· Главная · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Книжная лавка · Глоссарий ·   
Главное меню
Главная
Новости
Форум
Фотоархив
Медиаархив
Аудиотека
Каталог ссылок
Обратная связь
О проекте
Общий поиск
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
Содержание GA
Русский архив GA
Электронные книги GA
Печати планет
R.Steiner, Gesamtausgabe
GA-Katalog
GA-Beiträge
GA-Unveröffentlicht
Vortragsverzeichnis
Книжное собрание
Каталог авторов
Поэзия
Астрология
Алфавитный каталог
Тематический каталог
Книгоиздательство
Глоссарий
Поиск
Каталог авторов

Алфавитный каталог

Эл. книги GA

Г.А. Бондарев
Methodosophia
Die methodologie der anthroposophie
Философия cвободы
Священное писание
Anthropos
Антропософская жизнь
Мастерские
Инициативы
События
Книжное собрание

Х.В. Шрёдер

Судьба конца столетия, битва Михаила и встреча со злом



Две статьи из журнала "Известия об
антропософской работе в Германии", 1978, 1979.
перевод с немецкого Михаил Случ
Москва 1989


Старинный немецкий гимн
(Пер. с нем. Б. Старостин)


Святой архангел Михаил,
Архистратиг Небесных сил,
В борьбе с врагами Встань рядом с нами
- о, Михаил.
Сюда на помощь мы зовем
- о, Михаил,
Святое воинство твое.
Мы перед битвой
К тебе с молитвой
- о, Михаил.
На землю под ногой твоей
- о, Михаил,
Повержен будет лютый змей.
В борьбе с врагами Встань рядом с нами
- о, Михаил.

Статья 1.
КОНЕЦ СТОЛЕТИЯ И ИНКАРНАЦИЯ APИМАHA В БЛИЖАЙШЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ

    Год от года наш взгляд все больше устремляется к событиям, которых можно ждать к концу столетия. Мне бы хотелось здесь попробовать сопоставить высказывания Рудольфа Штайнера об этих событиях. Сегодня часто слышишь мнение, что Рудольф Штайнер предсказал воплощение Аримана в конце столетия. Но, насколько я знаю, подобного высказывания Рудольфа Штайнера не существует.


Время после конца столетия и третье тысячелетие.

По мере того, как события приближаются к концу столетия, представляется, что становится важным в то же время поднять взор за пределы этих событий. Взгляд слишком легко обращается лишь на ближайшее, и забывают, что также и в следующем тысячелетии были предсказаны существенные события, затрагивающие образ мысли и деятельность связанных с Антропософией людей. Вот почему в первую очередь я хотел бы привести несколько высказываний Рудольфа Штайнера, относящихся к тем событиям, которых можно ожидать после конца столетия и которые точно так же должни интенсивно жить в нашем сознании. Начнем с цитаты из лекции в Берлине 4 апреля 1916 года (GA 167):

    "Пройдет не так много времени после 2000 года, и человечество должно будет пережить нечто странное, вещи, которые сегодня лишь медленно подготавливаются. Всё идет ведь таким образом, что с Востока и с Запада подготавливаются до определенной степени два полюса, спешащие навстречу грядущему развитию... Захотят разгадать дитя, с развитием ребенка сначала свяжут своего рода культ. Подготавливается это на Востоке. Он, само собой разумеется, перекинется в Европу. Всё это приведет к тому, что разовьется чрезвычайное почтение перед тем, что называется гениальностью, поиск гениальности... Большая часть человечества будет влиять на эту сторону из Америки, с Запада, и эта часть идет навстречу другому развитию. Она идет навстречу такому развитию, которое сегодня обнаруживается лишь в идеалистических намеках, лишь в симпатичных ростках, по сравнению с тем, что придет тогда. Можно сказать, что сегодня дело обстоит еще довольно хорошо, по сравнению с тем, что придет тогда, когда западное развитие будет расцветать всё более и более пышным цветом. Пройдет не так много времени, после того как напишут год 2000, и тогда хотя и не прямой, но все же некий род запрета на всякое мышление изойдет из Америки, некий за кон, целью которого будет подавить всякое индивидуальное мышление. С одной стороны начало этому положено в том, что делает сегодня чисто материалистическая медицина, где ведь уж и не может действовать душа, где только на основании внешних экспериментов обращаются с человеком как с машиной".

Следующее высказывание от 15 января 1917, Дорнах (GA 174)

    "Прежде всего, мы должны отнестись к этому серьезно с пониманием вещей, понять это целиком и полностью всерьез. И к этому пониманию принадлежит то, что некоторое число людей должны найти силы, чтобы всей своей личностью действительно противопоставить себя бушующим волнам материализма. Потому что с изживающим себя в индустриально-коммерческом импульсе материализмом соединится также то, что все больше поступает в материализм из других отставших импульсов, из китайско-японского, особенно из японского элемента... То, что последует тогда из Азии, будет как раз особенной формой материализма; в любом случае, надо ясно себе представлять, что нужно изо всех сил противится материалистическим волнам. Это может каждый человек. Плоды этих усилий станут явными... В двух словах можно суммировать то, что нужно, чтобы противодействовать материализму, который ведь по-своему правомерен. В пятой послеатлантической эпохе в будушем мир будет еще больше пронизан индустриальным и коммерческим; но должен быть другой, противоположный полюс; должны быть люди, которые, исходя из понимания, работают на противоположной стороне".

И в заключение из лекции 18 ноября 1917, в Дорнахе (GA 178)

    "материалистический образ мысли усиливается, и он будет лучше всего процветать в том случае, если люди будут воображать, будто бы они уже не материалисты. Материалистический образ мысли усиливается и будет еще усиливаться приблизително 4-5 столетий. Что необходимо, так это то, что здесь уже часто подчеркивалось: В ясном сознании охватить этот факт, знать, что это так; человечество пойдет к избавлению уже тогда, когда это как следует узнают. Когда в духовной жизни работают таким образом, что знают: пятая послеатлантическая эпоха для того и существует, чтобы выявить материалистическую сущность из общего развития человечества. Но тем более нужно противопоставить ей спиритуальную сущность".

Эти цитаты можно умножить. Но чтобы изложение не было односторонним, я хотел бы привести еще одну выписку из лекции в Дорнахе от 8 января 1918 года (GA 180), которая показывает, что с будущими событиями связаны и положительные аспекты, и их нужно увидеть:

    "С другой стороны, можно также сказать, что по сравнению с различными периодами... наше пятое послеатлантическое время... это, с определенной точки зрения, величайшее время, такое, которое больше всего приносит человечеству, такое, которое скрывает в себе потрясающие возможности бытия и развития для людей. И как раз благодаря тому, что человек совершенно особенно вырабатывает в эту эпоху - я бы сказал - как теневую сторону спиритуального бытия, он отправится в путь и сможет, если правильно поведет себя, отыскать дорогу в спиритуальный мир. А именно, он сможет найти дорогу к своей истинной, высочайшей человеческой цели. Возможности развития в наше время так велики, какими они, с известной точки зрения, не были ни в одной из истекших фаз послеатлантического развития".


Инкарнация Аримана в третьем тысячелетии

На фоне этих высказываний Рудольфа Штайнера изображения инкарнации Аримана могут предстать во всей их значимости. В семи лекциях 1919 года он описывает этот факт и указывает на подготовку этого события в современности. Прежде всего перечислим эти лекции:

    Цюрих, 27 октября 1919 г., GA 193 /"Ариманическое обольщение"/

    Дорнах, I и 2 ноября 1919 г., GA 191 /"Духовный фон социального вопроса", том III/

    Берн, 4 ноября 1919 г., GA 193 /"Люциферическое прошлое, ариманическое будущее в свете современности"/

    Дорнах, 15 ноября 1919 г., GA 191 /"Духовный фон социального вопроса", том III/

    Штутгарт, 25 и 28 ноября 1919 г., GA 195 /"Мировой новогодний сочельник и новогодние мысли"/

Нас интересует момент времени, указанный Рудольфом Штайнером для этой инкарнации. Я процитирую наиболее существенные данные:

    "Точно также как в начале третьего дохристианского тысячелетия была инкарнация Люцифера, как инкарнация Христа была ко времени Мистерии Голгофы, так некоторое время спустя после нашего теперешнего земного бытия, где-то также в третьем послехристианском тысячелетии будет первая инкарнация Аримана, ... Этому* (Чему - в данной цитате опущено - прим. перев.)противодействует Ариман с середины XV столетия, и он будет становиться все сильнее и сильнее до тех пор, посреди западного земного человечества не будет иметь места действительная инкарнация Аримана... Ариман явится в человеческом облике. " /27 октября/

В этом высказывании особенно примечательно то, что инкарнация Аримана по времени поставлена в параллель с инкарнацией Люцифера, которая имела место в Азии в начале третьего дохристианского тысячелетия. В соответствии с этим для инкарнации Аримана тут указано, более обще, третье послехристианское тысячелетие. Этот же момент времени появляется и в следующей лекции:

    "Так, прежде чем истечет хотя бы часть третьего тысячелетия послехристианского времени, на Западе будет действительная инкарнация Аримана. Ариман во плоти... Такое существо как Ариман, которое хочет спустя известное время после нашего инкарнироваться в западном мире... И сегодня настало время чтобы отдельные люди знали, какие же из процессов, которые разыгрываются вокруг них, являются махинациями Аримана, где только можно подготавливающими его скорую земную инкарнации ... Ибо в третьем тысячелетии предстоит инкарнация Аримана (1 ноября)

И далее:

    "То, что теперь подготавливается, и совершенно определенно наступит на земле в не слишком отдаленном будущем, - это действительная инкарнация Аримана". (4 ноября)

Тут уже получаешь такое впечатление, что это событие произойдет не в конце, но раньше, в первой половине или даже совсем в начале третьего тысячелетия. В последнем высказывании, касающимся времени, говорится:

    "Но затем придет время, когда так же, как некогда на Восток в земной личности воплотился Люцифер, теперь на Западе выступит земное воплощение действительного Аримана. Мы идем навстречу этому времени. Ариман будет объективно ходить по Земле". (25 декабря)

Таковы в 1919 году высказывания Рудольфа Штайнера о сроках инкарнации Аримана. Насколько я знаю, дальнейших высказываний нет. Высказывание, что Ариман появится уже в конце столетия, как исходящее от Рудольфа Штайнера, мне не известно. В том случае, если у кого-либо из читателей могут найтись такие сведения, я был бы очень благодарен за указание.

В рамках этих предпосылок вполне можно сказать, что мы имеем дело с путаницей, когда в связи с концом столетия говорится об инкарнации Аримана как о твердо установленном факте. Скорее похоже на то, что фактическое положение дел должно выглядеть более дифференцировано; основание для этого должна дать эта статья. В заключении я еще вернусь к этому.


Конец столетия

Когда в лекциях Рудольфа Штайнера ищешь высказывания о конце столетия, с удивлением замечаешь, что речь об этом заходит собственно только в самое последнее время, а именно в кармических лекциях. В предшествующие годы и десятилетия, насколько я знаю, встречаются лишь весьма скудные сообщения. Известные мне места я хочу здесь привести.

Первое высказывание находится в записи лекции, по-видимому не полной, прочитанной Рудольфом Штайнером в Штутгарте 7 марта 1914 года (пока не опубликована). В этой лекции Рудольф Штейнер указывает, что всякий раз в конце тысячелетия происходит особенно сильный натиск Люцифера и Аримана. Как пример он приводит первое послехристианское тысячелетие и здесь, в особенности, факт появления тогда доказательств бытия Бога, прежде всего, доказательства Ансельма Кентерберийского* (Так назыв. "онтологическое доказательство" прим. перев. ), и покаяние императора Генриха IV в Каноссе "в то время, когда вся внешняя церковь приняла обряды, вызывавшие глумливый смех ариманических духов". Когда точнее рассматриваешь эти описания, то замечаешь, что они вовсе не относятся только к концу тысячелетия, но, кроме того, указывают на дальнейшее. Ансельм Кентерберийский жил с 1033 по 1109 год, то есть уже столетием позже, покаяние в Каноссе было в 1077 г., то есть также уже в новом тысячелетии. Из этого можно увидеть, что, говоря о вмешательстве ариманических и люциферических сил, Рудольф Штайнер в данном случае не имеет в виду конец тысячелетия в узком смысле слова, то есть, только как точный пункт времени. Это важно принять во внимание, когда вслед за тем он продолжает:

    "Эти ариманические духи суть те, кто теперь снова усиливают свое влияние, по мере того, как мы приближаемся к 2000 году. Но развитие идет во взмахах маятника. В 1000 году ждали конца мира, в 2000 году ждут в точности противоположного. В 3000 году будут ждать опять конца мира, но мир станет тогда такт что целые народы затоскуют по этому концу. Иначе говоря, можно без всякой сентиментальности сказать: европейское человечество идет навстречу ужасным временам!... В древние времена, например около 1000 года, люди должны были благополучно верить тому, что докажут им Люцифер и Ариман, так как они еще не имели в себе истинного, сознательного импульса Христа. Но мы уже не должны, нам надо по собственной воле принять этот новый импульс Христа, чтобы мы могли оказать сопротивление Люциферу и Ариману. В XX веке будет так, что Люцифер, и Ариман особенно завладеют именем "христианин". Христиана: будут называть себя люди, в которых уже не будет и следа истинного христианства, и они будут свирепствовать против тех, кто не только лишь придерживается того, что по преданию Евангелий сказал Христос, но кого затрагивают слова "Я есмь с вами во все дни до скончания мира", кто будет следовать живом действующему дальше импульсу Христа. Против таких будут свирепствовать. Смятение и опустошение будут господствовать, когда приблизится 2000 год, и тогда и от нашего Дорнахского Бау (Здания) также не останется щепки на щепке. Все будет разрушено, опустошено. На это мы будем взирать из духовного мира. Но когда наступит 2086 год, увидят, как повсюду в Европе поднимаются строения, посвященные духовным целям, и. которые будут отображениями нашего Дорнахского Бау с его двумя куполами. Это будет золотым веком, в котором расцветет духовная жизнь".

Когда звучат эти слова, возможно нужно принять во внимание, что они переданы, по-видимому, не вполне дословно. Следующее упоминание о конце тысячелетия находится в лекции "Что делает Ангел в нашем астральном теле" /GA182/. В этой лекции Рудольф Штайнер говорит о действии мира Ангелов в астральном теле человека; при этом существует опасность, что это воздействие может быть воспринято человеком бессознательно.

    "Это большая опасность для эпохи сознания. Это такое событие, которое еще могло бы случиться, если люди не захотят обратиться к духовной жизни до начала третьего тысячелетия ты ведь отстоим всего лишь на краткий промежуток времени от начала третьего тысячелетия. Ведь третье тысячелетие начинается, как известно, с 2000 года. Еще могло бы случиться так, что не с бодрствующими людьми, но, вместо этого, со спящими телами, людей придется достигнуть того, чего должны достигнуть Ангелы своей работой"* (Цюрих, 9 октября 1918 года - прим. перев.).

Однако это вызвало бы совершенное извращение человечества, как это описано в ходе дальнейших лекций.

Из лекции в Штутгарте 30 июня 1920 года (GA 197):

    "Уже с началом третьего тысячелетия мы сможем пережить, что человечество разовьется таким образом, что материализм окажется правильным воззрением. Дело заключается не в том, что-бы опровергнуть материализм, ибо он на марше к тому, чтобы стать правильным, но в том, чтобы на деле сделать его неправильным, так как он на пути к тому, чтобы стать фактом, так как просто ложной теорией он не является".

    И в заключение - из лекции от 6 августа 1921 года, Дорнах (GA 206):

    "Если бы теперь развитие продолжало и дальше формироваться в том же направлении, то в конце XX века мы пришли бы к войне всех против всех, именно в той области земного развития, в которой развилась так называемая новейшая цивилизация. И мы видим, как именно то, что образовалось там (в области новейшей цивилизации - перев.), уже излучаясь с Востока, заявляет о себе над огромной частью Земли. Тут есть более внутренняя взаимосвязь; но ее нужно только увидеть".

Таковы высказывания о конце столетия, сделанные Рудольфом Штайнером до 1924 года.

Кармические лекции Лишь за несколько недель до конца своей внешней лекционной деятельности Рудольф Штайнер начинает говорить действительно о конце столетия. Все без исключения описания находятся в Кармических лекциях и связаны с миссией Михаила и задачей михаэлитов относительно формирования будущей культуры. Рудольф Штайнер начинает 18 июля в Арнхейме; дальнейшие сообщения там же 19 и 20 июля, затем в Дорнахе 27 июля и I августа, снова в Дорнахе 3, 4. и 8 августа, затем в Торквее 14 августа, в Лондоне 27 августе и, наконец, в Дорнахе 16 сентября.

Мотивы:

Кризис цивилизации в конце столетия

Одновременная кульминация Антропософии

Совместная деятельность платоников и аристотеликов

Реинкарнация тогдашних учеников Рудольфа Штайнера

Об инкарнации Аримана и в этой связи также не было речи, но зато речь идет о действии ариманических духов - вплоть до того, что Ариман будет инспирировать человеческое сознание как писатель, и уже инспирировал /Ницше/. Я хотел бы обратить внимание особенно на одно место, где снова за пределами конца столетия открываются перспективы в ближайшее тысячелетие:

    "Когда в ходе двадцатого столетия истечет первое столетие после конца Кали-Юги, человечество будет стоять либо у могилы всякой цивилизации, либо в начале той эпохи, когда в душах людей, соединивших в своих сердцах интеллектуальность со спиритуальностью, битва Михаила завершится победой импульса Михаила". (19 июля)

Итак, здесь ясно сказано, что битва Михаила, которая должна преобразовать разум в спиритуальность, должна быть продолжена в ближайшее тысячелетие. Эти перспективы на ближайшее: тысячелетие соединяются, и на мой взгляд - совершенно органичным образом, с высказываниями 1919 года об инкарнации Аримана.

Возможный вывод и постановка вопроса

Если дать на себя воздействовать приведенным высказываниям Рудольфа Штайнера, то можно придти к выводу, что в двух предсказаниях - о конце столетия и об инкарнации Аримана - речь идет о двух разделенных во времени событиях. (могло бы, конечно, оказаться и так, что Рудольф Штайнер с помощью замечаний в Кармических лекциях хотел внести своего рода корректуру в свои сообщения 1919 года и в отношении момента времени, что поскольку в ходе столетия события развивались быстрее, чем первоначално можно было ожидать, то потому и более сильное воздействие Аримана должно было наступить уже раньше. Такая возможность, вероятно, должна остаться открытой. /

В любом случае представляется важным, чтобы сегодня взгляд антропософов не оставался прикованным только к концу столетия, но чтобы уже сегодня в сознание были приняты и последующие события. Этому могли бы послужить приведенные высказывания Рудольфа Штайнера.

При дальнейшем изучении этих и родственных им высказываний может сложиться следующая картина, которую тут можно со всей осторожностью наметить. В конце столетия мы будем стоять перед решающим кризисом нашей цивилизации. В этом кризисе будет заключаться вопрос к нашей воле; хаотизация всей обстановки момента, "война всех против всех" /см. цитату из лекции от 6 августа 1921 г. / будут угрожать смести с лица земли всё духовное и, прежде всего, установления и организации, идущие из спиритуального. Если бы это удалось, это было бы ?ервой предпосылкой для полного успеха инкарнации Аримана. Это условие не будет выполнено до тех пор, пока антропософы вместе действуют на Земле.

Антропософское движение должно достигнуть кульминации около конца столетия /Кармические лекции/; оно должно быть основано на совместном действии многих так, чтобы его было не так-то пррсто убрать с дороги; воля, исходя из духовных сил, действовать сообща и стоять заодно, будет здесь решающим; в этой во. должны объединиться также платоники и аристотелики.

Может быть, в этом пункте уместно рассказать об одном разговоре, который произошел между Рудольфом Штайнером и Анной Ман в 1920 году:

    "Когда я могла в последний раз, приблизительно в 1920 году обратиться к господину д-ру Штайнеру, он дал мне еще одно поручение; при этом он был глубоко серьезен и сказал: "Теги Вам надо посвятить себя другой главной задаче. Уже не работа над картиной должна быть главным; но я даю Вам другую задачу. Кроме тех многочисленных обязанностей, которые Вы должны исподнять, обратите внимание на то, чтобы члены (Антропософского общества) оставались вместе. Правления должны позаботиться о том, чтобы объединять своих членов верным образом. Каждое правление маленькой или же большой группы ответственно за то, чтобы ее члены нашли способ с взаимной терпимостью идти вместе к общей работе, которая должна быть. Общество должно быть единством по отношению к миру. Прежде всего должна господствовать полная правда. Правомерные возражения нужно ясно разобрать, а не просто обойти. обратите на это внимание, и потом общество будет Вам за это только благодарно. Не упустите этого".

    Огромными серьезными глазами смотрел на меня при этом господин д-р Штайнер и трижды повторил это поручение громко и. медленно."

Если же кризис конца столетия будет преодолен, придет, тем не менее, срок еще одного решения; в нем будет заключаться вопрос к нашему познанию. Ибо Ариман может победить, только если он не будет познан. Но суметь его действительно узнать, значит преобразовать интеллектуальность в спиритуальность. Все мы стоим в гуще этого спора, но свою высшую и последнюю актуальность он получит в ближайшем тысячелетии, в смысле приведенных выше слов.

    "По истечении двадцатого века, когда пройдет первое столетие после окончания кали-юги, человечество достигнет или же гробовой доски всей цивилизации, или же начала той эпохи, когда в людских душах, соединивших в их сердца разум со спиритуальностью, будет выиграно сражение Михаила в пользу его импульса". (19 июля)

    (Перевод цитаты 0. Погибина)

Картина двух решений, которую здесь можно было только наметить, должна быть развита дальше в одной из следующих статей.


Статья 2
ИНКАРНЦИЯ АРИМАНА И АЗУРЫ

В первой статье ("Известия", Михайлов день 1978) мы рассматривали конец столетия и инкарнацию Аримана в ближайшем тысячелетии. Чтобы вполне охватить события, связанные с будущим развитием, необходимо привлечь еще две группы тем, которые в то же время существенно расширяют поле зрения. Первая касается деяний Азуров в настоящем и будущем, другая - деяний так называемого Солнечного демона, мистериальное имя которого - Зорат. В этой статье мы обратимся в основном к первой из названных групп. Может быть, появится возможность в одной из следующих статей говорить и о деяниях Зората.


Подготовление инкарнации в ближайшем тысячелетии

Чтобы верным образом охарактеризовать деяния Азуров, посмотрим сначала еще раз на подготовку инкарнации Аримана. В статье ко дню Михаила 1978 года были названы те семь лекций, в которых Рудольф Штайнер указывает на инкарнацию Аримана. При этом в первую очередь нас интересовал названный Рудольфом Штайнером момент времени. Выяснилось, что Рудольф Штайнер всегда говорит о ближайшем тысячелетии, или же о начале ближайшего тысячелетия. Конец столетия в этой связи никогда не назывался.

Если теперь поставить вопрос, какие же из описанных Рудольфом Штайнером мотивов играют существенную роль при подготовке этой инкарнации, то можно придти к следующим семи, из которых одни появляются в упомянутых лекциях всё снова и снова, другие же названы лишь однажды. Как всё пронизывающий мотив называется абстрактное мышление, механистически-математический способ понимания мира. К нему примыкают остальные шесть.

Итак:

1. Абстрактное мышление, механистически-математическое миропонимание.

2. Консервирование духовного /библиотеки/.

3. Вера в числа /статистика/.

4. Деятельность без интереса /также: "не умеют загореться духовной наукой"/.

5. партийность, дисгармония в человеческих сообществах, националистические импульсы.

6. Материалистическое истолкование Евангелий /приводит к галлюцинации Христа/.

7. Организация школ, делающих людей ясновидящими.

Бросается в глаза, что почти все эти мотивы связаны со способами человеческого мышления. Прямо или косвенно, они являются следствиями абстрактного мышления. Этому совершенно противоположны описания, относящиеся к деятельности Азуров.


Азуры в изображении Рудольфа Штайнера

Когда пробуешь увидеть, какая картина складывается из тех лекций, где Рудольф Штайнер упоминает об Азурах, то вскоре замечаешь, что сообщений не так уж и много. Прежде всего, я хочу привести сводку известных мне лекций, в которых затрагивается эта тема:

    "Пятидесятница, праздник освобождения человеческого духа", Берлин, 23 мая 1904 /не опубликована/* (Теперь лекция издана в книге: Р. Штайнер. "Храмовая легенда и Золотая легенда... ", Дорнах, 1979 /GA 93/ - прим. перев.)

    "Основные элементы эзотерики" /GA 93а/, Берлин 7 октября 1905 г. и 17 октября 1905 г.

    "Теософия розенкрейцера" /GA 99/, Мюнхен 2 июня 1907.

    "Развитие человечества и познание Христа" /GA 100/, Кассель 24 июня 1907 г.

    "Действие духовных существ в человеке" /GA 102/, Берлин 16 мая 1908 г.

    "Апокалипсис Иоанна" /GA 104/, Нюрнберг 22 июня 1908г.

    "Вселенная, Земля и человек" /GA 105/, Штутгарт 7 августа 1908 г.

    "Духовнонаучная антропология" /GA 107/, Берлин 1 января 1909 г. и 22 марта 1909 г.

    "Духовные иерархии и их отражение в физическом мире" /GA 110/, Дюссельдорф 21 апреля 1909 /ответы на вопросы/.

    "Эзотерическое христианство и духовное водительство человека" /GA 130/, Базель I октября 1911 г. /"Эфиризация крови"/

    "Миссия Михаила" /GA 194/, Дорнах 15 декабря 1919 г.

Всего 13 мест, из которых 12 появляются внутри семилетия с 1904 по 1911 год, а последнее только в 1919 году и как раз в непосредственном соседстве с сообщениями об инкарнации Аримана. Итак, в полном собрании сочинений после 1911 года об Азурах говорится лишь однажды, в 1919 году, как если бы Рудольф Штайнер хотел этим подтвердишь, что он не забыл сделанных им ранее сообщений об их деятельности, но что Азуры и дальше находятся в поле его зрения в связи с деятельностью Люцифера и Аримана.

Поставим здесь к изложению Рудольфа Штайнера три вопроса:

Какое место занимают Азуры в царстве противоборствующих сил?

Какие их действия описаны?

Какой момент времени указан для их деятельности?


Какое место занимают Азуры?

при работе с перечисленными высказываниями Рудольфа Штайнера скоро выясняется, что Азуры не принадлежат ни к ариманическим, ни к люциферическим существам, но образуют собственную группу противоборствующих сил /хотя иногда Рудольф Штайнер прямо отождествляет их наименование с ариманическими действиями; причина этого, видимо в том, что Азуры еще не очень-то проявлялись в прошлом как самостоятельно действующие существа, но их действие раскрывалось через ариманические силы; только в настоящем и будущем они выступят как самостоятельные существа/. В "Духовнонаучной антропологии" Рудольф Штайнер разделяет деятельность противоборствующих сил на три направления:

Действие Люцифера в ощущающей душе, возникшей благодаря переработке астрального тела;

Действие Аримана в рассудочной душе, или душе характера, которая возникла благодаря переработке эфирного тела;

Действие Азуров описывается как действие, простирающееся в сознательную душу и в Я человека, деятельность же последних в человеке основывается на переработке физического тела /Лекция от 22 марта 1909 г. /.

В ответах на вопросы к лекции "Эфиризация крови" (GA 130) действия этих трех сил были различены не в соответствии с членами существа человека, а по их областям в духовном мире. И здесь говорится, что люциферические существа связаны с тем царством, которое образуется как отражение. Астрального мира в "подфизическом". Деятельность Аримана связана с отражением низшего Девахана, - а деятельность Азуров с отражением высшего Девахана в подфизическом мире* (В немецком тексте стоит: "в физическом мире" - исправлено как опечатка - прим. перев.). Тем самым дан как бы второй отличительный признак того, что когда речь идет об Азурах, мы имеем дело с самостоятельным царством существ в области противоборствующих сил.

Наконец, из лекций от 2 июня 1907 г. (GA 99) и 24 июня 1907 г. (GA 100) получается различение на основании времени возникновения азурических существ. Если самое начало отпадения ариманических существ, следуя сообщениям Рудольфа Штайнера, нужно отнести к древнему Солнцу, отпадение люциферических существ - к древней Луне, то отпадение азурических существ связано с развитием древнего Сатурна. В этих лекциях Рудольф Штайнер показывает, как вместе с возникновением человеческой телесности, в основном от Архаев, названных там также "Духами Эгоизма", исходит деятельность, направленная на то, чтобы сообщить физической телесности способности принять позднее Я человека:

    "Для этого должны были действовать Духи Эгоизма, Азуры. Среди них существует два вида, если отвлечься от незначительных оттенков. Первые - это те, которые выработали эгоизм благородным, самостоятельным путем, которые поднимались всё выше и выше в образовании чувства свободы: это превосходная сторона эгоизма. Эти духи вели людей через все следующие Планеты. Они стали воспитателями людей к самостоятельности. Но на каждой планете есть и такие духи, которые отстали в развитии. Они застыли на месте, они не захотели дальнейшего. Из этого вы познаете один закон: когда оступается превосходнейшее, когда оно впадает в "великий грех" - не идти вместе с развитием, - тогда наступает как раз самое худшее То же самое чувство свободы из-за неупотребления превращается в свою противоположность. Это трудно учитываемые Духи искушения. Они совращают к самому худшему эгоизму. Еще и сегодня они окружают нас, эти дурные духи Сатурна. Всё, что дурно, черпает силы от этих духов. " /GA 99/

Подобным же образом он говорит и во второй из вышеупомянутых лекций. Дополнительно я хотел бы привести из нее еще следующие подробности:

    "Мы несем в себе зачаток зла, ибо отпавшие тогда духи продолжали действовать. Эту противоположность ощущали всегда. Само христианство проводит различие между Богом-Отцом, на которого христианство смотрит как на высоко поднявшегося духа Сатурна, и его Супостатом, духом всех злых Я и всего в корне неморального, который отпал тогда на Сатурне. Оба они - представители Сатурна" /GA 100/.

Итак, есть три критерия: деятельность внутри членов человеческого существа; царства в духовном мире, в которых нашли прибежище противоборствующие силы; и момент в эволюции, когда они выпали из продвигающейся вперед деятельности Божественного. Всякий раз оказывается, что Азуры занимают самое высокое положение в троичности противоборствующих сил.

Здесь, может быть, нужно подчеркнуть, что эта схема дает лишь самый первый отправной пункт. Из общего облика Антропософии конечно же, ясно, сколь дифференцированно нужно рассматривать вид и деятельность духовных существ, что, например, ариманические и азурические существа развивались и после древнего Солнца и, соответственно, древнего Сатурна, и на этом пути складывается очень многоплановый образ этих сущностей. Указанные здесь точки зрения предлагаются для первого рассмотрения.


Какая деятельность связана с Азурами?

Уже в самом первом из доступных сегодня сообщений /"Основные элементы эзотерики", GA 93а/ высказаны основные мотивы, которые затем повторяются в самом различном виде. Они связаны с раскрытием человеческой чувственности, физической распущенностью и развитием чёрной магии.

Мотив чувственности всплывает и в цикле лекций "Духовнонаучная антропология"; здесь /в лекции 22 марта 1909г. /, может быть, с наибольшей силой описано действие Азуров:

    "Ибо Азурические духи будут действовать так, чтобы затронутое ими, а это ведь глубочайшее внутренее человека, душа сознательная вместе с Я, - чтобы это Я соединилось с чувственностью Земли. Кусок за куском будет вырываться из Я. И насколько азурические духи укрепятся в душе сознательной, ровно столько фрагментов своего бытия человек должен будет оставить на Земле. То, что подпадает власти Азуров, будет безвозвратно потеряно. Не то чтобы им должен подпадать весь человек, но благодаря азурическим властям из духа человека будут вырезаны отдельные куски".

В этом месте, может быть, позволительно вставить одну методическую реплику: такая цитата, как приведенная выше, собственно никогда не должна появляться без указания на контекст. Дело в том, что Рудольф Штайнер всегда заключал описания человеческого будущего и: связанную с этим деятельность зла в общий позитивный контекст. Без этого позитивного смыслового окружения цитаты получают такие оттенки, которые при всей их серьезности и всей убедительности всё же не должны быть столь односторонними. Поэтому напомним, что как раз в той лекции, из которой взята приведенная цитата, Рудольф Штайнер в конце берет совершен но положительный тон. Вот почему я хотел бы процитировать и окончание лекции:

    "Так видим мы, как совместно действуют в мире различные силы, как всё, что кажется противодействующим продвижению человечества, задним числом обнаруживается как благодеяние... Ибо всё что существует в плане мироздания - благо, и зло прочно лишь известное время. Следовательно, лишь тот верит в вечность зла кто путает временное с вечным; и поэтому тот никогда не пойме зла, кто не поднимется от временного к вечному. "

Следующее известное высказывание о мощной деятельности Азуров находится в лекции "Эфиризация крови" /GA 130/. Среди прочего речь в ней идет, прежде всего, о так называемой "третьей силе", которая будет открыта как природная сила, но при этом содействующая разрушению Земли.

Также и эта картина сил разрушения, связанных с Азурами, целиком включена в утвердительное провозвестие будущего -а именно, в одно из интенсивнейших описаний деятельности эфирного Христа.

Если рассматривать картину действий Азуров в сравнении с действиями, связанными с инкарнацией Аримана, то можно придти к интересному контрасту, который здесь необходимо подчеркнуть, даже если его и следовало бы понимать более дифференцированно. При подготовке инкарнации Аримана в основном ослабляются мыслительные силы человека. К желаемым результатам ведут абстрактное мышление и связанные с ним последствия. Здесь речь идет о чувственном видении мира в смысле материализма как миропонимания. -

Азурические действия заходят, как мы видели, гораздо глубже; они вторгаются непосредственно в развитие чувственности в телесности; они ведут от чувственного миропонимания к чувственности в человеческих поступках. И они ведут не только к тому, что характерно для ариманического царства -к изоляции Я посредством абстрактного мышления, - но и к поэтапному разрушению сил Я.


К какому времени относится деятельность Азуров?

Из описаний Рудольфа Штайнера отчетливо вытекает, что действия Азуров начинаются в наше время. Подобные действия во многих областях нашей непосредственной современности можно пережить уже наглядно. Но подлинное раскрытие их сил предназначено Азурам все-таки лишь в далеком будущем. Зга мысль приобретет более знакомые черты, если задуматься над тем, что хотя, например, люциферическая деятельность началась уже в лемурийскую эпоху, однако ее раскрытие происходило на протяжение всего атлантического- и послеатлантического времени, пока не достигло своей высшей точки - инкарнации Люцифера в дохристианское время. Деятельность Аримана в человечестве берет свое начало в атлантическое время, но продолжает разворачиваться и в послеатлантическое время и обретет свою высшую точку, как мы видели, в ближайшем тысячелетии. Так приближаешься к мысли: первоначальные стадии деятельности азурических сил увидеть в нашем времени, а ее вывшую точку - отнести в далекое будущее. Ведь их деятельность связана с развитием человеческого Я. Они призваны противопоставить этому Я, которое в будущем будет становиться всё более и более зрелым, наивысшую силу сопротивления. Это произойдет лишь в будущем, когда само человеческое Я достигнет высокой степени; зрелости и крепчайшей силы. С этим связан и вопрос о том, не является ли эта упомянутая Рудольфом Штайнером "третья сила" /GA 130/, уже силой атома? Есть критерии, говорящие за то, чтобы и здесь предполагать силу, которая впервые выступит лишь в будущем - см. статью Бодо Хампрехта в ежемесячнике "Die Drei("Три"), октябрь 1978 г.

В заключение пусть еще раз прозвучат две цитаты из нюрнбергского цикла, посвященного Апокалипсису /GA 104/, которые правильным образом дополняют до целого мрачные виды на будущее:

    "... подумайте однажды, что именно потому, что таким путем зло отделялось от добра, добро обретет свою главную силу /в делании/ добра. Ведь после великой войны всех против всех* (На закате послеатлантической культуры /через несколько тысяч лет/, перед вступлением человечества на более высокую ступень развития - прим. перев.) добру придется отдать все, какие только можно, усилия, чтобы в ту эпоху, пока это будет возможно, снова перетянуть злых на эту сторону... нот люди толкуют о добре и зле, но они не знают, что в плане мироздания необходимо и злу достигнуть своей вершины, чтобы те, кто должны будут преодолеть это зло, именно одолевая зло, применяли силу так, чтобы проистекало тем большее добро... Добро не станет величайшим добром, если оно не будет расти в преодолении зла. Любовь не станет столь сильна, если она не возвысится до великой любви, способной пробиться сквозь само безобразие на лицах злых людей. Это готовится уже заранее и ученикам говорится: Нет, не верьте, что зло не обосновано в плане творения. Оно есть в нем, чтобы некогда через него возникло великое добро". /8 лекция/

    "... Людям будет то и дело представляться возможность отомкнуть свое сердце тому спиритуальному мировоззрению, которое сегодня струится через антропософское движение. Часто, весьма часто будет такая возможность, и вы не должны верить, что в будущем эти возможности будут только такими, какие есть сегодня. О, тот род и способ, каким мы в состоянии сегодня возвещать это спиритуальное мировоззрение другим людям, еще очень слаб. И даже если бы сам человек говорил сегодня так, что его голос звучал бы словно огонь духа, то и это было бы еще чем-то слабым, по сравнению с теми способностями указывать ближним на это спиритуальное движение, которые будут заключаться в позднейших более развитых телах. Когда в следующие эпохи человечество в целом будет достигать все более и более высоких ступеней развития, появится еще и совершенно другое средство, благодаря которому спиритуальное мировоззрение сможет проникнуть в сердца, и даже самое пламенное слово наших дней окажется чем-то недостаточным и: слабым по сравнению с тем, что будет действовать в будущем, даруя возможность спиритуального взгляда на мир, всем тем душам, которые сегодня живут еще в таких телах, в которых не бьется сердце для этого спиритуального мировоззрения. Мы стоим в начале спиритуального движения, оно будет расти, и понадобится много черствости, много ожесточения, чтобы замкнуть сердца и души пред мощными впечатлениями в будущем. Те души, которые сегодня живут в телах, имеющих сердце слышать и чувствовать антропософское мировоззрение, эти души; подготавливаются тем самым к тому, чтобы в будущем жить в таких телах, в которых им будет дана сила служения тем своим ближним, которые до той поры не были способны чувствовать в себе самих это биение сердца. Мы являемся лишь подготовителями подготовителей; ничем большим. Сегодня спиритуальное, движение - это лишь маленький язычок пламени; но в будущем оно разгорится в мощный духовный огонь". /12 лекция/

Исправление:

Та лекция от 7 марта 1914 г., из которой в выпуске к Михайлову дню 1978 г. я приводил цитату о значении поворота тысячелетий, все-таки уже была напечатана в книге "Образы оккультных печатей и колонн", стр. 166.


Приложение к русскому переводу
Из "Кратких заметок с эзотерического занятия в Берлине, 9 октября 1907 года"

Значение 1879 года

Всё, что говорится на эзотерическом занятии, приходит к нам непосредственно от мастеров, а тот, кто это высказывает, является только орудием их замыслов.

Различие между экзотерическим и эзотерическим занятием заключается в том, что там воспринимаются учения, знания; здесь же нечто переживается. Речь мастеров постоянно звучит людям; но лишь подготовленные, те, у кого душа столь открыта, что к ним находят доступ мастера, могут услышать их голос. - Эзотерическая работа имеет большее значение для мирового развития - но также и для самых простых, по своему социальному положению, людей.

1879 год - важнейшая эпоха в развитии человечества, вследствие одного события, имевшего место на астральном плане: с него наша культура получила другое направление.

В 1250 году началось духовное течение, достигшее своей высшей точки в 1459 году: когда Христиан Розенкрейц был возведен в рыцари розового креста. Затем /в 1510 году/ начался тот период времени, который в оккультизме называют периодом Гавриила. В 1879 году начался период ?ихаила; следующий период времени называется периодом Орифиила. Тогда среди людей разразятся неистовые войны; и поэтому теперь подготавливается небольшая горстка людей, предназначенная к тому, чтобы в тот мрачный период дать гореть факелу спиритуального познания.

GA 42/245, Дорнах 1976, стр. 110

Из примечаний издательства:

... и записной книжке Рудольфа Штайнера есть следующая запись, сделанная им для курса лекций "Сознание посвящения" /Торквей, август 1924 года, GA 243/:

    "1879 - 1510               Гавриил           /Луна/

    1510 - 1190               Самаил           /Марс/

    1190 - 850                  Рафаил           /Меркурий/

    850 - 500                  Захариил           /Юпитер/

    500 - 150                     Анаил           /Венера/

    150 - 200 до Р. Х.      Орифиил           /Сатурн/ "

К этому можно добавить, что, согласно подсчетам, эпоха Михаила /Солнце - перев. /, начавшаяся в 1879 году, продолжится приблизительно до 2300 года /GA 42/245, стр. 171/.

Перевод С. Казачкова

Примечание к приложению - Фрагмент из содержания эзотерической школы приводится как такое описание событий, которое дает определенный кругозор для постановки вопроса о месте нашей эпохи в ритмах времени, Что касается свидетельства Рудольфа Штайнера о небольшом количестве людей, которым по плечу задачи всемирной истории / в данном случае в связи с Антропософией/, то оно, конечно, высказано в определенном контексте. И во избежание недоразумений необходимо увидеть, что здесь имеется в виду именно то, что и говорится. За этими словами нет никакой тенденции к "знанию только для избранных", ибо, как известно, путь Антропософии открыт для всех. Хотелось бы еще отметить следующее. Высказывание от 9 октября 1907 г. относится к числу наиболее ранних высказываний Рудольфа Штайнера о значении эпохи Михаила /Наряду с лекцией 3. 09. 1905, GA 93а, и эзотерическим занятием 5. 12. 1907/.

Напротив, запись от 18 августа 1924 г. относится к последним неделям его лекционной деятельности.

Их разделяет промежуток времени, на протяжение которого произошли существенные перемены в духовной и материально жизни эпохи, связанные в том числе и с вмешательством противоборствующих сил. Тем не менее, в кармических лекциях 1924 года Рудольф Штайнер продолжает рассматривать конкретную судьбу и задачи Антропософского движения /в XX в. и в ближайшем будущем/ в органической связи с теми же космическими ритмами, который он описывает как путеводные для развития Антропософии /Теософии/ в 1907 году, еще до начала этого вмешательства. Отсюда можно увидеть, что принимая во внимание также и ускоряющийся ход событий, Рудольф Штайнер говорит о возможности для Антропософского движения /уже исходя из импульсов Рождественского собрания/ следовать в дальнейшем той же самой кармической истине. То есть даже в ту эпоху, когда в исторический процесс вмешиваются силы, приводящие к спутыванию кармы, работать над выравниванием кармических взаимосвязей, закладывая новую карму.

С. Kазачков



Дата публикации: 20.11.2008,   Прочитано: 3627 раз
· Главная · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Форум · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru       Рейтинг@Mail.ru Над сайтом работают Владимир и Сергей Селицкие
Вопросы по содержанию сайта:
Fragen, Anregungen, Spenden an:
WEB-мастеринг и дизайн:
        
Открытие страницы: 0.03 секунды