GA 137. Человек в свете оккультизма, теософии и философии. DOC (837 Kb)
"..Итак, вы видите, что эпоха философии закончилась. Теософия древнее, чем философия. Теософия выступит на место философии, несмотря на все препятствия. Она есть то, что имеет, так сказать, более долгую фазу, что превышает своей длительностью философию. С философской точки зрения, человек может быть рассматриваем только в течение известного периода; эпоха теософии в прошлом и будущем захватывает дальше, чем эпоха чистой философии. Человека можно рассматривать также с точки зрения теософии. Но глубже и полнее проникает в сущность человека оккультизм. Оккультизм есть то, что даёт нам полное знание о существе человека. Ибо в основе всех человеческих познаний лежит оккультизм. Оккультизм древнее и имеет самый долгий век. До теософии был оккультизм, после теософии будет оккультизм. Перед философией была теософия, после философии будет теософия.
И вы постарайтесь постигнуть, наряду с прочими идеалами, также и тот, что вы призваны понять в наше время как философский, идеал, доступный всё же только немногим, должен перейти в новый теософический идеал, который будет понятен для многих, так как теософия может говорить к человеку из гораздо больших человеческих глубин, чем абстрактная философия, которая должна оставаться абстрактной, ибо она может предложить только последний внешний отзвук изначальной человеческой сущности и её триединства. Если мы так смотрим на дело, которому мы преданы, то мы видим его во всемирно-исторической необходимости; мы чувствуем тогда, чем должна быть теософия для человечества;мы понимаем, что три точки зрения на человека и его созерцание суть точки зрения самого человечества, которые развиваются одна за другой. И, когда вы думаете об этом, и даёте этому опуститься из головы в ваше сердце, то вы достигаете возможности почувствовать то существенное и значительное и святое, чем должна быть для нас теософия."