· О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Книжная лавка · Глоссарий ·   
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
GA-онлайн
География лекций
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Медиаархив
Аудио
Глоссарий
Каталог ссылок
Поиск
Книжное собрание
Каталог авторов
Алфавитный каталог
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Книгоиздательство
Проекты портала
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Антропософская жизнь
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
Печати планет
Г.А. Бондарев
Methodosophia
Die methodologie der anthroposophie
Философия cвободы
Священное писание
Anthropos
Книжное собрание

И.В. Рождественский

Чувство Я и проблема диалога

Среди 12 чувств, которые называет Р. Штайнер, чувство Я другого человека является одним из самых непонятных и таинственных. Каждый здоровый человек говорит о себе "Я", но Я каждого уникально и неповторимо. Мое Я отличается от "Я" другого. У меня свой опыт, у тебя - свой. Но существует возможность, шанс поделиться своим опытом. Тогда можно обнаружить, что мой опыт чем-то похож на опыт другого человека, а в чем-то существенно отличается. Это взаимное деление опытом обогащает каждого во время встречи. Встречи бывают разные. С одним человеком приятно встречаться, с другим - не очень. После одних встреч переживаешь радость, вдохновение, творческий подъем, после других - усталость, разочарование, отчаяние. Во время встречи происходит диалог между людьми, через речь открывается личность другого. Поэтому к чувству Я другого можно подойти, обратив внимание на три предыдущих чувства - слуха, речи, мышления.

Иногда нам приходится слышать, как один человек в раздражении говорит другому: "Замолчи! Я не хочу тебя слушать!" Чтобы другой человек начал говорить, необходимо создать атмосферу слушания и слышания, задействовать свое чувство слуха. Для этого необходимо волевое усилие. Воля нужна как для того, чтобы сделать что-нибудь руками, так и для того, чтобы ничего не делать, но активно слушать. 7 многих людей, к сожалению, нарушено равновесие между волей к высказыванию и волей к слушанию. А это мешает развитию чувства Я другого человека. Если бы я только слушал и не говорил, другие люди не смогли бы воспринять мое Я. "Будь послушным, слушай маму и папу”, - требуют от ребенка. Если бы ребенок тупо исполнял это требование, он никогда бы не смог развить свое Я. Если бы я только говорил, не умолкая, я не смог бы воспринять Я других людей. Итак, гармония между высказыванием и слушанием - первое условие, необходимое для восприятия Я другого. (Для русского человека слушание, может быть, более актуально, чем высказывание.)

Речь человека - не только чередование гласных и согласных звуков, но и определенная интонация, и какой-то смысл. В чувстве речи я воспринимаю интонацию говорящего, эмоциональную наполненность его слов. Один говорит взволнованно, другой - спокойно, третий - льстиво, четвертый - уверенно, пятый - шутливо, шестой - серьезно и т.д. Речь способна передать всё многообразие душевной жизни человека. Тот оратор, который владеет переходами от одной интонации к другой, играет на разных струнах моей души, Я могу пережить, что передо мной сильная личность. Я оратора поднимается над одним настроением и способно вызвать во мне улыбку, печаль, удивление, восторг в течение часа. И, наоборот, тягостное впечатление оставляет речь человека, звучащая в одной интонации. Он как будто играет на одной струне моей души. Это, в конце концов, начинает раздражать. Ведь жителю Европы непонятна заунывная и монотонная восточная музыка. Его Я от этого засыпает и не может воспринимать Я другого человека, а воспринимает только один тон. Итак, свободный переход в речи от одной интонации к другой - второе условие, необходимое для восприятия Я другого.

Теперь обратимся к смыслу, который может открыться мне через речь другого. "Я тебя не понимаю", - так может сказать каждый из нас. Иногда мы не говорим это вслух в силу разных причин, но в душе чувствуем себя именно так. В чем же причина этого непонимания? Иногда во мне самом, если я чего-то не услышал и не выстроил в своем сознании логические связи. Иногда, же эта причина в том, кто говорит. Наша речь указывает на идеи, на смысл. Товорящий может потерять логику в своем высказывании, уйти от смысла, не заметив этого. Тогда те, кто слушают, переживают в своем сознании потерю смысла, бессмыслицу. Они могут прервать говорящего словами: "Я не понимаю. Это полная ерунда". Не понимает моё мышление. Это оно чутко реагирует на отсутствие смысла и логических связей в речи. Благодаря чувству мысли я могу отличить смысл от бессмыслицы. Для этого, правда, необходимо бодрственное сознание. Если мое сознание засыпает во время слушания другого, я не смогу воспринять смысл его речей. Также сложно воспринять смысл, когда говорит пьяный или душевнобольной человек. В этом случае его сознание, его Я не пронизывает его речь. Всегда ценно, когда человек говорит, исходя из личного опыта, а не пересказывает то, что где-то прочитал или услышал. В такой речи можно обнаружить присутствие Я человека, он отвечает за свои слова, готов ответить на вопросы. Таким образом, третье условие, необходимое для восприятия Я другого - бодрственное сознание у говорящего и слушающего и нацеленность на восприятие смысла.

Помочь в развитии чувства Я другого может искусство. Это музыка, игра в оркестре, когда каждый обязан слушать других и не забывать о своей партии. Это хоровое пение, в котором к музыке добавляется речь и интонация. Это участие в театральных постановках, когда на сцене я обязан сохранять бодрственное сознание в большей степени, чем в обычной жизни. В этом, кстати, таится опасность для профессионального актера. Напряженное бодрствениое сознание на сцене может вызвать желание «расслабиться» в жизни, отдаться грезящему сознанию.

Нужно учесть, что чувство Я связано с чувством осязания. Благодаря осязанию человек переживает себя в теле как отдельное существо, отграниченное от мира. Благодаря чувству Я другого человек может пережить себя как духовное существо, которое встречается с другим духовным существом. Иногда в жизни происходят такие встречи, после которых меняется судьба человека, его взгляд на мир. Чувство Я другого помогает мне самому развиваться в духе. Человек имеет Я благодаря жертве Духов Формы. Я - самый юный член в существе человека. Само Я постоянно находится в процессе развития. После смерти человек просматривает свою прошедшую жизнь и видит, что он сделал на земле, насколько ему удалось найти форму для духовного содержания, преобразить материю, сделать духовное осязаемым в материальных формах. Я другого на Земле невозможно осязать, но можно осязать действие Я другого, его дела.

2003 г.



Дата публикации: 23.07.2007,   Прочитано: 3104 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru       Рейтинг@Mail.ru Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen, Spenden an)
         Яндекс.Метрика
Открытие страницы: 0.04 секунды