Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
GA-онлайн
География лекций
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Медиаархив
Аудио
Глоссарий
Каталог ссылок
Поиск
Книжное собрание
Каталог авторов
Алфавитный каталог
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Книгоиздательство
Проекты портала
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Антропософская жизнь
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
Печати планет
Г.А. Бондарев
Methodosophia
Die methodologie der anthroposophie
Философия cвободы
Священное писание
Anthropos
Книжное собрание

М.Я. Штейнер-фон Сиверс

Об авторе

Мария Яковлевна фон Сиверс (Штейнер)


Дочь русского генерала Я.Я. Сиверса, представителя, почти 200-летней династии военных на службе в царской армии. Родилась во Влоцлавске (Польша). Юность и молодость провела в С-Петербурге. В 1895-1997 гг. провела в Париже, где занималась искусством декламации. С 1900 г. член Теософского о-ва. С 1902 г. ближайшая ученица Р.Штейнера, а с 1914 г. его жена.

М.Я. Штейнер-Сиверс принадлежит большая роль в сохранении и подготовке к изданию наследия Рудольфа Штейнера. Особенно интенсивно велась эта работа с 1925 по 1948 гг.


Более подробно:

Мария Яковлевна фон Сиверс, в замужестве Штейнер (нем. Maria Iakovlevna von Sivers; Marie Steiner; 14 марта 1867, Влоцлавек, уездный город Варшавской губернии — 27 декабря 1948; Беатенберг, Швейцария) — российская подданная немецко-балтийских корней, дворянка; самая ближайшая соратница философа-антропософа Рудольфа Штейнера, его вторая жена (1914). Сыграла значительную роль в становлении «Теософского эзотерического общества Германии и Австрии» (Берлин, 1902) — немецкого отделения всемирного Теософского общества, а позднее также штейнеровского Антропософского общества (1913). После смерти мужа (1925) занималась сохранением и публикацией его творческого наследия посредством собственного издательского дома[3]. Мария фон Сиверс — третий ребёнок в семье лифляндского дворянина, русского генерал-лейтенанта Якова Фёдоровича фон Сиверс (урожд. Якоб Карл фон Сиверс; 1813—1882) и лютеранки Каролины Баум (13.6.1834; Архангельск — 1912; Мюнхен), сочетавшихся браком в Санкт-Петербурге в 1854 году. Семья была многодетной: старше Марии — братья Владимир и Джеймс, и младше — брат Яков (17.02.1869—1931), сестра Ольга (1874—1917), брат Фёдор (1880—1915).

Мария росла в окружении славянской культуры. В 1874 году отца перевели по службе в Ригу, семья последовала за ним. Через два года генерал уволился из армии, и они смогли поселиться в Санкт-Петербурге. Кроме родного немецкого языка, Мария овладела русским, французским и английским языками. Солидное образование получила в частной петербургской школе «Институт Фельдмана». Марии было 15 лет, когда умер её отец. В 17 лет, в день вербного воскресенья она прошла обряд миропомазания в петербургской церкви Святого Михаила (1884). После частной школы занималась в лицее, чтобы получить диплом учительницы. Начала преподавать в школе для рабочих-немцев, но сорвала себе голос; последовала операция на горле. Сопровождала мать в двух длительных поездках за рубеж: в 1884 и в 1888 годах посетила Берлин, Вену, Швейцарию и Италию. Планам учёбы в университете воспротивилась её семья. Тогда она поселилась в деревне, в новгородском имении, недавно купленном её старшим братом Джеймсом. Обучала крестьянских детей грамоте в организованной ей воскресной школе. Внезапная смерть брата, страдавшего слабым здоровьем, принудила её вернуться в Санкт-Петербург. Уехала в Париж на двухлетнюю учёбу в консерватории, также брала уроки искусства декламации в школе престарелой актрисы мадам Фавар.

Вернувшись в Петербург, сыграла главную роль в театральной праздничной постановке драмы «Марии Стюарт» Шиллера (30 октября 1897). После восторженного отклика публики, и подталкиваемая дружеским энтузиазмом Марии фон Штраух-Шпеттини, актрисы немецкой труппы Михайловского театра, задалась целью стать драматической актрисой. Семья настаивала на построении карьеры за границей. В 1898 году Шпеттини повезла её в Берлин, на прослушивание к директору театра им. Шиллера. Однако завышенные требования к моде и косметике охладили пыл Марии насчёт классического театра. Будучи в поисках нового, модернистского, более идеального театра, познакомилась с необычными пьесами французского эльзасца Эдуарда Шюре: под общим заглавием «Th??tre de l’?me» (Театр души; пьесы «Les enfants de Lucifer», 1900; «La s?ur Gardienne», 1900; и др.) они печатались в 1900—1902 годах. Шюре увлекался эзотерикой, и был более известен как автор книги «Великие посвящённые» («Les grands initi?s»; 1889). Знакомство с Шюре, над переводами пьес которого она трудилась, и слушание лекций Рудольфа Штейнера (Берлин; 1900) в зале берлинской секции Теософского общества подтолкнули Марию к вступлению в само общество.

После преобразования берлинской секции в «Теософское эзотерическое общество Германии и Австрии» (немецкое отделение Теософского общества; Берлин, 1902), руководимое Р. Штейнером, Марии была вверена административная работа и библиотека (20 сент. 1902). Из сотрудника Мария фактически превратилась в первого духовного ученика Штейнера. Он питал к Марии самое искреннее доверие, вылившееся в завещание Марии всего его творчества (документ-завещание от 1907 года). Мария занималась организацией проводившихся по всей Европе конференций, а также подготовкой рукописей и расшифрованных стенографий штейнеровских лекций к печати. Вместе они издавали ревю «Люцифер», а затем «Гнозис Люцифера», где в 1904—1905 годы печатались статьи, составившие книгу «Как достигнуть познания высших миров?» (GA 10; другое название — «Посвящение [инициация]»). Из-за трудностей с издателями, Мария с Джоанной Мюке (Johanna M?cke; 1864—1949) открыли собственное «Философско-теософическое издательство» на улице Моцштрассе Берлина. В 1913 году, после выхода антропософов из Теософского общества и образования их собственного учреждения, издательство сменило название на «Философско-антропософское». В Антропософском обществе Мария была на посту директора руководящего Комитета.

Мария, интересовавшаяся сценическим искусством и искусством речи, способствовала созданию Штейнером четырёх пьес — «драм-мистерий», а также искусства эвритмии (познания законов перемещения воздуха, лежащих в основе вербальности). Кроме организации конгрессов общества, Мария занималась театральными постановками — инсценировались пьесы Шюре и Штейнера, и была задействована в главных ролях. Чтобы положить конец сплетням в Обществе и недоумениям обывателей, часто возникавшим, когда они вместе проживали во временно снятых домах, Штейнер и Мария фон Сиверс обвенчались на рождество 1914 года. В общей сложности их сотрудничество по становлению антропософского движения длилось 23 года, вплоть до смерти Штейнера 30 марта 1925 года.

Дата публикации: 09.01.2008,   Прочитано: 4541 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru       Рейтинг@Mail.ru Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen, Spenden an)
         Яндекс.Метрика
Открытие страницы: 0.04 секунды