Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души3 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

П.Н. Феофанов

Молитва Господня в свете Духовной науки

Семь прошений Молитвы Господней содержат в себе всю мудрость Mиpa; их объяснение мы можем найти в брошюре д-ра Рудольфа Штейнера, посвященной этой молитве*.

* Д-р Рудольф Штейнер. - Отче наш. Издание журнала "Антропософия". Париж, без даты, 17 страниц, на ротаторе. К сожалению, это довоенное издание давно исчерпано и его нигде нет в продаже.

Было бы ошибочно считать, что простой человек, произносящий Молитву Господню, не имеет представления о ее глубине и что эти семь прошений могут быть поняты только теми людьми, которым доступны более глубокие истины о Мироздании. Учтите, что для того, дабы Молитва Господня могла войти в душевную жизнь человека, было необходимо всеобъемлющую мудрость Mиpa выразить понятиями простыми, но содержащими глубочайшие внутренние тайны человека и вселенной. Эти понятия заключаются в Молитве Господней и оказывают свое влияние через слова даже тогда, когда мы еще далеки от их полного понимания. Мы сможем придти к пониманию, поднявшись на более высокую ступень развития, для чего молитва послужит прелюдией. Она подготовляет нас к концентрации и медитации.

Для создания цветка была нужна мудрость, но чтобы наслаждаться цветком нам не надо понимать мудрость, создавшую его. Так и с молитвой. Чтобы молитва вошла в жизнь человека нужна была Мудрость Mиpa, но ему не обязательно познать эту Мудрость, дабы молитва дала душе духовную теплоту и свет. С другой стороны, если бы молитва не имела присущей ей мудрости, то она не смогла бы возбудить в душе человека тех чувств, которые вызывает.

Результат действия Молитвы Господней показывает и подтверждает ту силу, которая ей причастна. Если душа хочет развиваться под воздействием молитвы, то мы можем быть уверены в том, что искренняя молитва, независимо от понимания молящегося, даст всем нам то, чего души наши не смогут приобрести из других источников. Даже духовно развитые души, несмотря на высоту своего развития, всегда могут подняться еще выше благодаря молитве.

Молитва Господня вызывает мистическое состояние ума и сознания и может послужить предметом медитации. Последнее относится ко всем молитвам. К сожалению, со времен Средневековья, что-то вошло в жизнь души людей, делающее молитву и молитвенный склад ума нечистыми, эгоистично настроенными. Если мы будем молиться, чтобы стать более совершенными, погружаясь в себя и заботясь только о себе, как это было со средневековыми христианами и как часто бывает и в наше время; если мы, даже получив от молитвы просветление, не будем обращать внимания на внешний Mиp, то такая молитва отчудит нас от него. Так случалось с теми христианскими подвижниками, которые удалялись от Mиpa, уходили в уединение и пользовались молитвой в рамках личного аскетизма. Они хотели достичь совершенства, чтобы найти свое личное блаженство.

Однако, если мы будем стремиться к совершенству только для достижения личного спасения, если мы будем искать Бога в своей душе и не используем для служения Богу и Mиpy силы, таким образом достигнутые, то мы будем в известной мере наказаны за свой утонченный эгоизм, как были наказуемы подвижники средневековья. Писания их говорят о замечательных переживаниях, которые они испытывали в виде многочисленных искушений, усиленных страстей и вожделений. Это происходило с ними потому, что они в своем подвижничестве пренебрегли Mиpoм, стремясь только к личному совершенству. Односторонне ища Бога з себе и таким образом входя в духовный Mиp, мы можем развить в своей душе внутреннюю душевную теплоту, но не сможем достигнуть просветления духовного и станем жертвою обуревающих страстей, которые будут противодействовать нашему духовному развитию. Но если мы достигнем посредством молитвы душевной теплоты и будем тогда искать Бога во всех внешних проявлениях Mиpa, отдавая себя на служение людям и Mиpy, то наша душа забудет о себе и избегнет узости личного "я" с его утонченным эгоизмом. Вот почему эгоистическому импульсу так вредно проявляться в молитвах и медитациях. Если мы стремимся найти Бога в себе и только для себя, то выявляем нездоровый эгоизм, который хоронится еще в тайниках нашей души. Мы сможем найти правильный путь для души только тогда, когда, найдя Бога в себе, станем отдавать дарованные им силы на служение Mиpy и людям, через наши мысли, чувства, волю и поступки. Всякое духовное движение, утверждающее, что человек не может найти Бога во внешнем Mиpe и должен ограничить себя исканием Его в своей душе стоит на неправильном пути.

Человек неразрывно связан со Вселенной, которая есть проявление Божественного Начала. Мы должны понять, что неправда не так опасна, как односторонняя истина. Неправду душа человека может легко увидеть и принять против нее нужные меры. Частичная истина, которая правдива только с одной точки зрения, если ее претворять в жизнь, окажется вредной, ибо будет грешить против единства великой Жизни. Внешний Mиp полон Божественной Мудрости, Красоты и Гармонии, но люди не научились еще правильно понимать, видеть и слышать. Достигнув более высокого сознания, они сделаются более совершенными исполнителями законов и воли Бога. Высказываемые здесь понятия о молитве не популярны в переживаемое нами время. Большинство современных людей не понимают, как может молитва повлиять на события, происходящие в Mиpe, которые по их мнению управляются законами необходимости и, следовательно, их нельзя изменить.

Духовная наука считает, что такие рассуждения неверны. Когда мы хотим найти силу, ведущую нас к Богу, то нам надо искать ее там, где она на самом деле находится. Мы искали силу молитвы в душе человека и нашли ее там как нечто, что может помочь душе развиваться. Поскольку мы знаем, что это Дух, который действует в Mиpe (не какой-либо воображаемый, а реальный Дух) и что человеческая душа принадлежит к духовному Mиpy, то мы можем осознать также и то, что силы материального Mиpa являются не единственными силами, которые действуют в согласии с внешними законами необходимости. Да, они не единственные, ибо духовные существа и силы тоже работают в физическом Mиpe, хотя результаты их работы невидимы для внешнего зрения и пока недоступны научному исследованию. Если мы подкрепим нашу духовную жизнь молитвой, то нам надо только ждать появления результатов.

Если мы признаем духовный принцип за всеми материальными явлениями, то найдем подтверждение вышесказанного в нашей собственной жизни. Рассмотрим десятилетний период, когда мы пренебрегали молитвой, и сравним его с десятилетием, в котором, познав силу молитвы, мы прибегали к ней. Этот сравнительный обзор покажет нам, как течение и обстоятельства нашей жизни благотворно изменились под влиянием сил, вошедших в нашу жизнь вместе с молитвой. Так силы молитвы становились видимыми в их проявлениях и результатах.

Конечно, силу молитвы легко отрицать, если закрыть глаза на результаты. Но имеет ли кто-либо обоснованное право отрицать силу молитвы не испытав ее на себе? Эту благую силу можно познать только на опыте. Необоснованное же отрицание не достойно внимания.

Общественная молитва, где молитвы одиночных людей сливаются воедино, повышает духовную мощь молитвы. Мы никогда не сможем понять всесторонне жизнь человека, если не примем во внимание силу, живущую в молитве, которая выявляется в духовной деятельности человечества. Не ясно ли для каждого чуткого человека, что молитва (чистая молитва, а не эгоистичная) содержится и в творческом искусстве? В живописи художников она выражается в красках, линиях и идеях; в архитектуре величественных соборов она подымает духовные чаяния людей к Престолу Всевышнего; поэты своими ритмами слов и узорными имагинациями зовут души людей в горние сферы духа. Жизнь без молитвенных идей пуста и суха в ограничениях пространства и времени. Молитва же сулит душе непреходящие, вечные ценности Духа, откуда душа снизошла, и открывает доступ к преходящему, чтобы научиться в нем творить волю пославшего ее Творца. И через опыт преходящего молитва дает возможность развиваться в свободное духовное существо, преисполненное созидательной мощью творчества, служения и любви.

П Н. Феофанов
Сидней. Австралия. Октябрь. 1967 г.


Дата публикации: 31.07.2008,   Прочитано: 5203 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды