Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
GA-онлайн
География лекций
Календарь души37 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Медиаархив
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Каталог авторов
Алфавитный каталог
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Книгоиздательство
Проекты портала
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Антропософская жизнь
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
Каталог ссылок
Печати планет
Г.А. Бондарев
Methodosophia
Die methodologie der anthroposophie
Философия cвободы
Священное писание
Anthropos
Книжное собрание

Г.Я. Елин

Об игральных картах

 

Краткий очерк

 

Система карт явно представлена жёстким принципом иерархичности. Рассмотрим полную колоду.

Числа с «двойки» по «десятку» – девять иерархий.

«Троица» – король, дама, валет.

«Главная карта» – туз.

Два джокера – красный и чёрный.

Всё делится на те же два цвета.

Четыре масти: крести, пики, червы, буби.

Возникает вопрос: почему именно так выглядят значки мастей и почему таким способом дана иерархичность?

Карты – очень древняя игра. Но это – не только игра, но и способ в умелых руках предсказывать будущее и объяснять прошлое.

В их первичной основе лежат отголоски духовной жизни некоторых древних мистерий, оракулов, к ярким представительницам которых принадлежали сивиллы. Они, собственно, и были теми «изобретателями» системы карт, которые вначале были лишь иллюстрациями в руках ведуний и только гораздо позже превратились в инструмент для гадания, и лишь затем – в игры.

Их строение зиждется на тех же основах, что и древняя нумерология, астрология, космогония.

Девяти иерархиям соответствуют строго карточки от двойки до десятки. Но почему нет карты с номером «1» ?  Потому, что «1» – это тот, кто эти карты держит в руках, это – человек в его цельности и подобии в самом малом самому великому Божеству.

Почему мастей – четыре? Да потому, что – четыре компонента в божественном мироустройстве, начиная с Троицы и заканчивая существом человека. Три действующих компонента и один – управляющий. В человеке это выражено физическим телом, телом формирующих сил (эфирным телом), астральным телом и Я. [Подробно см. в трудах Рудольфа Штейнера]

В картах деление на два цвета выражает разделение на телесно-земную и духовно-космическую категории. Красный цвет – духовное, а значит – главенствующее начало. Чёрный цвет – земное, подчинённое начало.

 

Теперь о значках мастей.

 

«Крести» –  «♣» или «+» – крест чёрного цвета – символ физического тела.

 

«Буби» или «бубны» ­–  «» – ромб красного цвета – прямая противоположность «крестям». Ромб – вывернутый наизнанку крест. Символ «Я».

 

«Пики» – «♠» – чёрного цвета направленная вверх стрела с вертикальной осью. Округлые расширения обоих концов наконечника стрелы символизируют динамическую, временнýю составляющую, как бы превращение круга в лемнискату. Вертикальная ось – привязка к физическому телу. «Пики» – символ эфирного тела.

 

«Червы» – «» – красного цвета стрелка, направленная вниз без вертикальной оси. Красный цвет и отсутствие осей – признак духовного происхождения. С другой стороны – полярная противоположность «пикам» с такими же округлыми хвостиками у стрелки. То есть, похожие, но чисто духовные основы. «Червы» – символ астрального тела.

 

Можно даже представить эволюцию ромба в символ сердца, то есть – переход от чисто духовной категории «Я» к духовно-силовой категории астрального тела.

 

 

 

Потом астральное тело трансформируется в эфирное, с его дальнейшей трансформацией в физическое.

 

 

 

Что такое «король, дама, валет и туз»?

Это символы трёх ликов Богов Троицы и высшего Я, Христа, в четырёх человеческих «факторах».

«Король»   – символ Бога Отца.

«Дама»      – символ Бога Сына.

«Валет»     – символ Бога Святого Духа.

«Туз»         – символ Христа.

 

Однако здесь не всё так ясно, как кажется. С «королём» вроде всё понятно – все атрибуты Бога Отца налицо. Он же – главный «строитель» физического тела человека.

Почему Бог Сын изображён как «дама»?

Разумеется, когда речь касается таких высоких духовных существ, говорить о каком-либо половом признаке было бы полным абсурдом. Однако запечатлеть в образе различие действия, его полярность между Богом Отцом и Богом Сыном можно и так, то есть применив женский образ рядом с мужским. Если ещё учесть, что именно Бог Сын является создателем и дарителем сил эфирного тела, а это тело полярно телу физическому настолько, что каждый мужчина имеет женское эфирное тело, а женщина – наоборот, то такое изображение уже не кажется необоснованным, но видно, насколько древние люди владели этой мудростью.

«Валет» изображён воином.

Святой Дух – наивысшая манифестация астрального тела, его покровитель и учитель. Он несёт всю ту действенную мудрость, которую душа человека способна принять, и силы которого родственны ей.

«Туз» – принцип единства. Христос управляет Троицей. Человек, как «Я», управляет своей организацией: физическое тело (ФТ), эфирное тело (ЭТ), астральное тело (АТ).

Есть один нюанс, который неточно отражает связь Богов Троицы. Каждый из них не ниже и не выше другого по значимости и силе. Каждый – полноценный властелин одной из трёх областей божественного мироустройства.

В картах это – не так. Можно предположить, что эта аберрация вкралась в систему во времена, когда карты всё больше становились игрой и всё дальше отходили от своего духовного происхождения.

 

«Играть в карты» означает: переносить реальные категории в русло абстракции, свою судьбу ставить в зависимость от случайности. А случайность свойственна только физическому миру. Князь сего мира в антропософской духовной науке именуется Ариман. Его изобретением были деньги. Не без его участия карты стали азартной игрой «на деньги». Другое, восставшее против Божественного порядка, существо – Люцифер, он же – Прометей, он же – Змей-искуситель. Именно он искушает человека играть и превращает игру в зависимость, – человек ведь получает сильные эмоции, когда играет в карты.

Два этих полярных существа в самих картах представлены несколькими способами: в цвете, двумя конкретными картами, а также среди карт-«картинок» своим участием в конкретных сферах человеческого существа.

Люцифер представлен красным цветом, Ариман – чёрным.

С тех пор, как карты лишились своего духовного обоснования и превратились в интеллектуальную игрушку, всё духовное в них стало добычей Люцифера, а всё земное – добычей Аримана. И если вначале мы говорили о красном цвете, как об изображении духовного принципа, то теперь следует говорить о Люцифере. Так же и с чёрным, – этот цвет в картёжной игре всецело принадлежит Ариману, князю мира сего.

Есть и две конкретные карты – «портреты» того и другого. Красный джокер – Люцифер, чёрный джокер – Ариман.

Не забыты и области существа человека.

Дама пик – Ариман в эфирном теле.

Червовый валет – Люцифер в теле астральном.

 

Теперь по стихиям.

Буби – огонь, тепло, тепловой эфир.

Червы – воздух, свет, световой эфир.

♠ Пики – вода, звук, химический (или звуковой) эфир.

♣ Крести – земля, смерть, жизненный эфир.

 

Что такое козырь?

Козырь – ариманизированное представление доминирующего характера духа времени, выраженного в господстве той или иной области мирового порядка, той или иной стихии.

 

Что происходит, когда человек играет в карты?

Человек здесь имеет дело с Искусителем и с Лукавым, – с Люцифером и Ариманом.

Люцифер предлагает ему игру, вызывает в человеке интерес к ней, апеллируя к эстетическому чувству – в картах есть своя красота, и к желанию показать своё превосходство, то есть – к гордыне.

Ариман включает «цифровой» гипноз, в котором деньги, выигрыш приравнивает к райскому наслаждению, вызывая в человеке алчность, жадность, хитрость, жестокость. Лозунг Аримана: «Главное в картах не самому выиграть, но не дать выиграть сопернику, «утопить», обмануть его».

В арсенале Люцифера и Аримана – магическая сила древней мудрости – мудрости, запечатлённой в виде карточек, напечатанной, оцифрованной, лишённой всякого смысла, но действующей через образы теневым способом, – мудрости, гнилые кости которой представлены колодой карт.

Игра в карты представляет собой опасность: с одной стороны впасть в полунаркотическую зависимость, с другой – развить в себе самые низменные чувства.

Однако бояться человек не должен никого и ничего. И ничто не может быть для человеческой души абсолютно запретным. Когда мы имеем дело с такими существами, как Люцифер и Ариман, во многих случаях надо действовать по принципу «от противного». Например, охлаждать пыл Люцифера полным равнодушием к игре и входить в неё не из страстного желания победить, но из интереса к самому процессу и из желания поддержать другого человека общением, пусть даже через игру в карты. Ариману же надо пресечь дорогу тем, что, например, не играть на деньги, не играть из меркантильных интересов, и во время игры вместо ненависти развивать чувство любви и дружеской поддержки к другим участникам состязания. Тогда и результат, общий итог будет совсем иным. Человек научится больше переживать за других, чем за себя, и вместо духа соперничества и вражды взрастит дух взаимопомощи и чуткого отношения друг к другу. Ариман и Люцифер тогда потеряют силу, и карточная игра превратится из инструмента гордыни и обмана в инструмент развития собственной воли и человеколюбивого бескорыстия.

Догматикам же скажем: боитесь? – не играйте. Ибо страх ваш – от вашей же гордыни, а брезгливость ваша – от вашей ненависти к людям, от зависти к тем, кто способен не подчиняться вашим безумным приказам, но идти в самое пекло боя, в раскрытую пасть дракона и усмирять его собственной любовью, собственной силой сияющей во мраке души!

 

25 сентября 2015

 

 



Дата публикации: 22.11.2018,   Прочитано: 256 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru       Рейтинг@Mail.ru Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen, Spenden an)
         Яндекс.Метрика
Открытие страницы: 0.05 секунды