I. Социальная гигиена виртуального общения
С распространением Интернета свободная духовная жизнь, всюду притесняемая и отовсюду изгоняемая, внезапно получает удивительный шанс все же вырваться из оков. Это безусловный факт; только возникает вопрос, как этим шансом воспользоваться, чтобы коварные подмены в совершенно чуждой для духовной свободы подфизической виртуальной реальности, не ликвидировали свободу окончательно?
Внешняя видимость свободного общения, изложения мнений и взглядов, может затушевать те подмены, которые происходят с человеческим сознанием, когда оно интенсивно погружается в виртуальный мир. А это значит, реализация свободы требует здесь особой моральной техники. И поскольку своего высшего развития свободная духовная жизнь достигает благодаря Антропософии и, прежде всего в антропософской работе, то было бы важным более пристально рассмотреть эти новые открывшиеся возможности именно для антропософского форума.
Конечно, вряд ли антропософу угрожает компьютерная зависимость, однако, переутомление, сбой нормального режима сна и бодрствования могут вызвать незаметные изменения сознания. А если есть желание организовать серьезную антропософскую работу через форум, то коварные подмены могут и вовсе ее отравить. Конечно, каждый антропософ прекрасно чувствует эту опасность и имеет свой арсенал средств защиты от нее. Но многочисленные проблемы требуют активного поиска в этом направлении.
И здесь небезынтересен опыт Методософии, который может быть преломлен в этой специфической сфере – сфере Интернет-пространства.
* * *
Оттолкнемся от одного важного положения Доктора, об отношении к содержанию Антропософии. Словно в развитие древней заповеди не упоминать Имя Бога всуе, того же отношения требуется и к Антропософии: ее содержание не может быть предметом праздных разговоров. Ибо даже обсуждая какие-то повседневные вещи с антропософской точки зрения, мы касаемся их духовной сути; тем более, мы входим в соприкосновение с духовным миром, если мы затрагиваем человеческое или другие существа.
Не нужно большой проницательности, чтобы ощутить нелепость и пагубность пустых разглагольствований с использованием антропософской терминологии.
С другой стороны есть насущное требование времени: вся наша повседневная жизнь должна становится священнодействием: наполняться духовным смыслом, пронизываться силами нашего Высшего Я и Высших иерархий. Но это не означает вышеуказанной суетности. Наоборот: не сакральное становится мирским, а мирское сакрализуется.
Это значит, что, прежде всего, обсуждение чисто антропософского содержания должно быть сакральным. Тогда затем оно обретает такую плотность и духовное присутствие, что может быть без ущерба для себя вынесено в мир. Там оно становится беседой, что в смысле гетевской Зеленой Змеи является самым большим сокровищем в мире.
* * *
Построить беседу – великое искусство. Тем более это становится сложным, когда она не является непосредственным контактом нескольких хорошо знакомых и «притершихся» друг к другу людей, а в качестве добровольного помощника объявился некий джин по имени Интернет – добрый и услужливый, но что-то никак не допускающий той задушевности и духовности, которая имеет место на настоящих антропософских встречах. Кто имел счастье переживать их неповторимую атмосферу, непосредственное духовное Присутствие, тот понимает о чем здесь речь.
Как же достигается это духовное Присутствие на эзотерических занятиях?
Прежде всего, имеет место культовое обрамление встречи. Да, здесь происходит не только встреча людей между собой, но и с существом Антропософии, проводящим их в духовный мир. Видимо в этом был глубинный смысл страшной жертвы – огненной смерти Гетеанума, – чтобы храм Антропософии мог возникнуть не только на дорнахском холме, но и в любом месте, где двое или трое соберутся во Имя…
Перед встречей люди внутренне собираются с духом, как в перед входом в любой храм, стряхивают с себя пыль обыденности и рутины, и настраиваются на самое сокровенное в их жизни. Суетные мысли участников постепенно отступают и выступают их высшие Я. В крайнем случае, Высшее Я участвует из Духовного мира (тогда здесь человек внешне видимым образом засыпает; это, конфуз, но не более того).
Далее звучат медитации, например, Камень Основы, да еще с рецитативным прочтением на немецком – и мы уже ощущаем, как само физическое пространство стало другим. То же касается введения в космические ритмы – Календарь души, медитативное прочтение медитаций Витценмана по месяцам – все это обеспечивает высшее
качество групповой работы.
Ну и конечно, само содержание – книги или тексты лекций Доктора – непосредственно способствует тому, что мы пребываем в духе…
Но вот заканчивается основное занятие и в конце группе нужно решить кое-какие технические вопросы, в особенности (не дай Бог!) финансовые: и вся эта чудесная атмосфера мгновенно куда-то улетучивается. Откуда-то вдруг появляется нетерпение, даже нетерпимость и раздражение; возникают обиды; в следующий раз, наверное, кто-то не придет; и вернется нескоро, если вообще вернется в группу…
Дух ушел… Группа, которая уже 10 – 15 лет благополучно изучала Антропософию, и, казалось, уже давно вышла из пеленок, не смогла решить элементарных вопросов. Прекрасно работая со Словом, она спасовала перед Делом: оказалась совершенно не готовой прикасаться к «радиоактивному» содержанию, выходящими за рамки непосредственного изучения. Куда-то вдруг уходят Высшие Я, вступают личности, двойники и чудесная мелодия разрушается. Словно инородное вторжение, инфекция инфернальных сил разрушает храм.
* * *
Уже давно стало понятно, что если мы хотим работать за пределами чистого изучения Антропософии, необходима действенная защита от подобной инфекции. Это получило название социальной гигиены.
Для Методософии это важнейший вопрос. Но она как целостная наука считает себя обязанной отдельные эмпирически найденные правила собрать воедино, чтобы иметь целостное и полное обоснование, почему нужны те или другие правила или принципы и является ли это необходимым и достаточным для успешной групповой работы. Подытожив накопленный опыт, можно констатировать:
-
Групповая работа, содержанием котором являются те или иные объекты нашей практической жизни, связанные с нашими личными интересами, неизбежно включают в работу (помимо Духа) нашу природу: двойников, интересы, стимулы, мотивы, желания, эмоции и т.д., которые в духовном мире суть существа. К этому можно также добавить лунные кармические связи и многочисленных существ-паразитов, которые слетаются на групповую работу как на пиршество.
- Если для работы с чисто духовным содержанием атмосфера должна быть стерильной (иначе возникают нелепейшие споры), то здесь наличие этих существ и есть гомеопатическая доза внешнего мира, необходимая как инъекция для здорового дальнейшего соприкосновения с объектами внешнего мира и финансами. Поэтому здесь речь идет не об исключении этой «микрофлоры», а о ее пресуществлении.
- Но это не человеческое дело; тем не менее, это может стать возможным, если сознательно будет построена соответствующее пространство, в которое вступят духовные силы и помогут пресуществить нашу низшую природу людей и существ внешнего мира, «взывающих к нам о спасении».
- Это пространство может быть создано по образу и подобию богосотворенного космоса – так же, как это происходит на биодинамическом участке, куда в качестве препаратов вносятся инградиенты планетарного космоса. А именно, группа структурирует пространство через самоопределение по планетным позициям, которые описаны у Б. Левихуда (1) и в приведенных на данном сайте статьях по Методософии (2,3).
- Также четко намечается или специально вырабатывается процедура, по которой шаг за шагом будет вестись обсуждение.
- Затем для продвижения по содержанию вводятся игровые роли. Это означает, что каждый участник фиксирует какую-то точку зрения и последовательно ее представляет и отстаивает в ходе продвижения по процедуре.
- Но и в ходе этого жесткого понятийного противостояния исключается переход на личности, более того, проводя свою игровую роль (точку зрения) участники общаются в Духе, что практические означает определенный характер речи и слушания.
- Речь как астральное деяние должна быть такой, чтобы не наносить ран. Нужно побороть в себе даже подсознательное стремление к противоборству и победы в споре. Донося свою мысль, нужно по возможности отталкиваться от сферы ближайшего понимания оппонента и провести рассуждение в противоположную сторону (т.е. в направлении своей точки зрения) так, чтобы он мог проследить логическую цепочку и таким непрерывном образом дойти до противоположной позиции.
- Слушание развертывается таким образом, чтобы остановить свой внутренний монолог, вторящий говорящему. Для этого нужно создать в своей душе пустое пространство и впустить туда речь как чистый феномен: без критики и комментариев. После нужно выдержать паузу, дать отзвучать глубинным смыслам. Нет нужды говорить, насколько разрушительным является привычка перебивать говорящего или начать говорить параллельно с ним.
- Если услышанное является явно спорным с точки зрения слушающего, то необходимо подавить в себе чувства: «но это же полная чушь!», а прежде всего убедиться, что все воспринято правильно. Для этого нужно переинтерпретировав сказанное со своей точки зрения, не возражать, но уточнить, правильно ли понято сказанное. Как правило, это дает возможность говорившему в значительной мере уточнить сказанное, и даже исправить ошибки, которые и ему станут очевидны, тем самым, избежать спора не по существу.
- В любом случае спор является убийственным для такого рода работы; в нем вовсе не Истина рождается, а происходит разрушение и смерть полотна беседы.
- Беседа должна в первую очередь вызывать чисто эстетическое чувство совместного творчества, социально-понятийной живописи. Тогда ценным становится не только процесс, но и результат, поскольку родившееся в ходе такой беседы содержание является духовно живым и не умирает вместе с беседой, а продолжает жить как произведение искусства, к котором можно еще не раз обращаться в будущем. Это цельное смысловое пространство не содержит раковин (пустот), которые подобно рекламным паузам убивают содержание. Тогда и становится возможен переход от Слова к Делу.
* * *
Конечно, лучше один разу увидеть… И это вполне реално, если попробовать перелить опыт групповой работы в действо на форуме. Для этого, например, можно взять весьма актуальную для форумчан тему, касающуюся смысла и задач антропософского форума и провести по этой теме духовно-научное исследование по процедуре канонической Деловой Игры.
На первый взгляд это кажется невозможным: как столь сложную процедуру можно проводить заочно? Однако форум имеет даже определенные преимущества перед очной формой:
- Прежде всего, подобные Игры, как и любые семинары, проводящиеся очно – это весьма чувствительные материальные затраты – как участников, так и организаторов.
- Потом, многие хотели бы принять участие, да по разным причинам не могут выехать в другой город и тем более в другую страну.
- Обычно есть ограничения по времени, когда каждый человек может вынуть себя из естественного потока событий и перенестись в такое духовное пространство Игры (если, конечно, он не живет в каком-нибудь антропософском монастыре).
- На форуме можно спокойно и методично проходить ступень за ступенью, выделяя столько времени, сколько нужно (в рамках разумного, конечно). Скажем, Деловую Игру, состоящую из семи ступеней можно провести примерно за два месяца, если на каждую ступень выделить неделю.
- Также форум дает возможность участвовать одновременно в работе некскольких групп, что обычно исключено.
- А также продолжать работу на следующих ступенях Игры, не закрывая ее на предыдущих.
- Не возникает трудностей с фиксацией содержания, оно целиком налицо и для участников, и для зрителей. По ходу Игры происходит его обработка и упорядочение, так что в конце Игры мы можем иметь цельное произведение по важнейшей теме, являющееся коллективным трудом всех заинтересованных в ней и привлеченных экспертов.
- Поэтому в Игру могут постепенно вступать все новые участники, которые легко войдут в содержание. Кто-то, наоборот, может по разным причинам «сойти с дистанции», но коммуникация при этом принципиально разрушена не будет.
С процедурой Деловой Игры и вообще с понятием Игры можно ознакомиться в прилагаемой литературе раздела Методософия (2,3).
Как это можно совершить практически? Первые ступени Деловой Игры могут быть организованы следующим образом:
1. Прежде всего, как и перед любым семинаром, фестивалем (тагунгом) проводится регистрация участников. Здесь видится важным убрать лишнее препятствие для беседы, т.е. зарегистрироваться не с «никами», а со своими настоящими именами. Также для лучшего контакта предоставить свое фото. Под Игру выделяется специальный раздел на форуме, в котором с самого начала задаются два подраздела: Игра и рефлексия Игры. Далее Игра развертывается по определенным ступеням и шагам согласно процедуре. Каждая следующая ступень становится новой темой в разделе Игра, что не закрывает предыдущие темы. В разделе рефлексия Игры есть свои две темы: рефлексия содержания и организационная рефлексия. В первой подводятся итоги каждой ступени и подвергается анализу полученный содержательный материал по теме Игры; во второй теме исследуется характер проведения процедуры да и суть самой процедуры, чтобы собрать опыт для последующих Игр.
2. Участникам дается время осмыслить и обсудить правила Игры, специально ознакомиться с необходимой литературой, касающейся как процедуры Игры, так и ее темы. Здесь же (это можно обозначить как нулевая ступень или организационный этап Игры) происходит знакомство участников (каждый может рассказать о себе, что сочтет нужным) и самоопределение по планетным позициям. Избирается Дизайнер Игры (Земля) – тот, кто более всех, кровно заинтересован в ее плодах, а также методолог (Зодиак), который задает и комментирует процедуру. Лучше, если на каждую позицию есть несколько человек. Существенная разница Игры на форуме по сравнению с обычной Игрой заключается в том, что задача Ведущего (Солнце) заключается не в определении последовательности высказываний участников, а, собственно, в модерировании. В данной Игре в силу специфичности ее темя есть еще одна особенность, заключающаяся в том, что Админ этого форума, по видимому должен быть и модератором Игры (Солнце) и ее Дизайнером, что несет значительную нагрузку (но если эта Игра пройдет успешно, в других Играх – по другим темам – уже будет намного легче).
3. Первая ступень Деловой Игры: Самоопределение-1 обычно проводится в три шага. На первом шаге участники выкладывают имеющийся в их распоряжении феноменальный ряд и высказывают свои представления по теме (в данном случае о том, что есть антропософский форум как Дело). На втором шаге выявляют свою осознанную мотивацию заниматься этой темой. На третьем шаге участники осмысляют свою так наз. неосознанную мотивацию, т.е. анализируют Водительство, которое к настоящему моменту привело их к столь серьезной разработке данной темы. На «очных» Играх эти шаги осуществляются последовательно, но возможности форума позволяют их запараллелить, открыв три соответствующие подтемы.
4. Далее Дизайнер в теме рефлексия содержания в разделе Рефлексия подводит Итоги первой ступени Деловой Игры и объявляет переход на вторую ступень. Это не мешает всем в любой момент дополнять эти итоги Дизайнера Игры своими собственными.
5. Вторая ступень: построение понятия антропософского форума проводится в два шага. Рефлексивная возгонка: вся собранная информация об антропософских форумах, представления участников и их мотивация проходят очистку от субъектвного, отделяется существенное от несущественное, главное от второстепенного. Интеллектуальная возгонка – это работа с названием. Что этимологически, генетически означает «Антропософский форум»? Понятно, что и здесь оба шага происходят параллельно в соответствующих подтемах.
6. И снова Дизайнер в теме рефлексия содержания в разделе Рефлексия подводит Итоги второй ступени Деловой Игры и объявляет переход на третью ступень.
7. Третья и последующие ступени проходят аналогичным образом и их есть смысл описывать, когда до них дойдет очередь (познакомиться же с ними можно и предварительно из указанных статей). Правда, многие методы, применяемые на этих ступенях (Интуитивная драм, мистериальная живопись и др.), невозможно проводить заочно. Но их можно будет провести уже не через форум, а непосредственно в своих антропософских группах или с друзьями. На форуме произойдет лишь обмен результатами.
* * *
Данная статья не должна рассматриваться как критика того, что происходит на форумах антропософских сайтов и тем более как призыв это исправить и установить какую-то «единственно правильную» форму. Напротив, подчеркивается высшая ценность свободной духовной жизни в любых ее проявлениях; и из духа статьи не может не явствовать, что админы, модераторы и участники форумов должны сами вырабатывать об этом собственные представления. Здесь лишь подчеркивается важность вопроса о моральной технике работы и дается предложение именно для форума данного сайта, причем только для одного из его разделов, а не как универсальная директива.
Однако если предлагаемая форма общения на форуме пройдет свое испытание и сможет решить очевидные для многих и неоднократно обсуждавшиеся проблемы, которые возникают на антропософских форумах, то могло бы начаться становление новой культуры Интернет-общения, а вместе с тем зарождение методософской провинции, своеобразной Новой Касталии, прообраз которой описан Германом Гессе (4).
II. Моральная техника работы с компьютером и в Интернете
Моральная техника в отношении какого-либо объекта предполагает, по меньшей мере, две вещи: познание природы объекта (моральная интуиция) и видение желаемого образа этого объекта (моральная фантазия). Тогда ставится вопрос о нахождении пути метаморфозы от действительного к желаемому состоянию объекта - пути, коренящегося в природе этого объекта, раскрывающего ее, но не ломающего ее божественное совершенство (собственно моральная техника). И все эти три шага невозможно осуществить спонтанно - они требуют глубокого, тонкого и искусного методического обеспечения.
Уже самый первый шаг в нашем вопросе вызывает непреодолимые трудности, поскольку Доктор об Интернете не оставил нам (почти) никаких сведений. Поэтому здесь нужна познавательная коллективная мыследеятельность многих людей, имеющих как серьезный антропософский опыт, так и опыт работы с компьютером. По сути, это - духовно-научное исследование, к которому и приглашает автор всех, кто жизненно заинтересован в этой теме.
Но все же, чтобы организовать само исследование из правильного источника и в правильном потоке, нужны некоторые предварительные условия. Взрыхлим эту твердую почву некоторыми набросками с натуры, феноменологическим методом: прикоснемся к этой тайне через рефлексию происходящего с нами во время работы в Интернете.
Не нужно большого опыта духовной практики и изощренного самонаблюдения, чтобы зафиксировать, что при подключении ко всемирной паутине происходит изменение нашего сознания. Попробуем-ка уточнить, какие оттенки чувств заполняют нашу душу в Интернет-пространстве?
Прежде всего, налицо некоторая растерянность - словно маленький ребенок, потерявшийся на шумных улицах большого города. Это не то чтобы страх, - наоборот, азарт, зачарованность небывалыми возможностями. Например, нас подстерегает огромное количество линков, дающих прямой доступ к информации, обычно находящейся за три девять земель. Линки как грибы в лесу, заманивают все дальше в чащу, и не замечаешь, как заблудился; обнаруживаешь себя на каком-то сайте, и уже не видна та тропка, по которой туда пришел и даже не помнишь, зачем. Так же небезопасен шквал жаренных новостей безумного мира, изощренный суггестивный поток профессионально подобранных цветов, форм и звуков, проникающий в глубины беззащитной души.
И все это на фоне оглушенности, ослепленности, какой-то общей одурманенности. Чувствуешь себя явно не в своей тарелке. Но если тебя кто-то или что-то отвлечет, то испытываешь досаду и раздражение, словно все твои нервы уже вплетены в эту паутину, и когда тебя оттуда вырывают, то словно тянут за обнаженные нервы.
И время там течет иначе. Про него вообще забываешь: словно множество хронофагов-лангольеров поедают его - часы пробегают как минуты. Правда, для того, кто хочет забыться и специально травить время, есть откровенный наркотик - компьютерные игры. Что может быть лучше: без химии, без ядовитых галлюциногенов - и полный улет.
Стоит упомянуть и о странных явлениях, связанных с компьютером. И без Интернета компьютер сам по себе, приближаясь по уровню сложности своей организации к живой материи, начинает выказывать собственный норов, мягко говоря, не всегда дружелюбный.
А теперь попробуем столь же зорко отследить свои внешние впечатления в виртуальной реальности. Оглядимся вовне: нам открывается такой чуждый и такой знакомый мир! Если представить себе тектонический подъем подфизической реальности и ее врастание в наш человеческий мир, то мы и получим виртуальную реальность. Я получаю мгновенный доступ в любую точку земного шара, я могу общаться с находящимися там как моими близкими людьми, так и далекими, таинственными незнакомцами.
Все чудесно, сказочно, прекрасно! Но что-то не так… Я могу здесь найти все, что угодно, но не могу даже ощутить то, без чего все остальное обесценивается - самого себя! И, как следствие, не могу и сполна себя выразить.
Однако кто ж на это станет обращать внимание - на такую мелочь, как утрату себя. Особенно, пока голова свежая, не чувствуется особой разницы в состоянии сознания в обычном мире и в виртуальном. И вот несколько часов нахождения там и ты уже не вполне себе принадлежишь. Несколько дней напряженной работы убивают всякую способность к рефлексии, к самонаблюдению. А что будет через несколько лет?
Здесь зло очевидно - полное и окончательное оглушение сознания, выкачивание из человека его жизненных сил, самого его экзистенциального бытия. Уж не в Восьмую ли сферу направляется этот мощный поток украденной человеческой воли сотен миллионов пользователей?
Не будет большой натяжкой идентифицировать торжество Интернета над нашей нормальной человеческой жизнью как триумф машинной цивилизации, начавшей еще в седьмом веке свое наступление на европейскую культуру из Академии Гондишапур в качестве материалистической науки.
А вот вторая зарисовка в этом ряду: в виртуальном пространстве создаются антропософские сайты, но как там представлена Антропософия на форумах? - не является ли это самой ужасной клеветой антропософов на самих себя, что напоминает историю тамплиеров в четырнадцатом веке. Впрочем, ведь Солнечный демон будет не только повторяться, но и готовит что-то новенькое…
Однако всякое зло есть не на месте стоящее добро. И чем большее мы встречаем зло, тем большим потенциальным добром оно могло бы обернуться. Конечно, добро нельзя путать с той мнимой пользой, комфортом и удобствами, при помощи которых каждый человек лично и человечество в целом воврекается в виртуальный мир буквально не по дням, а по часам. Значит, со всей серьезностью должен быть поставлен вопрос: если Интернет столь опасен, то какое же эквивалентного масштаба добро он мог бы нам принести, если бы мы могли преодолеть его подавляющую самосознание силу и сохранить бодрствование? Очевидно, до сих пор мы это просыпали, просто покорно идя на заклание!
Вопрос отнюдь не праздный, поскольку в этой своей беспечности мы содействуем тому, что Интернет действительно станет величайшим злом, хотя могли бы спасти и себя, и эту тварь, которая ведь тоже взывает о спасении?
Полный и исчерпывающий ответ на этот вопрос уже принадлежит к области моральной фантазии и опять-таки требует обширной совместной работы при мощном методическом обеспечении. Впрочем, он уже нами был нами намечен пунктирно. Мы начали наш разговор с констатации уникальных возможностей развертывания свободной духовной жизни (и, прежде всего, антропософской), которые на физическом плане до сих пор воплотить не удалось. Более того, даже если бы могла осуществиться социальная трехчленность, когда для духовной жизни нет юридических границ, все же остаются географические ограничения - а тут они легко преодолеваются.
Т.е. Интернет при верном, нет, спасительном(!) подходе мог бы дать развернуться антропософскому движению с такой же мощью и тотальностью, с которой это возможно только в Духовном мире, где Антропософия и существует в своем прообразе - как духовное существо Антропос-София и откуда развертывается ее духовное течение, коренящееся в сверхчувственной школе Архангела Михаэля.
В этом можно видеть основной смысл обращения самого пристального внимания на саму тему Антропософского Форума с его невиданными возможностями.
Даже беглого взгляда в эту сторону достаточно, чтобы увидеть проступающие образы благого будущего, если работать с этим вопросом:
- Гармоничная представленность в антропософском сообществе всех групп, течений, направлений и школ, которые обычно или ничего не знают друг о друге (и знать не хотят) или нелепейшим образом конфликтуют друг с другом.
- Возможность непосредственного контакта любого антропософа с любым антропософом в мире.
- Разработка и обкатка различных социальных моделей организации и сотрудничества антропософских инициатив и антропософского сообщества в целом.
- Устранение всех временных и географических препятствий, резкое снижение материальных затрат на проведение собраний и тагунгов.
- В любом случае - восстановление абсолютной открытости и гласности, полная децентрализация антропософской жизни, а значит утрата управленческого фокуса и контроля над финансами со стороны манипуляторов и функционеров; благодаря этому - прекращение изнурительной и бессмысленной борьбы с ними
- Создание читательского клуба - возможность прямого диалога читателей с авторами антропософской (а, может, и не только!) литературы.
- Уникальные возможности проведения тематических семинаров, авторских школ и мастер-классов.
- Создание летописи Антропософского движения, восстановление хронологии, фактов, событий, сохранение всего того, что скоро может быть утрачено навсегда.
- Открытие дистанционного обучения по антропософским видам деятельности.
- Конечно же, создание библиотеки всем миром, чтобы раз и навсегда покончить с мелочной грызней о правах. В таком сконсолидированном антропософском сообществе никто бы не посмел присвоить себе право разрешать или запрещать публикацию произведений Доктора. И дорнахские бандиты, захватившие архив, и наши деятели знали бы, что закрывая пути к публикации нашего общего антропософского наследия они совершают оккультное преступление, близкое к преступлению против Истины, а значит, к известному греху, который не будет прощен вовеки. Под жалкое блеяние других наследников - добропорядочных членов, исправно платящих взносы и имеющих медицинскую страховку, которые равнодушно смотрят, как средь бела дня их лишают сокровища, разбойники от антропософии прикрываются идущим вразрез с духовными законами законодательством об интеллектуальной собственности, может, только для этого и внедренным Ариманом.
- И самое главное, консолидация групп во всем мире и начало серьезной и обширной тематической антропософской работы вне географических и политических границ (что-то в этом духе уже как раз началось на сайте антропософи.ру по теме "Восьмая сфера").
- Это, в свою очередь, дало бы возможность начать систематическую публикацию результатов духовно-научных исследований при коллективном авторстве (примерно, как это происходит на сайте "Википедия").
- А также это позволило бы начать подготовку предъявления этих результатов внешнему миру в целом (через публикации в массовых электронных библиотеках) и в специальных областях (через публикации на специализированных сайтах и участие в форумах этих сайтов, прежде всего в научной, культурологической, историософской и общественно-политической областях).
Используется ли на сегодняшний день хоть малая толика этих возможностей?
Используется, но настолько ничтожно по сравнению с тем, что могло бы быть и так нелепо, что это можно сравнить абсурдным и все же реальным примером: приходит некто на представление драмы-мистерии, но встретил кого-то в фойе и проболтал там все время.
Впрочем, эта гнилая ветка, давшая обильные плоды в виртуальной реальности, произрастает ведь из нашей реальности. Обратимся к другой, не менее пагубной вариации нашего примера: вот происходит представление драмы-мистерии; все присутствующие испытывали вознесенность в Духовный мир, где события драмы реально происходят. И вот антракт: народ с чашечкой кофе мирно беседует. Встречаются старые знакомые, делятся своими впечатлениями, спрашивают как дела. Постепенно к концу перерыва уже просто делятся новостями и непременно новыми сплетнями, а вот и с ненавистью поглядывают на присутствующих здесь врагов антропософии (может и без кавычек!), которые на последнем собрании что-то сказали, в последнем выпуске "Дас Гетеанум" что-то написали. Кто-то призывает к терпимости, а кто-то - врубить правду-матку. И вот между ними уже вспыхнула перепалка, в ход идут крепкие слова. Чарующее настроение драмы окончательно разрушено… А ведь артисты жертвенно и с полной самоотдачей репетировали несколько лет.
Есть у Макаревича песня про нерадивых зрителей, к которым он грозно обращается: "Как вам не стыдно, уберите лапы… вы тихо встаньте и снимите шляпы…" перед происходящим действом и самой возможностью того, что в этих ариманических условиях еще можно прикоснуться к незамутненному источнику живой воды.
Если констатировать, что открылась уникальная возможность, то для любого антропософа ясно, чем чревата ее утрата. Запрет на свободную духовную жизнь, о котором предупреждал Доктор, уже начал свое победное шествие по миру из англоязычных кругов. Не минет он и Интернет. Так что сон и только беспробудный сон тех, кто просто обязан в этот решающий момент бодрствовать порождает чудовищ!
Это ощущение требует адекватных действий. Как раз призывов что-то делать было достаточно - они ни к чему не приводят. Гетевское "обдумай что, но прежде обдумай как" приобретает небывалую актуальность. В отсутствии моральной техники моральная фантазия становится просто фантазией или утопией.
В данном случае под моральной техникой нужно понимать процедуры, по которым строится социальное и коммуникативное пространство для взращивания антропософской жизни. Создание организации, а тем более антропософской - это величайшее искусство. И если это делать, как попало, то "маем, тэ що маем".
Уже почти 20 лет назад на основании Антропософского общества в России автор заявил во всеуслышание, что с участниками собрания проводится ариманическая процедура, которая является модификацией культовых действ тех тайных орденов, которые ее инспирируют в духе Римской империи как обязательную согласно законодательству при основании различных светских обществ. Для любых обществ такая процедура губительна, ибо подключает общество к царству Аримана и подменяет водительствующее им нормальное люциферическое существо ариманическим.
Но для Антропософского общества - это как цианистый калий для живого организма. Даже если по закону нельзя было избежать этой процедуры, то вполне можно было дать ей должную оценку и попытаться разработать Михаэлическую процедуру основания общества, например, в духе Общин третьего поколения (5). Правда, тогда ни Армен, ни автор еще не могли этого предложить, но можно было обратиться к опыту организационной работы НПИ Б. Левихуда, первой вальдорфской школы (6), Рождественского собрания, в конце концов. Но двойной контроль со стороны парторганов и официального Дорнаха оказался сильнее.
Теперь, похоже, судьба снова дает шанс, да с еще более уникальными возможностями. Здесь нет уже рабской зависимости от мнения функционеров, от финансовой поддержки Дорнаха, да и той робости первого опыта выхода из подполья. Все носит зрелый взрослый характер. Нужна только самоорганизация и бодрствование, острое переживание реальности, трезвый и спокойный анализ негативного опыта. Но с каждым днем случайно открывшийся проем между беспросветным прошлым и прошлым, прикинувшимся будущим (К. Свасьян) становится все меньше и меньше, ибо вырабатывается пагубный стереотип антинтропософского поведения на форуме как нормального. И, как следствие, на неухоженном поле форумов взрастает бурьян: засилье разного рода чуждых Антропософии людей и попросту провокаторов.
Все это заставило автора выступить с инициативой защитить то, что нам дорого. Фактически речь идет о сознательном проектировании подлинно Антропософского Форума. Действительно всеобщего форума, а не трибуны и места общения одной из группировок, где дается бой всем остальным группировкам.
И дело вовсе не в умении искать компромиссы. А в понимании, что в Антропософию вливаются представители самых разных духовных течений, многие из которых враждовали между собой. И эта вражда, еще и кармически отягченная, теперь "грузит" антропософское сообщество: люди испытывают друг к другу органическую ненависть, сами толком не зная почему. Но за этим ведь стоит отнюдь не вздорный характер, а объективные противоречия, которые при методически правильном подходе были бы решающими факторами развития; а так это - взрывающиеся на борту корабля топливные баки.
Сфера методологии в Антропософии мало известна и непопулярна, но она - отнюдь не целина.
Тут имеем заколдованный круг: пренебрежение методологией вызывает засилье склок и сплетен; а погрязнув в Вороньей слободке, уж куда там еще методологию изучать.
Впрочем, есть такой закон: коммуналка возникает только в том случае, если нет живого содержания, т.е. в условиях застоя. Но сам факт застоя тем более нелеп, что новый столь ожидаемый спасительный импульс Антропософии уже давно пришел. Значительнейший вклад в его восприятие и изложение внес Г. Бондарев, который сделал детальную разработку методологии Антропософии. Благодаря этому он исследовал причины системного кризиса цивилизации и антропософского движения и в целом указал путь исцеления.
Но как бы не сложилась судьба антропософского движения, отчаиваться никому не следует. Упущенное можно наверстать. Для этого необходимо, чтобы в среде антропософов было хорошо понятно, что центральное ядро антропософии - это ее методология. На ее познание должен быть направлен весь духовный потенциал антропософского движения. Тогда по мере решения этой задачи немногими, она может быть адаптирована, популяризирована и доведена до сознания многих. А далее именно с этим потенциалом антропософия должна более активно пойти во внешний мир.(7)
Незаметно пролетели годы начала нового тысячелетия, а ситуация не меняется: спасение пришло, но о нем никто слышать не хочет. Но, может, и сам Геннадий Саныч в этом небезгрешен, поскольку, открывая его очередную книгу, ленивый читатель ищет там новых сенсационных разоблачений дорнахских хулиганов или "внука великого композитора"; а до методологии уже руки уже не доходят.
Однако начинать выход из заколдованного круга нужно с другого конца: чтобы начать продуктивную совместную антропософскую работу по овладению методологией Антропософии нельзя сходу применить, чем еще не владеешь. Значит, прежде всего вопрос не в ней, а в прикладной методологии, основанной на Антропософии - антропософская методология. Ее предметом является не сама Антропософия (с ней-то, матушкой, все в порядке), а организация, коммуникация и взаимодействие антропософов. Вот сердцевинная точка приложения усилия, здесь смерть Кащеева.
Именно это и предложено автором в некоторых статьях, а также и как практическое действо - проектирование Антропософского форума.
Поскольку в этом случае появляются гарантии продуктивной коммуникации и сотрудничества, то на такой форум приглашаются представители всех точек зрения. Важно лишь, что все участники принимают общую для всех ценность - благое развитие Антропософии и ставят его выше личных амбиций, застарелых обид, симпатий и антипатий, излюбленных мнений и привычек мышления. Тогда Антропософский форум становится встречей людей в их высшем Я, объединением АНТРОПОСов - в круге Софии.
При таком подходе можно только радоваться присутствию на форуме представителей той или иной группы, с которыми до сих пор не удавалось найти контакта. В противном случае наша работа не будет полной или, по крайней мере, мы теперь получим дополнительную нагрузку, ввиду необходимости качественно представить самим их точку зрения.
Особую проблему представляет стереотип, приобретенный из опыта работы на различных форумах, заключающийся в том, что там все участвуют инкогнито. Мало того, что само включение в виртуальное пространство дает существенное изменение сознания и отсечение от Духовного мира, так тут просто происходит инкарнация в этом мире и ник становится его своеобразным подфизическим телом (двойником). На человека налипают характерные, но на самом деле не свойственные ему манеры общения и рассуждения. И ему очень нелегко потом быть на форуме самим собой или вернуться к Себе.
Конечно, инстинктивно очень хочется спрятаться за ником. Но сегодня с детства впитанные слова вождя мирового пролетариата: "конспиация, товаищи, конспиация и еще ас конспиация" просто смешны. При современных средствах контроля и слежения ничего не стоит вычислить любого человека, даже если он будет что-то шептать сам себе у себя на кухне, откуда когда-то диссиденты отважно развертывали свою деятельность.
Однако мы прекрасно понимаем, что решающим здесь является причастность к Духовному миру, а не эта, примитивная малодушная конспирация, дважды нелепая перед лицом подлинного мужества антропософской работы в условиях преследования НКВД.
Поэтому на первый план выходит самоидентификация: быть подлинным, настоящим перед Духовным миром и действительно нести его идеи, а не ужасный мелочный вздор, уместный лишь на кухнях коммунальных квартир. Нужно задуматься о негативном примере, который страшно заразителен: если так общаются между собой искренние антропософы, действительно болеющие за дело, то что тогда говорить за новичков или вообще случайных людей, которых неведомым ветром занесло на антропософский сайт.
Подведем итоги: спроектировать Антропософский форум - это, прежде всего, означает, разработку его методологии, которая начинается с моральной техники самого проектирования. Поэтому в качестве нашего стартового капитала можно принять к рассмотрению некоторые наработки, уже прошедшие апробацию.
Итак, благодаря чему, входя в Интернет и общаясь на форуме, можно не только себя не потерять, но и внести туда Дух Антропософии? Как показывает практика, для этого необходимо:
Входя в Интернет:
1. выдержать паузу полного покоя и сделать настройку через антропософскую медитацию, евангельский текст или др.
2. иметь рядом священные изображения (Скульптурная Группа, изображение архангела Михаэля или др.) и периодически отводя взгляд от монитора, восстанавливать связь с Духовным миром.
3. сконцентрировать внимание как это и в обычной жизни происходит перед входом в зону повышенной опасности, активизировать Я-сознание, выйти в рефлексивную позицию и все время работы в Интернете наблюдать за состоянием своего сознания.
4. иметь ясное представление, что именно я собираюсь сделать (найти, изучить и т.д.) в Интернете и сколько времени это может занять.
5. иметь перед глазами часы (идеально было бы старинные механические) и контролировать ход времени; в случае утечки времени хотя бы зафиксировать этот факт.
6. при появлении признаков переутомления, раздражения, нервозности сделать паузу, бросит взор на небо, священное изображение, природный вид или использовать для релаксации произведение музыкальной классики.
7. когда первоначальная задача, с которой мы вошли в Интернет, решена, не поддаваться соблазну сделать заодно еще что-то незапланированное, а также помногу раз проверять почту и т.д.
8. в любом случае очень важен режим сна и бодрствования; лучше не входить в Интернет ночью, а также вскоре после пробуждения.
9. воздействие подприродного царства хорошо бы компенсировать соприкосновением с природными царствами (хотя бы глоток свежего воздуха или воды из естественного источника).
Входя на Антропософский форум:
10. настроиться, как будто входишь в Храм, собирая все свое благоговение и отставляя все суетное.
11. задать свой собственный ритм, связанный с космическими ритмами (например, недельный ритм), а не поддаваться азарту, устраивая пинг-понг.
12. не пользоваться ником; в максимальной степени выражать свою духовную индивидуальность, а не личностные проявления.
13. по возможности избегать моментальных поверхностных реакций на происходящее, ответов на вопросы, судорожно "отбиваясь" только потому, что надо что-нибудь ответить.
14. каждый лично действует исходя из чистого духа Антропософии, отделяя от себя свои симпатии-антипатии, тем более принадлежность к лагерям и группировкам.
15. тщательно блюсти преемственность того высокого духа групповой работы, который был задан еще при жизни Доктора: благоговения прикосновения к святыне, высокой ответственности за судьбы мира каждого, кто призван к антропософии (об этом не надо говорить друг другу, но интенсивно лично переживать).
16. бережно и неуклонно блюсти правила социально-духовной гигиены и главное, требовать этого от себя, но не от других.
Итак, на проектирование антропософского форума приглашаются все, кто так или иначе заинтересован в этом деле; кому есть что сказать, или есть желание послушать, но, не спрятавшись за экран своего монитора, а заявив свое внимательное присутствие, пусть даже не произнеся вслух ни слова.
Приглашаются даже те, кто уже смертельно устал от всяких инициатив и предложений и считает, что здоровее будет отсидеться в стороне и посмотреть, что их всего этого получиться. Нужно только спросить свое сердце, не этого ли оно ждало десятилетиями, но так устало и разуверилось во всем, что когда, наконец, пришел ответ, у него больше нет сил столь же живо как прежде биться и созидать? Нужно лишь знать, что сердце отреагирует на правду, и тогда в него вольются новые силы и новые идеи.
III. Безопасность антропософской работы и духовная защита
Вся трудная и противоречивая история Антропософского движения показывает, что это отнюдь не праздный вопрос. И на антропософских форумах как в капле море отразились все трудности и проблемы, которыми эта история была насыщена.
Понимая, насколько это - радиоактивная тема, нужно найти к ней правильный подход. Хуже всего было бы, выбрав одну, даже самую праведную точку зрения, начать критиковать всех остальных.
Из планетных позиций в групповой работе (2) защитную функцию исполняет именно Луна. Вспомним, что Лунная сфера постоянно защищает Землю от непосредственного всасывания в Восьмую сферу. Также и те, кто при построении групповой коммуникации выберут эту вроде бы неказистую позицию (которая не несет непосредственного содержания, напрямую связанного с темой коммуникации), получают важнейшую задачу защиты групповой работы от духов препятствий, различных вторгающихся в нее демонов и прочих воздействий, которые могут сознательно или бессознательно влиять на происходящее.
Еще в восточной традиции совершенный ум сравнивается с Луной, которая с недосягаемой высоты взирает на происходящее, Ничто не укроется от ее бесстрастного света, в то время как она сама остается ничем незатрагиваемой.
* * *
Займем такую планетную позицию Луны, и уже в гетеанистическом духе обозрим то, что происходит, когда в антропософское дело вторгаются враги.
Тогда нам открывается две полярные крайности, а все остальное так или иначе лежит между ними.
Один полюс - это мертвецкий сон большинства, напоминающих мирно пасущихся овец; и когда нападают волки и кого-то разрывают, они в ужасе отскакивают, но уже скоро продолжают дальше мирно щипать траву - благо это их лично не затронуло.
Тут собственно особо и комментировать нечего. Можно только повторить высказывание кого-то из великих, что в свершающихся на Земле злодеяниях виноваты вовсе не сами злодеи, а добропорядочные филистеры, при молчаливом попустительстве которых злодеи и совершают все свои преступления.
Другой полюс - это слишком личное, слишком человеческое восприятие.
Здесь стоит отдельно рассмотреть реакцию на внешних и на внутренних врагов.
В отношении внешних врагов встречается крайняя настороженность, подозрительность, граничащая с манией преследования.
Один старый видавший виды антропософ как-то посетовал: Каспара Хаузера убили, Рудольфа Штайнера отравили, вот и мне что-то нездоровится…
Его все время и сверх всякой меры заботят вопросы слежки, прослушивания, воздействия психотронного оружия.
На первый взгляд все правильно; спецслужбы не дремлют, тайные ордена ведут свою подрывную работу. Но, как уже было отмечено выше в отношении использования ников на форуме, подобными сетованиями и нагнетанием психоза можно принести только вред, а пользы - практически никакой.
Если все время жить в таком страхе, то можно было вообще не заниматься Антропософией, а просто податься в диссиденты. При тоталитарном режиме и антропософы и диссиденты в равной степени подвергались жесточайшим преследованиям (8), но это никак не делает их похожими, товарищами по несчастью.
Борьба за правду на люциферический лад резко отличается от антропософской работы, которая в любом случае не может иметь никакого отношения к политике, социальному противостоянию. Для антропософа это однозначно является донкихотством, поскольку экспрессивные действия в отраженном (иллюзорном) мире, совершаемые как будто он и есть реальность, ведут только к разрушению и саморазрушению.
И все же на первый взгляд: пусть мир и иллюзорный, но опасность-то реальная!
Не совсем так. Опасность становится реальной только в том случае, когда ей придают статус реальности. Это примерно как в известном ужастике про Фреди Крюггера, который был всего лишь сновидением, тенью, но обретал страшную силу, когда человек испытывал панический ужас; тогда мощь монстра возрастала до такой степени, что проявлялась не только внутри сна, но и в реальной жизни. Однако, когда человек находил в себе внутреннюю силу вернуть ему статус сновидения, непобедимый монстр сразу терял силу и даже все свои предыдущие завоевания.
В жизни гиперчувствительность в отношении опасности (даже когда она вполне оправдана!) является признаком слишком сильной инкарнированности ощущений, их провалом в подфизическое. Чисто рассудочная информированность о закулисных силах и напряженная наблюдательность по отношению к ним как раз и дает им материализацию.
Здесь можно возразить: если бы этого ничего объективно не было, то нечего было бы замечать и нечего было бы опасаться, но все эти опасения ведь имеют реальную почву под ногами!
Имели!!! - Еще несколько десятилетий назад это действительно имело место и то с определенными оговорками. Но нужно учесть, что в это время происходило интенсивное прохождение человечеством Порога Духовного мира. И при этом оно вовсе не отдается на заклание как беззащитный ягненок идущему к инкарнации Ариману. К настоящему моменту оно в принципе уже выведено с линии огня, так что и без того небесспорный опыт диссидентской бдительности и конспиративности уже совершенно утратил свою правомерность.
На сегодняшний день можно с полным основанием констатировать: сейчас за Порогом Духовного мира для любого нормально развитого европейски культурного сознания не является чем-то запредельным и совершенно невозможным пережить свое Я в эфирном мышлении. Если туда перенести центр мироощущения и оттуда строить осмысление и осознание окружающего мира, то человек в принципе вынимается из пагубных подфизических закономерностей подфизического мира (которые сейчас и стал внешним миром) и действительно обретает удивительную неуязвимость, об отдельных феноменах которой ходят легенды.
Пожалуй, одним из самых ярких феноменов этого ряда можно назвать историю методологического движения, которое ведь зародилось и набрало силу в условиях тотального контроля со стороны Системы, бывшей тогда в апогее своей силы. В начале СМД-методология бытийствовала в качестве семинаров, никак не вписывающихся в идеологические рамки; а затем в форме Организационно-деятельностных игр, в которых участники имели возможность пережить нечто совершенно уникальное для советского человека - самоопределение. Человек впервые в жизни ощущал себя не винтиком гигантской машины, на что была направлена вся мощь системы принуждения, но (духовным) существом, способным что-то в этом мире решать, изменять, творить. Пережив такой уникальный опыт в играх, люди выносили его уже в свою повседневную жизнь. И как Система не боролась с методологическим движением, ничего сделать не могла, пока сама не рухнула.
Секрет был в том, что если человек имеет такую значительную жизненную ценность как самоопределение, то он не позволяет себя определять внешним обстоятельствам, и они действительно утрачивают над ним свою всеподавляющую силу.
Вот как описывает сам основатель методологического движения Г.П. Щедровицкий свое собственное самоопределение в некоторых ключевых моментах собственной жизни.
Вызывают меня к зав. кафедрой и говорят:
- Заберите документы, Вы на нашей кафедре не будете.
- Это чего так?
- А вы больно независимы.
- Ну и что? - сказал я.
- А нам такие не нужны. Нам нужны работники.
И тут начинается самоопределение. Про себя я подумал: ну, миленький, если ты так будешь себя вести, мне придется тебя выгнать - это по поводу зав. кафедрой. Мы его выгнали, поскольку он-то ничего не понял о том, что я думал. Остальные уже знали, что вести себя надо прилично. …
А дальше уже где-то в 1954 году пригласили меня в партбюро, сидят какие-то люди и говорят:
- Георгий Петрович, для Вас будет зеленая улица, Вы защитите кандидатскую, потом станете доктором… Не надо только семинары проводить.
- А если я скажу "нет"?
- Ну, мы Вам ничего не дадим делать.
Ну я понял. Идите гулять, коллеги! Приходится самоопределяться по новой. … Если бы я разумно подумал, я закрыл бы семинары и двигался по обычной академической лестнице. А я /так/ просто не умею, не могу, понимаете?
Если вы живете, вы постоянно попадаете в ситуацию выбора, самоопределения. Но ведь можно же не жить! И это - вот такой вот путь: не живешь - существуешь - и все спокойно, никаких ситуаций выбора. … Другое дело, что при этом он не может быть человеком, живущим в истории и вообще живущим. Сначала его определяют в стойло-квартиру, потом его отправляют в лагерь на нары, и он тоже живет. И это тоже есть форма жизни, но ведь он делает вид, что его не ставят перед ситуацией выбора. Его определяют. Но человек постоянного живет в ситуациях выбора - если он - Человек. А вы как рассуждаете? Вы же считаете, что человек ничего не может, и им двигают туда-сюда. Коллеги, я понимаю вашу точку зрения, она широко распространена, она формировалась десятилетиями, она заслуживает всяческого уважения. Но можно и другое, если отказаться от тех догм, которые мы с вами исповедывали раньше.
Нужна другая философия и другое мировоззрение, нужно вернуть человеку его активную деятельностную роль и понимание того, что он -Человек, и он действует, а не только влеком потоком событий, где его отправляют в одно место, в другое, в третье. Вот и все. Но это - дело выбора каждого. И я понимаю, что распространенная точка зрения много выгодней и удобней. Крепостное право обеспечивает счастливую жизнь… (9)
Т.о., эти и многие другие примеры из жизни показывают, что на сегодняшний день внешние враги антропософского дела не являются непреодолимым препятствием; скорее, они являются санитарами леса, требующими бодрствования и соответствующей внутренней работы.
* * *
В отношении внутренних врагов ситуация не менее проблематичная.
Всякий, кто пробужден и искренне болеет за антропософское дело, конечно, не может пассивно наблюдать, как уничтожается или компрометируется в глазах внешнего мира все самое святое. Но одно дело - непримиримость, другое - как конструктивно исправить положение.
Здесь очень легко в дело вступают эмоции и крепкие выражения, которые на фоне всеобщего благоденствия распугивают мирных овец еще больше чем волки, старающиеся все же действовать тихо и без лишнего шума. И даже весьма продвинутые антропософы здесь могут счесть, что цели оправдывают средства и на таковые средства не поскупиться.
Но будет ли от этого действительная польза для антропософского дела?
Разберем эту ситуацию глубже. Безусловно, человек, имеющий мужество прилюдно встать, изобличить зло и назвать вещи своими именами, достоин восхищения. И наоборот, когда из-за страха лишиться каких-либо благ или просто из робости, на зло закрываются глаза и это прикрывается всякой интеллигентщиной: призывами к политкорректности, толерантности, необходимым компромиссам, то это для здоровой духовной жизни не может не вызывать отвращения.
Но… и еще раз но… критика и обличение - это столь опасное и обоюдоострое дело, что легко войти в раж и не заметить, что уже сам стал одержим демоническими существами, для которых эмоции и накал страстей является пищей. А такая одержимость разрушительна вдвойне, поскольку она уже оправдывает врагов, которые на фоне таких обличителей уже сами не так плохо смотрятся.
Эх, если бы эту бурную энергию да в конструктивное русло! А между тем конструктив здесь еще как возможен.
Прежде всего, обличение зла и непримиримость к нему должны идти рука об руку со способностью к пониманию и видению тех причин, тех глубинных корней болезни, по отношению к чему изобличаемые явления - только следствия и даже просто симптомы. Тогда уже совершенно очевидно, насколько бессмысленно бороться с самими симптомами; и человек осознает свою задачу: предоставить исцеление болезни Духовному миру.
Если человек обрел способность в определенной мере проникать в суть вещей, то он становится органом зрения Высших иерархий. Тогда не нужно уже видеть особую ценность в том, чтобы кого-то изобличить, вывести на чистую воду; - надо доводить до полной ясности причину этого, ту благоприятную среду, нездоровую атмосферу, в которой это стало возможным и Духовные силы сделают свое дело. Это не вопрос разбирательств, а вопрос духовно-научного исследования. Ведь все же большинство внутренних врагов не являются сознательными врагами, они сами первые жертвы и нуждаются в сострадании и помощи. И помощь им должна быть оказана морально-технично, а не в той же примитивной плоскости, в которой они пребывают в своих заблуждениях.
* * *
Склонность к экспрессивным действиям в борьбе за чистоту рядов говорит о том, что и сам отважный рыцарь (без кавычек) совершенно не защищен.
Не защищен от страха (чувствует себя в опасности во внешней жизни), не защищен от вторжения астральных паразитов, которые питаются его гневом и неприязнью к чужим порокам.
Поэтому весьма актуально сейчас будет перейти к практическим рекомендациям о духовной защите.
Наилучшей духовной защитой во внешней жизни является преодоление в собственном сознании гипноза стереотипов только что отошедшей эпохи. С ее точки зрения жизнь стала намного опасней, ситуация - просто до жути безнадежной. Антропософ имеет великую привилегию знать что произошло повторение Мистерии Голгофы в Эфирном, и теперь уже не только Смерть, но и Зло в принципе преодолены. А в том, что Зла становится все больше, нужно видеть не фатальность, а следствие вышеописанного сна, в котором Зло не без помощи обманутых людей обретает статус реальности.
Поэтому какая-либо возникающая опасность не должна вызывать рефлекторную защиту на том же уровне, но должна пробуждать, должна свидетельствовать, что время пришло - бодрствовать и творить. Совершить в своем сознании переход от состояния добычи к состоянию Творца - в этом также смысл Основной церемонии Алхимии Влияния (10).
Конечно же, на эту тему немало нам оставлено Р. Штайнером. И в "Как достигнуть" и во многих лекциях подчеркивалось то совершенно особое отношение к опасности, которое в себе необходимо выработать антропософу.
А именно, он должен знать, что когда неподготовленное сознание переступит Порог Духовного мира, оно переживет ужас, не сравнимый ни с чем на физическом плане; поэтому стоит даже радоваться, если на физическом плане он попадает в обстоятельства, в которых его мужество и самообладание подвергаются испытанию.
Но даже и безотносительно познания Высших миров, если человек хочет оставаться Человеком, он не может себе позволить искать точки опоры во внешних обстоятельствах, а если их нет - пребывать в ужасе. Это базовое Михаэлическое настроение описано Р. Штайнером как МОЛИТВА ПРЕДАННОСТИ:
Что бы ни пришло, что бы ни принес мне наступающий час, никакой страх не может смягчить, облегчить неизвестное. Грядущее я ожидаю в совершеннейшем внутреннем покое с глубочайшей тишиной в сердце.
Страх, опасения парализуют наше развитие. Волны страха отбрасывают поддержку, которая уже стремится в наши души из Будущего. Преданность тому, что называют Божественной мудростью происходящего, уверенность в необходимости свершающихся событий, в их так или иначе благом воздействии, - все это, выраженное в словах, ощущениях и идеях, составляет настроение МОЛИТВЫ ПРЕДАННОСТИ.
Мы должны искоренить в наших душах страх и ужас перед тем, что выступает нам навстречу из Будущего. Необходимо усвоить себе невозмутимость ко всем чувствам и ощущениям, и, пребывая в полном душевном равновесии, ожидать грядущее, каким бы оно ни было, - ибо оно суждено нам исполненным мудрости Мировым Водительством.
Это то, чему человек должен сегодня научиться: строить жизнь, исходя из чистого доверия к непрестанной помощи Духовного Мира. Воистину, это то единственное, что сегодня еще может помочь нам, и поможет, если мужеству не суждено исчезнуть. Будем же воспитывать и утверждать нашу волю: каждое утро и каждый вечер стремиться к внутреннему пробуждению.
Также Доктор рекомендовал упражнения для преодоления страха:
Утром наметить какое-либо действие, которое необходимо совершить в определенный час пополудни; продумать его во всех подробностях. Проделывать это упражнение в течение 4 -8 недель.
Следующее упражнение (1:4:7) состоит в том, чтобы в первый день намечать действие, на четвертый день - продумывать его, на седьмой - выполнять.
Далее - следующее упражнение:
1 день - принятие решения и создание всех физических условий;
12 день - живое представление, продумывание с чувством, имагинативно;
19 день - взвешивание собственных сил и способностей;
23 день - обозрение препятствий;
27 день - подготовка с любовью;
30 день - выполнение. (11)
Есть у Р. Штайнера прямые указания по поводу защиты своего внутреннего мира:
Как защитить свое астральное тело от плохих влияний? "Лучше всего стать честным и правдивым. Но, как особое защитное средство, можно образовать путем энергичной концентрации воли астральную оболочку в виде синей яйцеобразной формы. Человек сильно, с повышенным сознанием говорит себе: все мои добрые свойства должны окружить меня как панцирь!"...
Представить себя окруженным голубой аурой, которая отгораживает от нас все плохие мысли, ощущения, желающие проникнуть к нам. "Мы чувствуем внутренне, как благодаря этой ауре мы защищены от всех вредных влияний; лишь добрые силы имеют доступ к нашей душе". Далее следует медитация:
"Внешняя оболочка моей ауры да уплотнится.
Да оградит она меня непроницаемым сосудом
От всех нечистых, несветлых мыслей и ощущений.
Да отворится она лишь божественной мудрости" (12)
Вот еще его рекомендации по поводу защиты от влияния ариманических сил с помощью изображений:
Люцифер и Ариман опаснее всего, когда их не замечают, когда они остаются невидимыми. Что было бы лучшим средством защиты от них? Лучше всего было бы заказать портрет Аримана и поставить его у себя в комнате. Лучшее средство от того, что мучает астрально - это физически поместить изображение перед собой. Ошибочно было бы думать, что имея перед собой изображение Аримана, будут преследуемы им. Происходит обратное. Необходимо делать вещи зримыми. Но нельзя допускать, чтобы пройдя мимо изображения Аримана и бессознательно взглянув на него, понести в себе след его образа. Ибо тогда его будут нести в себе и станут нервозны и раздражительны. (11)
…и с помощью сакральных символов:
Есть средство воспрепятствовать проникновению ариманических существ в наше сознание, символ, которому на до дать ожить в себе. Это жезл Меркурия: светящийся жезл с двумя змеями - черной и ярко вспыхивающей сияющей. Змея - символ астрального тела. Каждый вечер астральное тело сбрасывает свою изношенную кожу. Ее символом является черная змея. Но ночью она получает новую переливающуюся всеми цветами кожу, и эта обновленная, прекрасная, блистающая кожа символизируется блистающей змеей. Этот символ сковывает все, что хочет в качестве помехи проникнуть в наше сознание, если мы будем ставить его перед собой полным жизни перед началом каждой медитации, - этот жезл Меркурия, который Вестник богов держит в руке, указуя путь.Низшие существа стараются погасить сознание, а это недопустимо. Чтобы воспрепятствовать этому /растеканию сознания/, надо всякий раз замечая, что сознание готово исчезнуть, ставить перед душой образ креста с розами. Было бы также хорошо погружаться в него в конце каждого упражнения. Перед каждым упражнением - жезл Меркурия, после упражнения - крест с розами. В черном кресте видят низшее, человеческую животность, которая должна быть преодолена, и исходящее из нее- семь распускающихся роз. (11)
В дополнение к этому приведем данные Доктором изречения:
(Представление креста с розами)
Утром:
В этом знаке
Да пребудет мое мышленье,
Да пребудет мое воленье,
Да пребудет мое чувствование.
То, что он означает,
Да живет в глубинах моего сердца,
Да живет как свет во мне.
Вечером:
Ты, моя душа,
Воззри на этот знак:
Да будет он тебе
Выражением Мирового Духа,
Который наполняет мировые дали,
Который действует в смене времен
И действует вечно в тебе. (13)
В качестве духовной защиты может служить и непосредственное обращение к духовным силам, например, к Духу Времени:
О, Михаэль!
Под Твою защиту становлюсь.
Водительства ищу я Твоего
Всею мощью моего сердца.
Да будет этот день проявлением
Твоей могущественной воли,
Которая душой моей руководит,
Духа лжи силой мужества победит,
Христа в ней воскресит.
Аминь!
или обращение к Мастерам Мудрости и Созвучия Ощущений:
Jhr
Die jhr das geistigen leben bitten
Und geben der Menschen
Je nach der Epohen,
Was der Mensch braucht.
Jhr arbitet mit
Wenn hingebugevoll
Dem geisnigen leben
Unsere freunde
Hier in dieses Stadt dienen.
|
Вы
Вы, те, кто духовную жизнь принимаете
И ниспосылаете людям
В соответствии с эпохой
То, что человеку нужно.
Вы работаете совместно,
Когда с полной самоотверженностью
Духовной жизни
Наши друзья
Здесь, в этом городе, служат.
|
или же обращение к своему Высшему Я (Христу):
O Gottesgeist erfülle mich
Erfülle mich in meiner Seele;
Meiner Seele leihe starke Kraft,
Starke Kraft auch meinem Herzen
Meinem Herzen, das dich sucht,
Sucht durch tiefe Sehnsucht
Tiefe Sehnsucht nach Gesundheit
Nach Gesunheit und Starkmut
Starkmut, der in meine Glider stromt
Strömt wie edles Gottegeschenk
Gottegeschenk von dir, o Gottesgeist
O Gottesgeist erfülle mich.
|
О, Божественный Дух, исполни меня,
Исполни меня в моей душе,
Моей душе придай крепкую силу,
Крепкую силу - также и моему сердцу,
Моему сердцу, которое Тебя ищет,
Ищет с глубокой тоской,
С глубокой тоской по здоровью,
По здоровью и крепкому мужеству,
Крепкому мужеству, которое в моих членах струится,
Струится, как благой Божий дар,
Божий дар от Тебя, о Божественный Дух,
О, Божественный Дух, исполни меня. (13)
|
Также в разных обстоятельствах могут действенную помощь оказать следующие медитации:
Медитация покоя
Ich trage Ruhe in mir,
Ich trage in mir selbst
Die kräfte, die mich stärken,
Ich will mich erfüllen
Mit dieser kräfte Wärme,
Ich will mich durchdringen
Mit meines Willens Macht.
Und fühlen will ich
Wie Ruhe sich ergiesst
Durch all mein sein,
Wenn ich mich stärke,
Die Ruhe als kräft
In mir zu finden
Durch meines Strebens Macht.
|
Я несу покой в себе
Я несу в себе самом
Силы, которые меня укрепляют.
Я хочу себя наполнить
Теплом этих сил,
Я хочу себя пронизать
Мощью моей воли.
И чувствовать хочу я,
Как покой струится
Сквозь все мое бытие,
Когда я себя укрепляю,
Чтобы покой как силу
В себе найти
Всею мощью моего стремления. (13)
|
Медитация, укрепляющая волю
Sieghafter Geist
Durchflame die Ohnmacht
Zaghafter Seelen,
Verbenne die Ichsucht,
Entzünde das Mitleid,
Dass Selbslosigkeit
Der lebenstromt der Menschheit,
Walt als Quelle
Der geistigen Wiedergeburt.
|
Победоносный Дух
Да пронижет огнем
Бессилие робких душ,
Да сожжет себялюбие,
Да воспламенит сострадание,
Чтобы самоотверженность -
Жизненный ток человечества -
Била ключом
Духовного возрождения. (13)
|
Также важно найти гармонию с четырьмя стихиями:
Sieh, du mein Auge
Der Sonne reine Strahlen
Aus der Erde Formenwesen.
Sieh, du mein Hertz
Der Sonne Geistgewalten
Aus des Wassers Wellenschlägen.
Sieh, du mein Seele
Der Sonne Weltenwillen
Aus der Lüfte Glanzgeflimmer.
Sieh, du mein Geist
Der Sonne Götterwesen
Aus des Feuers Liebtströmen.
|
Узри ты, моё Око,
Солнца чистые Лучи
В формировании существ Земли.
Узри ты, моё Сердце,
Солнца духовную Власть
В биении волн Воды.
Узри ты, моя Душа,
Солнца мировую Волю
В мерцании блеска Воздуха.
Узри ты, мой Дух,
Солнца Божественное Существо
В струении любви Огня.
|
… и с планетными влияниями:
Солнце во мне:
Оно ведет меня в мир.
Луна во мне:
Она сохраняет мой облик.
Меркурий во мне:
Он соединяет Солнце и Луну.
Венера во мне:
Без ее любви все напрасно.
Она объединяется с Марсом,
Который существо мое словами выражает,
Юпитер все освещает
Своим мудрым светом,
А зрелый Сатурн
Цвета моей души излучает. (14)
В заключение стоит напомнить один разговор на эту тему, который состоялся у Р. Штайнера с его учениками и слушателями. Когда его спросили, что в наше страшное и жестокое время может служить для человека защитой, Великий Посвященный ответил однозначно: иметь свою духовную задачу!
Литература:
1. Б. Ливехуд Человек в сообществе
2. И. Фишман Сумма Методософии
3. И. Фишман Сумма Методов
4. Г. Гессе Игра в бисер
5. А. Тыугу Сообщества третьего поколения
6. Р. Штайнер Педагогические советы в Свободной вальдорфской школе
7. Г. Бондарев Антропософия и цивилизация
8. И. Зильбельберг Необходимый разговор с Солженицыным
9. Г.П. Щедровицкий Я всегда был идеалистом
10. И. Фишман Основание Социальной Алхимии
11. Р. Штайнер Происхождение зла и его облик в свете в свете Антропософии
12. Энциклопедия духовной науки т. 2, с. 723
13. Р. Штайнер Наставления для эзотерического ученичества
14. Р. Штайнер Медитация, посвященная Ите Вегман