· Главная · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Книжная лавка · Глоссарий ·   
Главное меню
Главная
Новости
Форум
Фотоархив
Медиаархив
Аудиотека
Каталог ссылок
Обратная связь
О проекте
Общий поиск
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
Содержание GA
Русский архив GA
Электронные книги GA
Печати планет
R.Steiner, Gesamtausgabe
GA-Katalog
GA-Beiträge
GA-Unveröffentlicht
Vortragsverzeichnis
Книжное собрание
Каталог авторов
Поэзия
Астрология
Алфавитный каталог
Тематический каталог
Книгоиздательство
Глоссарий
Поиск
Каталог авторов

Алфавитный каталог

Эл. книги GA

Г.А. Бондарев
Methodosophia
Die methodologie der anthroposophie
Философия cвободы
Священное писание
Anthropos
Антропософская жизнь
Мастерские
Инициативы
События
Книжное собрание

Е.Л. Яшина

Образ софийных мистерий Иоанна на примере венка сонетов «Иванушка»

26 Сентября 2006г. произошло знаменательное событие, которое обратило на себя внимание мировой общественности: перезахоронение в г. Санкт-Петербурге праха М. Ф. Романовой, принцессы датской Дагмары, в Петропавловской крепости, той самой, с которой началось грандиозное строительство новой столицы империи. Мария Федоровна захоронена в фамильной усыпальнице рядом с прахом Александра III согласно своему завещанию. Многочисленные представители семьи Романовых прибыли в Санкт-Петербург проститься с матерью последнего русского царя Николая II. Архистратиг Михаил - особый покровитель Дома Романовых. В праздник Михаила симптоматично отдать дань этому событию.

В воскресенье 24 сентября 2006г. в Санкт-Петербурге прозвучал доклад С. Прокофьева, посвященный празднику Михаила об импульсе Воскресшего Христа, где говорилось о том, что надо отрясти прах прошлого, чтобы начать что-либо заново. История повторяется, и после падения большевистского режима, возвращается ностальгия по Романовым вплоть до будущих попыток реставрации монархии. Сегодня существуют монархические и имперские партии наряду с коммунистическими, но реставрация монархии не отвечает духу времени, а суд над коммунистической партией - ее ближайшая возможная перспектива. Новый же образ социального может придти при условии, согласно Духовной науке, если в основу его положена идея о трехчленной природе человека: «монарха» в себе. Древний принцип с фигурой короля в центре сменяется на принцип трехчленности, чтобы пройти стадию построения триединого социального организма с постепенным перерастанием в принципиально новую групповую общность: община - над нами, Христос - в нас. Народу Христа отведена здесь своя роль, связанная с разворачиванием шестой культурной эпохи.

Значение жизни на Земле для каждого человека, независимо от его национальной и расовой принадлежности, определяется тем, нашел ли он, живя на Земле, отношение ко Христу и нашел ли его в Духе времени. Следовательно, мерой вещей на Земле является сам Человек, как таковой в его чувственно-сверхчувственной природе. В свете сказанного, праздники познания Иоанна и Михаила могут стать Альфой и Омегой, своего рода вратами в тайну кругооборота года; где наш внутренний человек - Иоанн готовится к встрече со Христом, который как Вселенский человек, являет себя в центре кругооборота года. Возникает вопрос, который непосредственно может повести к встрече со Христом, венчающим кругооборот. Как из раба сделаться другом Божьим? Кто такой друг Божий? С. Прокофьев с антропософской точки зрения дает ответ на этот вопрос. По сути, это ведь есть вопрос о соединении земного человека с духовным. У нас у всех есть друзья. А вот кто такой друг Божий, каждый человек должен решить сам.

Рудольф Штайнер незадолго до смерти указал на тайну двух Иоаннов, как на важнейшую в человечестве. Речь идет об Иоанне Крестителе и Богослове. Креститель призвал к Покаянию, как к форме изменения сознания. Богослов предупредил о грядущем Апокалипсисе. Тайна двух Иоаннов сопрягается с понятием друг Божий. Ее разгадка - существование третьего Иоанна - михаэлита. Им и является сам Рудольф Штайнер, друг из Оберлянда, сотворивший Иоанново здание новых мистерий Грааля. В мистериях Грааля мы становимся участниками мистерии боя Михаила на пути к свободе человека-Антропоса и мистерии Софии, или мистерии любви и служения Христу. Итак, михаэлит познает Христа, действующим по кресту сил: в космосе, природе и истории.

Обратимся к истории. Человек Иоанн так или иначе переживает себя участником истории. В нем пробуждается историческая совесть. Душой самосознающей Иоанн в своей собственной судьбе прообразно видит судьбу народа и шире - судьбы мира. При этом он твердо стоит на почве в настоящем, ища настоящее как реальность, побуждаемый действовать в современности. Без исторических познаний ему не обойтись. Но сегодня в историю, как и в любую другую область, необходимо вносить антропософское рассмотрение. Свою тему: «Образ софийных мистерий Иоанна на примере венка сонетов Иванушка» я и попытаюсь рассмотреть на периоде XVIII столетия, дворцовых переворотов. Дворцовые перевороты в столице России Петербурге начинаются с имени Иоанна VI Брауншвейгского, императора российского из Дома Романовых, который был русским царем с 17 октября 1740 года по 25 ноября 1741, в течение 11 месяцев. Одиннадцать - число тайн порога. Заглянем в эти тайны. Воспользуемся схемой, которую можно духовно созерцать, вскрывающую венок сонетов, посвященный Ивану VI. Венок построен по закону противоположностей, противопоставлений, предоставленных идеальному созерцанию, где отчетливо проступает германо-славянский элемент.

Образ софийных мистерий Иоанна: женское царствование.

Место - Россия Восток + Запад
Время - дворцовые перевороты Елизавета Иоанн Екатерина
Миссия - служение Христу Затворник Жертва Переворот
Крест Орудие Штык

Иоанн VI, император российский, был свергнут Елизаветой и убит Екатериной, просидев в тюрьме 20 лет. История XVIII столетия - это также история проникновения западных лож и иезуитов в Россию, благодаря чему и возникают дворцовые перевороты, поводом к которым послужило изменение Петром Великим закона о престолонаследии. С 1731 года масоны постепенно пронизывают все слои русского общества. И в первую очередь верхние эшелоны власти. Ими возводится на престол Елизавета. После запрещения в Европе папой Климентом XIV ордена Иисуса, Екатерина предоставляет иезуитам политическое убежище в России. На Розенкрейцеровские братства, основанные в Москве и Петербурге, началось гонение. Просветитель и розенкрейцер Н. И. Новиков посажен в 1792г. Екатериной в Шлиссельбург в камеру, где ранее томился Иоанн VI, сроком на 15 лет и будет освобожден через 4 года при Павле. Указом от 1 августа 1792г. Екатериной Великой тайные общества запрещены. Это имеет непосредственное отношение к судьбе эзотерического христианства в России. Духовное течение истинного Дмитрия, пройдя, как бы, стадию замирания, возникает вновь в XVIII веке как розенкрейцеровское, а в начале XX столетия, как Русское антропософское общество. Итак, Иоанн VI вследствие государственного переворота становится жертвой политического заговора и попадает в затвор. Елизавета, правя силами сердца, идет к власти с крестом в руке, которым лично приводит к присяге солдат. Екатерина, олицетворяя силы головы, воцаряется в офицерском мундире Преображенского полка, к которому положены штык и шпага. Штыком по ее приказу будет заколот и Иван. Иван VI царевич становится простым Иваном, дураком: его считают идиотом, сумасшедшим, подобно тому, как в зеркальном отображении и русский народ - Иван-дурак из русских сказок некогда станет царевичем. Созерцая противопоставленные понятия и образы в нашей схеме, мы можем помыслить их сердцем. Историческая личность Иоанна VI, принесенного в жертву в результате государственного переворота, тогда, словно зарница будущего, выступит перед нами как прообраз агнца, взявшего сознательно крест Христа в VI культурную эпоху, как это отображено на печати Юпитера, символизирующей собой шестую культурную эпоху: «Славянин с ангелом, кентавром и двойником», некогда украсившей собой малый купол здания Иоанна. Таким образом, в нашем восприятии, претворившись из пассивной жертвы в сознательную, Иван VI вырастает в образ друга Божьего - Ивана царевича VI культуры. И сама мысль расширяется в значительный имагинативный образ русского пути: народ-Иванушка, сознательно взявший крест христианских мистерий, вступает на путь от подражания Христу к сознательному несению креста. От подражания - к служению Христу. Это и есть истинный русский путь. Тогда ясна и роль антропософского общества – помочь народу Христа найти переход от подражания к служению Христу, но прежде всего, это индивидуальная задача михаэлита - пронизать пониманием слова Рудольфа Штайнера о том, что только антропософия спасет Россию.

Хотя события дворцовых переворотов сравнительно мало затрагивают народную жизнь, они приводят интеллигенцию России к активному поиску своей всемирной исторической значимости в веке XIX, своего исторического пути, который Россия утратила со времен Петра Великого, как об этом писал И.В.Киреевский, выдающийся славянофил. Рудольф Штайнер скажет об этом периоде, что все лучшее в духовной жизни России 19-20 веков, восходящее вплоть до Льва Толстого, обязано перенесению розенкрейцеровских западных братств в Россию. И в 1913 году будет создано Русское антропософское общество, коего мы являемся наследниками. Продолжая размышлять над схемой,можно добавить следующее: такие образные понятия, как переворот и затворник - ключевые в социальных мистериях современности. Оба связаны с другим понятием - свободы, которая так необходима другу Божьему на жертвенном пути служения истинному «Я» есмь. Политические перевороты в стране, даже самые удавшиеся - свидетельство глубокой болезни общества. Вот что по этому поводу говорит Рудольф Штайнер: «Если сегодня в мире происходит переворот, то переворот происходит на небесах, то есть в тех небесах, которые отражаются в душах людей, и которые тогда являются не в своем подлинном образе, а в его противоположности, в борьбе и крови, вместо имагинации. Не удивительно поэтому, что те люди, которые участвуют в разрушении социального порядка, имеют чувство, что они делают что-то хорошее. Что же чувствуют они в себе? Они чувствуют в себе небо, но оно принимает в их душах лишь карикатурный образ. Эти серьезные истины мы сегодня должны признать!» («Духовная наука как познание основного импульса формирования общества», 11 сентября 1920, GA 199). Из высказывания Рудольфа Штайнера о сущности переворота вытекает следующее: Иоанну надлежит брать понятие в его чувственно-сверхчувственной основе, идя изнутри во вне. Он знает, что к творческой активности и исцелению приведет способность превращения или «выворачивания», которой нужно овладеть. Лишь благодаря этой способности земной человек соединяется с духовным совершенно новыми узами, постепенно освобождаясь от зависимости от своей телесной организации в пользу душевно-духовной. Это новое соединение, «правильное» преобразование, согласно Рудольфу Штайнеру, творит орган мышления сердцем, второе эфирное сердце за затылком головы. Как орган мудрости звезд, не ранее чем душа ощущающая станет душой интуиции в шестой культуре, которая подготавливается в наше время, как опрокинутый Грааль он низойдет в двенадцатилепестковый цветок лотоса. Благодаря мышлению сердцем сотворится космос свободы и любви, и возникнет совершенно иная общность людей. Наш современник - «затворник» некогда в высшем смысле слова станет свободным, раб станет другом Божьим, ибо он будет ведать, что творит его хозяин, его истинное Я. Хотя венок сонетов и не содержит непосредственно излагаемых мыслей, апеллируя к прошедшему, он, скорее, побуждает задуматься о будущности России. Надо отметить, что замысел «Иванушки» изначально возник благодаря созданию венка сонетов о другом великом европейском затворнике - Каспаре Хаузере под названием «Дитя Европы».

А теперь коротко об истории дворцовых переворотов, за внешним фасадом которых в восемнадцатом столетии происходит значительное: попытка на розенкрейцеровском пути соединиться с культурным импульсом средней Европы.С важнейшей миссией: основать розенкрейцеровские братства и в Москве и прибывает из Европе сам розенкрейцер, известный в России под именем графа Сен-Жермена. Итак, 17 октября 1740г. умирает дочь Иоанна V - Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская, десятилетнее правление которой вошло в историю под названием «бироновщина». Семнадцать - число Грааля. 17 Октября двухмесячный Иоанн VI провозглашается согласно завещанию Анны Иоанновны Императором Российским. До 17 лет регентом при малолетнем царе назначается Бирон. В ночь с 8 на 9 ноября 1740г. совершается государственный переворот. Миних свергает Бирона. Правительницей при Иоанне становится его мать Анна Леопольдовна Брауншвейгская. Ее австрийская ориентация не устраивает короля Прусского - Фридриха Великого, благодаря которому подготавливается заговор интернационального масонства в поддержку дочери Петра Елизаветы в пользу будущего Петра III Голштинского, внука Петра Великого, наследника двух престолов: шведского и русского. Как известно, план этот удастся.

25 Ноября 1741г. в два часа пополуночи Елизавета прибывает в казармы гвардейцев Преображенского полка. Серебряным огромным крестом в руках цесаревна приводят солдат к присяге, как об этом повествуют историки Соловьев и Ключевский. Итак, опираясь на гвардию, Елизавета свергает Иоанна VI Антоновича и Браунгшвейскую фамилию. Большую роль в государственном перевороте 1741г. играют господа масоны: шведский посланник Нолькен, французы - маркиз Шетарди и лейб-медик преображенцев Лесток. Первоначально Елизавета хочет выслать Брауншвейгов заграницу, снабдив их деньгами на дорожные расходы. Однако, до этого дело не доходит. В возрасте четырех лет Иоанн попадает в подвальное помещение в Холмогорах, где томится под стражей 12 лет и куда почти не проникает свет. Фридрих Великий, не сумевший сделать Елизавету послушным орудием в руках масонов, замышляет политический заговор. Он хочет через Ивана Зубарева при поддержке раскольников возвести на престол Иоанна VI, объявив России войну. Заговор раскрыт Тайной концелярией. И в 1756г. Елизавета увозит Иоанна под строгим секретом из Холмогор. И заточает в Шлиссельбурге. В Холмогорах в том же самом помещении продолжает под арестом оставаться семья, проживая в верхних комнатах, так и не узнав о местонахождении Ивана с четырехлетнего возраста. В 1761г., по сути выиграв Семилетнюю войну с Фридрихом, императрица внезапно умирает, оставив долги, недостроенный Зимний дворец, пару сундуков с шелковыми чулками, 15 тысяч платьев и наследника престола - немецкого масона Петра III. Россия всенародно оплакивает Елизавету.

Как описывает В.О. Ключевский, народное чувство отдохнуло во время правления Елизаветы, которое длилось ровно 20 лет. Это была русская национальная правительница, популярнейшая во всем мире, при которой пал немецкий произвол. Петр III, страстно почитавший Фридриха Великого, аннулировал все победы русского оружия в Семилетней войне. Он предлагает ряд важных реформ внутри страны. Предлагает заключить мир в Европе, борющейся за австрийское наследство - земли Силезии. Его нота о мире отличается большой реалистичностью, как об этом говорит Рудольф Штайнер. Предположительно, незадолго до принятия ноты о мире, Петр имеет аудиенцию с графом Сен-Жерменом, разъезжающего по Европе в попытках восстановить мир и в надежде сделать Екатерину соправительницей Петра. От предложений Сен-Жермена Петр категорически отказался. Но Петр III, поклонник всего прусского, не любит России и православия, что приводит к очередному заговору против него самого. Петр правил всего полгода: с 25 декабря по 28 июня 1762г. По воцарении, чтобы исключить соперника в лице Иоанна VI, Петр лично наносит ему визит. Иоанн в присутствии свидетелей, высокопоставленных особ, говорит странные речи, что он - не тот за кого его принимают. Иоанн, мол, давно уже на небе, а он есть лишь тело, носитель для того Иоанна. То есть, между земной и духовной его ипостасями происходит раздвоение в заключении под действием жизненных условий. Его речь с трудом понимают окружающие. Он наизусть знает книги, сочинения старообрядцев. Петр III после визита распространяет слух о сумасшествии царевича во всех дворах Европы. Тем временем зреет заговор, который возглавляют Алексей и Григорий Орловы при содействии Сен-Жермена, с тем, чтобы посадить на трон Екатерину, жену Петра III, принцессу Ангальт-Цербскую. Отвергнув услуги масонов: Н.Панина, графа Шувалова, К.Разумовского, желая опираться на Семеновский и Измайловский полки, ранним утром 28 июня 1762г. Екатерина с братьями Орловыми мчится в казармы поднимать гвардейцев. Проиграв Екатерине, Петр III переписывает собственной рукой и подписывает отречение от престола в Петергофе и просит оставить при себе четыре любимые вещи: скрипку, любимую собаку, арапа и Елизавету Воронцову. Его удаляют в Ропшу под присмотром Алексея Орлова. Елизавету Воронцову отдают замуж в Москве. В Ропше Петр погибает при невыясненных обстоятельствах.

На следующий день после воцарения 29 июня 1762г. Екатерина II посещает Иоанна VI, которого привозят в Кексгольм. Ей предлагают выйти за него замуж. Она находит его диким и замужество невозможным ни при каких обстоятельствах. В Шлиссельбурге Екатерина велит готовить тайное помещение для Петра III, но так как оно ему не понадобилось, помещает туда Иоанна с тем, чтобы в будущем постричь его в монахи. В это же самое помещение попадет и Н. И.Новиков в период гонения на розенкрейцеров в начале 90х годов. Императрица в устной форме прикажет страже, капитану Власьеву и поручику Луке Чекину, в случае, если за Иваном придут - убить его. В течение двадцатилетнего заключения Иоанна в России существовала партия Иоанна, поэтому не удивительно, что в 1764г. вновь организуется масонский заговор Мировича и Ушакова. Последний утонул при невыясненных обстоятельствах, перевозя казну князю Волконскому.

Екатерина, предпринявшая путешествие по России, находясь в Риге, получила письмо с известием о дивах, происшедших в Шлиссельбурге 5 июля 1764г. от Н.И. Панина, проживавшим с великим князем - наследником Павлом в Царском Селе. 9 июля на это донесение Екатерина отвечала Панину: «Я с великим удивлением читала ваши рапорты и все дивы, происшедшие в Шлиссельбурге: руководство Божье чудное и неиспытанное есть!» (С. М. Соловьев «История России с древнейших времен», т. XIII, М., 1965г.).

Разыгравшаяся драма завершилась следующим образом: при попытке вызволить Иоанна, его закололи штыком охранники, а зачинщик заговора Василий Мирович сдался на милость победителя и был приговорен к казни усекновением головы на Обжорном рынке в Петербурге. В день казни Мирович держался с достоинством и с чувством благоговения всходил на эшафот. Смертная казнь, практически отмененная Елизаветой, снова введена при Екатерине. Она произвела чудовищное впечатление на народ, который ожидал отмены приговора до решающей минуты. Как описывает это событие поэт Державин: народ вздрогнул, чуть не обрушился мост в момент казни. Характерный «русский вздрог» подмечает и поэт-антропософ Андрей Белый. Трудно не согласиться с поэтами… Русского человека действительно можно узнать по характерному «вздрогу», а вовсе не по наличию имперской идеи в нем, добавим мы, которую и по сей день пытаются навязать России. Этот «вздрог» есть ни что иное, как предвестие софийных мистерий преображения в Самодух. И не случайно, перед тем, как двинуться в путь, на Руси говорят: «Ну, что, вздрогнем? - И добавляют, - с Богом!»


1 октября, воскресенье, 2006г.

Использованная литература:

Р. Штайнер «Духовная наука как познание основного импульса формирования общества», 11 сентября 1920, GA 199.

С. М. Соловьев «История России с древнейших времен» т. 10, 11, 12, 13, М., 1965.

300 лет царствования дома Романовых», Ассоциация «Информ-Эко», М., 1990.

Г. А. Бондарев «Ожидающая культура», Эзотерические очерки русской истории и культуры, М.: Эксмо, 1996.

С. О. Прокофьев «Духовные судьбы России и грядущие мистерии Святого Грааля», М.: Энигма, 1995.

Граф де Сен-Жермен «Пресвятая Тринософия». - Исследование и комментарии П. Холла; И. Купер-Оукли «Граф де Сен-Жермен, приложение». М.: Сфера, 1998.

И. Тецлаф «Граф Сен-Жермен. Свет во тьме», пер с нем. Б. Скуратова. - М.: Энигма, 2004.

О. Платонов «Криминальные истории масонства 1731-2004г.», М.: Алгоритм, 2005.

П. Традовски «Каспар Хаузер или борьба за дух. К пониманию XIX-го и XX-го столетий», пер. с немецкого. Калуга.: Духовное познание, 2001



Иванушка

Венок сонетов
Иоанну VI,
Императору Российскому.*


 



                             1

…О, "русский путь" - звучит старинно…

Прибыв в казармы к гренадерам,

"Страдать безвестному невинно, -

Решит царица, - под затвором".

...Проснётся Анна удивясь…**

И в сани - ехать из дворца:

С судьбою горькой примирясь,

С утратой трона и венца.

Упрятать тайно под замком

И сторожить пришлось Ивана

Трём самодержцам в свой черёд.

С крестом в руках иль со штыком,

В толк не возьмут чужие страны, -

Россия двигалась вперед.



                            2

…О, «русский путь» - звучит старинно...

Взойдёт звезда Елизаветы, -

Накатит век Екатерины;

Да изумятся лишь поэты!

Таков предмет: мать Иоанна

Провозгласит себя "царицей";

В крещенье примет имя Анна,

В ту пору слыв еще девицей.

В девицах звать: Елизавета,

Христина и Екатерина.

В руках с крестом, полков напором

Власть отберет у ней к рассвету

Петрова дочь, покрыв стремнину,

Прибыв в казармы к гренадерам.



                            3

Прибыв в казармы к гренадерам,

Петрова стать найдёт опору.

"Так чья я дочь?" - сверкнёт с задором,

Поднявши рать в ночную пору.

"Так поклянитесь мне в усердьи,

Да приглушите барабаны!

Да в караульне - милосердней:

Не перебейте зря охрану!"

…Чуть позже в Зимнем, взявши в руки

Младенца, свергнутого ею,

Его целуя, скажет чинно:

"Он обречён терпеть был муки.

На свете кто теперь беднее?

Страдать безвестному невинно".



                            4

Страдать безвестному невинно:

Его родные виноваты.

Вот так - ни коротко, ни длинно -

Расслышат в детской и солдаты.

Принц Ульрих с сыном - под арест.

И манифест скрепит престол;

В нем гневный выражен протест:

И… пал немецкий произвол.

И Брауншвейгскую принцессу

Сошлют, Совет и Остермана:

В глубинку строго под надзором.

Казнь отменив, как дань прогрессу,

"Сидеть зачинщикам обмана

Решит царица под затвором".



                            5

Решит царица: под затвором

Попридержать опальных лиц;

И Иоанна к Холмогорам

Свезти подальше от границ:

Потомкам Мекленбург-Шверингским

Встать в Холмогорах под арестом;

Послать за отпрыском Голштинским,

Да присмотреть ему невесту.

Он - внук Петров: о нем раденье -

Служить и впредь крови Петра!

…Страж подберется не таясь…

В миг исторический паденья

Нагрянет грозно у одра:

Проснется Анна, удивясь…



                            6

Проснется Анна, удивясь.

За цесаревной, глядь, конвой:

Да - на порог, благославясь,

И… в Леопольдовны покой.

Елизавета ей: "Сестрица!

Пора вставать!" – "Как, это вы?" -

Уразумев тотчас царица.

Перевороты - не новы.

И умолив Елизавету не делать зла её семье, -

Смутивши гвардии сердца, -

Поспешно фрейлиной одета

В меха на шелковом белье,

И в сани - ехать из дворца.



                            7

И в сани - ехать из дворца

В Елизаветинский дворец;

Все потеряв, страшась конца,

Сложить правленье и венец.

За Анной сам младенец-царь

С грудной сестрёнкой Катериной.

Полозий скрип… блеснёт фонарь

В ночи на Невском… тень витрины.

А следом снова манифест:

Что чужестранные персоны

Не станут, - в земли выдворясь, -

Принявши милостивый жест,

Чинить Отечеству препоны,

С судьбою горькой примирясь.



                            8

С судьбою горькой примирясь,

Прогнавши регента Бирона,

Проспавши царство и ленясь, -

Брауншвейгский дом ронял корону.

Елизавета то склонялась:

Семейству - почесть и - домой,

То откровенно колебалась

Между Европой и тюрьмой

. Все ж одолело опасенье,

Что возвратится чуждый род.

…Так Иоанн забыл отца…

Его с любовью в заточеньи

Прозвал Иванушкой народ,

С утратой трона и венца.



                            9

С утратой трона и венца,

С годами, маявшись в неволе,

Принц стал похож на простеца:

Едва б мог править на престоле.

А в прусских землях корабли

Готовят за моря в поход

В Архангельск: встрянуть на мели

Как по весне растает лёд.

…Несётся весть быстрее света

Велит Ивана в Шлиссельбург

Доставить, топнув каблучком,

Из Холмогор Елизавета.

Поближе в крепость, в Петербург.

Упрятать тайно под замком.



                            10

Упрятать тайно под замком…

И бунтарю - не сдобровать.

Король дал знак ему кивком

Особ наследных воровать.

И деньги подал сверху меры

Бунты раскольникам чинить:

Иван Антоныч - старой веры,

Его в цари и воротить.

Весной приплыть за ним "купцам"

И выкрасть принца в самом деле.

Путь на восток - вот цель их плана!

И вняв российским образцам

Царю служить для этой цели.

…И сторожить пришлось Ивана…



                            11

…И сторожить пришлось Ивана

И императору Петру:

Явись ему хоть тень тирана,

Ему соперник - ни к чему.

С ним говорил, Иван здоров.

Но вот умом весьма расстроил.

Прощупав почву, внук Петров

Конвой царевичу удвоил.

Речь при свидетелях звучала:

Казалось им - царевич дик,

Он утверждал, что он - не тот,

Что Иоанн - велик нимало…

И представал как дух - безлик

Трём самодержцам в свой черёд.



                            12

Трём самодержцам в свой черёд

Доходит слух об Иоанне:

Мол, он для партий - флаг, оплот

И государь еще при Анне.

…Пётр робко выйдет из игры:

В прицел берут его галеру,

А все столичные дворы

Бранят голштинскую манеру.

Монарх не стоил и мизинца, -

В Европе ропщут меж послов:

Жена сметёт одним рывком

Ивана так же, как голштинца;

И рассуждают с чьих-то слов:

С крестом в руках иль со штыком?



                            13

С крестом в руках иль со штыком

Сумели девы воцариться,

С Иваном свидевшись мельком:

Между двух царств, как говорится.

Екатерину будут прочить

Меж тем Иванушке в супруги.

Она не даст себя морочить

И умалять свои заслуги.

Примчась с мятежником Орловым

К полкам гвардейским утром рано,

Она проявит дерзкость, хватку.

Ей присягнут на верность… Словом, -

Дождётся ль Родина порядка -

В толк не возьмут чужие страны?



                            14

В толк не возьмут чужие страны:

Царице в радость и шажок…

Чтоб исцелять больные раны,

Издаст «Наказ», чиркнёт стишок.

Не признавая рабских мнений,

Спешит Вольтеру подрожать.

Митрополит - монах Арсений

Посмел, однако ж, возражать:

Мол, "не природная царица";

И Пугачёв не клал поклон.

Того - казнит; того - запрёт.

Принцесса Цербстская гордится

В сословный быт внедрить закон.

…Россия двигалась вперед!



                            15

Россия двигалась вперед…

Указ получит в срок охрана:

"Живым - не быть. Иван умрёт.

Заклать штыком". Спасти Ивана

Нашёлся бравый офицер

Мирович: вот наделал бед…

Не то масон иль старовер,

Себе же действовал во вред.

Царевич в жертву принесён…

…Герой казнён - прям на Обжорном:

Правдива ль драма иль картинна?

Народ лишь вздрогнул, потрясён, -

Не скоро станет он покорным.

…О, русский путь - звучит старинно.

 


* Иоанн VI Антонович (12.08.1740-04.07.1764) - император с 17 октября 1740 г. по 25 ноября 1741 г); свергнут Елизаветой и убит при Екатерине II. Томился в тюремном заключении в течение двадцати лет.

** Принцесса Анна Леопольдовна Мекленбургская - мать Иоанна VI. В ночь с 8 на 9 ноября 1740г. граф Б.К.Миних арестовал регента Э.И. Бирона и Анна Леопольдовна была провозглашена правительницей государства при малолетнем сыне.


Е. Яшина. «Иванушка», независимый альманах «Московский Парнас» №2(27), М., 2007 г.





В качестве приложения:

Дитя Европы.

Венок сонетов.

Каспару Хаузеру1,
принцу Баденскому
 



                            1

Он на Земле почил не в бозе.

Его лорд Стэнхоп 2посетил…

Он принял смерть в смертельной дозе,

Когда убийцы след простыл.

Найдёныш, принц, дитя Европы!

Он потерял и стол и дом.

Он из дворца попал в «окопы»,

Отпущен где-то за бугром.

С ним сам в родстве Наполеон.

О, одинок затворник кельи.

Похищен в детстве и прикован,

Чтоб в срок не смел взойти на трон,

Вдыхал он воздух подземелья,

Где был злодейски замурован.



                            2

Он на Земле почил не в бозе.

Его загадочен портрет…

Он освящён в стихах и в прозе,

И не исчерпан все ж предмет…

Он родился стать принцем духа!

Взор агнца; ростом невелик.

И слава лишь терзает ухо

И оскорбляет бледный лик,

И до сих пор смущает слух:

Кто ж - незнакомец, бедолага?

Судья 3опеку учредил.

О, мир к нему бывал и глух…

В Ансбахе 4кончил путь бедняга.

Его лорд Стэнхоп посетил…



                            3

Его лорд Стэнхоп посетил…

В Нюрнберге памятник есть местный,

На камне: "Юношу убил

Другой такой же неизвестный"…

Сюда влечет туристов рой,

Спешат увидеться с Каспаром.

Тот век его опутал тьмой

И этот чтит теперь недаром.

…Стэнхоп преследовал кронпринца -

Хотел быть названным отцом, -

Располагал к нездешней грёзе;

Лорд обольщал, дарил гостинцы,

Дитя обманут подлецом.

Он принял смерть в смертельной дозе.



                            4

Он принял смерть в смертельной дозе.

За что гоним? Куда бежал?

Известно, что в склоненной позе

Он сердцем повстречал кинжал…

Он вихрем мчится до Ансбаха,

Чтоб сообщить: "Я вновь убит"…

И на ходу, не чуя страха,

Самим собой руководит.

Так было прежде: блеск металла,

Кровь бьёт со лба, взметая жар;

Тогда от ран едва остыл,

Чуть не погиб… страдал немало,

Но удержать сумел удар,

Когда убийцы след простыл.



                            5

Когда убийцы след простыл…

Враг вновь задумал преступленье:

Разбередив в мальчишке пыл,

Раскрыть его происхожденье.

С тем пригласил в ансбахский сад:

Там будет отдана бумага…

Каспар служил в суде и - рад:

Никто не скажет - он бродяга;

Не назовет подкидыш нищий.

И сам шагал к кресту страданья,

Слегка отбрасывая стопы.

Вода и хлеб служили пищей

Тому, о ком пестрят изданья:

"Найдёныш", "принц", "дитя Европы"!



                            6

Найдёныш, принц, дитя Европы!

Его "нашёл" пытливый век…

Преодолев пути и тропы,

Каспар смог жить как человек.

…Он, появясь, не долго ждал

В Нюрнберге, в Троицыны дни,

В руке, зажав, конверт держал

С письмом напутственным «родни».

"Костюмчик странный и покрой", -

Дивились полднем Вайкман с Беком, 5

Навеселе бредя вдвоём;

И показался им герой

Потешным с виду человеком:

Он потерял и стол, и дом.



                           7

Он потерял и стол, и дом,

И перенес, как видно, муки.

И вот теперь ступал с трудом,

Одет в поношенные брюки.

В камзоле старом ковылял,

В цилиндре, куртке, сапогах.

В ответ бессвязно бормотал

И боль испытывал в ногах.

Зевакам он вручил письмо.

Там адрес: полк и чин мундира.

Взялись доставить остолопы

К воротам города его.

Там… с офицером - к командиру.

…Он из дворца попал в "окопы":



                            8

Он из дворца попал в "окопы"…

В письме просили аферисты

Учить юнца скакать галопом:

Зачислить в полк в кавалеристы.

К письму приложена записка:

Мать отреклась, назвав Каспаром.

Затем о бедности отписка,

Мол, прокормить не в силах даром.

Крестила сына при рожденье,

Отдать мечтая в "кавалеры".

Подкидыш, взят, мол, батраком:

Его семейство в затрудненье…

…Так стал он жертвою аферы,

Отпущен где-то за бугром.



                            9

Отпущен где-то за бугром,

Он помнил землю и подвал

С решёткой в стенке и гербом,

Где так с лошадкой и играл.

Неизреченна тайна зла…

Народ прознал о страшной каре.

Молва по Рейну поплыла

О принце Баденском Каспаре:

Томится узник - вестник рая.

Он люд избавил бы от бед.

И властью светской облечён,

Он правил б Баденом, играя,

И с верой детскою в завет!

С ним сам в родстве Наполеон.



                            10

С ним сам в родстве Наполеон6.

Кому ж мешал приёмный внук?

Король бы выдал миллион -

"Узнать", чьих дело это рук…

Россия смяла Бонапарта.

Упущен Пфальц 7 - пропал кураж,

В большой интриге бита карта:

Бессмыслен Людвигу 8шантаж.

И лорд готовится к развязке:

Подростка б в Англию, учиться,

Там ждут и Оксфорд, и веселье.

Он принца выманил как в сказке,

Чтоб погубить, как говорится…

О, одинок затворник кельи!



                             11

…О, одинок затворник кельи,

Где в рост нельзя и распрямиться,

Чтоб взять в ручонки хлеб и зелье,

Успел лишь луч в окно пробиться.

Вот створка снова затворялась

И некто в чёрном исчезал.

Каморка в темень погружалась

И отпрыск тень благословлял.

…Рыбак закинул сеть на склоне:

Всплыла бутылка по теченью,

Латинский текст слегка шифрован:

Лишенный права по рожденью,

Я - сын того, кто сел на троне.

Похищен в детстве и прикован.



                            12

Похищен в детстве и прикован

Железной цепью так за ножку,

Что каждый жест весьма рискован,

Во тьме он видел, словно, кошка.

Грудным младенца подменили,

Упрятав в Бойггене9 сперва,

Потом и в Пильзах10 заточили,

Когда пошла о том молва.

И вот к шестнадцати годам

С ним некто ходит в коридоре,

Он слышит речь… он приручён.

Невинный сердцем как Адам:

Так пусть живет себе на горе,

Чтоб в срок не смел взойти на трон.



                            13

Чтоб в срок не смел взойти на трон,

О том пеклись Луиза Хайер11 ,

Спустя - злой гений и патрон

Стэнхоп, за ним учитель Майер12

…О, что изведал мальчуган,

Забыв внезапно про кошмар,

Когда в полицию отдан,

Кряхтя, выводит там: "Каспар"?

Горазд две фразы повторять.

И так сидит в тюремной башне.

Тюремщик добрый и с похмелья

Решил к себе его забрать.

Каспар твердил: ему не страшно.

Вдыхал он воздух подземелья.



                           14

Вдыхал он воздух подземелья,

А вскоре стлал себе постель.

И день за днем от «новоселья»

Он бурных прожил семь недель.

Он утомлялся от толпы

И сон терял, и аппетит.

Померкли звезды и цветы,

И яркий свет глаза слепит.

И тут, как пена из вина,

Известье Нюрнберг облетело:

Что гость - едва ль не коронован,

Двор чтит судью-опекуна.

Ему откроет мальчик смело,

Где был злодейски замурован.



                           15

…Где был злодейски замурован

И кем - есть средство замолчать…

Судья жестокостью растроган,

Старался принца воспитать.

Судьба дарит Каспару встречи

Профессор Даумер13 - поэт;

Он понимал, что брал на плечи,

И знал, что юноше во вред…

…"Пустует" Баденский дворец.

Погас и принц, как луч в оконце,

На том декабрьском морозе…

Всяк ему - мать; всяк и - отец:

Зашло зимы баварской Солнце -

Он на Земле почил не в бозе…

 

Примечания:

1. Каспар Хаузер - сын Великого герцога Баденского Карла и Стефании де Богарне, рожденный во дворце в Карсруэ (29 сентября 1812г.) и убитый при загадочных обстоятельствах (14 декабря 1833г.)

2. Ф.Г.Стэнхоп - английский лорд, орудие в руках врагов Каспара.

3. Судья - П.И.А. фон Фейербах, ученый- криминалист из Ансбаха, первый опекун и биограф Каспара Хаузера.

4. Ансбах - город в Баварии.

5. Вайкман и Бек - сапожники из Нюрнберга.

6. Приемная дочь Наполеона - Стефания де Богарне была матерью Каспара Хаузера

7. Пфалъц - княжество в Германии, подаренное Наполеоном Стефании Богарне; с 1806 входило в состав Баденского герцогства, с 1836 вошло в состав королевства Баварии.

8. Людвиг I - король Баварский (1825-1848).

9. Бойгген - замок графини фон Хохберг близь Лауфенберга в земле Верхний Рейн.

10. Пильзах - замок барона Карла фон Гриссенбека в Баварии в 40 км. от Нюрнберга.

11. Луиза Хайер - графиня фон Хохберг, вторая жена Великого герцога Баденского Карла Фридриха, чей внук Карл был отцом Каспара Хаузера. Луиза тайно подменила младенца с целью завладеть Баденским престолом.

12. Майер - учитель из Ансбаха, которому лорд Стэнхоп, добившись опекунства, поручил юношу.

13. Г.Ф. Даумер - учитель Хаузера из Нюрнберга, религиозный философ; написал книгу о Каспаре Хаузере.



Е. Яшина, «Дитя Европы», независимый альманах № 8 (24), М.: Московский Парнас, 2006



Дата публикации: 09.10.2007,   Прочитано: 3950 раз
· Главная · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Форум · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru       Рейтинг@Mail.ru Над сайтом работают Владимир и Сергей Селицкие
Вопросы по содержанию сайта:
Fragen, Anregungen, Spenden an:
WEB-мастеринг и дизайн:
        
Открытие страницы: 0.03 секунды