.
Казимиру Малевичу
"В твоем ничто я всё найти надеюсь".
"Фауст" Гёте
1
Я есть творец великого ничто.
Как антиквар, я вещь не сберегаю.
Я взор не прячу в чёрное манто
И бросил вызов, фальшь ниспровергая!
Наследник я славянский ремесла,
А не подельщик глянцевых традиций;
И геометр, я смысл постиг числа,
Что подтверждаю прямо, без амбиций.
О, чем чертёжник, к слову, не поэт?
Безгрешен стиль, всегда отменно строгий;
Я форму форм воздвиг как достиженье!
Мне б пересесть подстать в кабриолет….
В век самых модных, прочных технологий
Наперекор ли шествовать движенью?
2
Я есть творец великого ничто:
Взрываю на полотнах элементы,
Живописуя это, или то;
Ловлю палитрой точные моменты.
Как в сон во тьму материи теку,
И сталкиваю вещи мирозданья;
И в глубь эпох, и вдоль миров влеку,
Не устыдясь учёного незнанья.
Так выявляю красоту предмета:
Я погружаюсь в беспредметный мир;
Там части я структуры распыляю,
В природу помещая света.
В нем извлекаю замысла эфир.
Как антиквар, я вещь не сберегаю.
3
Как антиквар, я вещь не сберегаю.
Мне сущность не важна - лишь роль.
Предмет исчез… Я новый сотворяю,
А тот преобразую в ноль,
Сознанья спектром образ высветляю.
Он, будто семя, в почве зреет.
В срок… "красной" кистью освежаю:
Он из-под кисти рьяно рдеет.
Меня ли попрекнёт скупой эксперт
За дерзкость, что направил поколенье
И вырвал из бессилья, и за то,
Что Солнце "победил" пустой мольберт,
Явивший мысль и способ выраженья?
Я взор не прячу в чёрное манто.
4
Я взор не прячу в чёрное манто.
И в знак эпохи водрузил фигуру,
И ясно запечатал полотно,
Чем озадачил рабскую натуру.
Я помню триумфальный тот успех,
Когда под звуки траурного пенья
Светило погасили, как на грех,
Как идола "частичного затменья".
…А дальше - озаренье, шаг вперед, -
Подобный вспышке внутреннего солнца, -
Оно сошло ко мне как весть благая.
Я принял безусловно: "Всё пройдёт"…
Я дух свободы предпочел червонцам
И бросил вызов, фальшь ниспровергая.
5
И бросил вызов, фальшь ниспровергая…
Рубеж тот осознав, попал в "десятку":
Достигну большего, слегка играя,
Эпохе загадав, как сфинкс, загадку!
Я плоть от плоти слыл "продуктом" века,
И мне к лицу серьезность и азарт.
Как анархист, я понял человека.
И сам возглавил русский авангард.
Поляк из Киева, корнями - русский.
Рос на приволье, знал и жизнь народа.
И тяга к красоте меня спасла.
Я стал артистом, круг предельно узкий,
Не свекловаром сахарным с завода.
Наследник я славянский ремесла.
6
Наследник я славянский ремесла.
И быт любил крестьянский и икону.
Любовь моя с годами проросла.
Я ей служил как вечному канону.
"Автопрортретом" я хочу признаться:
Не конформист, не труженик без шанса,
Я - реформатор, мне ль не состояться?
И как художник - гений Ренессанса
Карьеру начинал с "примитивизма":
Влияния ль Парижа так глубоки?
Но овладел искусством интуиций.
Простых людей живописал харизму:
Я живописец, вот мои истоки,
А не подельщик глянцевых традиций.
7
…А не подельщик глянцевых традиций,
Не подтасовщик древности сусальной,
Но самородок, редкий, круглолицый,
И родился без бабки повивальной.
Каких не повидал красот в столицах,
Но не встречал той нежности и боли,
И беспредельности, тоскующей на лицах,
Как у "Крестьянок в церкви", или в поле.
Я не последовал законам перспективы.
И черпал мастерство из тех же сфер:
На холст кладя гуаши и масла,
В иконах зрил народные мотивы.
Я - практик, мой отточен глазомер,
И геометр, я смысл постиг числа.
8
…И геометр, я смысл постиг числа
И прописал три формулы нетленной.
Рука сама на холст их нанесла
И обобщила таинства Вселенной.
Как ни почтить искусного Сезанна?
Природу свёл до конусов, кубов:
Моя "Цветочница" благоуханна,
Вооружен "Гвардеец" до зубов.
"Круг", "Крест" "Квадрат"… И свист бичом,
Куда летит "Бегущий" человек?
Он не желает сдать своих позиций
Между крестом страданья и мечом.
Я так же, как и он, стремлю свой бег,
Что подтверждаю прямо, без амбиций.
9
Что подтверждаю прямо, без амбиций,
То может стать и достояньем сотен.
Героев индустрии вереницей
Не прославлял я множеством полотен.
Вот "Голова крестьянина" - Христа:
Он дарит взгляд, исполненный трагизма;
Из гущи масс взирает он с холста,
Не ободряя рай социализма.
А вот из "металлической" основы
Пронзает Клюна видящее око,
И глаз дробит двоящийся портрет.
В его чертах очерчен нос сурово…
Он чует в духе времени… пророка.
О, чем чертёжник, к слову, не поэт?
10
О, чем чертёжник, к слову, не поэт,
Чья линия охватит terra nova ,
Чья склонность - подготавливать расцвет,
Заботиться о будущности крова.
И вот, склонился мощный "Лесоруб",
Наметив инструментом грань разлома,
Чтоб сделать срез напористый и сруб
Для крепкого бревенчатого дома.
Как скоро затупиться инструмент,
"Точильщик" хватко выполнит заданье.
Металл крошит в руке не диск убогий:
Но в каждый пребывающий момент
На пике острия звенит призванье…
Безгрешен стиль, всегда отменно строгий.
11
Безгрешен стиль, всегда отменно строгий:
И сочетал с кубизмом футуризм.
Но, отягчая ветвь генеалогий,
Переродился вновь в супрематизм,
Вобравши все плоды и все теченья,
Я, превзойдя и шарм, и артистизм,
В чистейшем акте творческого генья
Обосновал "заумный" реализм.
Запомнил Петроград: и "Мону Лизу",
И "Даму…", "Англичанина в Москве"
С набором букв: "частичное затменье",
И оперу "Победы" …, и эскизы…
Пощечину же вкусу - в декабре:
Я форму форм воздвиг как достиженье!
12
Я форму форм воздвиг как достиженье:
Как зов из бездны - "Чёрный" мой квадрат.
Он разум побуждал самодвиженью
И в живопись врывался как пират!
Грабитель - для препон самопознанья
И страж - свободомыслящим умам,
Их мыслесущество, хранитель знанья,
И вреден слабонервным господам.
Над "красным" он, как смоль, навис углом:
То жест был беспримерный эпатажа.
"Икона?" - " Без оклада?" - "Что за бред?" -
"Досталось же искусству!" - "Поделом",
Катилось в галерее вернисажа…
Мне б пересесть подстать в кабриолет!
13
"Мне б пересесть подстать в кабриолет", -
Я рассуждал на полпути, спеша.
"Им не по вкусу и квадрат, и "цвет"?
Что ж, краска белая и впрямь свежа".
…Мечтая, восходил по ступеням
Неслыханно далекого проекта:
И в селах, городах, по деревням
Я насаждал шедевры интеллекта,
Мне снились живописные объемы,
И я тенил тогда конструктивистов:
"Супремусы" пространных аналогий
Парили над пространством, невесомы,
И падали под пресс полиграфистов.
В век самых модных, прочных технологий.
14
В век самых модных, прочных технологий,
Пространство, ритм, динамика, покой,
Прорвав тиски познанья и пороги,
Заметно пошатнут и весь устой.
Я предлагаю переделку мира.
В космическую высь - "Архитектоны":
Не ловкий фокус и не трюк факира,
А - новые научные законы.
Я верю в человеческий прогресс,
В бесстрашную науку о духовном,
И вырваться в иные измеренья,
Достичь над тяготеньем перевес
Святым всегда считал и делом кровным.
Наперекор ли шествовать движенью?
15
Наперекор ли шествовать движенью?
Я возвожу в "квадрат" значенье эры!
Но не режима, и его свершенья,
Поправших здравый смысл и чувство меры.
Как в действе очистительном дождя,
Я время вызывал на откровенность:
Мне неприемлем культ и кличь вождя.
Провозглашаю культом - современность!
…Искусство я традиций погребал:
Оно дождалось гибельного часа.
"Я" создаёт ни "как" и "что", но "кто", -
По чёрному я белым начертал
И предъявил свою tabula raca :
Я есть творец великого ничто!
|