Рудольф Штейнер,
GA 201 — Соответствия между микрокосмосом и макрокосмосом. Человек — иероглиф вселенной
PDF (4.6 Mb),
DOC (4.7 Mb)Перевод с немецкого — В. Гончаров
Если бы можно было найти очень удобный спальный вагон - в наши дни это будет не так просто - и вообще не смотреть в окно, не слышать никакого грохота и тому подобного, возможно, удалось бы создать иллюзию, что находишься в тихой комнате. Нельзя было бы заметить движения вагона. Но как только мы снова выглянем в окно, мы заметим, не смотря на то, что мы сидим спокойно, что он движется вперёд. Как только мы снова освобождаемся от того, что предлагает нам наша голова, вводя нас в заблуждение относительно того, что она освобождает от земной организации, мы замечаем, что своей земной организацией мы участвуем в движении Земли. То есть, если от обычного объективного способа представления, как я назвал его в своей книге «Как достичь познания высших миров?», подняться к имагинации, то можно почувствовать движение Земли, поскольку тогда мы выглядываем в окно: мы смотрим в духовный мир. Точно так же, как вы смотрите в окно поезда и замечаете, что картина за окном постоянно меняется, так и, переходя из этого физически-чувственного мира в духовный, вы выглядываете в окно и по изменениям в духовном мире замечаете, будто проезжаете мимо, что не пребываете в покое вместе с Землёй, а движетесь вместе с ней. Поэтому нельзя достичь истинного понимания пространственной картины мира астрономии, если пытаться построить его исключительно на основе той части нашего организма, которая делает себя независимой. Подумайте о том, что мы, как цивилизованное человечество, собственно, делали с начала пятого послеатлантического периода. Мы мыслили мир своей головой. Но именно голова, ставшая совершенно независимой от мира, свела направления мира к абстракции трёх пространственных направлений. То есть, мы создали картину мира, коперниковскую картину мира, используя самое неподходящее из всех мыслимых средств: человеческую голову, чьё существенное свойство заключается именно в её эмансипации от участия в мировом движении. Это всё равно, что пытаться получить картину, скажем, движения поезда, в котором вы участвуете, сидя в вагоне, из рисунка, который вы рисуете своими пальцами, руководствуясь не движением поезда, а своими идеями. Ведь, вы рисуете что-то, вы делаете себя независимыми. Но вы не можете рассматривать это как картину движения поезда, поскольку она полностью от этого независима. Так же независима от внешнего пространственно-астрономического происходящего в мире, собственно, и та картина, которую мы себе рисуем, если используем для этого неподходящие средства.
Теперь подумайте, к чему мы сегодня принуждены, благодаря соответствующему действительности пониманию. Мы принуждены к тому, чтобы сказать, что пространственная астрономическая картина мира сконструирована самыми неподходящими средствами. Неудивительно, что оно сопротивляется всему, что возникает, как только используются подходящие средства. Конечно, для определённых целей эта картина мира поначалу пригодна. Почему? Потому что мы, ведь, привыкли, и должны были привыкнуть, с середины 15-го столетия, с начала пятого послеатлантического периода, мыслить независимо от вселенной. Завтра мы услышим, почему это произошло. Но в результате мы утратили возможность по-настоящему узнать что-либо о тех движениях, в которых мы участвуем вместе с мировым движением Земли и которые затем появляются, как только мы воспитываем себя абстрактные иначе пространственные измерения воспринимать конкретно, как я обрисовал вам это кратко вчера. И мы будем погружаться в эти вещи всё глубже и глубже. Нельзя осуществлять это как-то иначе, нежели, я бы сказал, строить, двигаясь кругами.