V. ДРЕВНЯЯ ЛУНА
113. "Подведем здесь снова для обзора общий итог развития лунной планеты и ее существ.
I. Луна - это планета, на которой человек развивает образное сознание с его символическим характером.
II. Во время двух первых кругооборотов ("кругов", "рунд") происходит род повторения событий Сатурна и Солнца, чем подготовляется лунное развитие человека.
III. В третьем кругообороте получает бытие астральное тело, излитое Духами Движения.
IV. Одновременно с этим событием от вновь пробужденного единого солнечного тела отщепляется Луна и начинает двигаться вокруг остатка Солнца. Развитие связанных с человеком существ происходит теперь на Луне.
V. Во время четвертого кругооборота Духи Сумрака обитают в человеческом физ.теле, благодаря чему поднимаются на человеческую ступень.
VI. Возникающему астральному телу Духами Личности (Азурами) прививается самостоятельность.
VII. Во время пятого кругооборота человек начинает в смутности сознания работать над своим физическим телом. Благодаря этому к существовавшей уже ранее монаде присоединяется Самодух (Манас).
VIII. В эфирном теле человека во время лунного бытия развивается род радости и страдания, носящих пассивный характер. В астральном теле, напротив, развертываются аффекты гнева, ненависти, инстинкты, страсти и т.д.
IX. К двум прежним царствам, растительному и минеральному, которые низвергаются на более низкую ступень, присоединяется животное царство, в среде которого теперь находится сам человек.
К концу всего этого мирового периода Луна все более приближается к Солнцу, и когда наступает промежуток покоя (пралайя), они оказываются опять соединенными в одно тело, которое затем проходит через состояние сна, чтобы вновь пробудиться в новом мировом периоде- периоде Земли". (GA 11, лекция 3)
Общий очерк
114. Др.Луна выступает из состояния "мирового сна" как единое тело. На ней происходят повторение древнего сатурнического, затем солнечного развития, нов изменившихся условиях. Затем Духи Движения приносят в жертву свое астральное тело. Благодаря этой жертве человеческое существо приобретает первые душевные качества, с помощью которых испытывает удовольствие и неудовольствие от процессов внутри себя. Духи Формы видоизменяют эти чувства так, что в человеке появляются "первые признаки желания и вожделения". Однако они лишены "внутренней жизни и самостоятельности".
Физическое на др.Луне уплотняется до "воды", понимаемой как "жидкая форма бытия"; т.обр., физ.тело человека включает в себя отныне вещественность трех родов: тепловую, воздушную и водную.
На Луне проявляется двоякое отставание в виде двух царств Бытия. Низшее из них образуют существа, остановившиеся на ступени Сатурна, - у них лишь одно физическое тело; второе образуют существа, неспособные включать в себя самостоятельное астральное тело. Отставшие царства пронизывают и человека. Из Луны выделяется мировое тело, "как возрожденное и утонченное Солнце"; оно берет с собой лишь "теплоту" и "воздух". Выделение Солнца позволяет Иерархиям беспрепятственно проходить свое высокое развитие, чему помешала бы плотная вещественность воды. Благодаря этому они могут сильнее действовать на Луну. С нею остались связанными Духи Формы. "Они закрепляют вожделения и природу желаний", благодаря чему водное уплотняется до "тягуче-жидкой" формы; уплотняются также и воздушные, и тепловые образования.
"Всякое развитие основано на том, что сначала из окружающей жизни отделяется самостоятельное существо; потом в отделившемся существе, как бы через отражение, запечатлевается окружающее, а затем это отделившееся существо самостоятельно развивается дальше". Так это было и на Луне. Солнечные существа имели собственную жизнь, отраженную лунными процессами. Но потом произошло нечто особенное, имевшее огромное значение для всего последующего развития. Отставшие существа "завладевают находящейся в их распоряжении стихией воли (наследием Престолов)" и развивают свою, независимую от солнечной жизнь. В это вовлекается и "царство предков человека".
Вся Луна в это время состояла из растительно-минеральной массы. Ее покрывало второе царство - растение-животных. "И сам человек мог быть обозначен как человеко-животное". Но его облик облагораживали существа Солнца, возвышая его над лунной жизнью; они давали ему также силы самому работать над своей природой. Духи Формы делали его приспособленным к лунной жизни. В человеке было две природы. Та, в которой действовали отпавшие духи, была самостоятельнее, чем первая, в которой жили солнечные существа. Между обеими природами возникла борьба. Солнечные существа внесли в нее равновесие, сделав "вещественную организацию, которая обусловливала самостоятельное мировое сознание, преходящей и подверженной разрушению". Выделяя из себя эту организацию, человек совершенно отдавался солнечной жизни; потом лунная часть вновь восстанавливалась.
Духи Личности на др.Луне поднимаются к инспиративному сознанию, Архангелы - к имагинативному. Первые оказывают действие на астральное тело человека, вторые - на эфирное. Астральное тело благодаря этому получает характер личности, может относить к себе переживаемые им радости и страдания. В нем еще нет сознания "я есмь”, но оно чувствует себя несомым духовным окружением. Эфирное тело все более развивает внутреннюю жизнедеятельность. Возникают процессы роста, питания. Последнее одновременно было и родом дыхания, поскольку растение-животные, служившие пищей, были не плотнее "густого пара". Дыхание состояло во вбирании в себя и излиянии теплоты. Астральное тело позволяло сопровождать эти процессы дыхания и питания чувствами. Процесс представления был в человеке Луны близок к размножению. Окружающий мир не воздействовал на чувства непосредственно, а рождал образы в смутном сознании. Эти образы можно сравнить со сновидениями, только соответствовали они внешним событиям и могли служить руководством к действию, подобно современным восприятиям. В этих образах появляются и существа Иерархий: в растительно-животном царстве - Духи Личности, в минерально-растительном - Архангелы. Ангелов человек переживает в связи с физическим, в виде эфиро-душевных образований. Сообразно образам слагались все внутренние процессы. Это были созидающие силы. Человек стал "отображением процессов своего сознания".
Но постепенно в природе человека стали образовываться члены, уклонявшиеся от влияния образного сознания. "Эта часть человеческого существа все более и более живет жизнью, пробуждаемой Солнцем. Другая часть выступает из первой наподобие своего рода головы. Она подвижна в самой себе, пластична и слагается сообразно смутной жизни человеческого сознания". Но обе части тесно связаны между собой. Человеческие существа начинают то попадать в сферу солнечного влияния, то отвращаться от него, для чего Луна приходит в движение вокруг Солнца.
Ангелы на др.Луне проходят свою "человеческую" ступень. Они пользуются зачатками человеческих органов чувств и совершенствуют их. Сам же человек живет то в смутном сознании отданности солнечному бытию, то в более ясном сознании предоставлен нести самому себе. Эти состояния подобны сна и бодрствованию, а также жизни на Земле после рождения и в духе - после смерти. В солнечные периоды человек в своем астральном и эфирном телах являл собой образование, подобное изумительному музыкальному инструменту, "на струнах которого звучали Мистерии Вселенной". В лунное время вместо гармоний Вселенной вставали образные представления. В это время оживали органы в физическом и эфирном телах, стоявших под непосредственной властью сознания, а те части, форму которым давали солнечные существа, постепенно засыхали и распадались. "И как бы из могилы своей прежней телесности вставал заново внутренне сложившийся, хотя еще и невзрачный в этой форме, человек". Под влиянием солнечных существ и их гармоний тело вновь слагалось в своем совершенстве, и процесс повторялся. Ядро человеческой сущности переходило от одного сознания к другому; рождением и смертью это еще назвать нельзя. Человек производил не новое существо, а самого себя в новом образе.
Ангела человек переживал как род группового "Я". Человек ощущал, что в солнечные периоды он становится как бы единым с ним, но теряет его из виду, а в лунные бывает тесно связанным с ним в образном сознании. Ангелы чувствовали себя как бы умноженными в человеческих существах, отраженными в них, и этому служили человеческие органы чувств. В астральном теле указанное отражение рождало сумеречное лунное сознание. В физическом теле деятельность Ангела выразилась в закладке нервной системы, представлявшей собой продолжение органов чувств внутрь человека.
Итак, Духи Личности рождают в человеческом астральном теле самостоятельность. Благодаря этому человек, когда Солнце не светит ему, может углубиться в себя, работать над собой. Архангелы сообщают эфирному телу род воспоминания, благодаря чему и в обновленном теле человек чувствует себя тем же самым. Ангелы делают физическое тело "выражением ставшего самостоятельным астрального тела". В солнечное время физ. и эф. тела слагаются под влиянием Духов Формы и Духов Движения, действующих с Солнца. В результате всего этого в человеке вырабатывается зачаток Самодуха (Манас). По мере перехода лунного зона в духовное состояние Духи Мудрости одушевляют человека мудростью, его эфирное тело получает зачаток души рассудочной. Духи Движения пробуждают астральное тело, что выражается в рождении души ощущающей. "Эти зачатки души ощущающей и души рассудочной являются выражением Самодуха. ...а он означает их высшее единство и гармонию". Мудрость напечатлевается всем царствам др.Луны, и они вновь соединяются с Солнцем. Наша Земля есть потомок этого "Космоса Мудрости". (GA 13, лекция 4)
Дополнительные характеристики
115. Древнее Лунное развитие можно охарактеризовать как "томление" (а земное - искупление). Это томление подобно земному томлению по духу, которое, например, приводит людей к Антропософии. (GA 132, лекция 5)
116. Отвержение жертвы на др.Солнце продолжается и на др.Луне. "То, что является отрешением, выступает во внешней майе как текучесть, как вода". (GA 132, лекция 4)
Др. Луна: она была "в водном состоянии".
Др. Луна была водным телом. "Во многих её местах проявлялись отдельные капли воды, обладавшие удивительным свойством с колоссальной жизненностью, подвижностью менять место, быстро двигаться, обладая внутренней подвижностью". Те капли можно сравнить с ртутью. Поэтому тот процесс на Луне называют ртутным. А еще космический звук пронизывал лунное тело и упорядочивал те частицы воды. "К этому потом добавился женский принцип. Мужского принципа тогда не было".
"Луна была космически-женским образованием. Оно возникло прежде мужского, которое впервые возникло лишь в состоянии Земли". (GA 266/1, стр.207,328,336)
"На др.Луне были:
1. растительное царство, более высокое, чем современное минеральное царство,
2. животно-растительное царство ощущающих растений,
3. царство человеко-животных, более высокое, чем современное животное царство, но ниже человеческого". Атмосфера состояла из углекислоты. От ее избытка Луна и погибла.
"На др.Луне все силы, действующие теперь в нашей крови, находились вне нас". (GA 266/1, стр. 144,302)
117. На др.Луне были Силы, ушедшие в своем развитии вперед, и силы отставшие. Первые выделились с солнечным телом, вторые образовали вращающуюся около него Луну. Так что др.Луна остается во власти отставших сил, а др.Солнце - во власти сил, ушедших вперед. Об этом знали в Мистериях, говоря о великой войне на небе. Об этом говорится в Бхагават-Гите: "О, какое могучее поле битвы!" (GA 110, лекция 5)
118. "На др.Луне выступают Духи Движения; причем мы не должны представлять себе пространственного движения, но понимать движение так, что оно носит преимущественно мыслительный характер".
"Духов Движения нельзя мыслить как существ перемещающихся, они совершают нечто такое, благодаря чему данное существо приобретает все новые и новые связи с другими существами". (GA 132, лекция 5)
119. На др.Луне Духи Формы низшим членом имели Я; его они выявляли вовне, в окружении др.Луны. "Вся деятельность в окружении Луны является такой, как если бы перед вами выступали существа, выявлявшие вам всю свою индивидуальность, все свое своеобразие. Подобное происходило в атмосфере Луны". (GA 102, лекция 4)
120. "На др.Луне атмосфера представляла собой пронизанный водными субстанциями воздух, называемый огненным воздухом, или огненным туманом. В еврейской традиции его называют "руах". О нем знали алхимики. Существа Луны, также и высшие (но не иерархические), дышали в этой атмосфере с помощью некоего рода жабер". (GA 99, лекция 10)99 (10)
На др.Луне жили существа, которые дышали не воздухом, а огнем. ... они вдыхали огонь и выдыхали холод". (GA 266/1, стр. 148)
121. "Представьте себе воздух, весь наполненный парами азотной, углекислой и серной кислот: в таком огненном воздухе... жили люди др.Луны". Фауст: "Я хочу сделать немного огненного воздуха". (GA 100, лекция 9)
122. "Из человеческих тел на др.Луне в атмосферу простирались некоего рода постромки, подобные пуповине, которой дитя связано с телом матери. Через эту космическую "пуповину" из огненного воздуха в тела приходили вещества, которые можно сравнить... с кровью. "Я" находилось тогда вовне и оттуда через эти постромки вводило и выводило из тела субстанции, подобные крови". (GA 99, лекция 10)
"Благодаря тому, что древняя Луна разделилась на два космических тела, которые стали влиять одно на другое, возникло движение, а с ним осознанное ощущение. ... Там, где силы Солнца встречались с силами Луны, возникло сознательное переживание. Там образовался некий род затора, застоя, возникла граница встречи приходящих (с Солнца) и исходящих сил". Но это еще не было самосознанием. (GA 265, стр. 255)
Несколько сквозных (от Сатурна до Земли) аспектов развития
123. "Как высшим регентом др.Сатурна является Я-Дух как Бог Отец, высшим регентом Солнца... - Христос, Бог Сын, так регентом лунного облика Земли был Св.Дух с воинством тех, кого христианская эзотерика называет вестниками Богов, Ангелами". (GA 99, лекция 9)99 (9)
124. "Хор Серафимов, Херувимов, Тронов взаимодействует таким образом, что Троны основывают ядро (красно-лиловое), Херувимы от этого ядра дают излучаться своему собственному полному света существу (желтое). Серафимы облекают целое в одухотворенную мантию, которая затем сияет далее в мировое пространство (красное).
...Эти существа ткут, действуют, мыслят, болят друг в друге, чувствуют друг в друге. Это сущности. ...Такое совместное строительство существ первой Иерархии однажды возникло в мироздании, и оно образовало сатурническое бытие. Тепло является просто выражением того, что эти существа присутствуют здесь".
Затем в сатурническое образование вступает вторая Иерархия. "Сюда проникают более юные, естественно, космически юные существа... они открывают себя в элементе света. Здесь (см. рис.)
сатурническое, темное дает тепло. И внутри темного мира сатурнического бытия возникает то, что может возникнуть через сынов второй Иерархии, через Эксузиаи, Динамис, Кириотетес.
...Это внутреннее просвечивание связано с уплотнением тепла. Из теплового элемента возникает воздух. А с другой стороны в откровение света проникает вторая Иерархия. ... Свет обозначает путь этих существ. Где каким-либо образом появляется свет, там при определенных условиях возникает тень, тьма, темная тень. Через проникновение второй Иерархии в форме света возникает также тень. Что это была за тень? - Ею был воздух. И фактически вплоть до XV, XVI веков человек сознавал, что такое воздух: ...приходя из космоса, воздух является тенью света. - Таким образом, проникновение второй Иерархии в сатурническое тепло является проникновением света (желтое), а тенью света выступает воздух (зеленое). И там, где выступает все это, появляется др.Солнце. И в таком духе говорили об этом в XIII, XII столетиях.
Теперь идем дальше. Дальнейшее развитие ведется, в свою очередь, сынами третей Иерархии: Архаями, Архангелами, Ангелами. Эти существа вносят новое в световой элемент. ...Благодаря им наступает состояние, при котором существо Архая или Архангела приходит к элементу света, я бы сказал, на то место, где находится свет (см. рис.).
На этом месте света оно воспринимает, благодаря восприятию этого света, тягу, желание тьмы. Существо Ангела переносит свет в темноту
или темноту в свет. Эти существа становятся посредниками, вестниками между светом и тьмой. Вследствие этого то, что прежде блистало только в свете и в его тени и стягивало к себе воздушную темноту, начинает теперь переливаться всеми цветами, когда свет является в темноте, темнота - в свете. Третья Иерархия наколдовывает цвета из света и темноты". (GA 233, лекция 10)
Человек вырос из Космоса. Духовные существа начали работу "в пространстве и времени, так что др.Сатурн возник в пространстве, а его развитие протекало во времени. Но тогда не было ни Солнца, ни планет, а только тепловые тела, окруженные двенадцатью знаками зодиака, излившими свои силы в эти тепловые тела - из окружения к центру. Из центра навстречу им действовали иные, но более слабые силы, поэтому в том развитии возникла центростремительная тенденция".
На др.Солнце возросли силы, излучающиеся из центра. Благодаря им возникли в зародыше ныне существующие планеты. Тот процесс напоминал разделение света на семь цветов.
На древней Луне центростремительные и центробежные силы стремились выработать равновесие. "Благодаря тому возникли мощные колебания". Центробежные силы выражались в способности духовных сил, сосредоточенных в центрах лунной жизни, открываться окружающему миру. (GA 265, стр. 250-252)
125.
Сатурн |
Солнце |
Луна |
Земля |
человек |
человек |
человек |
человек |
|
животное |
животное |
животное |
|
|
растение |
растение |
|
|
|
минерал |
(GA 354, лекция 1)