Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души4 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Поэзия

Яшина Елена Леонардовна (род. 1959)

Гондишапур

                         1 К началу христианской новой эры Мир эллинизма был чреват упадком, Античное наследие без меры Лишь подвергалось всяческим нападкам. Могла спасти тут лишь метаморфоза Всемирно-исторической задачи, Но христиане в Риме встали в позу И дело провалили, не иначе. Непримиримо и враждебно к грекам Империя загнала их в поток Совсем иной, чем требовалось веком, В движенье не на Запад – на Восток. Цвет греческой учёности собрался В Гонди-Шапур, что в Персии, близ Суз, Тот город подходящим оказался, Чтобы создать блистательный союз. Возникла академия из школ Философов, учёных, мудрецов: Культурный импульс в Персию пришёл, Собрав их в месте том со всех концов. Так императоры и церковь сдали Позиции христианства вовсе в мире, Последствия их действий продолжали Влиять и на Европу и в Пальмире. Источник бедствий тот же и поныне: Конец – цивилизации, тупик… Дух материализма, дух гордыни – Односторонни, и не пройден пик.                          2 Сам город в третьем веке основал Иранский шах из рода Сасанидов: Шапур, и он Мани к себе призвал, Имея на него немало видов. Мани впервые выступил открыто, С Шапуром первым он имел беседу, Но встречен был враждебно и сердито, Шапур торжествовал над ним победу. Как говорит преданье, за плечами Мани шах видеть мог сиянье света, Обескураженный его речами, Шах мог и наказать его за это. Из Персии Мани тогда бежал И скрылся в Индии, поздней вернулся… Зороастрийским магам возражал, Лишь их исповедания коснулся. Он утверждал, что на кресте Иисус Низвёл Дух Солнца в низшее, во плоть… Зороастрийцы испытали злой искус Мани мировозренье расколоть. С Мани была снята с живого кожа И на воротах города висела… Зловещий знак запечатлён, о Боже, Стал в ауре его, как знак лишь тела. На диспуте его приговорили На смерть в Гонди-Шапуре, здесь распят… Но дух Мани, который не сломили, Влияние усилил во сто крат.                          3 Повсюду Сасанидские цари Преследовали злостно манихеев, Велев закапывать их до зари Вниз головою в землю, холм усеяв. Смеясь, они рекли, что насаждают Свои великолепные сады, И тем в последний путь сопровождают, На деле претворяя их труды. Но манихейский подвиг стал ядром, Самой глубинной сутью христианства: Подобен ей – земной коры разлом И тектонического сдвига постоянство. Мистерии Голгофы глубина Нашла в нём воплощение теченья: В ядре Земли Христом претворена Голгофа манихейского служенья. Деяние Мани предвосхитило События грядущие в веках, Ученье Посвященного явило Мощь Солнца на Земле, не в облаках. Так лунному воздействию границы Поставило воззрение Мани: Луна даёт лишь Солнцу отразиться, Дух Солнца есть грядущее Земли.                          4 Есть сведенья, что монастырь и школу Бодема основал в Гонди-Шапуре. Шапур второй же к власти и престолу Привержен был не меньше, чем к культуре. В четвёртом веке, ровно в середине, И начинается отчёт в веках Тех дел, что прорастают и поныне В научности неслыханной ростках. В Гонди-Шапур стекались эмигранты. Зенон Исарикус, Юстиниан Изгнали из империи таланты: Из трёх потоков брызнул их фонтан. Афины, Антиохия, Эдесса... Доставили сюда и переводы Сирийские учёных, и прогресса Подобного не видели народы. Наука, медицина и искусство К вершинам в резиденции царей, Персидских магов возводили чувство, Подвигнув к гениальности людей. Гонди-Шапур на карте оказался По местоположенью в средоточьи Всей мудрости Востока и сплетался С притоком всей античности воочью. И роскошь та – на фоне погруженья Во тьму гонений, распрей, фанатизма На светскую культуру в отношеньи Европы – зарождалась как харизма.                          5 И в эту ауру внедрён был важный факт… В седьмом столетьи кризис наступил: Воззренья академии как акт Оккультно чуждый импульс захватил. Епископ Сергиус и Иоанн Осуществили дело, чтобы шире, Оккультным способом «наслав дурман», Распространить тот импульс в целом мире. И совершенье неких действий увенчало Возможность те плоды перевести В иное русло – то, что намечало Во внешнем те теченья и пути. Померкнув исторически в дальнейшем В Гонди-Шапуре, импульс вёл в Багдад, Простёршись к достижениям новейшим, Лишь выше устремившись, не на спад. Гондишапура вспыхнула учёность В среде художников, философов, поэтов, А образованность и утончённость Перенесли в Багдад плоды секретов. Гондишапур, который был сметён Историей, восстал в обличье новом, С неведомым размахом возрождён, Предстал он для арабов образцовым. И в ходе историческом событья Являли то воздействие, в котором Характер внешний приняло развитье, Вселенским закрепленное Собором.                          6 В восьмом столетьи расцветает двор Халифов из Багдада пышным цветом, Его невероятный стиль, декор Взор услаждали падающим светом. Известен двор Гаруна аль Рашида, Здесь мир идей блистал, давая всходы: Платона, Аристотеля, Эвклида; Взлетев в цене, копились переводы. С сирийского – персидский был, арабский, На много языков переводили: Труд совершили прямо-таки адский И форму арабизма насадили. Она несла характер грандиозный: Дышало в ней Востока посвященье, Но облик принимала одиозный, И Логоса чуждалась откровенья. Гаруну аль Рашиду было мало Понятья Аристотеля сокрыть: Оставив то, впоследствии, что стало Совсем иным, и так распространить. И Аристотелизм в той форме новой С военными походами привить: С пантеистической лишь подосновой, Которую в Европе насадить. Придя через Испанию в Европу, Ускорил становленье интеллекта Тот арабизм, подобное потопу, – Достигнув небывалого эффекта.                          7 Фараби, Аль Гацали, Авиценна: Соцветие арабских мудрецов… Опережало время несомненно Влияние их мысли образцов. Они вобрали неоплатонизм И экстатически освобождали Обученный мышленья организм От тела; результаты поражали. Мышленье их не оставалось бледным, Лишённым всей субстанции, пустым, Как наше современное, и – вредным, В абстрактном ускользающим, как дым. Образованья мысли ощущались Живыми вспышками, сияли светом И из субстанции эфира совлекались И приливали сущностно к адептам. У мудрецов тех сила представленья, В соединении с фантазией подвижной, Порою восходила к сновиденью, В культуре осаждаясь в толще книжной. В визионарном созерцаньи снов Живописующая сила крови Укоренялись до самих основ Того, что жило в образах и слове. И мир арабских сказок становился Тем элементом, чья канва – столь ценна, – Со сферою Луны тот мир роднился; Держался также снов и Авиценна.                          8 В визионарной сфере пребывали Философы, учёные, сновидцы: Связь с «истинною жизнью» обретали, Чтоб истина могла к ним течь, струиться. Мыслительный и лунный элемент, Освободясь от тела и служа Науке, брался как эксперимент, Внедряясь в плоть, в леченьи без ножа. Естественно-научный метод зрел И строился на точном наблюденьи, Свершения шагнули за предел: В изобретения вливались откровенья. Те мудрецы намеренье имели Эпохой раньше на Земле излить Гностическую мудрость и посмели Все достиженья века «обновить»: Отрезать человеку к духу путь И в Средние века сорвать раскрытье Для будущего силы Я; толкнуть В иную сторону его развитье. И на Христа не обратив вниманья, Как стража Я, ввергать его в эфирном В текучее эфира: вне сознанья, Значенья человека во всемирном. В эфирном море сущность истощится, Не укрепив себя как Я, истает… Душа всеобщим вовсе поглотится: Учёный Аль Гацали утверждает.                          9 Отцом единым мира поглотиться, Божественной Основой мирозданья Душа должна: растечься, распылиться В одном единственном образованьи. Против Христа не создали ученья, Но направленье импульса, идей, Лишь насаждало ложное стремленье, Опасное в грядущем для людей. За академией Гондишапур Враг человечества, не дремля, бдил, Высверливая в черепе, как бур, Тот интеллект, который захватил. Чтоб разум пребывал на пике сил, Противоречил норме той развитья, Которую в веках опередил, Чтоб совершать научные открытия. Но тут пришёл в истории момент, Не получив в науке освещенья; Она, частично вычленив фрагмент, Не чает охватить всего значенья. Гондишапура импульс был притуплен: Иначе человеку было б худо… Сам Магомет встал, – дерзок и иступлен, И дал ученье, действуя повсюду. Упадочное знанье и упёрлось В деянье Магомета, сквозь него Пройти было не в силах, рапростёрлось Магометанство, вытеснив его.                          10 Всего того и вовсе б не случилось, И мир бы стал совсем не так уж плох, Если бы вновь тогда осуществилась Культурная преемственность эпох. В истории всё встало б на места, И вместе с христианством Византии Восприняли б философы Христа, Взойдя от Аристотеля к Мессии. История пошла бы по-иному: Но сослагательных не помнит наклонений; Муавийя и Габ-эль-Тарик слому Подвергли стержень тех соотношений. Но прежде хрустнул стержень человека В душе вплоть до телесности своей, Когда арабы двинулись из Мекки И шли в Европу вширь с Муавийей. Преподавал в Гондишапуре маг И был особенно большой учитель… Христу он был как величайший враг И мудрости темнейший жрец, служитель. Но имя же осталось неизвестным… Несториане не мешали тёмной силе, Держались кругом замкнутым и тесным. Преподавание ж велось в широком стиле. Неоперсидский импульс Заратустры Намеренно внедрён был на Восток: Те мудрецы не то, чтоб были шустры, Но – способом не тем, не в тот и срок.                          11 Так человечество и получило Тот импульс, что в физически-телесном Рождается в младенце, что привило Ему болезнь: разрыв с Отцом небесным. Болезнь вела с рожденья к отрицанью В душе небесного Отца, склоняла К безверью полному и к отставанью, И столь – в опереженье отклоняла… А вызвали б не слом, – метаморфозу… Но… от болезни новой исцеленье Пришло на Землю; жало и занозу Изъять необходимо во спасенье. Болезнь Эдипа нёс Искариот, Но принят в круг апостолов Христом, Христос – Целитель; круглый идиот Не верит в дух Святой, порвав с Отцом. От отрицанья Бога – к отпаденью: Гондишапура – подлинная цель; Подвергнуть душу к телу притяженью, Чтоб не подняться к духу, сев на мель. Чтоб человек стал родственен лишь смерти: Душе судьбу готовили, как тела… Хоть цели не достигли, но, поверьте, За дело брались с толком и умело. Мистерия Голгофы жизнь спасает И делает вновь родственным людей С их духом, от смертей освобождает, Ведёт к преодолению смертей.                          12 Так мудрецы Гондишапура знанья Давали старым способом, минуя Рассудок, развивавшийся и ране, Тем индивидуальностью рискуя. И через откровенье наделяли Рассудок гениальностью, пытались Тип личности создать, закрепощали Его в физическом и не смущались. Чтоб выработать он не успевал Своей интеллигенции, чтоб он Плод панинтеллигенций обращал На нужды тела, – вот каков резон. Гондишапуром сделана попытка Во внутренне незрелом состояньи Дать инстинктивно овладеть и прытко Гигантской древней мудростью познанья. Напечатлеть пытались разом то, Что без труда б давалось индивиду Уже в седьмом столетии, и что Как цели не утратили из виду...                          13 Развитие являет выраженье Того, как человек идёт вперёд В сознательном и полном постиженьи Им самого себя как новый род. Развитие должно быть постепенным, Чтоб раскрывать из свежих юных сил Всё то духовное, что дремлет сокровенным, Чтоб человек его не загубил. Для человека важно понимать: Судьба его поставлена на карту; Он мог бы из себя ей много дать, Но следуя духовному стандарту. А что даёт история веков? Тот натиск арабизма был погашен Лишь тюркским наводнением; таков Событий внешний ход, чуть преукрашен... Господство арабизма упразднили Всё ж турки, как культурного теченья: В походе крестоносцы находили Остатки – рудименты погашенья. В духовном же аспекте арабизму Противостали в истинном теченьи Схоластики, и дух аверроизма Был поражён во всём его значеньи. Духовная наука лишь пригодна Дать человеку в дар, в ком суть чиста, С любовью мудрость мира, чтоб свободно.
Дата публикации: 09.12.2023,   Прочитано: 179 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды