Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души50 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

Л.М. Ганелин

Как украсть будущее

Статья о проблемах раннего, интеллектуального развития,
и о причинах преждевременного старения детей.


Что нужно сделать для того, чтобы государственная политика, направленная на оздоровление нации, была бы реально воплощена в жизнь? Думаю, любой зрелый человек сказал бы, что это станет возможным, если, начиная с детского сада, воспитание и развитие детей будет осуществляться знающими, высоконравственными людьми, и что таких людей и садов будет достаточно много. Словно подтверждая это, по каналу ТВЦ сообщили, что в Москве каждый год строят по 100 детских садов, и ещё добавили, что каждый садик оснащён компьютерами. И действительно, показали один такой садик, а в нём небольшой зал с множеством расставленных на столах мониторов… Что на это можно сказать? Нам свойственно решать проблемы эмоционально. Мы сначала делаем, а уж потом думаем. Это наша национальная черта. Она проявилась и здесь. Если дали приказ оздоровить нацию, то чиновники в лепёшку разобьются, чтобы его исполнить …. Но вот вопрос: как они это сделают? В данном случае привлекли специалистов. А специалист, как известно, это тот, кто не видит целого, а видит только её часть. И специалисты решили, что нужно сделать ставку на интеллект, развивать который необходимо с младенчества. Этому не будут препятствовать и родители, ведь каждый из них наверняка захочет увидеть своё чадо эдаким гением, решающим уравнения, сидя на горшочке.

Сразу пошли в ход амбициозные программы раннего развития и ускоренного обучения детей типа «читать раньше, чем ходить», и, конечно же – компьютер. Между тем в США, Англии и других европейских странах уже имеется подобный опыт раннего развития, и он привёл эти страны к выводу о том, что подобные эксперименты негативно сказываются и на здоровье, и на развитии детей. Было отмечено и вредное последствие компьютеро-телевизионных воздействий (Райнер Пацлаф, Вольфганг Гёбель, Михаэла Глёклер, Бодэнис, Robert Kubey, Csikszentmihalyi). Но зачем нам чужой опыт? Мы должны сами вставить два пальца в розетку.… Впрочем, если воспользоваться собственной головой, можно всё-таки обойтись и без розетки. И мы тогда сами придём к выводу, что раннее, ускоренное развитие вредно, и что компьютер и телевизор для детей до 12-14 лет, – сильнейший яд, парализующий волю, приводящий ребёнка к неспособности реализации своего творческого потенциала и лишающий его здоровья и сил. И вот на чём будет основан такой вывод.

Развитие ребёнка происходит строго в соответствии с космическим ритмом, который проявляет себя уже в утробе матери. Ведь никто не может изменить девятимесячный срок развития плода: ни замедлить его, ни ускорить. Мы – часть природы и подчинены её законам. И в этом смысле мы должны быть перед ней сознательно «законопослушны». Посмотрим, как законодательная инициатива природы проявляет себя в ребёнке после родов.

После того, как ребёнок родился, изменил, так сказать «жилищные условия», он по-прежнему развивается в определённом ритме, но теперь уже исходя из новых условий, новых задач и новой среды обитания. Обратите внимание на то, что все дети примерно в одно и то же время встают, осваивают равновесие, осваивают хождение и начинают говорить. Это происходит всегда в одной и той же последовательности. У всех детей примерно в одно и то же время происходит встреча со своим «Я» и они после этого перестают говорить о себе в третьем лице: «Вовочка хочет кушать», «Вовочка пойдёт гулять» и т. д. Все дети, примерно в одно время заболевают одними и теми же «обязательными» детскими болезнями. У всех детей примерно в одно и то же время начинают прорезаться молочные зубы и в одно и то же время выпадать. «Падение» молочных и появление вторых, основных, зубов говорит нам о важных изменениях в физической организации ребёнка, делающих его способным осваивать принципиально новые задачи и выдерживать принципиально новые нагрузки. Эти изменения связаны с тем, что жизненные силы ребёнка, формировавшие его внутренние органы, отныне высвобождаются и для внешней деятельности. Только теперь ребёнок готов к школе, и готов к нагрузке на память. Эта особенность была всеми давно подмечена, и потому не случайно у разных народов, школьное обучение начинается с семи лет.

Что же делать с детьми до 7 лет? Они же должны как-то развиваться. Должны! И Природа нам подсказывает – КАК. Посмотрите, как мудро это устроено. Язык дети осваивают сами. Мы для них лишь образец: на каком языке заговорим при них, на таком будут и они говорить. Вставать и ходить они тоже начинают сами, и не терпят никаких вмешательств и посягательств на их самостоятельность, но опять-таки, подражая нам, взрослым. До того, как ребёнок будет устойчиво ходить, в его окружении не должно быть животных, ибо подражая им, ребёнок проведёт больше времени, чем нужно в горизонтальном положении, вовремя не пойдёт и начнёт отставать в развитии. Это связано с горизонтальными и вертикальными потоками формирующих сил. Горизонтальный поток формирует животных и, задержав в нём ребёнка, вы можете приблизить его к Маугли. Вертикальный поток формирует человека. Под его влиянием ребёнок и начинает вставать, осваивать равновесие и ходить.

Всё дурное и всё хорошее усваивается детьми через подражание. До 7 лет дети способны и подражать внешне, и впитывать всё – внутренне. Дети, в сущности, бессознательные телепаты, и при этом пластичные. Это значит, что уровень культуры, окружающих их людей имеет для них громадное значение. Если детей окружают люди с высокими моральными качествами, то таковыми, скорее всего, станут в дальнейшем и дети. Поэтому, ключевым в первом семилетии являются подражание и пример. Причём, подражать ребёнок должен исходя из полной свободы, а не из каких-то запретов и правил. Ведь по-существу дела, в первом семилетии идёт, с одной стороны, активное освоение ребёнком своей телесности, а с другой – подготовка этой телесности к дальнейшей душевно-духовной деятельности. Эту «операцию» проводит «Я» силами эфирного или жизненного тела. Физические органы ребёнка должны в первом семилетии получить достаточно сил для полноценного формирования и в будущем. Все эти задачи определены свыше, и реализуются в соответствии с природными ритмами, сопровождающими нас повсеместно. В этой связи всем окружающим ребёнка взрослым, необходимо это понять и не мешать ему. Это звучит парадоксально, но на деле происходит именно так. Своим невежеством мы мешаем детям. Взрослые «умные дяди и тёти» всё время хотят изменить Природу, изменить природный ритм и сделать всё по своему разумению. И это, не опирающееся на природу, туманное «разумение» постоянно норовит каким-либо образом помешать естественным процессам, стремится не дать божественной мудрости прозвучать в ребёнке.

Привлекая компьютер и прочие рычаги ускоренного развития, мы думаем, что способствуем формированию, развитию мозга у ребёнка. Но и это мнение ошибочно. Мы и в этом случае грешим против Природы и не замечаем ещё одной особенности, свойственной всем детям, без которой дальнейшее развитие не могло бы состояться. Эта особенность зовётся творчеством. Обратите внимание на то, как играют дети. Все дети играют, подражая, подражая всему, что их окружает. Главное же, что сопровождает их игры, это творческая фантазия. Она проявляется у них на каждом шагу. Любая щепочка может стать мамой, любой камушек – папой. И что важно, они фантазируют совершенно свободно. Это свободное фантазирование как раз и позволяет правильно развивать и формировать мозг. Если нет возможности фантазировать, мозг бездействует и чахнет. Все завершённые формы игрушек, такие как кукла Барби, все игрушки или окружающие ребёнка предметы с угловатыми, не имеющими овальной линии формами, обрывающими внутреннее душевное движение ребёнка, все хорошие мультфильмы, все игры с жёсткими правилами, одним словом, всё то, где ребёнку нечего дофантазировать, где ребёнок не имеет свободы, всё это сковывает его внутреннюю инициативу и мешает его развитию. В этой связи, компьютер для ребёнка – это просто монстр, иссушающий мозг, ибо всё несомое им – сплошные правила и ограничения. Главное же заключается в том, что ребёнок в этом случае лишается живого общения. Лишается и мышечной активности. Ведь сидя за компьютером, как впрочем, и за экраном телевизора, ребёнок почти обездвижен. Выражение его лица становится притуплённым, взгляд – застывшим. Происходит сокращение диаметра зрачка. Ребёнок как бы отстраняется от внешнего мира. Его воля подавлена. Чувства связаны и не имеют возможности выражать себя. Он замыкается в своём внутреннем. Такому, с подавленной волей, ребёнку очень легко в дальнейшем стать наркоманом; можно даже сказать, что он прошёл специальную подготовку к этому. (Причины роста наркомании нужно искать здесь, в невежественных программах «выращивания гениев».) Подавленная воля ребёнка говорит и о том, что все его способности «консервируются» и не раскрываются. Более того, они могут навсегда остаться в зачаточном состоянии.

Все сторонники ранних «компьютерных прививок», ускоренного развития и прочих экспериментов с детьми, все эти «психо-мичуринцы» не хотят обратить внимание на одно очень важное обстоятельство. Оно заключается в следующем.

Первые три семилетия своей жизни мы накапливаем внутренние силы, им предназначено служить нам всё дальнейшую жизнь. Сначала, в первом семилетии, идёт построение телесно-физической основы, в которой могли бы пребывать душа и дух человека. Внутренние органы можно представить себе как своеобразные планетарные мини-представительства, через которые человек готовится в дальнейшей жизни к более широкому, космическому кругу общения. Все внутренние органы, построенные в 1-м семилетии жизненным телом, во втором – обретают способность восприятия формирующих сил Космоса и, прежде всего, планетарных сил. Космическое звучание или «Музыка Сфер» приносит свои субстанции внутренним органам, которые захватывают их своим физическим силовым телом и запечатлевают в себе. С субстанциями приходят не только силы, но и идеи. Чтобы этому процессу не помешать, настроение души ребёнка должно быть восторженно-благоговейным. Во втором семилетии, как и в первом он продолжает подражать, но теперь подражает герою. Им может стать для ребёнка любой человек, в реальной жизни вовсе не соответствующий статусу «героя». Но разрушать иллюзию нельзя, ибо весь смысл именно в том душевном состоянии ребёнка, которое позволяет ему в это время впитывать космические идеи, принципы и на этом фоне укрепить и доразвить сердце, как тонко чувствующий внутренний орган. Этому в жизни очень способствуют занятия музыкой. Высокие космические идеалы,

вливающиеся в ребёнка, находят в нём через музыкальные переживания внутренний отзвук и отождествляются с душой. Ребёнок начинает по-другому воспринимать окружающий мир. Восторгаться им. Иначе говоря, весь организм ребёнка обретает тончайшую способность взаимодействия через душу со своим «Я», а через «Я» и со всем Космосом.

Эта тема чрезвычайно сложна и глубока и чтобы в ней не утонуть, остановимся только на выводе, что в первом семилетии ребёнок не завершает своего телесно-физического развития, а лишь закладывает основы для его продолжения. А это значит, что все органы тела, зубы, железы и т. д. должны быть сформированы наилучшим образом, должны быть полноценными, ибо они постепенно накапливают космические силы и каждый орган становится их хранилищем, местом их пребывания в человеке. Эти космические силы универсальны, и мы должны стараться помочь ребёнку сохранить их для зрелой жизни, а не для того чтобы бороться с искусственно создаваемыми препятствиями, в раннем возрасте. Тратить на это божественные силы – преступление.

Понимая космические взаимосвязи и ритмические особенности человеческого развития, можно понять и все скрытые рифы и опасности того или иного возрастного периода. К одной из таких скрытых опасностей первого семилетия можно отнести наше представление о роли впечатлений в жизни ребёнка и влиянии их на его развитие. Большинство родителей и психологов считают, что ребёнку постоянно нужны свежие впечатления, что его всё время нужно чем-то развлекать. Такого рода родители «пропускают» ребёнка (иначе и не скажешь) через музеи, театры, пляжи, «заграницы» и преследуют его всё новыми и новыми электронными игрушками и развивающими программами. На первый взгляд это кажется правомерным, но если подумать, мы и здесь придём к выводу, что любое впечатление для организма – подобие пищи, которую необходимо переварить. Больше впечатлений – больше пищи, но и больше затрат организма на её усвоение. А если пища ещё и искусственная? А ведь именно её получает ребёнок с экрана монитора и телевизора, получает в виде мельканий искусственного света на различных частотах. Чтобы такие обильные впечатления переварить, организм вынужден работать как бы в «аварийном режиме», и всё время отвлекать эфирное, или жизненное тело от его основной деятельности, – от формирования физических органов. Какими, в этом случае, эти органы будут в дальнейшем – догадаться не трудно.

Следует отметить, что многие народы в прошлом, традиционно защищали ребёнка от избытка впечатлений. Защищали элементарным образом – занавесочкой из ткани. Инстинктивно знали, что переедание в любой форме вредно. В наше же время всё это, к сожалению, забыто. И сегодня мы перестали понимать, что чем раньше ребёнок начнёт переедать, то есть, получать излишек впечатлений в различных формах, сидя у компьютера или телевизора, тем для него хуже. Впечатления как бы заманивают ребёнка в тело, побуждают преждевременно пользоваться своими внутренними органами чувств и преждевременно нарушать природные ритмы организма. Негативные результаты начинают сказываться довольно быстро. Вскоре у таких детей можно заметить, что их тело начинает терять пухлость, начинает, как бы подсыхать и сжиматься. Это говорит о том, что происходит интенсивное вхождение души в физическое тело, которое ещё слишком эластичное и податливое. Наблюдая далее, вы отметите, что голова ребёнка постепенно начинает сплющиваются с боков, сжиматься в целом, становясь похожей на птичью голову. Такие дети подсознательно стремятся найти спасение, убежище внутри себя, и как бы «сворачиваются» в линию, в иглу. Это, конечно, образ, но его суть точна и выражена, прежде всего, в асоциальности этих детей. Что касается нервной системы, то у «компьютерных детей» и у тех которые смотрят телевизор, нервная ткань начинает рано грубеть, ибо от переизбытка непереваренных впечатлений происходит своего рода отравление. Ведь нервная система ребёнка, – это молодое, нежное растение. И как любое растение, оно имеет свой ритм развития и свой апогей зрелости, о котором можно говорить лишь после полового созревания. Следовательно, любые попытки обогнать или ускорить естественный процесс, обязательно скажутся на нервной системе и на внутренних органах (после 35 лет в этом уже никто не будет сомневаться). Внутренние органы недополучат необходимых им сил, а нервная система, чья способность восстанавливать нервные клетки «заработает» лишь после полового созревания, начнёт рано плотнеть, грубеть. Отсюда следует вывод: ничего другого от ускорения, кроме невроза, психоза, нежелания учиться и агрессивности как подсознательной формы сопротивления вредным влияниям, мы от ребёнка не получим. Впрочем, мы просим прощения, мы получим и ещё кое-что, а именно ускоренное старение ребёнка.

Те родители, кто сомневается в правомерности природных ритмов, могут кое-что узнать о них от врачей, спросить их: что произойдёт позже с ребёнком, если он, например, не стал вовремя ходить, говорить, или у него к семи годам не выпал ни один молочный зуб? Врачи прекрасно об этом осведомлены и знают, что любое отклонение в ту или другую сторону приводит развитие ребёнка к разным проблемам со здоровьем. И спрашивается, зачем искусственно эти проблемы создавать?

Но для детей во всём этом содержится и ещё одна угроза. Она исходит от тех родителей, чьи амбиции во взгляде на собственных детей затмевают всякое здравомыслие. В чём же суть этой угрозы? Она заключается в том, что сложившаяся мода активно готовить детей к школе постепенно привела родителей и психологов к соблазну добиться от ребёнка 3-х – 4-х лет рассудочной деятельности, сделать его способным образовывать суждения. Но это недопустимо делать до 12-14 лет, не говоря уже о дошкольниках. Почему?

Процесс формирования суждения физиологически связан с силами, которые в полной мере высвобождаются для этого к 12-14 годам, т. е. ко времени завершения полового развития. В эти годы в подростке само по себе проявится желание выносить суждения, обсуждать что-либо и высказаться по разным поводам. Это становится у него жизненной потребностью. До этого времени идёт накопление багажа, накопление опыта, на основании которого и созревает способность суждения. Она не может стимулироваться искусственно и проявляться, до того как будет накоплен необходимый объём представлений о мире. И если мы всё же делаем ребёнка способным судить преждевременно, то из-за отсутствия необходимых сил, участвующих в процессе мышления, мягкая, нежная ткань мозга начинает уплотняться. Это происходит потому, что процесс мышления сопровождается возникновением микрокристалликов в мозгу и их мгновенным растворением. Так вот для растворения как раз и не хватает сил, которые заняты в это время самыми насущными проблемами и вступят в «дело» строго в соответствии с космическим ритмом. И получается, что мозг, уплотняясь, рано теряет тонкость восприятия, лишается возможности «ловить» идеи из духовного мира. Это значит, что ребёнок, став взрослым, будет ограничен лишь хозяйственно-земными интересами, и будет догматичным и косным. Но это лишь одна сторона проблемы. Имеется и другая. Представьте, что будет с таким ребёнком в подростковом возрасте. Привыкнув выносить суждения, и, соответственно, держаться за эти несовершенные суждения, подросток будет постоянно входить в конфликт с жизнью, и это может стать даже причиной суицида. Разочарование в жизни – это одно из следствий раннего поумнения, и одна из причин значительного увеличения числа самоубийств, среди молодёжи.

Тем родителям и чиновникам, кто захочет глубже погрузиться в данную проблему и во всём этом разобраться, стоит открыть «Антологию Вальдорфской педагогики», выпущенную в Москве издательством «Просвещение» в 2003 году. В этой книге можно найти интересное описание ритмически-временных особенностей человеческого организма, и получить знания об основах здорового воспитания детей. Много полезного можно почерпнуть и на сайте:Библиотека духовной наукив разделе «Педагогика».

В задачу нашей статьи не входило пытаться описать все негативные последствия, возникающие в связи с ранним развитием детей, в связи с компьютеризацией детских садов и т. д. Таких последствий очень много. Мы лишь пытались обратить внимание людей, причастных к вопросам воспитания на то, что без понимания особенностей развития телесно-физического существа ребёнка, как основы для свободного проявления его души и духа, невозможно говорить ни о воспитании, ни об обучении, а в конце концов, и ни о каком бы то ни было оздоровлении нации.

Если нам небезразлична судьба России, и если у нас осталось хоть немного здравого смысла, необходимо им воспользоваться и необходимо отказаться от пагубных программ. Иначе детские сады будут не очагами здоровья, а очагами «светлого инвалидного будущего»!



Дата публикации: 11.06.2008,   Прочитано: 7541 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.09 секунды