В своей жизни человек постоянно делает выбор между добром и злом. Каждый взрослый может услышать свой внутренний голос или голос совести, который подсказывает, как поступить в том или ином случае. Религия помогает человеку научиться слышать этот голос совести. И христианство, и мусульманство, и буддизм не учат аморальности, а способствуют воспитанию определенных моральных качеств в человеке. И, все-таки, ложь, обман, насилие, убийства остаются частым явлением в наше время.
Борьба между добром и злом происходит в душе каждого человека. В эпоху души сознательной человек уже не может инстинктивно делать добро. Добрые дела требуют сознательного усилия со стороны каждого. А зло проникает в те области, где сознание спит. Алкоголь, наркотики, пропаганда и реклама усыпляют сознание и позволяют силам зла подойти к человеку, который совершает что-то злое, а потом приходит в себя и ничего не может вспомнить. Само выражение "прийти в себя" весьма симптоматично. Значит, до этого человек был "не в себе", в нем действовали какие-то силы. И эти силы вытесняли Я человека из его тела, погружали его в сонное состояние и делали его одержимым злом. Силы добра ждут от человека личного усилия и сотрудничества, они уважают в человеке свободу выбора. Невозможно стать "одержимым добром". Добро не может быть силой, которая угнетает и принуждает человека. Именно поэтому добро индивидуально и личностно, а зло, как правило, обезличено, добрый человек уважает себя и других людей, причем иногда заботится о других больше, чем о самом себе.
А злой поступает наоборот - всегда заботится о себе больше, чем о других, часто используя других в своих интересах. Добрый приносит пользу окружающим, а злой использует окружающих. Но даже в злых людях можно разбудить голос совести. Вор не станет гордо всем рассказывать о том, что он вор, скорее будет оправдываться, а убийца - о том, что он убийца. Все-таки, какое-то чувство стыда, сожаления о содеянном живет в душах таких людей. Иначе невозможно было бы раскаяние и обращение к добру у тех, кто долго шел по пути зла.
Склонность человека к добру или злу - результат грехопадения в Раю, о чем рассказывает Библия, Человек вкусил от древа познания и стал различать добро и зло. Маленький ребенок до определенного возраста не различает добро и зло, живет в "райском"состоянии. Первые запреты взрослых - "да" и "нет", "можно" и "нельзя" заставляют его делать выбор, очерчивают перед ним область морального и область аморального. Не случайно говорят о близости детей и ангелов. Дети ближе к духовному миру, чем взрослые. И духовный мир ближе к детям. До определенного возраста каждый ребенок переживает свою полную зависимость от отца и матери, он послушен их воле и слабо проявляет свою волю. Только постепенно, после 13-х лет у детей появляется "я хочу" и "я не хочу", "я буду" и "я не буду". Теперь перед каждым родителем встает трудная задача - научиться уважать своего ребенка, помочь ему становиться взрослым, для этого необходимо искать золотую середину. Нельзя заставлять ребенка быстро становиться взрослым: в 5 лет в школу, в 15-16 - в институт, в 18 - замуж. Нельзя постоянно опускать ребенка В ДЕТСТВО - спать с ним в кровати в 7, 8, 10, 15 лет, одевать его в 10, 12 лет, контролировать каждый его шаг В 15, 18, 20 лет.
В душе взрослеющего молодого человека возникает правомерный вопрос. Кто я, взрослый или ребенок? В какой области я уже, стал взрослым, а в какой области я еще остаюсь ребенком? И здесь мы подходим к вопросу о борьбе в духовном мире. Эта борьба в эпоху души сознательной отражается в сознании человека, в сфере его мышления. Определенные существа в духовном мире, люциферические, стремятся вернуть человечество в детское досознательное состояние. Это состояние слепой веры человека, который не рассуждает и готов подчиняться авторитету. Такой человек и во взрослом состоянии подобен маленькому ребенку, он почти не рассуждает, готов поверить любой красивой, сказке, подчиняется тому, кто сильнее и часто готов обидеть более слабого. Это жизнь на допонятийном уровне, когда почти не сформированы абстрактные понятия, и всё решается на уровне: хочу - не хочу, плохой - хороший, моё - чужое.
Другие существа, ариманические, стремятся сделать человека очень умным, только умным, но бессердечным. Это состояние развитой интеллектуальности, железной логики, холодного расчета. Другие люди воспринимаются как соперники и конкуренты, с которыми нужно вести постоянную борьбу. Такой человек верит в схему, формулу, статистику, абстрактную теорию, но испытывает кризис доверия по отношению к другому человеку. Жизнь мышления у него проходит в сфере абстрактных научных понятий и терминов, которые часто создают такой мощный щит, что он закрывает доступ к живому человеку.
Борьба, которая происходит в духовном мире между Христом и люциферическими и ариманическими существами, находит, свое отражение в мышлении каждого человека. Мыслящий человек оперирует понятиями и составляет суждения. Какого рода понятия будет он развивать и защищать? Вот главный вопрос для нашего времени. Какие ценности утверждает человек, ариманические, люциферические или христианские? Распространение абстрактных понятий ведет к тому, что конкретный человек легко превращается в абстракцию, Как писал В.В.Маяковский? "Единица - ноль, единица - вздор, один, даже самый важный, не поднимет простое пятивершковое бревно, тем более - дом пятиэтажный". То, что било поэтической декларацией, очень скоро стало страшной реальностью в СССР - уничтожение миллионов в лагерях, на стройках века, на войне. "Ариман становится писателем", - предупреждал Р. Штайнер в начале XX века. Сверхчеловек у Ницше - другая крайность.
С другой стороны, со стороны Люцифepa, можно увидеть возрастающий религиозный фанатизм. Слепая вера, которая лишает человека разума и посылает его на убийство или самоубийство во имя какой-то идеи. Ему просто говорят и внушают: "делай как я, подражай, учителю, слушай старших, они мудрее, не рассуждай". "Сон разума рождает чудовищ", - Люцифер усыпляет сознание человека, погружает его в красивый мир фантазии и сказки, в котором не действуют привычные понятия и логика. Мир грез и фантазий часто бывает прекрасен и соблазнителен, но он уводит человека от его задач на Земле.
Стоит внимательно понаблюдать над тем, как живут разные люди, какие ценности они утверждают своей жизнью. Простое деление на тех, кто верит в Бога и атеистов очень неточно описывает реальную жизнь. Порой человек даже сам себе не признается в том, что верит он не столько Богу, сколько священнику из своего прихода, или родителям, или определенному учителю. Кто-то сильнее всего верит деньгам, кто-то – друзьям, кто-то - личному опыту. Но на словах этот человек будет подчеркивать, что верит в Бога, хотя дела его будут свидетельствовать о другом. Объединение людей в группы, союзы, партии часто происходит вокруг какой-то главкой ценности, идеи, которую защищает эта группа. Существует корпоративная солидарность внутри профессии - у медиков, педагогов, банкиров, юристов и т.д. Человек часто склонен переносить профессиональные методы, понятия, суждения на всю окружающую его жизнь. Врач может смотреть на окружающих только как на пациентов, педагог - только как на учеников, продавец - только как на покупателей.
И почти не остается места и времени для того, чтобы просто человек мог встретиться с другим человеком и понять его. А если такая встреча и происходит, то как трудно бывает найти общий язык, договориться о значении понятий, правильно выразить свою мысль. Что происходит во время беседы? Каждый делится своим личным опытом, сообщает свои понятия, свою точку зрения и всё? Встретились, поговорили и разошлись, каждый остался при своем мнении. А в чем же был смысл встречи и беседы? Может ли что-то родиться в результате такой встречи двух-трех людей? Если каждый из нас самодостаточен, то ничего ценного для общества родиться не может. Мы будем сталкиваться, как бильярдные шары, и разбегаться в разные стороны. У нас не возникнут общезначимые ценности, которые помогут каждому преодолеть личнне амбиции, симпатии и антипатии. Большинство людей так и живет в симпатии к одним и антипатии к другим. Только в беседе, в словах я не могу встретиться по-настоящему с другим человеком. Понять и познать другого можно только в общем деле, в жизни, в действии, В деле проверяется мера ответственности каждого, порядочность, честность, внимательность к другому. Степень моей сознательности проверяется в общем деле.
Вообще, уровень сознательности той или иной группы людей всегда можно увидеть, если сравнить слова этих людей и их дела. Как слова отражаются в делах, влияют ли они на общее дело или живут изолированной жизнью? В наше время невозможно слепо верить тем или иным словам, судить нужно по делам человека. Человек в эпоху души сознательной обязан вносить сознание в свои дела, познавать истину и помогать воплощению ее на земле. В противном случае Люцифер погружает людей в область бессознательного, а Ариман - в область понятий, которые лишены творческой силы, мертвы. Люцифер пытается вернуть людей на доморальный уровень, чтобы они не делали выбор между добром и злом. Ариман пытается увести людей "по ту сторону добра и зла", создать сверхчеловека, который освободится от старых норм морали. "Если Бога нет, то всё позволено". Только обращение ко Христу дает человеку возможность найти верный путь к истине и сохранить в себе человеческое, чтобы не превратиться в зверя или в машину, в виртуальную реальность. Познание в духовном мире - обязанность для антропософа. Ведь плоды такого познания могут стать духовной пищей для тех, кто ищет ответы на вопросы нашего времени.
Апрель 2003 г.