Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души33 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Антропософские инициативы

Эвритмия

Об эвритмии

Эвритмия — искусство особого гармоничного движения, название которого восходит к древнегреческому искусству танца. В переводе с греческого языка eurythmia — стройность, благозвучие, равномерность ритма в музыке, танцах и речи. Ритм понимается как качество живого организма, необходимая составляющая жизни человека. Эвритмия появляется в 1912 в Европе (в Швейцарии, Германии). Это один из способов выражения музыкального и поэтического в движении и пространстве, основы которого были разработаны Рудольфом Штейнером, философом и мыслителем, положившим начало духовной науке “антропософия”.

Отмечая пограничное положение эвритмического движения между пантомимой и танцем, Р. Штейнер указывал на дидактический, эстетический и гигиенический аспекты. Говоря о дидактическом аспекте, он подчеркивает, что душа человека раскрывается в движениях в силу своей связанности с телом. Эстетический элемент выражает художественность движения. Терапевтическое воздействие эвритмии заключено в оздоровлении психосоматической организации человека: «Поскольку физическое тело приведено в соответствие с миром движения и здоровая подвижность обращена на дидактику, становится возможным оздоровляющее воздействие на физический организм и на душевную организацию человека». Так в современной эвритмии определилось три направления:

Художественная (сценическая)

Педагогическая (для детей и взрослых)

Терапевтическая (гигиеническая и лечебная)


Эвритмия – это подарок свыше

Эвритмическое движение дарит мне чувство полета, свободы от власти материи. Тело невесомо и послушно, оно парит над землей. Чувства уравновешены, а разум не сконцентрирован на моей самости, а как будто расширился, будто пронизан светом и охватывает небо.

В детстве мне снился сон: будто бы я нахожусь в своей квартире или в другой обыденной обстановке, и ступаю так легко, что не касаюсь земли. Для других людей я иду обычным шагом, но у меня есть тайна – это я лечу очень-очень низко, и земля не чувствует моей тяжести. Я даже могу парить над землей, делая длинные прыжки. Они длиннее, чем это возможно, если бы я как обычно отталкивалась стопой. Я проскальзываю над полом, и следов нет. И, конечно, если бы кто-нибудь пригляделся, то заметил бы чудо…

Марина Меличева, 7 марта 2008 г.


История эвритмии

Эвритмия была известна в России до революции. Такие выдающиеся деятели отечественной культуры, как поэты А. Белый и М. Волошин, его супруга художница М. Сабашникова и др., находились у истоков возникновения этого искусства и упоминают об истории его создания и силе воздействия в своих художественных произведениях. М. Сабашникова развивала эвритмическое движение в 1920-х гг. в Москве. В эти же годы участники МХАТ-овской студии под руководством М. Чехова изучали эвритмию как часть актерского тренинга с целью сделать жест более выразительным и создать особую атмосферу взаимодействия между пространством зрительного зала и сценой. Однако политические изменения привели к общественному забвению эвритмии в России. Возрождение эвритмии как терапевтического и художественного движения началось в 1990-х гг. в Москве и Санкт-Петербурге.

Марина Меличева


После 1912 года в различных местах Германии стали возникать эвритмические центры, однако только в 1923 году в Штутгарте была основана первая эвритмическая школа Эвритмеум, возглавляемая Марией Штейнер, урожденной фон-Сиверс. Она родилась в Польше, входившей в то времяв состав Российской Империи, и юность провела в Петербурге. Среди первых эвритмистов было много русских девушек.

В эвритмическое образование, кроме самой эвритмии, входили следующие дисциплины:

1. Метрика и поэзия и эстетика всех искусств.

2. Музыка: такт, гармония, ритм, мелодия, фразировка и история музыки.

3. Геометрия пространственных форм, таких форм, в которых заложены закономерности, присущие организму человека; изучение человеческого тела с точки зрения его пропорций.

Агриппа Неттейсгемский писал: “Человек, будучи прекраснейшим и совершеннейшим творением Бога, будучи его подобием и малым миром, обладает телом, устроенным более гармонично и совершенно, нежели у всех прочих созданий, и заключает в себе все числа, меры, веса, движения и элементы, короче, - все, что принадлежит к полноте его существа; и все в нем, как в превосходнейшем произведении, достигает того совершенства, до которого никогда не возвышаются другие вещественные тела”.

4. Пластическо-музыкальная антропология. Изучение динамико-механического в человеке, какие положения принимают кости и мускулы, когда производится определенное движение, что происходит с организмом при выполнении художественных движений. Каждый орган может быть рассмотрен с точки зрения музыкальных закономерностей. Рассмотрение организма речи, гортани и пластически-музыкальное формирование звуков речи. Как, например, образуются небные звуки и все возможные виды звуков.

5. Пение, хоровое пение и рецитация.

6. Общая педагогика. Изучение, как благодаря эвритмии, человек гармонизируется.

7. Общая антропософия.

Позднее были добавлены живопись и пластицирование(или художественная лепка).

Дипломированный эвритмист должен пройти обучение всем основным и дополнительным предметам. Получив такое образование, эвритмист может преподавать искусство движения эвритмии взрослым и детям.

Маргарита Денисова


РЕЧЕВАЯ ЭВРИТМИЯ

Речь является универсальным выразительным средством человеческой души. В древности речь всегда сопровождалась жестами и это воспринималось совершенно естественно. Эта жестикуляция зачастую обретает собственную жизнь, превосходя порой по выразительности саму речь. Например, во время культовых действий речь сопровождалась своеобразным танцем.

Эту древнюю традицию до сих пор мы можем наблюдать, например, в Индии. Сложная знаковая система положений рук, называемая мудра (печать) используется в танце и танце-пантомиме, описывая действия героев. Но эти жесты не являются “азбукой глухонемых”, так как их понимают все в Индии. Их используют не только в танце, а также обязательно при пении, рецитации и в повседневной жизни. В современной жизни речь превратилась в средство выражения результатов научных исследований, сообщений; она потеряла свою первоначальную душевность.

Современной науке известна связь между движением рук и процессом возникновения речи. В действительности речь возникает как редуцированное движение конечностей человека. Во время раннего развития ребенок изживает в себе тенденцию к спонтанным движениям рук и кистей. Эти движения затем отходят на задний план, концентрируясь в органах речи, которые в свою очередь являются слепком тех тенденций, которые проявляются в движениях рук и кистей. Это движение удерживается, концентрируется в органах речи и выходят уже в виде воздушных жестов. Воздух, который мы выдыхаем при пении или речи, проходя через органы дыхания, речи и пения, мы формируем при помощи гортани, неба, зубов, губ в воздушные жесты, которые так формируются в пространстве, что их можно услышать. Поэтому правомочен и обратный процесс, когда воздушные жесты звуков речи преобразуются в жесты рук и тела, повторяя их, делая видимыми.

Вот что пишет об этом Гордон Крег: “Слово _ это искра, вспыхивающая на конце жеста, и без предварительной работы тела, основанной на мышечных усилиях, оно вообще не способно родиться”.

Или А.Н.Толстой: “Речь человеческая есть завершение сложного духовного и физического процесса. В мозгу и теле человека движется непрерывный поток эмоций, чувств, идей и следуемых за ними физических движений. Человек непрерывно жестикулирует. Не берите это в грубом смысле слова. Иногда жест – это только неосуществленное или сдержанное желание жеста. За жестом следует слово. Жест определяет фразу”.

Благодаря эвритмическим жестам становится возможным раскрывать в зримых образах такие закономерности языка, которые в наше время, когда речь имеет дело с крайне абстрактным душевным содержанием, с трудом поддается познанию. Определенный звук выражается определенным движением, но как звук может быть произнесен по-разному, так и жесты могут быть разными. Эти жесты должны применяться художественно. Для этого у эвритмиста должно быть правильное чувство формы собственного движения, тогда он может донести чувство до зрителя. Оно будет действовать, если эвритмист вокруг своей руки чувствует воздух, который ее касается, покоится, давит или тянет. Р.Штейнер так говорил об этом: “Кто хочет эвритмизировать, должен проникнуть в сущность формирования речи. Он должен быть причастным тайне звукотворения. В каждом звуке речи выражено душевное переживание. В гласных звуках выражается мыслительное, эмоциональное, волевое самооткровение души. В согласных звуках выражается то, как душа конкретизирует внешние предметы или процессы. В повседневной речи это свойство языка выражать остается по большей части подсознательным. Эвритмист же должен приобрести о нем точное знание, - слышимое в речи он должен преобразовывать в статические и подвижные жесты”.

Конечно же с помощью выразительных средств эвритмии передается и смысл того или иного поэтического произведения, но кроме смысла эвритмист сохраняет характер движения языка, его гласных и согласных звуков, их сочетаний, который изменяется при переводе на другой язык. Если же пользоваться только средствами пантомимы, то становится совершенно не важно, на каком языке эта пантомима. В эвритмии мимика не имеет значения, так как внимание зрителя должно быть обращено прежде всего на движение. Но когда в эвритмии хотят выразить усмешку и юмор, тогда мимические движения допустимы в умеренном количестве.

Маргарита Денисова


МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭВРИТМИЯ

Эвритмия, сопровождающая игру на музыкальных инструментах, - это именно пение через движение отдельного исполнителя или группы исполнителей, но не танец, хотя само танцевальное движение как бы задерживается внутри тела человека, а не выливается свободно, как в танце.

Б.М.Теплов говорил о тех процессах, которые происходят в теле человека при восприятии музыки следующее: “Восприятие музыки является активным слухо-двигательным процессом, так как все время связано с определенными двигательными реакциями. Моторные реакции могут иметь разную степень выраженности: от зачаточных (напряжение и расслабление голосовых связок, мускулов гортани, глубоко лежащих мышц грудной клетки) дол явных (раскачивание всем телом, отбивание такта ногой, кивание головой). Эти реакции являются органичным компонентом восприятия музыки и часто остаются неосознанными, если внимание на них не обращено”.

Так вот эвритмия эти зачаточные движения делает осознанными и видимыми, когда все тело как бы становится гортанью. Главным выразительным средством в эвритмии служат руки и кисти рук, а движение остальных членов тела только сопровождают, подкрепляют движение рук. И поток тогда, удержанный в органах пения, устремляется от центра человека, через руки и через ноги вниз. И это не случайные жесты, а существует определенная последовательность, через которую выражается музыкально-художественное, что хочет передать художник. Такт, ритм, мелодия, “щвунги” (легкое движение между музыкальными фразами – как вдох) мотивов и пауз, форте и пьяно, изменения темпа, светлое настроение мажора по контрасту с сумрачным настроением минора, консонанс и диссонанс должны быть совершенно подвластны инструменту эвритмиста – его телу.

Отдельными звуками в музыке, также как и гласными в речи, выражают переживания души. И в настоящей эвритмии видимым становится чистейшее откровение человеческой души. Зритель воспринимает в эвритмии не просто движение или жест, но то, что чувствует и ощущает эвритмист, поэтому необходимо, чтобы, эвритмизируя, исполнитель действительно переживал: в речевой эвритмии – структуру звука, а в музыкальной – структуру тона.

Некоторые говорят, что в такой заданности есть несвобода, что жесты должны быть спонтанными. Но тогда нельзя говорить на разных языках, создавать произведения искусства в литературе и в музыке, где присутствует эта заданность, но овладев которой, можно обрести свободу, а иначе, только изъясняться междометиями и отдельными звуками. На примере эвритмии можно научиться ценить техническую сторону искусства, а именно, эвритмия позволяет проникнуть в то, как при подлинном художественном творчестве техническое отказывается от всего внешнего и постигается непосредственно из душевного. От людей, принадлежащих к той или иной области искусства, нередко приходится слышать, что душа должна действовать за техникой, истина же заключается в том, что душа должна действовать в технике.

Мы живем в эпоху, когда различные виды искусства, некогда разделенные, а также науки и религии, стремятся к слиянию. Эвритмия и была изначально такой попыткой найти связь с общечеловеческим, универсальным содержанием. В этом и заключается обновленность искусства храмового танца. И теперь эвритмия развивается самостоятельно и, как младшее искусство, развиваясь и совершенствуясь, со временем займет свое место среди старших искусств.

Маргарита Денисова


СЦЕНИЧЕСКАЯ ЭВРИТМИЯ

Р.Штейнером, а затем и самими эвритмистами было создано много форм, как к музыкальным произведениям, так и к поэтическим. Также было создано целое направление драматической эвритмии, когда эвритмия используется в драматических произведениях самостоятельно или наряду с игрой драматических артистов. Большое внимание всегда уделялось цветам костюмов, о выборе которых свои указания оставил Р.Штейнер. Обычно – это длинное шелковое платье и “шляер” или вуаль из тонкого шелка, которая позволяет увидеть отголосок движения, того самого “воздушного жеста”. Иначе еще движение шляера называется “чувством”, поскольку именно в характере этого движения становятся видимыми тончайшие душевные нюансы движений эвритмиста в целом. Также большое значение в эвритмических выступлениях играет освещение, которое падает на фигуры эвритмистов и синий занавес в глубине сцены, перед которым они выступают, создавая новые цвета и эффеты движений. Р.Штейнер всегда обращал внимание эвритмистов на то, что не обязательно все выступления должны быть очень серьезными. Ни одно выступление при его жизни не проходило без юмористических номеров.

Маргарита Денисова



Сайты по эвритмии
Искусство современного художественного движения ЭВРИТМИЯ
Эвритмический проект "Шостакович в музыке и движении"
Другие ссылки

Новости, объявления:
09.12.2007 Эвритмия для начинающих
30.03.2008 Вечернее эвритмическое образование в Москве
18.05.2008 Первая Всемирная конференция по лечебной эвритмии, 2008 Дорнах
17.01.2009 Эвритмия по субботам в Москве для начинающих и уже начавших любителей эвритмии.
07.06.2009 Эвритмия, семинар в Казани
03.09.2009 Уникальный международный проект "Симфония - эвритмия. 2009".
26.11.2009 III Московский фестиваль эвритмии
26.04.2010 Эвритмия летом в Москве
11.05.2011 Зпоха эвритмии в Москве

Дата публикации: 07.04.2017,   Прочитано: 310 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.14 секунды