Новая публикация
Поляк В.С. -
Израиль и Россия в 21 веке: Геополитика - геоэкономика - геокультура
"Антропософы доказывают, что с возникновением мышления в бытие человека вошел устрашающий дуализм. "Мир земной, данный в чувственных восприятиях, и духовный, открывающийся в мыслях, противостали один другому как две несоединимые противоположности. С тех пор все усилия человеческого духа направляются главным образом на то, чтобы свести оба мира к единству".
Рудольф Штейнер показывает в "Философии свободы", что этот дуализм возникает лишь благодаря человеческому сознанию и с его же помощью преодолевается. Но для этого человеку необходимо прийти к познанию самого себя как существа, пребывающего среди царств природы и в то же время коренящегося своим мышлением в реальном духовном мире. "Как целостное существо человек никак не постижим в виде некоей суммы своих частей (6удь то физиологических, психологических или даже духовных, если последние брать в смысле объема памяти, культурных навыков и потребностей, которую со временем надеется моделировать кибернетика".
Ибо чем дальше заходит этот анализ, тем больше возрастает сомнение внутри самой материалистической науки в возможности осуществить синтез накопленных знаний. Кроме того, уже в начале века было замечено, что целый ряд объектов, попадающих в поле зрения науки, вообще не раскpывaeт своей сути, сколь далеко ни шел бы анализ их отдельных частей они могут быть поняты - лишь в качестве неких целостностей, наделенных атри6утом сверхсуммативности. Критерий иерархии этих целостностей, как об этом гласит теория систем, состоит в том, что чем больше целое отличается от своих частей, тем выше оно организовано.
К таким выводам пришла современная наука, однако нового в этом ничего нет, ибо еще Аристотель, вводя понятие энтелехии, (понятие это емкое), имел также в виду свойство целого быть больше суммы своих частей..."