Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души33 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

П. Короз

Введение в изучение эфирных сил

(Журнал "Антропософия" на русском языке,
1931 год № II, 12, Франция)

    Эфирные силы - это силы, лежащие в основе всех жизненных процессов. Все, что вокруг нас растет, размножается, развивается и умирает - все это результат воздействий и взаимодействий эфирных сил. Только изучение и понимание этих сил может разрешить проблему жизни, перед которой остановилась современная наука, признав устами Дюбуа Раймона, одного из наиболее талантливых ярких её представителей, свое бессилие.

    В своих книгах и лекциях Р. Штейнер неоднократно охарактеризовывал эфирные силы; Г. Ваксмут, в своем капитальном, двухтомном труде, написанном под руководством Р. Штейнера" дал полное и живое изложение учения Антропософии об эфирном мире.

    К сожалению, и большинство лекций Р. Штейнера, и книги Г. Bаксмутa, не переведенные на русский язык, являются недостуными для многих читателей нашего журнала. Поэтому нам кажется желательным дать перевод брошюры П. Короза, вышедшей весной 1931 года на французском языке.

    Брошюра эта представляет весьма удачное резюме монографии Г. Ваксмута. Даже для владеющих немецким языком она может быть полезна, как подготовительная ступень к изучению капитальной работы Г. Ваксмута.

В. Л.


Глава первая
Теория метаморфоз. Позитивное познание сверхчувственного

Изучение эфирных сил Антропософией имеет целью проникновение в истинную сущность процесса хизни и ответ на вопрос: что такое жизнь? Современная наука признает, что она не может дать ответа на этот вопрос. Ученые XIХ-го века ещё надеялись, что счаcтливый или гениальный химик, на дне своей пробирки в один прекрасный день обнаружит живую материю. Теперь физиологи сходятся на том, что жизненные явления нельзя свести к простым физико-химическим процессам. В каждом, даже самом простом живом существе, есть нечто, что ускользает от физического наблюдения. Это нечто Духовная Наука и называет эфирными силами.Но если силы эти являютcя элементами сверхчувственными, то как же мы сможем познать их?

Отправной точкой должно быть наблюдение явлений без предвзятой идеи; Антропософия, как Р. Штейнер неоднократно указывал, должна быть наукой без гипотез.

Рассмотрим, например, как происходит рост зародыша в первый период его развития. Вначале зародыш состоит всего из одной клетки. Потом он увеличивается и делитоя на две одинаковые клетки. Каждая из них в свою очередь увеличивается, опять делится на две и т.д. Через несколько дней зародыш превращается в гроздь совершенно одинаковых клеточек.

Тут происходит явление огромной важности. Клетки, которые размножились делением и оставались все время похожими одна на другую, внезапно начинают дифференцироваться. Одни становятся костными клетками, чтобы образовать скелет, другие - нервными- зачаток мозга и нервной системы, третьи клетками мускульных тканей и т.д. Между тем, ни в первичных клетках, совершенно одинаковых, ни в изменениях среды, в которой они развиваются нет ничего, что могло бы объяснить причину такой дифференциации. Диф ференцированные таким образом клетки потом размещаются так, что постепенно образуют различные органы. Нет никакой физической или химической причины, ничего осязаемого познаваемого чувствами и улавливаемого инструментами, что могло бы объяснить причину этих изменений и взаимодействий. Все происходит так, как-будто клетки, дифференцируясь и образуя органы, повиновались какому-то сверхчувственному плану. Этот сверхчувственный план являетоя как бы проекцией на физическом плане определённой разумной силы;, он формирует органы и отроит тело с мудростью, которая а обнаруживается в отроении живых существ; Духовная Наука называет этот сверхчувственный план эфирным телом.

Если превращения форм и отроение живых существ имеют место в виду действия сверхчувственного плана, то, наблюдая эти ме- метаморфовы, можно погнать и сверхчувотвенные силы, которые их вызывают. С наблюдения таких метаморфоз Антропософия и начинает изучение эфирных сил.

Гёте первый предвидел возможность путем наблюдения превращения форм прийти к познанию сверхчувственного плана, отановяще- "' гося доступным чувственному восприятию благодаря метаморфозе форм. Великий поэт был также и гениальным ученым, но его научные работы мало известны, и о нкх часто забывают. На основании своих наблюдений, относящихся главным образом к растениям, Гёте пришёл к убездению, что оуществует сверхчувственный элемент, обусловливающий метаморфозу растений; он называл его "пра-растением".

Рудольф Штейнер развил гётевскую теорию метаморфоз. Из гениальной интуиции он сделал метод познания. Гёте справедливо утверждал, что изучение метаморфоз, позволяющее уловить влияние сверхчувстзенных сил, вызывающих эти метаморфозы, составляет "чувственно-сверхчувственный опыт". Но когда приходится объяснить, в чем собственно заключается этот опыт, Гёте затрудняется ответить на этот вопрос.

Когда Гёте о своем открытии сообщил Шиллеру, последний сказал: - "Ваше первичное растение есть лишь идея; оно существует только в Вашей мысли". - "Нет", ответил Гёте, "раз я его вижу - это существо, имеющее свое собственное бытие".

Этот разговор и ответ Гете ясно доказывают, что его чувственно-сверхчувственный опыт есть восприятие духовного бытия, свойственное ему, лично им перелитый опыт, но не научный опыт.

В дополнении гетевской способности восприятия, возможной только для очень немногих, обладающих этик врожденным даром, Рудольф Штейнер дал метод духовного развития, делающий эту возможность доступной тем, кто стремится к познанию сверхчувственного. Благодаря методу Гёте и учению Рудольфа Штейнера данные такого, чувственно-сверхчувственного опыта могут быть проверяемы точный наблюдением.

Одно наблюдение при помощи органов чувств, которыми пользуются в экспериментальных науках, не может привести к чувственно-сверхчувственному опыту. Его нужно дополнить восприятием духовного мира, которое можно развить в каждом человеке, ибо в скрытом состоянии зачатки его имеются у всех. И только тогда, соединяя восприятие чувственное а восприятием духовным, можно познать, каковы взаимоотношения материи и духа, чувственного и сверхчувственного. Так достигается настоящее познание духовного мира.

Применение такого метода в Духовной Науке дает возможность постоянно контролировать данные сверхчувственного опыта путем чувственных наблюдений. То, что установлено с помощью органов внешних чувств, подтверждает духовное восприятие, так как оно показывает, что явления материального мира суть только выражение сверхчувственных реальностей. Возможно проследить проявление духовного на физическом плане. Возможно также показать единство двух миров и разрешить мучительные проблемы, на которые обычное знание не может дать ответа.

Познание эфирных сил представляет, таким образом, первую ступень Духовной Наука. Оно указывает на возможность новых способов изучения, позволяющих человеку при помощи развития своей мысли, достигнуть областей, которые до того казались ему запретными.


Глава вторая
Экспериментальное изучение эфирных сил и приложение их к жизни

Прежде чем изложить основные положения Антропософии, касающиеся эфирных сил, нужно описать некоторые лабораторные опыты, выявляющие влияние этих сил, и указать на их практические применения, которые были сделаны на основании знания о них.

При Высшей Школе Духовных Наук в Дорнахе, основанной Рудольфом Штейнером, имеется ряд лабораторий. Е. Пфейфер, заведующий химической лабораторией этой Высшей Школы, произвел по указаниям Рудольфа Штейнера ряд исследований над действием эфирных сил на явлении кристаллизации.

Экспериментальное изучение превращений форы на живых существах наталкивается на большие затруднения. Превращения следуют во законам, свойственным каждому виду; изменить их трудно, и такие процессы весьма продолжительны. Ори попытках изменить их быстро, часто результатом бывает смерть объекта опыта. В царстве же минералов формы не изменяются. Но есть я для них исключения. Одно из главных - кристаллизация. Когда кристалл появляется в растворе, это происходит внезапно. Вдруг появляется некая форма, мгновение до того не существовавшая.

Каждое химическое соединение кристаллизуется в определённой форме, всегда одной и той же; это то, что называется кристаллографической системой данной субстанции. Изменить её нельзя, но один и тот же раствор может дать кристаллы различной величины, расположенные по отношению друг в другу различным образом. Здесь на ходе кристаллизации сказывается наличность новых факторов. Если все внешние условия (температура, влажность воздуха и т.д.) при ряде опытов остаются абсолютно одинаковы, то взаиморасположение кристаллов все же изменяется; можно с полным основанием предположить, что изменения эти являются следствием влияний сверхчувственного порядка" Согласно Рудольфу Штейнеру различия эти являются результатом воздействия эфирных сил. Путем многочисленных, весьма тщательно обставленных опытов, Е. Пфейферу удалось получить экспериментальные доказательства этого положения. Первая серия опытов была организована для того, чтобы показать, что эфирные силы действуют не одинаково днем и ночью. Как будет изложено ниже. Земля окружена и пронизана эфирными силами, соотношение которых меняется с переменами дня и ночи. Если различия в форме кристаллизации обязаны эфирным силам, то формы, получающиеся в течение дня должны быть иными, чем формы, получающиеся ночью. Это действительно так к оказалось.

При этих опытах Е. Пфейфер пользовался насыщенным раствором сернокислого натрия, налитого в плоские чашечки. Сернокислый натр дает кристаллы в форме длинных ягод. Во время опытов, сделанных ночью, иглы эти разбросаны в беспорядке по всему дну чашечки. Днем же, наоборот, иглы группируются вокруг одного или нескольких центров, от которых они расходятся лучами. Это лучевое расположение проявляется с наибольшей ясностью около полудня, какова бы ни была сила света - даже в темной комнате.

Но иногда днем могут появиться препятствия действию Солнца, обусловливающего движение эфира. В таких случаях кристаллизация протекает опять иным образом. Так, большие грозовые тучи с градом, представляя из себя как бы заслон влиянию Солнца, мешают кристаллизации. Солнечное затмение дает кристаллизацию одинаковую с ночной.

Е. Пфейфер пошёл в своих изысканиях ещё дальше. Если развитие и сохранение форм живых существ является следствием действия эфирного тела, пронизывающего физическое тело, то прибавление небольшого количества живой материи, носительницы эфирных сил, к насыщенному раствору, должно изменить формы кристаллизации.

Во второй серии опытов Е. Пфейфер, в силу чисто технических причин, применил сернистую медь, которая в чистой виде дает кристаллы в виде звездочек. Если к раствору сернокислой меди добавить немного сока какого-нибудь растения или же капли крови человека или животного, то расположение кристаллов дает весьма разнообразные и сложные фигуры.. Получаемые таким образом фигуры всегда одинаковы, если к раствору прибавляется сок одного и того же вида растений или кровь одной породы животных.

Формирующее действие эфирного тела всегда одинаково у всех представителей данного вида животных. У человека, наоборот, кровь каждой личности дает фигуры гораздо более индивидуализированные. Действительно, у человека деятельность эфирного тела подчинена в известной степени влиянию его личности, его Я. При этом различные состояния сознания, бодрствование или сон, большая усталость, оказываются в изменении кристаллизации.

Эти опыты, приведенные как примеры из большого числа произведенных, позволяют установить существование эфирных сил и следить за изменениями их действия путем данных чувственного опыта.


* * *

Знать - это мочь. Если Духовная Наука в состоянии познать эфирные силы, - она должна быть способной изменять их и пользоваться ими. Так как эфирные силы являются главным фактором развития организованных существ, составляя их жизненное тело, то познание их может научить нас направлять силы роста и развития.

Особенно важна наука об эфирных силах в земледелии. Настоящая агрономия в сущности ничто иное, как наука об эфирных силах. Рудольф Штейнер дал указания, позволившие создать эту новую агрономию. Он показал, что многие приемы, освященные традицией, применяемые крестьянами в земледелии, которыми так часто пренебрегают, имели свое основание в правильном интуитивном знании.

В области агрономии главные усилия были направлены на изучение удобрений. В странах, где преобладало, или даже царило употребление химических удобрений, было замечено, что большая часть этих препаратов могут иметь неудобства двух родов. Во-первых, химические удобрения загромождают почву веществами мертвыми, что кончается тем, что Земля, вместо того, чтобы стать более плодородной, убивается ими. "Земля перегорает", как говорят крестьяне. Химическое удобрение "обогащает отца, но разоряет сына" - прибавляют они. Во-вторых, растения, рост которых усиливается искусственно, дают обильные плоды, но весьма посредственные по своему качеству. Есть врачи, которые развитие некоторых болезней приписывают плохим качествам растительных продуктов питания. Итак, систематическое употребление химического удобрения вредно как для почвы, так и для овощей и плодов.

Сельско-хозяйственные антропософские лаборатории выработали ряд удобрений, которые в очень малых, гомеопатических дозах примешиваются к обыкновенному навозу. Они увеличивают эфирную деятельность почвы, не перегружая её веществами, от которых растения болезненно набухают, а сама плодородность почвы, после обманчивого, временного повышения, окончательно понижается.

Многие земледельческие хозяйства уже с большим успехом пользуются этими удобрениями.

Изучение эфирных сил привело и к другим важным открытиям. Укажем хотя бы на применения их в медицине.

Если эфирное тело является носителем жизни и управляет развитием живых организмов, то понятно, что только зная законы эго действия можно понять, что такое здоровье и что такое болезнь. Надо заметить, что современная медицина изучает болезни, но неспособна ответить на вопрос, что такое здоровье. Только антропософия может дать на это ответ, потому что здоровье и большая часть болезней являются физическим выражением сложных состояний, в которых сверхчувственные элементы играют важную роль. Отсюда и вытекают неуверенность и перемены в медицине, основанной исключительно на наблюдениях физического порядка.

Благодаря указаниям Рудольфа Штейнера стало возможным выработать новые медицинские методы. Терапия Рудольфа Штейнера основана на том, что вызывает к деятельности излечивающие силы организма, носителем которых является эфирное тело. Терапия, считающаяся только с физическим действием лекарств, часто действует только на симптомы болезней, а не на ах причины. Следствием её бывает перегружение организма неусваиваемыми и вредными веществами.

Терапия, основанная Рудольфом Штейнером, старается через физическое тело воздействовать на сверхчувственные элементы человеческого организма, нарушение деятельности которых и является причиной большинства болезней. Достичь этого возможно, используя силы аналогичных элементов, находящихся в минералах, растениях и животных. Понятно, что для этого необходимо знание эфирного тела человека и живых существ, также как и эфирных сил природы.


* * *

Опыты и практические применения, изложенные здесь, доказывают, как нам кажется, с совершенной научной точностью существование эфирных сил и возможность следить за их проявлениями в физическом мире.

В настоящее время ряд ученых, число которых все увеличивается, пришли на основании своих наблюдений, к отрицания всех гипотез, выдвинутых современной биологией. Вопрос о том, "что такое жизнь", теперь ставится в такой форме, что многие ученые приведены к необходимости принять гипотезы близкие к учению Антропософии об эфирных силах. Развитие современной науки приводит её в соприкосновение в этой области с Антропософией. Читая заключения некоторых ученых, порой кажется, что осталась только тонкая перегородка, которая пока их отделяет от Духовной Науки.

Но если внимательнее присмотреться к тому, как подходят, официальные ученые и представители Антропософии к проблеме жизни, то становится ясно, что юс разделяет ещё целая пропасть. Чтобы приблизиться к разрешению этой проблемы, нужно не столько стремиться к накоплению новых фактов, остававшихся до сих пор неизвестными, сколько к тому, чтобы рассмотреть факты известные, но под новым углом зрения, мысля их по-новому. Слишком часто забывают, о том, что наблюдение есть лишь половина научного опыта? Другая половина - это объяснение, то есть иначе - мыслительный подход к нему. Самый подход сказывается на наблюдении, заставляя обращать внимание на те, а не на иные-стороны данного явления. Многочисленные научные теории, сменявшие одна другую" показывают, что каждое явление можно наблюдать с разных сторон и под различными углами зрения.

Антропософия дает новый образ мысли и ноше методы духовного развития. Отсюда вытекают как значение её вклада в современное духовное движение, так и те затруднения, которые возникают при переходе от положении современной науки к Антропософскому Миросозерцанию. Пропасть между этими двумя мировоззрениями создается необходимостью работы над самой мыслью. Если задуматься над этими вопросами, надо признать, что не удивительно, что определённое развитие мысли необходимо, чтобы достичь познания духовного порядка. То же самое мы имеем при изучении математики. Она является одновременно дисциплиной мысли и наукой; оба эти образа её неразрывно связаны. Изучать математику - это значит научиться думать и рассуждать определённым образом. Без математического мышления математика невозможна. Смешно и тщетно заучивать наизусть уравнения прямой, окружности и кривых, если не знать ни того, как выводятся эти уравнения, ни того, как ими пользуются при решен, и задач. Это применимо и к Антропософии. Результаты, которых она достигла, приобретают ценность только тогда, когда изучающие её делают усилие мысли, необходимое для того, чтобы усвоить себе её методы. Отбросить методы Антропософии - это отказаться от понимания её сущности. Без сомнения, гораздо труднее приобрести новый образ мышления, чем узнать новые факты. Это особенно трудно в области познания эфирных сил, ибо в современной науке мы находим теории, представляющие известные аналогии, а поверхностное знакомство ведет только к смешению понятий.

Чтобы разобраться в той, что есть общего между нарами официальными и наукой духовной, и в чей она разнятся, необходимо изложить учение Антропософии об эфирных силах. Это к будет предметом следующих глав. Возможно будет дать лишь краткий обзор заключений и выводов, к которым пришла Антропософия, без описания применяемых ею методов, что не входит в рамки настоящей работы. Ознакомиться о методами Антропософии читатель может по трудам Рудольфа Штейнера и особенно по его двум сочинениям: "Как достигнуть познания высших миров" и "Очерк Тайноведения".


Глава третья.
Эфирное тело Земли

Эфирный мир не есть однообразное проявление некоей энергии, действующей всегда одинаково. Это - комплекс сил то противодействующих, то взаимно дополняющих и проникающих друг друга. Они подчиняются определённым ритмам, совокупность которых и составляет жизнь Вселенной.

Антропософия различает четыре основных разновидности эфирных сил или четыре эфира:

  • Тепловой эфир

  • Световой эфир

  • Химический или звуковой эфир

  • Жизненный эфир

  • Эти четыре эфира соответствуют четырем элементам древних, для которых весь видимый мир возник из сочетания этих элементов. Часто думают, что древние представляли себе эти элементы, как современные химики представляет себе элементы химические (простые тела). На самом же деле древние видели в них чувственно- сверхчувственное проявление эфирных сил.

    Тепловой эфир соответствует "огню" древних. Он проявляется во всех тепловых явлениях, каковы бы ни были их природа и происхождение.

    Световой эфир соответствует "воздуху". Он проявляется не только в световых явлениях, но и во всех телах в газообразном состоянии. Газ - физическое тело, анализируемое химически; но тело это проникнуто световым эфиром, который и дает ему свойства газа, основной особенностью которого является стремление распространяться во все стороны. Газ, заключенный в бутыль, оказывает на стенки её давление одинаковое во все стороны.

    Химический или звуковой эфир соответствует "воде"; в нем лежит конечная причина гармонии и дисгармонии как химических веществ, так и звуков. Он называется химическим потому, что он обусловливает те молекулярные изменения, которые изучает химик. Он - причина химического сродства тел. Звуковым же его называют потому, что он придает вибрации воздуха свойства тембра.

    Тембр - это то, что позволяет отличать один звук от другого, и музыкальный звук от шума.

    Тембр - свойство звука, которое официальная наука не может объяснить.

    Химический эфир господствует также во всех жидких телах. Главное свойство жидких тел, с точки зрения физики, это - способность распространяться таким образом, что уровень их всегда параллелен земной поверхности.

    Жизненный эфир господствует во всех твердых телах. Это - "земля". Он - причина сцепления материи, её связи. Твердые тепа отличаются тем, что имеют центр тяжести в них самих


    * * *

    К этому краткому описанию свойств четырех эфиров необходимо сделать несколько замечаний.

    Во-первых, при описании эфирных сил приходится прибегать к понятию "качества". Действительно, Антропософия - наука, изучающая качественные различия, в отличив от официальной науки, признающей только количества, то есть только то, что может быть измерено. Качественные же различия от измерений ускользают; для их оценки необходимы другие методы, те, которые и дает Антропософия.

    Второе замечание касается разницы, которая обнаруживается между действиям различных эфиров на центр тяжести тел. Исходя из этого, можно разбить эфиры на две группы: с одной стороны, эфиры жизненный и химический, отличающиеся тем, что подверженные их действию тела имеют центр тяжести на земле; о другой стороны, эфиры световой и тепловой, дающие газам их способность; распространяться во вое стороны. Свету и теплу, как известно, присуще также это свойство распространяться по всем направлениям.

    Эти особенности позволяют определить области, в которых доминирует каждый из четырех эфиров.

    Жизненный эфир доминирует внутри 3емли до её поверхности.

    Химический эфир - на поверхности земли и в нижних слоях атмосферы.

    Эфиры света и тепла преобладают в высших слоях атмосферы.


    * * *

    Характерное свойство эфиров - ритмическое движение. Каждый эфир отличается своим, ему присущим, ритмом. Проявления ритмических движений эфиров в физическом мире дредставляюх интра-атомные движения, которые современные физики и химики начинаю! открывать, и броуновские движения жидкостей и газов.

    Стремление к движению, характерное для эфиров, создает постоянное их взаимопроникновение.

    Концентрические сферы их действия, описанные выше, представляют лишъ сферы их преобладания, а не сферы исключительного действия. Их взаимопроникновение происходит, главным образом, ох противоположных действий двух групп эфиров: о одной стороны, химический и жизненный эфиры, доминирующие в Земле и на её поверхности, стремятся подняться из их сферы действия к верхним слоям атмосферы; другая группа эфиров светового и теплового старается проникнуть к центру Земли. Таким образом, между этими двумя группами существует известного рода полярность: нижележащие эфиры имеют центробежное стремление, а находящиеся вверху - центростремительное.


    * * *

    Стремление эфиров, центробежное и центростремительное, то усиливаются, то уменьшаются, следуя двойному ритму: ритму дня и ночи и ритму времен года.

    Ночью и зимой две группы эфиров разобщаются. Химический эфир проникает в почву, где он соединяется о жизненным эфиром. Тепловой и световой эфиры поднимаются в самые высокие слои атмосферы. Утром же химический эфир как бы выступает из Земли и устремляется вверх в атмосферу. Эфиры световой и тепла, наоборот, опускаются, сливаются о химическим эфиром, опускаясь до земли и даже частично проникая в неё. Вечером эфиры вновь разобщаются.

    Весной устремление химического эфира в верхние слои атмосферы выражено наиболее резко, соответственно чему опускание находящихся вверху эфиров тоже сильнее.

    Максимум разобщения двух групп бывает во время самых длинных зимних ночей, перед Рождеством, а максимум взаимопроникновения - во время самых длинных летних дней около дня Ивана Купалы.

    Когда на одной половине Земли день, другая погружена во тьму, а лето в одном полушарии совпадает по времени с зимой в другом. Таким образом, перемещение эфиров можно себе представить как движение волны вокруг Земли, обходящей её каждые сутки о годовыми приливами и отливами с юга на север и обратно.

    Антропософия учит, что эти эфирные волны не являются следствием суточного вращения Земли и наклона её оси к плоскости орбиты, а что, наоборот, движение эфиров есть причина вращения Земли и её наклона.

    Перемещения максимума эфирных сил на поверхности Земли является причиной сезонных перелетов птиц, чему до сих пор не было дано удовлетворительного объяснения. Если некоторые виды улетают в теплые края потому, что не находят зимой пищи, то есть породы, (например, утки), которые могли бы и выдержать холода и найти пропитание. Среди пород, одинаково питающихся, одни перелетают, другие остаются на зиму.

    Не дано также удовлетворительного объяснения способности птиц ориентироваться при перелетах. В действительности они следуют в своем пути эфирным течениям.

    Законы движения эфиров были хорошо известны древним народам, но они были постепенно утеряны наукой. Древние излагали их в форме мифов и легенд; наиболее известный из них - миф о Церере и Персефоне, который был представлен в Мистериях Элевзина. Черные богини, который служили в подземельях, но статуи которых в течение части года или, по крайней мере, по известный праздникам, выносили в верхние храмы, представляют также символ перемещений химического эфира. Познание эфирного мира было главной целью алхимиков, и их труды содержат много глубоких истин, касающихся природы эфирных сил. Наконец, в символике церквей и особенно оккультных школ мы находим немало образом, представляющих движение эфиров и полярность двух групп их. Среди наиболее известных можно назвать Соломонову звезду, состоящую из двух треугольников, наложенных друг на друга. Один смотрит вершиной вверх, указывая направление одной группы эфиров, а второй направлен вершиной вниз, знаменуя собой стремление другой группы эфиров.

    Таким образом, движение эфиров было известно более или менее точно во все эпохи. Оно является дыханием Земли; приливы и отливы эфиров - это вдох и выдох (аспир эт респир), биение жизненного пульса нашей планеты.

    В нашу эпоху необходимо, чтобы познание эфирных сил, облеченное в форму мифов или передаваемое путем оккультных традиций, часто плохо понимаемых, ехало бы, наконец, достоянием точной науки.


    Глава четвертая.
    История эфирного тела Земли

    За время своего существования Земля прошла через состояния, сильно отличающиеся от того, в каком она находится теперь. Из геологии мы знаем, какие глубокие изменения претерпела наша планета, и как отличны от теперешних были некогда на ней условия жизни.

    Если в течение веков изменения формы Земли, распределения моря и суши, климата, атмосферного давления и даже химического состава воздуха действительно имели место, как учат геологи, то только Антропософия пожег дать нам знание тех сверхчувственных сил, которые обусловили эти изменения.

    Действительно, геологические изменения, которые претерпела Земля, являются следствием изменений в распределении эфирных сил и характера их действия.

    Мы видели, что в настоящее время каждый из четырех эфиров доминирует в определённой сфере, и распределены они следующим образом.

    В Земле: жизненный эфир; на поверхности Земли; химический эфир; в верхних слоях атмосферы: световой и тепловой эфир.

    Но распределение эфиров не всегда было таковым, и изменения в их распределении и вызывали геологические катаклизмы. Антропософия, как и геология, разделяет жизнь Земли на периоды. Каждый из этих периодов отличается особым распределением эфиров. Надо заметить, что периоды, на которые делит развитие Земли Антропософия, характеризуются изменениями сверхчувственными, и не совпадают о периодами геологическими. Так, глубокие пертурбации земной коры, поведшие к образованию основных горных хребтов - Альп, Пиренеи, Гималаев и Кавказа, согласно геологам, имели место в середине вторичной эпохи. Для Духовной Науки эти пертурбации отвечают перемета в распределении эфирных сил, и, следовательно, в условиях жизни на Земле. Перемены эти лежат на границе двух периодов: согласно оккультным традициям, Антропософия называет их лемурийским и атлантическим периодами.

    Антропософия насчитывает четыре периода, предшествовавших нашему времени, каждый из которых отличается своеобразным распределением эфирных сил.

    Первоначально тепловой эфир один окутывает и пронизывает огромное небесное тело, состоящее не только из Земли, но и из Солнца и всех планет нашей системы. Сферы, где преобладают другие эфиры, образуются постепенно вокруг этого тела. Порядок распределения их был обратный ныне существующему. Следовательно, после теплового эфира шёл световой, потом химический и, наконец, на периферии, жизненный эфир, который теперь преобладает в центре всей системы.

    Период времени, когда имело место это распределение эфиров, Антропософия называет Полярным. По гипотезе Канта-Лапласа он соответствует первичной туманности.

    В те отдаленные времена не только распределение эфиров было иным, но и их свойства были ИНЫМИ.

    Так, в конце велярного периода, тепловой эфир, обнаружил центробежное стремление, то есть в периферии, в то время как световой эфир ехал схремихься к центру. Эти противоположные стремления вызвали космическую катастрофу, имевшую следствием раздробление общего ядра в отделение Солнца от внешних планет (Марс, Юпитер, Сатурн) и Земли.

    Когда антагонизм теплового и светового эфиров начал утихать, то распределение эфиров представилось в следующем виде: в центре - световой эфир, вокруг него - химический, а потом - жизненный. Таким было распределение эфиров во время второго периода - "гиперборейского".

    На протяжении третьего периода "лемурийского", химический эфир в свою очередь приобретает центростремительные свойства, Проникая к центру" он соединяется со световым эфиром. Равновесие этих двух эфиров характеризует лемурийский период, соответствующий первичной и началу вторичной эпох геологов. Но стремление химического эфира в центру вое возрастает, и в конце концов он занимает центральное место, вытеснив световой эфир. Следствием этой пертурбации явилось отделение от Земли Луны, а также появление основных горных хребтов - Альп в Гималаев.

    Следующий период - атлантический. Жизненный эфир в свою очередь проявляет центростремительные тенденции и начинает проникать в центральную сферу, пронизанную химическим эфиром.

    Вначале создалось состояние равновесия эфиров жизни и химического, эпоха покоя и гармонии, соответствующая концу вторичной и третичной геологических эпох. Но усиление центростремительной тенденции жизненного эфира вызывает новую катастрофу. Результат её - исчезновение атлантического материка и потоп, описанный в Библии и других преданиях.

    В начале нашего теперешнего периода мы находим эфиры распределёнными в порядке образном тому, который имел место в полярной периоде. Жизненный эфир тогда был на периферии - теперь он в центре, а тепловой эфир, вместо центрального положения, занимает внешнее. Их стремления также обратны, так как эфиры химический и жизненный центробежны, а световой и тепловой центростремительны.

    В будущем, конечно, предстоят новые изменения и пертурбации в эфирных силах, которые, в свои очередь, вызовут геологические преобразования и изменения условий жизни. Земля - живое Существо и, как таковое, подвержена изменениям и метаморфозам, которые характеризуют вое живое. Человечество, будучи связано с Землей, должно приспособляться к условиям жизни на ней Но для этого ему нужно не оставаться пассивным, а стать способным сознательно ощущать жизненные силы, которыми проникнута Земля и человек, чтобы суметь познать их.


    Глава пятая
    Эфирное тело человека

    В необозримой, огромной эфирной оболочке Земли как бы плавают и вместе с тем пронизаны ею, мириады живых существ. В этом море жизни плавают эфирные тела живых существ: растений, животных и человека.

    Животные и человек кроме эфирного тела имеют ещё другие сверхчувственные элементы. Животные наделены инстинктами, чувствительностью, желаниями и возможностью двигаться, чтобы их удовлетворить, тогда как всего этого у растений нет.

    Те же свойства есть и у человека. Человек и животное имеют только одно общее с растением свойство: возможность расти и развиваться, что обусловливается эфирным телом. Все живые существа обладают эфирным телом.

    То, что проявляется чувствительностью, желанием, инстинктом и движением называется астральным телом.

    Таким образом, растение обладает физическим телом в телом эфирным; животное имеет физическое тело, эфирное и астральное.

    У человека имеется ещё один элемент, отсутствующий у животного, который проявляется способностью сохранять вертикальное положение тела, способностью связно мыслить и выражать свои мысли словами. Наконец, человек может творить, изобретать, совершенствоваться и владеть своими животными инстинктами. Его внутренняя жизнь может развиваться, преобразовываться, следуя определённому закону или плану, особому для каждого индивидуума.

    Этот, свойственный только человеку, сверхчувственный элемент, это - личность, его "а". Таким образом, человек состоит из физического тела, эфирного тала, астрального тела и "Я".

    Надо отметить, что эфирное тело человека имеет особенности, которые отличают его от эфирных тел других живых существ. Особенности эти являются следствием того, что на него налагают свой отпечаток другие сверхчувственные элементы - астральное тело и Я. У человека, как и у всех живых существ, эфирное тело заведует ростом, развитием, образованием органов и поддержанием правильного функционирования их. Как и эфирное тело Земли, эфирное тело человека постоянно ритмически движется Все ритмические процессы организма находятся в непосредственной зависимости ох эфирного тела. Самый важный из них - это кровообращение, в котором проявляется пульсация эфирного тела человека. С точки зрения Антропософии двигателем крови в сосудах является не сердце, работающее как насос, а эфирное тело, вызывающее приливы и отливы крови и приводящее в движение сердце. С помощью кровообращения эфирное тело непрестанно поддерживает и обновляет физическое тело. Всякая усталость , физическая или умственная, всякие эмоции и даже каждое ощущение или движение вызывают некоторое разрушение физического тела. Таким образом, деятельность эфирного тела должна обеспечить непрестанное восстановление этих разрушений. Но движения, ощущения, эмоции и т.п. вызваны ни физическим тедом, ни эфирным, но тем сверхчувственным элементом, который называется астральным телом.

    Таким образом возникает полярность, противоположение эфирного тела и астрального. В то время как астральное тело своей деятельностью разрушает физическое тело, - эфирное его воссоздает, восстанавливает. То, что мы называем нашей жизнью, есть результат непрерывного взаимодействия между этими силами смерти и силами возрождения. Чтобы удержать равновесие этих сил, необходимо, чтобы в определённые моменты созидающие силы эфирного тела могли действовать одни или по крайней мере доминировать. Если бы человек жил без отдыха, то есть беспрерывно двигался, ощущал, желал и чувствовал, то усталость, вызываемая разрушением физического тела телом астральным, очень скоро повлекла бы за собой смерть. Поэтому необходимо, чтобы астральное тело и Я, которое с ним тесно связано, имели возможность отделяться от физического и эфирного тел, чтобы не мешать последнему восстанавливать разрушения физического тела.

    Такое отделение "Я" и астрального тела от эфирного и физического происходит во время сна. Состояние бодрствования обусловлено деятельностью всех четырех элементов. В омене бодрствования и сна мы снова видим ритм взаимопроникновения и разобщения, подобный тому, который наблюдается в эфирной жизни Земли. Но в то время как вдох и выдох Земли происходит только в эфирной среде, смена сна и бодрствования у человека захватывает все чувственные и сверхчувственные элементы. Пока длится жизнь, физическое и эфирное тела неразрывно связаны между собой, кроме исключительных редких случаев кажущейся смерти: летаргии, глубокий гипнотический сон и т.д. Возможно также частичное разобщение физического и эфирного тел, что происходит при отмораживании конечностей или при продолжительном сдавливании их. В этих случаях пострадавшие части отмирают и их приходится ампутировать.

    Точное представление о взаимоотношениях физического, эфирного и астрального тел особенно важно для изучения ощущений и образных представлений.

    Теории современной психофизиологии трактуют образные представления как отображение внешнего мира, переданное органами чувств. Сами органы приравниваются к инструментам: глаз - фотографический аппарат, ухо - акустическая раковина с мембраной и т.д. Чисто механические перемены во внешнем мире, как то: колебания воздуха или эфира, приводят в действие эти чувствительные инструменты, ... но нет ни одного психофизиолога, который не остановился бы здесь и не призвал бы, что не в состоянии объяснить, каким образом механическое движение будучи отмечено органами чувств, превращается далее в нечто совершенно отличное от этого движения - в ощущение или образы.

    Антропософия рассматривает природу ощущения совершенно иначе. Она не видит в этих явлениях только отображение внешнего мира, зарегистрированное при помощи сложных, но совершенно пассивных органов.

    Ощущение не может возникнуть бег внутренней деятельности, которая соединяется о внешним раздражением и как бы идет ему навстречу. Различные изменения внешней среды только вызывают внутреннюю деятельность.

    Возьмем, например, возникновение зрительных ощущений. Световой луч падает на сетчатку глаза. Несколько клеток сетчатки (так называемых "палочек") оказываются поврежденными, следствием чего является ощущение света. Каким же образом такое повреждение нескольких клеток превращается в зрительное ощущение? Ведь не один только луч света вызывает eго. Какое угодно раздражение, действующее на зрительный нерв, например, удар в глаз (выражение: "искры посыпались"), электрический ток или химическое действие какой-нибудь кислоты и т.д. вызывает ощущение света.

    Ощущение света является результатом взаимодействия между астральным и эфирным телами. Повреждение палочек сетчатки требует восстановления, которое является работой эфирного тела; деятельность последнего, связанная с ритмом кровообращения, ведет к подаче необходимых для обновления элементов с током крови. Из этого следует, что некоторый, хотя и очень краткий, промежуток времени необходим, чтобы восстановить поврежденные клетки. Вот почему, когда мы закрываем глаза после того как мы некоторое время фиксировали их на какой-нибудь источник света, изображение исчезает не сразу. С того мгновения, когда клетка сетчатки были повреждены внешним раздражением, к этому месту сейчас же приливают эфирные силы для их восстановления. Но так как сетчатка является частью нервной системы, то эфирные силы врываются в нервную систему, в которой, при нормальных взаимоотношениях преобладает деятельность астрального тела, между эфирным и астральным телами получаются взаимоотношения не свойственные природе этих тел. Без внешнего воздействия такого взаимоотношения не было бы; из этого и рождается зрительное ощущение.

    Если эфирное и астральное тела вступают в такое взаимоотношение очень часто, то ощущение слабеет от привычки и перестает быть сознательным. Пока восстановление палочек не закончено (на что нужно около 1/5 секунды) длится необходимое взаимоотношение астрального и эфирного тел, и зрительное ощущение не исчезает. На этом основана иллюзия непрерывности кинематографических картин. На этом примере мы видим, как ощущение рождается из изменения деятельности эфирного и астрального тел, вызываемого внешними влияниями? эти влияния создают между астральным и эфирным телами взаимоотношения, которые без них не возникли бы.

    Таким образом, ощущения ведут к обогащению внутренней жизни. Но если во стороны внешнего мира никакое раздражение не будет вызывать взаимоотношения между этими двумя телами, прекратится ли это взаимоотношение? Нет, конечно, Даже при отсутствии внешних возбудителей эфирное и астральное тела, в силу присущих их природе свойств, могут вступить в определённое взаимодействие, обусловливающее появление различных состояний сознания.

    Чрезвычайно важно заметить, что познание духовного мира делается возможный лишь благодаря этой деятельности сверхчувственных элементов. Развитие мышления, ведущего к познанию духовных миров, и основано на том, чтобы сделать сознательной деятельность этих элементов, и, в первую голову, деятельность эфирных сил.


    * * *

    Рассмотрим, как выявляется в психической жизни деятельность эфирного тела без внешнего воздействия. Роль эфирного тела по отношению к физическому телу заключается в формировании я развитии последнего, а впоследствии - в поддержании его путем непрерывного обновления. Обычно деятельность эфирного тела протекает бессознательно. Она не ощущается и совершенно не зависит ох нашей воли. Особенно сильна эта деятельность в период роста. Период максимального влияния эфирного тела на физическое - это первые семь лет жизни; до трех лет оно составляет почти единственное проявление человеческого существа.

    В течение этих первых трех лет ребёнок растет, развивается и формируется сравнительно гораздо больше, нежели за 17 или 18 лет последующего роста. В самом начале жизни эфирная деятельность целиком направлена на постройку организма, она как бы обращена вовнутрь; ощущения, приходящие извне, у новорожденных очень слабы. По мере того, как функции физического тела достигают своего нормального развития, когда ребёнок начинает ходить и говорить, эфирное тело, освобожденное от своей конструктивной работы, может перенести часть своей деятельности на органы внешнего восприятия. Описанный выше процесс возникновения ощущений усиливается, и деятельность эфирного тела все больше обращается во вне. В психической жизни ребёнок хочет все видеть и все трогать; он удовлетворен, когда назовут предмет, и он может видеть и трогать его, после чего его внимание переходит к другим предметам. Интерес к внешнему миру этим удовлетворяется.

    Одновременно с уменьшением скорости pocтa, (что начинается с трех лет, но особенно заметно после 7 лет), эфирные силы становятся все менее и менее заняты конструктивной работой; их деятельность все более переносится в другую область, область психической жизни. И как они создавали формы в физической пире, так потом начинают творить формы в душевной мире, создавая образы. Boт почему душевная деятельность ребёнка, в которой господствуют эфирные силы и которая питаема ощущениями, выражается, прежде всего, в создании образов. Фантазия его необычайна богата, и каждый предмет может легко в его воображении принимать какие угодно формы. Таким образом, творящая и формирующая деятельность эфирных сил в психической жизни человека проявляется в создании образных представлений, в способности воображения.

    Чтобы лучше уяснить себе деятельность эфирных сил в душевной жизни человека, вернемся к примеру зрительного ощущения. Мы видели физиологическую сторону деятельности эфирных сил в процессе зрения. Ощущение возникает от вторжения эфирного тела в нервную систему - область астрального тела. Но этой физиологической стороной не исчерпывается роль эфирного тела. Оно кроме этого принимает участие в психическом процессе, превращающем восприятие в ощущение. Если бы внешнее ощущение действовало только на астральное тело - мы могли бы только оказать, приятно ли это ощущение или эфирное же тело пользуется этим ощущением как базой, чтобы создать образное представление. Образы, рождающиеся в нашем сознании, не являются отражением внешнего мира, возникающим неведомо каким путем, но представляют собой результаты деятельности эфирного тела. Нo эти образы не суть продукт свободного воображения; внешний мир не есть только "наше представление" согласно формуле Шопенгауэра, ибо, действуя соответственно этим образам, мы достигаем определённых результатов. Мир, как мы его представляем, отнюдь не является какой-то бесконечной галлюцинацией. Наши представления построены нашим эфирным телом, но это последнее действует, следуя своим определённым законам - законам эфирного плана. Но все, что во внешнем мире имеет форму, все, что мы воспринимаем, имеет форму благодаря действию эфирных, формирующих сил. Эфирные силы, создающие ваши представления, и эфирные силы, творящие мир, одни и те же. Наше эфирное тело не обособлено от внешнего мира, как тело физическое. Вещество последнего более индивидуализировано и более обособлено от подобных элементов внешнего мира, чем наше эфирное тело, которое как бы плавает в эфирной среде. Его можно сравнить с медузой, тело которой наполнено водой и отделено от воды моря тонкой перепонкой, через которую морская вода свободно проходит. Медуза - это маленькая частица моря, заключающая самоотоятельное существование. Так и наше эфирное тело. Оно беспрестанно пронизывается эфирными течениями безмерного эфирного моря, в котором оно плавает. Эфирное тело формирует ваши представления, точно так же, как оно строит наше тело, согласно космическим законам, определяющим создание миров.

    Принимая все это во внимание, не трудно понять, как наши представления могут быть плодом работы нашего эфирного тела и в то же время действительным охранением внешнего мира. Но почему же эфирное тело, давая нам верные отображения внешнего мира, не передает нам также сознательных представлений о свойствах самой эфирной среды, в которой оно находится и течения которой непрерывно его пронизывают? Именно в силу своей однородности с окружающей его эфирной средой, эфирное тело, подобно зеркальному стеклу, не отражающему предметов, пока его не покроют, амальгамой. При чувственном восприятии, как мы видели, происходит разрушение физического тела, требующее вмешательства тела эфирного" которое, вторгаясь в сферу действия астрального тела, вызывает нарушение -нормального равновесия и противоположение различных элементов человеческого существа; это последнее в свою очередь порождает сознательное ощущение, ибо сознание возникает всегда из противоположения. Находясь в среде однородно окрашенной мы теряем ощущение цвета: звук однообразно продолжающийся перестает восприниматься. Мельник не слышит шума своей мельницы, но если она остановится, он "услышит тишину". Boт почему эфирное тело, плавая в эфирной же среде, не дает сознательного восприятия этой среды.

    Как же развить способность сознательного восприятия эфирных сил? Дня этого надо сосредоточить внимание на наблюдении физических явлений, в которых особенно ярко выявляется созидающая деятельность эфирных сил: на превращении, на метаморфозе форм. Этим облегчается и усиливается деятельность нашего эфирного тела, ведущая к созданию образных представлений. Представления и образы делаются живыми, формируясь по тем же законам, как и живые существа. Представления возникают не по отвлеченным схемам, хотя бы и согласным с законами логики, сухой и абстрактной; но соприкосновение с живой действительностью, воспринимаемой без предвзятых идей, без гипотез, придает нашим образам, и представлениям внутреннюю логическую силу, подобную той, которая проявляется во взаимоотношениях отдельных органов живого существа; эта логика органическая.

    Но чтобы воспринимать эфирные силы, одного чувственного наблюдения недостаточно. Чувственным наблюдением мы усиливаем только проявление действий эфирных сил в физическом мире, но не самый ритм, свойственный эфирным силам. Наше эфирное тело может дать нам только представления об эфирных силах, внедрившихся в материи, связанных с нею, чтобы дать ей форму. Нельзя познать духовное простым наблюдением форм; правда, духовные силы дают материи форму, но при эхом как бы умирают в ней. Законченная форма - могила духа. Живая форма, меняющаяся, несет в себе зародыш смерти; рано или поздно наступит смерть. Вы видели выше, что то, что мы называем жизнью - есть беспрерывная борьба между силами созидания (или обновления) и силами смерти. Нельзя познать жизнь, наблюдая смерть. То, что несут в себе силы смерти, не может нам открыть тайну жизни.

    Но часть наших эфирных сил, освобожденная от работы по формированию нашего физического тела, может проявляться в душевной деятельности. Эти эфирные силы, не будучи более связаны с материей, могут действовать, следуя своему ритму. Чтобы познать мировые жизненные силы, нужно сделать сознательной эту свободную деятельность эфирных сил. Но как это сделать? Тем же приемом, которым мы пользуемся, чтобы сделать возможным восприятие слабых и тонких ощущений - развитием внимания.

    Долго развивая внимание, художник достигает того, что различает оттенки цветов, недоступные большинству людей; музыкант начинает чувствовать малейшие различия тона или тембра музыкальных звуков; дегустатор вин отличает не только происхождение вина, но и ого возраст; эксперт в парфюмерии определяет состав духов, понюхав их и т.д.

    Такое внимание, будучи обращено как бы вовнутрь, может привести к образованию настоящих новых органов восприятия, способных воспринимать эфирные силы. Развитие и укрепление внимания достигается особыми упражнениями, которые рекомендованы всеми духовны- ми школами; это - так называемая медитация. Медитация - ничто иное как внимание, сосредоточенное на душевных процессах.

    На что же направить медитацию чтобы воспринять деятельность эфирных сил? Раз эта деятельность в нормальном состоянии не постигается познанием, то может казаться, что, пытаясь фиксировать внимание на эфирных силах, внимание направляется на ничто, в пустоту Этот спуск в пустоту, в бездну, является одним из переживаний, о котором говорят оккультные традиции. Падение в бездну, - одно из испытаний в древних посвящениях. Некоторые мистики, как Ст. Жан де ля Круа, называют это прохождением через"темную ночь", а Гёте - спуском в "Ничто", в "Царство Матерей" (Фауст").

    Но внимание, развитое упражнением медитации, дает возможность различать постепенно в этом "небытии" то, что Гёте называет "Царством Матерей". Этим символом Гёте обозначает творческий принцип человека, тex, кто живут, и тex, которые будут жить, так же как и то, что как принцип, основа, осталась ох тех, кто исчез... Таким образом, все возвращается к Матерям. Их окружают зачатки живых существ, и движутся, подобные легким туманностям, безжизненные образы тex, кого уж нет. Они сохраняют эти образы, чтобы, когда найдут нужным, выпустить их из царства ночи в новых формах, дать им новое будущее, снова воплотить их... Порождать, развивать, растворять и метаморфизировать - таково вечное и непрерывное занятие Матерей" (Разговор Гёте с Эккерманом, январь 1830 года).

    Эти фразы Гёте представляют прекрасное определение эфирных сил. Но эта бездна, это небытие не так уж абсолютны, как это утверждает Гёте; в темноте ночи Ст. Жану де ля Круа светится путеводный огонек.

    Мы сравнили эфирное тело человека, погруженное в мировой эфир, с плавающей в море медузой , состоящей почти целиком из воды и отграниченной от окружающей среды лишь тонкой перепонкой.

    Если из медузы выдавить воду, тo останется очень немного материи, но кое-что все же останется; останется её остов. Таково же и эфирное тело человека. Человек обладает организующим принципом, который придает эфирному телу каждого из вас индивидуальный оттенок. Принцип, налагающий индивидуальный отпечаток на эфирное тело человека - это наше Я.

    Мы уже рассмотрели взаимоотношения эфирного тела человека с физическим и астральным; теперь вам остается рассмотреть, каково взаимоотношение эфирного тела и Я.

    Каждый человек наделен индивидуальностью, налагающей отпечаток на всю его организацию, до форм физического тела, до построения его лица. Органическая жизнь не одинакова у всех людей. Жизненная деятельность развивается, организуется и реагирует на внешние влияния и возбуждения у разных людей различным образом. Создание физических форм и функционирование органов зависят от эфирного тела, но различия в форме тесно связаны с характером и с интеллектуальной деятельностью и являются отпечатком личности вашего Я. Поскольку эти проявления вашего Я связаны с физической и физиологической деятельностью эфирного тела, а также с его влиянием на душевные процессы, они составляют то, что называется темпераментом. Таким образом, - темперамент является следствием влияния Я на эфирное тело.

    Как объяснить различия темпераментов? Нам известны четыре эфира: тепловой, световой, химический (или звуковой) и жизненный. В каждом существе действуют все четыре эфира. Но один из них может доминировать и быть более связанным с Я. Отсюда четыре основных темперамента, различавшиеся уже древними: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Их соотношение к четырем эфирам таково:

      Холерический темперамент - преобладание теплового эфира.

      Сангвинический темперамент - преобладание светового эфира.

      Флегматический темперамент - преобладание химического эфира.

      Меланхолический темперамент - преобладание жизненного эфира.

    Темперамент - это отблеск Я в эфирной теле, отблеск, придающий эфирному телу его личную своеобразную окраску, благодаря чему эфирное тело человека приобретает индивидуальный оттенок и отличается от окружающей эфирной среды.

    Следовательно, когда мы стараемся постичь действующие в нас эфирные силы и сделать сознательной их деятельность, то в наблюдении наших тенденций, стремлений, проявляющиеся в темпераменте, мы можем получить путеводную нить. Этот отпечаток нашей личности в эфирном теле дает нам возможность ориентироваться в "небытии"; это символический ключ, который Мефистофель дает Фаусту, чтобы открыть ему путь в "Царство Матерей". Старинное изречение "Познай самого себя, и ты познаешь Вселенную" - приобретает таким образом глубокое значение. Только познав самого себя, можно познать духовный мир.

    Здесь мы принуждены отметить глубокое расхождение Духовной Науки с наукой официальной. Последняя считает необходимым для сохранения объективности игнорировать самого человека, изучающего внешний мир. Она хотела бы во время экспериментов совершенно выключить всякую деятельность человеческой личности. Но несмотря на это, присутствие человека при всяком опыте все же необходимо. Всякое знание - это звание о человеке, познание самого себя, приобретенное с помощью изучения внешнего мира. Мы реагируем на внешние возбуждения, и мы можем познавать лишь наши восприятия. Познание Вселенной может быть основано только на познании человека. Вот почему Рудольф Штейнер назвал Духовную Науку Антропософией, то есть человековедением.



    Дата публикации: 27.10.2007,   Прочитано: 9452 раз
    · Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

    Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
    Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
    Открытие страницы: 0.08 секунды