· Главная · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Книжная лавка · Глоссарий ·   
Главное меню
Главная
Новости
Форум
Фотоархив
Медиаархив
Аудиотека
Каталог ссылок
Обратная связь
О проекте
Общий поиск
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
Содержание GA
Русский архив GA
Электронные книги GA
Печати планет
R.Steiner, Gesamtausgabe
GA-Katalog
GA-Beiträge
GA-Unveröffentlicht
Vortragsverzeichnis
Книжное собрание
Каталог авторов
Поэзия
Астрология
Алфавитный каталог
Тематический каталог
Книгоиздательство
Глоссарий
Поиск
Каталог авторов

Алфавитный каталог

Эл. книги GA

Г.А. Бондарев
Methodosophia
Die methodologie der anthroposophie
Философия cвободы
Священное писание
Anthropos
Антропософская жизнь
Мастерские
Инициативы
События
Книжное собрание

И.В. Рождественский

Формы совместной жизни людей в древней и новой истории

Люди созданы жить вместе, Судьба человека, отвергнутого обществом, как правило, была печальной. Человеку очень трудно в одиночку обеспечивать себя пищей, одеждой, жилищем. Поэтому в глубокой древности естественным образом возникли формы совместной жизни людей. Некоторые из них дожили до нашего времени. Например, объединение людей в род, племя на основании кровно-родственных связей. До сих пор в России, да и в других странах, можно встретить деревни, где почти все жители - близкие или дальние родственники, носящие одну фамилию. Для многих жителей деревни очень актуальным остается деление всех окружающих людей по принципу: свой - чужой. По-разному относятся к своим и чужим. Можно простить своим то, что чужим - ни за что. Отсюда, живущая в людях, вражда и агрессивность, готовность защищать свое и своих при любых обстоятельствах. Этот способ организации жизни людей можно назвать "большая семья". Так живут люди, которые не могут или не хотят подняться выше уровня души ощущающей, опирающиеся только на кровно - родственные связи, желающие крепко связать свое Я с некой структурой, чтобы чувствовать себя в безопасности. Этот способ организации жизни встречается достаточно часто также в органах власти, криминальных структурах, бизнесе.

Но развитие людей не должно быть остановлено. Люди меняются и меняются формы общежития. Уже в дохристианскую эпоху возникли религиозные общины людей, не связанных между собой кровно - родственными связями. По мере обращения людей к христианству таких общин становилось все больше, Верующие пытались строить жизнь на новых началах, у них было общее имущество, возникшее из добровольной жертвы каждого члена общины.

В греко-латинскую эпоху, с VIII в. до н.э. до XIV в. н.э. происходит становление и развитие городов в Древней Греции, в Римской империи, в Европе. Город представляет собой новую форму совместной жизни людей. Город, полис, рождает политику и политиков, законы и формы правления - демократию, тиранию, аристократию, олигархию. Мы до сих пор используем термины древних греков в нашей жизни, а ведь им уже более 2 тысяч лет!

В чем отличие жизни в городе от жизни в деревни? Город делает жизнь человека более - масштабной, открытой для различных влияний. Город - место, где встречаются люди разных рас, народов, культур, профессий. Римская империя объединила территориально удаленные друг от друга народы и создала феномен гражданина Римской империи. Город - место, где природа испытывает влияние человека, и где она изменяется, где изменяется и внутренняя природа человека. Появляются дороги, многоэтажные дома, площади, театры. Появляется сознание ответственности группы людей за огромную территорию - возникают сенат, консулы, регулярная армия. Общение разных людей способствует развитию души рассудочной. Город - открытое пространство, в противоположность деревне, в нем деление свои - чужие уже не так актуально. Житель города потенциально готов взять ответственность за других людей и за большую территорию. И эта ответственность парадоксальным образом заставляет горожан строить крепости и башни для защиты от нападений извне. Являясь пространством, открытым для общения и взаимодействия, город закрывается от разрушительных воздействий стихийных природных сил, внешнего хаоса. Чтобы создать порядок и мир, нужно отгородится от бушующего вокруг - хаоса, от непредсказуемой природы Примета средневекового города - крепостные стены, башни, защитные рвы.

Как реакция на возникновение городов в Средние века возникают монастыри. Это тоже форма совместной жизни людей, объединенных общими целями, верой. Но уже в строгом делении монастырей на мужские и женские видна некоторая искусственность. Люди своей волей разделяются на две части Монастырь зависит от города и деревни, из которых, приходят новые люди. Жизнь в монастыре направлена к смерти в том смысле, что не хотят иметь дела с рождением людей. Можно сказать, что монастырь - скорее попытка сохранить старое, чем создать новое. Кроме того, длительная совместная жизнь мужчин без женщин и женщин без мужчин почти всегда. создает определенные проблемы. Ведь пол дан человеку для того, чтобы ощутить свою полноту, потребность в человеке противоположного пола. Найти в себе самом гармонию между мужским и женским началом непросто. Жизнь в монастыре всегда является особым путем для немногих людей.

В Средние века в Европе долгое время продолжалось противостояние светской власти (князей и королей) и духовной власти (папы и епископов). В этой борьбе шел поиск компромисса между областью веры и областью разума. Человек, развивавший душу рассудочную, пытался строить жизнь на основании своей веры, но уже появилась необходимость логического доказательства бытия Бога. Люди пытались уже не просто верить в Бога, но и рассуждать о своей вере, любви к Богу, о церковных догматах, о философии и теологии. Пробуждается: интеллект - и появляются университеты, переводы трудов Платона, и Аристотеля, проводятся диспуты. Город и монастырь - две основные формы жизни людей, развившиеся в Средние века, существующие и в наше время.

С XV века у человека начинается развитие души сознательной. Симптомы этого процесса многочисленны - эпоха Возрождения в Италии, открытие Америки, развитие парламентаризма в странах Европы и другие.

Я хочу обратить внимание еще на один важный симптом. Философы начинают осознавать человека не только как природное, но и социальное существо. Появляются сочинения Т. Мора "Утопия" и Т. Кампанеллы "Город Солнца", в которых предприняты попытки описать идеальное государственное устройство, созданное человеческим разумом. В государстве Солнца отсутствует частная собственность, а труд людей хорошо организован и приносит радость. Его продолжительность 4 часа, отсутствует рабство, а жизнь подчиняется христианским заповедям. Это сочинение 1601-1602 года. Идея построения справедливого социального устройства не покидает людей с XV по XX век. Правда, осуществить такую идею в масштабах страны пока никому не удалось. В XIX веке К. Маркс развил идею построения бесклассового коммунистического общества, но реализовать эту идею на. практике нигде не получилось.

О чем свидетельствуют эти неудачные попытки? Может быть, о том, что построить справедливое социальное устройство только на основании человеческого разума, рационального, нереально? Может быть, основывая все только на человеческом разуме, мы не учитываем божественные силы, действующие в природе и в истории?

Не хочется думать, что город и монастырь - последние и совершенные формы общежития людей, созданные в истории. Слишком много фактов свидетельствуют об их несовершенстве. О сегодняшних проблемах больших, городов известно каждому жителю города. Период расцвета, монастырской жизни стал достоянием прошлого. Тогда что же? Какие формы совместной жизни людей возникают или уже возникли в наше время, в эпоху души сознательной?

На мой взгляд, одной из таких форм является поселение, община, в которой живут и работают вместе больные и здоровые люди. Это не город - масштабы не те, но это и не традиционная деревня - сознание людей другое. Как возникают подобные поселения? Они возникают из инициативы отдельных людей, из желания изменить ситуацию в своей семье, создать будущее для своего ребенка. Это импульс, идущий из будущего. Только такой импульс обладает силой, способной создать нечто на пустом месте.

В поселении собираются люди из разных городов и стран, объединенные общей идеей помощи больным детям и взрослым. Такая жизнь требует огромных усилий со стороны каждого, возникают сложные проблемы, люди не всегда остаются в поселениях, но это то новое, что возникает в наше время, а новое никогда не входит в культуру легко. Такое поселение само себя ограничивает территориально и количественно, люди в нем не испытывают отчужденности, а, наоборот, единство - все более или менее знакомы друг с другом, но при этом сохраняется определенная область личного, интимного. Это не социальная тюрьма, где у человека не остается выбора - сидеть или не сидеть. В поселении каждый взрослый свободно решает свою судьбу и делает выбор - жить вместе с другими или отказаться. Кроме того, у каждого человека появляется возможность реально нести ответственность за свою часть работы. А от этой части зависит благополучие целого, всего поселения. Я не могу соотнести себя, свое сознание с городом, это не реально, слишком многое происходит без моего участия, помимо моей воли. В поселении каждый вовлечен в общинную жизнь в меру своих способностей и возможностей. Невозможной становится тирания общественного мнения, что часто случается в деревнях, ведь в поселении собираются свободные личности Человек не лишается своего личного имущества, но его эгоизм не выходит за рамки допустимого. Имущество общее, и важные решения принимаются коллективно. Власть не оторвана от народа, не находится где-то там, за высокой стеной. Невозможно что-то украсть - ведь берешь фактически у самого себя. Все отношения между людьми обретают изначальную чистоту, когда нет смысла что-то скрывать от другого, твоего брата или сестры во Христе.

Все это можно было бы воспринять как очередную утопию, если бы такие поселения не существовали. Но они существуют в разных странах Европы, появляются и в России. Вспомним евангельские слова Христа, о том, что врач приходит к больным, а не к здоровым.

Поселение - попытка осуществления этих слов, место, где встречаются здоровые и больные люди где возможно исцеление и больных, и здоровых. Ведь в современном обществе здоровые люди часто не хотят иметь ничего общего с больными, отгораживаются от них. А больные - чувствуют себя отторгнутыми от общества и страдают, погибают или ненавидят мир здоровых. Поселения такого типа - возможный путь реализации идеи социальной трехчленности: 1) оно должно крепко стоять на земле, производить продукты питания; 2) находить потребителей своей продукции; 3) не терять связь с большим миром. Любая изоляция губительна для поселения. Оно развивается как живой организм, а не мертвая структура. Современные средства связи, транспорт позволяют жителям поселения быть включенными в процессы, происходящие в мире, общаться с различными людьми и сообщать миру о своей жизни. Поселения такого типа могут создаваться на основании других идей, с другими целями - например, биодинамическая ферма, школа, искусств, но главный принцип остается тот же - желание разных людей жить и работать вместе для практического осуществления общей идеи, желание найти друзей и соседей, которыми я интересуюсь, которым интересна, моя личность, моя жизнь.



Дата публикации: 02.06.2007,   Прочитано: 3133 раз
· Главная · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Форум · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru       Рейтинг@Mail.ru Над сайтом работают Владимир и Сергей Селицкие
Вопросы по содержанию сайта:
Fragen, Anregungen, Spenden an:
WEB-мастеринг и дизайн:
        
Открытие страницы: 0.03 секунды