Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души28 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Поэзия

Илличевский Алексей Демьянович (1798-1837)

Стихотворения


  В лицейские годы Алексей Данилович Илличевский, по лицейскому прозвищу
Олёсенька, считался серьезным соперником Пушкина. Когда в классе
объявлялись поэтические состязания в написании стихов на заданную тему, то
лицеисты разделялись на две партии: одна считала, что лучшие стихи Пушкина,
другие - Илличевского.
  Илличевский родился в 1798 году, его отец был крупным чиновником, служил
в Сибири. Илличевский получил хорошее домашнее образование, он блестяще
сдал экзамены при поступлении в Лицей. В первый год пребывания в Лицее Н.
Ф. Кошансшш, преподававший лицеистам русскую и латинскую словесность, дал
ему такую характеристику: "Алексей Илличевскнй, также из числа немногих
воспитанников, соединяющих счастливые способности памяти и понятливости с
сильным воображением и начитанностью книг. В нем приметно больше пылкостп,
нежели основательности. Его прилежание, возбуждаемое честолюбием, и
стремление отличиться чрезвычайны; почему и отличными успехами он не
уступает первым воспитанникам". А гувернер, который имел возможность
наблюдать его и вне уроков, в своей характеристике добавил еще несколько
очень важных черт: "своенравен, вспыльчив, но впрочем усерден, услужлив,
опрятен, весьма бережлив, откровенен, щедр, крайне притсжеп, имеет
особенную страсть к поэзии".
  Вот эта "страсть к поэзии" и сблизила его с Пушкиным. Первоначально в
Лицее запрещали воспитанникам сочинять стихп, находя, что это отвлекает их
от учебных занятий. Конечно, запрещение не достигло своей цели. Илличевский
в одном ьпсьме начала 1812 года пишет своему другу: "Что касается до моих
стихотворных занятий, я в них успел чрезвычайно, имея товарищем одного
молодого человека (тут речь идет о Пушкине.- Вл. М), который, живши между
лучшими стихотворцами, приобрел много в поэзии знаний и вкуса... и, читая
мои прежние стихи, вижу в них непростительные ошибки. Хотя у нас, правду
сказать, запрещено сочинять, но мы с ним пишем украдкою".
  Илличевского в Лицее любили, оп был хорошим товарищем, первенствовал в
играх, а играли лицеисты, кок и все мальчишки, чаще всего "в войну", и оп
обычно бывал командиром, за что его даже называли "генералом от
инфантерии". Когда лицеистам разрешили сочинять, тотчас же появились
рукописные журналы, наполненные наряду с серьезными стихами и прозой
сатирами и эпиграммами как на известных поэтов, так и на лицейских
стихотворцев. В сочинении эпиграмм Илличевский не знал себе рав ных. Ко дню
рождения друзья-лицеисты сочинили стихотворное поздравление:

Слава, честь лицейских муз,
О, бессмертный Илличевский!

Меж поэтами ты туз!
Все гласят тебе лицейски
Криком радостным: "Виват!
Ты родился - всякий рад!"

Ты родился, и поэта
Нового увидел мир,
Ты рожден для славы света,
Меж поэтов - богатырь!

Пой, чернильница и перья,
Лавка, губка, мел и стол,
У него все подмастерья,
Мастеров он превзошел!

  Стихи Илличевского, написанные им в Лицее, показывают его начитанность.
Ломоносов, Херасков, Державин, Жуковский, Батюшков, Крылов, Гнедич вызывают
его восхищение, об их сочинениях он говорит: "Там лежат сокровища, из коих
каждому почерпать должно". Этим поэтам он подражает и в своих собственных
стихах, он повторяет их темы, использует их словарь и стихотворную технику,
в которой достигает большого мастерства. Лицейские стихи Пушкина, впрочем,
также в очень значительной степени подражательны. Все поэты проходят период
ученичества. Однажды Пушкин сочинял стихотворение, некоторые строки ему не
давались, и он оставлял в рукописи пустые места, потом, решив, что
стихотворение не выйдет, выбросил листок. Илличевскпй его подобрал и вписал
в оставленные места свой текст. Это стихотворение печатается в сочинениях
Пушкина под названием "К Делии", и строки, написанные Илличевским, вовсе не
воспринимаются чуждыми, они вполне могли бы быть написаны и самим юным
Пушкиным.
  Но с годами талант Пушкина развивался, его стихи перестали быть
ученическими опытами. И хотя некоторые лнцеисты еще и отдавали порой
предпочтение Илличевскому, сам он как умный человек признал и первенство
Пушкина и его огромный талант. В 1816 году, сообщая лицейскпе новости
другу, он писал: "Кстати, о Пушкине: он пишет теперь комедию в пяти
действиях, в стихах, под названием Философ. План довольно удачен - и
начало; то есть 1-е действие, до сих пор только написанное, обещает нечто
хорошее,- стихи и говорить нечего, а острых слов - сколько хочешь! Дай
только бог ему терпения и постоянства, что редко бывает в молодых
писателях; они то же, что мотыльки, которпе недолго на одном цветке
покоятся,- которые так же прекрасны и так же, к несчастию, непостоянны; дай
бог ему кончить ее - 310 первый большой ouvrage1, начатый им,-ouvrage,
которым он хочег открыть свое поприще пo выходе из Лицея. Дай бог ему
успеха - лучи славы его будут отсвечиваться в его товарищах". После
окончания Лицея Илличевский поступил на службу.
  Сначала чиновником министерства финансов он служил в Сибири, затем
вернулся в Петербург и продолжал службу в Министерстве государственных
имуществ. Не оставлял он и литературные занятия, довольно много печатался в
журналах, в 1827 году выпустил книгу стихотворений. Но все, что он писал,
не поднималось выше ею лицейских произведений, он все время повторял себя,
и если не обращать внимания на даты под стихами, то можно подумать, что все
они написаны в лицейские годы, те же темы, то же старинное, в духе XVIII
века, остроумие, те же образы, тот же стих. Об этом говорит даже название
его сборника стихотворений 1827 года: "Опыты в антологическом роде, или
Собрание кратких басен и сказок, нравственных мыслей, надписей, мадригалов,
эпиграмм, эпитафий в других мелких стихотворений".
  По выходе из Лицея Илличевский поддерживал дружеские отношения с
Пушкиным, встречался с ним на лицейских годовщинах, в домах общих знакомых,
часто бывал в доме сестры Пушкина О. С. Павлищевой, встречались они и на
заседаниях Общества любителей словесности, наук и художеств, членами
которого были.
  Несмотря на ограниченность таланта, Илличевский все же пользовался
некоторым успехом у читателей, и в некрологе (он умер в 1837 году) он был
назван "известным нашим литератором ",


  ЭПИГРАММЫ
  

1


Ты выбрал к басенкам заглавие простое:
"Хоть худо, но свое".
И этак хорошо, но этак лучше вдвое:
Что худо, то твое,
Что хорошо - чужое.


2


Титир, убогий наш поэт,
Любовны песенки сплетает;
А сам-то в погребу живет,
То в мраке чердаков высоких обитает;
От этого-то, знать, и в песенках бедняк
Как погреб - холоден, и темен - как чердак,


3


Систему новую Никандр изобретает:
В природе пустоту он доказать желает;
И всяк согласен будет в том,
Кто с головой его знаком.


4


Клиг смеет утверждать в народе,
Что совершенства нет в природе,
Вступись за честь свою, Герод!
Явись и докажи собою,
Что ты и телом и душою
Пресовершеннейший... урод!

"1813-1814"


  ОТ ЖИВОПИСЦА

Всечасно мысль тобой питая,
Хотелось мне в мечто
Тебя пастушкой, дорогая,

Представить на холсте.
С простым убором Галатеи
Тебе я прелесть дал;
Но что ж? напрасные зател -

Я сходства не поймал.
Всё стер и начинаю снова.
Я выбрал образцом
Елену, в пышности покрова,

В алмазах и с венцом.
То ж выраженье благородства,

Как и в чертах твоих;
Hо погляжу - опять нет сходства,-
Не стало сил моих,

Так! видно, мысль одна дерзает
Постичь красу твою:
Пред совершенством повергает
Искусство кисть свою.

Амур всего удачней пишет
В сердцах твой милый вид,
А страсть, которой серчце дышит.
Навек его хранит.

1315


  НАДЕЖДА

Амур, амур лукавый
Опасней всех богов:
Оп вечно скрыт забавок,
Как змей листом цветов.

Вчера я веселился
С прелестными в кругу:
Сегодня пробудился
И сгрдцем по могу.

Но жалоба напрасна
На милого божка:
Стрела его ужасна,
Но боль от пей сладка.

Счастливее, чем прежде,
С тех пор, как стал любить,
Я сердце дал Надежде
И ею начал жить.

Надеждой дух питаю,
Лечу мечтами к ней,
В надежде заключаю
Все блага юных дней.

Теперь хотя б невежда
Мне в грех поставить мог:
Не бог моя надежда,
Моя надежда - бог!

"1816"


  ВЕСЕЛОСТЬ И РАССУДОК

Я с мудростью святою
Поклялся вечно быть:
Но отчего с тобою,
Рассудок! трудно жить?

Я виноват - связался
С веселием живым;
Но миг забав умчался
И все желанья с ним!

Средину золотую
Я выбрать поспешил:
Веселость молодую
С рассудком помирил.

С тех пор - живем три друь а
Под кровлею одной:
Веселость мне подруга,
Рассудок брат родной.

С тех пор я счастье знаю
И скуки не боюсь:
Я с другом рассуждаю;
С женою - веселюсь.

1817


  19 ОКТЯБРЯ

Друзья! Опять нас вместе свел
В лицейский круг сей день заветный.
Не видели, как год прошел,-
Мелькает время неприметно!

Но что нам до него? Оно
Коснуться братских уз не смеет,
И дружба наша, как вино,
Том больше крепнет, чем стареет.

1826


  ТРИ СЛЕПЦА

Судьбой на все страны земные
Постановлен один закон -
Вселенной правят три слепые:
Фортуна, Смерть и Купидон.

Жизнь наша - пир, с приветной лаской
Фортуна отворяет зал,
Амур распоряжает пляской,
Приходит Смерть - и кончен бал.

"1826"



  СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Другого мысль проникнуть сразу,
Себя уметь скрывать всего,
Смеяться, плакать по заказу,
Любить и всех и никого,

Льстить и ругать попеременно,
Лгать и обманываться век -
Вот что зовется совершенный
В понятых светском человек,

"1827"


  ПОХВАЛА МОЛЧАНИЮ

Прекрасно быть красноречивым,
Но безопасней - молчаливым:
Друзья! молчанье - ум глупца
И добродетель мудреца,

"1827"


  КАМЕНЩИК И ПЛОТНИК

Клал стену Каменщик, ушибся кирпичом:
"То ль дело Плотнику - знай только стружит доску".
Сруб Плотник выводил - порежься топором:
"То ль дело Каменщик - знай месит лишь известку".

Мы любим, менее иль боле,
Всё видеть, как ни мудрено,
Одно худое - в нашей доле,
В чужой - хорошее одно.

"1827"



  ПЕНЬКА И ВЕРЕВКА

Пенька Веревке говорила:
"Стыдись! На то ли я на свет тебя пустила,
Чтоб вешать на тебе людей?"
- "Меня же, матушка, на помощь пм бросают,

Когда их из воды спасают",-
Веревка отвечала ей.
Виной добра и зла все вещи могут быть:
Всё в том, как пх употребить.

"1827"


  ЭПИЛОГ

Счастлив, кто на чреде блестящей,
Водимый гением, трудится для веков;
Но змеи зависти шипящей
Тлетворный точат яд на лавр его венков.
Я для забавы пел, и вздорными стихами
Не выпрошу у Славы ни листка,
Пройду для Зависти неслышными шагами
И строгой Критики не убоюсь свистка:
Стрела, разящая орла под облаками,
Щадит пчелу и мотылька.

"1827"


Дата публикации: 22.09.2010,   Прочитано: 8897 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.09 секунды