Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души33 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

К.А. Свасьян

    На Open Armenia 04.08.2005, состоялось он-лайн интервью с Кареном Свасьяном.

    Карен Свасьян, доктор философии, лауреат Гумбольдтовской премии. Автор множества книг, таких как "Голоса безмолвия", "Феноменологическое познание", "Философское мировоззрение Гете", "Становление европейской науки", "Европа: два некролога" и др. Также переводил и редактировал издания таких авторов, как Фридрих Ницше, Освальд Шпенглер, Райнер Мария Рильке, Карл Балмер.

    Сегодня Карен Свасьян живет и работает в Базеле в качестве лектора и свободного писателя.

Интервью с Кареном Свасьяном

Open Armenia: Кто Ваш читатель? Каким Вы его видите и представляете?

Карен Свасьян: Кто мой читатель? - Ну наверное все, кто не захлопывают мои книги с первых же страниц.

O.A.: Каким Вы его видите и представляете?

К.С.: Идеальным. Это значит, таким, кто мог бы при случае сам написать или, по крайней мере, адекватно прочувствовать мои книги.

O.A.: Какой представляется Вам цель армянства и армянского народа?

К.С.: Чувствовать себя в целом человеческой истории. Исполнить вовремя свою задачу. Вовремя и достойно встретить свою старость и уметь нести ее.

O.A.: То есть Вы считаете, народы стареют так же как и люди... Тогда сколько по-Вашему лет армянскому народу? Он стар или еще в полном расцвете сил?

К.С.: Конечно же, народы стареют, как и люди. Больше того, они и умирают, как и люди. Сколько лет армянскому народу сказать не могу. Очевидно, он очень стар, но может еще пережить вторую, третью или какую еще молодость, если сумеет достойно и адекватно нести свою старость. Это самое трудное – быть старым. И пожалуй самое плодотворное.

O.A.: Наследником какой культуры Вы себя ощущаете, армянской или европейской?

К.С.: Той и другой. А по существу всех, у которых я чему-либо научился.

O.A.: Могли бы Вы перечислить те ценности на которые должно опираться наше общество наподобие заповедей Христа (или Моисея) ?

К.С.: Перечислить не могу. Но могу сказать первое пришедшее на ум. Лучшая заповедь: мыслить чисто и сообразно действительности. Мыслить вещи, как они есть, а не термины и мысленные конструкты. А главное, учиться мыслить сердцем. Если наше общество, мир вообще имеет какое-либо будущее, то только через мысли, строгие, логически безупречные мысли, мыслимые не головой, а сердцем.

O.A.: Не кажется ли вам, что наши философы несут основную ответственность за то, что распространители сектантства, нашли золотую руду не только в Армении, но на всём постсоветском пространстве?

К.С.: Да, если считать сектантством саму философию, которой они занимаются. А в целом ответственность за распространение всякого рода нечистот лежит на людях, которые невыполнением своего духовного долга способствуют возникновению вакуума, всасывающего потом любой мусор.

O.A.: Как вы считаете, нужно ли армянам и Армении бороться за признание Геноцида и почему, а также нужно ли им само признание?

К.С.: Считаю, что нужно. Причина: память об отцах и историческая справедливость. Но было бы печально, если бы борьба за это признание вытеснила задачи настоящего.

O.A.: Каким вы видите общее направление экономического, политического и культурного развития Армении (в смысле ориентации на какие-то модели), реальное и желаемое?

К.С.: Меньше всего вижу я это развитие в ориентации на западные формы экономики, политики и культуры. Это плодит карикатуры и грозит национальным уничтожением. К сожалению, именно это направление взяло верх в Армении и усиливается с каждым днем. Рассчитывать можно было бы только на те модели, которые в строгом смысле отвечали бы специфике и неповторимости армянского. Я не могу, даже вкратце, раскрыть здесь подробнее эту мысль, так как это потребовало бы написания целой книги. Может быть, мне удалось бы когда-нибудь вернуться к названной теме.

O.A.: Насколько мне известно, Вы некоторое время интересовались антропософией и критиковали ее. Каковы Ваши впечатления от Вальдорфскиx школ? Лучше ли они или xуже общеобразовательныx? Каковы перспективы иx развития в Армении?

К.С.: Я интересуюсь антропософией вот уже долгие годы, и мой интерес к ней не убывает, а только усиливается. Антропософию я никогда не критиковал, а критиковал те направления в ней, которые, по-моему, порочат и искажают ее. Вальдорфские школы, как я могу об этом судить, - лучшее, что есть сегодня в педагогике. Они не просто лучше или хуже общеобразовательных школ, они просто уникальны. К сожалению, инерция и душевная лень настолько еще сильны, что люди критикуют их, даже не утруждая себя как-то узнать их поближе. От этого и зависят перспективы их развития не только в Армении, но и в мире. Может быть, когда ситуация с нашими детьми станет невыносимой, критики Вальдорфской педагогики ухватятся за нее, как утопающий за соломинку.

O.A.: Куда бы Вы отнесли скорее армянское общество, мышление и культуру, к Ориенту или к Окциденту? И если можно поподробнее, к каким народам армяне по духу и мышлению ближе: русским, персам, грузинам, грекам, итальянцам, американцам...?

К.С.: Я бы отнес их, скорее, туда, куда они сами себя относят. Ваш вопрос не статический, чтобы можно было дать на него определенный ответ, а динамический, где ответ зависит от сиюминутной действительности. В этом смысле здесь можно найти и Восток и Запад, а соответственно, и русских, персов, грузин, афроамериканцев, америкоафриканцев и прочих.

O.A.: Тогда могли бы вы привести примеры, куда армяне ориентировались в различные исторические периоды своего развития, хотя бы за последние 100-200 лет?

К.С.: Эти примеры и образуют историю Армении в частности за последние 100-200 лет. Они ориентировались всюду на те ценности, среди которых жили как диаспора. Важно было бы спросить, теряли ли они при этом свои ценности или им удавалось сохранить себя в том, куда они сами себя относили.

O.A.: Насколько правильным вы считаете держаться исключительно за национальную культуру? И если это не национальное, то в чем могла бы корениться культура?

К.С.: Я думаю, держаться надо именно за национальную культуру, предпочтительно- за чужие. Только так и можно выйти в человеческую культуру. Держаться исключительно за свое национальное – значит, законсервировать себя в банке с ограниченным сроком хранения. Культура – это всегда выход за пределы своего в чужое и превращение чужого в свое.

O.A.: И другой вопрос, можно ли по Вашему мнению оформить некую национальную идею или девиз общий для всех армян?

К.С.: Конечно, можно. Но условием было бы эту идею прежде увидеть и пережить. Иначе речь шла бы о мысленных конструкциях. Вообще, об идеях лучше всего не говорить, а жить их и проживать, если возможно. Тогда слова о них будут не пустозвучием, а реальностью.

O.A.: Можно ли ваши слова о " невыполнении своего духовного долга" воспринять, как критику бездействия и убогого состояния сегодняшней философской школы в Армении?

К.С.: Можно, но это было бы не критикой, а диагнозом.

O.A.: Предположим Вас отправляют на 10 лет на необитаемый остров и разрешают взять одну единственную книгу для чтения и одно единственное музыкальное произведение для прослушивания. Что бы вы спонтанно выбрали?

К.С.: Гете, «Разговоры с Эккерманом». Пластинку с песней «Лили Марлен».

O.A.: Какие пять книг могли бы по-вашему сопровождать человека всю жизнь?

К.С.: Любые 5 томов из 354 томов собрания сочинений Рудольфа Штейнера.



Дата публикации: 21.10.2007,   Прочитано: 6856 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды