Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души50 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

И.В. Рождественский

Социальное искусство и воспитание 12-ти чувств

В человеке есть нечто более мудрое,
чем он сам. Это - речь",
(Р.Штайнер)
I раздел

В последние 10-20 лет в мире бурно развиваются науки социология и культурология. Всё большее количество людей осознает важность изучения общества и культур разных народов, С одной стороны, существует тенденция глобализации, стирания границ между странами и культурами, С другой стороны, набирает силу движение антиглобалистов, которые защищают самобытность и уникальность своей культуры и традиции. Одной из серьезных проблем нашего времени является угроза распада общества, его атомизации. Эгоизм в каждом отдельном человеке возрастает, но люда нуждаются друг в друге, очень немногие могут жить в одиночестве в современном мире. Во многих странах количество браков равно количеству разводов, в некоторых странах разводов больше, чем браков. Национальные меньшинства - многолетняя проблема в Испании, Югославии, Турции, России и в других странах. Разделение на богатых и нищих - еще одна большая проблема в обществе. В каком направлении можно искать выход из кризиса, разрушающего общество?

На мои взгляд, только в области науки или только в области религии этот выход не найти. Наука описывает состояние общества в данный период времени - сколько богатых и бедных, сколько детей, стариков, женщин, мужчин в стране. Можно составлять прогнозы на будущее, но очень часто эти прогнозы оказываются ложными. Слишком много факторов влияет на развитие людей и общества - войны, эпидемии, природные бедствия. Религия сама по себе не может решить проблемы общества. Внутри православия, католичества, мусульманства существуют разные течения, представителям которых очень сложно бывает о чем-то договориться в рамках одной конфессии. А межконфессиональный диалог настолько сложен, что к нему готовы единичные представители с одной и с другой стороны. Кроме того, существует оольшое количество атеистов, которые тоже входят в общество как его весомая часть.

Остается надежда на искусство, как универсальный язык для взаимопонимания между людьми и народами. Характер народа в целом зависит от того, какие гении творили в прошлом и творят в настоящем в этом народе. Сергий Радонежский, Андрей Рублев, Пушкин, Лермонтов, Гоголь и многие другие творцы оказали влияние на формирование характера русского народа, по крайней мере, на образованных людей. Точно так же немцев не понять без Баха, Бетховена, Гёте, Шеллинга, Фихте, Ницше, англичан - без В.Шекспира, Дж. Байрона, Ч.Диккенса, В.Скотта. Искусство в лице его выдающихся представителей воспитывает народ, формирует его характер, речь, склонности и привычки. Конечно, это взаимное влияние народной культуры на гениев этого народа и гениев на народную культуру. Поэтму мы вправе говорить не только о науке об обществе, но и о социальном искусстве.

Из всех видов искусств социальное искусство является самым сложным и таинственным. Как свою жизнь превратить в произведение искусства? Искусству жизни не учат ни в школе, ни в институте. Этому искусству может научить только реальная жизнь, личный опыт и собственные ошибки. В социальном искусстве, как в искусстве совместной жизни, нет учителей, все - ученики. Взрослый учится у ребенка, а ребенок - у взрослого, мужчина - у женщины, а женщина - у мужчины. Весь вопрос только в том, хочу ли я учиться. В социальном искусстве люда переживают свою взаимозависимость, ответственность друг за друга. Это искусство невозможно без любви, о которой пишут евангелист Иоанн и апостол Павел. Брак, который не распадается, а длится, потому что и муж, и жена развиваются, а не стоят на месте - удачный образ социального искусства в действии. Любая организация, которая производит материальные или духовные ценности, живет по законам социального искусства, живет или умирает, если перестает соблюдать вечные законы. Страна распадается, семья разрушается, город умирает, если люди перестают обращаться к социальному искусству.

Главный субъект и главным объект воздействия в социальном искусстве, конечно, сам человек. Для того, чтобы социальное искусство развивалось и действовало, необходимо иметь правильное представление о человеке, дарвиновское представление о человеке, происходящем от обезьяны, ведет к господству в обществе борьбы, конкуренции, уничтожению слабого сильным. Коммунисты, большевики вообще не рассматривают отдельного человека как феномен, а оперируют абстрактными понятиями: "класс", "общество", "планирование", "социализм" и т.д.

В поисках истинного представления о человеке яевозможно пройти мимо антропософии и Р.Штайнера, выдащегося немецкого философа, педагога, архитектора, мистика. Р. Штайнер говорит о троичном делении человека и трехчленности социального организма. Человек состоит из духа, души и тела. В области духа люди могут понимать друг друга, в области души - воспринимать мир и друг друга в чувствах, в области тела - действовать и творить в физическом мире.

Любопытно, что можно по-разному вступить в контакт с человеком, используя русский язык. "Как дела?" - спрашиваю я, "Нормально!" - типичный ответ другого. Это очень часто превращается в формальный диалог, лишенный содержания. Но в самом вопросе "как дела?" изначально содержался смысл - дела человека, действия, проявление его воли в мире. Дело не сделать без волевого усилия. Если же я спрошу другого: "Как ты себя чувствуешь?" - то этим я могу значительно сильнее расположить его к доверительной беседе. Так обращаются обычно к хороню знакомому человеку, друзьям и родным. А вот спросить: "Как ты мыслишь, каков род твоего мышления?" - по-русски вовсе не представляется возможным. Правда, я могу спросить: "Как ты думаешь?" - но этот вопрос относится всегда к конкретной задаче, проблеме, которую мы пытаемся вместе решить. А стиль, образ» качество мышления другого человека для меня часто остаются загадкой. Только длительное наблюдение над собой и другими может помочь мне получить ответ на вопрос о стиле мышления другого.

Первая реакция на другого человека у меня происходит в области чувств. Человек может сразу понравиться или не понравиться, вызвать симпатию или антипатию... Я не стану сразу делать серьезное дело с незнакомым человеком, да и мало кто решится на такой шаг. Недоверие - естественная первая реакция на незнакомого человека. Впоследствии недоверие может превратиться в доверие, а может и нет, Гораздо хуже, если сильное доверие в начале знакомства превращается в недоверие через некоторое время. Говорить о серьезных философских проблемах я тоже не стану с первым встречным, У каждого из нас свой стиль мышления, своя логика, свое образование и свои умения и навыки. Поэтому людям вначале необходимо почувствовать друг друга, прежде чем они начнут обсуждать серьезные вопросы. Не случайно деловые договоры в Древнем Риме подписывали после бани, где была возможность увидеть друг друга и почувствовать "во всей красе".

Если чувства выдают мою первичную реакцию в отношении другого, то правомерно поставить вопрос, а что мы знаем о чувствах? Без изучения разных чувств мы не сможем подойти к социальному искусству, а будем только абстрактно мыслить об обществе или "хотеть сделать как лучше, а получаться будет как всегда". Традиционной науке известно пять или семь чувств - осязание, обоняние, вкус, зрение, слух, иногда добавляется чувство равновесия и чувство тепла. Р.Штайнер говорит о человеке, в котором открываются 12 чувств – чувство жизни, чувство собственного движения, чувство равновесия, чувство осязания, чувство обоняния, чувство вкуса, чувство зрения, чувство тепла, чувство слуха, чувство слова, чувство мышления и чувство Я. Эти 12 чувств Р.Штайнер располагает по кругу.


Задача любого серьезного искусства - оказывать воздействие на чувства людей. Иначе люди впадают в бесчувственное состояние и опускаются на животнш уровень и ниже. Задачей социального искусства должно стать сознательное воспитание чувств каждым человеком внутри общества. Воспитание чувств не должно происходить только в юном возрасте» этим нужно заниматься всю жизнь, иначе 30, 40-летний взрослый в области чувств будет вести себя как подросток, а старик будет стремиться стать молодым с помощью пластических операций или диеты, но не с помощью "просветления" своих чувств своим сознанием, своей мудростью. В наше время сотни ученых пишут о ценности раннего интеллектуального обучения, развития интеллекта. И только единицы пишут о ценности воспитания чувств человека. Но без воспитания чувств в человеке останутся только самые примитивные чувства страха, голода и "чувство глубокого удовлетворения". В области социального искусства невозможно быть пассивным зрителем: "вы делайте, а я посмотрю, как у вас получится". Необходимо активное участие каждого члена общества в социальном процессе. Нельзя до конца понять и пережить, что такое брак, не выйдя замуж и не женившись ни разу. Нельзя научиться плавать, не заходя в воду. Только став участником социального процесса, я могу что-то изменить в обществе, если проявлю инициативу. Само общество меняется в течение каждого дня - сотни детей рождаются, сотни стариков умирают. Но остается то, что живет дольше, чем единичный человек* Это культура и язык. Благодаря языку у людей всегда есть шанс понять друг друга, жаль только, что эти шансы не всегда используют. Благодаря культуре у людей есть шанс не опуститься до состояния животных. Поэтому начнем рассмотрение взаимосвязей в кругу 12 чувств с чувства речи и чувства тепла, с молчания и речи.

II раздел
МОЛЧАНИЕ И РЕЧЬ

Молчание и речь представляют собой единый феномен, без которого невозможны общение и совместная жизнь людей. Есть время для разговора и есть время для слушания и молчания. Молчание и речь можно рассматривать как две части одного процесса общения, диалога.

У меня всегда вызывали искренний интерес взрослые люди, которые способны долго молчать, когда идет разговор в группе 5 - 10 человек. Человек, который долго и упорно молчит, вызывает вопрос у говорящих. Почему он или она молчит? Конечно, здесь речь не идет о глухонемом человеке. Возможны разные варианты ответа на этот вопрос:

а) ему (ей)нечего сказать на эту тему;

б) он (она) считает себя умнее окружения и пренебрегает пустой болтовней;

в) он (она) не может высказываться в группе, которая больше 2 человек;

г) он (она) готовы ждать достаточно долго, чтобы подвести итог оеседы или сформировать собственное мнение, т.е. молчит, чтобы полноценно высказаться в самом конце.

Возможно, существуют и другие причины, по которым человек молчит, находясь в потоках чужой речи.

Интересно также наблюдать ситуации перехода от молчания к речи и наоборот. Опыт наблюдения за людьми во время беседы показывает, что очень часто переход от длительного молчания к речи не проходит спокойно и бесстрастно. Происходит эмоциональный и интонационный взрыв, и человек прорывает свое молчание в плаче, крике, истерике, агрессии. Во время длительного молчания накапливается внутреннее напряжение, которое ищет выход в аффекте. Тот, кто молчит в обществе, представляет собой в каком-то смысле «вещь в себе», закрытую для других. Он живет в своем внутреннем мире и никого в этот мир не пускает. Но те люди, которые окружают молчащего, очень часто испытывают сильные чувства тревоги, удивления, раздражения и т.д. Переход человека от речи к длительному молчанию в обществе также происходит в особом состоянии. Спокойная, неэмоциональная, отстраненная речь другого оставляет меня в свободе, не затрагивает мой внутренний мир, не давит на меня, Я даже могу быть усыплен такой убаюкивающей интонацией говорящего. Вспомним студентов, которые часто засыпают на скучных лекциях не из-за того, что не выспались дома, а из-за интонации лектора. Если же говорящий чересчур эмоционален, то я не смогу остаться спокойным и безучастным, я буду реагировать на его эмоции. Тогда я воспринимаю в первую очередь эмоциональный фон его речи и почти не обращаю внимания на смысл. Именно в этом лежит секрет влияния политика на толпу, которая осооенно не задумывается о смысле, но живо реагирует на сильные эмоции.

В речи любого человека всегда присутствуют эмоции и смысл. Практически невозможно говорить без эмоции. Только эмоциональная речь, лишенная понятийного и логического смысла, свидетельствует о болезненном состоянии человека, например, шизофрении, истерике, нетрезвом состоянии. Также эмоциональная речь характерна для маленьких детей. Ребенок часто не понимает смысла происходящего вокруг и выдает свою живую реакцию - плач, крик, истерику, вопрос, который повторяется много раз. В этом случае речь ребенка лишена того смысла, который понятен взрослым, она характеризует внутреннее состояние ребенка.

Бывает так, что взрослый человек ведет себя как ребенок - обижается, плачет, кричит. Для маленького ребенка такое поведение естественно, для взрослого - не очень. Если Взрослый человек вместо передачи смысла выдает свои эмоции, это вызывает раздражение у окружающих. Мои эмоции - это мое личное дело, они уместны на сцене, в театре. А когда идет беседа двух и большего количества людей, предполагается поиск смысла, осознание проблемы и поиск путей ее решения. У некоторых появляется желание остановить, прервать слишком эмоциональную речь. Тогда тот, кого прерывают, может обидеться и замолчать на долгое время, раз его не понимают.

Бывают ситуации, когда человек может высказываться только в присутствии одного слушателя. Двое или трое воспринимаются как потенциальная опасность и вызывают страх. Я боюсь раскрыть свои тайны перед публикой, не доверяю кому-то из слушателей, поэтому и молчу. Ведь говорящий всегда открывает не только свой рот, но и свою душу, свою личность. Через речь просвечивают мое мышление и мое Я. Маленькие дети иногда боятся разговаривать с незнакомыми людьми, избегают больших компаний. То же самое встречается и у взрослых. В этом случае тому, кто молчит, смогут помочь окружающие, если будут готовы принять его молчащим и не требовать от него быстрого высказывания.

Рассмотрим теперь ситуацию, когда длительное молчание является подготовкой к высказыванию. В этом случае молчание правомерно и не должно вызывать беспокойства. Мне необходимо выслушать разные точки зрения, чтобы сформировать свою. Я молчу, но при этом активно слушаю. Если я способен активно слушать, не спать, когда говорят другие, то у меня есть шанс на то, что меня тоже услышат другие люди. Таким образом, процесс молчания может вызываться разными причинами и свидетельствовать о внутреннем состоянии того, кто молчит.

Обратимся теперь к миру природы и попытаемся понять, где в природе совершается переход от тишины к звуку. Природа окружает человека разнообразными звуками, относительно беззвучно только подводное и подземное царство. Где же впервые появляется звучание? У птиц и млекопитающих. Некоторые насекомые тоже звучат, но это звучание скорее относится к шуму, массовому шуму, в котором никак не выделяется отдельное насекомое. В летний день в поле или на лугу невозможно слушать тишину - всегда присутствует шумовой фон из мелких насекомых, который похож на шум стихий - воды, ветра, огня. Звучание у птиц и домашних животных более "индивидуально". Лай собаки, мычание коровы, кудахтанье курицы могут выражать разные состояния животных. Разные позы животных тоже как будто "говорят" что-то другим животным. Можно сказать, что настоящее, внутреннее звучание в природе появляется тогда, когда в организме есть внутреннее тепло, т.е. у теплокровных животных. Остальные животные и насекомые шумят, а не звучат.

Таким образом, в мире природы звучание и внутреннее тепло взаимосвязаны. Само звучание, кри к животного рассчитано на то, что кто-то его услышит. Подобную связь между чувством тепла и чувством речи можно наблюдать у людей. Вспомним несколько выражений в русском языке; "его слова греют мне душу", "у меня остались самые теплые воспоминания о нем "теплые отношения с кем-нибудь", "от его слов я растаял", "от этих слов у меня похолодело в сердце", "не горячись!", "пойди остынь!" и т.д. Язык редко допускает случайности, поэтому связь между теплом и речью,/словами закономерна. Слова, произнесенные человеком, могут быть теплыми, горячими или холодными. Если речь холодна, значит в ней не достает эмоций, но в избытке логика и интеллектуальность. Если речь горяча, то в ней много эмоции, но мало смысла и логических связей. Теплая речь в меру эмоциональна и в меру понятийна, в ней соблюдена гармония. Перед говорящим человеком, всегда стоит опасность нарушения гармонии. Можно говорить объективно, использовать сложные научные термины, но самому при этом оставаться внутренне безучастным, отстраненным. Такая речь не доходит до сердца слушающего. Можно говорить горячо, на эмоциональном подъеме, когда поток речи захватывает тебя и … уносит далеко от сути и смысла. Такая речь может раздражать или воодушевлять слушателей, но она угрожает моей свободе, подчиняет меня своей силой. Так говорят на сцене, и зритель живо реагирует на эмоциональную жизнь актеров. Но для того, чтобы пробудить в слушателях жажду познания, необходимо говорить спокойно - спрашивать, обсуждать, советоваться, договариваться. Спокойный вопрос легко может превратиться в допрос, стоит только чуть-чуть изменить интонацию. Обсуждение превращается в осуждение, когда точка зрения другого человека не принимается во внимание. Совет превращается в приказ, а договор в приговор. Всё дело в интонации, в том внутреннем, что стоит за словами.

Создание теплой атмосферы в беседе - нелегкое искусство. В природе теплая погода способствует развитию жизни - цветению, размножению, росту. Так же и человек открывается, расцветает, возрастает как личность только в теплой атмосфере.

III раздел.
ЧУВСТВО Я И ЧУВСТВО ВКУСА

Чувство вкуса доставляет многим людям самые приятные переживания в жизни. С первых дней жизни во мне пробуждается чувство вкуса к пище. Постепенно я учусь называть свои вкусовые впечатления - кислое, сладкое, горькое, соленое, острое. Мы не вправе ограничивать чувство вкуса только процессом кусания, пережевывания и глотания пищи. Существует также предвкушение, аппетит, который влечет меня к еде. Кроме того, пища попадает в желудок, переваривается, питательные вещества попадают в кровь, а остальное выводится из организма. В русском языке нет слова "послевкусие", но законы словообразования позволяют его придумать и обозначить этим словом процесс, который происходит глубоко внутри моего организма. Я реагирую на пищу и испытываю приятные ощущения или тошноту, изжогу или язву, тяжесть или легкость в животе.

Чувство вкуса агрессивно - я кусаю, пережевываю, глотаю, изменяю субстанцию в своем организме, делаю чужое своим внутренним. В тех племенах, в которых существует каннибализм, выражение "попробовать на вкус другого человека" имеет буквальное значение. Вспомним песню В.Высоцкого. Почему аборигены съели Кука? У них было представление о том, что съевший Кука станет "добрым, сильным, смелым, вроде Кука". Действительно, каннибалы верят в то, что поедание определенного человека ведет к приобретению тех качеств, которыми обладал этот человек. В цивилизованном обществе каннибализм отсутствует в прямом виде, однако, как часто мы говорим, что кого-то "съели", "заклевали", "выжали как лимон", "сделали из него котлету". И в этих выражениях речь уже идет не только о чувстве вкуса, но и о чувстве Я другого человека.

Любая серьезная встреча одного человека с другим ведет к взаимному восприятию личностей друг друга. Мы говорим "предвкушение встречи" и "впечатление о встрече". А во время самой встречи, беседы каждый пробует другого "на вкус". У каждого человека есть свои индивидуальные привычки, жесты, интересы, выражения. Одного человека я называю "острый, остроумный", а другого - "сладкий" или "кислый". Безвкусной, пресной может быть как пища, так и человек, когда он не вносит сознания в свое чувство вкуса, не обращает никакого внимания на свой внешний вид, одежду, манеры, слова и т.д. Только Я в человеке способно развивать в нем вкус не только в отношении пищи, но и в отношении жизни, чтобы "не потерять вкус к жизни".

"О вкусах не спорят", "на вкус и цвет товарища нет" - о чем говорят эти популярные выражения? Конечно, о том, что каждый человек вправе выбирать по своему вкусу одно или другое. Кто-то любит кислое, а кто-то сладкое, кто-то синий цвет, а кто-то - красный. Но каждый взрослый сам отвечает за свой выбор, когда выбирает между добром и злом, делает главный выбор в своей жизни. А этот выбор делает в человеке его Я, его совесть, его сердце. Существует множество выражении в языке, которые в прямом смысле говорят о чувстве вкуса, а в переносном - о чувстве Я другого. Приведу несколько оборотов речи: "я его раскусил", "я его не перевариваю" , "его съели, заклевали", "меня от него тошнит", "надоел как горькая редька", "сладкая моя", "он совсем скис", "она такая язва", "съязвить", "высосать из кого-то все соки", "он хочет моей крови" и т.д.

Взрослого человека сложно воспитывать, чему научили в школе и в институте, тому научили. Но вопрос в том, готов ли взрослый учиться дальше, учиться у самой жизни, для того чтобы развивать свой вкус, меняться? Иначе человек будет сталкиваться долгие годы с одной и той же проблемой и не находить пути ее решения. Если привык к "сладкой жизни", то "горечь страдания" нелегко принять. Встреча людей может стать произведением искусства, шансом для каждого расширить свой вкус, изменить свои привычки.

IV раздел.
ЧУВСТВО РАВНОВЕСИЯ И ЧУВСТВО СЛУХА

Чувство слуха развивается в человеке в течение многих лет. Маленький ребенок еще не умеет правильно воспроизводить мелодию, он живет в настроении пентатоники. Точно так же постепенно развивается и чувство равновесия. Вначале ребенок учится ползать на четвереньках, сидеть, ходить, прыгать. Во всех этих процессах действует чувство равновесия. По мере взросления человек может совершенствовать свое чувство равновесия и научиться стоять на голове, ходить на руках, ходить по канату и т.д. Вначале оба чувства, слуха и равновесия, развиваются в пространстве - мы учимся слышать звук и определять, откуда пришел этот звук, мы учимся удерживать статическую позу в пространстве и двигаться в пространстве, не теряя равновесия.

Но чувство равновесия и чувство слуха могут развиваться и во времени. Когда говорят: “Я потерял равновесие" - что при этом имеют в виду? Скорее всего, не утрату вертикального положения в физическом мире, а нарушение внутреннего душевного покоя, гармонии. Если я умею жить в настоящем времени, то прошлое и будущее время не действуют на меня угнетающе и пугающе. Если я живу преимущественно в воспоминаниях, то мне сложно действовать и жить по-настоящему. Если я живу Б мире Фантазии, то реальный мир может вызывать у меня беспокойство и страх. Задача человека - научиться жить в гармонии между своими воспоминаниями и своей фантазией, не уходить безоглядно в одну область, найти между ними равновесие.

Чувство слуха может помочь услышать то, что называют "музыкой сфер" или "шумом времени". Услышать по-настоящему музыкальное произведение - значит подняться до идеи, которая в нем заложена, воспринять последовательность звуков во времени как единое целое, созданное автором. Подлинное слушание другого человека невозможно без приведения своей души в состояние равновесия. Я не противопоставляю другому свои симпатии и антипатии, а внимательно слушаю и пытаюсь услышать то, о чем говорит мне собеседник.

Можно прийти к такому выводу. Чем лучше я научусь слушать, тем сильнее укрепится мое равновесие. И, наоборот, по мере обретения внутреннего равновесия и покоя я учусь слушать других. Занятия пением и музыкой помогают человеку укреплять личное равновесие, развивать свой голос и находить свое место в хоре голосов. Это справедливо не только в отношении поющего хора. Каждый человек живет в социуме, в "хоре голосов", среди которых он постоянно ищет свое место.

Интересно отметить, что в разговоре невозможно говорить сразу нескольким собеседникам - получается хаос. А в хоре могут петь одновременно 5, 10, 50 человек разные партии, а слушатели переживают гармоническое действие пения и музыки. Мы обязаны слушать друг друга в оркестре и в хоре, а в беседе такой обязательности нет. Поэтому так часто разговор нескольких человек превращается в хаос, бессмыслицу, когда каждый "поет" свою партию ж не задумывается о целом "хоре". Существуют голоса, которые я слышу извне. Но существует также и внутренний голос, голос совести. Этот голос можно услышать только в состоянии покоя, равновесия. Слово "медитация" происходит от латинского “meditator” - размышление и связано по смыслу с “ medium” - середина. Середина, точка концентрации и равновесия. Когда я занимаюсь медитацией, мне может открыться духовнй мир. Я могу увидеть и услышать то, чего не видел и не слышал раньше. Только в состоянии покоя и равновесия возможно серьезное размышление. Буря страстей лишает меня покоя и способности трезво мыслить.

В социальном искусстве может произойти "гстреча" чувства равновесия и чувства слуха. Тогда в беседе речь каждого человека будет становиться все более музыкальной, а внутреннее равновесие каждого говорящего и слушающего будет укрепляться. Тогда люди научатся говорить так, что их захотят слушать и слушать так, что каждый сможет высказать самое сокровенное.

V раздел.
ЧУВСТВО РЕЧИ И ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ

Существует множество наблюдений, которые доказывают тесную связь между этими двумя чувствами. Многие педагоги знают о связи между развитием мелкой моторики рук и развитием речи ребенка. Существует жестовая речь глухонемых. Итальянцы говорят быстро и много жестикулируют, а финны, шведы говорят не так быстро и жестикулируют при этом мало. Сама артикуляция звуков невозможна без постоянного движения языка, зубов, губ. Многие выражения в русском языке говорят об этой связи: "молоть всякий вздор", "язык еле шевелится", "стрекотать как сорока", "ранить словом", "язык заплетается" и другие. Эти обороты говорят об опасностях, которые мешают людям ясно и точно говорить и доносить свои мысли. Слишком медленная и слишком быстрая речь возникают, когда "язык еле шевелится" или "мелют языком". Процесс движения языка заслоняет смысл речи. Ведь говорение невозможно без участия языка. Кстати, на старославянском слово "язык" обозначало народ. Носитель языка всегда весь народ в целом, а не единственный человек. Сила, выразительность, распространенность в мире любого языка зависит от характера народа, от степени его продвижения в духовном и физическом мире. Не случайно, что многие понятия в европейских и славянских язы- ках - наследие культуры Древней Греции и древнего Рима. А утверждение английского языка как международного в XX веке вряд ли было бы возможным без движения Британской империи и США во внешнем мире в течение XIX и XX века.

Если в чувство собственного движения вносится речь, то движение становится все более выразительным в пантомиме, балете, танце, эвритмии. Движение человека всегда может что- то "сказать" внимательному наблюдателю о внутреннем мире человека. Если речь не опирается на чувство собственного движения говорящего, она теряет свою выразительность, силу, волевую направленность. Остаются только слова, слова, слова…

VI раздел.
ЧУВСТВО ЖИЗНИ И ЧУВСТВО ОБОНЯНИЯ

Чем отличается помидор или огурец, который вырастили на грядке, от выращенного в теплице? Внешний вид у одного и у другого может быть почти одинаков. Бо живой помидор пахнет, а тепличный - нет, да и вкус у них разный. Живое пахнет особенным образом. Многие млекопитающие находят питание, дорогу домой, друг друга благодаря хорошо развитому обонянию. Некоторые исследователи пришли к выводу, что и люди находят друг друга для совместной жизни по запаху, хотя редко сами это осознают. Говорят: "они снюхались" - нашли друг друга. Вообще, человек отличается от животного еще и тем, что может изменить свой запах. Медведь всегда пахнет медведем, собака - собакой, а лошадь - лошадью. Только человек может изменить свой естественный запах, используя ароматические масла, духи, алкоголь и т.д. Есть запах ребенка и есть запах старика. Трезвый человек всегда пахнет не так, как алкоголик. Заметим, что у пьяного человека вместе с запахом алкоголя часто возрастает чувство жизни. "Пьяному море по колено", - гласит народная мудрость. Часто пьяный человек вначале испытывает сильную радость, которая редко встречается в трезвом состоянии. Но крайняя степень опьянения ведет к засыпанию, когда человек перестает что-либо соображать и распространяет вокруг "свой" запах, точнее, алкогольный запах.

Мы выражаем свои восприятия различных запахов с помощью слов "приятный", "резкий", "дурманящий", "возбуждающий", "тонкий". Орган восприятия запахов, нос, не случайно вынесен у животных и у людей вперед. Именно нос подает животным сигнал об опасности или о возможной добыче. Нос "вынюхивает" ближайшее окружение", нос "держат по ветру", за него "водят" (то есть обманывают, предлагая только запах вместо конкретного предмета), с ним "остаются" (т.е. получа- ют опять же только запах, а не что-то конкретное), его "отрывают" за любопытство, чтобы он не "вынюхивал" лишнего и т.д. Все эти фразеологические обороты свидетельствуют о том, что в русском языке есть понимание того факта, что нос у человека связан не только с обонянием, но и со способностью проникать в разные стороны жизни. Если человек везде "сует свой нос", то это значит не буквальное движение носа в разные дыры, а проявление интереса, любопытства к миру, к жизни. Сами слова "вынюхивать", "пронюхать", "понюхать" свидетельствуют о возможности проникнуть в жизнь с ее внутренней, невидимой стороны. Глаза видят поверхность, внешнее, а нос проникает в область тайного, скрытого.

Те люди, которые стремятся соединить в своей жизни чувство жизни и чувство обоняния, обладают особой чувствительностью в отношении атмосферы, которая создается в группе, в классе, в рабочем коллективе. Еще ничего не стало явным, видимым, а этот человек может "чуять носом" опасность или удачу, которая приближается. Искусство ароматерапии как раз и основывается на связи чувства обоняния и чувства жизни. Определенные запахи могут поднять тонус человека, возбудить его или успокоить, усыпить. Более того, отравляющие вещества вызывают смерть, а, например, нашатырный спирт возвращает к жизни из состояния обморока. Задачей социального искусства в этой области может стать сознательное создание атмосферы группой людей и удержание этой атмосферы любви и доверия в течение долгого времени. Тогда жизнь в обществе начнет меняться в лучшую сторону.

VII раздел
ЧУВСТВО ЖИЗНИ И ЧУВСТВО МЫСЛИ

Чувство жизни можно пережить как глубоко внутреннее чувство. Я переживаю радость или погружаюсь в депрессию, чувствую себя здоровым или больном. У каждого человека своя судьба и свое особенное переживание жизни. Чувство мышления направляет меня к внешнему миру, очень трудно мыслить о самом себе объективно и непредвзято. В жизни, как правило, человек чаще думает о других людях, а другие думают о нем. Благодаря этому возможно взаимное развитие людей. Каждый может увидеть себя в зеркалах душ других.

Если в чувство мысли вносится чувство жизни, возникает живое мышление, о котором часто говорит Р.Штайнер.

В живом мышлении рождаются образы, которые питают душу. Противоположность живому мышлению - мертвое, абстрактное мышление, В абстрактном мышлении царят научные понятия, строгие термины и жесткие логические связи, а мир представляет собой замкнутую систему, существующую независимо от человека. В основе абстрактного мышления лежит опыт, эксперимент во внешнем мире, а личность познающего не учитывается. В живом мышлении происходит откровение феномена и развертывание процесса во времени. Познание связано с духовным ростом познающего. Выражения "живой ум", "творческое мышление", "живое восприятие", "мертвая схема", "нежизнеспособная идея, проект", "бесплодная попытка" свидетельствуют о том, что в русском языке присутствует понимание различия между живым и мертвым мышлением.

Если в чувство жизни проникает чувство мысли, начинается осознание человеком своей жизни. Тогда отходит на задний план жизнь тела, и происходит пробуждение в человеке души и духа. Он начинает задумываться о смысле .жизни. Только мышление способно придать жизни смысл. Без него человек обречен вести растительно-животное существование без целей, идеалов, творческих поисков. Как правило, вопрос о смысле жизни впервые поднимается в подростковом возрасте. Причина кризиса в этом возрасте часто связана с вопросом о смысле жизни, на который не получен достойный ответ от взрослых. Только взрослый со своим опытом может что-то рассказать подростку, помочь ему сориентироваться в хаосе современности. Юноша или девушка делают главный выбор в своей жизни в этом возрасте.

VIII Раздел
ЧУВСТВО ЗРЕНИЯ И ЧУВСТВО МЫСЛИ

"Самого главного глазами не увидишь", - говорит Лис Маленькому Принцу у Сент-Экзюпери. И он, безусловно, прав. А что же, все-таки, мы видим только глазами? Цветовые пятна, поверхности предметов, свет и тьму. В языке существует несколько слов для обозначения процесса зрения: "глядеть" "смотреть" и "видеть". Даже русскому человеку не всегда по- нятна разница между их значениями. Попробуем в этом разобраться. Я обращаюсь к кому-либо и говорю "глянь-ка" или "посмотри". Я могу только бросить взгляд на предмет, а могу рассмотреть его более внимательно. Значит, "смотреть" обозначает более активное внутреннее участие в процессе зрения. Но язык не позволяет обратиться к человеку с приказом "увидь". В старославянском» правда, это было возможно, вспомним А.С.Пушкина: "Восстань, пророк, и виждь и внемли…" Дело в том» что увидеть что-то человек может только самостоятельно, из своей внутренней свободы. Два человека смотрят на одну и ту же картину, но видят и описывают ее по-разному, два свидетеля происшедшего дают разные показания. Почему? Потому что способность видеть и предвидеть появляется у человека тогда, когда у него включается работа мышления. Я начинаю видеть предмет или человека во множественных взаимосвязях с миром.

Гёте говорил Шиллеру о том, что он "видит идеи", а Шиллер, видимо, не обладал такой способностью. Разные исследования подтверждают, что слепому человеку сложно научиться абстрактному мышлению. То, чего он не может пощупать, попробовать, понюхать, возможно, просто для него не существует, не становится частью его опыта. Во из доверия к зрячим людям слепой узнает, что существуют солнце, звезды, горы и т.д. Когда же зрячий человек начинает описывать то, что он не видел, в чем у него нет опыта, он неизбежно начинает фантазировать или лгать. Дети это делают легко и безобидно, а взрослые могут вызвать большие беды безответственной фантазией. Вспомним притчу о пастухе, который пугал крестьян: "Волки, волки!" А когда волки действительно появились, никто ему не поверил.

Чувство мысли, в определенном смысле, вырастает на базе чувства зрения. Мое мышление помогает мне увидеть то, что я прежде не замечал. 90% информации современный человек получает через зрение. Поэтому естественно, что у большинства людей мышление очень связано с видимой реальностью. Но будет глупостью утверждать, что реально только видимое глазами. Я не вижу, например, время, но не могу не учитывать течение Бремени в своей жизни. Воли человек научился мыслить во времени, то он начинает видеть, какие мотивы стоят за тем или иным поступком, событием, явлением.. У него появляется ясновидение. Многочисленные выражения в русском языке указывают на СВЯЗЬ зрения и мышления: "смотришь в книгу, а видишь - фигу" (зрение без мышления), "смотреть, как баран на новые ворота", "не видеть дальше собственного носа" (примитивность мышления), "видеть насквозь", "внутренний взор". "видеть смысл в чем-нибудь". Интересно, что язык указывает на то, что смысл можно только "увидеть", а не понюхать или попробовать. Это выражение перекликается с тем, что говорил Гёте о своей способности "видеть идеи". Связи, которые существуют между чувством зрения и чувством мысли, указывают на путь развития человека и человечества в сторону ясновидения. Мы вправе надеяться, что наступит время, когда лгать будет бессмысленно, потому что внешний вид, интонация, жесты говорящего ложь будут разоблачать его. Ясновидящего человека, невозможно будет обмануть словами, он сможет воспринимать суть того, что стоит за видимым и за слышимым.

IХ раздел
ЧУВСТВО ЗРЕНИЯ И ЧУВСТВО ОБОНЯНИЯ

Человек не воспринимает запах глазами. Но восприятие запаха носом делает наше зрение более глубоким. Всем знакомо выражение "испортить воздух". Но это не так неприятно по сравнению с тем, что человек может "испортить атмосферу праздника". Это часто происходит из-за хамства, грубости, глупости отдельного человека. То есть, человек проявляется в кругу людей не самым лучшим образом. Становится видимым то, что жило до этого в его душе тайно. Слова, которые произносят, могут "пахнуть". Прав поэт, говорящий: "И как пчелы В улье омертвелом, дурно пахнут мертвые слова". Люди могут "испортить", а могут и "создать" рабочую, дружескую, теплую атмосферу. "Атмосфера" обозначает здесь очень тонкое, практически не воспринимаемое глазами взаимодействие между людьми, когда они чувствуют и понимают друг друга с полуслова. Это похоже на тонкий аромат цветов. Такую атмосферу создает, например, цыганский хор, хороший оркестр, актеры на сцене и т.д.

Некоторые ароматические вещества способны вызвать у человека опьянение запахом. Он начинает видеть другую реальность, похожую на сон со сновидениями. Дурманящий запах раздражает нас и уводит в мир иллюзии. Поэтому так важно научиться в группе людей создавать и поддерживать общую атмосферу работы или праздника. Для этого необходимы общие усилия.

X раздел
ЧУВСТВО ОСЯЗАНИЯ И ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ

Благодаря чувству осязания человек может пережить границы своего физического тела. Я встречаюсь с твердыми и мягкими, гладкими и колючими предметами на границе тела и внешнего мира, "Человек был бы лишен чувства Бога без осязания", - пишет Р.Штайнер. Если человек может пережить свои границы, то он может воспринять себя самого в этих границах, не раствориться в стихиях внешнего мира. Благодаря деятельности сознания я могу пережить ограниченность физического тела и безграничность своего духа. Можно сказать, что благодаря осязанию я обретаю твердую уверенность в том, что помимо меня существуют другие предметы и люди. Для апостола Фомы важно было "вложить персты в раны Христа", чтобы обрести уверенность в его Воскресении.

Чувство осязания развивается, когда человек движется. Ноги ощущают разные качества почвы, руки - разные качества предметов, тело - разные качества одежды. Поверхность моего тела в движении соприкасается с другими поверхностями. Иногда такой контакт приводит к боли, когда я слишком сильно ударяюсь обо что-то и начинаю чувствовать боль в определенной части своего тела. Тогда я начинаю "осязать" свою боль, а не внешний мир. Нам редко удается запомнить свои осязательные впечатления, дольше мы помним боль от контакта с чем-то или кем-то. Многие выражения в русском языке изначально восходят к первичным осязательным впечатлениям: "твердый характер", "мягкий человек", "многогранная личность", "действовать прямолинейно", "остроумный парень" и т.д. другие выражения связывают чувство осязания с переживанием границ: "ограниченный человек", "выйти за рамки приличий", "граница познания", "граница допустимого" и т.д. Если в человеке чувство осязания не пронизывается чувством движения, то этот человек сам себе постоянно ставит границы в своем деятельности и не может воспринять безграничное.

Если же чувство движения не связано с осязанием, то человек живет не в своем теле, а в своем окружении, на периферии, в некоторой области, которая не совпадает с границами его тела. Так живут дети до 3 лет в чувстве собственного движения, не пронизанном осязанием. Взрослому человеку необходимо учиться осознавать свои границы, с одной стороны, и подниматься к безграничному - с другой. Тогда через осязание можно подойти к переживанию Бога. Вспомним Адама, который получил "ризы кожаные" только после изгнания из рая, стал переживать свои границы и отдаленность от Бога.

XI раздел
ЧУВСТВО ОСЯЗАНИЯ И ЧУВСТВО ТЕПЛА

Наше чувство осязания ограничено температурными рамками. При температуре -50° С и ниже наши руки, ноги теряют чувствительность. Обморожение приводит к полной потере чувства осязания в конечностях. При температуре +50°С и выше осязание также прекращается. Сильный ожог нарушает нашу способность к осязанию, любое прикоснование к предметам и к людям связано с тепловым воздействием на мое тело. Я воспринимав холод воды, потому что температура моего тела +36,6°С, а температура воды ниже. В каком-то смысле можно сказать, что все живое имеет чувство тепла. Весной, когда греет солнце, появляются листья на деревьях, поют птицы, просыпаются насекомые и звери после зимней спячки. У теплокровных животных появляется относительная независимость от внешней температуры. А человек достигает наибольшей независимости от внешней температуры, у него нет ограниченного ареала обитания на земле, как у многих животных.

Почему мы называем одних людей "холодными", "хладнокровными", а других - "горячими"? Здесь речь уже идет не о температуре тела, а о внутренних душевных качествах. Люди могут воспринимать не только физическое, но к душевное тепло друг друга. Это происходит благодаря тому, что чувство осязания пронизывается чувством тепла и продолжается дальше моей кожи в пространство. Именно поэтому некоторые дети и взрослые огорчаются, когда берут без спросу их вещи, нарушают порядок в их комнате, приближаются к ним слишком близко. Их осязание идет дальше границ их тела, они обладают сверхчувствительностью в осязании.

Если человек преимущественно холодный или горячий в своей жизни, то у него не сформировано правильным образом осязание. Только огонь в природе всегда горячий, а лед - всегда холодный. Человеку лее необходимо научиться переходить из состояния холода в состояние тепла и наооорот. Иначе ни он не сможет правильным образом осязать других, ни другие не смогут осязать его. Тогда встреча с таким человеком будет приводить к постоянным конфликтам, обидам, выяснению отношений. Чувство осязания без чувства тепла воспринимает только качества поверхностей. Чувство тепла помогает осязанию "пройти" за поверхность, в глубину. По-разному можно прикоснуться к другому человеку и даже к предмету. В мире высоко ценится ручная работа в искусстве. Руки человека отдают свое тепло безжизненной материи, а машина на это не способна. Поэтому настоящие произведения искусства, несущие тепло человеческих рук, хочется не только увидеть, но и потрогать, ощупать форму, оценить материал.

Многие выражения в русском языке описывают внутреннее состояние человека с помощью тепловых переживаний: "сгорать от нетерпения", "гореть на работе", "охладеть к кому - либо", "мороз по коже", "холодный прием", "теплая встреча". Конечно, первичное переживание тепла и холода мы получаем из внешнего мира - снег холодный, а огонь горячий. В этом переживании чувство тепла и чувство осязания соединены. Но по мере взросления чувство тепла превращается из внешнего чувства во внутреннюю способность воспринимать тепло и холод в своей душе и в душах других людей. Горячий человек живет больше в своих симпатиях, а холодный - в антипатиях. Чувство тепла помогает найти баланс между симпатиями и антипатиями и подойти к непредвзятому суждению о людях и событиях. Для этого необходимо обратиться к осязанию и встать на "твердую почву" реальных фактов. Само по себе чувство тепла часто уводит нас в пламенную фантазию или в холодные абстракции и схемы.

* * *

В заключение этого исследования, 12-ти чувств и связей между ними, я хотел бы указать на важность поиска в этой области. Намеченные связи между чувствами не являются единственно возможными. Русский язык подтверждает существование таких связей и делает более понятными многие выражения, которые мы употребляем в речи автоматически, неосознанно. Живая речь очень часто возникает у детей и взрослых как откровение чувств. Только постепенно мы учимся формировать нашу речь так, чтобы она выражала не только чувства, но и смысл. Чем лучше у человека развиты три высших чувства - речи, мышления и Я, тем значительнее и сознательнее становится его речь, тем лучше он понимает сам себя и других людей. Социальное искусство основывается на развитии трех высших чувств в каждом человеке и на пронизывании одного чувства другим в душе человека. Ведь пронизание одного чувства другим, выстраивание связей между ними невозможно без работы сознания. В эпоху души сознательной необходимо учиться не только чувствовать свои чувства, но и осознавать их. Тогда они смогут по-настоящему развиваться и преображаться, а человек будет пребывать в становлении в течение всей жизни. Только таким путем можно решать проблемы, возникающие между людьми. Становящийся человек перерастает проблемы и поднимается к совместному творчеству.

Р.Штайнер очень часто говорит о сверхчувственном опыте. Понять, что значит слово "сверхчувственный" не так просто. Имеет ли сверхчувственный опыт какое-либо отношение к 12-ти чувствам или нет? Я думаю, что имеет. Наше исследование показывает, что пронизание одного чувства другим ведет к новому качеству чувств и вводит в область сверхчувственного. Тогда человек учится видеть не только дерево, камень, собку, но и "видеть смысл", переживать не только жар огня, но и "горячее сердце" другого, пробовать на вкус не только пищу, но и чувствовать "вкус жизни". Чувства остаются только чувствами, если они живут в изоляции друг от друга. Чувства ведут к сверхчувственному, если они соединяются в познании и находят выражение в речи.

Апрель - май 2003 года.



Дата публикации: 23.07.2007,   Прочитано: 7548 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды