Лекция по случаю
Дня памяти РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА
30 марта 1930 г. в Штутгарте и 28 апреля 1930 г.
на Пасхальном съезде в Гетеануме в Дорнахе
Мои милые друзья!
В этот день, когда наш великий Учитель и руководитель покинул физический план, перед нашей душой совсем особенно встает требование, которое выдвинул он на Рождественском Собрании. Тогда, в Рождественские дни 1923 года, силой его слова, возвещавшего волю духовных Водителей нашей земной миссии, было создано единство между тем, что мы знаем как антропософское движение, и нашим Антропософским обществом, которое до того было лишь внешним обрамлением этого движения. Но тем самым перед каждым членом Общества было поставлено требование увидеть свою принадлежность к Обществу в новом свете: мы были удостоены разделить с ним ответственность в отношении духовных Сил, которую до этого момента нес Рудольф Штейнер. И в знак соединения движения и Общества,- что было однако не только знаком, но и реальностью,- он поставил самого себя во главе Общества. Исполненные доверия могли мы принять его дар, ибо ведь это был Он, который направлял нас, который мог уберечь нас от ложных шагов.
Одним ударом стало все это иным в то мгновение, когда его телесно уже не стало среди нас. Теперь наша ответственность неизмеримо возросла - не будучи в состоянии полагаться на мудрый, полный любви совет нашего руководителя, мы отныне должны были искать мудрости и любви лишь у самих себя - и мы знали, в сколь скромной мере таила в себе эти высшие блага наша душа. В этом тяжком положении мы находимся теперь уже пять лет и все еще находимся сегодня. Это изображение нашего положения могло бы лишить мужества. Но, мои милые друзья, в отношении этого можно занять и иную точку зрения, - ту, что именно теперь необходимо напрячь все наши силы, чтобы в чистоте сохранить труд жизни Рудольфа Штейнера, сделать его доступным для человечества. И тогда нас может охватить радостное настроение, чувство счастья, что такая задача вверена нам. И активность, проистекающая из этой осчастливленности, может помочь нам преодолеть боль от того, что нашего великого руководителя мы уже не видим среди нас.
Но одно необходимо, если мы хотим продолжать дело Рудольфа Штейнера в человечестве, - это чтобы мы сами знали, чтобы мы сами понимали его.
Когда я говорю «понимали», то я, конечно, употребляю это слово с известным ограничением, так как все мы знаем, что наше понимание в данное время может быть только ограниченным. Но насколько наше современное мышление способно к этому, мы должны сами внутренне охватить то, что мы хотим нести другим! Духовное достояние, изложенное в тысячах лекций, задает, ведь, современному мышлению бесчисленные загадки. Мы наталкиваемся там на явные противоречия и даже больше, и мы проходим, не подозревая этого, мимо глубоких тайн, скрывающихся за словами Рудольфа Штейнера. Поэтому я думаю, что поступаю вполне в духе Рудольфа Штейнера, если сегодня, в день памяти его физической смерти, я хотел бы попробовать осветить одну область антропософии, которая пока еще очень мало объяснена.
Уже в начале своей деятельности Рудольф Штейнер говорил о тех Посланцах, которые действуют подготовляюще из духовных миров для того, чтобы великие этапы нашего развития могли бы протекать правильным образом. Таким образом они должны были работать в прошлом, чтобы сделать человечество зрелым для принятия Христа: и теперь и в будущем их задачей является принести людям то, что через Христа должно влиться в человечество. На Востоке этих Посланцев называют именем Бодисатв и Рудольф Штейнер подчеркивает: «Только ориентируясь в этом, поднимаются соответствующим образом к познанию того, чем был Христос для человечества, чем Он может быть и чем Он всегда будет».
Теперь вам станет понятным, что духовный исследователь с трудом находит слова, чтобы передать нам, с помощью наших земных представлений и мыслей, образ этих Высоких Существ. Это очень живо ощущается, когда дело доходит до того, чтобы сопоставить отдельные высказывания об этом Рудольфа Штейнера. Часто они кажутся на первый взгляд как бы противоречащими друг другу; часто способ выражения настолько тонкий, настолько трудно понимаемый, что лишь после повторного чтения, иногда через недели или месяцы, становятся понятными отдельные положения. Поэтому совершенно невозможно дать здесь в кратком изложении исчерпывающий образ Существа Бодисатвы. Этого можно достичь только в интимной работе отдельного человека.
Но другое - возможно. Можно сопоставить великие характерные черты и благодаря этому создать себе понимание того, как эти Существа вступают в наше человеческое развитие, как они всегда стремятся влить в данный момент что-то новое в развитие человечества.
Это я попробовал сделать, и тогда получилась следующая картина: Бодисатва - это ведь не высокоразвитый человек, но Бодисатва - высокая духовная Сущность, которая никогда не странствовала по Земле подобно нам, а также как Христос, реально живший в оболочках Иисуса. В цикле 9-м, в 9-ой лекции Рудольф Штейнер говорит, что Бодисатва - это часть того Существа, Которое можно назвать Великим Учителем человечества, которое выявляло себя в различные эпохи различным образом и Которого в христианской мировоззрении надо было бы обозначить как «Святой Дух». В цикле 17-м, в первой лекции Рудольф Штейнер рисует грандиозный образ (так же и в цикле 9-м, в 9-ой лекции, вы на- уприте тот же образ).
Таким образом, около Христа находятся 12 Бодисатв, которые и должны подготовлять и далее строить то, что Он принес как величайший импульс нашего культурного развития. Мы видим Двенадцать и среди них - Тринадцатого. С этим мы поднялись в сферу Бодисатв и вступили в круг двенадцати созвездий и посреди них - Солнце, согревающее и освещающее их, в котором они имеют тот источник жизни, который они должны вновь переносить вниз на Землю,
И в цикле 15-м, в 5-ой лекции Рудольф Штейнер говорит, что Бодисатвы - Учителя человечества, но источник их учений – ХРИСТОС.
Далее (цикл 10, лекция 2) Рудольф Штейнер говорит, что каждый Бодисатва имеет определенную миссию в развитии Земли. Когда эта миссия выполнена, ему не нужно больше воплощаться в физическом теле. Тогда он становится «Буддой», то есть индивидуальностью, которая как Бодисатва никогда целиком не входила в человеческий облик, но полностью входит в последней инкарнации, а затем вновь уходит в некоторые духовные выси и может оттуда направлять далее судьбы человечества. Так было, например, с тем Бодисатвой, который в инкарнации Гаутамы Будды возвысился до достоинства Будды, Так будет однажды и с преемником Будды, с нынешним Бодисатвой, но лишь по истечении 3000 лет, считая от нашего времени, и его будущее достоинство Будды обозначается как Майтрея-Будда (цикл 19, лекция 10).
Очень часто Рудольф Штейнер называет того человека, через которого Бодисатва проявляет себя, просто Бодисатвой, и это могло привести к некоторым заблуждениям. Он следовал здесь восточному образу выражения. Так, например, он часто говорит о «перевоплощенном» Бодисатве. Он называет также Иешу бен Пандира преемником того Бодисатвы, который в инкарнации Гаутамы-Будды возвысился до достоинства Будды. Правда, Рудольф Штейнер выражается иногда очень точно, например, в цикле 15-м, в 4-ой лекции, где он говорит: «Иешу бен Пандира стоял под защитой преемника Будды, нового Бодисатвы».
Но если не знать именно этих мест, то легко можно прийти к той точке зрения, что тот человек, который находится под защитой Бодисатвы, сам является Бодисатвой!
Очень важно знать это; ибо смутное понимание того, что такое собственно Бодисатва, довольно распространенное сведи членов нашего Общества, проистекает из этого, часто неточного, способа выражения. Но с другой стороны у Рудольфа Штейнера это не является просто «случайным» - мы поймем это в течение этих пояснений.
Во всяком случае, он заботился, чтобы для того, кто хорошо знает его циклы лекций, такое смешение человека, инспирированного Бодисатвой, с самим Бодисатвой было невозможно.
Так, в цикле 9-м, в 9-ой лекции он говорит, что такие «воплощения» мы не должны воспринимать по шаблону. «Можно,- говорит он, - говорить о все снова и снова повторяющейся инкарнации Бодисатвы; но нужно знать, что за всеми теми людьми, в которых он воплощался, Бодисатва стоял как часть той Сущности, Которая Сама является персонифицированной Мудростью нашего мира». И еще прежде (цикл 19, лекция 9) он говорит, что только так понимая вещи, можно и другие индивидуальности, которые опять-таки были великими Учителями, называть воплощением Бодисатвы.
В Риме 13 апреля 1910 года он говорил: «Его (Бодисатвы) сущность как бы слишком велика, чтобы найти место в одном человеческом теле. Только одна ее часть спускается в земные оболочки; большая часть остается в высших мирах».
Не правда ли, мои милые друзья, после этих раз и навсегда данных объяснений, Рудольф Штейнер, если я так смею выразиться, имеет право и дальше говорить о «воплощениях» Бодисатвы, ибо теперь уже невозможно впасть в упомянутое заблуждение.
Да, но, мои милые друзья, кто знает именно эти немногие места из многочисленных лекций Рудольфа Штейнера? И кроме того, как легко забывают такие высказывания, всю важность которых бывает невозможно прозреть в один момент.
Следовательно, мы должны в последующих пояснениях всегда иметь перед собой все сказанное, иначе мы не поймем друг друга.
Мы переходим теперь к рассмотрению Иешу бен Пандиры, о котором Рудольф Штейнер говорит, что за 105 лет до Христа он был руководителем того движения, участники которого называли себя терапевтами (цикл 15, лекция 4, «Евангелие от Матфея) или ессеями, и которые были одушевлены тем Бодисатвой, который был преемником Гаутамы Будды.
Рудольф Штейнер говорит в цикле 15-ом, в 5-ой лекции, что под влиянием инспирировавшего его Бодисатвы Иешу бен Пандира подготовлял Пришествие Христа; ибо он имел задание, хотя бы у немногих людей пробудить понимание того, чем будет Христос и понимание того факта, что индивидуальность Заратустры воплотится в отпрыске Соломоновской линии дома Давида (цикл 15, лекция 6).
И далее Рудольф Штейнер говорит, что тот Бодисатва, который был инспиратором и защитником Иешу бен Пандиры, воплощался все снова и что одно из этих воплощений должно прийтись на 20-е столетие (цикл 19, лекция 10). Это было сказано в октябре 1911 года. В лекции 5 ноября 1911 года в Лейпциге он говорил уже совершенно определенно: «Иешу бен Пандира, который воплощался почти каждое столетие раз, - воплощен уже и теперь; и будет истинным провозвестником Христа в эфирном облачении так же, как когда-то он предвозвещал Христа как физического Христа».
А теперь, мои милые друзья, мы приходим к важной характеристике того, каким образом возвещает о себе это так называемое воплощение Бодисатвы посредством индивидуальности Иешу бен Пандиры. Рудольф Штейнер говорит, что всегда, когда Бодисатва появляется вновь в своем новом воплощении (я цитирую здесь снова дословно – цикл 19, лекция 10), «люди будут иметь переживание, что где-то живет более или менее одаренный ребенок, по которому незаметно, что он должен совершить что-то особенное для будущего развития человечества».
Затем, в сравнении с событием Христа, когда индивидуальность Иисуса покинула свои оболочки и Христос вместо Иисуса вошел в эти оболочки, Рудольф Штейнер говорит далее: «У Бодисатвы будет так, что хотя тогда наступает нечто подобное замене, но индивидуальность (человека) неким образом остается». И та индивидуальность, которая тогда входит, которая должна принести новые силы для развития человечества, она погружается, и такой человек переживает благодаря этому могучее превращение. Это превращение наступает особенно между 30-м и 33-м годами. «И всегда бывает так, что никогда заранее нельзя знать, прежде чем это превращение наступит, - что именно это человеческое тело будет охвачено Бодисатвой». «Это есть отличительный признак», - говорит Рудольф Штейнер.
То же самое мы находим также ярко выраженным в лекции Рудольфа Штейнера, прочитанной 1-го октября 1911 года в Базеле: «Итак, мои милые друзья, из всего этого ясно, что если бы, например, о каком-либо человеке, который еще не пережил этих лет превращения (то есть начиная с 30-летнего возраста), говорилось, что он, мол, является будущим Бодисатвой, то можно было бы быть уверенным: это, конечно, не он». И в Милане 21 сентября 1911 г. он говорит: «И лучше всего видно, что произошла ошибка, когда о молодом человеке, которому еще нет 30-ти лет, сказали бы, что в нем открылся Бодисатва. На этом именно и можно было бы увидеть заблуждение».
Мои милые друзья! Все это крайне значительно! Если бы Рудольф Штейнер не сказал об этих признаках так ясно, то мы очутились бы перед опасностью искать Бодисатву там, где его нельзя найти. И эта опасность заключала бы в себе еще другую и большую опасность. Я напомню вам слова Рудольфа Штейнера, которые я вам цитировал прежде, о том, что подняться к познанию деяния Христа можно лишь тогда, если сперва сориентировался в отношении Бодисатвы. А это значит не меньше, чем следующее: если не признать посланника Христа в 20-м столетии, то пойдет опасность непризнания и самого Христа, когда Он явится в эфирном облике.
А что по крайней мере возможность этой опасности существует - об этом свидетельствует следующее.
Мои милые друзья! Я не придаю слишком большого значения тем странностям, которые время от времени появляются в нашем Обществе. Вы знаете, Рудольф Штейнер относился к ним, пока они были безобидными, с известным юмором. Так, например, он рассказал однажды, что познакомился, в думаю с 12 или 20-тью перевоплощенными «Девами Мариями» и т.п. Такие вещи приходят и вновь уходят. Но когда распространяется слух, который держится упорно годами, то это уже нельзя просто игнорировать. Ибо такой слух может иметь в себе нечто правдивое, не правда ли! И один такой слух курсирует уже в течение нескольких лет. Он гласит: в ближайшее время появится Бодисатва, о котором Рудольф Штейнер говорит, что он появится в XX столетии. Да, говорится уже о том, что этот будущий Бодисатва существует там-то и там-то, и были названы даже некоторые имена. И этот слух опирается якобы на высказывания Рудольфа Штейнера! На вопрос об этом грядущем Бодисатве Рудольф Штейнер якобы ответил: Бодисатва якобы родился в начале нашего столетия и следит с интересом за развитием Антропософского Общества.
И это рассказывалось не только мне, но и другим друзьям в Штутгарте и в других городах.
Рассмотрим поближе эти слухи, которые, как уже говорилось, курсируют в течение долгого времени.
Когда говорят о личности, которая должна быть будущим Бодисатвой, - эта версия является, после всего сказанного, уже противоречием в себе самой. Ведь, сущность Бодисатвы заключается в том, что его никогда нельзя узнать раньше, чем он овладел тем телом, которое он хочет инспирировать, одушевить; говорить о «будущем» Бодисатве в том смысле, чтобы указывать на человека, чьим телом овладеет Бодисатва, - это как раз то, что Рудольф Штейнер считает чем-то невозможным!!! Я думаю, мне нечего это доказывать вам еще раз с помощью цитат.
Кто-нибудь может возразить: Да, но великий Посвященный является ведь исключением! Он, пожалуй, может знать это, хотя Рудольф Штейнер и говорит, что никто этого не может знать заранее. - Но, видите ли, мои милые друзья, это есть такое возражение, которое могло бы свидетельствовать лишь о том, что делающий его как раз не имеет понятия о существе Посвященного. Может ли Посвященный знать заранее будущее, - этот вопрос я оставляю незатронутым - решать его мне не подобает. Но если он это знает, то он не стал бы говорить об этом. Это знает каждый, кто знаком с элементарнейшими законами оккультизма.
Рудольф Штейнер говорит в цикле 19-ом, в лекции 10-ой, что здесь царит закон, о котором он еще будет говорить в следующих лекциях, - он говорит именно о том законе, что Бодисатву никто не может узнать заранее. Итак, мои милые друзья, Посвященный не нарушает закона, происходящего из духовных миров. Мы не должны делать нашу земную мораль масштабом для Посвященного!
Вы видите, как разрушается такой слух. Только незнание того, что говорил Рудольф Штейнер, о существе Бодисатвы, могло привести к этому грубо ошибочному высказыванию: тот или иной человек, мол, есть будущий Бодисатва.
Иначе обстоит дело с тем высказыванием, которое якобы сделал Рудольф Штейнер одному из членов Общества. Я, в общем, бываю настроен довольно скептически, когда я слышу: «Доктор Штейнер сказал...» Но я могу представить себе, что эти слова были сказаны им: а именно, что Бодисатва XX столетия уже вновь воплотился (вы знаете, ведь, как мы должны тут понимать слово «воплотился»). Ведь это он сказал 5 ноября 1911 года в Лейпциге, я цитировал ранее эти слова. Но здесь Рудольф Штейнер, конечно, подразумевал не молодого человека, а человека именно более старшего возраста, уже охваченного Бодисатвой. Так это его выражение становится вполне понятным; оно никоим образом не направлено против духовных законов. Рудольф Штейнер говорит этими словами просто следующее: человек, инспирированный Бодисатвой уже здесь, он пребывает среди нас.
Но слова, сказанные, по слухам, что «Бодисатва родился в начале столетия» не так-то просто понять. Воспринятые обыкновенной земной логикой, они даже полная бессмыслица.
Подумайте только, мои милые друзья, о том, что сказал однажды Рудольф Штейнер: «Если кто-нибудь называет Бодисатвой человека моложе 30 лет, это уже является признаком того, что это - не Бодисатва». И затем Рудольф Штейнер сам называет какого-то человека моложе 30-ти лет Бодисатвой! Ибо самое позднее Рудольф Штейнер мог сделать это замечание в начале 1925 года. Родившись в начале столетия, такой человек мог быть в лучшем случае 24 или 25 лет отроду, следовательно, меньше 30-ти, а это уже признак, что он не Бодисатва. Не правда ли, - это достаточно ясно.
Если я раньше сказал, что я могу хорошо представить себе, что Рудольф Штейнер сказал эти слова, то вы меня сейчас же поймете, если вы немного допускаете, что Посвященный обладает своей собственной речью. Вы знаете, что Гераклита называли Темным, так как его изречения были даны на этом таинственном языке. Апокалипсис полон таких таинственных слов, - я вспоминаю лишь о числе 666, или о книге, проглоченной Иоанном.
Рудольф Штейнер принес жертву - подчиниться в своих книгах и лекциях повседневному языку, чтобы внешний мир мог бы его понять. Но и он также часто пользуется тем таинственным языком, который для материализма нашего времени непонятен и часто ведет к заблуждениям. Например, в его мантрамах, в Словах Истины и т.д. И затем также, когда его спрашивают, он часто не может просто ответить согласно обычаю повседневности. Тот, кто не зная этих фактов, задавал ему такие вопросы (а кто из нас, вступивших в личные отношения с ним, не задавал ему таких вопросов!), - тот знает, в какую неуверенность и сомнение приводили часто ответы Рудольфа Штейнера.
Следовательно, если это распространенное в виде слуха высказывание Рудольфа Штейнера истинно, то во всяком случае это был такой вопрос, который заставлял его дать ответ, что Бодисатва уже родился в начале XX столетия. Если спрашивающий знал все, что говорил Рудольф Штейнер о существе Бодисатвы, тогда он должен был бы сейчас же узнать, что ответ, понятый в обычном смысле, - является абсурдом, как мы это и видели. И он должен был бы попытаться найти более глубокое значение.
Но каким же должно быть это более глубокое значение? Мои милые друзья! Давайте спросим: что же означает «рождаться», когда мы применяем его к Бодисатве? Рождение Бодисатвы наступает ведь после 30-го года жизни избранной для этого личности. Ведь мы видели это!
Приведем это в параллель с земным становлением человека. В земном становлении человека важную роль играет число 3: зачатие, эмбриональное развитие, рождение. Так же и при одушевлении человека Бодисатвой мы имеем дело с числом три:
1. Приблизительно на 30-ом году Бодисатва овладевает телом избранного человека.
2. Вследствие этого происходит преобразование в этом человеке, полный переворот.
3. И когда Бодисатва пронизал человека вплоть до эфирного тела, он открыто выступает со своей миссией перед человечеством; тогда он здесь, мои милые друзья, постижимый для каждого, кто знает об этой миссии Бодисатвы. Вы понимаете: в переносном смысле вполне правильно будет сказать: теперь только он родился на свет.
Но какова же эта миссия Бодисатвы? Рудольф Штейнер говорит об этом ясно и просто. - В цикле 15-ом, в 10-ой лекции говорится: «Тот Бодисатва, который действовал тогда (в Иешу бен Пандира), подготовляя христианство, воплощаясь все снова и снова». В лекции от 4 ноября 1911 года: «Он “воплощен” уже также и теперь» и «он будет истинным провозвестником Христа в эфирном одеянии так же, как он предвещал Христа тогда как физического Христа.»
Далее Рудольф Штейнер говорит: «Если бы Иешу бен Пандира (то есть, следовательно, Бодисатва через него) в новом воплощении в наше время указывал бы на явление Христа, то он указал бы на Христа, который может явиться не на физическом плане, но который должен появиться в эфирном одеянии; именно так, как явился Павлу перед Дамаском». И он добавляет: «Именно по этому могли бы мы узнать его». И как на дальнейший верный признак Рудольф Штейнер указывает на то, что Бодисатва не будет выдавать себя за Христа.
И теперь мы можем спросить: где должны мы искать эту индивидуальность, через которую Бодисатва, который, как подчеркивает Рудольф Штейнер, уже опять действует среди нас, выполняет свою миссию? Миссию возвещения эфирного Христа?
Я ставлю встречный вопрос: Кто же тот, кто первым и единственным возвещал человечеству приход Христа в эфирном теле? Это - РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР!
«Именно по тому узнают его, - говорит Рудольф Штейнер, - что он будет возвещать эфирного Христа».
Примите эти слова вполне серьезно, мои милые друзья! Они говорят о том, что возвещать эфирного Христа мог только ОДИН! Ибо если бы могло быть двое или больше людей, возвещающих Его, то тогда Рудольф Штейнер не мог бы сказать: «Именно по этому можно было бы узнать Бодисатву, которым действовал через Иешу бен Пандира, что возвещает эфирного Христа». Ибо иначе были бы открыты все врата сомнению, заблуждению.
Это мог быть только один. И этот единственный был Рудольф Штейнер. Рудольф Штейнер, который в 90-х годах прошлого столетия испытал то превращение, которому он посвящает в своем «Жизненном пути» целую главу («Мой жизненный путь», глава 22) и который затем все более исполненным и проникнутый Бодисатвой, выступил перед миром с созданной им антропософией и открыто объявил себя провозвестником и подготовителем пути эфирному Христу.
Вы видите, можно опять сказать в переносном смысле: это было истинное рождение Бодисатвы, когда в начале 20-го века Рудольф Штейнер как антропософ и как провозвестник эфирного Христа явил человечеству свою миссию.
Ибо что антропософия - создание Рудольфа Штейнера - имеет миссию возвещать эфирного Христа, это опять-таки ясно говорится нам: «Это есть задача антропософии - возвещать Христа в эфирном облике», - говорил он в Лейпциге 4 ноября 1911 года. А 5 ноября 1911 года: «Чтобы подготовить это - существует антропософия».
21 сентября 1911 года в Милане он сказал: «В эпоху интеллектуализма я аппелирую не к вашей вере в авторитет, но к испытанию вашей интеллектуальностью. И Бодисатва 20-го столетия также не будет апелировать к каким-либо провозвестникам, которые провозгласят его будущим Матрейей-Буддой, но к силе своего собственного слова. И как человек он будет один в мире».
Все снова я должен повторять слова Рудольфа Штейнера «По этому узнают его». Мои милые друзья! Узнаем его! Не будем искать дальше среди живущих так называемого Бодисатву, то есть человека, через которого Бодисатва хочет возвещать эфирного Христа. Эфирный Христос уже возвещен! Больше чем в 100 лекциях, а также в опубликованных произведениях Он возвещен уже 20 с лишним лет тому назад, начиная с 1908 года! А тот, кто Его возвещал, он жил среди нас, мы его видели, мы его слышали! Проверьте своим интеллектом, как об этом просил нас Рудольф Штейнер, - не соединено ли в нем все то, что должно служить нам признаком для признания человека, инспирированного Бодисатвой в XX столетии.
И вплоть до самых интимных вещей проливает свет это признание!
Когда в отношении Рудольфа Штейнера из Адьяра распространились наветы об иезуитстве, он прочел в Берлине двухчасовую лекцию о своем жизненном пути. Он описал свою юность. Но странно! Он ни разу не говорил о себе - я, а все время лишь о «Рудольфе Штейнере»: «Рудольф Штейнер делал то-то и то-то», «Рудольф Штейнер прошел долгий путь ученичества» и т.д. Нам бросилось в глаза, что Рудольф Штейнер сам произнес фразу: «Я прошу вас не считать за некий вид кокетства, что я постоянно говорю о Рудольфе Штейнере».
Мои милые друзья! Сегодня мы понимаем это! Это Бодисатва говорил о Рудольфе Штейнере. Он говорил о человеке, через которого он говорил!
И другой факт. Рудольф Штейнер никогда не вступал в члены Теософского Общества. Он был только Учителем! Он передавал сокровища мудрости, доверенные ему, дальше людям и наблюдал за развитием Общества, которое потом отделилось от Адьяра. И когда в 1923 году обнаружилось, что сами члены Общества не обладали силой подобающим образом нести это движение, тогда в героическом решении Рудольф Штейнер идентифицировал себя с Обществом и превратил его с этого момента в эзотерическую общину. Торжественным образом он заложил духовную основу этого заново созданного им творения. И как сделал он это?
Мои милые друзья! Не словами, а таинственными ударами открыл Рудольф Штейнер Рождественское собрание. Это были символические удары, знакомые только тем, кто в довоенное время принадлежал к разным степеням того эзотерического учреждения, о котором Рудольф Штейнер упоминает в 36-ой главе своего «Жизненного пути». Эти удары гласили ясным языком. Они гласили: «То новое, что я хочу вам дать, я присоединяю этим к наличествующему прошлому, верный закону эзотерики». Это были слова, высказанные теми ударами, и подтвержденные позже самим Рудольфом Штейнером некоторым членам этого довоенного учреждения.
Мои милые друзья! Когда я поистине с глубокой печалью - вижу тот раскол, который был создан в нашем Обществе фикцией о «старой и новой эзотерике», тогда я ощущаю могучую истину древнего слова мудрости: «Корень всякого зла, это - неведение». Как раз начало Рождественского Собрания послужило для каждого сведущего пророческим протестом против этой фикции!
Теперь, мои милые друзья, разрешите мне подытожить все сказанное мною в этих пояснениях; иначе из-за них могли бы возникнуть всевозможные недоразумения.
Я не говорю, что Рудольф Штейнер - Бодисатва 20-го столетия. Ибо эта Высокая Сущность, принадлежащая к Общине (Gemeinschaft) Святого Духа, никогда не воплощалась в человеке на Земле. Он, Бодисатва, одушевлял, он инспирировал того человека, которого он избирал своим орудием.
Я также не говорю, что Рудольф Штейнер - это вновь воплощенный Иешу бен Пандира, а также, что через 3000 лет он будет Майтрейя Буддой. Я ничего этого не говорю. Показать все это - не является заданием данного часа.
Что я хотел изложить вам, чтобы вы сами проверили это по словам Рудольфа Штейнера, это следующее: Рудольф Штейнер - это та личность, которую инспирировал Бодисатва 20-го столетия, через которую исполнилась миссия Бодисатвы 20-го столетия. - Один раз, когда Рудольф Штейнер в течение двух десятилетий возвещал и подготавливал эфирного Христа. И затем еще тем, что он создал Антропософское общество и благодаря Рождественскому Собранию поднял его к единению с антропософским движением, чтобы они вели дальше его дело, когда время его деятельности на Земле исполнится.
Не без основания сказал он 4 ноября 1911 года в Лейпциге: «Задача антропософии - возвещать Христа в эфирном облике». Это его завет нам, благодаря которому он и после смерти еще остался провозвестником эфирного Христа. И это наше задание, мои милые друзья, вписано в эфирный Космос и ждет его исполнения через нас. Это мы должны были бы помнить каждую минуту.
Конечно, много еще вопросов может подняться в нас. Так, например, вопрос: к чему это таинственное утаивание? Не мог разве Рудольф Штейнер просто, открыто объявить: я тот человек, через которого говорит Бодисатва 20-го столетия.
Нет, мои милые друзья! Во время интеллектуальности и свободы это было бы прегрешением против них обоих. Нашему интеллекту, обученному на его труде, надо было предоставить правильно понять смысл его неясных слов так, чтобы авторитет его личности не подавил нас!
«Но почему была предоставлена возможность впасть в заблуждение? Мало того, что его слова темны, они могут ввести нас прямо в заблуждение!»
Мои милые друзья! Сколь мало мы когда-либо в свободе могли бы выбрать добро, если бы у нас не было возможности делать также и зло, - столь же мало может эта истина стать самостоятельным достижением, собственностью души, если бы на другом конце испытующего стремление к познанию не стояло бы заблуждение.
Но он дает достаточно намеков, которые могут повести нас правильным путем. Так, в цикле 19-ом, в 10-ой лекции, где он говорит нам, как можно узнать человека, инспирированного Бодисатвой. И в 9-ой лекции «Евангелия от Луки», где говорится дословно: «Тем, кто сведущ в духовной науке, он хорошо известен, и когда-нибудь придет время, когда об этих вещах будут говорить подробно, и даже может быть названо имя этого Бодисатвы».
Этим, не правда ли, безоговорочно сказано, что Бодисатва - уже здесь, он среди нас. И он даже хорошо известен тем, кто сведущ в духовной науке. И в один прекрасный день вы узнаете его имя!
Здесь разрешите мне включить кое-что личное, кажущееся мне важным, чтобы сообщить вам. Мои сегодняшние пояснения можно воспринять как «рассудочные». Так это и есть. Но для многих это слово имеет некий привкус. Поэтому я думаю, что будет правильным, если я добавлю еще следующее. - Конечно, эти мои представления были чисто мыслительной природы. Но убеждение, что Рудольф Штейнер был инструментом Бодисатвы 20-го столетия живет во мне с 1911 года. Это не было интеллектуальным познанием. Это было переживанием. То, что я молчал до сегодняшнего дня - еще целых пять лет после смерти Рудольфа Штейнера, имело место потому, что раньше я был не в состоянии изложить это в чисто мыслительной форме, как этого требует от нас Рудольф Штейнер. И здесь я хотел бы включить направляющее слово Рудольфа Штейнера.
Когда однажды доктор Унгер и я спросили Рудольфа Штейнера, как далеко можем мы идти в наших лекциях в ветви, а также в наших открытых лекциях по отношению ко всему эзотерическому, что он уже дал нам тогда, Рудольф Штейнер ответил: «Все, и даже самое интимное, вы можете передавать дальше, если оно развито в чистой мыслительной форме, и если оно оказывается логичным». Это стало теперь для нас обоих руководящей линией для наших лекций и может быть, это бросает свет также и на четыре последних лекции Карла Унгера.
Но именно на этом основании мог я сегодня изложить вам часть моего тогдашнего переживания; я должен терпеливо ждать, удастся ли мне добиться и для остального мыслительной формы.
Мои милые друзья! Невозможно в одной лекции исчерпать эту тему. Я мог бы и сам указать некоторые кажущиеся противоречия. Но что значат эти маленькие несоответствия по сравнению с поражающими фактами, которые я изложил вам!
1. Тем фактом, что Рудольф Штейнер все снова и снова повторяет: Миссия Бодисатвы 20-го столетия в том, что он предвозвещает эфирного Христа, подобно тому, как предвозвещать физического Христа было миссией Иешу бен Пандиры; и по этому предвозвещению можно было бы узнать человека, инспирированного Бодисатвой.
2. Тем фактом, что Рудольф Штейнер выполнил эту задачу тем, что он первый и единственный предвозвещал в течение двух десятилетий эфирного Христа. И затем,
3. Имеется еще одно место, где он позволил увидеть, что он сам является человеком, инспирированным Бодисатвой.
Да, мои милые друзья, один раз он высказал это, хотя все еще скрыто, именно в цикле 15-ом, «Евангелие от Матвея», в 10-ой лекции.
Эта глава начинается совсем кратким повторением сказанного им в предыдущие дни. Это повторение он заканчивает словами: «Это мы изложили в последние часы». И далее: «Затем мы охарактеризовали вчера с этой точки зрения 9 блаженств как начало так называемой Нагорной Проповеди. Мы могли бы продолжить еще дальше» и т.д.
Кто же это «мы»? Конечно, Рудольф Штейнер. Он пользуется здесь обычной ораторской привычкой говорить во множественном числе, как бы втягивая в это и слушателей. И таким образом вы встречаете в его лекциях часто это «мы», которое, конечно, следует понимать как «я».
А теперь прочтите заключительную страницу из 10-ой лекции «Евангелия от Матфея», появившегося недавно в форме книги. Там сказано: «И если учение ессеев должно быть снова обновлено, если мы хотим жить не в духе традиций старого Бодисатвы, а в смысле живого Духа, нового Бодисатвы, то мы должны дать также инспирировать себя Бодисатвой, который станет некогда Майтрея Буддой. И этот Бодисатва инспирирует нас так, что обращает наше внимание на следующее: приближается время, когда Христос в новой форме, в эфирном теле станет благодатью для людей, которые с помощью новой мудрости ессеев разовьют новые способности в то время, когда возвращение Христа в эфирном одеянии оживляя, приблизится к людям. Мы будем говорить целиком в духе инспирирующего Бодисатвы, который должен стать Майтрея Буддой, Мы будем знать тогда, что не в смысле какого-нибудь религиозного исповедания мы говорим о Христе, что Он должен стать снова воспринимаемым для физического плана; и мы не побоимся сказать: нам было бы безразлично, если бы мы должны были говорить нечто иное, потому что это мы познали как Истину; у нас нет также какого-либо предпочтения какого-либо восточного религиозного учения, но мы живем лишь ради Истины, - мы выражаем это в формулах, которые мы узнаем из инспирации самого Бодисатвы о том, каким будет будущее явление Христа».
Вы видите, и здесь Рудольф Штейнер говорит опять в форме «Мы», что является лишь заменой формы «Я». А теперь, пожалуйста, примите во внимание все это и послушайте еще раз четыре места, только что прочитанные вам из заключительной страницы:
1. «Итак, мы должны дать инспирировать нас Бодисатве, который станет Майтрея Буддой».
2. «И этот Бодисатва инспирирует нас, обращая внимание на то, что...» и т.д.
3. «Совершенно в смысле инспирирующего Бодисатвы, который должен стать Майтрея Буддой, будем мы говорить».
4. «Мы выражаем это в формулах, которые мы узнаем из инспирации самого Бодисатвы».
Поставьте вместо иносказательного «мы» слово «я», которое подразумевается, и вы получите решение.
Да, это вещи очень серьезные. Ибо искать сегодня Бодисатву, тогда как тот, кто выполнил свою миссию, жил и работал среди нас, - искать сегодня «будущего» Бодисатву, - что означало бы это? Это означало бы возобновить трагедию еврейства.
Мои милые друзья! Среди иудеев жил и действовал Мессия, которого предвозвещали пророки. И сегодня еще, 2000 лет спустя, их потомки ожидают Мессии. Еще и сегодня среди ортодоксального иудейства есть люди, первые шаги которых после пробуждения утром - идти к окну, чтобы взглянуть на Восток, не пришел ли этой ночью Мессия? Конечно, мы улыбнемся этому устаревшему обычаю в наше просвещенное время, но в нем отражается бесконечная трагедия. Охранить нас от подобной же трагедии - казалось мне свитым долгом.
Указать вам, мои милые друзья, на это, побудить вас произвести непредвзятую проверку на трудах самого Рудольфа Штейнера, - это казалось мне задачей, которой я обязан по отношению к духу Рудольфа Штейнера, задачей, достойной почтить день памяти Рудольфа Штейнера.