Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души3 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

В.С. Поляк

Арабо-израильский конфликт: ментально-психологический аспект


    Попытки урегулирования арабо-израильского конфликта до сих пор не приводили к успеху, поскольку не учитывалась его двойственная природа и нерациональные причины.

На сегодня наибольшим авторитетом для объяснения причин международных конфликтов обладают три фундаментальные теории: геополитика, геоэкономика и геокультура. Геополитика исходит из того, что суть всех конфликтов определяется борьбой между морскими и сухопутными державами, и развитие конфликта зависит от того, какая держава является наиболее мощной в территориальном и военно-экономическом плане. Понятно, что в рамках геополитики у Израиля нет шансов на проведение самостоятельной политики. Это подчиненный регион, где пытаются продвинуть свои интересы морская держава - Соединенные Штаты - и континентальная Россия.

Вторая, геоэкономическая теория, утверждает, что все происходящее в нынешнем мире определяется экономическими причинами. Соответственно, идет борьба между так называемыми геоэкономическими полюсами, к которым относятся блок НАФТА (США, Мексика и Канада), Европейское сообщество и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В рамках этой теории Израиль также оказывается в сложном положении. Дело в том, что в этой борьбе в последнее время преимущества оказываются на стороне Европы, которая зависит больше других от арабской нефти и, значит, особенно заинтересована в решении арабо-израильского конфликта, скажем прямо, не в нашу пользу.

Третий подход - геокультура - связан в первую очередь с именем недавно скончавшегося Самюэля Хантингтона. Хантингтон говорил о цивилизационном конфликте, и если понимать этот конфликт традиционным образом, то получится, что Израиль опять оказывается в критической ситуации, будучи форпостом на линии столкновения иудео-христианской и исламской цивилизаций. Запад заинтересован в том, чтобы подбрасывать боеприпасы в этот форпост, и не более того. Как мы видим, речь идет в первую очередь о материальных или рациональных причинах, лежащих в основе конфликта.

Но современная психология показала, что любой конфликт имеет две стороны. Рациональную часть, которая выражается в материальных претензиях, например те же территории или компенсации и нерациональную, психологическую часть. Это не менее, если не более важная часть конфликта, к ней относятся эмоции, идеи, моральные представления участников конфликта. Это то, что относится к духовной сфере человека.

Все попытки решения арабо-израильского конфликта учитывают лишь рациональную составляющую. Они никоим образом не учитывают например иррациональную ненависть части арабского мира к Израилю, желания восстановить честь, утраченную в унизительных поражениях, желания вернуть себе господствующее положение в "Палестине". Наиболее наглядный пример такой иррациональной ненависти - деятельность "Хизбаллы" на территории Ливана, который не может иметь никаких территориальных претензий к Израилю с точки зрения международного права. Между тем, Израиль никоим образом не учитывает в своих переговорах эту сторону конфликта. Между тем, именно нерациональная, психологическая часть часто берет вверх в застарелых конфликтах, когда одна из сторон не в состоянии мыслить рационально и оценить те материальные, рациональные преимущества, которые принесет заключение мира.

Встает вопрос - каким образом можно понять духовный фактор и как его исследовать, а также как все это можно применить на практике. Это достигается с помощью нового современного метода под названием интуитивная драма. Метод интуитивной драмы был разработана в 2000 г. эстонским исследователем А. Тыугу, ныне работающим в Германии. С 2001 г. она широко используется группой исследователей в разных странах, в том числе в Эстонии, Литве, Германии, США, России, Израиле, Украине для анализа различных ситуаций и решения проблем. В последнее время накоплен также определенный опыт применения интуитивных драм для решения межнациональных конфликтов.

Именно этот метод анализа позволяет кроме материальных, рациональных факторов, оказывающих влияние на проблемную ситуацию, исследовать также нематериальные факторы. Под ними понимаются духовная жизнь людей, действующих в данной ситуации, то есть особенности их мышления, эмоциональной и волевой сферы. Также исследуется влияние таких факторов как идея или миссия, присущая той или иной организации, или группе людей, вплоть до отдельных сообществ или народов.

Чисто внешне это напоминает ролевую игру с элементами драмы.

В интуитивной драме целостную и объективную картину ситуации визуализируют в пространстве с помощью группы людей. Таким образом, конфликтную ситуацию, существующую в сознании людей становится возможно наблюдать, анализировать ее и искать пути решения.

Интуитивная драма базируется на глубоком теоретическом и методологическом фундаменте: антропософии и методологии.

На вопрос каким образом человек, не обращаясь к религии и к посредникам, может исследовать духовный мир- отвечает антропософия - философский подход, предложенный в начале XX века немецким ученым Рудольфом Штейнером. Антропософское течение отличается от других философских систем тем, что имеет явственную практическую направленность. Они активно используются во всех сферах социальной жизни. Например, система вальдорфского образования, построенного на идеях Штейнера, считается одной из самых прогрессивных форм педагогики во всем мире. Финляндия, в которой образовательная система является одной из лучших в мире, во многом переняла принципы вальдорфских школ. Широко развита система антропософской медицины. В Израиле эта система также бурно развивается, кроме детских садов и школ, есть и колледжи, где готовят преподавателей, как например Давид Елин. В социально - экономической сфере накоплен большой опыт в промышленности и биодинамическом сельском хозяйстве. (в том числе у нас также существует антропософский кибуц Хардуф, производящий экологически чистые продукты.). В Германии и Голландии имеются антропософские банки. Наиболее важным для нас является тот факт, что голландские и австрийские специалисты, используя принципы Штейнера создали оригинальную школу управления и в том числе конфликт-менеджмента. Среди них широко известен Фридрих Глаззл, являющийся в том числе консультантом ООН,

Второй момент, на который опирается выработанный нами новый подход - это методология российского философа Георгия Щедровицкого. Дело в том, что существуют два пути познания - логический и образный, и образный путь может быть игровым. К примеру, ставится проблема, и ее решения ищут с помощью игры, при этом изучаются разные подходы и разные схемы мышления, - на этом основывается система организационно-деятельностных игр, первая из которых была проведена Щедровицким в 1979 году. Сегодня методологическое движение широко распространено в странах СНГ и Балтии, и многих странах мира, в том числе и в Израиле и насчитывает десятки тысяч людей. Оно имеет несколько десятков научных центров, а люди, представляющие это движение возглавляют ряд крупных ведомств.

Метод интуитивной драмы, которым мы пользуемся также никак не противоречит современной психологии. В частности, мы опираемся на известную теорию К.Юнга, писавшего об архетипах - речь идет о том, что человек обладает архетипической родовой памятью, простирающейся за пределы его личного опыта. Если пойти еще дальше и вспомнить некоторые современные теории информационного поля, то мы придем к тому, что каждая наша мысль, чувство или поступок оставляют некий след. Таким образом, участники драмы могут адекватно отображать и те события, которые им лично не были известны.

С 2003г. началось применение метода интуитивной драмы для исследований особенностей "национального характера" в разных странах. В 2006 г. была впервые проведена драма на тему арабо-израильского конфликта, в которой мы пытались проанализировать духовные причины первой Ливанской войны. В 2007г. состоялось исследование методам драмы ситуации в Эстонии, вскоре после жестких столкновений представителей русскоязычной общины с эстонскими властями. Поставив драму, мы многое поняли насчет того, зачем там нужны русские. Если говорить крайне упрощенно и в двух словах, у эстонцев очень силен страх смерти, растворения и исчезновения, тогда как у русских сильна традиция воскресения. Вероятно, сосуществование двух народов необходимо для того, чтоб русские могли передать эстонцам некие душевные качества, необходимые для развития последних.

В октябре 2008г. мы провели еще одну драму, посвященную израильско-палестинскому конфликту. Она называлась "От конфликта к сотрудничеству", в ней участвовали в том числе израильские арабы, живущие неподалеку от Хардуфа. Интуитивная драма, как было сказано, позволяет учитывать влияние также и нематериальных факторов, - в нашей драме они назывались "посредник", "судьба еврейского народа", "судьба арабского народа", "фактор страха", "прощение", "земля Израиля", "фактор внутренних и внешних врагов" и т.д. - то есть речь идет обо всем, что реально оказывает влияние на ситуацию. Насколько мне известно, подобного рода факторы в достаточной мере никогда не учитываются, хотя их роль - ключевая.

Должен сказать, что особенно важна фигура "посредника в межнациональных конфликтах". Последнему необходим целый ряд качеств, - так, он должен уметь разбираться со своими страхами и предрассудками, он должен обладать таким качеством как эмпатия, то есть уметь сопереживать. Но у нас, как известно переговорами занимаются адвокаты, не знающие ничего, кроме торга - мы тебе дадим этот кусок, а ты нам отдай тот кусок, и мы заключим сделку. Мы видели все это на примере принципа "территории в обмен на мир", - ну а в итоге мы один кусок ( Иудею и Самарию) фактически забрали обратно, и сейчас чуть не пришлось возвращаться обратно в Газу. Речь идет о том, что принцип торга в таких конфликтах нерелевантен, посредники должны обладать совершенно другими качествами. И еще один важный момент - посредниками должны быть люди, знающие конфликт изнутри. Американцы не могут адекватно оценить ситуацию; мы, к примеру, несколько раз пытались поставить на место посредников людей из других стран, и у них ничего не получалось.

Еще один вывод, который мы сделали из этой драмы - необходимо изучать духовную сторону процессов, происходящих как у нас, так и в арабских странах. Кроме того, следует выяснить, какова на нынешнем этапе миссия государства Израиль.

То есть миссия эта, по всей видимости, остается той же, что и была на протяжении всей истории - давать новый импульс к развитию человечества. Но нужно понять, в чем это может состоять на современном этапе. Конечно, государство Израиль выполняет более-менее свою первую задачу - предоставлять убежище евреям. Но в то же время нам не дают стать таким же государством, как и все остальные, нас не признают обычным государством, - и, значит, должен быть еще какой-то смысл в нашем существовании. Может быть, смысл в том, чтобы вернуть социальным законам их духовное содержание, создать социум, пронизанный духовностью, ведь то, что мы видим сейчас - это механическое соединение религии и современной бюрократии, причем эта последняя полностью механизирована и предстает перед человеком как кафкианское чудовище. Но никто этим особо не занимается, - то, что мы называем "миссией государства Израиль" отдано на откуп религиозным кругам, а светский человек испытывает к таким словам недоверие.

Точно также является проблемой и формирование миссии арабского мира на современном этапе. В свое время она была заменена в исламе идеей завоевания мира неверных, которая на сегодня трансформировалась в идею глобального джихада и на этом все закончилось. Следует отметить, что наши исследования не ограничиваются только методами драмы, мы используем и классические академические методы. Мы провели на эту тему семинар, с участием востоковеда, выпускника Лондонской школы, одной из ведущих в арабистике и работавшего некоторое время на Западном берегу и в секторе Газа.

Для выяснения духовных процессов, проходящих в арабском мире также было поставлено две драмы: одна по теме "Миссия арабского мира", другая об истории Ицхака и Ишмаэля. Понятно, что Ишмаэль, как старший сын обречен бунтовать - он хотел, чтобы его права были признаны, чтобы его уважали и любили, но в конечном счете был изгнан. Можно представить и понять, какими были его чувства.

Однако, чтобы разрешить межнациональный конфликт, необходимо видеть не только реальные различия между его участниками, - в данном случае, между нами и арабами. Не менее важно сконцентрироваться на том, что нас объединяет, если мы этого не поймем, невозможно будет двинуться навстречу друг другу. Отметим, что антропософское движение постепенно распространяется и в арабском мире. Например недалеко от Хардуфа, в Шфараме существует вальдорфская школа.

Выше мы говорили, что в ходе работы над разрешением межэтнического конфликта в Эстонии удалось выяснить глубинный смысл совместного сосуществования русского и эстонского народов. То же самое следовало бы понять в отношениях арабов и евреев, и это - ключевая задача наших исследований. Когда мы все это поймем, можно будет разрабатывать конкретные методы решения конфликта. В той же Эстонии наши рекомендации были востребованы министерством интеграции.

Есть также гипотеза, что одной из причин арабо-израильского конфликта является контроль именно над Иерусалимом. Но контроль не над городской территорией, а над духовным центром. В Иерусалиме, символе еврейской истории несомненно, находится некий вечный ресурс, способный в настоящее время дать импульс для нового этапа развития человечества, - в свое время подобный импульс давали иудаизм и христианство. В более современную эпоху цивилизацию двигали вперед многие мыслители : Фрейд, Маркс, Эйнштейн и другие. Главная наша задача - понять, какой это ресурс, в чем он состоит.

Ну а конфликт, по всей видимости, существует потому, что этим ресурсом стремятся завладеть глобальные мировые силы, понимающие важность духовного ресурса. Сами они не могут этого осуществить, и потому подталкивают к столкновению арабский мир. Возможно это звучит несколько размыто, но для конкретизации этого фактора требуется отдельное исследование. Здесь я лишь коротко намекну на них суть. Глобальные мировые силы, о которых я упомянул, олицетворяют мировое зло. Знаменитый историк Арнольд Тойнби говорил, что развитие цивилизации и человечества определяется борьбой между силами добрами и зла, и "дьявол постоянно бросает вызов цивилизациям". Вызов этот облекается в различные формы, будь то войны, эпидемии, природные катастрофы, и т.д. Народы, которые находят ответ на этот вызов, развиваются дальше, другие погибают.

Другое указание можно получить обратившись к личности Джорджа Митчелла, спецпосланника США на Ближнем Востоке иезуита по образованию, араба по происхождению, бизнесмена по роду занятий.

В 2011 году в Израиле состоялся новый международный семинар на эту тему. В ходе драмы. Состоявшейся на этом семинаре были определны четыре задачи подлинного миротворца. Первое - видеть свои слабые стороны (страхи, симпатии, антипатии). Второе научиться быть в мире и гармонии с сами собой. Третье научиться транслировать мир - другим людям. Четвертое - уметь строить сообщества миротворцев.



Дата публикации: 30.01.2012,   Прочитано: 5998 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды