Постановка проблемы
Вопрос о духовной интеграции русскоязычной молодежи в израильское общество на самом деле включает в себя три проблемы.
Первая - насколько классическая парадигма духовной интеграции является релевантной в глобальном мире. Вторая - сама возможность духовной интеграции русскоязычной молодежи в израильское общество. Третья - каким образом содействовать духовной интеграции в практической деятельности.
Мы постараемся наметить подходы к решению этих трех проблем.
Что касается первой проблемы, то кризис классической парадигмы явствует из нынешней ситуации конфликта цивилизаций. Подходы, предполагающие, что должно происходить взаимовлияние и обогащение духовными ценностями Запада и Востока оказались неадекватными. Значительная часть стран, в особенностями исламские, оказывает активное сопротивление западным ценностям, таким как, например плюрализм, толерантность и так далее. Более того, граждане, переселившиеся на постоянное местожительство на Запад, также не желают принимать ценности, принятые в этих странах. Классические механизмы интеграции, такие как школа, армия, гражданская общество, требования производства дают системный сбой. Но и в таких стран, как Израиль, где противостояние ценностей не носит столь острый характер, успехи в сфере духовной интеграции можно назвать весьма относительными.
Вторая проблема - заключается в том, что духовная интеграция, как правило, предполагает, что есть две равные величины, которые могут быть интегрированы. В нашем случае все гораздо сложнее. С одной стороны есть молодые люди, выходцы из стран СНГ у которых не успело сформироваться цельное мировоззрение, представление о каких-то духовных ценностях, с другой - мощная система идеологического воздействия со стороны израильского общества и коренных израильтян, с третьей - влияние сверстников с такой же неустойчивой самооценкой, с четвертой - родителей с их трансформировавшимся мировоззрением. Таким образом, на практике возможности полноценной интеграции русскоязычной молодежи выглядят весьма относительными.
Автор в течение 15 лет занимается изучением вопроса интеграции русскоязычной молодежи в Израиле. Работа в русскоязычных СМИ, преподавание в Сити-колледже, где русскоязычная молодежь обучается на степень бакалавр менеджмента, участие в различных проектах, связанных с интеграцией молодежи,
предоставили автору богатый материал для исследований. На основании опыта работы с молодежью и конкретных исследований можно с большой долей уверенности заявить, что духовная интеграция (в классическом понимании этого термина) русскоязычной молодежи в израильское общество является весьма условной. Об этом косвенно свидетельствуют и различные социологические исследования, проводившиеся по вопросам интеграции русскоязычной общины в израильское общество.
В качестве подтверждения этого тезиса можно привести следующие факты.
В конце 2005г. автор совместно с коллегами провел два семинара с участием Ассоциации выпускников НААЛЕ. В семинаре, под названием "Сбор лидеров", прошедшем 25-26 ноября 2005 г. приняло участие 50 человек, претендовавших на статус молодежных лидеров. Среди них были представители всех сфер общества: студенты, политики, адвокаты, учителя, бизнесмены, работники хай-тека и даже офицер полиции. Среди других на семинаре был поставлен вопрос: что мешает раскрытию потенциала русскоязычной молодежи в духовной сфере. Наибольший удельный вес получил ответ - потеря самоидентификации в попытке абсорбироваться.
Это, возможно, нельзя назвать строгим социологическим исследованием, но в качестве экспертной оценки нам представляется вполне адекватным. Ибо на данном семинаре присутствовали лидеры многих русскоязычных организаций вполне представляющих себе ситуацию в молодежной среде.
В марте 2008 г. автором совместно с д-ром М. Мнухиным было проведено исследование в Сити-колледже на тему: "Моя духовная интеграция в Израиле". В нем приняло участие 70 русскоязычных студентов в возрасте от 18 лет до 28 лет ( и старше), проживающих в стране от 5 и до 10 лет ( и более). Исследование проводилось методом анкетирования респондентов, которым предлагалось ответить на ряд вопросов, связанных с духовной интеграцией. Показательными для выводов в отношении духовной интеграции являются ответы на три базовых вопроса. На вопрос " Какой из элементов еврейской духовной жизни Вы воспринимаете как свой собственный, родной?" - 34.3% студентов дали отрицательный ответ, а 20% затруднились ответить. На вопрос о влиянии на приобщение к ценностям еврейской духовной жизни 38.6 % ответили, что считают себя "человеком со сформировавшимся духовным миром, поэтому внешнее влияние для меня несущественно". И наконец, на вопрос какой фактор наиболее сильно влияет на духовную интеграцию в израильское общество 38.6 % ответили, что "никакой моей духовной интеграции в израильское общество не происходит". Бесспорно данное исследование носит во многом пилотный характер ( насколько известно автору обширных исследований именно в аспекте духовной интеграции молодежи в Израиле не проводилось) и не претендует на абсолютную репрезентативность. И все же с учетом того, что общее число русскоязычных студентов репатриантов в Израиле составляет всего 4830 человек оно отражает определенную тенденцию. Данные ответы показывает, что многие молодые люди просто утратили собственную идентичность. Они потеряли собственные духовные ориентиры и не обрели новых. Ситуация, как в Израиле, так и в мире демонстрирует, что надо искать новые подходы к понятию духовная интеграция.
Подходы к понятию духовная интеграция
В современной социологии выделяют три крупные сферы социума: духовную, государственно-правовую и хозяйственную. К духовной относят религию, искусство в широком смысле слова, науку и образование. По аналогии с интеграцией культур (интеграция культуры - процесс возрастания взаимозависимости между различными культурами, ведущий к формированию целостной гармоничной культурной системы) духовную интеграцию в Израиле понимают в основном в двух крупных аспектах. Первый как успешное попадание в культурную или научно-педагогическую среду . При этом происходит усвоение иммигрантами ряда культурных норм другого общества и определенное влияние и привнесение в это общество своих культурных ценностей. Если говорить об Израиле, то здесь упоминают такие ценности русскоязычной общины как: ценность высшего и среднего образования, приверженность так называемой высокой культуре, некая большая степень идеализма, чем это принято в прагматическом израильском обществе. Второй аспект - принятие репатриантами из стран СНГ иудаизма (гиюр). Мы выделяем это направление, поскольку обычно ему уделяется наибольшее внимание в Израиле и этот процесс во многом считается критерием духовной интеграции. На взгляд автора, как показано и в наших исследованиях и в известных ему публикациях, такие подходы не срабатывают. Например, согласно последним официальным исследованиям, гиюр в год проходит примерно 1000 человек, при том что в стране существует порядка 300 тысяч смешанных семей. Та же нерадостная картина в отношении к еврейской религии у молодежи получена нами в упомянутых исследованиях в колледже. Лишь 14.3 % ответили, что воспринимают иудаизм как свой родной элемент в еврейской духовной жизни. Только 7.1 % отнесли иудаизм к факторам, повлиявшим на их духовную интеграцию в израильское общество и 8.6 % указали еврейский образ жизни. Крайним примером провала интеграции, в том числе и духовной, является все усиливающаяся тенденция к отъезду русскоязычной молодежи из Израиля либо обратно, либо в другие страны. Это явление приняло настолько массовый характер, что министерство абсорбции разрабатывает сегодня программы по представлению различных льгот тем русскоязычным израильтянам, которые решат вернуться на постоянное проживание в Израиль.
Автор предлагает иной подход к определению понятия духовная интеграция, подход, вытекающий непосредственно из понятия "Дух". С одной стороны, этот подход имеет многовековую традицию в западной и русской философии, в идеях Платона и Аристотеля, Фомы Аквинского и Скотта Оригены, немецких исследователей (Гете, Фихте, Гегель, ) и русских религиозных философов (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский). И, с другой стороны, этот подход учитывает еврейскую традицию, как в ортодоксальной, так и в каббалистической версии. Ибо еврейская религия, безусловно, ставит дух человека на первое место. Мы также будем исходить из того, что у отдельного человека, кроме бренной плоти или тела, есть еще душа и дух. Душу и дух иногда смешивают в одно понятие, иногда разделяют. Я бы не хотел подробно этого касаться, скажу лишь, что я придерживаюсь версии о том, что это две разные категории. О том, что такое духовная составляющая в человеке, в чем выражается его дух, существует бесконечное множество литературы.
Для нашего исследования важно лишь признание, что в человеке есть некая вечная часть, которая придает смысл его существованию в истории. Но точно также как существует дух, выражающий суть самого человека, точно также у каждого из народов Земли есть Дух народа или народная душа. Причем, интересно, что если сугубых материалистов может коробить при упоминании о некоем духе в человеке, то выражение дух или душа народа является, как правило, вполне легитимным. Поэтому, говоря о духовной интеграции, мы будем говорить не о взаимодействии одного народа с частью другого народа в области культуры, религии, традиций, привычек, а исследовать вопрос о взаимодействии Духов этих народов. В нашем конкретном случае, мы рассмотрим, что означает понятие Дух народа, коснемся вопроса о Духе еврейского и русского народов, их миссий, вопроса о Духе русскоязычной общины Израиля, раскроем те методы, которыми эти вопросы можно исследовать, и на этой базе укажем практические шаги по решению проблем духовной интеграции русскоязычной молодежи в Израиле.
О понятии Дух народа
В принципе само понятие Дух народа не является чем-то новым для науки. Из мировых философ наибольшее внимание понятию народного духа уделял Ф. Гегель. Развитие мирового духа, по Гегелю, влечет за собой то, что оно является рядом ступеней, и всякая ступень как отличающаяся от другой имеет свой собственный принцип. Таким принципом в истории является определенность духа, особый дух народа. В этом принципе народного духа Гегель находит обоснование своеобразия каждой эпохи: общее - то, что он (принцип) есть ступень развития и конкретизации единого начала (мирового духа); индивидуальное - деятельность людей как необходимое орудие претворения в действительность содержания народного духа.
Однако в конечном итоге современная материалистическая наука, хотя и взяла на вооружение (в этнопсихологиии и тому подобных направлениях) некоторые идеи о духе народов, в целом пошла по естественнонаучному пути. Сегодня под Духом народа понимают некую совокупность черт, характерных на протяжении долгого времени для жизнедеятельности этого народа и обусловленных его природной средой и культурно-историческим развитием.
Но если говорить о Духе народа не с позиций материализма, а исходя из вышеупомянутых еврейских, западноевропейских и российских концепций, признающих единство и взаимосвязь материального и духовного мира, то наличие Духа народа, ведущего определенную группу людей к выполнению своей миссии, представляется вполне обоснованным. Одну из наиболее впечатляющих картин мира, в котором действуют различные Духи народов дал гениальный Даниил Андреев в своей "Розе мира". Однако его произведение все же носит скорее визионерский, мистический характер и не очень подходит для исследовательской работы. Чтобы не остаться в рамках абстрактных теоретических дискуссий на этот многовековой вопрос и наполнить понятие Дух народа конкретным смыслом, автор полагает возможным обратиться к антропософскому подходу.
Д-р Рудольф Штайнер, немецкий философ, творивший в конце 19 - начале 20- века основал целостное учение, антропософию или духовную науку. Она исследует вопросы эволюции земли и человечества с духовной точки зрения, и сегодня получила широкое распространение во всем мире. В рамках данной статьи мы не можем ставить задачу доказывать обоснованность ее положений. Для наших целей достаточно сослаться на тот факт, что антропософия, в отличие от многих философских систем доказала свою правоту на практике. Во всем мире хорошо известны образцы ее применение в сфере образования, медицины, сельского хозяйства, бизнеса. К примеру в Израиле существует киббуц Хардуф, производящий органическую сельхозпродукцию, действуют десятки вальдорфских школ и детских садов, колледж по подготовке учителей, антропософские медицинские учреждения. Все эти направления основаны на базовых положениях антропософии, которых мы коснемся в мере, необходимой нашего исследования.
Центральной идеей антропософии является положение о наличии духовного мира и духовных законов, которыми определяется и развитие материального мира. Одной из главных является идея о том, что целью развития земной цивилизации является духовная эволюция человека и человечества. Человек состоит из трех членов: физического тела, души и духа или Я. Главный критерий цивилизации - развитие индивидуального Я- сознания, свободно реализующего законы высшей нравственности. Стоит отметить, что эти идеи в определенной мере близки к "Философии истории" Гегеля. Антропософия полагает, что из духовного мира исходят определенные импульсы, которые несут высокие духовные существа, а человек и народы, воспринимающие эти импульсы являются со-творцами исторических процессов.
С этой точки зрения невозможно понять историю того или иного народа без учета духовных сил.
Их начало лежит в так называемых Космических иерархиях. Подобно тому, как у каждого человека есть свой Ангел, который его охраняет и ведет по жизненному пути, так и у каждого народа Земли есть высокое духовное существо, называемое Архангелом или Духом народа. В определенный период времени дух того или иного народа (и соответственно тот или иной народ) играет ведущую роль в развитии той или иной эпохи. Сущность эволюционного процесса в том, что он творится сверхчеловеческими Существами, прошедшими стадию своей индивидуализации в отдаленные периоды развития и поднявшимися до форм Сознания-Бытия, способных действовать с непосредственной творческой силой. Божественные Существа в Иерархии носят имена, взятые из еврейского и греческого гнозиса: Ангелы, Архангелы, Архаи, Серафимы, Херувимы. Все мироздание, таким образом, представляет собой лишь различные уровни сознания, представленные Существами. Эти идеи в сущности достаточно близки к Каббале, также говорящей о наличии множества духовных миров и уровнях их постижения. Если не касаться слишком отдаленных фаз эволюции, то следует говорить о действии существ из Иерархии Архангелов, как о прафеномене, который определяет вхождение народов в исторический процесс. На исходной стадии Архангел творит единые астральное и эфирное тела, в которых человеческие племена приводятся к некоему единству, которое еще не осознается на понятийном уровне. Это то, что обыденным сознанием ощущается как Дух народа.
Еще один важный момент в исследовании вопроса о Духе народа и народов, касающийся их взаимодействия - вопрос о времени. Время или эпоха, в которой действуют народы в своей истории, также определяются иерархическим существом более высокого порядка. Это существо можно назвать Духом времени или Духом эпохи.
Согласно антропософскому подходу к истории в настоящий момент мы находимся в пятой послеатлантической культурной эпохе. Первой такой эпохой была древнеиндийская, в которой индийский народ играл ведущую роль в формировании человеческой цивилизации. Затем наступила следующая, древнеперсидская эпоха. В эти периоды человеческая душа становилась все более индивидуализированной. В третью древнеегипетскую культурную эпоху в человеке развилась первая часть его полностью индивидуальной души - душа ощущающая. Четвертая культурная эпоха - греко-латинская. Ее главным содержанием была выработка следующей части души - души рассудочной.
Человек современной, пятой послеатлантической культурной эпохи, которая началась с 1413г. поставлен в более сложное соотношение духовных сил. Ему предстоит подняться на следующий более высокий уровень развития - уровень души сознательной и научиться гармонично развиваться во всех трех своих аспектах: как душе ощущающей, душе рассудочной и душе сознательной, в которых крепнет сила индивидуального Я.
Чтобы увидеть, каким образом происходит водительство Духов народа и что стоит за физическим, внешним планом развития событий можно представить себе такую картину взаимодействия духовных сил. Духи Времени указывают основное направление развития единичных эпох. Распространение Духа Времени по всей Земле возможно благодаря отдельным народным индивидуальностям. Духи Времени указывают основные тенденции Духам народов, а Ангелы способствуют тому, чтобы инспирации Духов народа дошли до отдельных людей, которые, таким образом, могут выполнить свою миссию.
Таким образом, если исходить из вышеуказанных понятий о Духе народов и духе времени, то вопросы духовной интеграции представителей различных народов заключается в том, как связаны между собой Духи (или души) этих народов и в чем смысл их взаимодействия в ту или иную историческую эпоху. Какова же роль в истории еврейского и русского Духов народа?
Дух и миссия еврейского народа
В принципе, для еврейского народа, даже светской его части, идея особого Духа народа не выглядит чем-то необычным. Избранность еврейского народа ощущается практически всеми евреями, пусть даже на подсознательном уровне.
Мы уже говорили о Духах народов и Духе времени. Архангелы тех или иных народов, так же как люди, проходят определенный этап развития. Те, из них, которые развиваются правомерно, метаморфизируют в Дух времени. Именно поэтому тот или иной народ, чей Дух становится идентичен духу времени - начинает стремительное развитие. В этом смысле можно привести определенную параллель с теорией пассионарности Гумилева. Вкратце она заключается в том, что в итоге действия разного рода факторов, главным из которых являются всплески солнечной активности - тот или иной народ обретает несвойственную ему ранее грандиозную силу. В антропософской парадигме речь также идет о Космических силах, называемых иерархиями.
Рассмотрим, каким образом действуют силы, позволяющие определенному народу обрести свою миссию и выдвинуться в лидеры эпохи.
В еврейском народе в качестве водителя изначально выступает Дух времени, то есть более высокий Дух, который в некотором отношении также выступает в миссии народного Духа. Согласно антропософской традиции им считается Архангел Михаил. Указывается, что еврейский народ получил миссию исключительной важности и значения для послеатлантического времени, которая отличалась от миссий всех других народов и народностей.
Одна из важнейших задач этой миссии - идея единства, которая выступила в виде идеи единобожия. Миссия евреев нести импульс, приводящий к единству. Это ярче всего проявляется в том, что у них сильнее других народов развит принцип Я. То есть, той силы, которая обеспечивает единство самого человека и его связь с духовным миром. В качестве доказательства обратимся к книгам Ветхого завета, истинность которых все больше подтверждается документальными свидетельствами.
Если мы посмотрим на Ветхий Завет именно с духовной точки зрения, то увидим, что он весь рассказывает об общении наших предков с духовным миром. Все библейские персонажи непрерывно общаются с Б-гом, ангелами и архангелами, пророки получают от них ясные указаниями, им открывается будущее. Причем их предсказания регулярно сбываются. Фактически содержание Ветхого завета рассказывает о ходе исполнения еврейским народом своего завета, который заключатся в постоянном следовании законам духовного мира в своей земной жизни. При этом постижении и исполнение этих законов должно было происходить, в отличии от язычников, в полном сознании на основе собственного Я. Еврейский народ так или иначе все это время поддерживал эту связь через традицию.
Существует ли особая миссия у евреев в наше время? На это счет есть разные мнения. С нашей точки зрения и в нашу эпоху еврейский народ сохраняет свою миссию. Цель пятой эпохи - подготовить шестую культуру. Для этого требуется преданность духовному миру и постоянное напряжение, чтобы поддерживать сознательное общение с конкретным духовным миром. Именно этими качествами исторически обладает еврейский народ. Это отлично понимают и представители русского народа. Об этом очень ярко пишет русский философ С. Трубецкой: "Царство истинного Бога есть прежде всего - идеал правды и блага. Носителем этого идеала, вершителем дела Божия на земле является истинный верный Израиль. ... Израиль призван осуществить царство Божие на земле; оно ему завещано, и потому со спасением дома Иакова связано дело Божие на земле- спасение мира". (Трубецкой, 2000, 295).
Поэтому история избранного народа продолжается и в далеком будущем. Как писал один из исследователей Ветхого завета с духовной точки зрения: "Пророки Израиля вновь появятся для того, чтобы сохранить в современности общение с духовным миром, подобно тому, как оно сохранялось в прошлом. Так кармическое течение-избранный народ, вечный Израиль - будет протекать от эпохи к эпохе, для того, чтобы в критические для человечества времена насаждать ростки новых культур после упадка старых." (Томберг, 1998, 27).
Дух русского народа
Отметим, что с начала 20-века наблюдается взаимная тяга антропософии и русской религиозной философии. Антропософией интересовались крупнейшие русские умы Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский.
Воззрения антропософии на роль русского народа в истории, душу и дух русского народа сводятся к следующему. Согласно антропософии следующая, шестая культурная эпоха, будет временем, когда ведущую роль будут играть славянские народы. Их задачей будет развитие следующего качества духовной жизни - выработки Самодуха, выработки Я-сознания, о котором говорилось выше. Именно славянские народы, как более юные, по сравнению и с народами Европы, и с древними цивилизациями Индии и Китая, должны подхватить эстафету развития Я-сознания у европейских народов. Согласно антропософии этому должны способствовать общечеловеческие задатки, которые можно встретить как раз на востоке Европы в русском народе. Славянское население Востока обладает зачаточной спиритуальностью, которая составляет основной элемент у населения. Русская народная культура еще долго будет культурой Откровения. Весь склад мышления у русского народа ориентирован на имагинации, на образы. То, что чувствуется, когда говорят об Откровении, о нисхождении на человека истин из сверхчувственного мира, все это хорошо понимает русский человек. Р. Штайнер очертил следующие характерные черты, которые в то время уже проявлялись в русском народном духе, а в шестой культурной эпохе должны будут стать основополагающими для всего человечества. Именно поэтому, в антропософии Духу русского народа отводится ведущая роль в будущем. Вот три основные черты этого архетипа. Первое - переживание чужого страдания как своего собственного. "Люди, которые будут стоять на высоте этой культуры, будут испытывать не только чувство, которое мы испытываем ныне как боль при виде бедности, страдания, нищеты. Человек… будет чувствовать любое чужое страдание как свое собственное. Видя голодного, он будет чувствовать голод. Такова первая, преимущественно моральная черта которое будет характеризовать цивилизованное человечество шестого культурного периода". (Штайнер, 1997, 305.) Вторая основная черта - полная свобода мысли и потребность в свободе мысли. Третьим будет то, что в шестом культурном периоде люди будут считать знаниями лишь те, которые способствуют познанию духовного, познанию того, что в мире распростерто духовное, и что душам людей надлежит соединяться с духовным.
Теоретические подходы к вопросам интеграции Духов еврейского и русского народов
Как же выглядят миссии еврейского и русского народа в свете вышесказанного?
С точки зрения антропософии, человечество для того, чтобы прийти к самосознанию в свободе, должно пройти путь нисхождения из своего первозданного нематериального тела на уровень материи. Широчайшее развитие материализма и интеллектуальных качеств в наше время отчасти следствие этого процесса. Отчасти - потому, что сегодня оно уже идет в ущерб развитию душевных и духовных качеств. Время для развития новых душевно-духовных способностей наступает, но человечество не осознает этого. Отсюда исходит угроза самоуничтожения цивилизации, накопившей громадные запасы материальных и интеллектуальных ресурсов. Но не имеющей душевно-духовных способностей с тем, чтобы направить эти ресурсы на свободное развитие всех граждан и сохранение и исцеление своей колыбели - Земли.
Тенденция Духа Времени - развитие Я и развитие духовных способностей. Или иначе- в переводе интеллектуальности в спиритуальность. Интеллектуальные способности должны быть одухотворены. Миссия евреев с древности была связана с импульсом духовности, они неоднократно выводили человечество на новый уровень духовного развития. Сначала через Моисея подали пример исполнения Б-жественных заповедей, затем через Иисуса Христа Б-жественные заповеди пришли к остальным народам. Когда наступила эра интеллектуализма евреи снова оказались на волне истории. Перефразируя Макса Даймонта можно сказать, что современное человечество живет в физическом мире по законам Эйнштейна, в экономической жизни по законам Маркса, в душевном плане - по законам Фрейда. Это конечно некоторая гипербола - но она отражает существующие тенденции. Но тот же Даймонт замечает: "Быть может в ближайшие две тысячи лет мир как целое воспримет мораль Торы, социальную справедливость пророков, этику еврейских патриархов? Если это произойдет, тогда по словам Исайи, наступит мир, мир дальнему и ближнему" (Даймонт, 1991, 530). Эта оценка (полагаю не случайно) совпадает с антропософской точкой зрения, согласно которой каждая культурная эпоха длится примерно 2160 лет. Таким образом, следующая культурная эпоха, в которой эта миссия еврейского народа реализуется наступит примерно через 1500 лет.
Нынешняя пятая послеатлантическая англо-германская эпоха передает свою эстафету шестой, где ведущую роль будут играть славянские народы. Немецкому народу, как находящемуся в Средней Европе и наиболее тесно связанному с русским народам и предстояло реализовать одухотворение интеллектуализма. Им была создана антропософия, которая во многом поставила и отчасти решила эту задачу. Но затем в результате двух мировых войн немецкий народ утратил свою миссию.
И теперь место немцев должны занять евреи, поскольку именно евреи должны обеспечивать смену культурных эпох. Выше мы уже цитировали В. Томберга, который говорил, что вечный Израиль - будет протекать от эпохи к эпохе, для того, чтобы в критические для человечества времена насаждать ростки новых культур после упадка старых.
Итак, мы показали, что у евреев, как в силу всеобщих причин, так и в силу тенденций нашего времени есть обязанность и возможность содействовать одухотворению нынешних материалистических, рационалистических, интеллектуальных тенденций. Еврейский духовный поток должен обеспечить выполнение этой миссии, ибо без спиритуализации мышления невозможен переход к славянской культуре. И значит, на те еврейские души, которые несут в себе славянский импульс, ложится особая миссия. Мы имеем ввиду русскоязычную общину Израиля. Ибо очевидно не случайно Дух одного народа содействовал Духу другого народа в столь грандиозном событии как массовая репатриация русскоязычных евреев в Израиль.
О факте готовности русской культуры выполнить свою миссии свидетельствует и развитие в СССР, начиная с 1950-г. системо-мыследеятельностной методологии. Этот подход, закладывающий в основу развития творящее мышление также является первым шагом на пути к развитию Я-сознания и одухотворению интеллектуализма.
Поскольку идея о практическом исследовании такого понятия как Дух народа весьма неординарна, то и методы таких исследования требуют оригинальных подходов. Поэтому вначале мы подробно остановимся на методах исследований, которые базируются на учете законов духовного мира.
Методы исследований
Выше мы говорили о том, что исходим из принципа существования творящих космических иерархий и том, что Дух народа - это есть высокое существо из таких иерархий. В соответствии с этим принципом израильский исследователь И. Фишман разработал метод под названием "Игровой Канон". Он основан на теоретических положениях антропософии, методологии и технологии организационно-деятельностных игр, разработанной российским ученым Г.П. Щедровицким и методов интуитивной драмы, предложенных эстонским исследователем А. Тыугу.
И. Фишман так определяет сущность этого метода: "..внутри естественного тока жизни создается искусственное игровое пространство, устроенное по сферным принципам, куда токи жизни втекают в дозированном и рафинированном виде; там они утрачивают свойственное им во внешней жизни агрессивное самодвижение и начинают подчиняться идеальным законам - законам интеллигибельного мира. Здесь, на своем поле, человек переживает, что он может все! Благодаря софийной инженерии, это переживание распространяется, как реальная сила, и на поле, которое до Игры было чужим." (Фишман, 2008).
Для этого проводится синтез системного и сферного (планетного) подходов путем создания перед началом Игры искусственной микрокосмической системы, задающей структуру, процессы, функции и морфологию игрового поля через самоопределение организаторов игры по 8 планетным позициям: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, Земля. Таким образом, моделируется макрокосмическое созидательное пространство, которое отражается в сознании участников игры. Игровой канон полностью состоит из трех больших этапов: Исследовательского, именуемого Деловая игра, Аналитического (Организационно-деятельностная игра), Проектного под названием Олимпийская игра.
Добавим еще, что на этапах ОДИ и ОИ процедура также организована с учетом влияния планетных и зодиакальных факторов. Внешне игры по Канону могут напоминать известные образцы, такие как деловые игры, организационного-деятельностные или имитационные. И там и там есть участники или группы участников, которые изучают проблему, отрабатывают ту или иную позицию, ищут по определенным процедурам решение. Но по сути они отличаются принципиально, ибо в канонических играх ход игры и процедуры строятся по духовно-космическим законам. Канон также предполагает, что основные изменения происходит в душах и сознании людей, участвующих в игре. Эти изменения в духовном мире, сложившиеся на игровом поле впоследствии окажут определенное влияние и на ситуацию в материальном мире.
На всех этапах канона в качестве одного из ключевых элементов применяется метод интуитивной драмы. Поэтому он требует отдельного описания. Не всякая проблема требует проведения полного канона или не всегда хватает для этого времени или других ресурсов. Точно также и драма. Поэтому на практике часто применятся и драма с элементами канона и канон с элементами драмы.
Интуитивная или образная драма
Интуитивная драма является методом исследования различных ситуаций для выявления проблемных отношений в них и нахождения возможных путей достижения гармонии в этих ситуациях. Она может касаться как самых личных сторон жизни отдельного человека, так и быть использована для решения проблем крупных организаций. В последнее время накоплен также определенный опыт применения интуитивных драм для решения межнациональных конфликтов.
Рассмотрим этот метод на примере решения проблем отдельной личности*.
Интуитивная драма базируется на определенном теоретическом и методологическом фундаменте. С точки зрения антропософии в эфирном мире, в мире формо - образующихся сил, сохраняется след от каждой мысли, о каждом чувстве, волевом импульсе и о каждом поступке. Посредством собственного эфирного тела каждый человек связан с эфирным миром и при определенных условиях может сознательно сосредоточиться на сверхчувственном восприятии. Сверхчувственном в том смысле, что чувственные восприятия опираются на чувственные, то есть физические органы восприятия, а сверхчувственные не опираются на последние. Мы имеем восприятия эфирного мира также в нашей повседневной жизни, но эти восприятия остаются в подсознании. Когда люди в вводной процедуре драмы настраиваются на определенную жизненную ситуацию, то позволяют сохранившимся в эфирном мире следам исследуемой ситуации воздействовать сквозь собственное эфирное тело на физическое тело, мысли, чувства и волю. Эти воздействия на свои физическое, эфирное и душевное тело (мысли, чувства, воля) описываются каждым представителем роли настолько хорошо или плохо, насколько удается такие восприятия облечь в слова.
В интуитивной драме целостную и объективную картину ситуации визуализируют в пространстве с помощью группы людей. При содействии помощников, представляющих точку зрения того или иного, видимого или невидимого фактора, взаимодействие существенных сил и лиц становится отчетливо наблюдаемым. Вкратце процедура проведения интуитивной драмы состоит в следующем.
1шаг - Выбор темы и описание изучаемой ситуации.
2шаг - Определение существенных факторов драмы.
3 шаг - Выбор исходной точки рассмотрения.
4 шаг - Построение общей картины и диагностика ситуации. В согласии с выбранной исходной точкой рассмотрения по очереди выбирают представителей для всех ролей драмы и выбирают для каждого место в пространстве. После появления одного или нескольких ролей представители описывают, как они чувствуют себя с точки зрения своей роли, как повлияло на них появление других ролей, какое отношение они имеют к другим ролям. Если кто-то из представителей ролей чувствует потребность к движению, то он может сделать это в соответствующий момент. Этап построения образа и диагностики ситуаций заканчивается, когда все определенные роли находят себе место в целостном образе.
5 шаг - Поиск решения или гармонизация факторов, влияющих на ситуацию. В этой части интуитивной драмы все факторы по одному находят состояние гармонии со всеми остальными ролями. Представитель, который, с точки зрения своей роли, ощущает активный волевой импульс к действию, находит другую роль, с которой он готов вступить в диалог. Между ролями происходит общение, которое призвано настроить данные роли гармонично по отношению друг к другу. Результатом этого этапа работы является определенный порядок шагов на пути к решению и гармонизирующие предложения, точность формулировки которых чрезвычайно важна. Последовательность шагов и гармонизирующие предложения тот продукт интуитивной драмы, с которым человек, проблема которого разбирается (Спрашивающий) будет работать дальше.
6 шаг - Разрешение реальной ситуации. В тот момент, когда Спрашивающий занимает свое собственное место в пространственной проекции ситуации (до этого момента он наблюдал ход драмы со стороны, его роль выполнял представитель), начинает стираться граница между реальной ситуацией и образом ситуации. Спрашивающий начинает непосредственно действовать - проходит шаги, ведущие к решению, подбирает гармонизирующие предложения. Последствия этих действий простираются дальше времени и пространства, в котором проходила драма. Конечно реальное разрешение ситуации не ограничивается действиями Спрашивающего в работе над драмой - основную часть этих действий чаще всего приходится совершить в обычной жизни.
7 шаг - Рефлексия работы. Результаты драмы, её продукт (последовательность шагов и гармонизирующие предложения) требует во многих случаях дальнейшей работы, чтобы подобрать конкретные практические методы для выполнения каждой выявленной задачи.
Стоит отметить, что существуют разного рода ролевые игры, имитационные игры, игры-симуляции, плей-бэк, психодрама и социодрама и множество других. Интуитивная драма отличается от них тем, что предусматривает сознательное восхождение в ходе драмы к взаимодействию с духовным миром.
Опыт исследований
Работа данными методами над темами, связанными так или иначе с проблемой духовной интеграции русскоязычной молодежи в Израиле велась в течении нескольких лет международной группой исследователей в разных странах в Израиле, России, Германии, Эстонии. Особое значение имел международный семинар, проведенный летом 2007 г. в Эстонии, после трагического завершения серьезного конфликта между русскоязычной молодежью и эстонскими властями на тему: "Гармонизация последствий межнационального конфликта в Эстонии". В нем участвовало более 50 человек. Среди них жители Эстонии, в том числе представители русскоязычной общины, российские представители, литовцы, немцы, израильтяне. Работа велась в основном вышеописанным методом интуитивной драмы с элементами Канона. Автор являлся участником драмы и входил в методическую группу, проводившую анализ итогов драмы и разрабатывавшую рекомендации. Эта работа позволила высветить духовные причины межнационального конфликта в Эстонии и найти конкретные пути к его разрешению.
Сама драма продолжалась несколько дней и, разумеется, проходила весьма драматично. В ее ходе весьма адекватно воспроизвелись архетипические моменты имеющихся противоречий, но в то же время были найдены пути к разрешению напряжения. В конечном итоге состоялся ключевой диалог между русскоязычным жителем Эстонии и эстонцем в ходе которого самоопределились люди, готовые взять на себя ответственность за эту работу.
Мы рассмотрим коротко ход драмы (для конкретизации возможностей описанного выше метода), выводы и найденные в ходе работы шаги по разрешению межнационального конфликта в Эстонии. Для нас особенно важно, что такая работа позволила увидеть, как возможно взаимодействие Духов народа и какие меры в принципе необходимы для духовной интеграции народов.
В соответствии с представленной выше последовательностью шагов, на первом шаге была сформулирована тема драмы: "Гармонизация последствий межнационального конфликта в Эстонии". Идея состояла в выявлении причин конфликта и поиске путей его разрешения, с тем чтобы последствия вспышки напряженности не приняли необратимый характер. На втором шаге были определены существенные факторы. Среди ключевых фигур были выбраны факторы нескольких видов. Первое - позиции, видимые на физическом плане, такие как Посредник в межнациональном конфликте, Эстонец и Представитель русскоязычной общины Эстонии. Вторая группа -факторы, выражающие эмоции, или ключевые понятия. Они получили наименования: Свобода, Болезненный опыт прошлого, Страхи, Обида, Врата истины, Любовь, Сострадание, Мудрость. К третьей группе можно отнести такие факторы, которые хотя не видны на материальном плане, но ощущались всеми участниками как весьма реальные. Среди них были названы: Дух эстонского народа, Дух русского народа (впоследствии этот фактор получил другое имя) и Дух времени. В ходе третьего шага была выбрана исходная точка рассмотрения - позиция Посредника в межнациональном конфликте. Четвертый шаг - диагностика или общий анализ ситуации показал следующее.
Для того, чтобы начались действительные (а не декларативные) попытки разрешения конфликта необходимы реальные посредники. Выяснилось, что эту роль, при всем желании не могут выполнять посторонние люди или наблюдатели со стороны. Несколько человек из разных стран брались за исполнение этой роли, но дело не двигалось, пока на это место не встал участник из числа русскоязычных жителей Эстонии (владеющий эстонским и родившийся в Эстонии). В дальнейшем это место заняла эстонка, также знающая русский язык и русскую культуру. Посредник должен обладать целым рядом душевных и духовных качеств. У него должны быть не только определенные профессиональные и методические способности, но и душевные, так же как у учителя или врача. Кроме того, он должен пройти определенную индивидуальную школу развития. В первую очередь он должен осознавать свои страхи и уметь их преобразовывать. Далее он должен культивировать чувство истины, через это приходить к внутренней свободе и на этой основе развивать любовь и сострадание к другим людям. Причем эта работа должна быть регулярной. В драме это ярко проявилось, ибо Посредник несколько раз подходил к таким факторам как Свобода, Страхи, Истина, - и поэтому, можно сказать, работа с этим факторами для Посредника - это постоянный процесс развития. Без этой внутренней работы никакое посредничество в конфликтах невозможно. На драме это проявилось также и в том, что когда Посредник попробовал сразу напрямую обратиться к Эстонцу - представитель этого фактора отказался с ним взаимодействовать.
Второе, что показал анализ ситуации: Дух эстонского народа не имел контакта со своим представителем, то есть, с Эстонцем. Это означало, что эстонцы живут своей жизнью, а у духа народа миссия, лежащая совсем в другом русле. Поэтому Дух эстонского народа ослаблен: он не имеет возможности активно действовать в физическом мире, так как слишком мало людей, которые бы к нему обращались сознательно. Третий момент был связан с Духом Времени. Оказалось, что для разрешения конфликта надо понимать также Дух времени, который указывает на те или тенденции в развитии народного духа.
Следующий момент ситуации заключался в том, что Дух русского народа оказался отделен от русскоязычной общины, проживающей в Эстонии. В то же время выяснилось, что на сегодня русскоязычная община в Эстонии (а это четверть населения страны) обладает групповым Духом, имеющим свои особенности.
Анализ ситуации, в которой оказался Представитель русскоязычной общины, показал, что он отрезан от своих культурных корней и это вызывало в нем недоверие к Посреднику. Впоследствии этому фактору было найдено другое имя, то есть произошла его самоидентификация - Житель Эстонии, который говорит по-русски, и корни которого лежат в русской культуре.
Важным действующим лицом в ситуации оказалась роль, названная Болезненный опыт прошлого, который должен быть преобразован в мудрость. С этим фактором должен был активно взаимодействовать Житель Эстонии, который говорит по-русски и корни которого лежат в русской культуре.
Что касается Эстонца, то ему путь к решению проблемы преграждала Обида и фактор, введенный в по ходу драмы - Страх смерти.
После постановки диагноза ситуации на пятом и шестом шаге в ходе диалогов между участниками драмы начался поиск решения проблем, в процессе которого были выявлены задачи, которые должны решить те или иные участники ситуации и некоторые пути решения.
По итогам драмы методической группой было определено 12 шагов и задач, вытекающих из них, а также предложены некоторые пути решения этих задач. Ограничимся наиболее принципиальными выводами.
Выше мы уже говорили, что Посредники в межнациональных конфликтах должны обладать особыми качествами. Далее, они должны уметь обращаться к Духам народов и понимать Дух времени. В их задачи входит также познание архетипов народов, то есть необходимо понимать основную идею развития народа, связанную с его миссией. В данном случае это архетипы эстонского и русского народов. В процессе драмы выяснилось, что у в душе представителя эстонского народа живут два глобальных вида Страха. Это страх потерять физическое тело, страх смерти и страх потерять душу, то есть потерять самого себя. В этом смысле в задачу развития эстонского народа входит найти пути к избавлению от этих страхов.
На драме этот архетип эстонской народной души был сформулирован так. Первое - обрести веру в обычном смысле этого слова, второе - выработка душевной силы прощения. Это даст ему надежду на воскресение, на преодоление экзистенциальных страхов. Что касается архетипа русского народа, то, как уже говорилось, речь шла не столько о духе русского народа, сколько о групповом духе русскоязычной общины, живущей в Эстонии. И здесь перед Посредником вставала дополнительная задача: надо было вначале помочь представителю русскоязычной общины обратиться к своим корням и культуре. Поэтому имя это фактора уточнилось: "Житель Эстонии, который говорит по-русски, и корни которого лежат в русской культуре". Первое задание Посредника было - пробудить сознание этого представителя о своих культурных корнях, так как он был отрезан от этих корней в силу государственной политики в Эстонии, в силу системы образования.
Следующие задачи звучали как принятие Болезненного опыта прошлого и преобразование его в Мудрость. В русском архетипе нет задачи прощения, но там есть проблематика зла. Стоит отметить также еще один исключительно принципиальный момент: когда в ходе драмы представитель русскоязычной общины попытался напрямую обратиться к эстонцу с предложением - это вызвало резкую реакцию отторжения. В ходе дальнейшего анализа было прояснено, что эта реакция лежит на уровне подсознания и имеет глубокие исторические корни. Поэтому и взаимодействие с Эстонцем было найдено лишь после того, как в диалоге принял участие Посредник. Стоит отметить еще один символический факт. На заключительном этапе драмы фигура, если можно так выразиться, некоего единого абстрактного Посредника раздвоилась. Когда путь гармонизации был пройден, произошла Встреча двух Индивидуальностей. Уже не было ни "представителя этой нации", ни "представителя того народа", а две Индивидуальности, два "Я" встретились и сказали: "Мы готовы работать над теми проблемами, которые возникли в конфликте". Не как какие-то представители нации, а как две индивидуальности, одна из которых была эстонкой, а другой - русским.
На седьмом шаге драмы состоялась рефлексия ее итогов. Эта работа проходила не только в рамках семинара, но и в дальнейшем. Углубленный анализ драмы с привлечением данных культурных, исторических и духовных исследований посвященных теме отношений русского и эстонского народов позволил обобщить ситуацию следующим образом. Для эстонского народа актуален страх небытия. Для русского архетипа он не характерен, в душе русского народа живет сила воскресения. Эта сила нужна эстонцам, чтобы исполнить свою миссию. На своем историческом пути они до сих пор не смогли обрести ее. И Дух эстонского народа обратился за помощью к Духу русского народа. Эта помощь пришла в лице большого количества русскоязычного населения, которое появилось в Эстонии и несет в своей душе эту силу. Дух русского народа послал помощь другому, который оказался не в состоянии исполнить свою миссию, потому что потерял контакт со своими представителями. Это подтверждается тем фактом, что в эстонской культуре например вообще не проработана тема преодоления страха смерти через элемент прощения. В русской же культуре тема воскресения и прощения представлена очень сильно. С духовной точки зрения наличие русских в Эстонии - это не зло, а помощь одного народа другому, если их силы правильным образом соединятся.
Но, как заметил Армен Тыугу, ведущий интуитивной драмы " .. решение этого не в политике интеграции, как сейчас это делают, когда сперва пытаются отсечь корни, связь русских со своими корнями духовными... Наоборот: решение было бы, если бы культивировалась русская культура в русскоязычном населении. Если бы духовная жизнь была бы полностью свободной на этом уровне, на народном уровне, и в смысле образования, и в смысле языка, - что, на самом деле, сейчас невозможно в Эстонии, - то тогда бы произошла правильная интеграция, духовная интеграция двух культур. И тогда бы это образовало бы такой новый народ, который свой архетип может исполнить, то есть, преодолеть свой страх смерти и страх небытия через принятие силы воскресения, которой сейчас нету в этом народе. В этом, на самом деле, шанс на спасение". (Тыугу, 2007).
Один из главных выводов семинара заключался в том, чтобы дать возможность русскоязычной молодежи вернуться к своим этнокультурным корням. Другой, не менее важный вывод: необходимо дать возможность эстонскому населению восстановить в значительной мере утраченную связь с духовными ценностями народа. Третий вывод состоит в том, что значительная русская община выполняет в Эстонии миссию передачи эстонскому народу определенных качеств, присущих русской национальной духовности - через интеграцию культур.
Важно подчеркнуть, что работа не ограничилась констатацией фактов, по каждому из шагов были намечены конкретные пути решения той или иной задачи. Для посредников подобраны методы, позволяющие развивать указанные качества. Чтобы уточнить архетипы - намечены дальнейшие семинары. Встречи с деятелями культуры и искусства для проработки тем, актуальных для миссии эстонского народа. Выводы, касающиеся способов интеграции русскоязычного озвучены в СМИ. Бесспорно, все это длительная работа, требующая множества усилий. Но осознание проблемы - первый шаг на пути к ее решению. В Эстонии этот шаг сделан и на момент публикации известно, что в 2008г. планируется продолжение подобной работы.
Практические шаги по духовной интеграции русскоязычной молодежи
На взгляд автора данная работа является чрезвычайно актуальной для Израиля. И хотя, конечно, нельзя однозначно использовать итоги этой драмы для анализа ситуации в Израиле, но ряд выводов - очевиден. Причем эти выводы можно интерпретировать в применении к двум серьезным процессам, проходящим в израильском обществе. Первое - общий процесс интеграции выходцев из стран СНГ в израильское общество. Второе - арабо-израильский конфликт.
Рассмотрим теперь вопрос о духовной интеграции русскоязычной молодежи с учетом выводов представленной драмы. Мы можем выделить как минимум четыре момента. Первое - как известно, большую часть алии из стран СНГ составляют русские или по крови или по духу, да и значительная часть евреев проникнута духом русской культуры. Поэтому в их отношении справедливо все то, что было сказано в Эстонии по поводу отрыва от духовных корней и русской культуры. Второе - чтобы шел процесс интеграции, а не конфронтации, как это зачастую происходит, здесь тоже нужны истинные посредники, обладающие вышеперечисленными качествами. Третье - необходимо уметь обращаться к духу русского и еврейского народа и понять, что обусловило необходимость взаимодействия этих Духов. Четвертое - необходимо исследовать архетипы русского и еврейского народов, чтобы увидеть их миссии на сегодняшнем этапе развития в соответствии с Духом времени.
Что касается арабо-израильского конфликта, то на наш взгляд, он также имеет отношение к теме духовной интеграции русскоязычной молодежи. Ибо эта молодежь интегрируется не просто в стабильное западное гомогенное общество. Но в общество крайне секторальное, в котором арабский сектор представляет значительную силу. И помимо взаимодействия с израильскими арабами внутри самого общества, русскоязычная молодежь в массе своей служащая в боевых частях участвует и в арабо-израильском конфликте. Да и сам этот конфликт пронизывает все общественное сознание в Израиле и является важным элементом формирования тех или иных духовных ценностей. Поэтому то, как будет решаться этот вопрос, будет влиять и на процесс интеграции русскоязычной молодежи.
И здесь уместно сослаться еще на ряд исследований, так или иначе связанным с нашей темой, проведенных с участием автора в Израиле и других странах в 2005- 2007гг. Среди них семинар в форме Деловой игры на тему: "Миссия русскоязычной общины в Израиле" с участием многих видных экспертов из разных секторов общины (октябрь 2005, Израиль); Интуитивные драмы на тему "Причины вспышки напряженности на Ближнем Востоке (июль 2006г., Эстония); "Миссия арабского мира" (август, 2006, Германия), "Миссия представителя русскоязычной общины в урегулировании арабо-израильского конфликта (август 2007г., Израиль).
Приведем некоторые выводы из этих исследований, которые нам кажутся релевантными в отношении темы данной статьи.
- Миссия русской алии в Израиле - участие в построении современного общества, отличающегося подлинной духовностью.
- Необходимо понять духовную сторону процессов, происходящих в арабском мире и еврейском мире. Понять миссию еврейского и арабского народов.
- Необходимо понять значение духовного ресурса, связанного с Израилем, являющегося источником развития человеческих качеств.
- Определенные глобальные силы стремятся к контролю над духовными ресурсами Израиля, и чтобы замаскировать эту цель, инициируется конфликт с палестинскими арабами.
- Причины непрекращающегося конфликта в регионе - стремление мировых сил к контролю над духовными ресурсами региона с помощью давления на Израиль.
Таким образом, одним из главных источников непрерывных конфликтов вокруг Израиля является вопрос о духовном ресурсе, являющимся источником развития человеческих качеств. Из духовных исследований известно, что настоящее время - время рождения людей, обладающих особыми способностями - способностями созерцать как материальный, так и духовный мир. Мы предполагаем, что как и многие другие способности, привнесенные еврейским народом в мир, эти способности ярче всего могут проявиться на Земле Израиля. Причем, как у молодого поколения коренных израильтян, так и у представителей русскоязычной общины. Эта способность будет наилучшим образом способствовать достижению той миссии, о которой мы говорили: одухотворении интеллектуальности. Тогда становится понятными подлинные духовные причины массовой алии в Израиль и то, в чем должна состоять подлинная Духовная интеграция. Отсюда ясно и то, почему глобальные силы стремятся не допустить такого развития событий. Эти силы пытаются воспрепятствовать нормальному ходу человеческого развития и пытаются сорвать выполнение миссии и еврейского и русского народов. Они делают все, что в их силах, дабы не произошла интеграция Духов еврейского и славянских народов. Поэтому постоянно провоцируются конфликты и между русскоязычной общиной и коренными израильтянами и арабо-израильский конфликт.
Ближайшие шаги
Можно выделить несколько возможных направлений работы для содействия подлинной духовной интеграции русскоязычной молодежи в Израиле. Эта работа может вестись на трех уровнях. Первое на индивидуальном уровне - с группами русскоязычной молодежи. Необходимо обучать ее методам познания собственного Я, познанию Духа еврейского народа, Духа русского народа, познанию духовного мира, его законы и реализации их на Земле Обетованной. Это позволит решению указанную в самом начале проблему потери самоидентификации русскоязычной молодежи.
Автор и его коллеги делают в этом направлении первые шаги и уже в течении года группа студентов Сити-колледжа занимается по определенной программе, включающей эти вопросы. Второй уровень - межобщинный. Необходима теоретическая и практическая работа на тему: вопросы интеграции русскоязычной общины в израильское общество, но не в традиционном ключе, а в том ключе и теми методами, о которых говорилось выше. Такой семинар с участием русскоязычной молодежи и израильтян запланирован на октябрь 2008г. в Израиле.
Тогда можно будет на практическом уровне проверить и понять как согласовать архетипы выявленные путем теоретических исследований. В еврейском народе - желание дать свет народам, стремление к духовности, к и к интеллектуализму. В русском - стремление к спиритуальности, сострадание к миру, стремление к свободе.
На национальном уровне необходимо заниматься вопросами миссий еврейского народа и арабского народа. Здесь также достигнута договоренность о проведении в 2009г. международного семинара с элементами Канона и интуитивной драмы по теме арабо-израильского конфликта с участием израильских арабов.
И последнее. Благодаря такой работе в Израиле и стремлению дать молодежи образование в духе интеграции Духов народов, может быть найдена и модель решения межнациональных и любых других конфликтов для Израиля и для всего мира. Если еврейское государство (и русскоязычная община как его интегральная часть) сможет дать такой своевременный ответ на вызовы нашего времени, оно станет подлинным светом другим народам и приблизится к выполнению своей миссии. "Восстань, светись Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот тьма покроет землю, и мрак -народы, а над тобою воссияет Господь, и слава Его явятся над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию".(Исайя, 60).
Список литературы
Пятикнижие и гафтарот (2004). М.:Мосты культуры.
Тора, Пророки, Писания и Новый завет.(1992).Иерусалим.
Аристова, Керсти (2006), Интуитивная или образная драма, www.circleplus.ru
Бондарев, Геннадий А. (1996), Ожидающая культура. М.:
Даймонт, Макс (1994). Евреи, Бог и История. М.: Имидж.
Кушнирович, Нонна ( Ред.). (2007) Ежегодный статистический сборник " Репатрианты в Израиле, 2006". Эмек хефер: Академический центр Рупин. Институт иммиграции и общественной интеграции. ( иврит).
Поляк, Владимир C. ( 2004). Израиль и Россия в XXI веке. Геополитика-
Геоэкономика-Геокультура. Тель-Авив: LLL.Productions.
Прокофьев, Сергей О. (1995). Духовные судьбы России и грядущие мистерии Святого Грааля. М.: Энигма.
Семенов, Моше ( Ред.).(2007) . Индекс интеграции иммигрантов в Израиле. Академический центр Рупин. Институт иммиграции и общественной интеграции.(иврит).
Томберг, Валентин А. (1998). Антропософские рассмотрения Ветхого Завета.М.: Пилигрим.
Трубецкой, Сергей Н. (2000). Учение о Логосе в его истории. М.: Фолио.
Тыугу, Армен ( 2007). Об итогах интуитивной драмы по уравновешиванию последствий межнационального конфликта. Протокол доклада от 20 июня 2007 г. www.avatud maailm.ee
Фишман, Игорь Г. ( 2008). Сумма методов. www.circleplus.ru/content/summa/22
Штейнер, Рудольф ( 2000). Миссия Архангела Михаила. М.: Антропософия.
Штейнер, Рудольф (1997). О России. Из лекций разных лет. Спб.:Дамаск.
Штейнер, Рудольф.( 2002). Очерк тайноведения. М.: Эксмо.
Щедровицкий Георгий П. (1995). Избранные труды. М.: