Полные переводы томов GA:
GA 245. Наставления для эзотерического ученичества
DOC-файл (698 Kb)
"Есть прекрасные слова Гегеля: глубочайшая идея связана с образом Христа, исторически явлен¬ным. И величие христианской религии в том, что она существует для любой ступени культуры. Ее может постигать самое наивное сознание, и одновременно она является основанием глубочайшей мудрости.
Что христианская религия постижима любой ступенью сознания, этому учит уже история ее развития. Что она располагает к проникновению в глубочайшие учения мудрости человечества, - показать это должно быть задачей теософского духовного течения или духовной науки вообще, если она разумеет эту свою задачу. Теософия - это не религия, а орудие для постижения религий. Она относится к религиозным памятникам так же, как примерно, математика - к памятникам, которые были созданы как математические учебники. Математику можно постигнуть, исходя из собственных духовных сил, законы пространства можно понять, не оглядываясь на те древние книги. Но, поняв их, усвоив геометрические знания, будут тем более ценить древнюю книгу, которая впервые представила эти законы перед человеческим духом. Так же и с теософией. Ее источники не в памятниках, они не основаны на предании. Ее источники - в реальных духовных мирах; там их можно найти и постигнуть, развив свои собственные духовные силы, подобно тому, как, развивая силы своей интеллектуальности, овладевают математикой. Наш интеллект, который служит нам для овладения законами мира внешних чувств, несом неким органом, мозгом. Для овладения законами духовных миров мы равно нуждаемся в соответствующих органах. Каким образом развились наши физические органы?.."
GA 348. Здоровье и болезни
DOC-файл (2500 Kb)
"..Однако, знаете ли, когда речь идет об изучении человеком чего-либо, самым правильным является то, что не следует слишком много заниматься последующим обдумыванием, теоретизированием. Это покажется вам странным, но вы скоро поймете, что я имею в виду. Благодаря теоретизированию, последующему обдумыванию, человек не становится особенно умным. Когда он ломает себе голову над тем, что он наблюдал, то при этом, как правило, появляется мало умных мыслей. Итак, если человек хочет познать в мире определенные вещи, он не должен предаваться чрезмерному теоретизированию, пост-мышлению. Обдумывание, теоретизирование такого рода не является чем-то особенно важным. Надо думать тогда, когда сами факты этого требуют, но не надо тратить свои силы на то, чтобы после наблюдения ломать себе голову над этим, чтобы установить, в чем же дело. Нет, тут необходимо ввести в рассмотрение еще иные факты, надо их сравнивать, надо искать связь между ними. Чем больше взаимосвязей удается найти в различных фактах, тем больше человек научается познавать природу. Следовательно, люди, ломающие себе голову над загадками природы, по существу не извлекают при этом каких-либо новых сведений, новых данных, кроме тех, что им уже известны.
Если кто-то стал материалистом, то он говорит о природе материалистическим языком, поскольку он заранее настроен таким образом. Если же кто-то говорит о природе с позиций идеализма, то и он делает это потому, что он заранее настроен идеалистически, он заранее является идеалистом. Всегда можно доказать, что человек, благодаря последующему размышлению, последующему теоретизированию способен найти в объекте размышления только то, что он уже получил до этого. Настоящее мышление, настоящие мысли приходят только тогда, когда человек просто позволяет фактам вести себя к этим мыслям.."