Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души7 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

И.В. Рождественский

Биография и действие иерархий

«Познание единородности существ высших иерархий
с нами и даже с животными и растениями - это задача,
поставленная перед современным человечеством»
Р. Штейнер


У Р. Штейнера есть указание на то, как действуют иерархии в жизни человека. Это действие распределяется по семилетиям до 49 лет. «С 49 лет для человека кончается возможность иметь прямое отношение к иерархиям» Р. Штейнер. Попробуем хотя бы отчасти приблизиться к пониманию того, как именно действуют иерархии от Ангелов до Серафимов в жизни человека. C большим трепетом приближаюсь к теме, изучению которой посвятил много лет. Это исследование было начато в 2004 году, когда мне было 34 года и у меня была возможность проследить деятельность иерархий до 35 лет. Постепенно добавлялись главы о действии первой иерархии - Престолы, Херувимы и Серафимы. И только через 21 год я могу представить это исследование широкой публике.

В древние дохристианские времена достаточное количество людей обладало атавистическим ясновидением. В Библии многократно описаны встречи пророков со сверхчувственными существами. С течением времени люди утрачивали дар ясновидения и от этих встреч остались только воспоминания, изображения ангелов, архангелов на иконах и в живописи.

Начнём с первого семилетия жизни человека. В это время ребёнок находится под влиянием ангела. Он ещё слаб и беззащитен. Рядом с ним постоянно находятся взрослые люди, опекающие и заботящиеся о нём. Это то, что видят окружающие ребёнка люди. Но кроме заботы со стороны родителей, о нём заботится его ангел - сверхчувственное существо, которое сопровождает человека в ряде его воплощений. У ребёнка в первом семилетии начинаются развиваться память и фантазия, которые постепенно позволяют ему прийти к переживанию непрерывности своего существования. Память обращена в прошлое, благодаря ей мы учимся воспринимать образы событий, которые с нами произошли. Фантазия обращена в будущее, благодаря фантазии мы строим образы событий, которые могут произойти в будущем. Эти способности не появляются вдруг и ниоткуда. Их можно назвать даром ангела, который развил память и фантазию на Древней Луне и стоит на одну ступень выше человека в своём развитии. Поэтому ангел может обращаться к ребёнку через образы, картины, которые ребёнок видит во сне. Не случайно дети спят значительно дольше, чем взрослые. Чтобы как-то приблизиться к отношениям между ангелом и ребёнком, посмотрим на отношения между человеком и животным, которое стоит на одну ступень ниже в своём развитии, чем человек.

Человек обращается к животному с членораздельной речью, хотя животное не отвечает ему тем же. И всё-таки, животные, которых человек приручил, как-то воспринимают человеческую речь на своём уровне. Иногда кажется, что некоторые животные понимают смыслы, стоящие за словами, интонацию. Между человеком и животными возникает взаимодействие, хотя мы и они очень разные существа. Человек с одной стороны заботится о животном, а с другой - подчиняет своей воле.

В нынешнем состоянии земли задача человека - развить своё Я, которое является самым юным членом его существа. Физическое, эфирное и астральное тело уже проделали долгий путь своего развития в предыдущих состояниях земли. Ангелы уже развили своё Я и теперь развивают Самодух, что человеку предстоит в далёком будущем. Ангел помогает ребёнку совершить переход при рождении из сверхчувственного бытия в чувственный мир времени и пространства. Память и фантазия, а также первые чувства, которые развиваются у ребёнка - чувства жизни, равновесия, тепла, осязания, собственного движения, зрения, слуха подводят ребёнка к овладению речью, за которой стоит архангел народа, в котором воплотился ребёнок. «В воспоминании ткёт Ангел... мышление возникает впервые, когда мысли начинают постигать внутренне активно». Р. Штейнер.

В течение второго семилетия жизни 7-14 лет ребёнок постепенно осознаёт себя частью своего народа. Его воспитывает и обучает через учителей и речь окружающих архангел этого народа. Корни любого агрессивного национализма лежат в нездоровом переживании ребёнком второго семилетия. Не случайно в вальдорфских школах практикуется изучение 2 иностранных языков уже с 1-го класса. Есть люди, которые сильно «застревают» в национальном и не могут подойти к общечеловеческому. Душа ребёнка может оказаться «в плену» только национального. Для того, чтобы это не произошло, дети в вальдорфских школах слышат иностранную речь в сказках, легендах, играх и рассказах и учатся бессознательно воспринимать архангелов, стоящих за другими языками. Одну из важных задач второго семилетия можно можно обозначить как поиск баланса между национальным и общечеловеческим.

Также во втором семилетии в школе ребёнок усваивает традиции, привычки, историю своего народа и укрепляет связь с народным архангелом. «Действие Ангелов простирается до растений, Архангелов - до животных. Отсюда произошло почитание древними животных» - говорит Р. Штейнер.

Одна из задач, которая стоит перед ребёнком во втором семилетии - врасти в национальное и начать открываться к общечеловеческому. В 5 классе начинается изучение истории Древнего мира. Ученик постепенно врастает в историю и начинает переживать себя частью процесса, который начался очень давно, продолжается сейчас и будет продолжаться в будущем. Изучая историю, ученик становится частью своего народа, усваивает его традиции, привычки, ценности.

Также во втором семилетии происходит более осознанное овладение ребёнком грамматикой родного языка. В первом семилетии язык «овладевает» ребёнком. Он говорит, не особенно задумываясь о том, как и что сказать. В его речи в большей степени живут чувства. Постепенно ученик овладевает речью и вносит больше сознания в свою речь.

А третье семилетии имеет особую значимость в жизни человека. С 14 до 21 года в его судьбе действуют Архаи и Духи Формы, Элохимы. В эти годы личная жизнь подростка сплетается с жизнью общества, он проходит через многочисленные встречи с разными людьми, через взлёты и падения, эйфорию и депрессию для того, чтобы прийти с к точке покоя, встретиться с самим собой, своим Я-существом. Подросток погружается в поток времени, в настоящее, для того, чтобы подойти к вечному божественному началу в себе самом. Если человеку не удалось стать личностью в третьем семилетии, то ему непросто будет в дальнейшем найти своё место в обществе. Другие люди будут восприниматься не как помощники в его развитии, а как тираны или равнодушные люди. До тех пор, пока юноша или девушка не проявят себя, как личности, они не смогут быть восприняты взрослыми правильным образом. В общении с подростками взрослый может пережить особенно сильное противостояние, наглость, дерзость, неудобные вопросы с их стороны. Но это признаки рождающегося Я. У подростков появляется способность самостоятельного суждения, выстраивания причинно-следственных связей, умение формулировать мысль.

Если в человеке не сформировано его духовное ядро, его Я, он либо подавляется другими, либо с ним не считаются. Подобная ситуация в отношении того или иного человека может длиться годами, пока не произойдёт переход на следующий уровень развития. Войти в поток времени значит стать современником для многих людей. Власть времени над людьми велика, но не безгранична. Гении опережают своё время и становятся современниками для будущих поколений. Только человек. осознающий себя как я- существо, может стать творцом и найти равновесие между прошлым и будущим, временем и вечностью. Тогда с ним может сотрудничать Архай, Дух Времени. Р. Штейнер много раз указывал на то, что человек обладает Я-сознанием благодаря жертве Духов Формы, Элохимов в лемурийскую эпоху. В связи с этим правомерно предположить, что Я человека обладает определёнными формообразующими качествами и силами. Каковы же эти силы и как можно их пережить?

Животные не обладают Я-сознанием. Каждое животное специализировано, оно имеет свой ареал обитания, свои инстинкты, привычки, окраску. Аист вьёт гнездо, но не может вырыть нору, а крот не вьёт гнёзда. Паук плетёт паутины, но не строит муравейники и наоборот. Животные являются частью природы и существуют в гармонии с ней, один вид животных не уничтожает другой «до основания». Человек же является универсальным существом. Он строит дома. Самые древние дома подобны норам и гнёздам - шалаши, юрты, землянки, пещеры. Постепенно дома становятся всё больше и сложнее, и превращаются не в произведение природы, а в произведение искусства.

В развитии архитектуры от древности до современности можно наблюдать действие Духов Формы. Любой дом представляет собой некое «оформление» пространства. В мире природы появляется нечто сверхприродное, искусственное. Чем сильнее развита фантазия у архитектора, тем интереснее его дом. Если бы Духи Формы не одарили человека существом Я, наши дома были бы похожи друг на друга, как пчелиные соты. Но этот не так.

Духи Формы манифестируют себя не только в архитектуре и строительстве. Понятие «форма» описывает не только пространство, но и время. Мы говорим о музыкальной форме, о формальном и неформальном общении, о формировании личности и т. д. Воспринимать формы во времени значительно сложнее, чем в пространстве. Но всё-таки мы постоянно стремимся вносить формы во временные процессы. Само течение времени «оформляется» в виде календаря, деления времени на годы, месяцы, дни и недели. Поток времени можно представить себе как непрерывное разрушение старых и появление новых форм. Старые формы жизни становятся историей, новые постоянно приходят из будущего и осуществляются приходящими поколениями.

Существуют разные формы, которые описывают процессы воспитания и обучения людей. Что такое урок, зачёт, экзамен, семинар, лекция, конференция, как не формы, благодаря которым возможно обучение и передача опыта от одного поколения к другому? Если соберутся несколько человек, и все будут говорить одновременно, возникнет хаос. Во время обучения тот, кто обучает, стремится действовать из своего Я-сознания, а те, кто учатся, стремятся найти своё отношение к материалу из своего Я- сознания, если это взрослые люди. Если внимание ученика в большей степени направлено на личность учителя или на природное окружение, то ему будет сложно усваивать материал. Он будет отвлекаться от сути ради второстепенного. Многим известно, что хороший учитель умеет «держать» класс, а хороший лектор - свою аудиторию. Это ещё одно свидетельство того, как в Я действуют Духи Формы, противодействующие хаосу. Эти духи действуют и в молчании, когда я внимательно слушаю других, помогая им сформировать свою речь. Возвышенную беседу людей можно уподобить встрече Духов Формы и Духов Личности. Р. Штейнер указывал на то, что низшим членов Духов Формы является Самодух - «Все наши словесные объяснения - суть Самодуха».

Духи личности, Архаи, также называются Духами Времени. В сверхчувственном мире происходит сотрудничество иерархий между собой. А в нашем земном мире мы часто наблюдаем борьбу или хаос. У многих современных людей нарушена гармония между говорением и слушанием. Это одна из причин социальных проблем. Мы часто недослушиваем того, кто хочет высказаться, перебиваем, критикуем, торопимся и не даём ему сформировать своё высказывание. Также и другие могут помешать мне сформировать моё высказывание. Кто из говорящих осознаёт, что он отнимает время у слушателей? Кто из слушателей осознаёт, что своим внимательным слушанием они помогают говорящему в оформлении речи?

Представьте себя в театре зрителем. Там мы дослушиваем реплики героев до конца, не перебивая. А в жизни в беседе всё бывает по-другому. У того, кто говорит, часто возникает соблазн непозволительно долго затягивать свою речь, выходить за рамки времени. Его речи может не хватать формирующих сил. Тогда слушатели правомерно возмущаются и хотят остановить бесконечный поток речи. Слушатели могут либо помочь мне в оформлении речи, либо помешать. Ораторское искусство требует специальной подготовки.

Ещё области, в которой можно пережить действие Духов Формы и Духов Личности. Это наука, искусство, религия. Когда жизнь человека завершена, и он умирает, что остаётся на земле после его смерти? Формы, созданные его личностью. Картины у художника, музыкальные произведения у музыканта, тексты у писателей и поэтов, научные достижения у учёных, выросшие и образованные дети у учителей и т.д. Эти формы продолжают жить на земле в связи с их творцами. Чем значительнее личность, тем больше совершенных форм оставляет она потомкам и современникам. Истинный масштаб личности открывается нам после её смерти, когда можно увидеть её прошедшую жизнь целой и завершённой.

Мы, потомки, воплощаемся в мире мёртвых форм, оставленных нам предками. Каждый раз, когда мы встречаемся с ними, возникает задача воскресить мёртвое силой своей индивидуальности, внести в форму жизнь.

Переходим к возрасту 21- 28 лет. В этом семилетии на человека преимущественное влияние оказывают Духи Движения, Господства. Духи Формы пожертвовали человеку на земле Я. Прежде, чем возникнет какая-либо форма, необходимо первоначальное движение.

Я могу нарисовать на бумаге круг или треугольник. Кто-то другой их воспринимает, но не воспринимает движение, которое предшествовало появлению формы. Я воспринимаю каротины, которые написал художник, но мне очень сложно представить процесс написания картины - с чего он начинал, как продолжал, когда остановился? Духи движения действуют в природе и создают бесчисленное множество разных форм. У растений мы можем наблюдать движение во времени, метаморфозу от семени к плоду. У животного мы наблюдаем движение в пространстве и времени - его рост.

Человек движется и в пространстве, и во времени, но к этому прибавляется ещё что-то. Это движение во внутреннем пространстве своей души и духа. Ещё 200-300 лет назад люди жили более оседло и меньше перемещались по земле. Да и быстрых средств передвижения - поездов, самолётов не было. В наше время всё большее количество людей отправляется в дальние путешествия по всей земле. А это значит, что средний человек становится более подвижным и внешне, и внутренне. Ведь практически любое путешествие - это не только внешнее перемещение в пространстве «из пункта А в пункт Б», но и путешествие в глубину своей души, возможность самопознания. В путешествии я встречаюсь с совершенно незнакомыми мне людьми, а со знакомыми встречаюсь в других обстоятельствах. Любая встреча невозможна без взаимного движения к встрече. Люди могут столкнуться друг с другом, как бильярдные шары и разойтись, чтобы больше никогда не встречаться, а могут открыться друг другу, как раскрываются цветы навстречу Солнцу. Духи Движения способствуют тому, чтобы в жизни человека с 21 до 28 года происходили важные для его судьбы встречи. Обычно в этом возрасте человек начинает работать, входить в тот или другой коллектив, где есть более старшие сотрудники, может встретить свою вторую половину, по-новому встречается с родителями.

Иногда о том или ином взрослом человеке можно услышать, что «он вырос, изменился за несколько лет». Конечно, речь здесь идёт не о физическом о росте, а о внутренних изменениях, вызванных влиянием Духов Движения. В одном человеке оно действуют сильнее, в другом - слабее. Один человек может прожить всю жизнь в одном городе или деревне, другой несколько раз в течение жизни меняет место жительства, работу, свои интересы и увлечения. Есть люди «легкие на подъём», а есть «тяжёлые». Социальная жизнь немыслима без действия Духов Движения. Представьте себе, что в обществе остались только те люди, которые держатся за старые формы и не хотят создавать новые. Одни консерваторы. Тогда жизнь застывает в старых формах, всё новое встречалось бы враждебно. Тогда границы государств не менялись бы, а застыли. Не было бы ни возможности внедрить изобретения, ни построить что-то новое. Полная власть традиции. Что-то похожее можно наблюдать в архаичных обществах, которые застыли на определённом этапе развития.

Действуют Духи Движения и в диалоге, ведь настоящий диалог - это движения собеседников к пониманию и взаимопониманию. И это движение совершается в свободе. Мы часто даже не предполагаем, как будет протекать беседа. Именно Духи движения способствуют разрушению старых форм и созданию новых. Почему в мире происходят войны, революции, переселения народов, эмиграция? Это действуют Духи Движения в глобальном масштабе, которые метаморфизируют жизнь общества. Дар Духов формы человеку – Я-существо. Духи движения могут подарить человеку Самодух, которым человек сможет овладеть только полностью только в далёком будущем.

Можно охарактеризовать Самодух как творческую способность человека говорить так, чтобы его речь выражала истину и обладала силами Христа. Как много людей до сих пор бывают очарованы сладкими речами, страстными речами оратора. Но в такой страстной речи не находит своё выражение истина. Множество людей в 20 веке были очарованы идеями большевиков, фашистов, исламистов и пришли в движение. Но это было несвободное движения, людьми манипулировали, двигали определённые силы, и человек терял свою свободу в толпе.

Следующее важное семилетие 28-35 лет. В это семилетие на развитие человека оказывают влияние сразу две иерархии - Духи Мудрости и Престолы, Троны - это уже представители самой высокой, первой иерархии. Начнём рассмотрение с того, как действуют Духи Мудрости. Движение, которое происходит в природе, имеет свою цель и смысл. Дерево растёт, на нём появляются листья, цветы и плоды с семенами. Цель дерева - передать свои жизненные силы плодам и семени, отдать семена земле для дальнейшего роста дерева. Цели семени - пройти все этапы развития и стать деревом.

В жизни отдельного человека его встречи и беседы с людьми, путешествия имеют определённый смысл. Часто бывает так, что похожие ситуации с небольшими вариациями повторяются в жизни человека. Например, кто-то начинает работать, но не удерживается на одном месте работы больше года, приходит на другое место работы и тоже вскоре увольняется. Кого-то могут регулярно обманывать. Возникает ощущение, что ты попал в замкнутый круг и «вертишься как белка в колесе», а толку нет. Происходит движение, но цель его непонятна. Тогда человеку стоит задуматься над тем, почему похожие ситуации повторяются в его жизни. Вероятно, для того, чтобы чему-то его научить. Если серьёзно поставить перед собой этот вопрос, может прийти ответ.

Всё, с чем я встречаюсь в жизни, может либо стать моим личным опытом, либо не стать. Многие люди испытывают страх перед переменами, перед новым опытом, который может нарушить их выстроенную привычную жизнь. Некоторые думают, что всему, что нужно для жизни, можно научиться в школе, институте, на курсах повышения квалификации. Но главный учитель для взрослого человека - сама жизнь, судьба, у которой стоит учиться. Неосознанный опыт разрушает жизнь человека, а осознанный делает его сильнее и мудрее. Не правда ли, мудрым я назову такого человека, который обращается ко мне из своего личного опыта, а не цитирует фразы умных людей?

Человек обретает мудрость, когда перестаёт учиться у одного учителя -гуру, а начинает учиться у самой жизни - у детей и стариков, у истории и современности. Тогда в его жизни и судьбе начинают действовать Духи Мудрости. Бывает непросто наблюдать их действие в своей собственной жизни, но можно наблюдать, как действуют Духи Мудрости в судьбах великих людей прошлого или своих современников. Тогда правомерно задать себе следующий вопрос. Как тот или иной человек достиг мудрости, как он шёл по жизни, с кем встречался, какие книги читал, на что обращал внимание? Размышление на эту тему чрезвычайно плодотворно. Оно может помочь мне отыскать смысл в событиях моей собственной жизни, убедиться в том, что жизнь находится под мудрым водительством иерархий.

В далёком будущем люди разовьют в себе Жизнедух. Это будет дар Духов Мудрости. Тогда они смогут творить в искусстве жизни и в социальном искусстве. Любое произведение искусства отделяется от творца. Писатель завершает роман и переходит к следующему произведению, художник заканчивает картину и начинает новую. Но в искусстве жизни невозможно отделить жизнь от себя самого. Я могу либо постоянно сознательно присутствовать в своей жизни, либо бежать от жизни, уходя в иллюзии. Жизнь, как процесс не может быть окончательно мною «оформлена», завершена, пока я жив. Ни одному человеку невозможно написать свою биографию до конца, до смерти. Смерть завершает земную жизнь человека, а его духовное бытие продолжается. Для человека важно научиться творить свою жизнь, как произведение искусства. Мудрость - осознание человека смысла своего и мирового развития, непрерывное движение к высокой цели.

Также в период с 28 до 35 лет на человека оказывают воздействие Троны, Престолы или Духи Воли. Это представители самой высокой первой иерархии. Они созерцают Троицу и славят её. В этот период человек может задуматься о своём призвании, о смысле жизни, начать избавляться от эгоизма, чрезмерной привязанности к материальному миру и начать интересоваться духовным миром, научиться распоряжаться властью и правильно жертвовать. Название иерархии подсказывает нам, в какой области она действует. Это власть и все сложности, с нею связанные. Человек, наделённый властью, избранный или назначенный, конечно, отличается от человека, такой властью не обладающего. Королевский трон поднимает короля над общим уровнем народа. Обладание властью связано с большой ответственностью. От твоих решений и приказов зависят судьбы тысяч людей. Народ чувствует, насколько силён или слаб, глуп или мудр король или президент.

Как проявляет себя человек, обладающий властью? Он отдаёт приказы, награждает и наказывает, распределяет деньги, представляет свою организацию или страну в других странах. Перед ним часто стоит вопрос, чью волю он обязан исполнять, свою или волю народа? Если человек способен сотрудничать с иерархией Престолов, он получает возможность уйти от своеволия с одной стороны и от дешёвого популизма - с другой. Для него становится важным узнать волю Бога в трудной ситуации и по возможности исполнить её. Об этом христиане просят в молитве «Отче наш» (Да будет воля твоя, как на небе, так и на земле).

В древности фараонов, императоров, королей почитали как богоподобных. В таком особом положении властитель может потерять связь с реальностью, перестать воспринимать в массе отдельных людей, поскольку все подданные не равны ему, перед ним стоит опасность одиночества и страха за свою жизнь. Власть, как проявление силы, мощи, своеволия может метаморфизироваться в жертвенное служение людям, если властитель приблизится к созерцанию и вопрошанию бога. В сознании своих подчинённых начальник может присутствовать либо как тиран и самодур, которому чуждо любое человеческое проявление, либо как любящий отец, который несёт ответственность за своих подчинённых, как за своих детей и позволяет им расти. Когда подчинённые видят, что начальник жертвует своё время, силы, средства ради успеха общего дела, они поддерживают его и помогают. Когда же начальник приносит в жертву своих подчинённых, постоянно ищет и находит «козла отпущения» - это создаёт невыносимую атмосферу жизни в коллективе.

Вспомним, что престолом называют место в храме, где совершается преосуществление даров, превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Иерархия Престолов может научить человека правильно жертвовать время, силы, деньги ради других людей, Жертвенное животное в дохристианские времена символизировало связь людей с Богом. Христос принёс в жертву себя самого и отменил прежние кровавые жертвы.

Возраст от 35 до 42 лет в человеке сопровождает иерархия Херувимов или Духов Гармонии. Из Ветхого завета мы знаем, что после изгнания из рая у входа в рай был поставлен Херувим с огненным мечом, не допускающий недостойных в рай. Херувимы могут открыть человеку путь к мировой гармонии, к восприятию музыки сфер. Иногда человек, испытавший возвышенное переживание, говорит: «Как в раю побывал!» Есть люди, одно присутствие которых в обществе вносит гармонизирующее и успокаивающее воздействие. Они способны создать атмосферу покоя, творчества, радости. Они действуют не с помощью приказов и силы, как короли на троне, но силой искусства, побуждая других людей к творчеству. Связь с Херувимами помогает человеку ненадолго ощутить присутствие рая на земле, воспринять возвышенные идеи, вкусить от Древа Жизни. Они вдохновляют философов, святых, миссионеров, которые способны творить целые миры из ничего.

И самая высокая иерархия - Серафимы, действующая в человеке с 42 до 49 лет. «Серафимы - пламенное вдохновение. Если этот элемент поднимается в сознание, человек получает представление о внутренней жизни Серафимов», - так пишет Р. Штейнер о Серафимах. Каждый, кто был влюблён, может вспомнить своё состояние в это время. Как будто летишь на крыльях к любимому существу, не замечая окружения. Но влюблённость - состояние более раннего возраста. С 42 до 49 лет человек может развить любовь к большому числу людей в его окружении, к миру природы. Это уже не эгоистическая влюблённость юности, но зрелая любовь, исполненная смысла, мудрости, жертвенности. И в конце приведём слова апостола Павла о любви из 1-го Послания к коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не гордится, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: всё покрывает, всему верит, всему надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества умолкнут, и языки прекратятся, и знания умолкнут».



Дата публикации: 30.05.2025,   Прочитано: 81 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды