GA 153. Внутреннее существо человека и жизнь между смертью и новым рождением. DOC (758 Kb)Перевод Л. Памфиловой
"Своевременным был импульс к новому воззрению о пространственной вселенной, который дал Коперник на заре нового времени, несомненно своевременным с той точки зрения, что развитие человечества, чтобы пришёл этот импульс, именно ко времени Коперника сделало необходимое. Несвоевременным этот импульс, несомненно, оказывался ещё длительное время, поскольку против него выступали все те, кто стремился придерживаться старых мыслительных привычек, столетних и тысячелетних предубеждений. В таком же смысле своевременным это духовнонаучное мировоззрение предстаёт сторонникам подразумеваемой здесь духовной науки, и оно несвоевременно с точки зрения, с которой ещё должны судить многие наши современники. Однако я надеюсь, что в ходе сегодняшнего и послезавтрашнего докладов я сумею показать, что в подсознательных душевных глубинах современного человечества существует нечто, подобное стремлению к этому духовнонаучному мировоззрению, и в них живёт нечто, подобное надежде.
Эта духовная наука, какой она предстаёт в настоящее время, хочет быть подлинной продолжательницей естественнонаучной умственной работы, как её совершали в последние столетия. И было бы совершенно неправильно, если бы полагали, что эта духовная наука как-либо из себя самой проявляет враждебность к великому триумфу, к огромным достижениям и дальновидным истинам, к которым привело естественнонаучное мышление последних столетий. Наоборот, для познания духовного мира эта духовная наука хочет быть тем, чем была и является естественная наука для познания внешнего мира. Так её можно было бы назвать именно чадом естественнонаучного способа мышления, хотя в этом сегодня ещё сомневаются в самых широких кругах.