· Главная · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Книжная лавка · Глоссарий ·   
Главное меню
Главная
Новости
Форум
Фотоархив
Медиаархив
Аудиотека
Каталог ссылок
Обратная связь
О проекте
Общий поиск
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
Содержание GA
Русский архив GA
Электронные книги GA
Печати планет
R.Steiner, Gesamtausgabe
GA-Katalog
GA-Beiträge
GA-Unveröffentlicht
Vortragsverzeichnis
Книжное собрание
Каталог авторов
Поэзия
Астрология
Алфавитный каталог
Тематический каталог
Книгоиздательство
Глоссарий
Поиск
Каталог авторов

Алфавитный каталог

Эл. книги GA

Г.А. Бондарев
Methodosophia
Die methodologie der anthroposophie
Философия cвободы
Священное писание
Anthropos
Антропософская жизнь
Мастерские
Инициативы
События
Книжное собрание

И.В. Рождественский

Таинственная жизнь рук и Я-сознание

 

"В организме конечностей и обмена веществ, а точнее в пальцах рук и ног, пребываете вы как человек, стоящий здесь на Земле. И лишь поскольку в мозгу вы сопереживаете свои пальцы рук и ног, постольку вы через мысли обладаете сознанием своего Я в вашей земной жизни." Р. Штейнер


В данной работе речь пойдет о феномене человеческих рук. Благодаря своим ногам человек оставляет следы в пространстве, благодаря своим рукам, он оставляет следы во времени. Весь мир, который окружает человека, можно разделить на мир природы и мир, сотворенный людьми. Человек преображает природу своими руками, творит мир вещей и предметов, которые живут во времени. Памятники архитектуры, живописи, скульптуры, которые дошли до нашего времени, были кем-то когда-то созданы. Творцы умирают, а их шедевры продолжают жить сотни, тысячи лет. Каждый из нас рождается и попадает в мир, который создали руки миллионов людей до нас. Мы можем либо что-то разрушить в этом мире, либо добавить к нему что-то новое, сотворенное своими руками.

Если посмотреть на руки новорожденного, то можно увидеть, что его кисти обычно сжаты в кулаки. Только постепенно он учится раскрывать руку, хватать предметы, отделять большой палец от остальных. Две полярности в жизни руки - кулак и ладонь. Максимальное закрытие и максимальное раскрытие. Между этими полярностями протекает творческая жизнь рук. Любое взаимодействие с материалом требует участия рук ребенка. Можно обнаружить три основные способности, которые переживаются благодаря действию рук. Руки берут, руки отдают и руки удерживают. Эти способности возникают у ребенка в течение 1-2 года его жизни. В дальнейшем они могут развиться до социальных способностей. Не случайно мы говорим " брать на себя ответственность", "отдать последнюю рубашку", "держать себя в руках" (свое Я, которое присутствует в конечностях). Вообще большое количество фразеологических оборотов говорит о руках. Вспомним некоторые из них: "ударить по рукам" - договориться о чем-то с кем-то; "руки опускаются" - невозможность какой-либо творческой деятельности; "золотые руки" - выдающиеся способности человека в какой-либо области; " руки - крюки" - отсутствие способностей в какой-то области; "поднять руку на что-либо" пытаться что-либо уничтожить, разрушить; "протянуть руку помощи" - действенно помочь человеку; "руководить" - организовывать деятельность людей; "разводить руками" - оказаться неспособным сделать что-либо в данной ситуации; "связать кому-либо руки" - лишить кого-либо возможности действовать; "это мне на руку" - это помогает в деле; "одной левой (рукой)" - делать что-то легко, без усилий; "он - моя правая рука" - главный помощник в делах.

Думаю, что этих примеров достаточно, чтобы сделать выводы. Когда слово "рука" употребляется в идиоматическом выражении, оно указывает не столько на часть тела человека, сколько на его способности, на его деятельность в какой-либо области. Кроме того, каждый из нас использует свои руки при знакомстве и прощании с другим человеком. Ритуал рукопожатия указывает на участие рук в социальных отношениях людей. Руки предназначены для разнообразной деятельности в быту, для творчества, для установления социальных отношений.

Вернемся все же к жизни ребенка и к развитию его рук. В течение первого года жизни у него обычно выделяется большой палец и происходит противопоставление большого пальца и четырех пальцев ладони. Этот этап очень важен, потому что это противопоставление делает ребенка способным охватить и удержать предмет. На втором году жизни он уже берет палку, ложку, лопатку и пытается как-то ими действовать. Главный жест руки в этом возрасте - схватывание и удержание предмета в кулаке. Вскоре появляется следующий жест - соединение большого и указательного пальца для удержания небольших предметов, отщипывания куска от целого, щипания. Остальные пальцы либо зажаты в кулак, либо полусогнуты. В течение второго-третьего года появляется также указательный жест, когда ребенок касается указательным пальцем части своего тела или указывает на предмет в пространстве.

Около 3-4 лет происходит формирование нового жеста - соединение большого, указательного и среднего пальца вместе. Именно это соединение делает для ребенка возможным рисование карандашами, мелками, кистью, письмо, различные манипуляции с предметами, строительство башен и домиков из кубиков. Разнообразная деятельность взрослых также базируется на этом жесте - вязание на спицах, завязывание шнурков, шитье иголкой, застегивание пуговиц, лепка из глины и т.д.

Практически вся деятельность человека основана на нескольких жестах кисти руки - кулак, захват, указание, щипание двумя пальцами, удержание тремя пальцами и открытая ладонь. Когда в работе участвуют две руки, один жест либо воспроизводится каждой из них, либо одна рука делает один жест, а другая-другой.

Руки человека обладают еще одной способностью. Благодаря рукам он может ощупать полностью свое тело, прикоснуться к любой его части, пережить свои границы в пространстве. Благодаря рукам же человек "нарушает" свою пространственную ограниченность, вступая в отношения с другими людьми, создавая произведения искусства. Конечно, не нужно забывать, что для встречи двух людей нужны и ноги, движение к встрече каждого из них в буквальном и переносном смысле слова. Выражение "я долго шел к этой встрече" свидетельствует о связи пространства и времени в движении.

В эпиграфе данной работы речь идет о "сопереживании своих пальцев рук и ног в мозгу". Это сопереживание ведет к "обладанию сознанием своего Я в вашей земной жизни". Ребенок постепенно подходит к сознанию своего Я. Наблюдение за рисунками детей показывает, что изображение человека меняется в период с 3-х до 7-8 лет. Вначале появляется круг, потом - "головоноги", потом - человек с головой, руками и ногами, но пальцы на руке не изображаются, либо их может быть 2 или 3. Только к 6-7 годам на детском рисунке обычно появляется кисть руки с пятью пальцами. У ребенка возникает сопереживание своих пальцев рук. Психологи и педагоги говорят о выстраивании "схемы тела" к семилетнему возрасту и о готовности ребенка к школе. Очень важно, чтобы уже с первого класса руки ребенка переставали жить своей отдельной жизнью. Иначе можно будет наблюдать, что ребенок "не ведает, что творит". Пожалуй, главная задача всего школьного обучения состоит в том, чтобы создать у ребенка прочную связь между деятельностью рук, ног и его сознанием.

Должны возникнуть два потока, идущие навстречу друг другу. Первый - из внешнего мира во внутренний, восприятия рук и ног доносят до сознания информацию о внешнем мире. Если сильно ударить рукой по стене - будет больно, если ударить другого человека - будет больно ему, он может дать сдачи, если рука слабо держит предмет, он будет постоянно падать и т.д. Деятельность руки выстраивает в сознании причинно-следственные связи, которые формируют память и способствуют развитию Я ребенка. Второй поток - из внутреннего мира во внешний. Сознание ребенка направляет его руки и его деятельность. Появляется целенаправленная деятельность. В начальной школе сознание ребенка еще слишком слабое, действует авторитет учителя и взрослого. В старших классах должна проснуться самостоятельность и ответственность, когда юноша или девушка делают что-то из внутреннего чувства долга, без давления со стороны взрослого. Внешний авторитет учителя к 14-15 годам преображается у подростка в его (подростка) внутренний моральный авторитет.

"Эти два потока как будто "связывают" деятельность рук человека и его сознание, ведут его к тому, чтобы он "ведал, что творит". Благодаря своему сознанию человек может оглянуться на "дела своих рук" и в следующий раз поступить по-другому, более человечно. Основные жесты рук, которые мы обнаружили - кулак, захват, указание, щипание двумя пальцами, удержание тремя пальцами, раскрытая ладонь - "дублируются" в деятельности Я, в сознании. Я схватывает и удерживает впечатления и восприятия внешнего мира, сохраняет их в памяти. Противопоставляет хаосу восприятий относительно твердые понятия. У животных отсутствует Я и отсутствуют понятия, выраженные в речи. Попугай, например, может имитировать человеческую речь, но не может мыслить, творить понятия. Кстати, в немецком языке слово "Begriff" (понятие) происходит от "greifen" - хватать, схватывать, браться. Жест руки, "схватывание" становится "жестом" Я.

Вспомним слова Христа "Я есмь путь, истина и жизнь", и нам откроется указательный "жест" Я. Я указывает человеку его жизненный путь, ведет его от одной встречи к другой, указывает на ошибки как голос совести. Если взрослого человека не ведет по жизни его Я, а ведут другие люди или другие силы, возникает опасность попасть в замкнутый круг, из которого не видно выхода. "Бес водит по кругу" - вовсе не случайное выражение. Выйти из замкнутого, порочного круга помогает только свободное Я, указывающее путь.

Если Я перестает удерживать астральное, эфирное и физическое тело человека, наступает распад личности. Душой овладевают страсти, а дух погружается в сон, сон разума, который рождает чудовищ. Как рука человека держит орудие труда, которое не живет самостоятельной жизнью, а подчиняется воле работника, так и Я человека "призывает на службу" его три тела, ведет их к высоким идеалам. В противном случае человек не сльппит призыва Я, и его тела начинают жить самостоятельной жизнью, он падает ниже животного уровня.

И, наконец, у руки есть способность отдавать, а у Я - способность жертвовать. Только человек с хорошо развитым Я-сознанием способен не приносить в жертву других, не искать "козла отпущения" а сознательно и свободно жертвовать свои силы, здоровье, время, деньги ради высоких целей. В раскрытой ладони нельзя ничего удержать, человек оказывается безоружным и беззащитным. Остается только надежда на помощь и защиту духовного мира, упование на то, что жертва, которую он сознательно приносит, будет принята, а не отвергнута.

Я думаю, приведенные примеры достаточно убедительно показывают связь между деятельностью рук и деятельностью Я, их взаимовлияние и выражение в речи. Остается только пожелать каждому из нас действительно подойти к "сопереживанию в мозгу своих пальцев рук и ног". Только таким путем можно и нужно развивать душу сознательную и свое Я в наше время.

март 2006 г.


Дата публикации: 08.02.2008,   Прочитано: 2782 раз
· Главная · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Форум · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru       Рейтинг@Mail.ru Над сайтом работают Владимир и Сергей Селицкие
Вопросы по содержанию сайта:
Fragen, Anregungen, Spenden an:
WEB-мастеринг и дизайн:
        
Открытие страницы: 0.03 секунды