В этой работе я постараюсь ответить на вопрос, что должно произойти , сформироваться у ребёнка для того, чтобы на втором - третьем году жизни у него появилась речь, чтобы он стал использовать её для коммуникации с другими. Попробуем рассмотреть феномен речи с разных сторон. Некоторые утверждения могут показаться спорными или недоказанными. Их можно рассматривать как гипотезы, вопросы, которые требуют дальнейших исследований.
Речь – комплексная социальная деятельность. Мы говорим , обращаясь к другим людям. Для возникновения речи необходимо, чтобы у ребёнка стали активными несколько чувств. Это чувство собственного движения, ведь артикуляция требует подвижности языка, губ. Если ребёнок гипо- или гипертоничен, у него возникнут проблемы с произнесением слов. Также важно чувство равновесия, душевное спокойствие. Если ребёнок находится в состоянии аффекта, сильной тревоги, он будет либо выкрикивать звуки или слова, либо действовать – стучать по столу, топать, плакать, но не осмысленно говорить. Чувство зрения присутствует в речи – я обычно рисую словами картину, образ и рассчитываю на понимание собеседника, что он «увидит» эту картину более-менее точно. На такую же реакцию от меня рассчитывает и собеседник, обращаясь ко мне. Кроме того, я или вижу того, к кому обращаюсь, или мысленно представляю его, когда пишу письмо. Конечно, задействовано и чувство слуха, мне важно, чтобы мою речь услышали. Я задаю вопросы в надежде найти ответы.
Ещё одно условие, необходимое для появления речи у ребёнка – присутствие рядом значимого взрослого, с которым установлена связь, построены отношения. На первом – втором году жизни обычно это мама. До тех пор, пока мама всё время находится рядом с ребёнком и понимает и чувствует его без слов, у ребёнка не возникает потребность говорить. Когда же ребёнок научился стоять и ходить, расстояние между ним и мамой становится больше, чем было раньше, ситуации, в которых оказывается ребёнок, усложняются, уменьшается время сна и увеличивается время бодрствования. Благодаря маме ребёнок начинает подражать в действиях и повторяет знакомые слоги и слова. Дети в возрасте 1-2 лет, находящиеся рядом друг с другом без взрослых, которые с ними разговаривают, не научатся говорить друг от друга. Для освоения речи важно именно присутствие взрослого человека рядом. Ведь он не только говорит, но и действует не так, как ребёнок, выстраивает режим дня, кормит, одевает и т.д.
Прежде чем ребёнок научится говорить, он осваивает различные действия руками. Известна связь между развитием мелкой моторики и речи. Что же делает человек руками? Руками он схватывает предметы, держит, бросает и ловит, отпускает, указывает на что-то, касается чего-то. Не случайно, наверное, мы используем эти слова для обозначения процессов, происходящих в речи и в мышлении. Правда, используем в переносном смысле. Вот несколько примеров: «он схватывает на лету» - обычно говорят о человеке, быстро вникающем в суть дела, ориентирующемся в ситуации, «потерять, упустить ход, течение мысли» - значит потерять концентрацию, перестать следить за ходом рассуждений, «выбросить из головы» - забыть, «держать в голове», «держать в сознании» - значит помнить, сохранять концентрацию, «не улавливать смысл» - не понимать смысл происходящего, «коснуться темы» - начать разговор о чём-то определённом «упустить что-то в разговоре»- не вспомнить о чём-то.
О чём говорят эти примеры? Пожалуй о том, что действия, которые ребёнок осваивает руками, впоследствии он переносит на процессы речи , коммуникации и мышления. Если ребёнок не чувствует свои руки, не освоил тонкие действия пальцами – пинцетный захват, удержание карандаша или ручки тремя пальцами, соединение двух рук для удержания предмета – у него возникнут проблемы с речью и пониманием речи. Кстати, в немецком языке слово, обозначающее понятие «Das Begriff», происходит от глагола «greifen» - охватывать. Я что-то понял, т.е. схватил, удержал в сознании. Дети с ДЦП, у которых затруднено свободное движение рук, осваивают речь, но практически всегда у них остаются проблемы с артикуляцией.
Мы произносим слова, за которыми «спрятана» неречевая реальность. Слова, речь указывают на смыслы. Мы обмениваемся смыслами в процессе коммуникации. Речь может звучать, но быть бессвязной и бессмысленной, что можно наблюдать у шизофреников. Речь – это не просто набор слов, а грамматически правильное соединение слов в предложение и текст. Мы связываем слова, плетём невидимую ткань в разговоре, протягиваем невидимые нити друг к другу, устанавливаем отношения. У ребёнка речь вначале выстраивается на базе отношений, связи со взрослым. У взрослых бывает наоборот – разговор, диалог становится базой для выстраивания отношений с другим человеком. Если разговор «не клеится », то и отношения трудно выстраивать.
Позади речи также присутствуют эмоции, интонация, живущая в словах. Известно, что слова могут вызвать радость или печаль, смех или страх, тревогу или удивление. Одни слова проникают в глубину души, другие только касаются нас, не проникая в глубину. У детей вначале развивается понимание обращённой к ним речи, а потом – собственная речь. Существует феномен внутренней речи, которая не тождественна звучащей речи. Дети вначале понимают больше, чем могут выразить словами. Да и взрослые не всегда и не сразу могут найти подходящие слова для описания своего состояния, настроения.
Как расширяется область понимания речи у ребёнка? Чтобы как–то приблизиться к процессу, посмотрим, как взрослый человек учится понимать речь на иностранном языке. Если он изучал иностранный язык, то какие-то слова ему известны, он знает их значение, а какие-то – нет. Также затруднения вызывают фразы, в которых есть незнакомые слова. Не всегда возможно понять смысл в длинном предложении. Чтобы добиться от нас понимания, иностранец попробует либо использовать жесты, либо говорить медленно, либо повторять фразу несколько раз, либо максимально упрощать свою речь. Похожим образом действует мама в отношении ребёнка , который учится говорить – много раз повторяет знакомые слова, использует указательный жест, говорит максимально просто и разборчиво. Ведь для ребёнка родной язык вначале воспринимается как иностранный, у него постепенно из звучащей речи выделяются знакомые слова, он усваивает их значение, учится соединять 2-3 слова в предложение. На первом году жизни на ребёнка обрушивается хаос звуковых, зрительных, тактильных, вкусовых впечатлений. Чтобы начать как-то в нём ориентироваться, необходимо время. Постепенно он выстраивает многочисленные связи между словом и предметом, словом и действием, словом и качеством, таким образом осваивая три основных части речи – существительное, прилагательное и глагол.
В мире вещей, которые окружают ребёнка, постепенно выделяются самые значимые для него. Как правило, они связаны с мамой, едой, любимыми игрушками, одеждой. Из действий вначале осваиваются самые часто повторяющиеся инструкции: дай, покажи, посмотри, подожди, идём. Это глаголы в форме императива, самые эмоционально окрашенные части речи, ведь они побуждают ребёнка или маму к действиям. В мире качеств ребёнок узнаёт, что есть большой и маленький, тёплый и холодный, лёгкий и тяжёлый, добрый и злой и т.д. Можно заметить, как различаются в восприятии ребёнка существительные, прилагательные и глаголы. Существительные, названия предметов просто обозначают вещи, окружающие ребёнка, прилагательные что-то сообщают о качествах предметов и людей, между ребёнком и предметами начинают устанавливаться отношения, предметы как будто начинают что-то «рассказывать» о себе. А глаголы помогают выстраивать отношения между ребёнком и другими людьми, ведь странно обращаться с просьбой или требованием к неодушевлённым предметам. Хотя в процессе игры дети обращаются к своим игрушкам, одушевляя куклы, машинки. Но всё-таки активного действия дети ожидают от других людей и сами часто слышат просьбы и требования со стороны родителей.
Среди многочисленных вещей, окружающих ребёнка, постепенно возникают группы предметов, которые находятся друг с другом в более « близких отношениях », между ними естественным образом выстраиваются связи. Естественные близкие связи , например, возникают между ложкой и тарелкой; ногами, носками и ботинками, тапками; карандашом и листом бумаги; лопаткой, ведром и песком и т.д. Ребёнок постепенно понимает, что вещи не находятся в изоляции друг от друга, а как-то связаны между собой. Он до определённого возраста ещё не воспринимает абстрактные понятия – одежда, обувь, мебель, для него существуют конкретные видимые вещи, между которыми выстраиваются простые связи. Возможно, этот опыт в дальнейшем ребёнок сможет использовать для постижения абстрактных понятий.
В любой произнесённой фразе, кроме звучащих слов, присутствует определённая интонация. Она подвижна и меняется у человека в зависимости от ситуации. Сильнее всего мы обычно выделяем глаголы в повелительном наклонении: стой!, дай!, перестань! Эти глаголы призывают человека к немедленному действию или определенной реакции. Мир вещей и предметов в целом статичен, они не обладают собственной волей и подчиняются воле человека. Существуют также природные явления – дождь, снег, гром и молния, шелест ветра, шум моря и др., которые обладают динамикой и собственной внутренней жизнью. На некоторых детей они действуют завораживающе и могут иногда вызывать сильные эмоции – радость, страх, тревогу. Но ни вещи, ни природные явления не вступают в равноправный диалог с ребёнком, это делают только люди. Кстати, и так называемые « умные » вещи – компьютеры, планшеты, смартфоны тоже не вступают с нами в диалог. Ребёнок, который проводит много времени у экрана, может научиться повторять стереотипные фразы из рекламы, мультфильмов, кино, но собственная произвольная речь без участия других людей у него не возникнет. Речь, источником которой станет его собственное Я, в которой будут самостоятельно построенные предложения, вопросы и ответы, собственные интонации. Ситуацию, когда ребёнок в основном повторяет фрагменты из мультфильмов , рекламы, но не выстраивает диалог с другими детьми, мы можем иногда наблюдать у детей с РАС.
По сравнению с относительно статичным миром вещей, мир людей динамичен. Люди, если они не спят, постоянно находятся в действии – это либо внешне видимые действия – перемещение в пространстве, приготовление пищи, уборка и т.д., либо это внутренняя активность – планирование событий, обдумывание, воспоминание о чём-то. Ребёнок, как правило, ведёт себя более активно, более подвижно, чем взрослый. На первом – втором году жизни он как шарик, который не может долго находиться на одном месте он постоянно «перекатывается» от одного предмета к другому, от одной деятельности к другой. Он демонстрирует « полевое поведение» - вещи, впечатления сильно захватывают его на некоторое время. Потом другие впечатления снова захватывают его. Ребёнок ещё не мыслит как взрослый, не планирует свои действия , сильные чувства захватывают ребёнка значительно сильнее, чем взрослого. У него ещё нет внутренних сил, чтобы справляться с сильными чувствами, которые захватывают его. Своё напряжение ребёнок сбрасывает , переходя к крику, плачу или сну.
Когда ребёнок произносит первые слова, он как будто начинает отделяться от сильных чувств, впечатлений, подниматься над ними в своём сознании. Неизвестное, неназванное , необъяснённое вызывает тревогу и страх не только у ребёнка, но и у взрослого. Назвать – значит приручить, внести в область знакомого и понятного. И, конечно, тот, кто говорит, получает силу, которой прежде не обладал. Позвал маму - и мама пришла, попросил игрушку – и получил. Первые слова, которые произносит ребёнок, формально можно назвать существительными, если он говорит: мама, вода, чашка, или глаголами, если он говорит: пить, дай, идём. Но по сути одно слово уже свёрнутое предложение. Ребёнок уже может выполнять инструкции из 2 – 3 слов – принеси тарелку, закрой шкафчик, положи игрушку в корзину – значит, понимает простые предложения, но произносит только одно слово. Это слово по сути является целым предложением – « мама, иди сюда» или «я хочу пить». Поэтому дети почти сразу начинают говорить целыми предложениями, во внутренней речи у них присутствуют предложения, хотя взрослые могут слышать только одно слово. Постепенно, по мере развития словарного запаса и усвоения новых слов, ребёнок развивает умение связывать слова в предложения и произносить предложение целиком по правилам грамматики. Параллельно с развитием речи усложняется игра – от манипулятивной игры с предметами ребёнок переходит к простой сюжетной игре, в которой между предметами выстраивается связь.
Следующий этап в речевом развитии ребёнка – появление собственных вопросов. Чтобы понять причины появления вопросов у ребёнка, обратимся вначале к собственному опыту. Когда возникает вопрос у взрослого человека? Когда он оказывается в непонятной, тревожной ситуации, например, заблудился в незнакомом месте и спрашивает у прохожих, как найти нужный дом. Или нужно узнать время отправления автобуса на остановке. Также вопросы возникают, когда необходимо вступить в социальные отношения с незнакомым человеком. Тогда появляются стандартные вопросы – как тебя зовут?, сколько тебе лет?, где ты живёшь? Также мы задаём вопросы, если нужно спрогнозировать развитие ситуации в будущем. «Если назначить собрание в пятницу в 19-00, все ли родители смогут прийти?» Ещё вопросы побуждают меня или другого человека сделать выбор: «Ты наденешь пальто или куртку?» Также вопрос помогает выстроить причинно-следственные связи: « Почему ты опоздал? »
Итак, мы увидели, что вопросы помогают нам справиться с непонятной ситуацией, снизить тревожность, установить отношения с другими, спрогнозировать развитие ситуации, сделать выбор, установить причинно-следственную связь.
Около 3 лет ребёнок проходит кризис. Который выражается в том, что он начинает говорить о себе «я», а до этого он говорил о себе в 3-ем лице, у него появляется упрямство, отрицание, желание сделать что-то самостоятельно. Он начинает утверждать свою субъектность и перестаёт быть « удобным в обращении » для родителей. Он переходит от жизни в мире предметов к жизни и выстраиванию отношений с людьми, детьми и взрослыми. И тут приходит время вопросов, которые обычно появляются на 4 – 5 году жизни. Ведь предметы молчат и не спрашивают ни о чём, а люди задают вопросы и отвечают на них. Они часто бывают загадочными, непредсказуемыми, страшными, удивительными и т.д. они могут вызвать у ребёнка сильные эмоции.
Появление у ребёнка вопросов – свидетельство того, что он стал более пробуждённым в своём сознании, освободился от постоянной опеки родителей и стал пробовать свои силы в разных ситуациях. Если раньше он говорил в большей степени из сил подражания взрослым, то теперь ему нужно научиться формировать свою речь из собственного пробуждающегося Я. Он начинает говорить изнутри, самостоятельно выстраивать связи между предметами, людьми и явлениями. Увеличивается произвольность в его действиях, игре и речи. У ребёнка появляется интерес к другим детям и желание выстраивать совместную игру.
Подводя итоги, хочу указать на три основных языка, на которых ребёнок разговаривает со взрослыми: это звучащая речь, игра и рисунок. Все эти виды деятельности развиваются более-менее синхронно при нормальном развитии и легко переходят друг в друга. Ребёнок говорит и в тоже время описывает, рисует ситуацию, которая его впечатлила. Он играет в комнате и создаёт картину не на листе бумаги, а на столе или на полу. Он рисует на листе бумаги и этот рисунок рассказывает о нём, о его семье, о его окружении.
Через три вида деятельности ребёнок выражает, проявляет себя в мышлении, чувствах и воле. Игра – преимущественно волевая деятельность, рисунок – проявление чувств, речь – преимущественно деятельность мышления.