Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
GA-онлайн
География лекций
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Медиаархив
Аудио
Глоссарий
Каталог ссылок
Поиск
Книжное собрание
Каталог авторов
Алфавитный каталог
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Книгоиздательство
Проекты портала
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Антропософская жизнь
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
Печати планет
Г.А. Бондарев
Methodosophia
Die methodologie der anthroposophie
Философия cвободы
Священное писание
Anthropos
Книжное собрание

К. Линденау

О храме телесной организации внешних чувств

Следующее изложение исходит из учения Рудольфа Штейнера о внешних чувствах, которое он в 1916 году привел к предварительному завершению в своей книге "О загадках души" (ПСС 21) (1). Оно охватывает 12-членную организацию телесных чувств, возможности восприятия каждого из которых будут рассмотрены здесь в качестве проекта для нашей работы:

- Чувство осязания,чувство жизни, направленное на нахождение собственного тела, чувство (собственного) движения и чувство равновесия. Благодаря им мы представляем себе место, в котором мы телесно находимся, а точнее, перемещаемся внутри чувственно-предметного мира.

- Чувствам тепла и зрения, а также чувствам вкуса и запаха мы обязаны возможностями восприятия окружающего нас ландшафта, тому, что мы можем смотреть во все стороны и быть окруженными непрерывным горизонтом.

- От этого горизонта нас отделяют другие возможности восприятия: через чувство слуха, чувство языка и связанное с ним чувство значения (у Рудольфа Штейнера чувство понятия), и, в заключение, чувство Я (лучше - чувство Ты, ибо речь идет о восприятии другого человека).

Разделенная таким образом, перед нами выступает телесная чувственная организация человека, с одной стороны, вставляя нас в земной ландшафт так, что мы его постоянно осознаем с одной точки зрения, с другой стороны, однако, отделяя нас от фиксации на этой позиции. Это та противоположность,которая указывает нам на полярность инкарнации, ведущей человека к рождению, и экскарнации, ведущей через смерть.Таким образом,эта телесная организация – как "двухпортальный" храм Януса нового типа (2) - открыта как для человека-существа земли, так и для человека-существа сфер, живущего также до рождения / после смерти. Открыта ли она для того, чтобы человек и повторно проходил жизнь как существо земли и сфер? (3)

Рассматривал ли Рудольф Штейнер свои исследования телесной организации внешних чувств человека как предварительную работу для создания эзотерической школы, средоточием которой является познание о реинкарнации и карме, то есть о повторяющихся земных жизнях и образовании судьбы? Должна ли эта школа быть такой, что вступающие в нее люди видят свою задачу в том, чтобы исходя из своих представлений о"мире духа" прежде всего овладеть каждым из двенадцати членов "мира чувств"?

Тогда замысел Рудольфа Штейнера о создании такой школы не осуществился. Но именно сейчас, когда инстинктивное принятие идеи повторения земных жизней нашло распространение, может быть в высшей степени интересно, что в 1920 году были прочитаны две лекции, в которых Рудольф Штейнер возвращается к этой теме. В них он описывает группе молодых людей, интересующихся образованием Высшей школы, медитативный путь работы, связанный с его философией свободы, который исходит не из существующих уже результатов духовных исследований, основанных на форме изречений и образов, а непосредственно из отдельных качеств, пережитых через собственное восприятие чувств.(4)

Бохум, ноябрь 2015

Кристоф Линденау

Примечания:

1. В своей книге "О загадках души" Рудольф Штейнер исследует также связь отдельных чувственных восприятий с обычными восприятиями души. Например, он пишет: "Что это за душевное переживание, благодаря которому образуется не только представление "зеленое дерево", но суждение "это - зеленое дерево"?... Если кто-то получает зрительное восприятие "зеленого дерева", то фактически суждение "это - зеленое дерево" может иметь место не в физиологически или психологически выявленном отношении между деревом и глазом... Если человек стоит напротив какого-то объекта, то он никогда не получает впечатление только благодаря одному чувству но всегда благодаря по крайней мере еще одному из вышеприведенных. Одно чувство в обычном сознании выступает особенно остро, другие же остаются смутными. ...Если, например, при рассмотрении предмета одновременно участвует чувство равновесия, то видимое воспринимается острее. ... Переживаемое через равновесие, однако, живет в суждении: "видимое есть" или "это - видимое". ("Загадки души", ПСС 21, дополнение 5)

Именно в первом десятилетии прошлого века в искусстве начинает проявляться новое развитие сознания, у многих людей, правда, несовершенное, и потому часто остающееся непонятым: ослабевает фиксация на восприятиях предметов! Так, Василий Кандинский в 1909 (?)году в своей студии на одной из картин, стоящих в стороне, пережил ее краски освобожденными от предметов. Все больше развивается живопись, абстрагирующаяся от любой предметности, и в этом отношении становящаяся "абстрактной". Тогда началось развитие, к примеру, пластического искусства, которое в ходе прошлого столетия отчетливо выявляет отдельные качества восприятия благодаря чувствам равновесия, движения, даже чувствам жизни и осязания, но предметность, через которую эти качества проявляются, не особенно берется во внимание.

2. Известный храм в древнем Риме, посвященный военным действиям. В Евангелии от Иоанна Христос называет телесную организацию человека тоже храмом, имея ввиду, разумеется, иное, чем храм, посвященный "миру на Земле"! Отсюда можно понять, что в то время, когда Рудольф Штейнер работал над совершенствованием физически-телесных возможностей восприятия - а именно, во время Первой мировой войны - он стремился к тому, чтобы создать по меньшей мере первый исходный пункт такого мира именно из импульса эзотерического христианства. Так, уже в начале войны в так называемом "Самаритянском" курсе лекций и далее, в введениях и заключениях к своим лекциям он ставил своим современникам новые задачи. Затем,после окончания войны, - благодаря импульсу трехчленности социального организма, а через год после этого - учреждением нового, соответствующего пятому послеантлантическому периоду, искусства воспитания.

3. Как-то в разговоре с Вальтером Иоханнесом Штейном Рудольф Штейнер определил познание о реинкарнации и карме как свою собственную задачу. Относится ли образование судьбы, совершающееся благодаря повторяющимся земным жизням, и, возможно, совершенствование индивидуальности человека, происходящее вследствие этого, к собственно содержанию будущего христианства, а так же к содержанию того, что когда-то в человечестве образовалось как религия, которая сама по себе постепенно вышла далеко за пределы попечения любой из церковных общин?

4. Эти лекции, прочитанные 2-3 октября 1920 года, содержатся в виде дополнения в томе "Границы естественнонаучного познания" (ПСС 322). Они содержатся здесь с полным правом, поскольку бесспорно выводят за границы только чувственного наблюдения, которое использует естественно-научное познание. Подобно тому как Гёте в своем "Учении о цвете" исходил из "чувственно-морального воздействия" цвета, во втором десятилетии прошлого века Рудольф Штейнер стремился заложить "камень основы" новой эзотерической школы.

Дата публикации: 26.01.2016,   Прочитано: 1502 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru       Рейтинг@Mail.ru Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen, Spenden an)
         Яндекс.Метрика
Открытие страницы: 0.04 секунды