3 И сказал Бог: «Пусть будет свет». И появился свет. 4 Бог увидел, что свет хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5 Бог назвал свет Днём, а тьму — Ночью. И был вечер, и было утро — день первый.
В первом здании Гётеанума было девять цветных окон. Красное — над входом на западной стороне. На юге и севере большого зала — зеленое, голубое, фиолетовое, розовое. Окна имели форму триптиха. Сюжетные мотивы всех трех частей были взаимосвязаны.
Окна имели форму триптихов: большая средняя часть и две меньшие боковые части. Образные мотивы трёх частей одного окна имели между собой внутреннюю связь
"И был вечер, и было утро" Именно это можем увидеть в форме триптихов первого Гетеанума, где боковые части (створки) витражей отражают вечер и утро, смерть и рождение (посвящение), засыпание и пробуждение …. Непрерывное Божественное сознание посвященного, как во времени, так и в пространстве, как в микро, так и в макро мире. на это же указывает и жестом Уриэля ариманические существа.
Зелённый витраж на севере
Духовный ученик должен узнать полярные силы: тяжесть, которая хочет приковать его к Земле; а также "лёгкость", которая хочет явить ему переходя есть и иллюзорность Земли. На обеих створках окна представлены эти отношения тяжести. На девой стороне духовный ученик стоит на поверхности Земли. Он поставлен в сферу деятельности природной тяжести, которая влияет за его телесность с Солнца, Луны и Звёзд. Из пор Земли выступает деятельность ариманических существ, которые создают силы сопротивления для тяжести человеческого тела.
Но для действительного духопознания душевная жизнь должна быть в состоянии сделать себя свободной от тяжести. Тогда человек из самого себя научается ориентироваться в мировых взаимосвязях. Он снова обращается к Духовному Солнцу. Теперь силы Луны и звёзд действуют на него по-другому. Разочарованные ариманические существа должны уйти в глубину. Человек пришёл к собственной свободной воле. Это изображено на правом створке окна.
Улиткообразная телесность ариманических существ выражает собой принцип формообразующих сил, которые находят своё выражение в бесчисленных формах земного животного царства (особенно у моллюсков).
Речь идёт о связи сил кручения с такими, которые имеют прямолинейную цель. Обе силы девствуют вместе по принципу винта и в процессе сверления
Георг Гартман Изобразительные мотивы витражей
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg8725.html#msg8725Другая трактовка - перед сном, вечером, переживаем плоды деятельности ариманических сил на левой створке, в пространственном равновесии, а утром, просыпаемся исцеленными, готовыми к дальнейшей деятельности на правой, в движении во времени от Лунных к Солнечным силам. И центральный мотив - процесс восстановления жизненных сил.
Сегодня имеем только одно дневное, человеческое бодрственное я сознание. Остальное, включая и сновидения – бессознательное. Поэтому окнам второго Гетеанума
Окнам большого зала второго Гётеанума Рудольф Штайнер придал другую форму. Вместо прежнего триптиха появилось окно, вытянутое по вертикали. Вероятно, для этой новой конфигурации он предложил бы и новые мотивы, но после смерти Штайнера решили использовать прежние сюжеты. В новых окнах центральный мотив триптиха размещался над сдвинутыми друг к другу боковыми.
Рудольф Штайнер дал другую форму для окон в большом зале нового здания. Вместо прежней формы триптиха была создана форма, вытянутая вверх. Возможно, Штайнер дал бы для новой формы окон также новые мотивы. Он не подошёл больше к этой работе. После его смерти было решено связать старые мотивы с новой формой окна таким образом, чтобы средний мотив бывшего триптиха был бы поставлен над обоими сдвинувшимися вместе боковыми мотивами. Тогда же для нового здания Гётеанума были предусмотрены новые окнах, вновь изображающие все мотивы витражей прежнего, здания.
Зелённый витраж на севере
Обращаемся к сюжету зеленого окна на северной стороне. На вершине скалы сидит человек в ореоле молний. Перед ним — существо с головой Аримана. В своем змеином теле оно заключает планеты — от Сатурна до Луны. Внизу Земля. Прежде чем неофит постигнет духовный мир, он испытывает влияние двух космических сил, которые скрывают от него духовное начало мира и вызывают иллюзорное представление о его собственном "Я".
Первая сила — Ариман, дух зла. Он управляет мерой, числом и весом на Земле и в космосе, стремится достигнуть идеала "всеобщей измеримости". Ариман скрывает от человека духовное содержание мира. Он позволяет человеку познать только его чувственную оболочку. Ему противостоит Люцифер, цель которого заключается в беспредельном произволе развития не поддающейся исчислению интеллектуальной и волевой сущности.
На обеих боковых частях окна воспроизведены силы тяготения. Слева на поверхности Земли стоит неофит. На него действуют силы притяжения Солнца, Луны и звезд. Из подземного мира противодействуют силы Аримана. Но человек обращается к духовному светилу. По-иному теперь влияют на него силы Луны и звезд. Разочарованные духи Аримана должны сгинуть в бездне. Человек обрел собственную волю. Это изображено на правой стороне. Улиточная плоть аримановских духов соответствует принципам созидания, которые воплощены в бесчисленных вариациях форм животного мира.
Георг Хартман Окна Гетеанума.
Окна второго Гетеанума показали, что не видят сегодня имагинаций Озириса, потому и стоят там образы витражей первого Гетеанума, это по силам, но еще не выполнили домашнее задание от ушедшего посвященного.