Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души50 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

В.Н. Памфилов

Роль естественнонаучных циклов Рудольфа Штайнера в развитии собственного сознания Я


У современного человека Я как волевой центр пассивно. От индивидуальной воли нашего Я как самостоятельного существа в обычной жизни ничего не зависит. Я владеет только желанием. В восприятиях и в мышлении человек опирается на деятельность органов чувств и мозга – органа восприятия мыслей, то есть на деятельность, которая от него не зависит. Человек получает готовые мысли, которые он может только комбинировать, а действительность поправляет его. Мысли подчиняются внешней действительности, она навязывает нам законы логики, которые универсальны. Мысли универсальны. То есть, в комбинирующем мышлении мы, реализуя желание осуществить какое-либо суждение, обязаны следовать воле внешнего мира – Я не создаёт, а воспроизводит, отражает. Также и в поступках в нашем распоряжении только желание. В действии же воли, в движении принимает участие весь космос (собственное Я в божественном Я пребывает).

Таким образом, мы можем сказать, что Я не совершает никаких действий, принадлежащих исключительно ему. Оно воспринимает и в соответствии с воспринятым желает, стремится к чему- либо. А действительность – чувственная либо сверхчувственная – помогает ему реализовать желание.

Самосознание, которое человек обретает на Земле в своей познающей и волевой деятельности, есть осознание себя как физического существа. Между тем, природа Я духовна и соответственно оно должно обрести осознание себя как духовного существа, самостоятельно действуя и воспринимая результат своих действий. А обладает ли Я современного человека такими возможностями?

В достаточно далёком прошлом Я было обусловлено и в мышлении, и в поступках. Одновременно с восприятием человек имел сверхчувственное переживание, в котором ему открывалась истина, связанная с этим восприятием, и у него не существовало проблемы поиска истины, не было свободы мышления. В состоянии сна, находясь вне тела, это Я переживало божественную мудрость, исходя из которой осуществляло дневные поступки, – не существовало свободы воли.

Как мы знаем, развитие души сознательной привело к тому, что человек в дневном сознании стал обладать чистыми мыслями в том смысле, что их возникновение не сопровождается соответствующими сверхчувственными восприятиями, а значит и влиянием сверхчувственных существ, способных воздействовать на наше сознание и ограничивать нашу свободу в мышлении.

Также и в состоянии сна мы утратили восприятие божественной мудрости и, соответственно, восприятие божественных моральных импульсов, благодаря чему обрели свободу в сфере воли и поступков.

Таким образом, мы вышли из-под принуждающего влияния сверхчувственных существ и обрели свободу в сфере мыслей и в сфере воли. Как сказал Р. Штайнер, "Этот человек со своим интеллектом и со своим сознанием свободы – единственное независимое от небес существо" (Т. № 221, Л. от 10.02.23). И, казалось бы, именно в этой сфере свободы может Я развивать истинно собственную деятельность. И тем не менее, наше Я пассивно, поскольку, как сказано выше, оно обусловлено реальностью чувственного мира, которая направляет и поправляет нас в нашей мыслительной деятельности. Мысли чистые, воля чистая, свободная, но сам процесс мышления несвободный, нечистый.

Следовательно, чтобы и мышление было чистым, наши мысли должны быть не связаны не только с собственным сверхчувственным переживанием, но и с реальностью чувственного мира. Но очевидно, что с реальностью они должны быть связаны, причём с реальностью хоть чувственно и не воспринимаемой, но связанной с нами, принадлежащей нам. Таковой является сверхчувственная реальность, данная нам чувственным образом в текстах духовной науки Р. Штайнера.

Таким образом, прикладывая чистую, свободную волю к чистым мыслям, связанным с реальностью, которая не принуждает, мы можем осуществлять чистое мышление, то есть абсолютно свободную деятельность нашего Я. Так развивается сознание самого Я.

Но как воля может присутствовать в мышлении? Что является мудростью воли? В лекции от 28.11.19 цикла «Миссия архангела Михаила» (Т. № 194) Р. Штайнер показывает, что мир воли тоже пронизан мудростью, неосознаваемой обычным сознанием. Это истины математики, которые обладают абсолютной истинностью и действительны на все времена. Они коренятся в волевой сфере, возникают в сверхсознании и без участия самого человека проникают в бодрствующее понятийное сознание, где познаются внутренне. Таким образом, Я должно в чистом мышлении опираться на математическую логику, то есть логику закономерности.

В главе «Будущее человечества и деятельность Михаила» Руководящих указаний (Т. № 26) сказано совершенно определённо "Надо смочь воспринять в себя чисто естественнонаучный способ мышления". Иными словами необходимо овладеть математической логикой – логикой закономерности и применять её в духовнонаучном познании.

Но здесь необходимо признать, что свобода наша на самом деле иллюзорна: мы независимы от небес, от сверхсознания, которое некогда вступало в сознание, но подпали влиянию в подсознании, неосознаваемому влиянию Люцифера в сфере мыслей и Аримана в сфере воли. И суть в том, что без них такая свобода наших полюсов – мысли и воли – неосуществима. Итак, понятийное мышление, диалектическая логика является люциферическим элементом, формирующим наше дневное сознание, нашу личность. И проникающая в наше дневное сознание математическое мышление, логика закономерности является ариманическим элементом. Это как две чаши весов на оси среднего человека – человека груди. Путь к индивидуальности, к обретению сознания Я, то есть, к уходу от застывания личности в одном из полюсов либо от пассивного отражения их колебаний, лежит через уравновешивание этих чаш, которое осуществимо с помощью сознания среднего человека. Если понятийное и математическое присутствуют в нашем дневном сознании абсолютно прозрачно, то сознание среднего человека неясновидчески, то есть, не лишая человека свободы, может проявлять себя в бодрственном сознании только как фантазия. В лекции от 23.11.11 «Скрытые глубины душевной жизни» (Т. № 61) Р. Штайнер говорит, что сверхчувственному вещей больше, чем любое рассудочное построение, соответствует воображение, фантазия. "Фантазия следует законам истины, которые полностью проистекают из мира имагинации, но свободным образом связывают здесь мир восприятий" (Лекция от 26.10.09, Т. № 115). Однако, несмотря на то, что эти законы истины проистекают из мира имагинации, в фантазии разыгрывается индивидуальное (а не универсальное) творческое, поскольку в ней невоспринимаемым для человека образом соучаствует Ангел. "По сути дела, мышление Ангела непременно разыгрывается в упорядоченной человеческой фантазии" (лекция от 22.10.21, Т. № 208).

Когда человек был не свободен, фантазия была ему не нужна, так как он был обусловлен, истина и мудрость для мышления и поступков давались ему сверхчувственными существами.

Итак, мы имеем чистые, непринуждающие мысли об объектах не принуждающей нас сверхчувственной реальности, имеем чистую непринуждаемую волю, вооружённую соответствующей мудростью, и имеем силу фантазии, которая, не позволяя возобладать ни понятийному, ни математическому мышлению, даёт возможность Я правильным образом вводить волю в мышление, осуществлять чистое мышление как непосредственную деятельность самого Я. Как это может происходить?

Усваивая содержание текстов духовной науки, мы познаём некие «что» – что происходит. Но устами Гёте сказано: "Обдумай «что», но более обдумай «как»" – то есть, как это происходит. Если с помощью «что» процесс или явление охарактеризованы, то с помощью «как» они могут быть поняты. Именно к этому должна приводить логика закономерности. На её основе мы должны связать множество «что», чтобы, в конце концов, понять «как». Но прежде мы всё-таки должны как-то представить себе в общих чертах это мыслительное построение, создать гипотезу. Именно здесь мы опираемся на воображение, на фантазию. Деятельность Ангела в нашей фантазии затеняется для нас в нашей душе, она невоспринимаема и, как говорит Р. Штайнер в лекции от 22.10.21 (Т. № 208), выступает в сфере чувствования как соответствующее воле чувство. Как это можно понять?

Когда мы рассудочным образом мыслим о вещах чувственного мира, тогда мы воспроизводим воспринимаемую нами существующую реальность физического мира, ? целое уже существует, и отдельные мысли, заложенные в акте творения, уже несут в себе необходимые силы взаимного притяжения. Когда мы уходим от реальности, впадаем в фантастику, тогда, как говорит Р. Штайнер в упомянутой лекции тома № 208, силы симпатии для создания нереального целого даёт Люцифер.

В чистом мышлении, стремясь понять духовную науку, мы оперируем мыслями, тоже принадлежащими реальности, но только духовной реальности. Эти мысли характеризуют некое целое духовной реальности, некий прообраз, который мы не воспринимаем (его воспринимал Р. Штайнер и охарактеризовал нам в виде представлений, то есть в чувственно воспринимаемом виде), оно – это целое духовной реальности – не принуждает нас. Поэтому не в нашей власти в процессе чистого мышления правильно представить на основе этих мыслей ту духовную реальность, которую они характеризуют в своей совокупности и которая ведь существует как духовный прообраз.

И тем не менее, мы должны иметь возможность создавать из мыслей, характеризующих духовную реальность, построения, не отражающие реальность, истину. То соответствующее нашей воле чувство, которое Ангел неосознаваемым для нас образом вносит в нашу фантазию, видимо, и должно удерживать это нереальное целое, пока мы мыслим о нём.

То есть, соответственно тому, как Я, создавая гипотезу, мыслит в своей фантазии связь сверхчувственных фактов, Ангел обеспечивает силами притяжения соответствующие мысли. Каков же характер этих сил? В лекции от 12.04.14 цикла «Внутреннее существо человека и жизнь между смертью и новым рождением» (Т. № 153) Р. Штайнер говорит: "Христос есть существо, которое … проявляется, реализуется в нас, когда мы усваиваем духовное знание". Иными словами, силы, позволяющие человеку развивать фантазию, воображение при постижении духовной науки, проистекают из импульса Христа и являются силами любви. Силы любви нейтральны, они не принуждают и в силу этого не могут влиять на нашу свободу. Когда мы продвигаемся дальше, Ангел распускает наше построение и поддерживает новое.

Таким образом, мы видим, что в чистом мышлении мы не приходим к истине, которая правильным образом объединяла бы относящиеся к ней мысли. В лекции от 28.12.11 цикла «Мир чувств и мир духа» (Т. №134) Р. Штайнер говорит об относительности чистого мышления, которое не приводит к истине, но воспитывает нас (то есть способствует развитию сознания самого Я). И он говорит о том, что здесь необходимо душевное состояние покорности, смирения, позволяющее нам осуществлять чистое мышление без надежды прийти к истине за счёт одного лишь чистого мышления. И, как мы видели, это так, поскольку действительность, стоящую за мыслями о сверхчувственной реальности, мы не воспринимаем, поэтому она не может нас поправить, поправить наши ошибочные суждения. Именно поэтому и возможно чистое мышление как средство свободного самовоспитания, позволяющее развить сознание Я.

Но всё-таки хочется владеть истиной, не только знать духовную науку, то есть владеть неким объёмом «что», но и понимать её, понимать «как» ? как связаны, взаимодействуют и осуществляют процессы и явления эти «что». Здесь очевидно, что такая работа, такое самовоспитание при надлежащих усилиях не может не принести плоды уже в этой жизни. Как показывает Р. Штайнер в упомянутой лекции тома № 134, смирение приносит щедрейшие плоды – по достижении известной степени духовной зрелости истина выливается в форме откровений, из самих вещей, и проникает в нас.

Здесь-то и осуществляется самопознание Я, познание себя как духовного существа. Я воспринимает плоды собственной деятельности, которые не принадлежат чувственному миру, не могут быть восприняты в нём, хотя сама деятельность исходит из процесса чувственного восприятия текстов духовной науки. Мостом является то, что в этих текстах охарактеризована сверхчувственная реальность. Рассмотрим некоторые детали этого процесса чистого мышления.

Р. Штайнер неоднократно говорил, что духовная наука является естествознанием. Предметом рассмотрения духовной науки (как и естественной) являются природа и человек, только она рассматривает их с духовной, нематериальной стороны. В лекции от 12.12.19 цикла «Миссия архангела Михаила» (Т. № 194) Р. Штайнер формулирует это так: "И вот когда говорят о духовной науке, то её следует мыслить не только проникающей выше мира природы, но одновременно оказывающейся и полноценным естествознанием".

А как работает естественная наука в поисках законов природы? Она строит гипотезы, на их основе создаёт теории, в которых пытается связать имеющиеся в её распоряжении факты какой-либо закономерностью, главным образом математической, затем ищет подтверждения этих теорий, корректирует их, вновь ищет подтверждения и так десятилетиями. Это и наш путь. В лекции от 18.04.21 цикла «Духовнонаучные аспекты терапии» (Т. №313) Р. Штайнер говорит об этом так: "Дело в том, что для составления теории необходимо иметь хотя бы волю. Ибо если мы не можем создавать теории, мы вообще не сможем понять ни одну область явлений. Но необходимо иметь волю и для того, чтобы всегда ставить теорию на место и доходить до той границы, где эта теория уже не имеет силы. За этим нужно следить и в естественных науках". То есть, в духовной науке и подавно необходимо не абсолютизировать созданную тобой теорию.

Беря в рассмотрение ряд сверхчувственных фактов, характеризующих сверхчувственный процесс или явление, мы пытаемся, строя в воображении гипотезы, представить закономерности их связи. Затем связываем эти факты подходящими на наш взгляд закономерностями, то есть создаём теорию. Потом надо вовлекать в рассмотрение новые относящиеся факты, которые могут не вписываться в нашу теорию. Именно здесь надо иметь волю отбросить построенную теорию и приступить к созданию новой. И так всё вновь и вновь. Это и есть смирение, это и есть самовоспитание, развитие мышления, собственного сознания Я. В такой работе мы сживаемся с проблемой, прорабатываем её, создаём точки опоры для откровения, когда придёт его час. Ведь оно не продиктует нам готовую формулу полной истины, но поможет увидеть истину в уже созданном нами, позволит осознать и отбросить неистинное и существенно продвинутся в понимании. Теория поднимется на новый уровень, что позволит усложнить задачу, расширить круг вовлекаемых фактов, ввести новые закономерности и продолжить работу. Так, непрерывно испытывая теорию всё новыми и новыми фактами, мы избегаем фантастики, осознаем, как мало мы понимаем (хотя знаем, возможно, много), становимся скромнее.

Итак, когда в эпоху души сознательной человек обрёл свободу, он подпал опасности впасть в гибельную односторонность и сойти с путей божественной эволюции. Избежать этого можно только в опоре на живущий в каждом из нас Импульс Христа, который через нашего Ангела дарит нам способность фантазии. В лекции от 28.11.19 цикла «Миссия архангела Михаила» Р. Штайнер говорит, что именно необходимость уравновесить полюса человека, сохранить его в гармонии своей полярности, не дать ему подпасть гибельной односторонности и сойти с путей божественной эволюции обусловила объективную необходимость Мистерии Голгофы.

И мы видим, что столь же объективно необходимым является создание Р. Штайнером духовной науки как источника чистых мыслей, относящихся к чистой, не принуждающей нас реальности.

Ясно также, что и логика закономерности, доведённая в естественной науке до совершенства, является абсолютно необходимой составляющей процесса чистого мышления, развития собственного сознания Я. Однако математика, как она живёт в естественной науке, не может быть применена к духовной науке, ибо в естественной науке она ариманизирована, ориентирована только на жёсткое трёхмерное пространство и на материальное состояние вещества. Чтобы сделать возможным применение логики закономерности в духовной науке, то есть освободить её от влияния Аримана, Р. Штайнер даёт целый ряд естественнонаучных циклов лекций, в которых распространяет логику закономерности на сверхчувственное. Они названы естественнонаучными, так как рассматривают методологию естественной науки (но не её отдельные разделы). В этих циклах рассмотрены закономерности самого сверхчувственного и его участия в чувственном в аспектах пространства, времени, сил и субстанций. Помимо всего прочего, эти циклы играют огромную роль в развитии фантазии, так как в них каждый рассматриваемый феномен, например четвёртое измерение, свет и так далее, не определяются, а всесторонне характеризуются. Чтобы определить феномен, то есть понять его, необходимо, исходя из совокупности приведенных характеристик, строить гипотезы, что возможно с помощью фантазии. Так, познавая логику закономерности сверхчувственного, мы одновременно развиваем фантазию.

Таким образом, мы видим, что без естественнонаучных циклов Р. Штайнера невозможно воспитать мышление, развить сознание Я. Каждый из этих циклов необходим и незаменим.

В этом докладе я попытался показать необходимость и значение естественнонаучных циклов Р. Штайнера для осознания человеческим Я себя как члена духовного мира, для развития человечества к своему подлинному человеческому достоинству. Какие же возможности для охарактеризованной выше работы несёт каждый из этих циклов. Первые два из них, изданные издательствами «Антропософия» и «Новалис», посвящены свету и теплоте (Тома № 320 и №321). Свет как первая нематериальная форма бытия, теплота как форма бытия на границе между материальным и нематериальным. Нематериальная, эфирная форма бытия позволяет сверхчувственному, то есть душевному и духовному, участвовать в чувственном, телесном. В этих двух циклах рассматриваются свойства и закономерности самих эфиров и их подприродных состояний, закономерности их связи и взаимодействия с материей. Иными словами, в них рассматривается субстанциональная основа сверхчувственного.

Остальные циклы издало или готовит к изданию издательство «Титурель».

В цикле лекций «Границы естественного познания» (том № 322) рассмотрены особенности познания через чистое мышление в сравнении с другими путями познания – естественной науки, йоги, мистики, уводящими человека от истины. Когда приходишь к пониманию того, почему они уводят от истины, глубже осознаёшь возможности чистого мышления. Тем более, что в этом цикле Р. Штайнер показывает, как через чистое мышление прийти к сверхчувственному познанию. Цикл лекций «Отношение различных естественнонаучных областей к астрономии» (Том № 323) показывает нам пространственные аспекты сверхчувственного. Здесь подробнейшим образом показано математическое представление этих аспектов. Проработав книгу, можно понять, как соотносятся в Космосе и в человеке пространственное и источник сверхчувственных импульсов – внепространственное.

Цикл лекций «Наблюдение природы, эксперимент, математика и ступени познания духовного исследования» (Том № 324) рассматривает роль математического и математизирования в естественной науке, в духовной науке и в сверхчувственном познании. Показана роль математического настроя души для сверхчувственного познания, охарактеризованы пути достижения сверхчувственно познания в опоре на математический настрой души.

В цикле лекций «Четвёртое измерение. Математика и действительность» (Том № 324а) с различных сторон охарактеризованы с помощью геометрических аналогий свойства и закономерности внепространственного – источника сверхчувственных воздействий. Богатейший материал, касающийся пространственных и субстанциональных аспектов сверхчувственного, дан в приложении в ответах Р. Штайнера на вопросы слушателей.

Готовятся к изданию два последних цикла лекций в ряду естественнонаучных – тома № №325 и № 326.

В томе № 325 «Естествознание и история» Р. Штайнер показывает, что историческая наука по своей сути стала естественной наукой, поскольку все сведения она добывает чувственным образом – из документов и опирается на закономерность, а именно на причинно-следственную закономерность. Для важнейших этапов истории – в первую очередь европейской истории – охарактеризована, исходя из сверхчувственного познания, истинная подоплёка основных, переломных событий. Открывается совершенно новый взгляд на эти события и вообще на историю.

И завершающий том № 326 «Исторический путь естествознания». В этом цикле лекций показано, что все разделы современной естественной науки извлечены человеком из себя, из всех четырёх членов своей организации. Но если в человеке соответствующие процессы оживлены, одушевлены и одухотворены, то вынесенные из человека в виде абстрактных представлений современного естествознания они представляют собой труп истинной науки. С помощью такой науки-трупа, науки о мёртвом невозможно познать жизненные, душевные и духовные процессы. Тем не менее, эта естественная наука содержит зародыш для новой духовной жизни, и Р. Штайнер показывает пути развития естественной науки к её будущему, которое она имеет наряду со своим прошлым и настоящим. Р. Штайнер характеризует свойства, благодаря которым естественная наука, наиболее полно воплощающаяся в своих лучших качествах в технике, является, по сути дела, лучшей школой проявления свободной воли в чистом мышлении.

Особое место в ряду антропософских естественнонаучных изданий занимает Тетрадь 114/115 «Рудольф Штайнер и многомерное пространство». Здесь почти всё представляет особую ценность именно для индивидуальной работы в познании закономерностей и свойств пространственных аспектов сверхчувственного. Так даны перечни всех лекций, в которых Р. Штайнер касался этой темы, к каждой лекции даны ключевые слова, позволяющие понять, о чём конкретно говорил Р. Штайнер. Опубликованы записи по естественнонаучной проблематике из записных книжек Р. Штайнера. Каждая запись тезисно содержит ценнейшие сведения, позволяющие существенно приблизиться к пониманию данного в лекциях.

В статье математика Р.Циглера, в которой он пытается восстановить содержание утраченного доклада Р. Штайнера о синтетической геометрии, позволяющей приблизиться к пониманию пространственных действий сверхчувственного, дана ценная подборка выдержек на эту тему из различных докладов Р. Штайнера. Даны неопубликованные ответы Р. Штайнера на несколько вопросов слушателей. Особый интерес представляет ответ на вопрос о вычисляющих лошадях, который наполнит живым содержанием факт возникновения математических истин в нижнем человеке.

И наконец, работа Матильды Шолль – математика, старейшего члена Антропософского общества, одного из первых и ближайших учеников Р. Штайнера – «О четвёртом измерении». К сожалению, нет данных об отношении Р. Штайнера к этой работе. В ней М. Шолль описывает ещё более высокие измерения ? с седьмого по десятое, о которых Р. Штайнер в цикле лекций о четвёртом измерении только упоминает, тогда как измерения с первого по шестое в достаточной мере характеризует. Безотносительно своей истинности эта работа представляет собой ценнейший опыт чистого мышления, свободного движения в пространстве сверхчувственных фактов, построения теории.



Дата публикации: 01.11.2010,   Прочитано: 5440 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды