поражающим нас судьбою, последствиями ежегодного впадения в повтор бывшего падения (ноябрем), и Козерогом - Кармою (Козерог -Единорог) встреча с ним в символике русского народа это - встреча со смертью; это - встреча с Христом). Осень - начало сознательности, сознательность без осознания осеннего ритма без прока, осенью после дня Михаила и после Покрова (14 октября) мы вне Покрова, в темноте пустынь мира, во мраке, в уколах Скорпиона, недаром Креститель вопиет из пустыни о «порождениях ехидны» именно в эти дни. Тоска осени взывает к власянице, к посту, к перемене сознания, чтобы смочь дойти до Рождества. В это время и Дева (знак сентября) летит от Дракона на крыльях Большого Орла в пустыню, где она родит Младенца (в дни Рождества). Вы ведь помните текст Апокалипсиса, как были даны «Жене, облеченной в Солнце», крылья Большого Орла, чтобы она спаслась от Дракона. Что такое Большой Орел? Да внутренний, скрытый от нас знак того же Скорпиона. Когда-то символ Орла, духовности, стоял в знаке Скорпиона (вместо Скорпиона).
«Дева» летит на крыльях Большого Орла с октября от телесно-душевной природы, где летом она обнаружилась, и в горние выси Духа, бросая через осень нам свой покров. В явлениях увядания природы должны мы увидеть духовный смысл. Этой осенью я собирал земляничные листики и понял, что если цветы выражают цвет душевности (землю и влагу), то сухие листья выражают свет Духа (в огне и воздухе); духовный смысл увядания есть сгорание в огне и воздухе; если мы примем осень в огне и в воздухе Духа, самая природа увядания - спускающийся над нами Покров улетающей на крыльях Орла Девы; наш ритм в это время - схватиться за Покров, улетающей на крыльях Орла Девы; наш ритм в это время — схватиться за Покров Природы, как за Покров Девы и на этом ковре-самолете лететь с Девой над мраком Скорпиона-Дракона к дням Рождества.
Это летение - память об огнях осени в посте пустыни и Крестителевом вопиянии: «Переменитесь!».
Понимание этого роста ритма в нас в осеннем сознании, в самосознании, — и это самосознание — сентябрь, точка перекрещения двух орбит, точка рождения некогда человеческого Я. Вот почему сентябрь Весов (равновесия) кончается праздником Михаила, борьба с Драконом; Покров Девы и копье Михаила, проходящее из Духа сквозь наше самосоэнающее Я, ведет к Мистерии нашего очищения, Крестителева вопияния: «Переменитесь!» Теперь в Михаиле - поступок нашей сознательности из понимания ритма этого отрезка Зодиакального Круга. В этом понимании Великая Мать и Вечная Дева в свете самосознания становится Софией - Премудростью, празднуемой по новому стилю 30-го сентября, а три Лопасти Плеромы риз Ее развеваются от Нее; одна лопасть Любовь, летит в будущее, к Рождественскому Младенцу, две - бросаются нам вниз, как нас одевающий Покров (он же мост, по которому мы проходим к Рождеству над бездной природного мрака): и эти лопасти Покрова-Вера, Надежда. Теперь соберите все то, что я сказал, в символику знаков Праздников: в августе приближается Дева, взывающая к пониманию Ее самосознающим Я сентября - в равновесии между Люцифером и Ариманом; в Весах обретаем мы самосознание и нам открывается духовный смысл увядания, как сгорание и очищение, как огонь листьев и природы; это и есть огонь Михаила, которого Доктор называет Духом мощной красоты; прибавляю - осенней. Конец сентября - праздник Михаила, перерождающий Деву - Природу в Софию - Премудрость. 30-го - София, бросающая нам лопасти Веры и твердость перенесения «Скорпионовых» жал и Надежду; эта надеждав духе Михайлова дня - понять: огонь, вспыхивающий как увядание, есть обетование о будущих цветах Духа; и листья осени -цветы Духа, Покров Надежды. Из увядания сплетаем мы мост к Рождеству или Покров; и октябрь идет Покровом.
Понимаете ли вы, дорогие друзья, чудо ритма осени! В этом году я его понял до дна! и провел к Рождеству. Как связать тональность времени с ритмами каждодневных поступков - дело каждого; но понять, но связать -надо. Это - плод уэнания всей моей 46-летней жизни.
Иначе Скорпион укусит и год опять сорвется. Стрелец пошлет стрелу, и вместо двенадцати дней - рог («рок») Козерога, как Стража Порога. В декабре ведь бессознательно переживаем обряды желания рождения и обряд ужаса. Умелое проведение последнего, зависящее от правильной установки всей осени, нас вводит в Храм Братства Любви. Но большинство отбрасывается от дверей Храма: для них течение годины - бессознательная судьба обрядов ужаса.
Вот почему «срываются» Праздники почти во всех душах: нет слуха, нет ритма.
К Рождеству из плодов усилий сентября семя жизни рождается в росте высшего "Я"; огонь осенних листьев именно здесь-замысел о цветах весны, растения по Доктору именно в это время думают, как им цвести весной; сухой листик в огне раскраски в свечичках наших мыслей, теперь становится цветком: уже к январю. В это время возможность вспышки "Я" высшего (Христа в нас). 25 декабря - Праздник Иисусов (рождение Младенца Иисуса), а Праздник 6 января - Крещение 30-летнего Иисуса, то есть зачатие Христа в Землю; Христос 6 января врождается из Космоса в мир: Иисус 25 декабря идет к Крещению. Здесь в Рождестве опять скрещение двух линий времени; от 6-го к 25-му: от Христа к Иисусу; от 25-го к 6-му: от Иисуса ко Христу. Между -12 священных ночей, во время которых мы как бы вне времени; и эти 1 2 дней - Храм для прозревших. В это время мы в нижней точке Мирового Креста: удивительная симметрия; смотрите:
От 25-го декабря до 6 января есть "12" дней Мистерии Рождения Высшего "Я" (от Иисуса ко Христу). И точка между двенадцатью днями почти на середине - последний день старого года; если сентябрь в природно-космическом смысле есть Новый Год, то первое января есть мистерия "Я" человека Нового Года в безвременном смысле, это Новый Год по новому имени внутри Я: "не Я, а Христос во мне"... Я бы назвал первое января праздником Дамасского Света; нарастание природного Света лишь отражение роста в насСолнца Дамаска. В середине "12" дней мы из высшей сознательности теперь стоим в Водолее. Водолей и есть погружение нас в Иордань; и Вассерман - Водяной Человек; что есть Водяной Человек? Это Человек, обрядом Крещения приготовленный к сошествию Логоса; тут-то в нас пробуждается Чело Века, наш Манас: если сентябрь - рождение Самосознающей души, если путь к Рождеству -"история становления самосознающей души", то сознательно стоя в ритме Водолея в середине Мистерии 12-ти дней, в перекрещении путей от Христа к Иисусу и от Иисуса ко Христу, мы в возможностях Манаса. "12 дней" для развившего слух к ритмам года поступками, согласными с этими ритмами, есть вневременная Мистерия, где каждый день переживается как Знак Зодиака; каждый месяц года посылает в каждый из дней свой луч; одновременно, это время соединение в нас (по два) знаков Зодиака, ибо мы переживаем 12 дней и посолонь, и против Солнца. Посолонь: 25 - Козерог, 26 - Водолей, 27 - Рыбы, 28 - Овен, 29 - Телец, 30 - Близнецы, 31 - Рак, 1 - Лев, 2 -Дева, 3-Весы,4 -Скорпион, 5-Стрелец. И против Солнца: 25 - Козерог, 26 - Стрелец, 27 - Скорпион, ставший Орлом в дне Праздника рождения Иоанна Богослова (27 декабря - по Доктору -день рождения Иоанна Богослова), 28 - Весы, 29 -Дева, 30 - Лев, 31 - Рак, 1 - Близнецы, 2 - Телец, 3 - Овен, 4 - Рыбы, 5 - Водолей.
Нам встают образы древних Мистерий в линии обратного хода: персидские, египетские, мистерии Овна или закланного Агнца, ставшего Иксдус (слово "рыба" по-гречески или криптограмма "ИисусХристос - Бог Сын): так мы доходим до Водолея, Человека, Человека воистину, чтобы повернувшись назад в Козероге Судьбы увидеть не смерть, но "во Христе умираем" и этим стрелу ноября пустить в Скорпиона, восстановить нами некогда нарушенное равновесие мира в сентябре; и этим приобщиться к Деве, как мудрости Мистерий: знак "Дева" - знак миросозерцательного феноменализма, а этот знак по Доктору - знак Мистерий и так далее.
Вы понимаете ли, что 12 дней для проснувшегося есть и история Мистерий в нем, в своем росте от Иисуса ко Христу: - от Иисуса к Христу - биография рожденного в нас Младенца Духа.
Я считаю, что выход к сознательной работе, дневной, Нового Года наступает с 6-го января; и это забота - как пройти к Пасхе? Как духовную радость не уронить в личинах-масках рождественских и в "масляной жизни"; древние сатурналии теперь - личины-маски; после рождения высшего "Я"-бывшая личность, просыпавшая самосознание сентября - ведь личина; если я твердо не возьму "личину" в руки, она станет в руках Аримана моим эфирным двойником; страх к личине, есть страх к "двойнику" своему (церковь проклинает личину); с 6-го января мы должны вернуться, чтобы с ней работать; правильное отношение к ней - превратить ее высшим нашим рождественским сознанием в шлем рыцаря.
Шесть правил контроля я рекомендовал бы начинать после священных 12-ти дней, проводя каждое по месяцу - так чтобы окончить их точно к точке летнего солнцестояния; лучше всего, легче всего надеть шлем контроля мыслей - из серьезно проведенных " 1 2-ти дней"; отсюда: ритм хождения по году - правила вооружения: походка рыцаря; если и декабрь своим обрядом ужаса (первая половина) вызывает во мне цикл Шуберта "Винтеррайзе", то выход из " 12-ти дней" для меня звучит вагнеровским маршем из "Тангейзера": походкой рыцаря; латы рыцаря мне закроют крещенский крестик; этот крест был в сентябре мне ломающим плечи Космическим Крестом, в Крещении я понял, что это иго и бремя - легко есть: но надо его защитить латами рыцаря; рыцарский путь: от Иисуса Рождества к Христу Воскресшему через Мистерию Голгофы; если "12 дней" - видение Монсальвата, если страстной четверг-Мистерия Грааля,то путь великого Поста: путь искания исчезнувшего Храма рыцарем Парсифалем.
На Пасхе латы прорастают цветами весны; и с Вознесения начинается вознесение нашего окрепшего "Я" в Космос. Первые шесть месяцев каждого года есть, по-моему, перенесение мистерии рождения Я высшего (в 12 днях) в биографию нашей походки по году; к июню мы возносимся к космическим тайнам; с Духова Дня до - приблизительно - Петра и Павла мы вне истории: с Петрова дня - начинается уже линия вхождения в осознание исторического христианства; "Когда Солнце движется на Север", тогда нам доступнее мистическая наша биография; с 24-го июня Креститель поворачивает нас к зарытому в истории и Земле кладу: к пониманию исторического пути человечества. 29 - го июня (значит, 29-13 нового стиля) праздникПетраиПавла:Двухлиний исторической культуры, какцеркви (Петр) и церкви, как культуры (Павел); линия Петра-церковь первых веков; Павла - понимание церкви самой, как культуры "Я". Отрывок от 12-го июля до праздника сентябрьского (Возрождение Креста) есть отрезок истории до Константина, где догмат Петровой Церкви перерождается из исторического реализма в исторический материализм; в линии Павловой истории здесь именно происходит разрыв догмата с символом; но в Павле назреваетлиния понимания исторического реализма как символизма: в первой линии (Петра) - проваливаемся в "Скорпионову"тему; во второй линии (Павла)-сознательно вооружаемся самосознанием; вместе с тем - в историческом разрезе сентябрь есть время "ренессанса": рождение самосознающей души; и -уже описанное: день Михаила, день Софии, путь веры в Веру, мост надежды к Любви, к Иоанну; путь через зимние месяцы в разрезе истории - путь от нашего времени к Рождеству, кбудущему от свободной культуры к Церкви - Мистерии: от Павла к Иоанну; ведь праздник рождения Иоанна, по Доктору, в безвременном круге " 12" дней: 27-е декабря (третий день Рождества).
Дорогие друзья, какая красота заложена в годовых ритмах; и какая симметрия: она выявляет путь по Году нашего самосознающего, то есть, пронизанного Годовым ритмом, Я, как таковой:
Мы в линии шествования по Году от X к Y проходим линию мистерии нашего Я (наш рыцарский путь) как рыцари; в А мы возносимся в Космос; линия АВ есть линия выхождения нашего сознания из черепа; в В мы снова входим в историю; 25 декабря мы в центре Космического круга; от 25 го до 6-го - безвременный круг "1 2" дней, из которого 6-го января вступаем в наше годовое странствие.
Дорогие друзья, простите мне эти косноязычные попытки намекнуть на что-то в ритме года; я знаю, что в каждом по-своему преломляется этот ритм; но он есть; он - потрясающая меня реальность; и если мы не будем пытаться конкретнейше им овладеть, ходить по годовому времени "легко ступая", все более и более будем мы ощущать сотрясения времени в нас и удары предметов времени по нам: ужасные удары; и если мы не согласуем с этим нашим развиваемым слухом ко времени все отвлеченные наши знания об антропософском пути, этот путь, абстрактно изучаемый, нуль: ничто; надо уметь править временем: правильно вести время в себе, то есть читать ритмы,подпевать им жизнью; праведник ведь в наше время - ритмист; не нарушающий тактов социальных и индивидуальных.
Поймите же: мои пожелания от всей души могут быть одним: пожеланием ритма и такта времени.
Машинописная копия письма найдена в архиве М. А. Скрябиной.
Адресат неизвестен.