Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души50 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

И.В. Рождественский

Анархия, диктатура и социальная жизнь

Жизнь любого общества всегда каким-то образом организована. Это может быть либо деление На касты как в Древней Индии, либо монархия, либо республика .В обществе всегда существует определённая иерархия, подчинение одних людей другим и взаимозависимость друг от друга. Ведь и сам человек устроен иерархично - более высокие члены е го существа управляют более низкими: Я влияет на астральное тело, астральное - на эфирное, эфирное - на физическое. Если же "порядок управления" нарушается, то человек заболевает.

Болезни, которые возникают в организме отдельного человека, возникают и различных группах людей, только называются они иначе. Их можно назвать социальными болезнями. Если у человека ампутировать руку или ногу - он станет инвалидом на всю оставшуюся жизнь. Если в городе или в стране пытаются уничтожить группу людей по профессиональному или религиозному, или национальному признаку - инвалидом становится весь народ этой страны.

У человека Я проявляет себя в мышлении чувстве и воле. Редко встречаются люди, в которых три эти способности проявляются гармонично. Обычно доминирует что-то одно. Одни люди больше склонны к мыслительной деятельности. Другие - люди дела, практики, воины, спортсмены. Третьи - чувствительные натуры, художники, поэты. Хорошо, когда в обществе присутствуют люди всех трёх типов в достаточном количестве, тогда возникает равновесие и гармония в жизни. Если же не хватает мыслителей, изобретателей, развитие общества замедляется, потому что не появляются новые идеи, не ставятся острые вопросы, не происходит осмысления текущей жизни. Если не хватает практиков, то самые прекрасные идеи некому будет реализовывать. А если в обществе дефицит людей с развитыми чувствами, то общество быстро опустится до животного состояния, произойдёт быстрое падение нравов, жизнь станет вульгарной и упрощённой.

Вообще, когда мы говорим о жизни общества, предполагается, что в нём мирно живут люди разных национальностей, вероисповеданий, мировоззрений. Очень легко жизнь может превратиться в борьбу за выживание, в примитивное существование. Многое зависит от того, какие силы влияют на эту жизнь, какие формы управления действуют в обществе и в стране. Две полярных формы управления можно обозначить как анархию и диктатуру. Проследим, как выстраивается жизнь в одном и в другом случае.

Что предшествует установлению диктатуры в любой стране? История свидетельствует, что вначале появляется идеология, которая овладевает умами и сердцами масс и допускает установление диктатуры. Одна идея, одна теория начинает доминировать над другими, остальные отвергаются, иногда даже уничтожаются авторы других теорий. Диктатура не терпит свободного мышления. Создаётся определённая жёсткая интеллектуальная конструкция, в которую пытаются втиснуть жизнь. Но жёсткие схемы изначально неспособны постигать жизнь, которая протекает в метаморфозах, в образах, не всегда логично. Теория, оторванная от жизни, становится абстрактной, мёртвой и оказывает умертвляющее воздействие на саму жизнь. Всё новое, не вписывающееся в рамки идеологии, воспринимается как опасное, угрожающее, вредное. Диктатуру, как форму управления, можно увидеть как господство интеллектуализма, действие Аримана в социальной жизни.

Другой полюс - анархия, безвластие, безначалие в буквальном переводе. Анархический идеал - каждый сам себе хозяин, никто не должен командовать другими людьми. В такой ситуации вообще не возникает никакой ясной формы общественной жизни, каждый существует сам по себе и сам для себя, не учитывая других. Если представить себе, как будет выглядеть жизнь при реализации этого идеала, то можно увидеть, что воцарится хаос. Поскольку в действительности люди зависят друг от друга и не живут по одиночке, анархия приводит к постоянным конфликтам, спорам, войнам и ощущению общей нестабильности жизни. Всё стремится к развалу, разрушению, упадку, потому что не возникает такой надиндивидуальной силы, которая могла бы что-то противопоставить эгоизму отдельной индивидуальности. В организме человека есть место, где анархия действует правомерно. Это область обмена веществ, где вся пища разрушается до мельчайших частиц без участия сознания. А в голове, в мышлении правомерно действует диктатура- законы логики, правила грамматики для выражения мыслей. При анархии активно действуют люди дела, практики, не склонные к долгим размышлениям. В этом своеволии отдельного человека действует Люцифер. Ариман особо не интересуется отдельным человеком, для него важны абстрактные теории, толпы и массы людей. Люцифер же внушает человеку гордость, исключительность, даёт ему творческие способности и обрекает на одиночество.

Мы обозначили полярности, крайности, к которым может стремиться общественная жизнь. Можно ли найти здоровую середину, уравновесить крайности? В отдельном человеке крайности мышления и воли уравновешиваются чувствами. Душевной жизнью. Душа "согревает" холодные, абстрактные мысли и "охлаждает" горячую, страстную волю. У человека есть 12 чувств, но каждое из них развито в разной степени. Художник видит мир иначе, чем обычный человек, музыкант по-другому воспринимает гармоничное и дисгармоничное, танцор глубже переживает движение других людей. У человека обычно доминируют два-три чувства, с помощью которых он преимущественно воспринимает мир, остальные же как будто спят. Поэтому людям легче договариваться в области точных наук, где действуют логика и мышление, чем в гуманитарных науках, где в рассмотрение феноменов вмешиваются эмоции и чувства.

Здоровая социальная жизнь может возникнуть там, где люди стремятся к развитию и углублению своих чувств, ведь мы воспринимаем друг друга и соединяемся в социуме благодаря чувствам. Первый опыт социальных отношений ребёнок приобретает в семье. В зависимости от того, какой это был опыт, ребёнок будет строить отношения с другими людьми в большом мире. В действительности общество состоит не из абстрактных единиц - Человеков, а из маленьких сообществ - семей, рабочих коллективов, групп по интересам. Трудно соотнести свои частные интересы с интересами города или страны - слишком разные масштабы, но расширить свои интересы, чтобы учитывать членов семьи или коллег по работе возможно. Опыт длительной семейной жизни свидетельствует, что в масштабах семьи можно смягчить диктаторские и анархические склонности обоих супругов. Если в семье встречаются два "диктатора", им очень сложно будет жить вместе, они будут бороться друг с другом. Если встретятся два "анархиста", каждый будет защищать свою свободу, сложно будет о чём-то договариваться. Обычно в семье один из супругов берёт на себя роль диктатора, а другой - анархиста, с течением времени эти роли могут меняться. В ситуации, когда супруги живут без детей, возникает срастание каждого со своей ролью.

Когда в семье появляется ребёнок, рождается "душа семьи". Ребёнок ищет свое место в семье, в ситуации, которая уже возникла до его появления. Он не стремится стать ни диктатором, ни анархистом, но дарит родителям свою любовь и даёт им шанс изменить отношения друг с другом. Ребёнок утверждает ценность обоих и ценность семьи как надиндивидуального целого. "Диктатор" и "анархист" вынуждены договариваться, идти на компромиссы ради сохранения и развития целого. Тогда между супругами возникает сотрудничество.

Находясь в семье или в рабочем коллективе, каждый человек может сознательно спрашивать себя: "Когда я веду себя как диктатор? Когда я поступаю как анархист? Могу ли я поступать свободно?" Эти вопросы чрезвычайно важны, ведь до тех пор, пока Я в плену либо диктатуры, либо анархии, я не могу подойти к свободе. Диктатор не свободен, потому что крайне зависим от других, которым он навязывает свою волю. Анархист несвободен, потому что кроме своей воли он не учитывает ни воли других людей, ни воли Бога. Значит, ни анархист, ни диктатор не могут построить здоровую социальную жизнь, в которой будет место для других людей с их индивидуальной волей. Для диктатора Аримана люди - винтик в сконструированном механизме, для анархиста Люцифера люди - стадо, не способное понять гения. Только Христос обращается к человеческому в каждом человеке и уважает человеческое достоинство.

Интеллект и воля нуждаются в дополнении со стороны души, чувств. Здесь на первый план выходят люди, связанные с разными искусствами. Именно искусство воздействует на наши души, воспитывает чувства, облагораживает мысли и волю. Люди, связанные с искусством, проявляют инициативу, объединяют людей в группы для создания оркестра, постановки спектакля, организации праздника, фестиваля и т.д. Интересное дело объединяет людей. В результате совместной работы возникает нечто совершенно новое, не существовавшее раньше. Как при соединении двух газов, водорода и кислорода возникает жидкость вода, так и в социальной жизни творческая встреча создаёт новое качество жизни. Там, где происходит настоящая встреча, действуют уже не только люди, но и духовные существа - ангелы, архангелы. Для построения социальной жизни только человеческих усилий недостаточно, нужна помощь свыше.

2007 г.



Дата публикации: 16.03.2009,   Прочитано: 5733 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды